Армения — страна древних монастырей. Армянские храмы крыма Самый древний монастырь армении

Находится в густо растущих деревьях на горных склонах вблизи города , около 3-х километров. Неординарное архитектурное исполнение Сурб-Хач неоднократно обращало на себя внимание многих художников, которые отображали на своих полотнах величественное построение. Монастырь, который 29 июля 2015 года достиг 657-летия, является святой землей для всех, кто ищет духовности и умиротворения. Монастырь Сурб-Хач обладает своеобразной созидательной силой, которая позволила армянам сохранить свою религию, веру, обычаи.

Географические координаты армянского монастыря в Старом Крыму Сурб-Хач на карте Крыма N 45.0007, E 35.0625

Святой Крест – это дословный перевод монастыря Сурб-Хач. Данное название было дано не зря. Существует легенда, что Ованес Себастаци из города Себастия, увидев в небе над землёй огненный крест, решил основать на этом месте монастырь. Ованес вместе с братом выкупили земельный участок размером 50 гектаров у генуэзцев и начали строительство монастыря в 1358 году. На протяжении всего времени становления и реставрации армянского монастыря было вложено большое количество сил и времени архитекторов, иконописцев и художников.

По мнению экспертов, данное строительство было обусловлено многочисленным переселением армян со своей родины на Крымский полуостров. Постройки Сурб-Хач очень схожи на храмы Армении, которые были построены в 7-8 веках. В период с 17-го во 18-й века армянский монастырь был перестроен ни один раз. Данные изменения отображались на стенах монастыря в различных надписях. В 78-м году 18 века жители монастыря покидают его и переходят нести свою службу в Нахичевань-на-Дону. Однако позже совместными усилиями Армянской Церкви монастырь был возрожден.

В 1925 году армянский монастырь в связи с распоряжением советской власти закрывают и используют не по назначению. В послевоенные период монастырь был подвержен серьёзным разрушениям и только в 94-м году 20 века монастырь был реставрирован и прихожане могли посещать храм. Из целого комплекса строений состоит Армянский монастырь Сурб-Хач: трапезная монастыря, кельи, церковь Сурб-Ншан и фонтаны и сад. Церковь Сурб-Ншан является сердцем монастыря Сурб-Хач. Там по сегодняшний день можно найти средневековые росписи. К церкви примыкает гавит, от которого идёт каменная лестница к башни-колокольни. Помещение гавита украшено разнообразными крестами.

Трапезная состояла из двух залов: первый зал ведёт в подвальные помещения, а в другом зале расположен камин и печь. В конце 19 века над трапезной монастыря был достроен второй этаж, который был предназначен для гостиничных помещений.


Кельи, или как их ещё называю, братский корпус, расположены с южной стороны гавиата и храма. Братский корпус – это двухэтажное помещение, построенное в виде буквы «г». Снизу было размещено несколько комнат, а на втором этаже находится балкон-галерея, стоящий на деревянных колоннах.
На территории Сурб-Хач расположена лестница и два фонтана, в которой течёт родниковая вода. На пологом склоне гор на четырёх террасах расположен сад монастыря.
Армянский монастырь Сурб-Хач - это святое место, которое манит не только своеобразной архитектурой, но и местом, где можно найти душевный покой, гармонию и избавиться от всех забот. Армянский монастырь Сурб-Хач входит в

Армянская Апостольская Церковь — одна из древнейших христианских церквей. Первые христиане появились в Армении еще в первом веке, когда двое учеников Христа – Фадей и Варфоломей пришли в Армению и начали проповедовать христианство. А в 301 году Армения приняла христианство в качестве государственной религии став первым в мире христианским государством.

Главную роль в этом сыграл святой Григорий Просветитель, ставший первым главой Армянской Церкви (302-326), и царь Великой Армении Трдат, который до этого был жесточайшим гонителем христиан, но тяжелая болезнь и чудесное исцеление молитвами, проведшего до этого 13 лет в темнице Григория, полностью изменили его отношение.

Несмотря на постоянные войны и гонения от персов, арабов, монголо-татарского ига и наконец османо-турецкого нашествия армяне ни разу не поменяли свою веру, оставаясь преданными своей религии.

За 1700 лет христианства в Армении были построены множество храмов. Часть из них были разрушены в результате гонений, часть пострадали от землятресений, но большинство уникальных и древних храмов дошли до наших дней.

1. Татевский монастырь. Думаем, многие согласятся с нами, что это не только самый красивый монастырь, но и храмовый комплекс лидирующий по своей энергетике и ауре. Рассказывать о Татеве можно очень долго, но лучше один раз приехать и почувствовать его волшебную силу.


2. Ахпатский монастырь. Также как и в Татев, в Ахпат хочется приезжать снова и снова. И как сказал один из знаменитых армянских поэтов-песенников, невозможно по настоящему любить Армению, если ты не видел рассвета над Ахпатским монастырем.


3. Монастыркий комплекс Нораванк. Окруженный красными скалами Нораванк безумно красив в любую погоду.


4. Монастырь Гегард. Уникальное архитектурное строение, часть которого вырублена в скале. Является одним из самых популярных мест среди туристов.


5. Монастырь Агарцин. Одно из самых таинственных мест Армении, утопающий в зелени горных лесов монастырский комплекс Агарцин. Находится недалеко от всеми любимого Дилижана.


6. Монастырь Макараванк. Также как и Агарцин окружен густым лесом Тавушской области.


7. Монастырь Одзун. Отреставрированный недавно Одзунский монастырь, является одним из древнейших монастырей Лорийской области.


8. Кафедральный собор Эчмиадзин. Построенный в 303 году собор, является религиозным центром всех армян.


9. Монастырь Хор Вирап. Находящийся у подножия горы Арарат, Хор Вирап стоит особняком среди всех храмов, т.к. именно отсюда началась христианская эпоха Армении. Монастырь построен на месте темницы, где долгие годы провел в заточении первый Католкос Армян — Григорий Просветитель.


10. Монастырь Ахтала. Еще одно уникальное архитектурное строение Лорийской области.



11. Храм Святой Гаяне. Находится в нескольких сотнях метрах от Кафедрального собора в Эчмиадзине. Является одним из лучших памятников армянской архитектуры.


12. Храм Святой Рипсиме. Еще один храм с уникальной архитектурой находящийся в Эчмиадзине.



13. Монастырь Ваанаванк. Находится недалеко от города Капан. Окруженный потрясающей природой сюникских гор, монастырский комплекс является усыпальницей сюникских царей и князей.



14. Монастырский комплекс Севанаванк. Находится на полуострове озера Севан.


15. Монастырь Сагмосаванк. Находится недалеко от города Аштарак, на краю ущелья реки Касах.



16. Монастырь Ованаванк. Находится недалеко от Сагмосаванка.


17. Монастырский комплекс Кечарис. Находится в горнолыжном курорте, городе Цахказор.



18. Монастырь Хневанк. Находящийся недалеко от города Степанаван, храм является еще одним красивейшим храмом Лорийсой области.


19. Монастырь Гошаванк. Основанный Мхитарем Гошем монастырский комплекс находится в одноименном селе недалеко от Дилижана.



20. Монастырь Гндеванк. Окружен красивыми скалами, находится в области Вайоц Дзор, недалеко от курортного города Джермук.


21. Монастырь Мармашен. Окруженный яблоневым садом на берегу реки Ахурян недалеко от города Гюмри, монастырский комплекс особенно красив в мае, во время цветения деревьев.



22. Монастырь Воротнаванк. Находится недалеко от города Сисисан.


22. Монастырь Аричаванк. Находится в Ширакской области недалеко от города Артик.



23. Монастырь Тегер. Расположен на юго-восточном склоне горы Арагац.



24. Монастырь Санаин. Наряду с Ахпатским монастырем, Гегардом, церквями Эчмиадзина (Кафедральный собор, храмы Святой Рипсиме и Гаяне), а также храмом Звартноц входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Находится недалеко от города Алаверди.



25. Татеви Мец Анапат (Большая Татевская пустынь). Монастырь находится в Воротанском ущелье. Являлся частью Татевского университета. С Татевским монастырем был соединен подземным ходом, который был разрушен во время землятресения.


26. Храм Айриванк. На другом берегу озера Севан расположился этот небольшой храм.



27. Храм Цахац Кар. Находится недалеко от деревни Ехегис, области Вайоц дзор.



28. Церковь Святого Оганеса в селе Ардви недалеко от города Алаверди



29. Церковь Ваграмашен и крепость Амберд. Расположен на высоте 2300 м на склоне горы Арагац.



30. Руины храма Звартноц. В переводе с древнеармянского означает «Храм бдящих ангелов». Находится по пути из Еревана в Эчмиадзин. Разрушен во время землятресения в Х веке, был обнаружен в начале ХХ века. Входит в список всемирного наследия Юнеско.



31. Храм Гарни . Ну и, конечно, не можем обойти один из самых популярных храмов — единственный сохранившийся на территории Армении храм дохристианской эпохи — языческий храм Гарни.


Конечно, здесь представлены далеко не все храмы Армении, но мы постарались отметить самые значимые из них. Ждем Вас среди наших гостей и мы покажем Вам самую яркую и красивую Армению.

Заглянуть внутрь армянских храмов можете в статье —

Присоединиться к .

фото: , Андраник Кешишян, Мгер Ишханян, Артур Манучарян

Армянская Апостольская Церковь недавно отмечала большой праздник - Обретение Святого Креста. Праздничная литургия в Эчмиадзине, где располагается резиденция духовного лидера страны - Католикоса, была отправлена с некоторым отклонением от традиции - участие в службе приняли... четыре монахини.

Несмотря на популярность и влияние Армянской Апостольской Церкви, армянские монастыри уже давно являются редкостью. Четыре участницы литургии, проходившей во второе воскресенье сентября в храме святой Рипсиме в Эчмиадзине, - обитательницы единственного в мире армянского женского монастыря.

Женские монастыри в Армении почти перестали существовать после 4 века н.э., когда царь Пап приказал закрыть их, считая, что женщины должны выходить замуж, а не уединяться от мира, посвящая свою жизнь Богу.

Храм святой Рипсиме был воздвигнут в седьмом веке на том самом месте, где тремя столетиями ранее мученической смерти были преданы Рипсиме и 32 другие праведные девы. Так царь Трдат наказал Рипсиме за то, что она отказалась выйти за него замуж.

Монастырь Святой Рипсиме имеет одну особенность - здесь нет матери игуменьи, и монахини вверены заботам мужчины. "Все мы - дети Бога без различия пола и возраста", - сказал IWPR настоятель монастыря архимандрит Мартирос Погосян.

Отец Мартирос, чье имя в переводе с армянского означает "мученик за веру", является "черным монахом" и не имеет права жениться. По его словам, стезя, которую выбрали женщины, придя в монастырь, необычна, но сделали они это без принуждения. "Уход из мира - дело сугубо добровольное, никто этих женщин не заставлял избрать именно эту жизнь", - сказал он.

Стать монахиней совсем нетрудно, но приняты в монастырь будут только истинно верующие.

"Обитель не место для решения социальных проблем, мы не можем дать людям работу и средства к существованию. У нас даже нет монашеской иерархии, как, например, в Русской Православной Церкви, нет ни срока послушания, а тем более пострига. Мы считаем, если человек пришел к Богу - он это осознал", - сказал отец Мартирос.

"Я тоже человек и понимаю, что уход в монастырь - это своего рода бегство от ненормальной жизни, от неустроенности, может даже от себя".

Из четырех монахинь самой младшей 42 года, самой старшей - 56.

С мирянами монахини общаются редко, но это им не возбраняется. Они могут навещать родственников, съездить в город по надобности. Хотя, как призналась IWPR одна из монахинь, назвавшаяся Елизаветой, особой нужды в поездках в Ереван нет. "Мы живем тихо, ни в чем не нуждаемся, нам даже дают зарплату - 40 долларов в месяц по повелению Католикоса Всех Армян Гарегина II", - сказала она.

Обитель сестер-монахинь небольшая, окружена небольшим садом и огородом. Овощей и фруктов, здесь выращиваемых, вполне хватает сестрам, отцу-настоятелю и дьякону при церкви. Держат здесь и кур, словом - вполне приличное хозяйство, если учесть то, что занимаются им всего четыре женщины, прямо скажем, не очень молодые.

"Мы обязательно участвуем во всех богослужениях, помогаем батюшке, чем можем", - говорит сестра Аида.

"Знаете, регламентированная жизнь имеет свои плюсы - четко расписанный день не дает времени предаваться праздным мыслям. Работа здесь есть постоянно - с утра молитва, потом трапеза, работа по хозяйству, еще молитва и отход ко сну. Есть у нас и телевизор, так что отшельниками нас назвать нельзя. Кстати, никакой "церковной цензуры" на просмотр передач нет - просто мы сами выбираем, что нам больше подходит".

Разговор с настоятелем происходил во дворе обители, и из кухни вкусно пахло свежевыпеченным хлебом. "Да, у нас здесь все свое", - сказал он.

Монахини подчиняются только Уставу церкви, которая по Конституции отделена от государства, а это значит, что на них не распространяются никакие социальные выплаты и льготы. Правда, они ни за что и не платят - все коммунальные расходы, равно как и бытовые потребности, оплачивает церковь, а точнее храм, где расположена обитель. "Они избавлены от мирских тягот, и их не страшит нищенская пенсия", - сказал отец Мартирос.

В миру о монахинях думают по-разному.

30-летняя Астхик Погосян к обитательницам монастыря Святой Рипсиме относится скептически. "Может быть, у этих женщин не было другого выхода, кроме как уйти в монастырь, не хватило сил противостоять социальным трудностям. Но с другой стороны - это просто бегство от действительности. Что-то я не верю в их желание служить Богу", - сказала она IWPR.

С ней соглашается Гарегин, работающий менеджером в одной компьютерной фирме. "Это же надо так устать от жизни, чтобы добровольно отказаться от мирских радостей, - удивляется он. - Я бы не хотел для своих родных такой участи". По его мнению, в том, что эти женщины оказались в монастыре, повинно государство, которое не смогло обеспечить им жизнь, альтернативную той, которую они ведут сейчас.

Не приветствует женщин, идущих в монастырь, даже сторож храма. "Люди не должны идти наперекор природе. Женщинам на роду написано выходить замуж, рожать детей, словом - создавать семью. Правильно сделал царь Пап 16 веков тому назад, когда закрыл женские монастыри".

Однако есть и такие, кто восхищается и даже завидует монахиням. "Я бы с радостью ушла в монастырь - не оттого, что жить трудно, а от недостатка духовности. Правда, мне говорят, что это все плод воображения - но я думаю, что права", - говорит мать двоих детей Кнарик Асатрян.

По мнению студентки Лингвистического университета Гаяне Минасян, монахинь должно быть больше. "Что мы видим в жизни - пустоту и погоню за материальным благополучием, о душе подумать некогда. Молодцы эти женщины, будь их больше - лучше было бы для всех нас".

Сестра Аида утверждает, что право выбора всегда остается за женщинами.

"Мы никому не навязываем своего решения. Если кто хочет, может придти в монастырь, и если он, то есть она пришла к нам осознанно - мы будем только рады. А если нет - придется распрощаться. Зла здесь ни на кого не держат, насильно не постригают, мы, может быть, свободнее других граждан Армении", - сказала сестра Аида.

Армения - первая страна в мире, принявшая христианство в качестве государственной религии
Произошло это еще в 301-ом году, и хотя все эти века армян пытались обратить в зороастризм, ислам, армяне остались христианами и построили тысячи храмов, многие из которых дошли до наших дней

на верхней фотографии церковь Св.Саркиса в Ереване, хоть он и не главный храм Еревана, но пожалуй самый красивый)


это главный собор Гюмри, он был практически полностью разрушен во время землетрясения 1988-го, однако его уже практически восстановили)

неподалеку от Гюмри, рядом с городом Артик находится Аричский монастырь 5-7-ых веков

в самом Артике находится маленькая церковь Св.Стефана 6-го века

восточнее Ширака(области, в которой расположены Гюмри и Артик) находится область Лори
монастырь Санаин 10-го века около города Алаверди

Ахпат, 986-го года

комплексы Санаин и Ахпат включены в список Всемирного Наследия ЮНЭСКО

церковь Одзун, построена в 8-ом веке на основании церкви 4-го века

рядом с каждой церковью(а вообще и не только рядом с церквями, а повсеместно) встречаются хачкары - каменные кресты

западнее Лори Тавушская область, отличающаяся большим количеством лесов, горных рек, каньонов)
здесь стоит выделить монастырь Гош 13-го века

к сожалению реставраторы "постарались" и поставили пластиковые купола, надеюсь в ближайшие несколько лет их заменят на каменные

а чуть южнее Айраванк

западнее Севана находится область Котайк
в ней тоже много интересных мест

монастырь Гегард 15-го века, тоже занесен в ЮНЭСКО, он полностью высечен в скале

рядом с городом Егвард находятся руины церкви Зоравар 7-го века

в самом Егварде церковь Св.Богородицы

западнее Котайка пролегает область Арагацотн, наполовину равнинная, наполовину гористая
церковь Св.Месропа Маштоца(автора армянского алфавита), в которой находится могила самого Маштоца

монастрь Тегер 13-го века, находится у подножия горы Арагац

Сагмосаванк

храм 12-го века в селе Египатруш

церковь Св.Петра и Павла 5-го века
обратите внимание на то что верхняя часть темная, а нижняя - светлая, вызвано это тем, что в советское время построили Апаранское водохранилище и во время сезона паводков церковь уходит под воду

южнее Арагацотна располагается Армавирская область, а в ней город Эчмиадзин)

главная церковь Армянской Апостольской Церкви - церковь Св.Майр Атор
недавно на территории комплекса построили новую церковь, где проводят обряд крещения

также в Эчмиадзине стоит выделить храм Рипсиме 7-го века

но в городе есть еще много храмов)

южнее Армавира находится Араратская область

монастырь Хор Вирап
раньше на территории крепости находилась тюрьма, и в ней 13 лет царь Трдат держал в заточении Григория Просветителя
царь внезапно заболел и вылечить его смог лишь Григорий, обратив его в христианство, после чего царь обратил в христианство всю Армению

в горах Араратской области находится монастырь Св.Карапета

юго-западнее Арарата находится область Вайоц Дзор, полупустынная, каньонистая
в ней самый красивый на мой взгляд армянский храм - Нораванк

в горах труднодоступный монастырь Спитакавор(Белый монастырь в переводе с армянского)

монастырь Амарас 4-го века, в нем Месроп Маштоц дописывал армянский алфавит

монастырь Гандзасар

в моем журнале про все монастыри и не только вы можете найти более развернутую информацию)
а на этом все=)

Пожалуй, ничто так не передает истинный дух Армении, как величественные древние храмы и монастыри, большинство из которых расположены в самых живописных уголках страны: посреди зеленеющих холмов, в горах, вблизи крутых, скалистых обрывов и ущелий или на берегу высокогорного озера Севан. На относительно небольшой территории страны можно насчитать многие десятки удивительных по своей красоте храмов, монастырей, церквей и часовен, некоторые из которых включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и у каждого строения имеется собственная многовековая история. Позвольте представить Вам пять самых популярных туристических маршрутов для знакомства с этими историческими и архитектурными «богатствами» Армении.

Монастырский комплекс Эчмиадзин

Эчмиадзин, пожалуй, самое почитаемое святое место в Армении. С самого момента принятия христианства в 301 г.н.э. именно здесь находится резиденция Католикоса – Верховного Патриарха всех армян. Здесь же в музее-сокровищнице хранятся такие общехристианские святыни, как частица Ноева Ковчега и Гегард – Копье, которым пронзили ребра Христа. Эчмиадзинский комплекс включает Кафедральный Собор (начало 4 века), Храм Св. Гаяне (603 г н.э.), Храм Св. Рипсимэ (618 г н.э.), а также целый ряд древних монастырских построек.

Весьма популярный среди туристов монастырь Гегард (IV век н.э.) примечателен тем, что часть его здания высечена прямо в каменной скале. Храм, расположенный в живописном месте в горах построен около пещерного горного источника, поэтому вначале строение носило название «Пещерного храма». Позже храм был переименован в Гегард «Храм Святого Копья», в честь важной христианской реликвии, ныне хранящейся в Эчмиадзине. За свою историю монастырь перенес множество катаклизмов, несколько раз он был разрушен почти до самого основания, а затем восстановлен. Сегодня храм Гегард можно увидеть в его первозданной красоте и величии.

Хор Вирап

Монастырь Хор Вирап (648-2 г н.э.), находящийся близ самого подножия библейской горы Арарат, имеет весьма интересную историю. Согласно легенде именно здесь в глубокой темной яме 13 лет томился Григорий Просветитель, благодаря которому христианство было принято государственной религией Армении, и который стал первым Католикосом. Название монастыря переводится именно как «глубокая темница». Подземелье и сегодня находится прямо под зданием церкви на глубине 6 м, желающие могут спуститься туда по крутой винтовой лестнице и воочию увидеть место заточения великого Просветителя.

Монастырь Татев

Пожалуй, это самый красивый храмовый комплекс, сразу покоряющий своей поистине волшебной энергетикой. Изящное белое здание монастыря (конец IX века н.э.) располагается почти на самом краю крутого обрыва, и словно «парит над пропастью». К монастырю ведет пассажирская канатная дорога «Крылья Татева», которая пролегает над ущельем бурной реки Воротан на высоте более 300 м и является самой длинной канатной дорогой в мире. Путешествие на «Крыльях Татева» открывает перед пассажирами просто фантастическую панораму с видом на монастырь и окружающий горный пейзаж, так что дорога к храму подарит Вам не меньше незабываемых впечатлений, чем само посещение Татевского комплекса.

Храм Гарни

Пожалуй, любой список древних храмов Армении будет неполным без Гарни (I век н.э.) – единственного сохранившегося храма дохристианской эпохи. Гарни – храм эллинистического типа, посвященный языческому богу Солнца Митре. Во времена былого величия здесь находилась летняя резиденция армянских царей, руины древних дворцовых построек можно и сейчас видеть на близлежащей территории. В некоторых местах на развалинах стен даже сохранились остатки краски и фрагменты удивительной по красоте цветной мозаики. В 17 веке храм был до основания разрушен землетрясением, в 1970 году строение полностью восстановили, и сегодня Гарни является одной из главных достопримечательностей Армении.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook