Атомная подводная лодка наутилус. Исследовательская подводная лодка Nautilus (США)

В 1944 году руководитель «Манхэттенского проекта» (американской атомной программы) генерал Лесли Гроувз создал небольшую рабочую группу для исследования возможностей «неразрушительного применения» ядерной энергии.

Тем самым была начата работа по созданию атомных силовых установок для кораблей. В силу независимости атомной силовой установки от атмосферного воздуха приоритетной областью ее применения стал подводный флот. Использование таких установок на субмаринах позволяло радикально повысить автономность и скрытность — ведь теперь подлодке не надо было всплывать для подзарядки аккумуляторов.

Теоретические исследования показали практическую осуществимость постройки ядерной корабельной силовой установки. Их результаты представили конгрессу в специальном докладе в 1951 году, после чего законодатели выделили необходимые средства. Это позволило флоту подписать контракты с фирмами «Электрик Боут», «Вестингауз Электрик» и «Комбастинг Инжиниринг» на разработку проекта субмарины и атомного реактора к ней. Для последнего выбрали схему с охлаждением водой под давлением (PWR) — как показал дальнейший опыт, наиболее безопасную и простую в эксплуатации. Наземный прототип реактора получил обозначение S1W, а образец, предназначенный для установки на субмарину, — S2W. Буква «S» означала, что реактор предназначен для подводной лодки (реакторы для авианосцев обозначаются буквой «А», а для крейсеров — «С»), a «W» указывала на фирму-разработчика «Вестингауз».

Проектирование и постройка подлодки велись очень быстро. Уже 14 июня 1952 года на верфи «Электрик Боут» в Гротоне (штат Коннектикут) в присутствии президента США Гарри Трумэна состоялась закладка первой атомной субмарины, а 21 января 1954 года лодку спустили на воду. Крестной матерью корабля стала Мэми Эйзенхауэр — жена президента США Дуайта Эйзенхауэра. Лодка, получившая название «Наутилус» и бортовой номер SSN-571, была официально принята в состав флота 30 января 1954 года. Но еще три месяца она оставалась у причала верфи, поскольку ряд важных работ не был завершен. 30 декабря состоялся пуск реактора. 17 января 1955 года «Наутилус» наконец отошел от причала. Командир субмарины коммандер Юджин П. Уилкинсон передал исторический сигнал: «Иду под ядерным двигателем».

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Для своего времени «Наутилус» имел значительные размеры: по проекту его подводное водоизмещение достигало 3,5 тыс. т, а длина составляла 98,7 м. Он превосходил новейшие американские дизель-электрические подлодки типа «Тэнг» по водоизмещению на 50 %, а по длине на 15,2 м. Очертания корпуса «Наутилуса» базировались на немецком проекте XXI (времен Второй мировой войны). Большой диаметр корпуса (8,5 м) позволил организовать на большей части длины корпуса три палубы и создать достаточно комфортные условия для экипажа, состоявшего из 12 офицеров и 90 старшин и матросов. Офицеры размещались в каютах (правда, только командир — в одноместной). Каждый из рядового состава имел персональную койку (на дизель-электрических подлодках, как правило, число коек было меньшим, чем численность экипажа, — с учетом того, что часть личного состава постоянно находилась на вахте). Офицерская кают-компания могла одновременно поместить всех офицеров. В кают-компании рядового состава могли одновременно принимать пищу 36 человек, а в качестве кинозала она вмещала до 50 человек. Вооружение «Наутилуса» состояло из шести носовых торпедных аппаратов с боекомплектом 26 торпед. Первоначальным проектом было предусмотрено вооружить лодку крылатыми ракетами «Регулус» (со стартом из надводного положения), но ввиду значительного увеличения массы биологической защиты реактора от этого пришлось отказаться. Основными средствами освещения обстановки были две гидроакустические станции — пассивная AN/BQR-4A (с большой цилиндрической антенной в носовой части лодки) и активная AN/SQS-4.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

На «Наутилусе» применили однореакторную двухвальную главную энергетическую установку. Корпус реактора S2W весил около 35 т, имел форму цилиндра со сферической крышкой и полусферическим днищем. Высота его составляла 3 м, диаметр 2,7 м. Корпус реактора крепили в вертикальном положении на основание цистерны водяной защиты, которая в свою очередь крепилась на фундаменте в трюме реакторного отсека. Вместе с водяной и композитной защитой высота реактора составляла около 6 м, а диаметр 4,6 м. Активная зона реактора цилиндрической формы диаметром около 1 м. Общий вес загрузки реактора — около 100 кг. Пар, вырабатываемый в результате охлаждения реактора, питал две паровые турбины. Для аварийных случаев и прибережного маневрирования на субмарине имелись два дизель-генератора.

ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

Первые же испытания атомной субмарины «Наутилус» дали ошеломляющие результаты: лодка в подводном положении преодолела дистанцию между базами подводного флота Нью-Лондон и Сан-Хуан за 90 часов.

За это время «Наутилус» прошел 1381 морскую милю (2559 км) со средней скоростью 15,3 узла. Дизель-электрические субмарины в то время были способны преодолеть под водой от силы 200 миль со скоростью 4-5 узлов.

В последующих рейсах «Наутилус» демонстрировал среднюю путевую скорость, близкую к максимальной — показатель, о котором ранее подводники могли только мечтать. Субмарина оказалась способной обогнать противолодочные торпеды, состоящие в то время на вооружении ВМС США! Отличной оказалась и маневренность подлодки.

Однако испытания показали и существенные недостатки лодки, прежде всего — высокий уровень шумов. Главной его причиной стала отнюдь не силовая установка, а вибрация конструкции корабля, вызванная возмущениями обтекания воды за ограждением рубки. В случае превышения частоты этих колебаний 180 в минуту возникала реальная угроза серьезных повреждений конструкции лодки. Высокая шумность существенно снижала боевую ценность «Наутилуса»: при скорости свыше 4 узлов эффективность сонаров становилась нулевой — лодка попросту «глушила» их собственным шумом. Если же скорость превышала 15 узлов, находящейся в центральном посту смене приходилось кричать, чтобы услышать друг друга. Позже субмарину подвергли модификациям, несколько снявшим остроту проблемы шумности. Но в течение всей своей 35-летней службы «Наутилус» оставался по сути опытовым кораблем, а не боевой единицей,

К СЕВЕРНОМУ ПОЛЮСУ

Исключительные возможности ядерной силовой установки позволили реализовать амбициозную задачу — достичь Северного полюса в подводном положении. Однако первая попытка, предпринятая в августе 1957 года, оказалась неудачной. Зайдя под паковые льды, «Наутилус» попытался всплыть в точке, где эхоледомер показал полынью, но напоролся на дрейфующую льдину, серьезно повредив единственный перископ. Лодке пришлось возвратиться. Год спустя была предпринята вторая попытка, оказавшаяся успешной — 3 августа 1958 года «Наутилус» проплыл под Северным полюсом. Событие это произошло во время трансарктического рейса субмарины из Перл-Харбора (Гавайи) в Лондон, подтвердившего возможность маневра атомных подводных лодок между Тихим и Атлантическим океанами через Арктику. Поскольку обычные средства навигации в приполярных акваториях малопригодны, «Наутилус» оборудовали инерциальной навигационной системой «Норт Американ» N6A-1 — корабельным вариантом системы, применявшейся на межконтинентальных крылатых ракетах «Навахо». Весь рейс подо льдом занял четверо суток (96 часов), в течение которых лодка преодолела 1590 миль, всплыв на поверхность северо-восточнее Гренландии.

«Наутилус» стал первой субмариной, достигшей Северного полюса в подводном положении. Первой же лодкой, всплывшей на Северном полюсе, стала другая американская АПЛ — «Скейт». После возвращения из рейса «Наутилус» посетил Нью-Йорк. И если на Северном полюсе после него побывали многие подлодки, то вот в Нью-Йоркский порт больше ни одна атомная субмарина не заходила.

ДАЛЬНЕЙШАЯ СЛУЖБА

Большую часть активной службы «Наутилус» провел в составе 10-й эскадры подлодок, базировавшейся в Нью-Лондоне. Подлодка участвовала в обеспечении боевой подготовки Атлантического флота США и военно-морских сил союзников по НАТО. Участие в маневрах в условиях, приближенных к боевым, порой приводило к весьма опасным инцидентам. Наиболее опасный из них имел место 10 ноября 1966 года, когда «Наутилус», маневрируя на перископной глубине, столкнулся с противолодочным авианосцем «Эссекс» (CVS-9). Авианосец получил пробоину, но остался на плаву. Субмарина же серьезно повредила рубку, но хода не лишилась и смогла добраться до базы. За время службы на «Наутилусе» трижды перезаряжали активную зону реактора: в 1957-м, 1959-ми 1967 годах. В общей сложности лодка прошла более 490 тыс. миль. Интенсивность ее эксплуатации в начальный период службы была гораздо выше. Если за первые два года субмарина преодолела 62,5 тыс. миль (из них более 36 тыс. — в подводном положении), а за последующие два — более 91 тыс., то с 1959 до 1967 года (восемь лет) она про шла 174,5 тыс. миль, а за 12 лет с 1967 до 1979-го — 162,3 тысячи. 3 марта 1980 года «Наутилус» был выведен из боевого состава. Предполагалось его утилизировать, но вскоре решили сохранить первую американскую атомную субмарину в качестве музея. После соответствующей подготовки и вырезки из корпуса реакторного отсека «Наутилус» 11 апреля 1986 года открыли для посетителей. Лодка, имеющая статус национального памятника техники, находится в Гротоне.

Итак, мы добрались до последнего пункта нашей экскурсионной программы, и это - небольшой городок Гротон, находящийся в округе Нью-Лондон и расположенный на реке Темза.

На сам город времени у нас нет, да это и не входит в нашу программу, поэтому мы сразу едем туда, где нас ждет экскурсия - в Музей подводного флота.

Этот музей находится в этом городе не случайно: Гротон является центром производства подводных лодок компании ElectricBoatCorporation, подразделения корпорации GeneralDynamics. Около половины подводных лодок для флота США производится именно в Гротоне.

Здесь, у воды, очень красиво. Вот какие чудесные пейзажи открываются по сторонам: лес, река, мост вдали, убегающие рельсы...

Ну а прямо перед нами совершенно иная картина. Здесь, над водой, возвышается первая в мире атомная подводная субмарина - американская АПЛ USS Nautilus (SSN-571), которая является главным экспонатом этого музея.

Пирс окружен флагами разных штатов. Предполагаю, что они висят здесь не каждый день, их вешают, скорее всего, только по праздникам. А в тот день был большой праздник для Америки - День Независимости.

По этой же причине и людей в этот день было здесь значительно больше, чем в обычные дни. В очереди стояло человек 100.

С погодой нам не повезло, было холодно и ветренно, совсем нетипично для июля. Поэтому мы заняли очередь на лодку, а сами пошли в Музей подводного флота (The Submarine Force Museum), который расположен на берегу.

У входа в музей стоят разные подводные лодки и вот такая инсталляция из двух кругов.

Благодаря им можно понять, как изменились размеры подводных лодок за последние сто лет: маленький круг — диаметр первой подводной лодки США USS «Holland» (SS-1), а большой — диаметр современной подводной лодки типа «Огайо» (SSBN 726).


А вот сверхмалая подводная лодка типа A Ko-hyoteki.

Применялась она во время Второй мировой войны. Могла двигаться под водой на глубине до 30 м со скоростью 19 узлов. Экипаж — 2 человека.

Пять лодок данного типа использовались в атаке на Перл-Харбор, двум из них удалось пробраться в гавань.

И еще немного лодок.

В музее можно ознакомиться с историей развития ВМС США.

Вообще, как пишут, это единственный в своем роде музей. Здесь есть много всего интересного, но, поскольку я в этом совершенно не разбираюсь, то я ходила и просто смотрела по сторонам.


Вот под зарисовкой приведены слова Жюля Верна: "То, что один человек способен вообразить, другой может осуществить."

Эта цитата как нельзя более уместна в этом музее, ведь именно Жюль Верн в своем романе "20 000 лье под водой", опубликованном еще в 1870 году, то есть почти 150 лет тому назад (!), писал о появлении вымышленной подводной лодки "Наутилус".

И, кстати, в музее - но только в самой лодке "Наутилус" - хранится и первое издание этой книги.

Естественно, напрашивается вывод, что название американской лодки было связано именно с этим романом.

В какой-то статье я, правда, прочитала, что субмарина названа вовсе не по имени фантастической подводной лодки жюльверновского капитана Немо, а в честь уже вышедшей из состава ВМС дизель-электрической подводной лодки -- USS Nautilus (SS-168) класса "Нарвал", экипаж которой прославился в сражениях с японцами во время Второй Мировой войны.

Вывод этот странный, так как понятно,что, скорее всего, и та лодка получила свое название благодаря Жюлю Верну.



Время поджимает, и мы возвращаемся к лодке. Очередь немного рассеялась.

На pубке имеются буквы: белая "E", красная "E" и белая "A". Эти символы представляют собой знак отличия, который получила лодка как лучший корабль в своем классе.




Спускаемся в лодку. Здесь все сделано очень здорово и наглядно для посетителей.


Строительство этой первой атомной подводной лодки началось 14 июня 1952 года в присутствии президента США Гарри Трумэна на верфи в Гротоне.

21 января 1954 года она была спущена на воду. Это была первая субмарина с ядерным реактором, позволяющим месяцами находиться в автономном плавании без подъема на поверхность.

В 11:00 17 января 1955 года «Наутилус» впервые вышел в море и отправил в эфир сообщение: Underway on nuclear power («Идём на атомной энергии»).

3 августа 1958 «Наутилус» стал первым в истории кораблём, который достиг Северного полюса своим ходом в подводном положении.

Это ж илое помещение командного состава.

Это столовая.

Столовая экипажа является самым большим помещением на лодке и поэтому использовалась также для тренировок, собраний, пpосмотpа кинофильмов и пр.

Экипаж принимал пищу каждые 6 часов и имел очень широкий рацион питания.

Из-за тяжелых условий службы на подводной лодке питание подводников является лучшим в аpмии. Горячий кофе имелся 24 часа в сутки, а также имелись машины мороженого и охлажденного сока.

Были разработаны планы конверсии подводной лодки в музей для общественного показа. После дезактивации и выполнения большого объема подготовительных работ 6 июля 1985 года «Nautilus» был отбуксирован в Гротон (штат Коннектикут).

Здесь, в Музее подводного флота США первая в мире атомная подводная лодка теперь открыта для посещения публики.

Наша экскурсия подошла к концу. Прекрасная и познавательная получилась поездка по Коннектикуту.

А впереди маячат уже другие планы - ведь столько всего интересного вокруг! И так мало времени!...

Русский язык. 10 класс. Практическое занятие № 2.

Тема занятия: Морфология.

Цель и задачи: научиться употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой; производить морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи.

Вариант № 3.

Задание № 1. Определите род имен существительных, составьте и запишите словосочетания, согласуя с именами существительными прилагательные в нужном роде, числе, падеже.

Дитя (ср.р.) – презабавное дитя.

Городишко (м.р.)- шумный городишко.

Пенальти (м.р., ср.р.)- одиннадцатиметровый пенальти.

Кутюрье(м.р.) – известный кутюрье.

Манжета(ж.р.)- ажурная манжета.

Аэрозоль (м.р.) – пахучий аэрозоль.

Штемпель (м.р.) – старый штемпель.

Камикадзе (м.р.) – юный камикадзе.

Задание № 2. Образуйте форму родительного падежа множественного числа приведенных ниже имен существительных.

Антресоли –антресолей.

Ущелья – ущелий.

Несчастья – несчастий.

Погоны – погон.

Рентгены – рентген.

Вафли – вафель.

Блюдца – блюдец.

Свечи – свеч, свечей.

Дрязги – дрязг.

Крестьяне – крестьян.

Сутки – суток.

Задание № 3. Образуйте форму множественного числа именительного падежа.

Сторож- сторожа.

Веер – вееры.

Бухгалтер – бухгалтеры.

Выговор – выговоры.

Ректор – ректоры.

Инженер – инженеры.

Дно – донья.

Живопись – живописи.

Счастье – счастья.

Тополь – тополя.

Задание № 4.Образуйте краткие формы следующих имен прилагательных.

Бдительный – бдителен; великолепный – великолепен; мягкий – мягок; тревожный – тревожен; редкий – редок; тонкий – тонок; опасный – опасен; культурный – культурен; постоянный – постоянен; беспочвенный – беспочвен; мужественный – мужественен; родственный – родственен; искусственный – искусственен.

Задание № 5 .Напишите предложения, употребляя числительные в нужной форме.

  1. Водоизмещение экспериментальной подводной лодки «Наутилус» составляло около трех тысяч ста восьмидесяти тонн, длина – около девяноста двух метров, а мощность атомной силовой установки равнялась тринадцати целым четырем десятым тысяч лошадиных сил.
  2. В тысяча девятьсот девяносто третьем году, в честь двухсотлетия музея Лувр, в павильоне Ришелье открылось более ста семидесяти новых залов общей площадью около двадцати одной тысячи пятиста сорока метров.
  3. Железная дорога Петербург – Москва, построенная более ста пятидесяти лет назад, была знаменита ста восьмьюдесятью четырьмя мостами и отличалась от заграничных дорог тем, что ширина ее колеи равнялась тысяче пятьсот двадцати четырем мм, а не тысяче четырехсот тридцати пяти мм.

Задание № 6. Образуйте, если это возможно, деепричастия несовершенного вида от данных глаголов.

Говорить – говоря, сидеть – сидя.

Задание № 7. Исправьте ошибки.

Вопреки (чему?) указаниям; из-за наводнения погиб урожай пшеницы; в течении (сущ.) полноводной реки.

Практическое занятие № 1.

Тема занятия: Синтаксис. Синтаксические нормы.

Цель и задачи: овладеть синтаксическими нормами, выполнять грамматический анализ разных типов простых и сложных предложений, связанный с расстановкой в них знаков препинания, научиться выявлять и объяснять разного рода синтаксические ошибки.

Вариант № 3.

Задание № 1 . Выделите грамматические основы предложений. Определите типы односоставных предложений.

1)Никогда не исчезнуть из моей памяти этому мрачному утру. (безл.)2) Кому не приходилось спать на бережку шумного ручейка! (безл.) 3)В мезонине уже натоплено . (безл.) 4)Вообще там денег тратить не любили. (неопр. –личн.)5) Только давай выйдем как можно пораньше. (опр.-личн.)6) Дни поздней осени бранят обыкновенно. (неопр.-личн.)7) Звон отбиваемых кос.(назыв.)

Задание № 2. Выделите грамматические основы предложений. Определите типы предложений (односоставные или двусоставные)

А черное небо чертят огнистыми полосами падающие звезды. (двусост.) Как холодно, росисто! (односост.) Как хорошо жить на свете!(односост.)

Задание № 3. Укажите, каким членом предложения является выделенная форма.

1)Коса была обернута в жгут из соломы. (определ. - жгут (какой?) соломенный) 2) Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил. (обст.- выскочил (откуда?) из чащи) 3)Варя из экономии (обст. – почему,по какой причине?) кормит всех молочным супом. 4) Он закричал от боли.(обст. – почему?) 5)От берега (обст. - откуда?) почти неслышно отчалила лодка. 6) Мы вынуждены были отказаться от вечерней прогулки.(дополн. – от чего?) 7) Дай мне ключ от шкафа.(опред. - ключ (какой?)

Задание № 4. Докажите, что в одних случаях выделенные слова и конструкции являются вводными, а в других – нет. Расставьте недостающие знаки препинания.

1)Ему теперь не с кем перемолвиться словом. (допол. – чем?) Дядя заменил мне собою отца, воспитывал меня на свой счет и, словом,(вводное слово – не является членом предложения) сделал для меня то, что не всегда сделает и родной отец.

2)Нет, друзья, во сто раз бывает хуже, это точно знаю я.(вводное предл.) Потугин точно и любил, и умел говорить.(обстоят.- любил (как? каким образом).

3) Бывает так, а бывает и наоборот. (обст. - образа действия)Вместо того, чтобы затормозить, он,наоборот, (вводное слово не является членом предложения) встал на козлах и отчаянно закрутил кнутом.

Задание № 5. Выделите грамматические основы предложений. Расставьте недостающие знаки препинания.

1)Мы с сестрой плакали, мать тоже плакала. 2) Глаза у всех устремились, и носы вытянулись по направлению к письму.3)Не только не видно нигде следов, но и самые комнаты были пусты. 4)У Евсеича сорвалась какая-то большая рыба и вдобавок щука оторвала удочку. (У Евсеича общий второстепенный член, запятая не нужна)

Задание № 6 . Выделите грамматические основы в сложноподчиненных предложениях, определите тип придаточного.

1)Не увлекайся до безрассудства, дабы не ощущать в себе измены русским обычаям.(придат. обстоятельст. причины) 2) Люди придумывали себе пороки, (для чего? С какой целью?) лишь бы не прослыть пресными.(придаточное цели)

Задание № 7. Выделите грамматические основы в сложных бессоюзных предложениях. Расставьте недостающие знаки препинания. Установите смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения.

  1. Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать - в Россию можно только верить.

Предложение повествовательное, сложное, бессоюзное. Связь между простыми предложениями бессоюзная; средство связи – интонация. Смысловые отношения выражаются в устной речи при помощи интонации, в письменной – знаками препинания.

  1. Зреет рожь - тебе заботушка, как бы градом не побилася, без дождей в жары не высохла, от дождей не положилася.

"Наутилус"-первая атомная подводная лодка в мире

Первая атомная подводная лодка в мире

Идея боевого применения подводного судна, высказанная впервые еще Леонардо да Винчи, была популяризирована в романе Жюля Верна «20 тысяч лье под водой», написанном в 1870 году. В романе описывается подводная лодка «Наутилус», которая таранит и уничтожает надводные корабли, используя металлический «бивень», располагающийся на носу лодки. Ни о каких прототипах торпед или иного оружия в романе речи не шло.

Впервые действующий образец подводной лодки был создан в 1620 году для короля Англии Джеймса голландским инженером Корнелиусом ван Дреббелем — в Лондоне была построена и успешно испытана в Темзе вёсельная подводная лодка. В России попытки построить подводную лодку предпринимались при Петре Великом.

Во время Первой мировой войны появились подводные лодки с дизельным двигателем для движения на поверхности, и электрическим для движения под водой. К дизельному двигателю подключали генератор, который производил электричество для подзарядки батарей. Ускоренное развитие подводного флота в годы Первой мировой войны привело к тому, что субмарины стали грозным оружием. Всего за время войны 600 подводных лодок воюющих государств потопили 55 крупных боевых кораблей (линкоры и крейсера), 105 эсминцев, 33 субмарины.

Идея использовать ядерный реактор в качестве силовой установки субмарин возникла еще в Третьем рейхе. Не потребляющие кислород «урановые машины» (так назывались тогда ядерные реакторы) профессора Гейзенберга предназначались, прежде всего, для «подводных волков» Криегсмарине. Однако довести работу до логического завершения у немецких физиков не получилось, и инициатива перешла к США, которые по окончанию войны некоторое время были единственной страной в мире, располагавшей атомными реакторами и бомбами.

В первые годы Холодной войны между СССР и США в качестве носителей атомной бомбы американским стратегам мыслились бомбардировщики дальнего действия. У США имелся большой опыт боевого применения этого вида вооружения, американская стратегическая авиация обладала репутацией самой мощной в мире, наконец, территория США считалась в значительной степени неуязвимой для ответного удара противника. Однако использование самолетов требовало их базирования в непосредственной близости к границам СССР. В результате предпринятых дипломатических усилий уже в июле 1948 года лейбористское правительство дало согласие на размещение в Великобритании 60 бомбардировщиков «Б-29» с атомными бомбами на борту. После подписания в апреле 1949 года Североатлантического пакта вся Западная Европа оказалась втянутой в ядерную стратегию США, а число американских баз за рубежом к концу 1960-х годов достигло 3400!

Однако с течением времени американские военные и политики пришли к пониманию того, что присутствие стратегической авиации на иностранных территориях связано с риском изменения политической ситуации в той или иной стране, поэтому носителем атомного оружия в будущей войне всё чаще виделся флот. Окончательно эта тенденция укрепилась после убедительных испытаний атомных бомб у атолла Бикини.

В 1948 году американские конструкторы закончили разработку проекта атомной энергетической установки и приступили к проектированию и строительству опытного реактора.
Таким образом, существовали все предпосылки для создания флота атомных субмарин, которые не только должны были нести на себе ядерное оружие, но и иметь атомный реактор в качестве силовой установки.

Строительство первой такой лодки, нареченной в честь фантастической субмарины, придуманной Жюлем Верном, «Наутилусом» и имевшей обозначение SSN-571, началось 14 июня 1952 года в присутствии президента США Гарри Трумэна на верфи в Гротоне.


21 января 1954 года в присутствии президента США Эйзенхауэра была спущена на воду с верфи Гротона штата Коннектикут первая в мире атомная подводная лодка. Влияние романа «20 тысяч лье под водой» было столь сильно, что первую атомную подводную лодку назвали в честь «Наутилуса» Жюля Верна. Через восемь месяцев - 30 сентября 1954 года - «Наутилус» принят на вооружение ВМС США.



17 января 1955 года «Наутилус» вышел на ходовые испытания в открытый океан, и его первый командир Юджин Вилкинсон передал в эфир открытым текстом: «Идем под атомным двигателем».



Не считая абсолютно новой энергетической установки «Марк-2», лодка имела обычную конструкцию. При водоизмещении Наутилуса около 4000 тонн двухвальная атомная энергетическая установка суммарной мощностью 9860 киловатт обеспечивала скорость более 20 узлов. Дальность плавания в подводном положении составляла 25 тысяч миль при расходе 450 граммов U235 в месяц. Таким образом, продолжительность плавания зависела только от исправной работы средств регенерации воздуха, запасов продуктов жизнедеятельности экипажа и выносливости личного состава.


При этом, однако, удельная масса атомной установки оказалась очень велика, из-за этого на Наутилусе не удалось установить часть предусмотренного проектом вооружения и оборудования. Основной причиной утяжеления была биологическая защита, в состав которой входит свинец, сталь и другие материалы (около 740 тонн). В итоге всё вооружение «Наутилуса» составляли 6 носовых торпедных аппаратов с боекомплектом в 24 торпеды.

Как и в любом новом деле, не обошлось без проблем.

Еще в ходе постройки «Наутилуса», а конкретно - во время испытаний энергетической установки, произошел разрыв трубопровода второго контура, по которому насыщенный пар с температурой около 220 °C и под давлением 18 атмосфер поступал из парогенератора к турбине. К счастью, это был не главный, а вспомогательный паропровод.

Причиной аварии, как установили в процессе расследования, был производственный дефект: вместо труб из качественной углеродистой стали марки А-106 в паропровод включили трубы из менее прочного материала А-53. Авария заставила американских конструкторов поставить под сомнение целесообразность использования сварных труб в системах подводных лодок, работающих под давлением.

Устранение последствий аварии и замена уже смонтированных сварных труб бесшовными задержали окончание постройки «Наутилуса» на несколько месяцев.



После вступления лодки в строй по средствам массовой информации начали циркулировать слухи, будто бы личный состав «Наутилуса» получил серьезные дозы радиации вследствие недостатков в конструкции биозащиты. Сообщалось, что военно-морскому командованию пришлось в спешном порядке произвести частичную замену экипажа, а подводную лодку поставить в док для внесения в конструкцию защиты необходимых изменений. Насколько верна эта информация, не известно до сих пор.

4 мая 1958 года на «Наутилусе», следовавшем в подводном положении из Панамы в Сан-Франциско, произошел пожар в турбинном отсеке. Возгорание пропитанной маслом изоляции турбины левого борта, как было установлено, началось за несколько дней до пожара, но его признаки оставили без должного внимания. Легкий запах дыма приняли за запах свежей краски. Пожар обнаружили лишь тогда, когда нахождение личного состава в отсеке из-за задымленности стало невозможным. В отсеке было так много дыма, что подводники в противодымных масках не смогли найти его источник.

Не выяснив причин появления дыма, командир корабля отдал приказ остановить турбину, всплыть на перископную глубину и попытаться провентилировать отсек через шноркель. Однако эти меры не помогли, и лодка была вынуждена всплывать в надводное положение. Усиленная вентиляция отсека через открытый люк с помощью вспомогательного дизель-генератора наконец принесла свои результаты. Количество дыма в отсеке уменьшилось, и экипажу удалось найти место возгорания. Два матроса в противодымных масках (на лодке оказалось лишь четыре таких маски) с помощью ножей и плоскогубцев принялись сдирать тлеющую изоляцию с корпуса турбины. Из-под сорванного куска изоляции выбился столб пламени высотой около метра. В ход пошли пенные огнетушители. Пламя было сбито, и работы по удалению изоляции продолжались. Людей приходилось менять через каждые 10-15 минут, так как едкий дым проникал даже в маски. Только через четыре часа вся изоляция с турбины была удалена и пожар потушен.

После прихода лодки в Сан-Франциско ее командир осуществил ряд мероприятий, направленных на повышение пожарной безопасности корабля. В частности, старая изоляция была удалена и со второй турбины. Изолирующими дыхательными аппаратами был обеспечен весь личный состав подводной лодки.

В мае 1958 года во время подготовки «Наутилуса» к походу на Северный полюс на лодке имела место водотечность главного конденсатора паротурбинной установки. Просачивающаяся в конденсатно-питательную систему забортная вода могла явиться причиной засоления второго контура и повлечь за собой выход из строя всей энергетической системы корабля. Неоднократные попытки найти место протечки не привели к успеху, и командир подводной лодки принял оригинальное решение. После прихода «Наутилуса» в Сиэтл матросы в штатской одежде - подготовка похода держалась в строгой тайне - скупили в автомобильных магазинах всю патентованную жидкость для заливки в радиаторы автомобилей с целью прекращения течи.

Половина этой жидкости (около 80 литров) была вылита в конденсатор, после чего ни в Сиэтле, ни позже во время похода проблема засоления конденсатора не возникало. Вероятно, течь была в пространстве между двойными трубными досками конденсатора и прекратилась после заливки этого пространства самотвердеющей смесью.

10 ноября 1966 года во время учений ВМС НАТО в Северной Атлантике «Наутилус», выходивший в атаку в перископном положении на американский авианосец «Эссекс» (водоизмещение 33 тысяч тонн), столкнулся с ним. В результате столкновения авианосец получил подводную пробоину, а на лодке было разрушено ограждение выдвижных устройств. В сопровождении эсминца «Наутилус» дошел своим ходом со скоростью около 10 узлов до военно-морской базы в американском Нью-Лондоне, преодолев расстояние около 360 миль.

22 июля 1958 года «Наутилус» под командованием Уильяма Андерсена вышел из Перл-Харбора с целью достичь Северного полюса.



А началось всё с того, что в конце 1956 года начальник штаба ВМС адмирал Бэрк получил письмо от сенатора Джексона. Сенатора интересовала возможность действий атомных субмарин под паковыми льдами Арктики. Это письмо было первой ласточкой, заставившей командование американского флота всерьез задуматься об организации похода к Северному полюсу. Правда, часть американских адмиралов считала затею безрассудной и была категорически против. Несмотря на это, командующий подводными силами Атлантического флота считал полярный поход делом решенным.

Андерсон начал готовиться к предстоящему походу с утроенным рвением. На «Наутилусе» была установлена специальная аппаратура, позволявшая определить состояние льда, и новый компас МК-19, который в отличие от обычных магнитных компасов действовал в высоких широтах. Перед самым походом Андерсон раздобыл самые свежие карты и лоции с глубинами Арктики и даже совершил авиаперелет, маршрут которого совпадал с планируемым маршрутом «Наутилуса».

Первый пробный выход субмарины под паковый лед оказался неудачным. Когда эхоледомер зафиксировал нулевую толщину льда, лодка попыталась всплыть. Вместо ожидаемой полыньи «Наутилус» встретил дрейфующую льдину. От столкновения с ней лодка сильно повредила единственный перископ, и командир «Наутилуса» принял решение вернуться назад, к кромке паков.

Искореженный перископ чинили в походных условиях. Андерсон довольно скептически наблюдал за тем, как работают сварщики по нержавеющей стали - даже в идеальных заводских условиях такая сварка требовала большого опыта. Тем не менее, образовавшаяся в перископе трещина была заделана, и прибор снова начал действовать.

Не принесла результата и вторая попытка достичь полюса. Через пару часов, после того как «Наутилус» пересек 86-ю параллель, вышли из строя оба гирокомпаса. Андерсон решил не искушать судьбу и отдал приказ поворачивать - в высоких широтах даже мизерное отклонение от правильного курса могло оказаться роковым и вывести корабль к чужому берегу.

В конце октября 1957 года Андерсон выступил в Белом доме с небольшим докладом, который посвятил недавнему походу под арктическими льдами. Доклад выслушали с безразличием, и Уильям был разочарован. Тем сильнее стало желание командира «Наутилуса» отправиться к полюсу снова.

Обдумывая это плавание, Андерсон подготовил письмо в Белый дом, в котором убедительно доказывал, что переход через полюс станет реальностью уже в следующем году. Из администрации президента дали понять, что командир «Наутилуса» может рассчитывать на поддержку. Идеей заинтересовался и Пентагон. Вскоре после этого адмирал Бэрк доложил о готовящемся походе самому президенту, который отнесся к планам Андерсона с большим энтузиазмом.

Операция должна была проводиться в атмосфере строгой секретности - командование опасалось новой неудачи. О деталях похода знала только небольшая группа людей в правительстве. Чтобы скрыть истинную причину установки на «Наутилусе» дополнительного навигационного оборудования, было объявлено об участии корабля в совместных учебных маневрах вместе с лодками «Скейт» и «Хафбик».



9 июня 1958 года «Наутилус» отправился в свое второе полярное плавание. Когда Сиэтл остался далеко позади, Андерсон приказал закрасить номер субмарины на ограждении рубки, чтобы сохранить инкогнито. На четвертый день пути «Наутилус» приблизился к Алеутским островам. Зная, что дальше придется идти по мелководью, командир корабля скомандовал всплытие. «Наутилус» долго маневрировал в этом районе - искал удобную брешь в цепи островов, чтобы пробраться на север. Наконец, штурман Дженкинс обнаружил достаточно глубокий проход между островами. Преодолев первое препятствие, подводный корабль вошел в Берингово море.

Теперь «Наутилусу» предстояло проскочить через узкий и покрытый льдами Берингов пролив. Путь западнее острова Святого Лаврентия оказался полностью закрытым паковыми льдами. Осадка некоторых айсбергов превышала десяток метров. Они легко могли раздавить «Наутилус», прижав подводный корабль ко дну. Несмотря на то, что значительная часть пути была пройдена, Андерсон отдал приказ следовать обратным курсом.

Командир «Наутилуса» не отчаивался - возможно, восточный проход через пролив окажется более приветливым к редким гостям. Лодка вышла из сибирских льдов и взяла курс на юг от острова Святого Лаврентия, собираясь пройти в глубокие воды мимо Аляски. Следующие несколько дней похода прошли без приключений, и утром 17 июня субмарина достигла Чукотского моря.

И тут радужные ожидания Андерсона рухнули. Первым тревожным сигналом стало появление льдины девятнадцатиметровой толщины, которая шла прямо на подводный корабль. Столкновения с ней удалось избежать, но самописцы приборов предостерегали: на пути лодки - еще более серьезная преграда. Прижавшись к самому дну, «Наутилус» проскользнул под огромной льдиной на расстоянии всего полутора метров от нее. Избежать гибели удалось лишь чудом. Когда перо самописца наконец-то пошло вверх, указывая, что лодка разминулась с льдиной, Андерсон понял: операция провалена окончательно…

Капитан направил свой корабль в Перл-Харбор. Оставалась еще надежда, что в конце лета граница льда отодвинется к более глубоким районам, и можно будет предпринять еще одну попытку подобраться к полюсу. Но кто даст на нее разрешение после стольких неудач?

Реакция высшего военного ведомства США была немедленной - Андерсона вызвали в Вашингтон для объяснений. Командир «Наутилуса» держался молодцом, проявив упорство. Его доклад для старших офицеров Пентагона выражал твердую уверенность в том, что следующий, июльский, поход несомненно увенчается успехом. И ему дали еще один шанс.


Андерсон тут же начал действовать. Для наблюдения за ледовой обстановкой он выслал на Аляску своего штурмана Дженкса. Для Дженкса сочинили легенду, согласно которой он являлся офицером Пентагона, наделенным специальными полномочиями. Прибыв на Аляску, Дженкс поднял в воздух чуть ли не всю патрульную авиацию, которая ежедневно вела наблюдения в районе будущего маршрута «Наутилуса». В середине июля Андерсон, всё еще находившийся в Перл-Харборе, получил долгожданное известие от своего штурмана: ледовая обстановка стала благоприятной для трансполярного перехода, главное - не упустить момент.

22 июля атомная подлодка с затертыми номерами покинула Перл-Харбор. «Наутилус» шел на максимальной скорости. В ночь на 27 июля Андерсон вывел корабль в Берингово море. Еще через два дня, проделав 2900-мильный путь от Перл-Харбора, «Наутилус» уже рассекал воды Чукотского моря.

1 августа субмарина опустилась под паковые арктические льды, местами уходящие в воду на глубину до двадцати метров. Провести «Наутилус» под ними было нелегко. Почти всё время Андерсон сам стоял на вахте.

Экипаж корабля был взволнован предстоящим событием, которое хотелось отметить должным образом. Некоторые, например, предлагали описать вокруг полюса двадцать пять небольших кругов. Тогда «Наутилус» смог бы войти в книгу рекордов Гиннеса как корабль, первым в истории мореплавания совершивший 25 кругосветных путешествий в одном походе. Андерсон справедливо считал, что о подобных маневрах не может быть и речи - слишком велика вероятность сбиться с курса. Командира «Наутилуса» волновали совсем другие проблемы. Чтобы пересечь полюс как можно точнее, Андерсон не отрывал взгляда от указателей электронавигационных приборов. 3 августа в двадцать три часа пятнадцать минут цель похода - Северный географический полюс Земли - была достигнута.

Не задерживаясь в районе полюса дольше, чем этого потребовал сбор статистической информации о состоянии льдов и забортной воды, Андерсон направил подводный корабль в Гренландское море. «Наутилусу» предстояло прибыть в район Рейкьявика, где должна была состояться секретная встреча. Вертолет, ожидавший подлодку в точке рандеву, снял с борта субмарины только одного человека - командира Андерсона. Спустя пятнадцать минут вертолет приземлился в Кефлавике рядом с готовым к отправке транспортным самолетом. Когда колеса самолета коснулись посадочной дорожки аэродрома в Вашингтоне, Андерсона уже ожидала машина, высланная из Белого дома - командира «Наутилуса» пожелал увидеть президент. После отчета об операции Андерсона снова вернули на борт лодки, которая за это время успел достичь Портленда.

Через шесть дней «Наутилус» и его командир с почетом входили в Нью-Йорк. В их честь был устроен военный парад…


Среди современных мифов есть и такой.
Рассказывают, будто бы на подводной лодке «Наутилус» проводились эксперименты по установлению телепатической связи.

Эту информацию озвучили в конце 1950-х годов два французских конспиролога - Луи Повель и Жак Бержье. Их статья не прошла мимо внимания советских органов, защищающих страну от потенциального агрессора. 26 марта 1960 года министр обороны маршал СССР Малиновский получил рапорт от инженера-полковника, кандидата наук Полетаева:
«В американских Вооруженных силах принята на вооружение телепатия (передача мыслей на расстояние без помощи технических средств) в качестве средства связи с подводными лодками, находящимися в плавании… Научные исследования по телепатии ведутся давно, но начиная с конца 1957 года в работу включились крупные исследовательские организации США: "Ренд Корпорейшен”, "Вестингауз”, "Белл телефон компании” и другие. В конце работ был проведен эксперимент - передача информации с помощью телепатической связи с базы на подводную лодку "Наутилус”, находившуюся в погруженном состоянии под полярными льдами на расстоянии до 2000 километров от базы. Опыт прошел успешно».

Министр, как и ожидалось, живо заинтересовался таким поразительным успехом потенциального противника. Были проведены несколько секретных совещаний с участием советских специалистов по парапсихологии. Обсуждалась возможность открытия работ по исследованию феномена телепатии в военном и военно-медицинском аспектах, однако в то время они закончились ничем.

В середине 1990-х корреспонденты чикагского журнала «Зис Уик» взяли серию интервью у капитана «Наутилуса» Андерсона. Его ответ был категоричен: «Опытов по телепатии совершено определенно не было. Статья Повеля и Бержье целиком ложная. 25 июля 1960 года, в день, когда, по утверждению авторов, "Наутилус” вышел в море, чтобы провести сеанс телепатической связи, лодка находилась в сухом доке в Портсмуте».

Эти высказывания были проверены журналистами по своим каналам и оказались правдой.
По мнению автора книги «Парапсихологическая война: угроза или иллюзия» Мартина Эбона за статьями о «Наутилусе» стоял… Комитет государственной безопасности СССР! Цель «утки», по версии автора, вполне оригинальная: убедить ЦК КПСС дать отмашку началу подобных работ в Союзе. Дескать, партийные руководители, воспитанные в духе догматического материализма, испытывали предубеждение против идеалистической парапсихологии. Единственное, что могло подтолкнуть их к развертыванию соответствующих исследований, это информация об успешных разработках за рубежом…



3 марта 1980 года «Наутилус» после 25 лет службы был исключен из состава флота и объявлен национальным историческим памятником. Были разработаны планы конверсии подводной лодки в музей для общественного показа. По окончании дезактивации и выполнения большего объема подготовительных работ 6 июля 1985 «Наутилус» отбуксировали в Гротон (штат Коннектикут) где в Музее подводного флота США первая в мире атомная подводная лодка открыта для посещений.

58 лет назад, 21 января 1954 года, была спущена на воду атомная подводная лодка «Наутилус» («Nautilus»). Это была первая субмарина с ядерным реактором, позволяющим месяцами находиться в автономном плавании без подъема на поверхность . Открывалась новая страница в истории Холодной войны…

Идея использовать ядерный реактор в качестве силовой установки субмарин возникла еще в Третьем рейхе. Не потребляющие кислород «урановые машины» (так назывались тогда ядерные реакторы) профессора Гейзенберга предназначались, прежде всего, для «подводных волков» Криегсмарине. Однако довести работу до логического завершения у немецких физиков не получилось и инициатива перешла к США, которые некоторое время были единственной страной в мире, располагавшей атомными реакторами и бомбами.

В первые годы Холодной войны между СССР и США в качестве носителей атомной бомбы американским стратегам мыслились бомбардировщики дальнего действия . У США имелся большой опыт боевого применения этого вида вооружения, американская стратегическая авиация обладала репутацией самой мощной в мире, наконец, территория США считалась в значительной степени неуязвимой для ответного удара противника.

Однако использование самолетов требовало их базирования в непосредственной близости к границам СССР. В результате предпринятых дипломатических усилий уже в июле 1948 года лейбористское правительство дало согласие на размещение в Великобритании 60 бомбардировщиков «Б-29» с атомными бомбами на борту. После подписания в апреле 1949 года Североатлантического пакта вся Западная Европа оказалась втянутой в ядерную стратегию США, а число американских баз за рубежом к концу 1960-х годов достигло 3400!

Однако с течением времени американские военные и политики пришли к пониманию того, что присутствие стратегической авиации на иностранных территориях связано с риском изменения политической ситуации в той или иной стране, поэтому носителем атомного оружия в будущей войне всё чаще виделся флот . Окончательно эта тенденция укрепилась после убедительных испытаний атомных бомб у атолла Бикини.

В 1948 году американские конструкторы закончили разработку проекта атомной энергетической установки и приступили к проектированию и строительству опытного реактора. Таким образом, существовали все предпосылки для создания флота атомных субмарин, которые не только должны были нести на себе ядерное оружие, но и иметь атомный реактор в качестве силовой установки.

Строительство первой такой лодки, нареченной в честь фантастической субмарины, придуманной Жюлем Верном, «Наутилусом» и имевшей обозначение SSN-571, началось 14 июня 1952 года в присутствии президента США Гарри Трумэна на верфи в Гротоне.

21 января 1954 года в присутствии президента США Эйзенхауэра «Наутилус» был спущен на воду, а через восемь месяцев – 30 сентября 1954 года – принят на вооружение ВМС США. 17 января 1955 года «Наутилус» вышел на ходовые испытания в открытый океан, и его первый командир Юджин Вилкинсон передал в эфир открытым текстом: «Идем под атомным двигателем».

Не считая абсолютно новой энергетической установки «Марк-2», лодка имела обычную конструкцию. При водоизмещении Наутилуса около 4000 тонн двухвальная атомная энергетическая установка суммарной мощностью 9860 киловатт обеспечивала скорость более 20 узлов . Дальность плавания в подводном положении составляла 25 тысяч миль при расходе 450 граммов U235 в месяц . Таким образом, продолжительность плавания зависела только от исправной работы средств регенерации воздуха, продуктовых запасов и выносливости личного состава.

При этом однако удельная масса атомной установки оказалась очень велика, из-за этого на Наутилусе не удалось установить часть предусмотренного проектом вооружения и оборудования. Основной причиной утяжеления была биологическая защита, в состав которой входит свинец, сталь и другие материалы (около 740 тонн) . В итоге всё вооружение «Наутилуса» составляли 6 носовых торпедных аппаратов с боекомплектом в 24 торпеды .

Как и в любом новом деле, не обошлось без проблем. Еще в ходе постройки «Наутилуса», а конкретно – во время испытаний энергетической установки, произошел разрыв трубопровода второго контура , по которому насыщенный пар с температурой около 220°C и под давлением 18 атмосфер поступал из парогенератора к турбине. К счастью, это был не главный, а вспомогательный паропровод.

Причиной аварии, как установили в процессе расследования, был производственный дефект: вместо труб из качественной углеродистой стали марки А-106 в паропровод включили трубы из менее прочного материала А-53. Авария заставила американских конструкторов поставить под сомнение целесообразность использования сварных труб в системах подводных лодок, работающих под давлением. Устранение последствий аварии и замена уже смонтированных сварных труб безшовными задержали окончание постройки «Наутилуса» на несколько месяцев.

После вступления лодки в строй по средствам массовой информации начали циркулировать слухи, будто бы личный состав «Наутилуса» получил серьезные дозы радиации вследствие недостатков в конструкции биозащиты. Сообщалось, что военно-морскому командованию пришлось в спешном порядке произвести частичную замену экипажа, а подводную лодку поставить в док для внесения в конструкцию защиты необходимых изменений. Насколько верна эта информация, не известно до сих пор.

4 мая 1958 года на «Наутилусе», следовавшем в подводном положении из Панамы в Сан-Франциско, произошел пожар в турбинном отсеке . Возгорание пропитанной маслом изоляции турбины левого борта, как было установлено, началось за несколько дней до пожара, но его признаки оставили без должного внимания.

Легкий запах дыма приняли за запах свежей краски. Пожар обнаружили лишь тогда, когда нахождение личного состава в отсеке из-за задымленности стало невозможным. В отсеке было так много дыма, что подводники в противодымных масках не смогли найти его источник.

Не выяснив причин появления дыма, командир корабля отдал приказ остановить турбину, всплыть на перископную глубину и попытаться провентилировать отсек через шноркель. Однако эти меры не помогли, и лодка была вынуждена всплывать в надводное положение. Усиленная вентиляция отсека через открытый люк с помощью вспомогательного дизель-генератора наконец принесла свои результаты. Количество дыма в отсеке уменьшилось, и экипажу удалось найти место возгорания.

Два матроса в противодымных масках (на лодке оказалось лишь четыре таких маски) с помощью ножей и плоскогубцев принялись сдирать тлеющую изоляцию с корпуса турбины. Из-под сорванного куска изоляции выбился столб пламени высотой около метра. В ход пошли пенные огнетушители. Пламя было сбито, и работы по удалению изоляции продолжались. Людей приходилось менять через каждые 10-15 минут, так как едкий дым проникал даже в маски. Только через четыре часа вся изоляция с турбины была удалена и пожар потушен.

После прихода лодки в Сан-Франциско ее командир осуществил ряд мероприятий, направленных на повышение пожарной безопасности корабля. В частности, старая изоляция была удалена и со второй турбины. Изолирующими дыхательными аппаратами был обеспечен весь личный состав подводной лодки.

В мае 1958 года во время подготовки «Наутилуса» к походу на Северный полюс на лодке имела место водотечность главного конденсатора паротурбинной установки . Просачивающаяся в конденсатно-питательную систему забортная вода могла явиться причиной засоления второго контура и повлечь за собой выход из строя всей энергетической системы корабля.

Неоднократные попытки найти место протечки не привели к успеху, и командир подводной лодки принял оригинальное решение. После прихода «Наутилуса» в Сиэтл матросы в штатской одежде – подготовка похода держалась в строгой тайне – скупили в автомобильных магазинах всю патентованную жидкость для заливки в радиаторы автомобилей с целью прекращения течи.

Половина этой жидкости (около 80 литров) была вылита в конденсатор, после чего ни в Сиэтле, ни позже во время похода проблема засоления конденсатора не возникало. Вероятно, течь была в пространстве между двойными трубными досками конденсатора и прекратилась после заливки этого пространства самотвердеющей смесью.

10 ноября 1966 года во время учений ВМС НАТО в Северной Атлантике «Наутилус», выходивший в атаку в перископном положении на американский авианосец «Эссекс» (водоизмещение 33 тысяч тонн), столкнулся с ним . В результате столкновения авианосец получил подводную пробоину, а на лодке было разрушено ограждение выдвижных устройств. В сопровождении эсминца «Наутилус» дошел своим ходом со скоростью около 10 узлов до военно-морской базы в американском Нью-Лондоне, преодолев расстояние около 360 миль.

22 июля 1958 года «Наутилус» под командованием Уильяма Андерсена вышел из Перл-Харбора с целью достичь Северного полюса . А началось всё с того, что в конце 1956 года начальник штаба ВМС адмирал Бэрк получил письмо от сенатора Джексона. Сенатора интересовала возможность действий атомных субмарин под паковыми льдами Арктики.

Это письмо было первой ласточкой, заставившей командование американского флота всерьез задуматься об организации похода к Северному полюсу. Правда, часть американских адмиралов считала затею безрассудной и была категорически против. Несмотря на это, командующий подводными силами Атлантического флота считал полярный поход делом решенным.

Андерсон начал готовиться к предстоящему походу с утроенным рвением. На «Наутилусе» была установлена специальная аппаратура, позволявшая определить состояние льда, и новый компас МК-19, который в отличие от обычных магнитных компасов действовал в высоких широтах . Перед самым походом Андерсон раздобыл самые свежие карты и лоции с глубинами Арктики и даже совершил авиаперелет, маршрут которого совпадал с планируемым маршрутом «Наутилуса».

19 августа 1957 года «Наутилус» взял курс на район между Гренландией и Шпицбергеном. Первый пробный выход субмарины под паковый лед оказался неудачным . Когда эхоледомер зафиксировал нулевую толщину льда, лодка попыталась всплыть. Вместо ожидаемой полыньи «Наутилус» встретил дрейфующую льдину. От столкновения с ней лодка сильно повредила единственный перископ, и командир «Наутилуса» принял решение вернуться назад, к кромке паков.

Искореженный перископ чинили в походных условиях. Андерсон довольно скептически наблюдал за тем, как работают сварщики по нержавеющей стали – даже в идеальных заводских условиях такая сварка требовала большого опыта. Тем не менее, образовавшаяся в перископе трещина была заделана, и прибор снова начал действовать.

Не принесла результата и вторая попытка достичь полюса . Через пару часов после того как «Наутилус» пересек 86-ю параллель, вышли из строя оба гирокомпаса. Андерсон решил не искушать судьбу и отдал приказ поворачивать – в высоких широтах даже мизерное отклонение от правильного курса могло оказаться роковым и вывести корабль к чужому берегу.

В конце октября 1957 года Андерсон выступил в Белом доме с небольшим докладом, который посвятил недавнему походу под арктическими льдами. Доклад выслушали с безразличием, и Уильям был разочарован. Тем сильнее стало желание командира «Наутилуса» отправиться к полюсу снова.

Обдумывая это плавание, Андерсон подготовил письмо в Белый дом, в котором убедительно доказывал, что переход через полюс станет реальностью уже в следующем году. Из администрации президента дали понять, что командир «Наутилуса» может рассчитывать на поддержку. Идеей заинтересовался и Пентагон. Вскоре после этого адмирал Бэрк доложил о готовящемся походе самому президенту, который отнесся к планам Андерсона с большим энтузиазмом.

Операция должна была проводиться в атмосфере строгой секретности – командование опасалось новой неудачи. О деталях похода знала только небольшая группа людей в правительстве. Чтобы скрыть истинную причину установки на «Наутилусе» дополнительного навигационного оборудования, было объявлено об участии корабля в совместных учебных маневрах вместе с лодками «Скейт» и «Хафбик».

9 июня 1958 года «Наутилус» отправился в свое второе полярное плавание . Когда Сиэтл остался далеко позади, Андерсон приказал закрасить номер субмарины на ограждении рубки, чтобы сохранить инкогнито. На четвертый день пути «Наутилус» приблизился к Алеутским островам.

Зная, что дальше придется идти по мелководью, командир корабля скомандовал всплытие. «Наутилус» долго маневрировал в этом районе – искал удобную брешь в цепи островов, чтобы пробраться на север. Наконец, штурман Дженкинс обнаружил достаточно глубокий проход между островами. Преодолев первое препятствие, подводный корабль вошел в Берингово море.

Теперь «Наутилусу» предстояло проскочить через узкий и покрытый льдами Берингов пролив. Путь западнее острова Святого Лаврентия оказался полностью закрытым паковыми льдами. Осадка некоторых айсбергов превышала десяток метров. Они легко могли раздавить «Наутилус», прижав подводный корабль ко дну. Несмотря на то, что значительная часть пути была пройдена, Андерсон отдал приказ следовать обратным курсом.

Командир «Наутилуса» не отчаивался – возможно, восточный проход через пролив окажется более приветливым к редким гостям. Лодка вышла из сибирских льдов и взяла курс на юг от острова Святого Лаврентия, собираясь пройти в глубокие воды мимо Аляски. Следующие несколько дней похода прошли без приключений, и утром 17 июня субмарина достигла Чукотского моря.

И тут радужные ожидания Андерсона рухнули. Первым тревожным сигналом стало появление льдины девятнадцатиметровой толщины, которая шла прямо на подводный корабль. Столкновения с ней удалось избежать, но самописцы приборов предостерегали: на пути лодки – еще более серьезная преграда.

Прижавшись к самому дну, «Наутилус» проскользнул под огромной льдиной на расстоянии всего полутора метров от нее . Избежать гибели удалось лишь чудом. Когда перо самописца наконец-то пошло вверх, указывая, что лодка разминулась с льдиной, Андерсон понял: операция провалена окончательно…

Капитан направил свой корабль в Перл-Харбор. Оставалась еще надежда, что в конце лета граница льда отодвинется к более глубоким районам, и можно будет предпринять еще одну попытку подобраться к полюсу. Но кто даст на нее разрешение после стольких неудач?

Реакция высшего военного ведомства США была немедленной – Андерсона вызвали в Вашингтон для объяснений. Командир «Наутилуса» держался молодцом, проявив упорство. Его доклад для старших офицеров Пентагона выражал твердую уверенность в том, что следующий, июльский, поход несомненно увенчается успехом. И ему дали еще один шанс.

Андерсон тут же начал действовать. Для наблюдения за ледовой обстановкой он выслал на Аляску своего штурмана Дженкса. Для Дженкса сочинили легенду, согласно которой он являлся офицером Пентагона, наделенным специальными полномочиями. Прибыв на Аляску, Дженкс поднял в воздух чуть ли не всю патрульную авиацию, которая ежедневно вела наблюдения в районе будущего маршрута «Наутилуса». В середине июля Андерсон, всё еще находившийся в Перл-Харборе, получил долгожданное известие от своего штурмана: ледовая обстановка стала благоприятной для трансполярного перехода, главное – не упустить момент.

22 июля атомная подлодка с затертыми номерами покинула Перл-Харбор . «Наутилус» шел на максимальной скорости. В ночь на 27 июля Андерсон вывел корабль в Берингово море. Еще через два дня, проделав 2900-мильный путь от Перл-Харбора, «Наутилус» уже рассекал воды Чукотского моря.

1 августа субмарина опустилась под паковые арктические льды, местами уходящие в воду на глубину до двадцати метров. Провести «Наутилус» под ними было нелегко. Почти всё время Андерсон сам стоял на вахте. Экипаж корабля был взволнован предстоящим событием, которое хотелось отметить должным образом. Некоторые, например, предлагали описать вокруг полюса двадцать пять небольших кругов. Тогда «Наутилус» смог бы войти в книгу рекордов Гиннеса как корабль, первым в истории мореплавания совершивший 25 кругосветных путешествий в одном походе.

Андерсон справедливо считал, что о подобных маневрах не может быть и речи – слишком велика вероятность сбиться с курса. Командира «Наутилуса» волновали совсем другие проблемы. Чтобы пересечь полюс как можно точнее, Андерсон не отрывал взгляда от указателей электронавигационных приборов. 3 августа в двадцать три часа пятнадцать минут цель похода – Северный географический полюс Земли – была достигнута .

Не задерживаясь в районе полюса дольше, чем этого потребовал сбор статистической информации о состоянии льдов и забортной воды, Андерсон направил подводный корабль в Гренландское море. «Наутилусу» предстояло прибыть в район Рейкьявика, где должна была состояться секретная встреча. Вертолет, ожидавший подлодку в точке рандеву, снял с борта субмарины только одного человека – командира Андерсона.

Спустя пятнадцать минут вертолет приземлился в Кефлавике рядом с готовым к отправке транспортным самолетом. Когда колеса самолета коснулись посадочной дорожки аэродрома в Вашингтоне, Андерсона уже ожидала машина, высланная из Белого дома – командира «Наутилуса» пожелал увидеть президент. После отчета об операции Андерсона снова вернули на борт лодки, которая за это время успел достичь Портленда. Через шесть дней «Наутилус» и его командир с почетом входили в Нью-Йорк. В их честь был устроен военный парад…

3 марта 1980 года «Наутилус» после 25 лет службы был исключен из состава флота и объявлен национальным историческим памятником . Были разработаны планы конверсии подводной лодки в музей для общественного показа. По окончании дезактивации и выполнения большого объема подготовительных работ 6 июля 1985 года «Наутилус» отбуксировали в Гротон (штат Коннектикут). Здесь в Музее подводного флота США первая в мире атомная подводная лодка открыта для посещений.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook