Авиационные рекорды. Самый быстрый гиперзвуковой самолет в мире

Самолет достаточно быстрое транспортное средство, но среди самолетов выделяются также самые быстрые.

1 МиГ-25 3.2М самый быстрый самолет.

Мой знакомый летчик-снайпер, говорил за сигареткой: «Да у этого самолета, нет ограничения по скорости, он лишь на бумаге.» Это конечно преувеличение, но перед вами самый быстрый самолет в мире.

Советский одноместный сверхзвуковой высотный перехватчик, спроектированный конструкторским бюро Микояна - Гуревича.
Легендарный самолет, на котором установлено несколько мировых рекордов, в том числе и рекорд скорости, однако как водилось в СССР о многом умалчивали. По словам генерального конструктора Р.А.Белякова, превышение МиГом скорости М=3 снижало ресурс планера, но не приводило к повреждению самолета или двигателя. со слов знакомых летчиков, самолет неоднократно преодолевал порог в 3,5М, однако официально такой рекорд зафиксирован не был.
Самолет Миг-25 6 сентября 1976 года был угнан лётчиком ВВС СССР Виктором Беленко в Японию. Саммолет вернули, но перед этим его разобрали до винтика. Новые самолеты были доработаны и получили индекс МиГ-25ПД, все стоявшие на вооружении, модернизировали и наградили индексом МиГ-25ПДС.
Беленко в аэропорту Хакодате стрелял из пистолета не давая приблизиться «япошкам» к МиГу, требовал зачехлить самолет, однако комиссия расследовавшая инцидент, пришла к выводу, что перелет был умышленным, хотя и без явных изменнических целей.

2 Локхид SR-71 3.2М


стратегический сверхзвуковой разведчик ВВС США. Неофициально был назван «Blackbird». Самолет прославился своей ненадежностью, за 34 года потеряно 12 самолетов из 32 существующих.
Главным маневром самолета при уходе от ракет был набор высоты и разгон. В 1976 году SR-71 «Blackbird» установил абсолютный рекорд скорости среди пилотируемых самолётов с прямоточными двигателями - 3529,56 км/ч

3 МиГ-31 2.82М


двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего действия. Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения. МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на малых, предельно малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также тепловых ловушек. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту 800-900 км.
Максимальная допустимая скорость на высоте: 3000 км/ч (2,82 М)

4 Макдоннел-Дуглас F-15 «Игл» 2,5М


американский всепогодный тактический истребитель четвёртого поколения. Предназначен для завоевания превосходства в воздухе. Принят на вооружение в 1976 году.
Максимальная скорость на большой высоте: 2650 км/ч (2,5+ Маха)

5 Дженерал Дайнэмикс F-111 2,5М


двухместный тактический бомбардировщик дальнего радиуса действия, самолет тактической поддержки с изменяющейся геометрией крыла.
Максимальная скорость: на высоте: 2655 км/ч (2,5 Маха)

6 Су-24 2,4М


советский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей. Со слов знакомых летчиков, самолет оборудован системой автопилота, способного управлять самолетом на сверхмалых высотах, удерживая, например, 120 метров над землей, однако не многие летчики могли выдержать морально работу автопилота, самолет на высокой скорости приближался к подъему земной поверхности, скалы и т.д. и точно на расстоянии 120 метров делал маневр набора высоты.

7 Грумман F-14 «Томкэт» 2,37М


Реактивный перехватчик, истребитель-бомбардировщик четвёртого поколения, с изменяющейся геометрией крыла. Разработан в 1970-х для замены«Фантомов».

8 Су-27 2.35М


Советский многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель, разработанный в ОКБ Сухого и предназначенный для завоевания господства в воздухе.
Благодаря управлением вектором тяги самолет способен творить чудеса, «Кобру» и «Чакру Фролова». Такие фигуры высшего пилотажа показывают возможность удерживать самолёт от сваливания на углах атаки, превышающих критический.

9 МиГ-23 2.35М


Советский многоцелевой истребитель с крылом изменяемой стреловидности. Истребители МиГ-23 участвовали во многих вооруженных конфликтах 1980-х годов
Максимальная допустимая скорость, км/ч 2,35М

10 Грумман F-14D «Томкэт» 2.34М


Модификация F-14D отличалась от предыдущих более мощным радаром Hughes AN/APG-71, система позволяет сопровождать 24 цели и совершать захват и запуск ракет по 6 из них одновременно, на различных высотах и дальностях, усовершенствованной авионикой и переоборудованной кабиной. Всего было построено 37 самолётов этого типа, ещё 104 переделали из ранее выпущенных F-14A они имели обозначение F-14D(R).

В статье использованы материалы свободной энциклопедии

Облететь земной шар за 4-5 часов – возможно ли это? Возможно, если речь идет о пилоте сверхзвукового самолета. Авиационная инженерия стремительно развивается, и аппараты, способные преодолевать скорость звука, давно созданы. Какое же из творений инженеров получило звание самого быстрого истребителя?

1. МиГ-25

МиГ-25, неофициально именуемый «летучей мышью», удерживает звание самого быстрого реактивного истребителя в течение полувека. Военную машину спроектировали в СССР в 1964 году. В 1977 «летучая мышь» установила мировой рекорд высоты полета, поднявшись на 37 650 м. В целом творению российских ученых принадлежит 29 мировых рекордов.

Скорость с полным ракетным оснащением составляет 3 000 км/ч. Отсутствие ракет увеличивает возможности военной техники на 15%. Американские наблюдатели подтвердили, что МиГ-25 способен развить скорость до 3400 км/ч. Летучая мышь представлена в двух модификациях – разведчик и перехватчик (разведчики летают быстрее).

МиГ-25 использовался в Сирии, Ираке, неоднократно участвовал в разведывательных миссиях. Последующие модификации и усовершенствования позволили ему "переплюнуть" более поздние авиационные конструкции. Аппаратом интересовались страны СНГ, по состоянию на 2016 год используется военно-воздушными войсками Алжира и Сирии.

2. МиГ- 31

Будучи известнейшим двухместным истребителем-перехватчиком, МиГ-31 стал первым боевым самолетом 4 поколения, разработанным в СССР. Способен летать на различной высоте, поражать цель на больших и малых высотах.


Эта неуязвимая боевая машина разгоняется до 3 000 км/ч. Продолжительность полета с четырьмя ракетами составляет 3 000 км. МиГ-31 уступает конкурентам в скорости, однако впечатляет боевой мощью. Ему не страшны радиолокационные помехи, плохая видимость и экстремальные погодные условия. Техника допускает несколько вариантов вооружения, боевая нагрузка составляет 3 000 кг.

Использовался во время военной операции России в Сирии. Модификации МиГ-31 используются российскими и казахстанскими военными.

3. F-15 («Игл»)

F-15, или McDonnell Douglas, сконструировали в 1972 году разработчики ВВС и НАТО. Его главная задача – завоевывать превосходство в воздухе. Скорость F-15 равна 2 650 км/ч. Вооружается ракетами, 20-мм пушкой. Истребитель по состоянию на 2016 год находится на вооружении у Саудовской Аравии и Японии. Применялся для бомбардировки объектов в Ираке, Югославии, участвовал в воздушных боях в Персидском заливе.


В мире насчитывается 22 вариации бомбардировщика. Среди них – одноместные и двухместные воздушные суда. США планируют использовать F-15 до 2025 года.

4. Су-27

Су-27 – российский истребитель, поступивший в эксплуатацию в 1985 году. Сегодня это одна из основных боевых машин на службе ВВС России. Комплектуется ракетами, оружием ближнего боя. Допускается установка 30-мм автоматической пушки, выдающей 1 500 выстрелов в минуту. Максимальная скорость истребителя – 2 500 км/ч.


Летательный аппарат неоднократно сравнивали с F-15, акцентируя внимание на маневренности российской машины. Эксперты, сравнивая два соперника, часто присуждали победу СУ-27. Технике принадлежит три мировых рекорда.

Су-27 – ветеран войны в Абхазии, Южной Осетии (где СУ-27 и МиГ-29 совместно мониторили воздушное пространство). Модификации аппарата стоят на военных базах Китая, Индии и стран СНГ.

5. МиГ-29

Многоцелевой истребитель МиГ-29 создавался как воздушный соперник F-15 Eagle. Американская машина в конце 60-х годов превосходила истребители СССР, стоявшие на вооружении, и требовала достойного конкурента. Первый боевой прототип создали в 1977 году, но массовый выпуск стартовал на 5 лет позже.

Истребитель разгоняется до 2 450 км/ч. Боевая нагрузка составляет 2 180 кг. Комплектуется 30-мм пушкой, ракетами «воздух-воздух».

Миг-29 продемонстрировал свою мощь в боях на Ближнем Востоке, в Афганистане и Югославии. Аппарат стоял на вооружении в Чехии и Чехословакии, Румынии, Венгрии и Югославии. По состоянию на 2016 год используется военной авиацией стран СНГ, Ирана, Кубы, Польши, Сербии и Сирии.

6. F-22 «Раптор»

МиГ-29 дышит в спину F-22 «Раптор» - истребитель, разработанный для ВВС США. Аппарат должен был стать заменой F-15. Первый удачный полет датируется 1997 годом, через 4 года был запущен серийный выпуск. Машина преодолела скоростной барьер в 2 400 км/ч, разогнавшись до 2 410 км/ч.


В арсенале F-22 20-мм пушка, 480 снарядов, ракеты «воздух-воздух». Главный недостаток истребителя – критический запас топлива (8,2 тонны), что является предпосылкой дозаправок в воздухе. Впервые боевая машина проявила себя в Сирии. Использование истребителя ограничено из-за частых летных происшествий и сбоев системы подачи кислорода.

7. F-4 Phantom II

Истребитель F-4 Phantom II изначально проектировался с целью замены устаревшей авиатехники, но ловкость и скорость открыли новые перспективы применения. Машина способна атаковать цель на скорости 2 370 км/ч.


Эксплуатация F-4 началась в 1961 году. Аппарат прошел проверку на прочность во Вьетнаме. Находился в эксплуатации у ВВС Израиля, Ирана и Ливана. В 1970 году машина столкнулась с советским реактивным самолетом Ту-16, в результате чего потерпела неудачу. Несмотря на физический износ (выпуск прекратился в 1979 году), боевая машина по состоянию на 2016 год используется ВВС Японии, Турции, Египта.

Сверхбыстрые истребители – очередное достижение авиационной промышленности. В статье рассматривались истребители, запущенные в серийное производство и участвовавшие в военных действиях.

Стремительное развитие научного прогресса и появление новых истребителей вскоре подкорректирует рейтинг. Яркий пример – МиГ-35, способный разгоняться до 2560 км/ч. В распоряжение российских военных аппарат поступит в 2018 году. Американские ученые, по заверениям экспертов, уже приступили к разработке боевых машин 6 поколения.


Самолеты. Самый скоростной боевой реактивный самолет.

В этой категории пальма первенства принадлежит истребителю МиГ-25, созданному в КБ Микояна и Гуревича. Одноместный МиГ-25 имеет размах крыла 13,95 м, длину 23,82 м и максимальный взлетный вес 37,4 т. Максимальная скорость самолета, зафиксированная радарами, соответствовала 3,2 М-числам, или 3395 км/ч.

Самолеты. Рекорд скорости в воздухе.

Капитан Элдон У. Джордж и майор Джордж Т. Морган-мл. на самолете компании "Локхид" 8Р1-71А Блэкберд 28 июля 1976 г. пролетели по 25-километровому тренировочному маршруту на базе ВВС США со скоростью 3 529,56 км/ч.

Самолеты. Самый скоростной реактивный самолет.

Разведывательный самолет ВВС США компании "Локхид" SR-71 совершил свой первый полет 22 декабря 1964 г. По сообщениям, он достиг высоты около 30 000 м; размах крыла – 16,94 м; длина – 32,73 м; взлетный вес – 77,1 т. По имеющимся данным, его скорость соответствовала 3 М-числам при дальности полета 4800 км на высоте 24 000 м.

У созданного в КБ Туполева Ту-144, впервые поднявшегося в воздух 31 декабря 1968 г., как сообщалось, скорость соответствовала 2,4 М-числам, или 2587 км/ч, крейсерская скорость соответствовала 2,2 М-числам. 2 мая 1970 г. Ту-144 первым из пассажирских самолетов превысил скорость, соответствующую 2 М-числам.

Самолеты. Самый скоростной авиалайнер.

Авиалайнер Конкорд, имеющий крейсерскую скорость, соответствующую 2,2 М-числам, или 2333 км/ч, стал первым в мире сверхзвуковым пассажирским самолетом. Его первый полет по маршруту Лондон – Нью-Йорк состоялся 21 января 1976 г., а 14 апреля 1990 г. им установлен рекорд времени на этом маршруте – 2454 мин.

Самолеты. Самый быстрый трансатлантический перелет.

Летчики американских ВВС майор Джеймс Салливан и майор Ноэль Уиддифилд на реактивном самолете Локхид SR-71A перелетели Атлантику с запада на восток за 1 час 54 минуты, преодолев расстояние между Нью-Йорком и Лондоном (5570,80 км) со средней скоростью 2908,02 км/ч (результат мог быть и выше, если бы не дозаправка в воздухе).

Самолеты. Самый быстрый биплан.

В своем роде уникальный итальянский биплан фирмы "Фиат" СR-42В с мотором фирмы "Даймлер-Бенц" DB-601A мощностью 753 кВт (1010 л. с.) в 1941 г. развил скорость 520 км/ч.

Самолеты. Самая быстрая дозаправка.

Рекордно быструю дозаправку самолета осуществила команда авиационно-технического обслуживания в аэропорту Чейенн, шт. Вайоминг, США, 5 июля 1992 года. В баки самолета Сессна-310 было залито 388,8 л топлива всего за 3 мин. 42 сек.

Самолеты. Самый быстрый самолет с поршневым двигателем.

21 августа 1989 г. Лайл Шелтон на самолете Рэр Биэр – модифицированный вариант модели Грумман F8F Биэркэт – установил рекорд скорости для этого класса летательных аппаратов, утвержденный Международной авиационной федерацией (ФАИ). Он пролетел дистанцию 3 км в районе Лас-Вегаса, шт. Невада, США, со скоростью 850,24 км/ч.

Самолеты. Самый быстрый турбовинтовой самолет.

Созданный в Советском Союзе самолет Ту-95/142, оснащенный четырьмя моторами мощностью 11 033 кВт (14 795 л. с.) с двумя соосными 4-лопастными винтами каждый, развивает максимальную скорость, соответствующую 0,82 М-числа, или 925 км/ч.

Самолеты. Экспериментальный американский турбовинтовой истребитель.

Рипаблик ХР-84Н во время испытательных полетов 22 июля 1955 г. показал скорость 1078 км/ч, однако в серию эта модель не была запущена.

Самолеты. Самый быстрый вертолет.

Мировой рекорд скорости для вертолетов по правилам ФАИ был установлен командиром корабля Джоном Эггингтоном и вторым пилотом Дереком Клюзом 11 августа 1986 г. в полете над Гластонбери, гр. Сомерсет, Великобритания. На используемом для демонстрационных полетов вертолете марки Уэстленд Линкс они показали среднюю скорость 400,87 км/ч.

Самую высокую скорость на воде – около 300 узлов (555 км/ч) развил Кенн Питер Уорби на всепогодном гидроплане Спирит оф Аустрэлиа. Этот результат был показан 20 ноября 1977 г. на оз. Блоуринг-Дэм в австралийском шт. Новый Южный Уэльс. Официальный мировой рекорд, равный 511,11 км/ч, был установлен Уорби на том же озере 8 октября 1978 г.

Суда. Рекорд скорости на воде.

Неофициальный мировой рекорд для женщин принадлежит американке Мэри Райф, которая 23 июля 1977 г. на своем глиссере с воздушным винтом Прауд Мэри развила скорость 332,6 км/ч в Талсе, шт. Оклахома, США. Ее официально зарегистрированный рекорд – 317 км/ч.

Суда. Самый быстрый паром.

Сделанные в Финляндии скоростные паромы Эксплорер, Вояджер и Дискавери компании "Стена Лайн" приводятся в движение счетверенными газовыми турбинами. Они имеют крейсерскую скорость 40 узлов (74 км/ч) и могут развивать скорость до 44 узлов, или 81 км/ч. Скоростной паром этой серии вмещает 1500 пассажиров и 375 автомобилей. Он имеет форму катамарана, с длиной каждого из его корпусов 126,6 м и шириной 40 м.

Суда. Самая быстрая подводная лодка.

Сообщалось, что российские атомные подводные лодки класса Альфа могут развивать скорость свыше 40 узлов (74 км/ч), а глубина их погружения, по всей вероятности, достигает 760 м.

Железнодорожный транспорт. Рекорд скорости на рельсах.

Максимальную скорость на рельсовом пути – 9 851 км/ч развила автоматически управляемая платформа с ракетным двигателем на отрезке длиной 15,2 км на ракетном испытательном полигоне в Уайт-Сандсе, шт. Нью-Мексико, США, 5 октября 1982 г.

Самую высокую скорость, зарегистрированную на железных дорогах – 515,3 км/ч развил высокоскоростной поезд Атлантик Национального общества французских железных дорог на перегоне между городами Куртенен и Тур 18 мая 1990 г. В настоящее время экспрессы Атлантик и Норд идут со скоростью до 300 км/ч. Такую же скорость имеет и поезд Eurostar, который ходит из Франции в Лондон по туннелю под Ла-Маншем.

Железнодорожный транспорт. Самые скоростные железные дороги.

Поезда новой "Серии-500", принадлежащие японским железным дорогам, также рассчитаны на то, чтобы развивать скорость 300 км/ч на регулярных маршрутах.

С точки зрения мировой истории человек только-только научился летать, но прогресс в этом направлении достигнут существенный: самым безопасным видом транспорта стал авиационный, стоимость перелетов становится все доступнее для населения, а самый быстрый самолет в мире может за 5 часов облететь планету по экватору! Новейшие достижения науки и техники находят воплощение в гражданской и военной авиации, развитие авиастроения не прекращается ни на секунду. Скорость всегда волновала человека, будоражила кровь. В небе ничто не мешает разогнаться как следует и человеческому гению удалось создать немало высокоскоростных летательных аппаратов.

Самый быстрый пассажирский самолет в мире

Самым скоростным самолетом в гражданской авиации является советский ТУ-144, максимальная скорость которого составляет 2430 км/ч. Его разработка пришлась на 60-е годы, а первый полет провели в предверии Нового Года – 31 декабря 1968 г. Википедия сообщает, что таким образом советские конструкторы из бюро Туполева на 2 месяца опередили мировую премьеру знаменитого французского Конкорда. Через пять месяцев, в начале июня 1969 года, Ту-144 покорил новую вершину – на высоте в 11 километров развил скорость, превысившую скорость звука. Всего было построено 16 сверхзвуковых «тушек», в совокупности выполнили более двух с половиной тысяч вылетов.

В биографии сверхзвукового ТУ-144 были и трагические моменты. В июне 1973 года во Франции проходила авиационная выставка, на которой присутствовало детище КБ Туполева. Выполняя демонстрационный полет, русский самолет выполнил чересчур резкий маневр, что стало причиной его падения и последующей гибели 6 человек экипажа, а также 8 людей на земле. Точную причину трагедии не установили, по одной из версий, летчиков из СССР сбило с толку появление французского Миража, целью которого было сделать несколько фото. По другой версии, во время записи документального видео в кабине самолета командир корабля генерал-майор В.Н. Бендеров выронил камеру и она заклинила штурвальную колонку, что привело к падению.

Перевозка пассажиров при помощи ТУ-144 была нерентабельной ввиду больших затрат на обслуживание и заправку самолета. Руководству страны пришлось делать выводы о необходимости приостановки перевозки граждан на сверхзвуке. Самым быстрым пассажирским самолетом в мире на долгие годы стал французский Конкорд, который перевез более 2-х миллионов человек.

Гиперзвуковые летательные аппараты сейчас преобладают в военной авиации, Россия как преемница СССР также представлена в рейтинге высокоскоростных самолетов.

Топ 10 самых быстрых самолетов в мире

10-ое место: Су-27.

Советский, а позже российский универсальный истребитель, разработка ОКБ Сухого. Википедия приводит его адаптированное название, применяемое в странах НАТО, – Russian Flanker-B, что можно приблизительно перевести как «Русский удар с фланга». Сверхзвуковой самолет может превысить скорость Маха в 2,5 раза, достигая невероятных 2876 км/ч.

Впервые в истории авиастроения России была внедрена дистанционная система управления, а реактивную тягу создают два двигателя. До десяти ракет класса «воздух-воздух» могут быть подвешены в специальных точках фюзеляжа, боевую поддержку им оказывает стационарная 30-мм пушка. На данный момент создано несколько современных модификаций самолета Сухого, он состоит на службе российских ВВС уже более 35-ти лет.

9-ое место: F-111 General Dynamics.

Тактический бомбардировщик, состоящий на службе ВВС США до 1998 года. Способен разогнаться в небе до 3060 км/ч. Когда первые фото и видео этого самолета увидели военные, кто-то метко пошутил, назвав этот самолет «муравьедом» за вытянутую форму кабины и ее характерный наклон. Это шутливое прозвище прижилось. Несмотря на милое название, F-111 являлся грозным носителем смертельного оружия:

  • до 14,3 тонн переносимых бомб;
  • до 9 ракет «воздух-воздух», быстро монтируемых на спецточки;
  • многоствольной пушки с высокой скоростью стрельбы.

Основным преимуществом Муравьеда была впервые реализованная возможность изменять стреловидность крыла.

8-ое место: F-15 Eagle McDonnell Douglas.

Настоящий хит американских военно-воздушных сил, до сих пор верой и правдой служит военным США. Может развивать скорость до 3065 километров в час и на данный момент имеет более сотни официально подтвержденных побед в воздушных боях. Свою биографию начал в 1976 году, когда был совершен первый вылет. Согласно плану военного руководства Соединенных Штатов будет находиться на активном вооружении страны до 2025 года. Изначально задумывался для перехвата вражеских самолетов и создания преимущества в воздушном пространстве. Но модификация Strike превратила F-15 Eagle также и в бомбардировщик. Вооружается 11-ю ракетами для ведения воздушного боя, высокоскоростной пушкой калибра 20 мм.

7-ое место: Миг-31.

Еще один представитель советских сверхзвуковых самолетов. Способен развивать до 3463 км/ч, причем два его мощных двигателя позволяют лететь на гиперзвуковой скорости и на малых, и на больших высотах над землей. Всего было выпущено около 500 таких машин, производство прекращено в 1994 году. Ракетное оснащение было достаточно серьезным:

  • четыре ракеты класса R-33 (тяжелые) для поражения целей в воздухе;
  • либо 6 более легких ракет класса R-37.

Боевую поддержку им оказывала автоматическая пушка с калибром в 23 мм и высокой скоростью стрельбы.

6-ое место: Valkyrie XB-70.

Согласно мифологии, Валькирия доставляла души погибших в бою воинов в Вальгаллу, а иногда Бог один позволял ей решить исход битвы. Именно такими функциями наделен и этот самолет – он бы мог решить исход холодной войны, перейди она в горячую фазу. Его дикая гиперзвуковая скорость в 3672 км/ч позволила бы оторваться от советских истребителей, а запас топлива позволял залетать на территорию Советского Союза на расстояние до 7 тыс. км. и возвращаться без дозаправки. Стратегической задачей этой машины смерти была доставка ядерных бомб и поражение наземных целей. По задумке конструкторов скорость XB-70 должна была быть большей, чем скорость распространения ударной и световой волны от ядерного взрыва. Этот монстр времен холодной войны был выпущен в количестве 2-х экземпляров.

5-ое место: Starbuster Bell X-2.

Максимальный разгон этой машины составил 3912 км/ч. Она была построена в рамках экспериментальной американской программы после второй мировой войны. На момент своего первого полета в 1954 году это был самый быстрый самолет в мире. Испытание прошло неудачно. Высокая скорость была достигнута, однако пилот выполнил чересчур резкий маневр, и машина потеряла управление. После этого неудачного испытания программа была заморожена.

4-ое место: МиГ-25.

Второй представитель ОКБ Микояна-Гуревича в рейтинге самых быстрых реактивных самолетов. Основной задачей, которую ставили перед конструкторами военные, стала возможность перехвата американских sr-71 blackbird и любых других пилотируемых и беспилотных аппаратов, которые летали сравнительно медленно. В реальных условиях ни один «Черный дрозд» так и не был сбит «двадцать пятым», зато машина прекрасно зарекомендовала себя в нескольких локальных конфликтах – таких, как восьмилетняя ирано-иракская война и др.

МиГ-25 вооружается четырьмя ракетами «воздух-воздух» и способен поражать цели на расстоянии до 25 км! Всего было построено около 1000 воздушных машин этого типа, многие образцы до сих пор стоят на вооружении разных армий мира.

Три самых быстрых самолета на планете

3-е место: YF-12 Lockheed.

Самая большая скорость самолета составила 4100,4 км/ч, так что он успешно справился с задуманной для него задачей – достичь 3,35 скорости Маха. Именно YF-12 стал прототипом знаменитого «Черного дрозда». Разработать и YF-12 и SR-71 было поручено Кларенсу Джонсону. Внешне эти машины весьма похожи, отличие только в том, что Локхид вооружен тремя реактивными ракетами класса «воздух-воздух». На сегодняшний день YF-12 Lockheed остается самым крупным пилотируемым самолетом, предназначенным для перехвата целей в воздухе.

2-ое место: SR-71 Blackbird.

Этот самолет использовался для исследовательских целей учеными НАСА и для ведения разведки военными армии США. Воздушный разведчик впервые совершил полет в 1964 году. Инновационной изюминкой машины стало применение технологии Stels, что позволяло сделать его недоступным для многочисленных перехватчиков. Является самым быстрым военным самолетом в мире, достигая невероятных 4102,8 км/ч. «Черный дрозд» собирал разведданные над Кубой, Советским Союзом и другими странами, используя свою превосходную скорость. За всю историю было сконструировано и выпущено 32 «дрозда».

1-ое место: X-15 North American.

Возглавляет «топ 10» самый быстрый сверхзвуковой самолет, который может набрать фантастическую скорость – 8201 км/ч! Эта машина не взлетает с аэродромов – ее запуск проводится с бомбардировщика в воздухе. X-15 является практически космическим пилотируемым летательным аппаратом, поскольку уже достиг высоты в 107 км и совершил суборбитальный полет. Был сконструирован в рамках программы изучения сверхзвуковых полетов. Приземляться данный летательный аппарат может самостоятельно, посадочной полосой выступает ровное дно высохшего соленого озера.

Ответив на вопрос какой самый быстрый самолет в мире, мы обязаны упомянуть еще одну экспериментальную модель, разработанную специалистами национального космического агентства США. Фактически самый быстрый самолет – это Х-43А, который может лететь со скоростью до 11850 км/ч! Испытание этого летательного аппарата впервые было проведено в 2001 году и закончилось неудачей – самолет развалился в воздухе. Второй раз данный летательный аппарат испытали спустя 3 года, в 2004 г. – на этот раз полет прошел удачно. Скорость этого самого быстрого самолета в мире по праву гарантировала бы ему первое место в рейтинге, но вся загвоздка в том, что Х-43А является скоростным беспилотником, а наш топ-10 включал в себя только пилотируемые машины.

Есть люди, которые живут на предельной скорости. Они гонятся за рекордами и стремятся быть быстрее всех. И неважно, как они это делают - за рулем гоночного болида или на спине скакового верблюда. Суть в том, что скорость у них в крови.

Если бы компания BMW была человеком, так можно было бы сказать и о ней. Великолепные выступления в гоночной серии DTM и европейском туринге, в «Формуле-1» и кольцевых мотогонках - скорость была неотъемлемой частью жизни BMW на протяжении всей ее истории и остается этой частью сегодня.

Технологии, отработанные на гоночных трассах и во время рекордных заездов, используются BMW при разработке дорожных автомобилей. Во-первых, об этом говорит качество немецкой техники, многократно проверенное экстремальными нагрузками. Во-вторых, скоростью дышат многие «гражданские» модели компании, например «заряженная» 370-сильная красавица BMW М2 Coupe, способная разогнаться до «сотни» за 4,3 секунды и ограниченная 250 км/ч лишь электронным методом в целях безопасности. Наконец, стоит упомянуть линейку аксессуаров BMW M Performance, которая позволяет кастомизировать в спортивном стиле различные модели компании. Карбоновый «обвес», снижающий аэродинамическое сопротивление, пакет увеличения мощности, спортивные выхлопная и тормозная системы, аксессуары для салона - возможность сделать болид из обычного автомобиля привлекает многих.

Поэтому сегодня мы говорим о рекордах скорости. О блестящих инженерах, которые строят быстрые автомобили, самолеты и корабли. О бесстрашных пилотах, которые рискуют, чтобы стать одними из самых быстрых. О рекордах простых и сложных, обыденных и странных - о том, без чего человек существовать не может.


РЕКОРДЫ СКОРОСТИ НА СУШЕ

АБСОЛЮТНЫЙ РЕКОРД СКОРОСТИ НА СУШЕ:

1227,986 КМ/Ч
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО: THRUST SSC
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ: ДВА ТУРБОВЕНТИЛЯТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЯ ROLLS-ROYCE SPEY RB.168 МК.202
ПИЛОТ: ЭНДИ ГРИН
ДАТА: 15 ОКТЯБРЯ 1997 ГОДА
КТО ПОБЬЕТ: АВТОМОБИЛЬ BLOODHOUND SSC


Сегодня в мире есть только одна команда, которая последовательно бьет один абсолютный рекорд скорости за другим, и такая ситуация сохраняется уже 30 лет. Всё началось с того, что в далеком 1983 году Ричард Ноубл на реактивном Thrust 2 разогнался в пустыне Блэк-Рок до скорости 1019,47 км/ч. Спустя полтора десятилетия Ноубл выступил уже в качестве конструктора — его пилот Энди Грин на могучем Thrust SSC поставил два рекорда скорости подряд. Сегодня эта же команда готовит к очередному заезду чудовищный Bloodhound SSC, который должен разогнаться более чем до 1600 км/ч. Thrust SSC стал первым автомобилем, преодолевшим звуковой барьер. В его конструкции использовались два авиационных двигателя суммарной мощностью 110 000 л.с., аналог ичные установленным на истребитель-бомбардировщик F-4 Phantom II и сжигающих 18 л топлива в секунду. Не очень экономично, зато рекорд держится уже почти 20 лет. Потому что никто, кроме Ноубла, не пытается его побить.

АВТОМОБИЛЬ С ВОДОРОДНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ:

487,672 КМ/Ч
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО: BUCKEYE BULLET 2
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ: ДВИГАТЕЛЬ НА ВОДОРОДНЫХ ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ
ПИЛОТ: РОДЖЕР ШРOЕР
ДАТА: 25 СЕНТЯБРЯ 2009 ГОДА
КТО ПОБЬЕТ: BUCKEYE BULLET 3 В 2017-2018 ГОДАХ


Хотя автомобили на водородных элементах существуют относительно давно, до 2004-го никто не пытался построить специальный болид для установления рекорда скорости в этой области. Первой стала компания BMW, представившая рекордный автомобиль BMW I I2R с 12-цилиндровым двигателем-гигантом, разогнавшийся в итоге до 301,95 км/ч. Рекорд держался до 2009 года — его побила команда из Университета штата Огайо на специальном Buckeye Bullet 2. Стоит заметить, что этим же ребятам принадлежит рекорд скорости среди электромобилей (495,526 км/ч), установленный годом позже на автомобиле Buckeye Bullet 2.5. Сейчас в разработке третье поколение болида.

ПАРОВОЙ АВТОМОБИЛЬ:
238,679 КМ/Ч
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО: INSPIRATION
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ: ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ПАРОВАЯ ТУРБИНА
ПИЛОТ: ДОНУЭЙЛС
ДАТА: 26 АВГУСТА 2009 ГОДА
КТО ПОБЬЕТ: ПАРОМОБИЛЬ CYCLONE КОМАНДЫ TEAM STEAM USA В 2017-2018 ГОДАХ


Рекорд скорости на паровом автомобиле держался в течение 103 (!) лет. В далеком 1903 году пилот Фред Марриотт на рекордном Stanley Rocket разогнался на пляже Дейтона-Бич до 205,5 км/ч. Вплоть до середины 1980-х никто просто не заморачивался необходимостью побить этот рекорд. В 1985-м американский пилот Боб Барбер на паровом болиде Barber-Nichols Steamin Demon достиг скорости 234,33 км/ч, но рекорд не был признан FIA из-за нарушения правил (Барбер провел оба заезда в одну сторону, в то время как FIA требует провести их в противоположных направлениях в течение одного часа). Наконец, в 2009-м британская команда под руководством Глинна Боушера построила паровой Inspiration, преодолевший поставленную Марриоттом планку. Сейчас две команды — Steam Speed America и Team Steam USA — готовят свои пароболиды для заездов, и кто-то из них, скорее всего, опрокинет британское достижение.

МОТОЦИКЛ:

605,697 КМ/Ч
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО: TOP OIL АСК ATTACK STREAMLINER
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ: ДВА ТУРБИРОВАННЫХ ДВИГАТЕЛЯ SUZUKI HAYABUSA
ПИЛОТ: РОККИ РОБИНСОН
ДАТА: 25 СЕНТЯБРЯ 2010 ГОДА
КТО ПОБЬЕТ: САМ РОККИ РОБИНСОН В 2017-2018 ГОДАХ


В 2000-е борьба за рекорд скорости на мотоцикле была очень напряженной — пилоты Рокки Робинсон и Крис Карр четырежды превосходили достижения друг друга, попеременно оказываясь на вершине рекордной пирамиды. Точку поставил Робинсон на стримлайнере Ack Attack, став первым мотоциклистом, преодолевшим планку в 600 км/ч. Рекордный мотоцикл был оснащен двумя могучими Suzuki Hayabusa суммарным объемом 2598 см3, усиленными турбонаддувом Garret. Интересно, что в рекордной практике грань между понятиями «автомобиль» и «мотоцикл» очень тонка — мотоциклы с боковой опорой («коляской») очень похожи на автомобили, история даже знала случай, когда рекордный автомобиль Spirit of America Крейга Бридлава был «переквалифицирован» в мотоцикл уже после заезда, хотя так или иначе показал в 1963 году абсолютный для любого транспортного средства рекорд скорости.


РЕКОРДЫ СКОРОСТИ В ВОЗДУХЕ

ВИНТОВОЙ САМОЛЕТ:

871,38 км/ч
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО: ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТТУ-1М
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ: 4 ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЯ НК-12
ПИЛОТ: ИВАН СУХОМЛИН
ДАТА: 24 МАРТА 1960 ГОДА КТО ПОБЬЕТ: НИКТО. МАЛЫЕ САМОЛЕТЫ НА ТАКОЕ НЕСПОСОБНЫ, А БОЛЬШИХ С ПРОПЕЛЛЕРНОЙ ТЯГОЙ УЖЕ НЕ СТРОЯТ


Не все рекорды принадлежат британцам и американцам. Например, рекорд скорости для самолета, приводящегося в движение пропеллерами (то есть не реактивного), уже более полувека держит советский летчик-испытатель Иван Сухомлин, разогнавшийся до 871 км/ч на Ту-114.114-й был, по сути, последним большим пассажирским турбовинтовым самолетом, и на момент создания (1957) - самым большим пассажирским самолетом в мире вообще! Его приводили в движение четыре огромных двигателя НК-12 СНТК Кузнецова, и каждый вращал в противоположных направлениях два пропеллера диаметром по 6 м. Сегодня эпоха турбовинтовых самолетов ушла в прошлое, и вряд ли кто-либо когда-либо вложит миллионы долларов в строительство машины, способной побить этот рекорд.

МУСКУЛОЛЕТ:

44,26 КМ/Ч
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО: МУСКУЛОЛЕТ MUSCULAIR 2
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ: ОТСУТСТВУЕТ
ПИЛОТ: ХОЛЬГЕР РОЧЕЛЬТ
ДАТА: 2 ОКТЯБРЯ 1985 ГОДА
КТО ПОБЬЕТ: КТО-ТО ИЗ ЭНТУЗИАСТОВ, ТОЧНЕЕ СКАЗАТЬ НЕВОЗМОЖНО


Мускулолет — устройство необычное и редкое, за всю историю человечества существовала едва ли сотня. Первый полет самолета на мускульной (педальной) тяге произошел лишь в 1961 году, а первый полет не по прямой, то есть позволяющий менять направление движения, — в 1977-м. Немецкий инженер Гюнтер Рочельт был одним из энтузиастов мускулолетостроения, создав два рекордных аппарата Musculair и Musculair 2. Musculair стал первым в истории мускулолетом, поднявшим пассажира (нилотом был сын Гюнтера Хольгер Рочельт, а пассажиром — дочь Катрин). А на втором поколении Хольгер поставил до сих пор не превзойденный рекорд скорости для аппарата на мускульной силе. На деле в мире достаточно энтузиастов этого необычного направления, и рано или поздно рекорд Хольгера должен пасть. Но явно не в ближайшие три-четыре года.

ВЕРТОЛЕТ:

508,6 КМ/Ч
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО: ОПЫТНЫЙ ВЕРТОЛЕТ BELL 533
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ: 1 ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ LYCOMING T53-L-9A И 2 ТУРБОРЕАКТИВНЫХ PRATT & WHITNEY JT12
ПИЛОТ: ЛУХАРТВИГ
ДАТА: 15 АПРЕЛЯ 1969 ГОДА
КТО ПОБЬЕТ: SIKORSKY S-97 RAIDER В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОНФИГУРАЦИИ


Рекорд скорости классического вертолета, Westland Lynx, держится с 1986 года и составляет 400,87 км/ч.

Но есть способ обмануть природу винтокрылой машины: приделать к ней толкающий/тянущий винт или реактивный двигатель, чтобы основной ротор создавал только подъемную силу. Собственно, Bell 533 и был первым опытным вертолетом с реактивным «толкателем». А если толкающий винт перспективною Sikorsky S-97 Raider в опытных целях заменят турбиной, он вполне сможет перекрыть рекорд Bell.

САМОЛЕТ:

3529,6 КМ/Ч
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО: СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАЗВЕДЧИК LOCKHEED SR-71 BLACKBIRD
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ: 2 ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЯ PRATT & WHITNEY J58
ПИЛОТ: ЭЛДОН ДЖОРС
ДАТА: 28 ИЮЛЯ 1976 ГОДА
КТО ПОБЬЕТ: СКОРЕЕ ВСЕГО, НИКТО - ЭТО ПРОСТО НИКОМУ НЕ НУЖНО


Знаменитый стратегический сверхзвуковой разведчик ВВС Lockheed SR-71 Blackbird не был специальным рекордным самолетом. Просто в 1960-х годах, в разгар холодной войны, была поставлена задача разработать самолет, который за счет высокой скорости и большой высоты мог бы уходить и от наблюдения, и от нападения советских ВВС.

В частности, в СССР примерно в то же время разрабатывали МиГ-25. Так или иначе, Blackbird получился очень необычным - его дизайн кажется футуристическим и по сей день, хотя первый полет он совершил 22 декабря 1964 года. А в 1976-м пилот-испытатель Элдон Джорс установил абсолютный рекорд скорости для самолетов, а заодно и абсолютный рекорд высоты для планового полета (без помощи рекордной «свечки»), 26 929 м. SR-71 также принадлежит еще несколько скоростных рекордов в разных дисциплинах. Интересно, что в 1980-х пилот Брайан Шул утверждал, что в ходе Ливийской операции 1986 года он достиг на SR-71 еще большей скорости, но показания приборов этого не подтвердили.


РЕКОРДЫ СКОРОСТИ ПАРУСА И РЕЛЬСЫ

АБСОЛЮТНЫЙ РЕКОРД СКОРОСТИ НА ВОДЕ:

511,121 КМ/Ч
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО: SPIRIT OF AUSTRALIA
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ: ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ WESTINGHOUSE J34
ПИЛОТ: КЕН УОРБИ
ДАТА: 8 ОКТЯБРЯ 1978 ГОДА
КТО ПОБЬЕТ: ТЕОРЕТИЧЕСКИ КАКОЙ-ЛИБО БЕЗУМЕЦ. ПРАКТИЧЕСКИ - НИКТО


В XX веке рекорды скорости на суше и на воде были равно престижными и ставили их нередко одни и те же люди — великие Малькольм и Дональд Кэмпбел-..I лы(Генри Сигрейв, Гар Вуд. Казалось, что в 1967 году точку в конвейере рекордов поставил американец Ли Тэйлор на лодке Hustler, но спустя десять лет появился австралиец Кен Уорби. Он спроектировал и построил пластико-деревянную сверхлегкую лодку Spirit of Australia, на которую установил реактивный двигатель Westinghouse J34, купленный на барахолке за $69. И поставил на этом чуде техники два рекорда скорости — сперва обойдя Тэйлора на 6 км/ч, а затем добавив к своему результату еще 50 км/ч. Рекорд Уорби уникален — никто сегодня не решается повторить его безумный «трюк» с лодкой, которая весила меньше, чем двигатель, приводивший ее в движение, и в случае любой аварии превратилась бы в горстку ошметков.

ПАРУСНЫЙ КОРАБЛЬ:

121,21 КМ/Ч
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО: ЛОДКА-КАТАМАРАН VESTAS SAILROCKET 2
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ: ПАРУСА
ПИЛОТ: ПОЛ ЛАРСЕН
ДАТА: НОЯБРЯ 2012 ГОДА
КТО ПОБЬЕТ: САМ ПОЛ ЛАРСЕН НА СЛЕДУЮЩЕЙ ГЕНЕРАЦИИ КАТАМАРАНА


Удивительно, но абсолютный рекорд скорости для парусного транспортного средства долго принадлежал... серферам — сперва виндсерферам, затем — кайтсерферам (парусом для них служит воздушный змей). Лишь на недолгое время в 2009 — 2010 годах достижение удерживал французский тримаран Hydroptere.

Но в ноябре 2012 года австралиец Пол Ларсен окончательно вернул честь «нормальным» парусникам. Специально разработанный для установления этого рекорда высокотехнологичный (карбоно-титановый) и безумно дорогой катамаран Vestas Sailrocket 2 неслабо «вломил» серферам, которые не могли разогнаться более чем до 103 км/ч — и, скорее всего, уже не смогут, поскольку у серфинга есть технический предел.

ОБЫЧНОЕ РЕЛЬСОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО:

603,0 КМ/Ч
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО: ПОЕЗД НА МАГНИТНОЙ ПОДУШКЕ MAGLEV L0 SERIES
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ: ЛИНЕЙНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ
ПИЛОТ: ГРУППА ИСПЫТАТЕЛЕЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ГЛАВА ИСПЫТАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА JR TOKAI ЯСУКАДЗУЭНДО
ДАТА: 21 АПРЕЛЯ 2015 ГОДА
КТО ПОБЬЕТ: СЛЕДУЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ ЯПОНСКОГО МАГЛЕВА ИЛИ УЖЕ HYPERLOOP


Если брать все-таки «нормальный» поезд, а не реактивные салазки для военных испытаний, то в этой области рекорд был установлен совсем недавно. 13 лет держался результат, показанный на тестовом участке Яманаси маглевом SCMaglev MLX01 (581 км/ч), и вот следующее поколение, маглев L0 Series, оказалось еще быстрее, впервые в истории пассажирских поездов преодолев планку в 600 км/ч. Рекордный состав состоял из локомотива и шести вагонов. На борту было 49 сотрудников железной дороги JR Central, а максимальную скорость поезд держал на протяжении 10,8 с. Такие испытания проводятся для выяснения технического предела системы маглева, а также для понимания того, как при этом чувствуют себя пассажиры. Реальная крейсерская скорость L0 Series на 10 км меньше. К слову, если говорить об обычных рельсовых поездах, то тут рекорд (574,8 км/ч) уже девять лет держит французский SNCF TGV POS.

РЕЛЬСЫ:

1017 КМ/Ч
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО: РАКЕТНЫЕ САЛАЗКИ SONIC WIND NO.1
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ: РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
ПИЛОТ: ДЖОН ПОЛ СТЭПП
ДАТА: 10 ДЕКАБРЯ 1954 Г.
КТО ПОБЬЕТ: HYPELOOP-БОЛЬШЕ, КАЖЕТСЯ, ПРЕТЕНДЕНТОВ НЕТ


Речь не о локомотиве, а о реактивных салазках. Именно им принадлежит рекорд скорости для беспилотных наземных транспортных средств, 10 326 км/ч. Сани с реактивным двигателем, поставленные на рельсы, способны достигать безумных скоростей. В 1950-х американцы провели ряд тестов, связанных с влиянием сверхскоростей на человека. Иа кресле, прикрученном к салазкам, сидел полковник Джон Пол Стэпп. В ходе тестов он стал на некоторое время самым быстрым человеком на земле (тогда даже самолеты не летали так быстро).


НЕОБЫЧНЫЕ РЕКОРДЫ СКОРОСТИ

НА ЛУНЕ:

18,0 КМ/Ч
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО: ПЛАНЕТОХОД APOLLO 17 LUNAR ROVING VEHICLE }

Понравилось? Лайкни нас на Facebook