Что такое оффшорная зона? Оффшорные экономические зоны: перечень. Страны оффшорной зоны

Большой бизнес, как известно, требует уплаты больших налогов. И каждый здесь пытается как-нибудь обойти предусмотренные законодательством требования. Кто-то нарушает при этом закон, а кто-то ищет вполне легальные пути. Одним вариантов законной неуплаты налогов или снижения их суммы до минимума является оффшор.

Понятие оффшора

Существуют определенные территории, и даже целые страны, которые для своего развития не прочь привлечь капиталы крупных зарубежных бизнес-компаний практически безвозмездно. Взамен они предлагают либо полное освобождение от налогов, либо же очень привлекательные льготы.

Компания, зарегистрированная на такой территории, обычно не ведет здесь своей деятельности, а осуществляет ее за границей.

Оффшорная зона - это своего рода свободная от налогов и финансового контроля территория, на которой регистрируется, получает юридический статус и формально действует зарубежное предприятие. В это же время оно не освобождается от уплаты налогов в той стране, где фактически ведет свой бизнес.

Оффшорная юрисдикция

Оффшорная юрисдикция - это страна, предоставляющая зарегистрированным на ее территории компаниям юридическую возможность не платить налоги или платить их по определенным льготам, а также не отчитываться о своей деятельности и финансовом состоянии.

В своем большинстве такие юрисдикции - это небольшие островные государства, расположенные по всему миру, основным источником наполнения бюджета которых являются госпошлины от регистрации оффшорных компаний и ее ежегодного продления.

Что такое оффшорная компания и в чем ее суть

Такие компании, как правило, используются для организации торгового бизнеса. Ее суть мы рассмотрим на простом примере стандартного процесса купли-продажи. Если организовывать импорт по обычной схеме, входная цена на ввозимый товар будет напрямую зависеть от реальной закупочной. К ней, естественно, добавятся различные таможенные сборы, налог на прибыль и пр.

Оффшорная зона позволяет избежать лишних затрат, если пропустить товар через зарегистрированную на ее территории компанию, указав в документах любую удобную стоимость (в нашем случае лучше заниженную). Это существенно снизит сумму таможенного сбора и налога на прибыль.

Компании используют в качестве холдинговых структур, а также предприятий для получения инвестиционных средств и накопления различных финансовых ресурсов. Однако самым популярным вариантом остается привычная торговая деятельность, связанная с импортно-экспортными операциями.

Преимущества оффшора

К основным преимуществам оффшорных компаний относятся:

  • отсутствие обязательной уплаты налогов;
  • наличие определенных льгот при регистрации;
  • высочайший уровень конфиденциальности о виде деятельности, структуре компании, владельцах и акционерах;
  • отсутствие необходимости подачи информации в органы государственной власти о своей деятельности и прибыли.

В девяностых годах выгоды свободных экономических зон широко использовались во всех отраслях бизнеса. Сегодня, в связи с ужесточением контроля над деятельностью компаний, подобного ажиотажа уже нет, но оффшорный бизнес продолжает процветать. Еще бы, ведь это самый выгодный и быстрый способ вывода денежных средств за рубеж.

Любая подобная компания имеет несколько банковских счетов с привязкой карт учредителей, акционеров и членов их семей. При необходимости все деньги могут быть незаметно выведены за границу в течение нескольких часов.

Но не это на самом деле дает жизнь оффшорам. Все дело в отсутствии единой системы налогообложения в разных государствах. Вот и получается, что одна страна теряет миллионы долларов из-за высоких налоговых ставок, а другая за счет этого живет и процветает.

Насколько это законно

Наше законодательство не запрещает осуществлять учреждение компаний за границей или становиться их акционерами. Разрешается также полноправно участвовать в гражданских правовых отношениях с зарубежными компаниями, при условии, что при этом не будет нарушено законодательство Российской Федерации.

Иными словами, если все происходит в рамках российских законов - значит все законно. По сути, оффшорная зона или компания - это всего лишь инструмент для получения выгоды, который может быть использован как в рамках закона, так и вне их.

Сегодня международное сообщество пытается проявлять более пристальное внимание к таким уголкам «налогового рая», принимая соответствующие меры, направленные против некоторых юрисдикций, отказывающихся прозрачно сотрудничать.

Особенности регистрации

Процедура регистрации компании в большинстве свободных юрисдикций довольно проста, и не требует даже присутствия ее учредителей. Достаточно прислать своих представителей (подписантов). Они должны будут обратиться в соответствующую государственную службу с заявлением о регистрации, а также назначить генерального директора.

Кроме этого существуют и специальные бюро, которые самостоятельно учреждают компании, не имея никакого отношения к ее истинным владельцам.

Готовый оффшорный бизнес, который существует лишь на бумаге, можно купить по цене от 10 тысяч американских долларов.

Оффшорные зоны мира и их виды

Но давайте разберемся, какие же государства считаются оффшорными зонами. На сегодняшний день в мире насчитывается около 50 юрисдикций. Все они делятся на:

  • классические оффшоры (с нулевым налогообложением);
  • зоны с низким налогообложением;
  • оффшоры с территориальным способом налогообложения;
  • оффшоры, где от налогов освобождаются отдельные виды деятельности;
  • зоны, где от уплаты налогов освобождается деятельность отдельных юридических лиц.

Классический вариант

Классическая оффшорная зона - это территория, где компания платит ежегодную пошлину, а с ее деятельности не взимается никаких налогов. Кроме того, она не подлежит аудиту. В список оффшорных зон классического типа входят:


Свободные зоны с территориальным налогообложением

Оффшорные экономические зоны с территориальным налогообложением предоставляют компаниям возможность уплаты налога лишь от прибыли, полученной из источников, расположенных на территории их юрисдикции. Это дает возможность привлекать дополнительные инвестиции и существенно упрощает процесс экспорта. К таким зонам относятся:

  • Алжир;
  • Бразилия;
  • Боливия;
  • Гон-Конг;
  • Гватемала;
  • Кувейт;
  • Коста-Рика;
  • Малайзия;
  • Монако;
  • Марокко;
  • Никарагуа;
  • Сингапур;
  • Парагвай;
  • Уругвай и др.

Оффшорные зоны с низким налогообложением

Налогообложение в оффшорных зонах данного типа снижено до минимума с целью стимулирования развития собственной экономики и привлечения зарубежных инвестиций. К этим юрисдикциям относятся:

Юрисдикции с налогообложением отдельных видов деятельности

В этих зонах от уплаты налогов освобождаются не все, а лишь некоторые компании, занимающиеся определенным видом бизнеса. К ним относятся:

  • Ангилья;
  • Болгария;
  • Венгрия;
  • Дания;
  • Литва;
  • Латвия;
  • Норвегия;
  • Словакия;
  • Польша;
  • Швейцария и др.

Оффшорные зоны, где от налогообложения освобождены некоторые юридические лица

Эти юрисдикции выборочно, на свое усмотрение могут освобождать от налогов лишь отдельно взятых юридических лиц. Такой юрисдикцией, например, является известнейшая оффшорная зона - Кипр. Именно здесь зарегистрированы и осуществляют свою деятельность множество компаний из России.

В соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.11.2007 года № 108 Н, в список оффшорных зон для Российских компаний, предоставляющих льготный режим уплаты налогов, входят следующие территории и государства:

  • Андорра;
  • Антигуа;
  • Антилы;
  • Барбуда;
  • Багамы;
  • Бахрейн;
  • Безиз;
  • Бруней;
  • Вануату;
  • Виргинские острова;
  • Гибралтар;
  • Доминика;
  • Кипр;
  • Либерия;
  • Лихтенштейн;
  • Мальта;
  • Маршалловы острова;
  • Монако;
  • Науру;
  • Невис;
  • Ниуэ;
  • Нормандские острова;
  • Острова Кука;
  • Палау;
  • Панама;
  • Самоа;
  • Сан-Марино;
  • Сент-Винсент;
  • Гренадины;
  • Сен-Китс;
  • Сент-Люсия;

Первые оффшорные зоны появились в середине прошлого века. Буквально за одно-два десятилетия оффшорный бизнес превратился в развитую индустрию, на которую сделали ставку некоторые даже достаточно крупные государства, например, Панама. С ростом процессов глобализации мировой экономики, масштабы задействования оффшорных механизмов только увеличились. Это привело к тому, что начались и обратные процессы - многие ведущие страны мира начали проводить анти-оффшорную политику. Россия не стала исключением, введя в 2007 году собственный так называемый черный список оффшоров.

Оптимальные варианты налогообложения, открытие компаний и счетов в оффшорных зонах, помощь в выборе готовых оффшоров .

Причины анти-оффшорной политики и появления термина «черные оффшоры»

Под оффшором понимается территория или страна, где официальным руководством и принятым законодательством создаются условия для привлечения иностранных компаний к регистрации в этих зонах юрисдикции. Следует отметить, что оффшорный бизнес является абсолютно легальным и законным. Это подтверждается и тем, что подобные услуги предлагают и США, и Великобритания, и Швейцария - страны, которые сложно заподозрить в стимулировании преступной деятельности и нарушения законов.

Чем же вызвано появление анти-оффшорной политики, которая выражается в составлении различных перечней черных оффшоров и других мероприятиях, со стороны целого ряда государств, в том числе России и перечисленных выше? Ситуация объясняется довольно просто. Достаточно часто оффшорные схемы используются для одного из наиболее распространенных экономических и финансовых преступлений - ухода или уклонения от налогов. Происходит это потому, что иностранная компания или физическое лицо, регистрируясь в оффшоре, соблюдают законодательство страны-оффшора, но нарушают при этом законы государства, чьим резидентом являются.

Кроме того, через оффшорные компании зачастую осуществляется финансирование терроризма в различных его проявлениях. В этом вопросе позиции развитых стран и России также весьма схожи.

По сути, оффшорные страны, сохраняя декларируемую ими приватность и тайну вкладов и операций клиента, помогают совершать ему преступление. Именно поэтому в последние годы оказывается постоянное давление на практически все оффшорные страны (в том числе и развитые - например, Швейцарию) с целью раскрытия ими имеющейся информации об иностранцах-клиентах, не важно, физическое это лицо или юридическое. Именно поэтому так громко звучат скандалы, так или иначе связанные с оффшорами - и Кипрский, и Панамаский.

Российские анти-оффшорные законы и список оффшоров минфина

С момента введения рыночной экономики, популярность использования оффшоров российскими предпринимателями и компаниями неуклонно растет. Это в целом совпадает с общемировым трендом. Так, по некоторым оценкам, несмотря на активно проводящуюся в мире анти-оффшорную политику, общий объем средств в различных оффшорных зонах в 2016 году составит 32 трлн. долларов.

Первый список оффшоров в России был составлен специалистами министерства по налогам и сборам РФ в 2002 году. Он был неполным, так как в нем содержался перечень всего 25 (из более полусотни действующих на тот момент) оффшорных зон. Впоследствии в составлении и редактировании списка оффшоров принимали участие также сотрудники Центробанка России.

Черный список оффшоров минфина

В 2007 году к данной работе подключилось министерство финансов, которое выпустило в конце года свой перечень, получивший почти официальное название черный список оффшоров минфина. Он вступил в силу с 01.01.2008 года и практически каждый год редактируется, с учетом изменений в законодательстве упомянутых в нем государств и территорий. Изначально в список оффшоров минфина входило 42 страны или зоны.

Сотрудничество с компаниями, зарегистрированными там, могло обернуться дополнительным налогом. Но это касалось только выплат по дивидендам, кроме того, действующее на тот момент законодательство предоставляло серьезные льготы крупному бизнесу. Из-за этих двух причин каких-то особых последствий для российского бизнеса появление списка черных оффшоров не имело.

Деофшоризация и Закон о КИК

Неудивительно, что российские законодатели продолжили вносить изменения и выпускать новые законы, связанные с ограничением участия отечественных компаний и физических лиц в оффшорном бизнесе.

Появился специальный термин «деофшоризация», смысл которого предельно понятен. В рамках компании по деофшоризации в 2013 году были внесены изменения в ФЗ «О противодействию отмыванию доходов», а с 1.01.2015 года вступил в действие ФЗ «О налогообложении прибыли» так называемых КИК (КИК - это контролируемая иностранная компания, под которой понимается зарегистрированная в оффшоре).

Этот закон, по сути, является современной и сильно расширенной версией черного списка оффшоров минфина. Помимо собственно оффшорных государств и территорий, он также содержит и перечень стран, которые «не обеспечивают обмен информацией для целей налогообложения». Поэтому на данный момент к черным оффшорам относится:

  • 22 территории, среди которых наиболее известны:
    • Британские Виргинские острова и Виргинские острова под юрисдикцией США;
    • Кюрасао;
    • Остров Мэн;
    • Республика Ниуэ;
    • Пуэрто-Рико;
    • Каймановы острова и другие;
  • 109 государств, включая такие известные, как:
    • Ангола;
    • Бангладеш;
    • Белиз;
    • Бразилия;
    • Доминика;
    • Нигерия;
    • Ямайка и многие другие.

Следует отметить, что в первоначальном проекте закона присутствовали также Великобритания и Швейцария, но в итоговой редакции они были исключены. В то же время в черном списке оффшоров отсутствуют традиционные Кипр и Люксембург, давно и успешно развивающие оффшорный бизнес.

Закон вступил в силу не так давно, поэтому достаточно сложно сказать, к каким последствиям он приведет. Но до 1.04.2015 года все отечественные резиденты должны были передать информацию в налоговую инспекцию об имеющемся участии в деятельности иностранных компаний.

Заключение

Учитывая тенденции, активно проявляющиеся в мировой экономике, анти-оффшорная политика и составление разнообразных черных списков оффшоров со стороны наиболее развитых стран мира будет продолжена. Нет никаких предпосылок к тому, чтобы Российское государство не было активным участником этой политики, зачастую лидируя в некоторых аспектах борьбы с оффшорами.

Для создания порядка и определенной системы, в мире появилось определенное количество списков, которые включают разные страны. Это могут быть, как белые, так и черные списки, созданные влиятельными мировыми организациями или списки составленные, каждой страной индивидуально. Целью данных списков является контроль над передвижением капитала из страны в стану, в соответствии с многочисленными стандартами налоговой прозрачности, и с целью борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.

Зачастую основными участниками оффшорных списков являются классические оффшорные юрисдикции, такие как Белиз , Панама , Невис , БВО , Сейшелы , и так далее. Все эти страны являются привлекательными для ведения международного бизнеса, а также для защиты активов в оффшоре. Для того чтобы как-то повлиять на отток капитала, правительства из лидирующих стран мира, которые испытывают, проблемы с ликвидностью и капиталом в общем, манипулируют своими возможностями вносить или вычеркивать определенные оффшорные юрисдикции из своих списков. Например, Украина, которая не внесла Панаму в список оффшорных юрисдикций после того, как Панама подписала соглашения с США.

Но давайте более детально рассмотрим, кто ведет списки, и какие они бывают. Существует несколько мировых организаций, которые включают большое количество стран участников, и решения, принимающиеся этими организациями, автоматически принимаются и во всех странах участниках той или иной организации. Речь идет о двух главных организациях:

ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития. Участниками организации выступают 30 государств.

ФАТФ – международная организация по борьбе с финансированием терроризма и отмыванием криминальных капиталов. Более 30 государств принимают участие в деятельности ФАТФ (сюда входит и Россия).

Данные организации имеют не только белые списки, это страны которые соответствуют всем стандартам налоговой прозрачности, и борются с отмыванием денег и финансированием терроризма, но и черные. Черные списки, это списки оффшорных зон, которые ведут неприемлемую налоговую конкуренцию, а также не соответствуют международным стандартам прозрачности.

ОЭСР в свой черный список включила следующие юрисдикции: Андорра, Монако, Лихтенштейн и Маршалловы острова. А ФАТФ внесла Мьянму, Нигерию и Науру.

Но помимо ОЭСР и ФАТФ, каждая страна имеет право составлять свои собственные черные списки.

Списки оффшорных зон России

Россия имеет целых два списка стран, о сотрудничестве с которыми надо подумать. Дело в том, что уже 2002 году в России появился свой официальный «черный список» в который попали оффшорные юрисдикции не соответствующие стандарту налоговой конкуренции. Данный «черный список» фактически разделен на два. В первый список попадают все страны, с которыми отсутствует соглашение об избежании двойного налогообложения, а второй список содержит страны, с которыми не рекомендуется сотрудничать. К данным юрисдикциям относятся:

Мальдивские острова

Багамские острова

Маршалловы острова

Бермудские острова

Монако, остров Мэн

Британские Виргинские острова

Науру, остров Ниуэ

остров Гернси

Сан-Марино

Гибралтар

Сейшельские Острова

Сент-Винсент

остров Джерси

Сент-Люсия

Доминика, Кайман

Теркс и Кайкос

Канарские острова

Лихтенштейн

Данные юрисдикции, также фигурирует в Приложении 1 к Указанию Банка России от 7 августа 2003 г. № 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)». Данный список говорит о том, что российские банки сотрудничают с отделениями оффшорных финансовых учреждений в соответствие с указаниями Центробанка РФ. На данном основании существует дополнительный список, который классифицирует оффшорные юрисдикции на 3 категории, которые определяют уровень взаимодействия российских и иностранных кредитных организаций.

1-я группа — наиболее уважаемые оффшорные зоны

2-я группа — традиционные оффшорные юрисдикции

3-я группа – наименее респектабельные страны

Нормандские острова

Остров Мэн

Сингапур

Ирландия

Швейцария

Черногория и прочие

Британские Виргинские острова

Сейшельские острова

Сент-Винсент

Американские штаты Делавер и Вайоминг

Маршалловы острова

Лихтенштейн

Помимо этого у России есть общий список, в который попадают все оффшорные юрисдикции. Более детально с этим списком вы можете в таблице представленной ниже.

Списки оффшорных зон от ОЭСР

ОЭСР также имеет несколько списков, в которые входят множество юрисдикций всего мира. Первый список включает юрисдикции, которые ввели большинство принятых мировых стандартов касательно налогового сотрудничества:

Австралия

Американские Виргинские Острова

Аргентина

Барбадос

Великобритания

Германия

Ирландия

Исландия

Маврикий

Нидерланды

Новая Зеландия

Норвегия

Объединенные Арабские Эмираты

Остров Мэн

Португалия

Российская Федерация

Словацкая Республика

Соединенные Штаты Америки

Финляндия

Чешская Республика

Южно-Африканская Республика

Второй список включает страны, которые приняли международные стандарты налоговых взаимоотношений, но еще не полностью их выполняют. Это зоны с пониженным налогообложением:

Антигуа и Барбуда

Багамские острова

Британские Виргинские Острова

Гибралтар

Доминика

Каймановы Острова

Лихтенштейн

Маршалловы острова

Монтсеррат

Нидерландские Антильские острова

Сент-Китс и Нeвис

Сент-Люсия

Сент-Винсент и Гренадины

Сан Мариино

Острова Кука

Острова Тёркс и Кайкос

А также существует список с другими зонами: Австрия, Бельгия, Бруней, Гватемала, Люксембург, Сингапур, Чили, Швейцария. И страны не согласившиеся принимать всемирно принятые нормы налоговых взаимоотношений: Коста-Рика, Малайзия (Лабуан), Филиппины, и Уругвай.

Однако, не смотря на существование расширенных списков международных организаций, как уже было описано выше на примере России, у каждой страны существуют и свои собственные списки. Если говорить о европейских странах, то эти списки в основном устаревшие и не расширенные. Например, такая оффшорная зона, как Невис, не входит в оффшорные списки Испании и Франции. А есть и такие европейские страны, которые напротив составляют не «черные списки», а белые. Такой список существует в Эстонии. Фактически страна указала на страны, которые наиболее привлекательны для сотрудничества, а не напротив.

На практике, если вы планируете учредить оффшорную компанию и начать свой бизнес на международном уровне, то вам однозначно, за советом надо обращаться к специалистам оффшорного дела из нашей компании Offshore Pro Group. Наши специалисты предоставят вам профессиональные консультации по вопросам регистрации оффшорной компании, а также проконсультируют вас по таким аспектам, как существование договоров об избежании двойного налогообложения, территориальном налогообложении и так далее. Обращайтесь к нам по электронной почте [email protected] .

Подпишитесь на наш телеграм канал и расскажите о нем знакомым в бизнесе.

Присутствие офшора в черном списке является критерием, важным для владельца компании, которая зарегистрирована в данном офшоре: ему придется применять правила, которые предусмотрены Налоговым кодексом для контролируемых иностранных компаний (КИК). Владельцы зарубежных КИК согласно законодательству должны включать результаты от деятельности этих компаний (в том числе за рубежом) в финансовую отчетность, подаваемую в России, а значит, платить с этих доходов налоги в российский бюджет. «Для российских владельцев компаний, зарегистрированных в странах либо на территориях, включаемых в так называемый черный список ФНС, возникает вероятность подпасть под требования, предъявляемые к КИК», — сообщил РБК начальник управления стандартов и международного сотрудничества ФНС России Дмитрий Вольвач.

Таким образом, исключение офшора из черного списка благоприятно для зарегистрированных в нем компаний. Их деятельность не будет рассматриваться как контролируемая, а это означает, что результаты этой деятельности в общем случае не облагаются в России налогами.

Но одновременно у владельцев подобных компаний уменьшаются возможности налоговой оптимизации. Например, в ситуации, если офшорная компания ведет бизнес в России без постановки на налоговый учет или бенефициары используют эту компанию как транзитную с последующим перечислением денежных средств в черный офшор. Узнав реальных владельцев компаний из белых офшоров, налоговые органы достаточно легко выявляют их аффилированность с российским контрагентом, что влечет доначисление налогов.

История вопроса

Поводом для исключения BVI из черного списка стало полное «обеление» этого офшора в текущем году. Для повышения прозрачности бизнеса власти BVI предприняли целый ряд мер. Ключевая из них — в июле 2017 года в BVI начал действовать централизованный реестр собственников бизнеса Система безопасного поиска бенефициарного владения (Beneficial Ownership Secure Search System, BOSS). В реестр заносятся данные всех зарегистрированных на островах бизнес-структур, включая имя, дату рождения и гражданство владельца.

Сама система не является публичной, но власти BVI располагают автоматическим доступом к ней. Из нее же они будут предоставлять и информацию по запросам российских налоговиков.

BVI стали первой офшорной юрисдикцией, создавшей государственную базу данных о бенефициарах. Создание подобных баз данных о бенефициарах предусмотрено 4-й директивой ЕС против отмывания денег (4th Anti-Money Laundering Directive, AMLD4), принятой еще в 2015 году. В базах данных должна содержаться информация о реальном владельце — бенефициаре компании, даже если тот контролирует ее через цепочку офшорных фирм. В этом отличие баз данных бенефициаров от таких реестров, как, например, СПАРК или ЕГРЮЛ, где раскрываются номинальные владельцы.

Согласно российскому законодательству бенефициарным владельцем считается физическое лицо, которое владеет или контролирует более 25% капитала компании (такое определение приведено в законе о противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма).

Обмен информацией

После вступления в силу приказа ФНС об исключении BVI из черного списка офшоров обмен информацией о реальных владельцах компаний, зарегистрированных на островах, между налоговыми ведомствами России и BVI будет регулярно происходить на основании Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам.

Власти BVI подписали эту конвенцию в 2016 году. В 2017-м обмен происходил в тестовом режиме, а с 2018-го, после исключения BVI из черного списка офшоров, станет регулярным, а главное — довольно оперативным, пояснили РБК в ФНС. «В следующем году мы рассчитываем уже на регулярный обмен информацией с налоговыми органами BVI. Мы ожидаем, что будем получать от властей BVI содержательные ответы на наши запросы и в разумные сроки (три-четыре месяца)», — пояснил РБК Дмитрий Вольвач.

Это существенно быстрее, чем по имевшимся ранее каналам. Если действовать через Интерпол, как это происходит в случае с офшорами из черного списка, получение нужных сведений займет гораздо больше времени, указывают опрошенные РБК эксперты. «У налоговых органов существует возможность запросить информацию в любом офшоре через Интерпол. Но, во-первых, Интерпол может и отказать в запросе, а если даже и не откажет, то ответа придется ждать примерно год. Во-вторых, в Интерпол налоговая служба обращается не напрямую, а через МВД, что не упрощает процедуру», — поясняет старший советник юридической компании «Хилл Консалтинг» Сергей Нестеренко.

ФНС России также планирует отвечать на запросы коллег с BVI, если таковые последуют.

Возможные последствия

Мнения юристов о том, снизится ли из-за нововведений популярность BVI в России, и если да, то насколько, разделились.

«BVI всегда были очень популярным офшором. Бизнес привлекали простота регистрационных процедур и понятное законодательство, основанное на английском праве», — делится опытом руководитель отдела международного корпоративного права GSL Law & Consulting Сергей Панушко.

«BVI являются одним из лидеров по прямым инвестициям в РФ среди офшорных юрисдикций: в частности, объем инвестиций в прошлом году составил $1 млрд», — сообщил РБК управляющий партнер компании «Гестион» Алексей Гайдов. На BVI зарегистрировано порядка 700 тыс. компаний, то есть около 40% всех мировых офшорных компаний, добавил он.

«Конечно, риск раскрытия структуры собственности для бенефициаров, зарегистрированных на BVI, теперь существенно возрастет», — прогнозирует Сергей Нестеренко. Следовательно, возрастает и риск предъявления им налоговых претензий, если компании на BVI использовались для неправомерной оптимизации налогообложения, отмечают эксперты.

Суды, рассматривая такие дела, применяют модельную конвенцию по налогам на доход и капитал Организации экономического сотрудничества и развития — она вводит концепцию бенефициарного собственника. Эта концепция основана на принципе, согласно которому операции подлежат налоговому учету исходя из их реального экономического содержания, а не юридической формы.

Характерным в этом отношении является «дело ПАО «Владимирская энергосбытовая компания» (ПАО «ВЭК»)». По мнению налоговой инспекции, акционерное общество реализовало схему с целью занижения налога на прибыль с вовлечением в цепочку расчетов компаний, зарегистрированных в Республике Кипр и на Британских Виргинских островах.

Суть схемы, по мнению судей, состояла в следующем: ПАО «ВЭК», будучи конечным бенефициаром офшорной компании на BVI, оформило покупку 100% акций аффилированной с ней организацией «Энергосервис» на эту компанию. Но в качестве технического покупателя (созданного только для перевода средств по сделке) использовало фирму, зарегистрированную на Кипре. Это дало возможность ПАО «ВЭК» применить льготу по налогу на прибыль, поскольку с Кипром у России подписано соглашение об избежании двойного налогообложения. В результате налог составил 5% от суммы полученного по сделке, в то время как при продаже акций напрямую «дочке» с BVI пришлось бы удержать и уплатить налог в размере 20% от суммы сделки. Выявить реального покупателя (компанию на BVI) стало возможно в результате информации, полученной от кипрских коллег.

ПАО «ВЭК» подало в суд, но суды первой и второй инстанций поддержали налоговую инспекцию. Кассационная инстанция — Арбитражный суд Волго-Вятского округа — постановлением от 7 августа 2017 года оставила решения нижестоящих судов без изменений (копии судебных решений размещены в СПС «Консультант Плюс»).

Если бы обмен информацией с BVI действовал на тот момент, схема была бы раскрыта быстрее.

Бегство от риска

По мнению юристов, ряд компаний, не желающих раскрытия, может поменять юрисдикцию.

Так, компании, которые стремятся максимально снизить риск раскрытия структуры собственника, сегодня выбирают, например, Багамы или американские особые территории, Пуэрто-Рико и американские Виргинские острова, рассказывает Сергей Нестеренко. Во-первых, поясняет он, эти территории не подписали Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам, а следовательно, прямой обмен информацией с ними невозможен. Во-вторых, они не относятся к заморским территориям Великобритании и не входят в Британское Содружество наций — объединение независимых государств, куда входят Великобритания и многие ее бывшие доминионы, колонии и протектораты, участники которого практически всегда представляют информацию по запросу английских судов.

Многие богатые россияне владеют активами в странах и на территориях, входящих в Британское Содружество. Владение активами, как правило, оформляется через трасты и фонды, а управление осуществляется через доверителей (трасти), поясняет Сергей Нестеренко. Бенефициары трастов и фондов, зарегистрированных в странах либо на территориях Содружества, могут быть раскрыты по требованию английского суда, добавляет он.

Собственно, эти риски и реализовались в отношении новозеландских трастов (Новая Зеландия входит в Британское Содружество) Сергея Пугачева, бенефициара Межпромбанка (крупнейшего российского банка-банкрота). По приказу английского суда доверитель траста раскрыл информацию о его активах. Таким образом была установлена связь между банкиром и активами, записанными на траст. Это, как , и дало возможность Агентству по страхованию вкладов обратиться в Высокий суд Лондона с требованием признать Пугачева бенефициаром новозеландских трастов.

Гарантий нет

Впрочем, по мнению юриста компании BGP Litigation Анастасии Берман, переход в черный офшор сам по себе ничего не гарантирует. Суть активно применяемой судами концепции бенефициарного собственника подразумевает, что любые налоговые выгоды, предусмотренные международными соглашениями, могут применяться только к фактическим собственникам, реальным владельцам компаний. А практика по делам об оспаривании статуса бенефициарного собственника преимущественно негативная для налогоплательщика, добавляет юрист.

Впрочем, иногда и компаниям из таких юрисдикций удается выигрывать у налоговиков в суде. Например, в августе 2017 года Арбитражный суд Калининградской области поддержал налогоплательщика в споре с налоговой службой (решение суда имеется в распоряжении РБК).

Организация взяла заем у компаний, зарегистрированных в Гонконге и на Кипре. Налоговая инспекция выяснила, что контроль над всеми компаниями, участвующими в сделке, осуществляется через фирму, зарегистрированную на Джерси — штат, который входит как раз в черный список ФНС. Налоговики сочли, что в этом случае расходы на проценты по займу не могут учитываться для целей налогообложения прибыли согласно законодательству о КИК.

В этом деле компания смогла доказать, что средства группы компаний использовались на текущую деятельность, а не переводились в виде дивидендов либо займов конечному бенефициару на Джерси, рассказывает Анастасия Берман.

Впрочем, если смена юрисдикции и поможет, то лишь на время, считает ведущий юрисконсульт департамента правового консалтинга и налоговой практики «КСК групп» Станислав Ляпцев. «Практика все равно будет развиваться в сторону раскрытия иностранных транзитных компаний и нахождения фактического бенефициарного собственника, этому способствует и соответствующая директива ЕС», — говорит он.

Ряд экспертов все же считают, что оттока бизнеса с BVI во избежание возможных претензий от налоговиков не последует. Власти островов всегда учитывали рекомендации ФАТФ и ОЭСР, а банки охотно работают с юрисдикциями, следующими в разумном русле международных тенденций. «Мы не ожидаем снижения интереса к BVI в России», — отмечает Сергей Панушко. Кроме того, добавляет он, на BVI зарегистрировано несколько сот тысяч компаний и оперативно предоставить информацию по всем компаниям ​власти этой юрисдикции просто физически не смогут.​​

Понравилось? Лайкни нас на Facebook