Храм софии в полоцке. Полоцкий софийский собор

Софийский собор - кафедральный собор города Полоцка, построен между 1030-1060 годами. Строительство связано с переносом центра города со старого городища.

В основе своего архитектурного решения повторяет Софийский собор Новгорода и Софийский Собор Киева. Оригинальное здание собора не сохранилось, остались его руины: остатки нижних стен и столпов, и апсид высотой около 11 метров. Известно, что в плане он повторял Софийский собор Киева, также как и Софийский собор Новгорода, это был пятинефный крестово-купольный храм с княжескими хорами, с выделенной алтарной частью в центральной апсиде с синтроном, с куполом диаметром 5,85 метра.

К храму прилегали пристройки: крещальня и лестничная башня на княжеские хоры. По летописям, можно предположительно сказать, что храм имел 7 глав. 4 купола располагались симметрично от главного, а крещальня и лестничная башня имели свои главы, что создавало свой композиционный образ общего вида. Главные отличия от Киева и Новгорода, это отсутствие галерей. Храм имел 3 апсиды, а не 5 апсид. Княжеские хоры открывались в центральное помещение двойными арками, опирающиеся на 1 промежуточный столб. Есть вима, дополнительное членение в апсидной части подкупольного пространства, характерна для Византии.

Храм был расписан только фресками, также как и в Новгороде, а в Киеве в свою очередь был синтез фресковой и мозаичной декоративной отделки храма. Строительством этого храма занималась киевская артель, которая была послана из Константинополя. Доказательством служит, что строительство в Полоцке прекратилось, также как и на территории всей Киевской Руси. Главная идея храма это вхождение Руси во Вселенскую церковь, единство визуального образа и подобия Софийского Собора Константинополя, и символ единства княжеской власти, по образу регалий власти Византии.

После захвата Полоцка в 1579 году войсками Стефана Батория Софийский собор стал единственным храмом в городе, принадлежавшим православным. После подписания Брестской унии в 1596 году собор перешёл к униатам. После пожара 1607 года собор был в запустении, в 1618 году архиепископ Иосафат Кунцевич восстановил и значительно перестроил собор.

В 1642 году собор вновь пострадал от пожара, но был вскоре восстановлен. В ходе русско-польской войны Полоцк был взят войсками царя Алексея Михайловича, который в 1654 году посетил собор. До 1667 года Софийский собор был православным, а затем вновь перешёл к униатам.

11 июля 1705 года, во время Северной войны 1700-1721 годов, собор был закрыт российской армией. Об этом событии сообщает Витебская летопись: Eodem anno , mense Iulli 11 die in ecclesia S. Sofiae ipse occidit 4 basilianos in Polocia («В том же году месяца июля 11 дня в храме Св. Софии сам [царь] убил 4 базилиан в Полоцке»).

Согласно польскому историку XVIII века Духинскому (польск. Duchi?ski), пьяный Пётр I вторгся вместе с солдатами в Собор Св. Софии в Полоцке, принадлежавший униатам, где хранились мощи Иосафата Кунцевича. Царь потребовал ключи от царских врат, а когда васильяне отказались их дать, лично убил настоятеля и четырех монахов-базилиан, а тела приказал утопить в Двине. В храме по приказу царя разместили пороховой склад. По другой версии царь, из интереса к необычной для него церковной службе, захотел войти в алтарь, но получил отказ. Затем когда на его вопрос кто изображён на одной из икон был дан ответ, что это «образ священномученика Иосафата Кунцевича, еретиками и богоотступниками убитого», то началась потасовка в ходе которой четыре монаха-базилиана были убиты.

В 1710 году пороховой склад взорвался, после чего храм пролежал в руинах до 1738 года.

Восстановление собора осуществил архиепископ Флориан Гребницкий. К 1750 году на месте Софийского собора была возведена двухбашенная базилика в стиле барокко, которую освятили в честь Сошествия Святого Духа. Во время Отечественной войны 1812 года храм был осквернён французскими войсками, которые использовали его как конюшню.

В 1839 году собор был возвращён православным. В 1911-1914 годы был проведён капитальный ремонт собора. В 1924 году церковь закрыли и разместили в ней краеведческий музей. В период немецкой оккупации с 1942 по июль 1944 года Софийский собор был действующим, а потом был вновь закрыт.

После перестройки собор стал представлять собой трёхнефную одноапсидную базилику, ориентированную на север. С южной стороны на высоту 50 м поднялись две симметричные башни. Перестроенный в стиле позднебелорусского или виленского барокко собор получил и новое решение интерьера. Кроме барочных колонн появилось много лепных украшений, фигурные карнизы и несколько непривычная цветовая гамма. Алтарная часть храма была отделена от центрального нефа высокой трёхъярусной преградой, к которой на своде примыкало барельефное изображение Троицы Новозаветной. Второй и первый ярусы были расписаны и украшены деревянной скульптурой. От росписей на алтарной преграде сохранились: копия известной фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» и Спас Нерукотворный.

Собор входит в состав Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Рядом с собором установлен один из Борисовых камней.

В концертном зале Софийского собора ежегодно в апреле и ноябре проходят фестивали старинной и современной камерной и органной музыки, каждое воскресенье - концерты органной музыки в исполнении солистки концертного зала.

В одном из приделов собора по церковным праздникам совершаются православные богослужения.

Паломнические поездки к Софийскому собору в г. Полоцк

Полоцкий Софийский собор - выдающийся памятник монументальной белорусской архитектуры XI-XVIII вв. в г. Полоцк Витебской области. Расположен на правом, высоком берегу Западной Двины, при впадении в нее р. Полота, на бывшем средневековом детинце города - Верхнем замке. Собор построен при князе Всеславе Брячиславовиче между 1044-1066 гг. (согласно другим данным, в 1050-1060 гг.) как православный храм в Верхнем замке, центр государственных дел и символ древнего Полоцка. На городской печати имелась надпись: «Печать Полочькая и стой Софьи». На большом валуне в фундаменте собора процарапаны имена ее строителей: Давид, Тома, Микула, Копес, Петр, Вориш.

Первоначальное упоминание о полоцкой Софии имеется в Новгородской летописи под 1066 г. В гениальном памятнике древнерусской литературы - «Слове о полку Игореве» (XII в.) автор, воздавая хвалу полоцкому князю Всеславу Чародею, восклицает: «Тому въ Полотьске позвониша заутренюю рано у святыя Софеи въ колоколы, а он въ Кыеве звонъ слыша».

В Полоцком княжестве Святая София была православным, культурно-просветительным центром и княжеской усыпальницей. При археологических раскопках в ней было обнаружено 16 саркофагов. В соборе находились государственная казна, крупная библиотека, архив государственных актов.

Торжественность и святость собора впечатляла и завоевателей. В ходе Ливонской войны, по свидетельству летописи, царь Иван IV Грозный в 1563 г. «пришел к городу Полотцску... увиде в городе верх церкви Софии... приказал... во все полки боярам и воеводам, чтоб пев молебны и прося у Бога помощи знамена бы развертели».
Храм дважды - в 1607 и 1643 г. - сильно пострадал от пожаров. После пожара 1607 г. сейм Речи Посполитой удовлетворил просьбу послов Полоцкого воеводства и разрешил «...руины церкви старой св. Софии выстроить и поправить». Восстановление собора было закончено в 1618 г.

В XI-XIX вв. Софийский собор был кафедральным собором Полоцкой православной епархии и полоцкой униатской архиепархии.

Первоначальный собор XI в. представлял собой образец монументального древнерусского культового зодчества с чертами романской архитектуры. Он имел ряд общих черт с Киевским и Новгородским Софийскими соборами того исторического периода.

Здание, Длиной 31,5 м, шириной 26,4 м, отличалось толщиной стен, составлявшей 1,45 м. Стены были сложены из бутового камня, чередовавшегося с рядами кирпича-плинфы, в технике полосатой кладки, создававшей двухцветную гамму поверхности, характерную для Полоцкой школы зодчества. В плане собор представлял собой пятинефную крестово-купольную 16-столпную базилику с тремя гранеными апсидами (сохранились с орнаментальными фресками в нижней части стен), завершенную семью куполами (по другим данным - пять).

Каждый фасад (кроме восточного) был расчленен шестью прямоугольными лопатками, которые соответствовали внутреннему разделению строения 16-ю опорными столпами на нефы, три средних нефа заканчивались апсидами. В стенах имелись три яруса оконных проемов. Над средокрестием возвышался центральный купол на барабане. Фасады были украшены полуциркульными нишами. Большие П-образные хоры и аркады, открытое подкупольное пространство сообщали внутреннему помещению собора вид парадного дворика, с галереями по периметру.

В конце XV - начале XVI в. собор был перестроен в пятиба- шенный храм оборонительного типа. В 1620 г. при Полоцком архиепископе Иосафате Кунцевиче собор был восстановлен после разрушений и значительно перестроен (мощи белорусского святого мученика Иосафата Кунцевича с 1948 г. покоятся в главном католическом соборе Св. Петра в Ватикане, рядом с фобом апостола Петра). На плане Полоцка 1707 г.ив других, более ранних источниках Полоцкая София выглядит храмом оборонительного типа.

Во время Северной войны 1700-1721 гг. в соборе находился пороховой склад российской армии. При отступлении царских войск из Полоцка 1 мая 1710 г. склад был взорван. Взрыв уничтожил одну стену, левый боковой алтарь, повредил фундамент, потолок, колонны.

Полоцкий Софийский собор претерпел шесть основательных перестроек. Последний раз он был перестроен в первой половине XVIII в. при участии униатского архиепископа Флориана Гребниц- кого. В 1738-1750 гг. собор перестоен польским архитектором И. Глаубицем и каменщиком Б. Косинским как каменная базилика в стиле виленского барокко. По канонам униатского храма, он был ориентирован с юга на север, главным фасадом обращен к Западной Двине, а высокой апсидой - к городу.

В феврале 1839 г. в Свято-Софийском соборе состоялся Полоцкий церковный собор, подготовленный царскими властями и униатским литовским епископом Иосифом Семашко. Актом этого собора стало аннулирование Брестской церковной унии 1596 г., униатская церковь в Беларуси была присоединена к Русской православной церкви.

Очередной ремонт Софийского собора был выполнен в 1913 г. с участием российского архитектора П. Покрышкина.

В период временной оккупации части территории Беларуси в 1918 г. в соборе была устроена немецкая гарнизонная кирха. В годы (советской власти в соборе в 1945-1969 гг. находились архив и книготорговая база.

В нынешнем виде Софийский собор представляет собой барочную трехнефную базилику с двумя многоярусными стройными башнями на главном (южном) фасаде и фигурным щитом между ними. В восточный фасад нового собора были включены остатки стен, фрагменты внутренних столпов, склеп и три апсиды храма 2-й половины XI в. Древнейшую кирпичную кладку можно увидеть снаружи и внутри.

Длина старого строения составляет ширину нового. Центральный неф главного фасада и со стороны алтарной апсиды завершены фигурными аттиковыми фронтонами. Главный фасад украшен декоративными элементами в стиле рококо, боковые фасады - спаренными пилястрами и лепными гирляндами.

В интерьере собора находится трехъярусная каменная алтарная перегородка как униатская переработка иконостаса. Боковые двери перегородки сохраняют художественные композиции XVIII в. «Св. Елена и Св. Макарий». В центре над третьим ярусом - темперная полихромная разрисовка «Тайная вечеря» (XVIII в.); выше, в барочном лепном картуше - «Спас Нерукотворный».

Алтарную перегородку завершает горельефная стукковая композиция «Троица новозаветная» в стиле зрелого барокко с мотивами рококо (XVIII в.).

В 1913 г. осуществлена реставрация икон собора, которую выполнили местные мастера: витебская художница и художник П. Зыков. В древней части храма (восточная апсида) сохранились остатки фресок XI в.

После реставрации собора в 1985 г. (архитектор В. Слюнченко) в нем расположены концертный зал с органом и Музей истории и архитектуры Софийского собора.

Историческое монументальное здание является ценнейшим памятником архитектуры и одним из символов национальной культуры. В настоящее время запланирована его новая реставрация.

При подготовке статьи были использованы материалы:
Кисель, В.П. Памятники истории и культуры Республики Беларусь / В.П. Кисель. - Минск: Лiтаратура i мастацтва, 2011. - 296 с.

Православный собор
Собор Софии Премудрости Божией

Софийский собор
55°29′09″ с. ш. 28°45′30″ в. д. H G Я O L
Страна Белоруссия Белоруссия
Город Полоцк
Конфессия Православие
Епархия Полоцкая епархия [d]
Тип здания Собор
Архитектурный стиль виленское барокко
Архитектор Иоганн Кристоф Глаубиц
Строительство - годы
Основные даты
- взрыв порохового склада, разрушивший собор
1738-1750 - восстановление собора из руин
Состояние музей и концертный зал, один раз в год 5 июня, в день памяти св. Евфросиньи Полоцкой, проходит православное богослужение
Медиафайлы на Викискладе
Объект Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь
Код: 210Г000606

Возведённый в середине XI века в византийском стиле храм был освящён во имя Святой Софии . До нашего времени Софийский собор сохранился в значительно измененном виде, окончательно был перестроен в XVIII веке в стиле виленского барокко. В таком виде сохранился до нашего времени.

Богослужение в Софийском соборе было прекращено в 20-е годы XX века. С конца 1969 до 1983 года в соборе проводились реставрационные работы (автор проекта - белорусский архитектор Валерий Слюнченко) и архитектурно-археологические исследования под руководством кандидата искусствоведения Валентина Булкина . После их окончания был открыт музей истории архитектуры Софийского собора и концертный зал камерной и органной музыки.

Оригинальная постройка

После многочисленных разрушений и перестроек от древнего собора XI века остались фундамент, нижние части стен и опорных столбов, и только восточная апсида поднимается на высоту около 12 метров. При возведении собора в XI веке в качестве строительного материала использовали плинфу – плоский кирпич, рецепт изготовления которого как и технологию кладки завезли сюда византийские мастера. Кладка собора велась в классической для архитектуры Византии технике с "утопленным рядом", когда каждый второй ряд плинфы был спрятан, утоплен вглубь стены и сверху затирался цемянкой. И таким полосатым, неоштукатуренным храм был с внешней стороны в XI веке, а внутри стены были оштукатурены и расписаны фресками.

Униатский период

После перехода Полоцка под юрисдикцию Великого Княжества Литовского в 1579 году войсками короля Стефана Батория Софийский собор стал единственным храмом в городе, принадлежавшим православным . После подписания Брестской унии в 1596 году традиционное православие было переведено на положение нелегальной и гонимой властями конфессии , а всё её имущество, в том числе и собор, передано униатам . После пожара и частичного разрушения 1607 года собор был в запустении, в 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич восстановил и значительно перестроил собор.

Согласно польскому историку XIX века Францишеку Духинскому , Пётр вторгся в принадлежавший униатам собор, где хранились мощи Иосафата Кунцевича , пьяным и с солдатами. Царь потребовал ключи от царских врат , а когда базилиане отказались их дать, лично убил настоятеля и четырёх монахов-базилиан , а тела приказал утопить в Двине . Об этом событии кратко сообщает Витебская летопись : Eodem anno , mense Iulli 11 die in ecclesia S. Sofiae ipse occidit 4 basilianos in Polocia («В том же году месяца июля 11 дня в храме Св. Софии сам [царь Пётр I] убил 4 базилиан в Полоцке» ).

По другой версии, конфликт произошёл после того, как на вопрос царя об изображении на иконе монахи ответили, что это святой Иосафат, убитый еретиками . Царь приказал арестовать монахов, но они оказали сопротивление, в результате чего произошло столкновение, в котором они и были убиты. Документы Кабинета Петра I, хранящиеся в РГАДА , сообщают, что «происшествие в Полоцке было спонтанным проявлением гнева царя, спровоцированного дерзким поведением униатских монахов » .

В притворе храма был размещен пороховой склад, который 1 мая 1710 года взорвался , после чего Софийский собор был частично разрушен и пролежал в руинах до 1738 года.

Восстановление и последующая история

Восстановление собора осуществил униатский архиепископ Флориан Гребницкий . К 1750 году на сохранившихся основаниях стен была возведена двухбашенная базилика в стиле виленского барокко , которую освятили в честь Сошествия Святого Духа . Во время Отечественной войны 1812 года храм использовался французскими войсками как конюшня.

Софийский собор в Полоцке (Белоруссия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Белоруссию
  • Туры на Новый год по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Софийский собор в Полоцке - это одна из самых древних христианских святынь, находящихся в Белоруссии. В 11 веке он стал четвертым в мире храмом святой Софии.

Изначально храм служил как крепость и был воплощением мощной государственности. Здесь принимали послов, решали судьбы разных стран и оберегали религиозные святыни. В 18 веке храм был умышленно взорван, а на его месте построили новый - еще более величественный.

Софийский собор - это уникальный памятник зодчества и архитектуры. В нем даже сохранились остатки фресок 11 века. Поражает своим необычным строением южный фасад здания - его башни расположены так, что создают сильную оптическую перспективу. Со стороны отчетливо заметно, что фронтон имеет кружевное очертание, словно корона-диадема.

Имя автора нового собора неизвестно, зато остался его архитектурный почерк - стилистика виленского барокко. Этот стиль прослеживается и в интерьере собора. Особенно выделяется каменная алтарная перегородка, которая напоминает алтари католических костелов.

В соборе находится известная барельефная композиция «Троица новозаветная», выполненная в стиле рококо.

Адрес: Полоцк, ул. Замковая 1

Понравилось? Лайкни нас на Facebook