Информация о храме зевса православных церквях афин. Храм Зевса в Олимпии: история, достопримечательности, статуя Зевса, посещение Олимпии

Древняя Греция, которая является родиной современной демократии, страной, давшей миру множество философских учений, фундаментальных научных открытий и величайших произведений искусства, была не блистательным царством истины, а конгломератом больших и маленьких городов-государств и племён, беспрестанно воевавших между собой.

Компьютерная реконструкция Храма Зевса в Олимпии

Самые ничтожные поводы могли вызвать многолетнюю кровавую вражду. Однако раз в четыре года происходило событие, заставлявшее утихнуть этот кипящий котёл. Это были общегреческие спортивные состязания, знаменитые Олимпийские игры, названные по имени города Олимпия в области Элида (Пелопоннес), в котором они проходили.

Олимпия

На время Игр в Элладе прекращались все войны. Здесь собирались лучшие атлеты Греции, тысячи болельщиков, сюда же съезжались цари, дипломаты и другие государственные деятели, чтобы обсудить вопросы мира и войны. Они могли не опасаться за свою безопасность, поскольку все, прибывшие на Игры, считались «гостями Зевса». В первую очередь все они посещали главное и самое знаменитое святилище Эллады – храм Зевса Олимпийского.

Олимпия издревле была местом почитания Зевса. Священная роща, Альтис, была огорожена стеной ещё в микенскую эпоху. В пределах ограды располагался целый ряд святилищ, из которых храм Зевса был наиболее почитаемым. Сюда приезжали паломники из всех земель, населённых греками, в том числе из Италии, Причерноморья, Африки и персидских владений. В Альтисе были установлены многочисленные статуи богов и победителей Олимпийских игр, а также, по греческому преданию, арка, точно соответствовавшая по высоте росту основателя Олимпийских игр Геракла.

История постройки

Первый алтарь Зевса был воздвигнут здесь в X-IX вв. до н. э., а строительство ставшего легендарным грандиозного храма Зевса в Олимпии началось около 472 г. до н. э. Работами руководил местный зодчий Либон. В строительстве участвовали лучшие мастера Греции. Недавняя победа над персами объединила все города Эллады в патриотическом порыве, и денежные пожертвования на строительство прибывали со всех концов страны.

Средств при постройке не жалели. В Олимпию свозились лучшие породы камня и дерева всего эллинского мира. Даже кровельная черепица, которая всегда изготавливалась из глины, была мраморной. Основным материалом при постройке послужил местный твёрдый ракушечник, который был покрыт мраморной штукатуркой. Лучшие скульпторы Греции присылали свои творения для украшения храма.

Работы были закончены в 456 году до н. э. После завершения строительства храм Зевса в Олимпии предстал поистине величественным сооружением. Главным украшением храма стала гигантская статуя Зевса Олимпийского работы знаменитого афинского скульптора Фидия. Масштабы изваяния были столь грандиозны, что ради него пришлось менять первоначальный план здания.

Архитектура храма

От храма остались лишь руины, однако свидетельства очевидцев и сохранившиеся в большом количестве обломки каменных блоков и статуй позволяют реконструировать его внешний вид.

Реконструкция храма

Храм Зевса в Олимпии представлял собой классический периптер – тип четырёхугольного здания, окружённого со всех сторон колоннами. В землю был заглублён мощный четырёхметровый фундамент, на котором покоилось трёхступенчатое основание. Размер верхней платформы основания, стилобата, составлял 64 на 28 метров.

Колоннада храма насчитывала 38 стройных дорических колонн с 20 каннелюрами (продольными углублениями-желобками). На торцах здания располагалось по 6 колонн, на боковых сторонах – по 13, высота их составляла 10,43 метра. Некоторые колонны полностью воссозданы, и их внешний вид позволяет считать храм Зевса в Олимпии одним из самых ранних зданий классического стиля. В предшествующие эпохи колонны делались несколько утолщёнными в середине, словно им тяжело нести крышу и фриз с изображениями богов и героев. Колонны храма Зевса имеют совершенно ровные, прямые силуэты, они не поддаются под тяжестью кровли, но возносят её в небо. Это придало зданию невиданную ранее стройность.

Над торцевыми колоннами располагался ряд метоп – мраморных плит с изображениями богов и героев. Выше, на фронтонах, были представлены сцены из греческих мифов. На восточном фронтоне находилась скульптурная группа, изображавшая состязание мифических Эномая и Пелопса, за которым наблюдает Зевс, а на западном – битву лапифов с кентаврами в присутствии Аполлона. Многочисленные скульптуры фронтонов разной степени сохранности дошли до наших дней и поражают своей экспрессией и искусством исполнения.

Венчала всё строение позолоченная фигура Победы, установленная по центру фронтона, а по краям стояли позолоченные чаши. На боковых сторонах крыши были укреплены мраморные львиные головы, служившие оберегами храма.

Внутреннее помещение

В интерьере здание имело размеры 28 х 13 метров. Поднимались в храм не по ступеням, а по пологому пандусу. Войдя в наос, внутренний зал, посетитель оказывался перед одним из самых замечательных произведений греческой скульптуры, колоссальной статуей Зевса Олимпийского, которую считали одним из семи чудес света.

Зевс был изображён сидящим на троне, установленном на массивном ступенчатом пьедестале. Пьедестал символизировал Олимп, поэтому на его ступенях располагались позолоченные статуи богов. Сам Громовержец держал в одной руке скипетр, увенчанный орлом, на ладони другой руки стояла золотая статуя Ники. Высота изваяния Зевса составляла около 10 метров. Казалось, что, если бог встанет, то он окажется выше самого храма.

Трон был сделан из чёрного дерева, украшенного драгоценными камнями и накладками из золота и слоновой кости. Сама статуя была исполнена в так называемой хрисоэлефантинной технике. Каркас изготавливался из дерева, на котором крепились пластины из золота и слоновой кости. При этом золотые части изображали одежду, а слоновая кость – открытые части тела.

По боковым сторонам зала располагались галереи, с которых можно было лицезреть Громовержца, находясь буквально на уровне его головы. Чтобы удержать мощную кровлю, в помещении были установлены ещё 4 ряда по 7 колонн, между которыми размещались статуи богов и героев.

Слава о новом храме быстро разнеслась по всему античному миру. Сюда стекались дары как от эллинских городов и колоний, так и от варварских владык. Поэты представляли перед храмом свои стихи, скульпторы выставляли свои творения. Именно здесь «отец истории» Геродот впервые зачитал публично отрывки из своего труда.

Дальнейшая судьба храма

Много веков поток паломников в храм не иссякал. Завоевавшие Грецию римляне высоко чтили святилище, отождествляя Зевса со своим верховным богом Юпитером. Все императоры, побывавшие в Греции, считали своим долгом посетить Олимпию. В римскую эпоху фронтоны храма были украшены позолоченными щитами.











Развалины Храма Зевса

Конец существованию святилища Зевса, как и многих других, положило распространение христианства. Ревностный христианин император Феодосий в 406 году приказал разрушить все сооружения Олимпии, как языческие, а в VI веке мощные землетрясения довершили начатое Феодосием. Статуя Зевса была вывезена в Константинополь, где погибла при одном из частых в те времена пожаров.

Сейчас на месте храма лишь развалины. Однако многочисленные скульптуры, хранящиеся в музее Олимпии, и достаточно точные реконструкции позволяют представить, насколько грандиозным и величественным сооружением был храм Зевса в Олимпии.

Зевс - олимпийский бог, гроза всех, громовержец, которому посвящены статуи, барельефы, храмы, это один из самых гневных греческих божеств.

Именно в честь него был возведен самый большой храм по всей стране. В древности храм Зевса Олимпийского был более величественным, чем сам Парфенон. Именно в нем некогда располагались позолоченные скульптуры из слоновой кости, которые подчеркивали статус Зевса и его божественное начало.

Строительство храма Зевса Олимпийского началось в 515 году до нашей эры во времена правления тирана Писистрата. Функционировать храм начал только в 132 году нашей эры, при императоре Адриане.

Трудно описать величие храма в эллинские времена. Он всем своим внешним видом подчеркивал грандиозность архитектурной мысли древних греков их умение творить настоящие шедевры из камня. Даже оставшиеся основание храма дает нам представление о масштабе строительства. Так, например, каждый из мраморных столбов был в высоту 17 метров! В настоящее время из 104 коринфских колонн стоят только 15. Но и они дают нам понять, насколько грандиозным и величественным был храм в период своего существования.

С восточной и западной стороны храма были скульптурные фронтоны, на каждом из которых были изображены сцены, связанные с Олимпийскими играми. Хотя храм и носил имя великого Зевса, но изначально его статуи там не было. Его статуя из чистого золота, драгоценных камней и слоновой кости была изготовлена афинским скульптором Фидием в хрисоэлефантинной технике в 435 году до нашей эры.

Император Адриан, закончив строительство храма, был удостоен гражданами Афин великой почести - на его имя была возведена арка. Греки всегда умели чтить тех, кто приумножает богатства страны и подчеркивает ее величие.

Храм был разрушен в 4-м веке, но его руины до сих пор хранят воспоминания, а оставшиеся коринфские колонны стоят как стражи, охраняя покой великого греческого Бога — Зевса.

    Амфиполис

    В окрестностях Амфиполиса обнаружены следы поселений, относящихся к III тыс. до н.э. О важности этого места говорит тот факт, что персидский царь Ксеркс, вторгшись на территорию Македонии в 480 г. до н.э., избрал его для принесения жертвоприношения, которое по свидетельствам античных авторов, составили девять юношей и девять девушек. Однако это не спасло царя царей, и год спустя остатки армии Ксеркса были разбиты здесь же, при Амфиполисе, силами македонского царя Александра І.

    Пожар в Салониках

    Девяносто четыре года исполнится в августе со дня большого пожара, вспыхнувшего 18 августа 1917 года. Катастрофa- вызванная пожаром было достаточно чтобы кардинально изменить общий вид города Салоники, который уже ни в чём не напоминал тот символ 19 века Пожар в городе длился около 33 часов превратив в пепел 9500 домa -31% площади города, в результате чего более 70 тысяч населения остались без крова.Oбъектами бедствия стали многие духовные, религиозные учреждения, хозяйственные, административные офисы и магазины, которые были захоронены под пеплом. Среди зданий сожжена была почта, телеграф, городская ратуша, Османского банка, Национального банка, здание Банка Афины, церковь Св. Димитрия и двух других православных церквей, одиннадцать мечетей, Archiravvineia со всеми архивами 16 из 33 синагог. Также поврежденные издательства большинства газет (Салоники, имел самое большое число газет выпускаемых в Греции), многие из которых не удалось переиздать, в то время как уровень безработицы достиг 70%.

    Метеоры в Греции. Священый Монастырь Русану

    На северо-востоке от Великого Метеора и между монастырями Варлаама и Святой Троицы, расположен монастырь Русану. У подножья этой громады, сильное чувство страха охватывает посетителя, когда он смотрит на почти вертикальные скалы. Русанов Монастырь во всём своём величии стоит на вершине утёса на открытом месте, которое с трудом его вмещает.

    Древняя Агора в Афинах

    Древняя Агора играла большую роль в городах Древней Греции. Это был духовный, административный, а так же торговый центр города. С начала шестого века, в связи с реорганизацией государства, законодателем Солоном в 594 году до нашей эры, Агора стала играть важнейшую роль в жизни города.

    Наследники Гермеса

    Первое, что бросается в глаза по прибытии в любой греческий город, это то, что греки эмоциональны. Нет, даже не так: греки «чрезмерно» эмоциональны

Также известный как , это огромное полуразрушенное святилище в центре Афин, построенное в честь главного бога греческого пантеона. Храм Зевса является одной из самых посещаемых достопримечательностей Афин.


Район, в котором стоит храм Зевса Олимпийского, был заселён на протяжении длительного времени, о чём свидетельствуют найденные к северу от него захоронения Геометрического периода (IX – VII вв. до н.э.) и найденные к югу черепки глиняных изделий Архаического (VIII – VI вв. до н.э.) и Классического периодов (V – IV вв. до н.э.).

История храма Зевса Олимпийского

Храм Зевса Олимпийского стоит на руинах более древнего святилища, которое также было посвящёно Зевсу. Античный храм был построен при тиране Писистрате около 550 года до н.э., но разобран сразу же после его смерти в 527 году до н.э.

Строительство колоссального храма Зевса Олимпийского началось около 520 года до н.э. старшими сыновьями Писистрата – Гиппием, который унаследовал его власть, и Гиппархом. Они захотели создать храм, который бы превосходил по размеру знаменитый храм Геры на острове Самос, храм Аполлона Дидимейон в Милете и храм Артемиды в Эфесе, бывший одним из семи чудес света. Строение, чей план был разработан архитекторами Антистатом (Αντιστάτης), Каллесхросом (Κάλλαισχρος), Антимахидом (Αντιμχαηδαις) и Пориносом (Πώρινος), должен был быть построен в Дорическом стиле из известняка на огромном основании размером 108 х 41 метр. На этом основании по периметру должна была быть установлена двойная колоннада – по 8 колонн в два ряда на коротких сторонах и по 17 колонн в два ряда на длинных сторонах (в сумме с колоннами коротких рядов получалась 21 колонна).

Строительство храма остановилось , когда Гиппий был свергнут в 510 году до н.э. и Клисфен провёл реформы. К этому времени было закончено только основание и некоторые части колонн. В таком виде храм простоял следующие 336 лет, поскольку в демократических Афинах считалось непозволительным строить здания с таким размахом. В трактате «Политика» Аристотель называл храм Зевса Олимпийского примером того, как тирания заставляла людей трудиться на больших стройках, не оставляя им времени и сил на организацию восстания. Материалы этого храма впоследствии использовали для строительства восточной части Фемистокловой стены.

Постаменты для статуй у входа в архитектурный парк

О проекте вспомнили только в 174 году до н.э. при правлении сирийского царя Антиоха IV Эпифания , считавшего себя земным воплощением Зевса. Его архитектор, Децим Коссиций (Κοσσούτιου), переработал проект храма, изменив стиль на Коринфский , добавив к коротким сторонам ещё по одному ряду колонн, и сократив общее количество колонн на длинных сторонах до 20 (см. план). Таким образом, в сумме у храма должно было появиться 104 колонны. Дешёвый известняк заменили на дорогой и качественный пентелийский мрамор. Однако строительство вновь остановилось в 164 году до н.э. из-за смерти Антиоха, и храм Зевса остался незавершённым.

Вид на храм с северо-востока

В 86 году до н.э., после успешной осады Афин, военачальник Луций Корнелий Сулла перевёз несколько незавершённых колонн в Рим, где они были установлены в храме Юпитера на Капитолийском холме.

Вид на храм с северо-запада

Во время правления императора Августа была сделана ещё одна безуспешная попытка завершить храм Зевса.

Вид на храм с юго-запада

В 124 – 125 император Адриан посетил Афины, после чего там началась масштабное строительство, в том числе, возобновились работы в храме Зевса Олимпийского. Были использованы планы Децима Коссиция, в которые внесли лишь небольшие доработки. Храм был завершён в 132 году , то есть более чем через 600 лет после начала строительства. В храм были включены уцелевшие старые колонны и достроены новые высотой 17 метров , диаметром 2 метра и весом 364 тонны. Размер храма был сокращён до 96 метров в длину и 40 метров в ширину.

Вид на храм с юго-востока

В храме и вокруг него были установлены многочисленные статуи самого императора, богов и людей, олицетворяющих различные римские провинции. В целле храма были поставлены огромные хризоэлефантинные (покрытые золотыми пластинами) скульптуры Зевса и Адриана . Такой тип статуи был необычен, поскольку к этому времени покрытие золотыми пластинами и слоновой костью считалось устаревшей практикой. Возможно, что Адриан таким образом пытался сымитировать знаменитую статую Афины Парфенонской скульптора Фидия и привлечь внимание к храму и, как следствие, к самому себе.

Несистематизированные осколки

После завершения строительства храма Зевса, около 131 года у его северо-западного угла были поставлены триумфальные ворота , которые назвали «аркой Адриана». Император, приехав для торжественного открытия храма, по всей видимости, зашёл через этот проход. Тем не менее, арка была установлена именно здесь не из-за храма, а из-за того, что тут была граница старого и нового районов, через который вела одна дорога. Подобные строения ставили во времена правления Адриана по всей Римской империи (например, в ). Главный вход за стены, огораживавшие храм, находился у северо-восточного угла (см. карту).

Реконструкция храма, стены и главного входа

Во время захвата и разграбления Афин древнегерманским племенем герулов в 267 году храм Зевса Олимпийского был повреждён и, скорее всего, учитывая масштабы разрушений по всему городу, больше не был восстановлен. В храме, возможно, продолжали поклоняться богам, но не дольше, чем до 425 года, когда христианский император Феодосий II запретил все старые римские и греческие языческие культы.

Основание упавшей колонны

На протяжении последующих веков храм Зевса Олимпийского служил доступным источником мрамора и других материалов для строительства домов и церквей средневековых Афин. К концу Византийской эпохи (1453) святилище было почти полностью разрушено , и когда итальянский путешественник Кириак из Анконы посетил Грецию в 1436 году, он увидел только 21 из 106 колонн. Судьба одной из них записана на сохранившейся опоре. Надпись гласит: «27 апреля 1759 года он разрушил колонну» — турецкий правитель Афин по имени Цисдараки взорвал одну из колонн храма, чтобы её мрамором отделать мечеть, строившуюся в то время на площади Монастираки. Во время османского правления греки называли это место «храмом Адриана», тогда как турки – «дворцом Белкис», поскольку, согласно одной из их легенд, здесь жила царица Савская.

До настоящего времени уцелело только 16 колонн , одна из которых упала во время урагана 1852 года. Следов остальных колонн, целы и статуй не сохранилось.

Первые археологические изыскания были проведены на месте храма Зевса Олимпийского в 1889 – 1896 годах англичанином Франциском Пенроузом, который также сыграл большую роль при восстановлении Парфенона. В 1922 году в храме работала команда немецкого археолога Габриэля Вельтера, а в 1960-х – греческие археологи под руководством Иоанниса Травлоса.

Руины жилых домов недалеко от входа

Строения вокруг храма

Кроме арки Адриана, вокруг храма Зевса Олимпийского можно найти .

Карта храма и его окрестностей

Крупный храм Аполлона Дельфийского был построен из пористого камня около 450 года до н.э. Богослужения в нём проводились вплоть до III века н.э. Как и у большинства зданий той эпохи, крыша храма держалась не на сплошных стенах, а на рядах дорических колонн. Приблизительно в то же время было построено здание Дельфийского суда с просторным двором и жилыми помещениями с северной стороны.

Храм Аполлона Дельфийского

Во II веке н.э. Адриан построил дорический храм с внешним алтарём. Вероятно, он был посвящён Крону (богу времени) или Рее (матери богов).

Храм Крона и Реи (за деревом)

Новая защитная стена была построена в Афинах при императоре Валериане I (253 – 260). По всей вероятности, она проходила там же, где стояла более древняя Фемистоклова стена. За этой стеной в IV – V веках разрослось кладбище. В XI – XII веках на руинах древнего храма развился жилой район с мастерскими, в которых, в том числе, дубили кожи и отжимали оливки.

Руины домов у подножья храма и Валерианова стена (слева)

Руины храма Зевса Панэллинского

Кроме того, археологический парк Олимпейон включает в себя ворота Фемистокловой стены (479/8 г. до н.э.), храм Зевса Панэллинского (131/2 г. до н.э.), римские термы (около 130 г.), православную базилику (около 450 г.) и руины жилых домов (V в. до н.э. – II в. н.э.). Ещё два здания не входят в состав парка – это храм Артемиды-охотницы (Артемиды-агротеры) на места современной улицы Ардитту и храм Пана рядом с современной церковью Святой Фотинии.

Термы Олимпейона

Вид на нимфей, вестибюль и аподитерий

Вид от нимфея на туалет бань

Залы терм

Известный как Храм Зевса Олимпийского, был самым большим в Греции, размерами 96 метров в длину и 40 метров в ширину. Потребовалось почти семь столетий, чтобы завершить это массивное сооружение. Его строительство началась в шестом веке до нашей эры, во время архаической эпохи и окончательно было завершено во втором веке нашей эры, во времена Римской эпохи.

Строительство храма

Начато строительство в 515 г. до н.э. по приказу тирана Писистрата, и остановилось всего пять лет спустя, когда тирания был свергнута. В последовавшем демократическом периоде храм рассматривали как символ угнетения, и поэтому работа была прервана.

Тем не менее, работы по восстановлению храма возобновились в 175 г. до н.э., когда царствовал царь Антиох Епифан IV. Он нанял римского архитектора Коссутиуса, чтобы создать дизайн для крупнейшего храма в мире. К сожалению, Антиох умер в 164 году до нашей эры и работа опять остановилась.

В 132 г. н.э., во время второго визита в Афины, проэллинский император Адриан решил завершить храм, посвятив его Зевсу Олимпийскому.

Архитектура

Храм Зевса Олимпийского был крупнейшим в Древней Греции, даже больше, чем . Первоначально он был задуман как храм дорического ордена, с запланированными восемью колоннами в ширину и двадцать одной колонной в длину с обеих сторон.

Коссутиус значительно изменил оригинальный дизайн. Он добавил его коринфскими капителями и спланировал три ряда по восемь колонн на фронтах храма и два ряда по двадцать одному столбцу в длину. Адриан в основном следовал этому плану.

Сегодня остались только пятнадцать из 104 массивных колон из пентеликонского мрамора, высотой 17.25 метра и диаметром 2 м. Шестнадцатая была повалена бурей в 1852 году и остается на том же месте.

Колонны окружали Селлу (внутренний зал), в которой были помещены две большие статуи: одна из золота и слоновой кости — статуя Зевса (копия статуи, созданной в Олимпии знаменитым греческим скульптором Фидием), и вторая — статуя императора Адриана. Ни одна из них до сегодня не сохранилась.

В 131 г. н.э. афиняне воздвигли большую арку в честь императора Адриана. Восемнадцатиметровая арка расположена к северо-западу от храма и имеет две разные надписи. Со стороны Акрополя написано: «Это Афины, древний город Тезея». Другая сторона, смотрящая на храм, говорит: «Это город Адриана, а не Тесея».

Одной из главных и самых популярных достопримечательностей Афин, несомненно, является Храм Зевса Олимпийского или, так называемый, Олимпейон. Руины некогда величественно храма лежат примерно в 700 м к югу от площади Синтагма и всего в полукилометре от легендарного афинского Акрополя.

Строительство храма началось около 520 года до н.э. в эпоху тирании Писистрата. Храм Зевса Олимпийского должен был стать самым грандиозным сооружением античного мира и превзойти знаменитый Герайон на острове Самос и одно из семи чудес света - Храм Артемиды в Эфесе. В оригинальном проекте храм предполагалось возвести в дорическом ордере, на колоссальных размеров фундаменте (41х108 м) с окружающей целлу двойной колоннадой (по 8 и 21 колонн). В качестве строительного материала использовали местный известняк. В 510 году до н.э. режим тирании был свергнут, а строительство храма остановлено. К этому времени был возведен фундамент и лишь частично колонны.

Строительство храма возобновили только в 174 году н.э. по указу сирийского царя Антиоха IV Эпифана. Под руководством римского архитектора Децимуса Коссутиуса был разработан новый проект, который существенно отличался от первого – в передней и задней части храма в новом проекте располагалось три ряда колонн (по 8 колонн в ряд), а на флангах – два ряда по 20 колонн. Дорический ордер был заменен на коринфский, а вместо известняка решено было использовать более дорогой, но качественный пентелийский мрамор. Храм был построен лишь наполовину, когда строительство, после смерти Антиоха IV в 164 году до н.э., вновь остановилось.

Достроен храм был уже в начале 2-го века н.э. по указу римского императора Адриана в рамках инициированного им же масштабного строительства в Афинах. Торжественное открытие храма состоялось в 132 году во время второго визита императора Адриана в Афины. В знак уважения и благодарности жители Афин за свой счет заказали колоссальную статую самого императора, которая была установлена позади храма. Но больше всего впечатляла статуя Зевса, выполненная из золота и слоновой кости, и располагавшаяся в центральной части целы (к сожалению, не сохранилась до наших дней).

В 425 году император Феодосий II запретил служение римским и греческим богам, и храм постепенно пришел в упадок. В течение следующих столетий храм систематически разрушался, как вследствие природных бедствий, так и благодаря людям, которые активно использовали различные архитектурные фрагменты для строительства новых сооружений. К концу византийского периода храм был фактически разрушен. До наших дней сохранился лишь 15 прямостоящих огромных украшенных коринфской капителью колонн, высота которых составляет примерно 17 м, а диаметр – 2 м, и одна поваленная колонна, упавшая предположительно в 1852 году во время сильного урагана.

Храм Зевса Олимпийского является важным историческим и архитектурным памятником и находится под охраной государства.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook