История раскола Кореи: как это было. Почему Северная и Южная Корея были разделены и теперь враждуют? Почему корейцы разделились

Корейский полуостров столетиями был единой Кореей. Управляли страной поколения королевской династий. После русско-японкой войны Корея была занята Японией и попала, таким образом, под японское колониальное правление на целых 35 лет.

В ноябре 1943 года Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль и Чан Кайши встретились на Каирской конференции для обсуждения судьбы японских колоний и пришли к договорённости, что Япония должна лишиться всех территорий (в том числе и Кореи), захваченных ею с помощью военного вмешательства.

После окончания Второй мировой войны и началось деление страны на две части. Вашингтон видел желание Москвы расширить свое влияние на Корею. Опасаясь этого, американцы решили ускорить меры по распространению собственного влияния.

В августе 1945 года США и СССР, два союзника "по названию", как говорят некоторые американские ученые-историки, разделили контроль над Корейским полуостровом "на две зоны оккупации".

Американцы решили, что северной границей будет 38 параллель северной широты. К югу от этой границы сформировалось военное правительство, которое поддерживалось непосредственно Соединенными Штатами. В августе 1948 года, лидер антикоммунистического движения Ли Сын Манстал президентом Южной Кореи, американские войска покинули полуостров.

В августе 1945 года в Северной Корее было установлено "Советское гражданское управление". В феврале 1946 было сформировано временное правительство (Временный Народный Комитет Северной Кореи) во главе с Ким Ир Сеном. Советские войска также покинули полуостров в 1948 году.

Таким образом, и СССР, и США отступили, а корейцам пришлось самим выяснять между собой отношения. Однако полуостров также затронула "холодная война", и любые попытки воссоединения, если они бы предпринимались, не отвечали интересам ни Вашингтона, ни Москвы.

В 1948 году Соединенные Штаты призвали всех корейцев под эгидой ООН проголосовать и определить будущее полуострова. После того как Север отказался участвовать, Юг сформировал свое собственное правительство в городе Сеуле, возглавляемое энергичным антикоммунистическим лидером Сингманом Ри.

Север ответил тем же, поставив у руля бывшего коммунистического партизана Ким Ир Сена, который стал первым премьером Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР) со столицей в Пхеньяне.

При этом оба лидера не скрывали своих намерений объединить Корею под собственным влиянием. Принятые в 1948 году Конституции обоих корейских государств недвусмысленно провозглашали, что целью каждого из двух правительств является распространение своей власти на всю территорию страны.

Все это вылилось в открытый вооруженный конфликт - Корейску. войну 1950-1953 годов. Несмотря на огромные жертвы - в этой войне погибли около 2,5 миллиона человек, разрешить спорный вопрос о том, какой режим представляет собой "истинную" Корею, обе стороны так и не смогли.

Разделение стало носить еще более резкий характер. С 1953 года перемещение между Северной и Южной Кореей было ограничено. Граница была, фактически, наглухо закрыта.

Тем не менее конфликт способствовал твердому закреплению за Соединенными Штатами роли постоянного военного противника Северной Кореи, поскольку военные США бомбили деревни и города именно с северной половины полуострова.

Усилия Севера по разработке ядерной программы также заметно усилили напряженность в отношениях с Южной Кореей и ее союзниками, в частности США.-

Несмотря на недавние усилия по налаживанию дипломатических переговоров при новом президенте Южной Кореи, Мун Чжэ Ине, суровое противостояние антагонистических стран было налицо в преддверии Олимпийских игр, проводимых в 2018 году.

Даже когда официальные представители Южной Кореи начали приветствовать спортсменов со всего мира на Зимних играх, власти Северной Кореи организовали военный парад на исторической площади Ким Ир Сена в Пхеньяне, во время которого, как сообщает CNN, в небо взлетели четыре новейшие ракеты, за которыми наблюдал с балкона Ким Чен Ын.

Почему Корея разделилась на Северную и Южную? April 13th, 2018

Корея раскололась на два государства после Второй мировой войны. С того времени прошло более семидесяти лет, но ситуация не сдвинулась с мертвой точки: страны до сих пор не заключили полноценного мирного договора и находятся в постоянной боевой готовности. Что же привело к расколу единой нации, гражданской войне и превращению бывших сограждан во врагов?

Корея до разделения

19 век был переломным для большинства азиатских государств. Закрытыми до этого странами заинтересовались европейцы и американцы, поэтому стали вкладывать деньги в их развитие. Одной из них стала Япония, которая благодаря американским инвестициям смогла сделать скачок в развитии.

Этот период был связан с разрушением былых традиций, искоренением самурайской культуры и перевооружением по современному образцу .

При помощи Запада страна смогла накопить достаточно сил, чтобы победить в начале ХХ века Россию и захватить соседние территории, превратив их в колонии. Такая судьба постигла и Корею в 1910 году.

Японцы отличаются достаточно радикальной формой национализма и нетолерантным отношением к иностранцам. Поэтому захват территории Корейского полуострова был исключительно прагматичным планом. Маленькая территория Японии была расширена, увеличилось количество земли для сельскохозяйственной обработки и постройки предприятий, армия пополнилась «пушечным мясом».

Однако нельзя сказать, что Япония причинила Корее лишь вред: при ее правлении в стране повысился уровень медицины, образования, военной подготовки, почти вдвое выросла длительность жизни.

При этом жестоко подавлялась традиционная культура Корейского народа - язык, верования, обычаи. К людям не относились уважительно, а недовольных очень сурово наказывали. Естественно, в обществе появилось сопротивление, которое тайно поддерживали другие страны.

Освобождение от Японии

С середины тридцатых годов в стране начинается активное партизанское движение под руководством Ким Ир Сена, который станет затем руководителем Северной Кореи. Он проходил обучение в Китае и Советском Союзе, и эти страны, которые строили у себя коммунизм, стали спонсировать подпольное движение. Так в Корее зародилась одна часть правительства, которая придерживалась социалистических принципов.

Ей противостоял другой лагерь, который возглавлял Ли Сын Ман. Он при поддержке западных стран (прежде всего - Америки, которая к этому времени «поссорилась» с Японией) тоже вел борьбу с захватчиками, но в политическом плане придерживался другой линии - демократической.

Так в тогда еще единой Корее образовалось два противостоящих лагеря, которые в будущем стали бороться за власть.

Новый этап в стране начался в 1945 году, когда Япония объявила о капитуляции после ядерных ударов по Хиросиме и Нагасаки. Она больше была не в состоянии удерживать захваченные территории, поэтому отказалась от посягательств.

Однако освобожденная Корея недолго оставалась без присмотра: уже к концу года Америка и Советский Союз провели в стране границу, которая разделяла зоны их политического влияния. Северная Часть отошла под покровительство СССР, а Южная - Соединенным Штатам.

Официальное разделение

Американское правительство первым заявило права на корейскую территорию. В августе 1945 года оно объявило о создании оккупационной зоны, которая занимала юг полуострова до 38-й параллели. В это время в Корее не было официальной власти. Страной управляло Временное правительство, которое состояло, в основном, из прокоммунистических политиков. Америка таким положением была недовольна, поэтому поддержала демократическую ветку власти. До 1948 представители США находились в Корее. После этого они официально назначили президентом Ли Сын Мана и покинули полуостров.

Аналогичная ситуация развернулась и на севере Кореи, но вместо войск Соединенных Штатов ситуацию контролировала советская армия. В октябре на полуостров вернулась значительная часть корейцев, которая бежала во время японской оккупации. Среди них был и Ким Ир Сен, который уже имел высокий статус в коммунистической ветви правления.

Сначала его назначили министром обороны при коменданте СССР в Корее, а в 1948 году, когда советские войска покинули Корею, стал полноправным руководителем новообразованной КНДР.

Народ Кореи был недоволен тем, что сразу после освобождения от японского господства страну захватили новые чужеземцы. В документах, которые описывали отношение СССР и США к Корее, использовалось слово «опека». Однако в корейском переводе чаще всего употреблялось то же слово, что и по отношению к японским властям, которое по значению было ближе к «оккупации». Однако отсутствие материальной базы, сильной армии и единого правительства сделало борьбу невозможной.

Жизнь с границей и гражданская война

В 1948 на полуострове была проведена официальная граница, на которой образовалась демилитаризованная зона.

Изначально она проходила по 38-й параллели, но после Корейской войны приобрела современные очертания. Сразу после разделения предполагалось, что страна дробится на две части временно - до улучшения обстановки и подписания новых договоренностей. Однако стороны-участницы сразу знали, что мирным путем воссоединить Корею не удастся. США и СССР при помощи контроля территорий удерживали влияние в юго-восточной Азии, и терять такое преимущество никто не хотел.

Чтобы расширить сферу влияния, Северная Корея при неофициальной поддержке Советского Союза и Китая в 1950 году начала военные действия, которые впоследствии получили название Корейской войны. Главной целью КНДР был захват южной части полуострова и установление на ней коммунистической власти.

К этому времени Северная Корея была в разы развитее и оснащеннее аграрной Южной, поэтому власти рассчитывали на быструю и легкую победу. Однако на стороне Юга стали воевать страны ООН во главе с Соединенными Штатами. Неожиданно для обеих сторон конфликт затянулся.

Потери в войне были огромными, при помощи авиации целые города сравняли с землей - в том числе Пхеньян, который был одним из самых богатых историческими памятниками городов Кореи. При этом захваченные территории быстро возвращались назад к первоначальным владельцам. Такое «топтание на месте» длилось три года, и неприятелям стало понятно, что дальнейшие бои не принесут ничего, кроме новых жертв. Поэтому в 1953 году Южная и Северная Корея подписали перемирие.

После войны

Официально война между Республикой Корея и КНДР до сих пор не прекратилась. В середине 60-х годов правительства подписали договор о сотрудничестве и ненападении, однако в 90-х Северная Корея разорвала его в ответ на введенные санкции и боевые учения Южной Кореи и Америки. При этом по документам Юг и Север считают противоположные части полуострова временно оккупированными и предполагают, что однажды распространят на них свое влияние. Север хочет установления строя чучхе, а Юг - демократических принципов.

Однако так ситуация обстоит только на бумаге. На практике Северная и Южная Корея по экономическому и ментальному развитию разошлись так далеко, что объединение кажется маловероятным.

На севере убеждены, что южане - предатели, которые «продались» американцам, а на юге - что северяне - нищие дикари, которым не место в современном обществе и, тем более, в одной с ними стране.

Однако такие пессимистичные настроения не обозначают, что надежды на примирение нет. Как показала ситуация с Олимпийскими играми, обе страны стремятся к тому, чтобы хотя бы на время почувствовать себя единой нацией. На разных концах полуострова живут разделенные во время войны семьи, которые хотят если не воссоединиться, то хотя бы увидеться.

Страна делит общий язык, историю, культурные традиции и менталитет, поэтому шанс на примирение остается всегда.

Кореей, во Второй мировой войне . США и СССР подписали соглашение о совместном управлении страной. Линия раздела зон влияния двух сверхдержав прошла по 38-й параллели (англ.) русск. . После Корейской войны (1950-1953) два молодых государства были разделены демилитаризованной зоной .

Исторические предпосылки

Аннексия Кореи Японией (1910-1945 годы)

Вторая мировая война (1939-1945 годы)

Американские власти с подозрением относились к самопровозглашённому Временному правительству, считая его чересчур левым, поэтому благосклонно относились к антикоммунистическому движению в стране. В августе 1948 года его лидер, Ли Сын Ман , стал президентом Республики Корея, и американские войска покинули полуостров.

КНДР

Спорная территория Жёлтого моря

Сухопутная линия разграничения была согласована и признана сторонами конфликта. Однако в Жёлтом море линия разграничения не была согласована. Республика Корея контролирует ряд островов вдоль побережья КНДР и считает воды вокруг островов своими. Северная Корея не оспаривает принадлежность островов Республике Корея, но считает морскую зону вокруг островов своей. Как следствие обе стороны считают нахождение кораблей другого государства в этом районе нарушением границы с соответствующими последствиями в виде конфликтов, доходящих до боевых столкновений. Ситуация осложняется регулярными военными учениями южнокорейских сил и ВМФ США в спорном регионе. КНДР воспринимает учебные стрельбы как обстрелы своей суверенной территории .

Перспективы объединения

В конце 1980-х годов президент КНДР Ким Ир Сен предложил организовать некое подобие объединённого корейского государства - Демократическую Конфедеративную Республику Корё .

В декабре 1991 года в Сеуле было подписано Соглашение о примирении и ненападении, сотрудничестве и обмене между Севером и Югом. В этом Соглашении особо отмечалось, что отношения между КНДР и Республикой Корея не обычные межгосударственные, а временно сложившиеся в ходе продвижения к воссоединению. Стороны взяли на себя обязательство отказаться от военно-политической конфронтации, обеспечить разрядку и мир, содействовать общенациональным интересам. Было решено сформировать Совместную военную комиссию Севера и Юга по разработке мер военного доверия. Соглашение предусматривало экономическое сотрудничество, прежде всего в освоении ресурсов, товарообмене, совместных инвестициях с целью пропорционального развития национальной экономики и повышения благосостояния всей корейской нации. Было выражено намерение сторон обеспечить свободное передвижение и контакты людей, переписку, встречи, воссоединение разделенных семей и родственников. Предлагалось также восстановить прерванные железнодорожные и шоссейные дороги, открыть водные и воздушные пути.

Незадолго до этого, в сентябре 1991 года, обе страны были приняты в ООН.

Начиная с этого времени, КНДР и Республика Корея делают очень небольшие шаги к объединению в виде ограниченных представительских и культурных контактов между населением, решения технических вопросов по стыковке инфраструктур, совместного выступления в некоторых видах большого спорта (на Чемпионате мира по настольному теннису 1991 года выступала объединенная корейская команда), на культурных мероприятиях и тому подобное.

5 февраля 2014 года, в результате встречи представителей правительств КНДР и Республики Корея в пограничной деревне Пханмунджом , было достигнуто соглашение организовать воссоединение семей на территории Северной Кореи в период с 20 по 25 февраля 2014 года .

По официальным данным Республики Кореи, воссоединения семей ожидают 73 тыс. южнокорейских граждан, и только несколько сотен семей смогут сделать это во время запланированной встречи .

Корея - это географическое название региона, который находится на Корейском полуострове и прилегающих островах. Начиная с VII века Корея развивалась как единое государство. Но ряд событий середины XX века привел к тому, что страна оказалась разделенной на две территории - Корейскую Народно-Демократическую Республику (Северную Корею) и Республику Корею (Южную Корею). Сегодня два корейских государства живут в разных политических, экономических и культурных условиях, рассматривая друг друга как оккупантов своей исконной территории.

Республика Корея - это демократическое государство с многопартийной системой, развивающееся на принципах рыночной экономики. В настоящее время у власти находятся консерваторы (партия «Сэнуридан»), чья политическая идеология в общих чертах имеет антикоммунистическую, антисеверокорейскую направленность. Данная идеология как таковая сформировалась правыми корейскими националистами в процессе создания независимой южнокорейской государственности. Изначально радикально правые южнокорейские националисты не признавали Северную Корею как государство, а коммунизм как идеологию, имеющую право на существование. Согласно «Закону о национальной безопасности» 1948 года, в Южной Корее запрещены любые формы северокорейской и коммунистической пропаганды. Эта антикоммунистическая риторика ложится в основу государственной идеологии Республики Кореи, и в той или иной мере она определяет ее развитие до сих пор.

Корейская Народно-Демократическая Республика развивается по социалистическому пути, основываясь на принципах национальной идеологии чучхе. Политический режим КНДР стабилен. Формально в стране существует несколько партий, но фактически правит Трудовая партия Кореи, руководящая роль которой закреплена действующей Конституцией КНДР. Реальной политической оппозиции не существует, власть передается от отца к сыну.

На данный момент Корея - это два государства с разными культурами и судьбами. Их объединяет один народ, у которого изначально не было культурных предпосылок к разделению, но сегодня он представляет собой две разные нации. Народ Кореи разделен между двумя государствами с разными системами и национальными идеологиями, несмотря на то что у них есть общее историческое прошлое и они относятся к одной этнической общности.
Раскол общества и аннексия Кореи
До середины VII века на территории Корейского полуострова находилось три крупных государства - Силла, Пэкче, Когурё, а также небольшие государственные общности на юго-востоке Корейского полуострова (так называемая конфедерация каяских политий). К VII веку Корея сложилась как единое государство. Период корейской государственности с VII по XX век делят на три эпохи: эпоха Объединенного Силла (VII–X вв.), эпоха Корё (X–XIV вв.), эпоха Чосон (XIV - начало XX в.).

До конца XIX века Корея формально находилась в вассальной зависимости от Китая. Всякий новый корейский король (ван) получал одобрение от китайского императора. На определенном историческом этапе Корея выплачивала Китаю дань, происходил постоянный обмен посольствами. Ситуация изменилась после японо-китайской войны (1894–1895), когда Китай и Япония вступили в открытый военный конфликт на территории Кореи. По итогам войны в 1895 году страны подписали Симоносекский договор, согласно которому расторгались вассальные отношения между Кореей и Китаем. Таким образом, Китай формально утратил влияние на Корею. В конце XIX века Корея была абсолютной монархией феодального типа с высокой долей крупных собственников и слаборазвитыми элементами капиталистической экономики. Корея на протяжении длительного времени вела жесткую изоляционистскую политику - это было закрытое государство, мало интересующееся внешним миром.

Географическое положение Кореи было привлекательным для Японии, которая стремилась продвинуться на континент. К 1910 году, когда был подписан так называемый договор о слиянии, точнее аннексии Кореи, Япония успешно интегрировалась в корейскую экономику и стала оказывать не только экономическое, но и культурное влияние. За Кореей закрепился статус японской колонии. Для многих представителей корейской интеллектуальной элиты конца XIX - начала XX века Япония представляла прогрессивную цивилизацию, у которой необходимо было перенять опыт развития. Несмотря на набирающее обороты антияпонское национально-освободительное движение, в его среде в 1920-е годы возникло специфическое направление, именуемое национал-реформизмом. Представители корейской интеллигенции, получившие образование в Японии, разработали концепцию национал-реформизма, или теорию реформирования нации («минчжок кэчжорон»). Согласно этой теории корейцы - слабая нация, которой нужно многому еще научиться у японцев до того, как они смогут самостоятельно управлять своим государством. Фактически они поощряли японский колониализм.
Параллельно с этим развивалось левое крыло национально-освободительного движения. В России в 1917 году произошла Октябрьская революция. Новое социалистическое государство было заинтересовано в продвижении своих идей в Азию. Довольно быстро социалистические идеи охватили прогрессивные умы в Китае и Корее. На Корейском полуострове появилось левое крыло национально-освободительного движения.

Правые (националисты) и левые (коммунисты) развернули действия по национально-освободительному движению. У них была одна общая цель в условиях колониального режима - достижение национальной независимости и воссоздание государственности. Но теперь борцы за независимость стремились не к восстановлению монархии, а к созданию демократической республики. В конце 1920-х годов был создан единый фронт - националисты объединились с социалистами в рамках организации «Синганхве» (1927–1931). Но этот союз продлился 4 года, а потом организация самораспустилась. При этом корейские левые группы были сильно привязаны к политике Коминтерна, который в конце 1920-х годов отошел от сотрудничества с националистическими партиями (VI Конгресс Коминтерна в 1928 году). Этот курс Коминтерна отразился и на союзе левых и правых в Корее.

Предпосылки разделения Кореи

Культурных предпосылок к разделению этноса не было. На протяжении своей истории с VII по XX век Корея была государством с едиными культурными ценностями. Никакого разобщения между севером и югом не было. Но с точки зрения формирования политической элиты аристократы из северных провинций были более дискредитируемыми, чем из центральных и южных. Как правило, политическая элита формировалась из представителей аристократического сословия янбан столичной и южных провинций Кореи.

В годы колонии в экономическом развитии Кореи сформировалось очень четкое разделение по географическому признаку: северные провинции были промышленными регионами, а южные - землевладельческими. Эта неравномерность развития в годы японского колониализма очень негативно отразилась после разделения. Корея как колония была очень тесно связана с метрополией. В одном месте производили комплектующие станков, в другом их собирали, а в третьем реализовывали. Поэтому южные и северные провинции Кореи экономически были сильно связаны как друг с другом, так и с метрополией. После разделения страны и до создания РК и КНДР торговые связи между югом и севером были не очень интенсивными. В разделении Кореи огромную роль сыграл внешнеполитический фактор, но не культурный.

Режим опеки СССР и США

В 1945 году, после поражения Японии во Второй мировой войне (http://postnauka.ru/themes/vtoraya-mirovaya-voyna), корейцы ожидали, что будет провозглашена национальная независимость. Но проблема была в том, что корейцы не участвовали в освобождении своей страны. Все сухопутные операции на территории Кореи осуществляла советская армия (25-я армия 1-го Дальневосточного фронта), в то время как американские войска вели операции на море. Корейцы освободились от колониальной зависимости, но реальной власти у них не было. Будучи бывшей колонией проигравшей в войне Японской империи, Корея не могла сама определить свою судьбу. СССР и США совместно с корейскими политическими партиями должны были определить политическое будущее страны. США предложили ввести в Корее режим опеки по аналогии с режимом опеки над Филиппинами. По решению Московского совещания 1945 года предполагалось, что Корея в течение 5 лет будет находиться под патронажем государств, входящих в международный совет по опеке, и только потом получит полную независимость.

В августе 1945 года было принято решение разграничить сферы военной ответственности на Корейском полуострове по 38-й параллели. Эта линия была выбрана неслучайно. Тридцать восьмая параллель была разделительной линией между частями японской армии: войска, находящиеся к северу от 38-й параллели, подчинялись командованию Квантунской армии, а к югу - 17-й армии. Американцы были заинтересованы в том, чтобы столица Кореи Сеул вошла в зону их ответственности. Поэтому Госдепартамент США настоял на том, чтобы вся территория к югу от 38-й параллели, включая столицу, вошла в состав американской зоны военной ответственности. Сталин не внес никаких поправок к предложению американской стороны по разграничению по 38-й параллели, и никаких дискуссий на эту тему не было.

Еще до освобождения Кореи в Шанхае обосновалось эмигрантское правительство, а 4 сентября 1945 года была провозглашена Корейская Народная Республика. Но ни одно из этих «правительств» не было признано ни Советским Союзом, ни Соединенными Штатами. СССР и США не были настроены на то, чтобы реально дать корейцам независимость. На Московском совещании министров иностранных дел США, СССР и Великобритании в декабре 1945 года было принято решение о применении режима опеки по отношению к Корее. С постепенным усилением напряженности в отношениях между Советским Союзом и США ситуация становилась более ясной.

В 1946 году СССР взял курс на создание дружественного социалистического государства на севере Корейского полуострова. Корейские националисты, находящиеся на севере Кореи, были против режима опеки и выступали за предоставление немедленной независимости Кореи (впрочем, как и на юге). Но СССР быстро подавил все правое движение на севере. На юге Кореи правые националисты оказались политически более успешными - многие из них были интегрированы в систему управления Американской военной администрации (1945–1948) и с культурно-политической точки зрения ориентировались на Соединенные Штаты.

Образование КНДР и Республики Кореи

В августе 1946 года в результате слияния нескольких партий была создана Трудовая партия Северной Кореи. Она стала главной политической силой на севере Кореи еще на этапе формирования северокорейской государственности. Правое движение оказалось очень быстро нейтрализовано на севере, тогда как на юге Кореи серьезная политическая борьба между правыми и левыми продолжалась вплоть до выборов в Национальное собрание. В ноябре 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о проведении выборов в Национальное собрание Кореи. Предполагалось, что это будут единые выборы, но Советский Союз бойкотировал это решение. ООН создала комиссию по Корее, которая должна была помочь корейцам организовать выборы. Советский Союз не допустил эту комиссию на север. В итоге в феврале 1948 года на Малой Ассамблее ООН было решено, что выборы пройдут в доступных для их проведения районах. Как следствие, выборы в Национальное собрание прошли только на юге Кореи.

Левые и центристские партии на юге Кореи бойкотировали выборы в парламент. Они считали выборы сепаратными, и это было правдой в условиях той политической ситуации. Фактически участие в выборах приняли только правые и радикально-правые группы. Президентом Республики Кореи был избран Ли Сын Ман, убежденный антикоммунист.

Изначально разделение Кореи проводилось в военных целях на период разоружения японской армии. Но с самого начала военной оккупации правые корейские националисты были ориентированы на Соединенные Штаты. Для центристов и левых было очевидно, что проведение сепаратных выборов - это окончательное разделение страны. Объединение становилось призрачной перспективой. После выборов в Верховное народное собрание Кореи в сентябре 1948 года было провозглашено создание Корейской Народно-Демократической Республики. На территории некогда единой Кореи возникло два государства. В Конституциях РК и КНДР 1948 года к государственной территории относилась вся территория Корейского полуострова. Но в современной Конституции КНДР уже нет этого пункта, тогда как в Конституции РК он до сих пор остался, и, соответственно, существующий на севере режим формально считается незаконным.

Корейская война

К началу 1950-х годов северокорейский лидер Ким Ир Сен активно продвигал идею военного захвата юга Кореи. Для этого, по его мнению, были определенные основания - разрастание революционной ситуации на юге Корейского полуострова. Выборы в Национальное собрание в мае 1948 года прошли фактически в условиях гражданской войны на юге. Многотысячные демонстрации, террористические акты с подрывом рельс, телеграфных линий, полицейских участков - все это проходило в условиях ужасного социального конфликта, неприятия сепаратных выборов. За организацией всех этих действий стояли левые группы, то есть корейские коммунисты. Друг за другом происходили инциденты, свидетельствующие о неприятии существующего политического режима в Южной Корее: восстание на Чечжудо в апреле 1948 года, восстание солдат в Йосу в октябре 1948 года и другие. Все эти события вызвали антикоммунистическую истерию со стороны центрального правительства в лице президента Республики Кореи Ли Сын Мана: был принят закон «О национальной безопасности», запрещающий любые формы коммунистической и северокорейской пропаганды. В стране началась массовая зачистка коммунистов. Режим Ли Сын Мана превзошел меры Американской военной администрации по жестокости - американцы не боролись с левыми так жестко, как это делали сами корейцы.

В конфликт за объединение Кореи на стороне КНДР вмешался Советский Союз, хотя и не поддерживал ее открыто. Зато китайская армия (китайские народные добровольцы) была задействована непосредственно. Юг воспользовался военной помощью США, которые фактически пролоббировали отправку миротворческих сил ООН в Южную Корею. Если бы южанам вовремя не помогли американцы и войска ООН, Южной Кореи сегодня бы не существовало. Северокорейские войска в течение нескольких недель продвинулись вглубь Южной Кореи, оттеснив правительство Ли Сын Мана в южный портовый город Пусан. И только американцы спасли режим от краха и удержали юг Корейского полуострова под своим контролем.

Попытка Ким Ир Сена объединить Корею военным путем оказалась неудачной. Война 1950–1953 годов полностью закрепила разделение Корейского полуострова на два государства - КНДР и Республику Корею. Более того, война усилила зависимость Республики Кореи от Соединенных Штатов. Правая политическая элита Южной Кореи стала ощущать себя должной американцам, потому что они спасли ее от краха. Южнокорейская армия до сих пор частично контролируется американским Генштабом: в военное время американцы контролируют перемещения войск южнокорейской армии на территории Республики Кореи. И даже вопрос о передаче контроля над своей армией в военное время в руки корейского Генштаба не одобряется правыми политиками Кореи, потому что они чувствуют себя незащищенными или неспособными к управлению.

Проблемы разделенного этноса

Сегодня 38-я параллель, по которой разделена Корея, представляет собой демаркационную линию, по обеим сторонам которой пролегает демилитаризованная зона шириной в 4 км. Пересечь такую границу практически невозможно. Между Северной и Южной Кореей сегодня нет никаких дипломатических отношений. Страны не признают друг друга. Каждая страна рассматривает другую как оккупанта своей территории. Когда Северная Корея вывела на орбиту спутник, запустив очередную ракету, Южная Корея в лице президента Пак Кынхе приняла решение закрыть промышленный комплекс Кэсон, который находится на границе Северной и Южной Кореи. В этом комплексе были задействованы как южнокорейские компании, так и северокорейские рабочие - у них был совместный бизнес.

Ситуация усугубилась ядерной программой КНДР. Два государства на одном полуострове фактически находятся в состоянии холодной войны друг с другом. Скорее всего, они останутся разделенными, но им все равно нужно искать точки соприкосновения, выстраивать отношения, потому что это связано с их стабильностью, национальной безопасностью и развитием. Для этого обе страны должны добиваться последовательности своего поведения. В большей степени это касается Южной Кореи. Северная Корея четко следует ранее выдвинутым заявлениям. Политически там ничего не меняется: одна партия, один лидер. А на юге постоянная политическая турбулентность. С приходом каждого нового лидера в РК отношения с севером то налаживаются, то ухудшаются.

Существует проблема разделенных семей. Как только намечается улучшение взаимоотношений, эти семьи встречаются. Две страны не реализовывают совместные проекты, не разрешен официальный доступ южан на север, а северян - на юг, нет культурного, академического обмена, не развиваются экономические связи.

Молодежь Южной Кореи воспитана в атмосфере антикоммунистической, антисеверокорейской истерии. Для жителей юга Северная Корея - это оккупант, который запускает баллистические ракеты, разрабатывает ядерную бомбу, устраивает провокации на границе. Поколение 1980–1990-х годов выросло с мыслью, что КНДР - это другое государство, которое реально опасно и чуждо им. При этом идея объединения остается одной из главных национальных идей и Южной Кореи, и Северной Кореи. Южная Корея сегодня переживает экономический спад. Когда-то ее называли азиатским тигром, экономическим чудом на реке Ханган, но те темпы роста ВВП, которые были при Пак Чон Хи в 1960–1970-е годы, существенно снизились. Сейчас эта ситуация усугубляется высоким уровнем безработицы в Южной Корее.

Кандидат исторических наук, доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, младший научный сотрудник отдела Кореи и Монголии Института востоковедения РАН

Оригинал
Далее

Корея - это географическое название региона, который находится на Корейском полуострове и прилегающих островах. Начиная с VII века Корея развивалась как единое государство. Но ряд событий середины XX века привел к тому, что страна оказалась разделенной на две территории - Корейскую Народно-Демократическую Республику (Северную Корею) и Республику Корею (Южную Корею). Сегодня два корейских государства живут в разных политических, экономических и культурных условиях, рассматривая друг друга как оккупантов своей исконной территории.

Республика Корея - это демократическое государство с многопартийной системой, развивающееся на принципах рыночной экономики. В настоящее время у власти находятся консерваторы (партия «Сэнуридан»), чья политическая идеология в общих чертах имеет антикоммунистическую, антисеверокорейскую направленность. Данная идеология как таковая сформировалась правыми корейскими националистами в процессе создания независимой южнокорейской государственности. Изначально радикально правые южнокорейские националисты не признавали Северную Корею как государство, а коммунизм как идеологию, имеющую право на существование. Согласно «Закону о национальной безопасности» 1948 года, в Южной Корее запрещены любые формы северокорейской и коммунистической пропаганды. Эта антикоммунистическая риторика ложится в основу государственной идеологии Республики Кореи, и в той или иной мере она определяет ее развитие до сих пор.

Весенний фестиваль в Южной Корее, 2014 год (flickr // koreanet)

Корейская Народно-Демократическая Республика развивается по социалистическому пути, основываясь на принципах национальной идеологии чучхе. Политический режим КНДР стабилен. Формально в стране существует несколько партий, но фактически правит Трудовая партия Кореи, руководящая роль которой закреплена действующей Конституцией КНДР. Реальной политической оппозиции не существует, власть передается от отца к сыну.

Портреты Ким Ир Сена и его сына Ким Чен Ира на фестивале Ариран в Пхеньяне (Wikipedia.org)

На данный момент Корея - это два государства с разными культурами и судьбами. Их объединяет один народ, у которого изначально не было культурных предпосылок к разделению, но сегодня он представляет собой две разные нации. Народ Кореи разделен между двумя государствами с разными системами и национальными идеологиями, несмотря на то что у них есть общее историческое прошлое и они относятся к одной этнической общности.

Раскол общества и аннексия Кореи

До середины VII века на территории Корейского полуострова находилось три крупных государства - Силла, Пэкче, Когурё, а также небольшие государственные общности на юго-востоке Корейского полуострова (так называемая конфедерация каяских политий). К VII веку Корея сложилась как единое государство. Период корейской государственности с VII по XX век делят на три эпохи: эпоха Объединенного Силла (VII–X вв.), эпоха Корё (X–XIV вв.), эпоха Чосон (XIV - начало XX в.).

До конца XIX века Корея формально находилась в вассальной зависимости от Китая. Всякий новый корейский король (ван) получал одобрение от китайского императора. На определенном историческом этапе Корея выплачивала Китаю дань, происходил постоянный обмен посольствами. Ситуация изменилась после японо-китайской войны (1894–1895), когда Китай и Япония вступили в открытый военный конфликт на территории Кореи. По итогам войны в 1895 году страны подписали Симоносекский договор, согласно которому расторгались вассальные отношения между Кореей и Китаем. Таким образом, Китай формально утратил влияние на Корею. В конце XIX века Корея была абсолютной монархией феодального типа с высокой долей крупных собственников и слаборазвитыми элементами капиталистической экономики. Корея на протяжении длительного времени вела жесткую изоляционистскую политику - это было закрытое государство, мало интересующееся внешним миром.

Географическое положение Кореи было привлекательным для Японии, которая стремилась продвинуться на континент. К 1910 году, когда был подписан так называемый договор о слиянии, точнее аннексии Кореи, Япония успешно интегрировалась в корейскую экономику и стала оказывать не только экономическое, но и культурное влияние. За Кореей закрепился статус японской колонии. Для многих представителей корейской интеллектуальной элиты конца XIX - начала XX века Япония представляла прогрессивную цивилизацию, у которой необходимо было перенять опыт развития. Несмотря на набирающее обороты антияпонское национально-освободительное движение, в его среде в 1920-е годы возникло специфическое направление, именуемое национал-реформизмом. Представители корейской интеллигенции, получившие образование в Японии, разработали концепцию национал-реформизма, или теорию реформирования нации («минчжок кэчжорон»). Согласно этой теории корейцы - слабая нация, которой нужно многому еще научиться у японцев до того, как они смогут самостоятельно управлять своим государством. Фактически они поощряли японский колониализм.

Параллельно с этим развивалось левое крыло национально-освободительного движения. В России в 1917 году произошла Октябрьская революция. Новое социалистическое государство было заинтересовано в продвижении своих идей в Азию. Довольно быстро социалистические идеи охватили прогрессивные умы в Китае и Корее. На Корейском полуострове появилось левое крыло национально-освободительного движения.

Правые (националисты) и левые (коммунисты) развернули действия по национально-освободительному движению. У них была одна общая цель в условиях колониального режима - достижение национальной независимости и воссоздание государственности. Но теперь борцы за независимость стремились не к восстановлению монархии, а к созданию демократической республики. В конце 1920-х годов был создан единый фронт - националисты объединились с социалистами в рамках организации «Синганхве» (1927–1931). Но этот союз продлился 4 года, а потом организация самораспустилась. При этом корейские левые группы были сильно привязаны к политике Коминтерна, который в конце 1920-х годов отошел от сотрудничества с националистическими партиями (VI Конгресс Коминтерна в 1928 году). Этот курс Коминтерна отразился и на союзе левых и правых в Корее.

Предпосылки разделения Кореи

Культурных предпосылок к разделению этноса не было. На протяжении своей истории с VII по XX век Корея была государством с едиными культурными ценностями. Никакого разобщения между севером и югом не было. Но с точки зрения формирования политической элиты аристократы из северных провинций были более дискредитируемыми, чем из центральных и южных. Как правило, политическая элита формировалась из представителей аристократического сословия янбан столичной и южных провинций Кореи.

В годы колонии в экономическом развитии Кореи сформировалось очень четкое разделение по географическому признаку: северные провинции были промышленными регионами, а южные - землевладельческими. Эта неравномерность развития в годы японского колониализма очень негативно отразилась после разделения. Корея как колония была очень тесно связана с метрополией. В одном месте производили комплектующие станков, в другом их собирали, а в третьем реализовывали. Поэтому южные и северные провинции Кореи экономически были сильно связаны как друг с другом, так и с метрополией. После разделения страны и до создания РК и КНДР торговые связи между югом и севером были не очень интенсивными. В разделении Кореи огромную роль сыграл внешнеполитический фактор, но не культурный.

Режим опеки СССР и США

В 1945 году, после поражения Японии во Второй мировой войне, корейцы ожидали, что будет провозглашена национальная независимость. Но проблема была в том, что корейцы не участвовали в освобождении своей страны. Все сухопутные операции на территории Кореи осуществляла советская армия (25-я армия 1-го Дальневосточного фронта), в то время как американские войска вели операции на море. Корейцы освободились от колониальной зависимости, но реальной власти у них не было. Будучи бывшей колонией проигравшей в войне Японской империи, Корея не могла сама определить свою судьбу. СССР и США совместно с корейскими политическими партиями должны были определить политическое будущее страны. США предложили ввести в Корее режим опеки по аналогии с режимом опеки над Филиппинами. По решению Московского совещания 1945 года предполагалось, что Корея в течение 5 лет будет находиться под патронажем государств, входящих в международный совет по опеке, и только потом получит полную независимость.

В августе 1945 года было принято решение разграничить сферы военной ответственности на Корейском полуострове по 38-й параллели. Эта линия была выбрана неслучайно. Тридцать восьмая параллель была разделительной линией между частями японской армии: войска, находящиеся к северу от 38-й параллели, подчинялись командованию Квантунской армии, а к югу - 17-й армии. Американцы были заинтересованы в том, чтобы столица Кореи Сеул вошла в зону их ответственности. Поэтому Госдепартамент США настоял на том, чтобы вся территория к югу от 38-й параллели, включая столицу, вошла в состав американской зоны военной ответственности. Сталин не внес никаких поправок к предложению американской стороны по разграничению по 38-й параллели, и никаких дискуссий на эту тему не было.

Еще до освобождения Кореи в Шанхае обосновалось эмигрантское правительство, а 4 сентября 1945 года была провозглашена Корейская Народная Республика. Но ни одно из этих «правительств» не было признано ни Советским Союзом, ни Соединенными Штатами. СССР и США не были настроены на то, чтобы реально дать корейцам независимость. На Московском совещании министров иностранных дел США, СССР и Великобритании в декабре 1945 года было принято решение о применении режима опеки по отношению к Корее. С постепенным усилением напряженности в отношениях между Советским Союзом и США ситуация становилась более ясной.

В 1946 году СССР взял курс на создание дружественного социалистического государства на севере Корейского полуострова. Корейские националисты, находящиеся на севере Кореи, были против режима опеки и выступали за предоставление немедленной независимости Кореи (впрочем, как и на юге). Но СССР быстро подавил все правое движение на севере. На юге Кореи правые националисты оказались политически более успешными - многие из них были интегрированы в систему управления Американской военной администрации (1945–1948) и с культурно-политической точки зрения ориентировались на Соединенные Штаты.

Ким Ир Сен на заседании ЦК Трудовой партии Северной Кореи в 1946 году (Wikipedia.org)

Образование КНДР и Республики Кореи

В августе 1946 года в результате слияния нескольких партий была создана Трудовая партия Северной Кореи. Она стала главной политической силой на севере Кореи еще на этапе формирования северокорейской государственности. Правое движение оказалось очень быстро нейтрализовано на севере, тогда как на юге Кореи серьезная политическая борьба между правыми и левыми продолжалась вплоть до выборов в Национальное собрание. В ноябре 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о проведении выборов в Национальное собрание Кореи. Предполагалось, что это будут единые выборы, но Советский Союз бойкотировал это решение. ООН создала комиссию по Корее, которая должна была помочь корейцам организовать выборы. Советский Союз не допустил эту комиссию на север. В итоге в феврале 1948 года на Малой Ассамблее ООН было решено, что выборы пройдут в доступных для их проведения районах. Как следствие, выборы в Национальное собрание прошли только на юге Кореи.

Левые и центристские партии на юге Кореи бойкотировали выборы в парламент. Они считали выборы сепаратными, и это было правдой в условиях той политической ситуации. Фактически участие в выборах приняли только правые и радикально-правые группы. Президентом Республики Кореи был избран Ли Сын Ман, убежденный антикоммунист.

Изначально разделение Кореи проводилось в военных целях на период разоружения японской армии. Но с самого начала военной оккупации правые корейские националисты были ориентированы на Соединенные Штаты. Для центристов и левых было очевидно, что проведение сепаратных выборов - это окончательное разделение страны. Объединение становилось призрачной перспективой. После выборов в Верховное народное собрание Кореи в сентябре 1948 года было провозглашено создание Корейской Народно-Демократической Республики. На территории некогда единой Кореи возникло два государства. В Конституциях РК и КНДР 1948 года к государственной территории относилась вся территория Корейского полуострова. Но в современной Конституции КНДР уже нет этого пункта, тогда как в Конституции РК он до сих пор остался, и, соответственно, существующий на севере режим формально считается незаконным.

Корейская война

К началу 1950-х годов северокорейский лидер Ким Ир Сен активно продвигал идею военного захвата юга Кореи. Для этого, по его мнению, были определенные основания - разрастание революционной ситуации на юге Корейского полуострова. Выборы в Национальное собрание в мае 1948 года прошли фактически в условиях гражданской войны на юге. Многотысячные демонстрации, террористические акты с подрывом рельс, телеграфных линий, полицейских участков - все это проходило в условиях ужасного социального конфликта, неприятия сепаратных выборов. За организацией всех этих действий стояли левые группы, то есть корейские коммунисты. Друг за другом происходили инциденты, свидетельствующие о неприятии существующего политического режима в Южной Корее: восстание на Чечжудо в апреле 1948 года, восстание солдат в Йосу в октябре 1948 года и другие. Все эти события вызвали антикоммунистическую истерию со стороны центрального правительства в лице президента Республики Кореи Ли Сын Мана: был принят закон «О национальной безопасности», запрещающий любые формы коммунистической и северокорейской пропаганды. В стране началась массовая зачистка коммунистов. Режим Ли Сын Мана превзошел меры Американской военной администрации по жестокости - американцы не боролись с левыми так жестко, как это делали сами корейцы.

В конфликт за объединение Кореи на стороне КНДР вмешался Советский Союз, хотя и не поддерживал ее открыто. Зато китайская армия (китайские народные добровольцы) была задействована непосредственно. Юг воспользовался военной помощью США, которые фактически пролоббировали отправку миротворческих сил ООН в Южную Корею. Если бы южанам вовремя не помогли американцы и войска ООН, Южной Кореи сегодня бы не существовало. Северокорейские войска в течение нескольких недель продвинулись вглубь Южной Кореи, оттеснив правительство Ли Сын Мана в южный портовый город Пусан. И только американцы спасли режим от краха и удержали юг Корейского полуострова под своим контролем.

Мемориал ветеранам Корейской войны в Вашингтоне (flickr // roberteaston)

Попытка Ким Ир Сена объединить Корею военным путем оказалась неудачной. Война 1950–1953 годов полностью закрепила разделение Корейского полуострова на два государства - КНДР и Республику Корею. Более того, война усилила зависимость Республики Кореи от Соединенных Штатов. Правая политическая элита Южной Кореи стала ощущать себя должной американцам, потому что они спасли ее от краха. Южнокорейская армия до сих пор частично контролируется американским Генштабом: в военное время американцы контролируют перемещения войск южнокорейской армии на территории Республики Кореи. И даже вопрос о передаче контроля над своей армией в военное время в руки корейского Генштаба не одобряется правыми политиками Кореи, потому что они чувствуют себя незащищенными или неспособными к управлению.

Проблемы разделенного этноса

Сегодня 38-я параллель, по которой разделена Корея, представляет собой демаркационную линию, по обеим сторонам которой пролегает демилитаризованная зона шириной в 4 км. Пересечь такую границу практически невозможно. Между Северной и Южной Кореей сегодня нет никаких дипломатических отношений. Страны не признают друг друга. Каждая страна рассматривает другую как оккупанта своей территории. Когда Северная Корея вывела на орбиту спутник, запустив очередную ракету, Южная Корея в лице президента Пак Кынхе приняла решение закрыть промышленный комплекс Кэсон, который находится на границе Северной и Южной Кореи. В этом комплексе были задействованы как южнокорейские компании, так и северокорейские рабочие - у них был совместный бизнес.

Демаркационная зона на корейской границе (flickr // whoisthatfreakwiththecamera)

Ситуация усугубилась ядерной программой КНДР. Два государства на одном полуострове фактически находятся в состоянии холодной войны друг с другом. Скорее всего, они останутся разделенными, но им все равно нужно искать точки соприкосновения, выстраивать отношения, потому что это связано с их стабильностью, национальной безопасностью и развитием. Для этого обе страны должны добиваться последовательности своего поведения. В большей степени это касается Южной Кореи. Северная Корея четко следует ранее выдвинутым заявлениям. Политически там ничего не меняется: одна партия, один лидер. А на юге постоянная политическая турбулентность. С приходом каждого нового лидера в РК отношения с севером то налаживаются, то ухудшаются.

Существует проблема разделенных семей. Как только намечается улучшение взаимоотношений, эти семьи встречаются. Две страны не реализовывают совместные проекты, не разрешен официальный доступ южан на север, а северян - на юг, нет культурного, академического обмена, не развиваются экономические связи.

Молодежь Южной Кореи воспитана в атмосфере антикоммунистической, антисеверокорейской истерии. Для жителей юга Северная Корея - это оккупант, который запускает баллистические ракеты, разрабатывает ядерную бомбу, устраивает провокации на границе. Поколение 1980–1990-х годов выросло с мыслью, что КНДР - это другое государство, которое реально опасно и чуждо им. При этом идея объединения остается одной из главных национальных идей и Южной Кореи, и Северной Кореи. Когда-то Южную Корею называли азиатским тигром, экономическим чудом на реке Ханган, но те темпы роста ВВП, которые были при Пак Чон Хи в 1960–1970-е годы, существенно снизились. Сейчас эта ситуация усугубляется высоким уровнем безработицы в Южной Корее.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook