История создания михайловского златоверхого монастыря. Михайловский Златоверхий собор (Киев) Старый вид михайловский златоверхий монастырь

Михайловский Златоверхий собор (Украина) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Крестово-купольный шестистолпный храм с тремя нефами и позолоченным единственным куполом на территории одноименного монастыря был сооружен в 1108-1113 гг. внуком Ярослава Мудрого князем Святополком Изяславичем.

Непреходящую славу Михайловскому Златоверхому собору принесли его мозаики и фрески. По мнению искусствоведов, они открыли новый тип в эволюции живописи Древней Руси.

Трехнефный крестовокупольный храм одним куполом, схожий с Успенским собором в Печерской лавре, был построен способом смешанной кладки, в которой чередовались ряды камня и плоского кирпича - плинфы. Впервые в практике русского каменного зодчества купол собора был позолочен, за что он и получил наименование от восхищенных киевлян - Златоверхий. С запада к храму примыкали круглая лестничная башня и маленький храм-крещальня. Собор стал местом захоронения нескольких поколений киевских князей. В 1240 году его разграбила и сильно повредила орда Батыя. В XVII и XVIII столетиях собор неоднократно перестраивался.

Вместо одного у него появилось семь куполов, трех сторон собор окружили пристройки, а стены укрепили контрфорсами. Фасады храма были украшены лепны украшениями, наличниками и орнаментом, выполне ными известным киевским архитектором И. Григоров Чембарским, а фризы барабанов были обильно украшены оригинальными яркими майоликовыми розеткам сверкавшими на солнце, подобно драгоценным камням.

«Мерцающей живописью» называют мозаики Михайловского собора - как бы расплываясь по стенам, они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием. Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи и убедительно свидетельствовали о том, что в Киевской Руси тог времени уже сложилась национальная школа изобразительного искусства, свободная от влияния Византии. Зарождение этой школы связано прежде всего с именем гениального древнерусского художника, инока Киево-Печерского монастыря Алимпия, непревзойденной: мастера «мерцающей живописи», имя которого еще при жизни было окружено легендами.

Михайловский собор

Мозаики Михайловского Златоверхого собора, стали вершиной древнерусского мозаичного мастерства. Часть мозаик Михайловского собора - «Евхаристия», «Благовещение», изображения архидьяконов Стефана и Фаддея и ряд других - была перенесена в Софийский собор. Мозаику «Дмитрий Солунский», ставшую ныне хрестоматийной и вошедшей во все издания, посвященные древнерусскому искусству, можно сегодня увидеть в Третьяковской галерее, а верхнюю часть фресковой фигуры «Святой Самуил» - в Русском музее в Петербурге. Всего сохранилось 45 квадратных метров мозаик, некогда сплошь покрывавших стены собора. Из убранства храма уцелели еще и две шиферных плиты с рельефными изображениями скачущих всадников. Одного из них считают Святым Георгием, другого - Святым Дмитрием. Некоторые из исследователей считают, что это портретные изображения князей или княжеских дружинников, а некоторые ищут корни этих рельефов в искусстве Древнего Ирана. Происхождение этих рельефов остается загадкой, а их тематика - неясной. Михайловский Златоверхий собор в Киеве хранил и множество других загадок, но они так и остались неразгаданными.

Адрес: Киев, ул. Трехсвятительская, д. 6.

Михайловский Златоверхий монастырь - древнейший собор Украины. Первый камень в его строительство был заложен еще в 1108ом году. Прославленный князь Святополк решил таким образом увековечить победу русичей над половцами. Одновременно велось строительство и главного собора - собора Михаила Архангела.

Стоит Михайловский собор на краю Старокиевской горы, недалеко от Андреевской церкви . При его строительстве впервые на Киевской Руси купол был позолочен. Именно за это он и получил звание Златоверхого. Стены собора сложены из чередующихся рядов камня с плоским кирпичом. Также Храм славился своими мерцающими фресками и мозаикой. Образа, выложенные мозаикой, создавали мерцающий эффект, когда они то словно освещены светом, то словно уходят в тень. Известным мастером тех лет, владеющим этим видом живописи, был инок Киево-Печорского монастыря Алимпий. Считается, что это именно он оформлял Михайловский собор.

Михайловский Златоверхий монастырь стал местом погребения многих киевских князей. За многие века монастырь не раз подвергался нападкам чужеземцев, не раз был разрушен и разграблен, переходил из рук в руки. Сильно пострадал монастырь во время нашествия монгол в 1240ом году, но старинный храм выдержал натиск варваров.

Исторические моменты

В четырнадцатом веке Михайловский Златоверхий монастырь оказался во владении литовских князей. Эти годы привели его в полное запустение, но уже в шестнадцатом веке началось его восстановление. Гетманом Скоропадским был сооружен удивительный иконостас, а император Александр I принес в дар монастырю богатейший образ Архангела Св. Михаила. Основой образа служит доска из чистейшего золота и весь он усыпан бриллиантами. Главный алтарь и сегодня радует прихожан древним мозаичным изображением Тайной Вечерни. Столбы, держащие алтарь, хранят на себе изображения пророков от XIIого века. Причем эти лики святых были обнаружены под более поздним покрытием масляной живописи.

Многие едут сюда поклониться мощам Святой Варвары. Почивают они в центре храма, в серебряной гробнице. На гробнице изображены картины мучений Варвары и ее смерти. Эта рака подарена храму в 1847 году графиней Орловой.

При монастыре находится больница, где бесплатно получают помощь все бедные верующие, также церковная трапезная, где накормят всех голодных, церковная школа, школа для мальчиков, монастырская библиотека. К монастырю принадлежит Феофания скит (1861 год).

Монастырь сегодня

Современный Златоверхий комплекс включает в себя: восстановленный соборный храм Св. Михаила, трапезную с прилегающей церковью Иоанна Богослова (1713), колокольню (1716). Колокольня оснащена уникальным карильоном. Высота этого музыкального инструмента составляет 40 метров, включает в себя 51 колокол, начиная от самого маленького весом 4 кг и заканчивая 8-тонным колоколом. Есть на территории монастыря фонтан со святой водой, говорят, он может исполнить желание. В колокольне имеется музей истории монастыря, где собрано много древних вещей, принадлежащих комплексу с самого его зарождения. Служащие монастыря продолжают вести работу по возвращению некоторых реликвий, когда-то украшавших стены храма.

Венчающий центр города Киева. По своей исторической значимости эта обитель стоит наравне с такими известными колоссами, как Софиевский собор, Киево-Печерская лавра, Андреевская церковь, Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь. Сюда ежегодно приезжают тысячи паломников и туристов. Нет человека, который бы остался равнодушным, увидев величие и мощь этой святой обители.

Михайловский Златоверхий монастырь - это целый комплекс, в который входит в первую очередь величественный храм, возведенный во имя покровителя города архангела Михаила. Помимо художественной и архитектурной ценности, собор значим тем, что он стал первым на Руси, чьи купола были покрыты золотом. Это и дало название всему комплексу.

Месторасположение

Любой киевлянин подтвердит, что эта святыня занимает особое место в сердцах горожан. Названный в честь архистратига Михаила, считающегося предводителем небесного воинства и, конечно, покровителем Киева, Свято-Михайловский Златоверхий монастырь был основан еще в 1108 году Святополком. Именно благодаря этому Киевскому князю, внуку Ярослава Мудрого, уже в 1113 году храм был освящен. Место его строительство выбрано не случайно. Михайловский Златоверхий монастырь был возведен на месте бывшего древнего капища таких языческих богов, как Перун, Дажьбог, Хорс, Сварог, в самом центре древего Киева, у подножья Старокиевской горы. В то время здесь протекала река Почайна (ныне несуществующая). Само это место считалось каким-то необъяснимым и притягательным.

Михайловский Златоверхий монастырь: история

С двенадцатого века эта обитель стала местом захоронения киевских князей. Предполагается, что Свято-Михайловский Златоверхий собор и мужской монастырь при церкви были учреждены одновременно. К эпохе Святополка, согласно преданию, относится и другое знаменательное событие. В 1108 году из Константинополя в Киев была перенесена главная святыня Златоверхого монастыря - мощи великомученицы святой Варвары.

Во время взятия Батыем Киева и нападения на город крымского хана Гирея в конце пятнадцатого века комплекс сильно пострадал. Полчища татар, захвативших Киев, нанесли храму огромный ущерб. Были разрушены многочисленные постройки на территории этой христианской обители, уничтожены памятники письменности и древнерусской живописи. Когда Михайловский Златоверхий монастырь в составе Киева перешел под юрисдикцию польских правителей, ему были пожалованы грамоты, дающие право на самостоятельный выбор игуменов. Тем самым монастырю была обеспечена независимость от произвола воевод и церковной власти. Это событие и послужило толчком для его развития. Как следует из многочисленных исторических документов, датирумых той эпохой, уже к середине шестнадцатого столетия обитель считалась крупнейшим религиозным центром Киева.

Особенности оформления

Не только своей историей славится Михайловский собор. Он уникален в первую очередь своим роскошным внутренним убранством, сделанным в стиле «мерцающей живописи». Это своеобразная смесь мозаики и фресок. Уникальность данного стиля заключается в волшебном переливании света и тени: изображения то «вспыхивают», то «затухают», будто мерцая над головами верующих. Мерцающая живопись является достоянием мастеров времен Киевской Руси, отказавшихся от византийского направления. По мнению специалистов, в работах по росписи собора принимал участие сам Алисий - легендарный иконописец и основоположник стиля. Некоторые мозаики Михайловского Златоверхого монастыря приписывают именно ему. Доказательством тому есть определенные документы, сохранившиеся в архивах.

Ни по убранству, ни по роскоши Михайловский монастырь ни в чем не уступал Успенскому собору. Изначально он был однокупольным. Его размеры составляли 29 х 19 метров. Главной ценностью этого собора являлись святые мощи великомученицы Варвары, которой находились тут на протяжении многих столетий.

До революции

Когда в 1654 году Киев присоединился к Российскому государству, Михайловский Златоверхий монастырь практически лишился основной части своей территории - имений, лежавших в оставшихся за Речью Посполитой областях. Однако гетманы с казацкими старшинами щедро наделили его владениями, расположенными на Левобережной Украине. Монастырем были приобретены земли и покупным путем. В 1800 году Златоверхий монастырский комплекс стал местом пребывания епископов и викариев Киевской епархии. В 17-18 веках реконструированная в стиле барокко еще домонгольских времен церковь составляла серединную часть основного монастырского храма. Строителями были сохранены главный купол, алтарные апсиды и даже часть стен. Древние мозаики были расчищены, а фрески частично отреставрированы.

После революции

С приходом советской власти Михайловский Златоверхий монастырь начал потихоньку погибать. В 1919-м все его церковные ценности были конфискованы, а многие просто разворованы. Еще несколько лет после революции там проводились службы, однако вскоре всех монахов выселили, а здания отдали в распоряжение разных учреждений. В 1929-м Михайловский Златоверхий монастырь был и вовсе закрыт и превращен в архивные склады. После переноса из Харькова столицы УССР в Киев власти решили на месте одноименной площади построить грандиозный по своим масштабам правительственный комплекс. Государственной комиссией, возглавляемой наркомом Балецким, было определено, что вскоре Михайловский Златоверхий монастырь должен быть снесен. В формулировке было сказано, что он не представляет ни архитектурной, ни тем более исторической значимости и ценности.

Волею божьей

Четырнадцатого августа 1937 года собор Михайловского Златоверхого монастыря взорвали. Согласно замыслу, на его месте должен был быть возведен аналогичный стоящему рядом МИДу правительственный комплекс зданий, а между ними - громадный памятник Ленину. Но свершению этого грандиозного плана помешало начало Великой Отечественной войны.

Святыни

Часть фресок монастыря все же чудом удалось сохранить. До современников дошла также уникальная мозаика «Святого Николая». Сегодня в музеях можно увидеть уникальные работы Дмитрия Солунского, фрески Самуила. Некоторое количество других ценностей было перевезено в Россию и помещено в Эрмитаж, Третьяковскую галерею, Русский музей в Санкт-Петербурге. Мощи святой Варвары сначала были в Десятинной церкви, а позже - во Владимирском соборе.

Описание

Новое возрождение монастыря началось в девяностых годах прошлого столетия. В 1992-м была начата кропотливая и трудоемкая работа по восстановлению храма. Михайловский монастырь воссоздавался по крупицам. Специалисты по капелькам собирали всю сохранившуюся информацию. В восстановительном процессе были задействованы лучшие по тем временам археологи, архитекторы, инженеры. Огромное внимание было уделено внутреннему убранству храма. Зодчими были соблюдены все каноны возведения храма, с учетом наличия стенных росписей. Были учтены все нюансы, вплоть до цветового решения и химического состава лакокрасочного материала.

Фасад монастыря соответствует украинскому стилю барокко. В былом обличье воссоздан и главный иконостас. Прихожане ощущают и былое величие этого святого храма, и в то же время неувядаемую новизну украшения нынешнего собора. Россия в 2001 году передала Украине многие исторические ценности и часть бесценных мозаичных фресок Михайловского собора. На колокольне установили клавишно-колокольный карильон, который радует прихожан переливистыми мелодиями.

До семнадцатого века по соседству с мужским находился и Златоверхий женский монастырь, который в 1712 году был перенесен на Подол.

Михайловскому храмовому комплексу принадлежал и скит в Феофании, который был основан в окрестностях города в 1861-м. До революции монастырь считался вторым по посещаемости после Киево-Печерской лавры храмом.

Единственным членом комиссии, не поставившим свою подпись под преступным документом о сносе монастыря после революции, стал Николай Омельянович Макаренко. За это он во время репрессий поплатился своей жизнью: его приговорили к расстрелу. Но его подвиг не был забыт: бюст Макаренко установлен рядом с Экономическими воротами у одной из внешних стен собора.

На территории нынешнего монастырского комплекса находятся: музей истории, колокольня, варваринские кельи, остатки надвратной церкви, датируемой двенадцатым веком, корпус певчих, Михайловский Златоверхий собор, Экономические ворота, трапезная обитель, кельи и скит Феофания.

Алексей Курмаз

Среди немногочисленных памятников древнерусского периода, сохранившихся в Киеве к началу ХХ века, Златоверхий Михайловский собор занимает особое место. Пережив набеги и разорения кочевников, пожары и перестройки, он донес дыхание древней истории, такой далекой и одновременно близкой.

Более пятидесяти лет ученые и историки не имели возможности исследовать этот ценнейший памятник времен Киевской Руси. Недавно восстановленный, Михайловский собор стал роскошным надгробием над одной из уникальных построек Киева.


Медь. Серебрение. Гальванопластика. Авторы А. Жернов, С. Силенко.
Граверные работы – В. Жерно. Киев, 2003 г. 250:250 мм (без обрамления).

История появления Михайловского собора, подобно большинству древних обителей, окутана тайной. Многие исследователи считают, что его основателем является грек Михаил, прибывший из Корсуня вместе с князем Владимиром для крещения славянского государства. Эти местные предания и были записаны Иннокентием Гизелем – «… первый при Владимире митрополит Михаил, посадивши иноков на горе, недалеко от Чортова Беремища, на свое имя и церковь святого архистратига Михаила созда, сея ради вины: зане яко святый архистратиг Михаил чорта въ болване бывшего низверши».

Вопрос об истинном времени возникновения памятника до сих пор дискутируется. Одни из историков (Берлинский, Максимович, Сементовский, Похилевич) поддерживали версию об устройстве монастыря, изложенную Гизелем. Другие, во главе Закревским, относились к преданию скептически и считали временем основания ХІ век. Главным их аргументом было отсутствие упоминания об этом событии в летописях. Есть лишь строки о «попах царициных и корсунських», прибывших с Владимиром. Был ли среди них грек Михаил, доподлинно не известно. Но могло иметь место и умышленное замалчивание Нестором и другими хроникерами сведений о постройке церкви. Ведь летописец был монахом Киево-Печерской лавры, а потому был заинтересован в том, чтобы его монастырь имел статус более древнего, нежели Михайловский.

В период между 1054–1062 годами в этом районе был основан Дмитриевский монастырь. Его возникновение связано с именем киевского князя Изяслава Ярославовича, в крещении Дмитрия. В отличие от Лавры и большинства других монастырей Киева, Дмитриевский был вотчинным (фамильным). В «Патерике Печерском» он занимал второе место по богатству и авторитету после Лавры. Однако популярность монастыря напрямую зависела от политических успехов и неудач его покровителя Изяслава. После восстания 1068 года, причиной которого было поражение князя и его братьев от половцев на реке Альте, Изяслав покинул Киев. Спустя год, при активной помощи польского князя Болеслава Смелого, князь вновь стал править городом. Но уже 2 марта 1069 г. Святополк и Всеволод Ярославовичи напали на брата, и Изяслав был вынужден опять искать поддержки вне пределов своего княжества. Вернуться к власти ему удалось лишь в 1077-ом, а в следующем году князь погиб под Черниговом.

После смерти Изяслава монастырь поддерживали его дети. Один из сыновей - владимиро-волынский князь Ярополк, в крещении Петр, заложил в приделах отцовского монастыря церковь в честь своего патрона. Это событие произошло в 1085 году. Постройка еще не была закончена, когда ее основатель был убит подосланными убийцами. Ярополка-Петра похоронили в его церкви.

А в 1108 году другой сын Изяслава - Святополк, заложил на том же месте церковь в честь своего небесного покровителя - Михаила. «Заложене бысть церкви святаго Михаила Золотоверхая, Святополком князем». Построенный храм был похож на Успенский собор КиевоПечерской лавры и не уступал по богатству оформления Софии Киевской. Кроме того, Михайловская церковь была единственным киевским храмом, купол которого был покрыт золотом. «Она (церковь - А.К.) красивое здание; посередине ее находится круглая башня с вызолоченною крышею, верхние своды изнутри мозаичной работы, а пол вымощен маленькими цветными камушками», - описывал Михайловский собор Эрих Лясота в 1594 году.

Храм был трехнефным, длиной около 29 м, шириной 19 метров. Стены украшены мозаиками и фресками, пол - мозаичный. Одним из главных ценностей были святые мощи великомученицы Варвары, якобы привезенные второй женой Святополка - знатной гречанкой Варварой-Ириной. Однако некоторые современные историки ставят под сомнение сам факт существования княжны-гречанки.

Трудно говорить об отношении к храму со стороны киевлян. Храм был прекрасен, но политика его создателя не пользовалась популярностью. Святополк Изяславович сразу после своего прихода к власти приступил к решению одной из острейших задач древнерусского государства - защиты от постоянных набегов половцев. После нашествия хана Боняка в 1096 году князь призвал Владимира Мономаха на Любецкий съезд, где была разработана общая стратегия борьбы с кочевниками. Войны и походы требовали денег, и князь решал эту проблему при помощи поборов с горожан, не гнушаясь даже элементарной спекуляции. После его смерти киевляне, желавшие видеть своим князем Владимира Мономаха, подняли восстание, закончившееся разгромом дворов чиновников и первым в истории Киева зафиксированным еврейским погромом. Приход к власти Владимира Мономаха прекратил беспорядки и спас монастыри и храмы Святополковы от полного разграбления.

Летописцы мало писали о Михайловский церкви. Единственными летописными упоминаниями о храме были сведения о погребении Святополка Изяславовича в 1113-ом и Святополка Юрьевича - в 1190 году. При разорении монголами Киева в 1240 году Златоверхий монастырь, как и большинство построек Верхнего города, был опустошен.

Только в 1523 году король Сигизмунд І даровал игумену Макарию право реставрировать монастырь по «их закону греческому» и освобождал от «подсудности митрополиту и воеводе». Король не только разрешил Михайловскую общину, но и вернул монастырю земли, ранее ему принадлежавшие. Фактически это был весь современный центр города - Владимирская горка, Крещатик, Липки, Львовская площадь, Кудрявец, Шулявка. Немало пополнил земельные владения монастыря и князь Константин Константинович Острожский. Безусловно, новые земли не могли не сказаться на процветании монастыря. По свидетельству современников, к концу ХVІ века обитель значительно расстроилась. Михайловский собор был частично восстановлен, в нем возобновили раку святой Варвары.

Однако часы спокойствия быстро миновали и в начале ХVІІ века униатская церковь начала проявлять повышенный интерес к православным храмам. В 1612 году митрополит Ипатий Поцей получил грамоту польского короля Сигизмунда ІІІ на присоединение Златоверхого Михайловского монастыря со всеми владениями к униатской Киево-Софиевской митрополичьей кафедре. Немедленной передаче препятствовало условие, что документ вступит в силу только после смерти Иосафа, тогдашнего игумена Михайловского монастыря. Но ему удалось пережить (умер в 1618 году) униатского священника и храм остался православным. Преемник Ипатия Поцея, Иосиф Рутский, все же попытался захватить монастырь. Однако киевского наместника Антония Грековича, пытавшего окатоличить обитель, казаки поймали и убили - «в воду посадили воду пить». Постепенно Михайловский монастырь стал в Киеве настоящим эпицентром противостояния униатов и православных. Его игумен Иов Борецкий даже после назначения митрополитом киевским не покинул стен монастыря. Таким образом, с 1620 по 1638 год он был резиденцией киевских митрополитов.

Петр Могила, избранный митрополитом в 1632 году, начал добиваться признания православной метрополии на равных правах с униатской. Он восстановил множество храмов, открыл типографии и немало способствовал открытию православных учебных заведений. Проводя политику возвращения храмов своим законным владельцам, митрополит решил уничтожить резиденцию униатов в Софии Киевской и перенес туда резиденцию из Михайловского храма. Это событие вызвало его запустение. И только усилиями Феодосия Сафоновича, ставшего игуменом в 1655 году и правившего обителью около 20 лет, Михайловский монастырь восстановил свой утраченный авторитет. Это было время военных действий между Хмельницким и Польшей, закончившихся присоединением правобережной Украины к России. В ответ на оказанную игуменом поддержку Богдан Хмельницкий одарил монастырь новыми землями и «покры медью и позлати верхъ церкви святого архистратига Михаила». В честь присоединения Украины к России он «…постави двуглавого орла на кресте главного купола в Михайловском монастыре».

31 июня 1659 г. московский царь Алексей Михайлович подтвердил права Златоверхого монастыря на владение Бородянкой, Красносельем и другими селами. В результате Михайловская обитель стала одной из самых богатых в Киеве. Новые источники дохода и богатые пожертвования позволили монастырю начать строительство. В 1631 году Михайловская церковь имела два придела – во имя Пресвятой Богородицы и в честь великомученицы Варвары. В описании храма 1682 года их указано уже три – был возведен придел в честь Входа Господня в Иерусалим.

В начале ХVІІІ века Михайловская обитель получила солидного покровителя в лице российского царя Петра І. 1 апреля 1700 г. он выдал игумену Михайловскому Корниловичу грамоту «подтвердительною всех грамот государей прежних, правителей королевских и гетманских универсалов и прочих, купчих и легаций на имение, в монастыре приобретенное». Император и его супруга Екатерина I выделили средства на создание придела великомученицы Екатерины в благодарность за спасение Петра І с армией при реке Прут. Волю царя было поручено исполнить специально присланному их Москвы князю Алексею Михайловичу Черкасскому.

Щедрая царская милость собору привлекла внимание частных жертвователей. Так, митрополит Иосаф Кроковский «в трапезе иконостас своею мздою устроил, акафист Варваре великомученице составил и день вторник ему нарече». Гетман Скоропадский в 1712 году «маетности оборон поле Днепра, собою владомые, Крехаев и Броденки, монастырю отда… Иконостасное дело в великой церкви иждивением своим постави». Гетманом Мазепой была устроена серебряная рака для мощей святой Варвары. А князь Голицын «своим попечением низкий придел Варварский во высоту подъять… гроб мученический мощем». Он также дал деньги на устройство проходов из главной церкви в пристроенные приделы, «церковь пространством расширили, светлость внутри воведе». И завершил обустройство, подарив монастырю серебряный балдахин весом в 400 кг. Дело продолжил гетман Самойлович, подарив церкви пятиярусный иконостас, считающийся одним из уникальных образцов барочного искусства. Начиная с 1730 года, сын гетмана Даниила Апостола - Павел неоднократно жертвовал большие суммы на Михайловскую обитель.

Новые пожертвования позволили начать масштабное строительство. В 1713 году возле монастыря была построена новая каменная Трапезная (единственное сохранившееся на сегодня древнее здание на территории Михайловской обители), возведенная на месте старой деревянной. В 1720 году московский мастеровой Иван Матвеевич построил каменную колокольню, через 20 лет монастырь обнесли каменной оградой с двумя воротами - Экономическими и Главными под колокольней.

Традицию помощи монастырю, заложенную Петром I, продолжили все русские цари и царицы. Императрица Анна Иоановна издала в 1734 году указ, по которому настоятели Златоверхого монастыря получали сан архимандритов. Кроме того, она подарила обители перстень с бриллиантом. Он, как и подарок императрицы Елизаветы Петровны - перстень с бриллиантом чистой воды размером «…более 15-ти копеечной серебреной монеты» хранились в ризнице монастыря.

Но судьба монастыря была весьма переменчивой. При секуляризации 1786 года он потерял большинство своих земель и крепостных крестьян, конфискованных в пользу государства с целью «освобождения духовных властей и чинов от несвойственных им хозяйственных забот». Кроме этого было введено деление монастырей на три класса. К первому отнесли Никольский, Михайловский и Флоровский, ко второму - Греческий и Богословский, к третьему - Выдубецкий монастырь. Остальные же подлежали упразднению и, как правило, получали статус приходских церквей. Хотя Михайловский монастырь и был отнесен к первому классу, это не гарантировало процветания.

Компенсацией за отобранные земли стала подаренная в 1802 году местность Феофания, называвшаяся в прежние времена Лазаревщиной. В следующем году она была передана настоятелю Михайловского монастыря Феофану Шиянову, и вслед за этим киевский митрополит Гавриил Банулеско издал грамоту, которой установил новое название местности - Феофания. Шиянов и сменивший его Ириней Фальковский приложили много усилий, чтобы превратить ее в одно из самых почитаемых православных мест в Киеве. Не забыл о монастыре и император Александр I. Его подарок, сделанный в 1817 году, - храмовая икона архистратига Михаила, изготовленная на золотой доске весом 4 кг и осыпанная множеством бриллиантов.

В ХІХ столетии в монастыре были построены келии - Михайловский и Варваринский корпуса, возведен монастырский гостиничный корпус с домовой церковью Смоленской Божьей матери Одигитрии.

Монастырская братия была немногочисленной. Так, в 1842 году она состояла из настоятеля, наместника, 8 иеромонахов, 4 иеродиаконов, 3 монахов и 8 послушников. В 1884 году по указу Священного Синода численность была увеличена. На содержание монастыря из казны отпускалось 4125 руб. в год и 2240 руб. - на содержание преосвященного викария и 6 служителей при нем. Монастырскими владениями считались луг Кораблища возле с. Козина - 90 десятин, усадьба на реке Лыбеди - 43 десятины и мельница в с. Мотовиловке - 11 десятин. Михайловский монастырь получал значительный доход от паломников.

В период революции 1917 года и гражданской войны в усадьбе монастыря располагались «гайдамаки» и части Красной армии. В 1919 году вселился «Укрсовнархоз», а после 1922 года в постройках бывшего монастыря были размещены общежития студентов киевских высших школ. Это, безусловно, не способствовало сохранению древних построек.

В связи с переводом в 1934 году столицы Украины из Харькова и вызванной этим перестройкой центра Киева властью было приняло решение о сносе Михайловского монастыря и его главной церкви. Несмотря на протесты киевской интеллигенции, в 1937 году «приговор был приведен в исполнение». Из всех построек уцелела только маленькая Трапезная церковь и монашеские келии.

Только в конце ХХ столетия были проведены фундаментальные археологические исследования территории. В 1996–1999 годах Златоверхий Михайловский собор и колокольня были воссозданы.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook