История возникновения дорог и гранитной брусчатки. Древнейшие дороги на земле

На протяжении своего существования человечество использовало разные материалы для мощения дорог: утрамбованую почву, дерево, песчаник, гранит,- но с того времени до сегодняшних дней остались дороги, материалом для строительства которых использовался именно гранит. О чем и свидетельствуют найденные нами исторические материалы.

Дорога к пирамиде фараона Сахуры (III тыс. до н.э.)

Строительство дорог из камня начинается с возникновением государств. До нас дошла древнейшая дорога, обнаруженная в Египте. Она проложена к месту возведения пирамиды фараона Сахуры (III тыс. до н.э.). Полотно дороги шириной ок. 4 м сооружено из уложенных поперечно каменных блоков. По нему на массивных санях-волокушах, запряженных быками, транспортировали многотонные каменные блоки. Эти сцены подробно изображены на росписях внутри пирамид. В частности, показано, как дорогу поливают водой, чтобы уменьшить трение.

Дорога инков в Мачу-Пикчу

В Америке развитую дорожную сеть, общая длина которой составляла 16 тысяч километров, построили инки. Дороги инков охватывали всю империю, расположенную на территории современных Перу, Эквадора, Колумбии, Боливии, Чили и Аргентины. Дороги соединяли центры провинций, а главные - пересекались в городе Куско. Протяжённость самой длинной дороги составляла 6600 километров. На каждой дороге были сооружены через определённые промежутки постоялые дворы, также на дорогах установливались столбы с указанием расстояний.

В государствах древнего мира строительство дорог имело очень большое значение из-за необходимости осуществления завоевательных походов и организации торговли. Дороги с каменным покрытием существовали в Хеттском царстве, Ассирии, Ахеменидской империи. В составе ассирийской армии имелись специальные подразделения, занимавшиеся строительством мостов и выравниванием дорог для боевых колесниц. В Ахеменидской империи Дарием I была построена царская дорога из Эфеса в Сарды и Сузы длиной 2600 километров. На царской дороге были установлены дорожные столбы с указанием расстояний, станции с гостинницами на расстоянии дневного перехода, конюшнями для смены лошадей, продовольственными складами и гарнизонами.

Древние государства периода античности также уделяли внимание строительству дорог и их безопасности. Обязанностью каждого из многочисленных государств древней Греции была постройка дорог. Дороги стандартной ширины (ок. 3 м.) прокладывали по каменистой почве, высекая целые участки в скалах. Дороги считались столь же неприкосновенными, как и храмы. В «Истории» Геродота описана царская дорога, проложенная персидскими властителями в VI в. до н.э. от города Сарды на западе Малой Азии к Сузам в юго-западном Иране. Ее протяженность составляла ок. 2400 км. Через равные промежутки были построены станции с постоялыми дворами, а в стратегических пунктах, таких, как речные переправы, находились воинские посты и укрепленные ворота.

Аппиева дорога на территории древнего города Минтурно, Римская империя

В Северном Причерноморье, на территории современных России и Украины существовали многочисленные древнегреческие города. Их жители владели технологией дорожного строительства, о чем можно судить по открытым археологами мощеным камнем городским улицам (города Пантикапей – современная Керчь, Горгиппия – Анапа, Фанагория и Гермонасса на Таманском полуострове и др.). Улицы мостили каменными плитами, положенными насухо без раствора, переулки – щебнем и черепками разбитых сосудов. Вдоль улиц пролегали облицованные камнем водостоки и водопроводы, на перекрестках устраивали колодцы, также облицованные каменными плитами.

К самым древним дорогам Рима относятся Аппиева дорога (312-244 годы до н. э.) и Фламиниева дорога (220 год до н. э.).

Римские дороги строились с целью увеличения скорости передвижения войск и торговых караванов. Дорожная сеть в Риме разрасталась вместе с ростом самой империи: после завоевания новых территорий к Риму начиналось строительство легионерами магистральной дороги, связывавшей новую провинцию со столицей империи.

Мощёная римская дорога в Геркулануме.

Строительство таких дорог осуществлялось на государственные деньги, а также на деньги жителей городов и собственников земель, по которым проходила дорога. Каждая магистральная дорога получила название либо в честь цензора, которым была построена или отремонтирована, либо по области назначения. В дальнейшем дорожная сеть в данной провинции развивалась усилиями римских граждан, которые получали наделы и в процессе колонизации создавали местные дороги, примыкавшие к магистральной.

Римская дорога в Помпеях.

На римских дорогах стояли мильные камни или миллиарии - цилиндрические каменные столбы высотой от 1,5 до 4 метров и диаметром от 50 до 80 сантиметров, на которых указывалось расстояние до Рима и имя императора. Масса таких столбов достигала двух тонн. Золотой миллиарий, от которого отсчитывалось расстояние до всех прочих, был установлен императором Октавианом Августом у храма Сатурна на римском форуме.

Крушение Римской империи в IV в. н.э. под ударами варварских племен и наступление периода Средневековья означало утрату многих достижений цивилизации, в том числе разрушение сети дорог. После падения Западной Римской империи дорожная сеть в Европе пришла в упадок.

Возрождение строительства дорог в Европе в основном связано с формированием государств с абсолютной монархией, правителям которых были нужны дороги для эффективного централизованного управления. Первоначально проводили восстановление римских дорог, соединяя их уцелевшие участки, затем перешли к строительству новых.

В конце XVIII века в Западной Европе для дорожного покрытия стали использовать пакеляж - камни в форме усечённой пирамиды, которые устанавливались вплотную друг к другу основанием конуса на грунтовое и песчаное основание.

С приходом новых технологий граниту стали надавать более оптимальные формы для удобства мощения дорог. Так появилась гранитная брусчатка. Покрытие с использованием гранитной брусчатки стало очень популярным во всех странах. Учитывая практичность, покрытия из брусчатки широко применяется и по сегодняшний день, особенно в жилых зонах, парках, скверах, на площадях, приусадебных участках. Гранитная брусчатка нашла широкое применение в сфере дизайна. Этот материал с большим успехом используется там, где действуют жёсткие требования по долговечности и экологичности.

«Царская дорога» от Сард до Суз с подъездным путем из Эфеса до Сард была главной конной магистралью Персидской державы, соединявшей царскую резиденцию, расположенную к востоку от Месопотамии, с Эгейским побережьем Малой Азии.
50. ...От моря ионян до царя персов... расстояние это равняется трем месяцам пути.
52. ...Путь этот таков: на всем протяжении его существуют царские стоянки с прекрасными жилыми помещениями, и проходит он от начала до конца по стране населенной и безопасной. На протяжении Лидии и Фригии, то есть, на девяноста четырех с половинною парасангах находится двадцать таких стоянок. Из Фригии путь ведет к реке Галису, у которого стоят ворота, а подле них обширное укрепление; проходить через ворота необходимо для того, чтобы переправиться через реку. На протяжении следующей затем Каппадокии до границ Киликии, что составляет сто четыре парасанга, находится двадцать восемь стоянок; в этих пределах необходимо пройти двое ворот и миновать два укрепления. На пути через Киликию в пятнадцать с половиною парасангов находятся три стоянки. Границу Киликии и Армении образует река Евфрат, судоходная для кораблей. В Армении находится пятнадцать стоянок с жилыми помещениями на протяжении пятидесяти шести с половиною парасангов; там же есть и укрепление. По переходе из Армении в Матиену находим тридцать четыре
стоянки на протяжении ста тридцати семи парасангов. Через эту область протекает четыре реки судоходных для кораблей, и через все необходимо переправляться. Первая из этих рек Тигр; вторая и третья носят то же самое имя, но это не одна и та же река, и вытекают они не из одной и той же местности, потому что одна из них течет из Армении, а другая из Матиены. Четвертая река называется Гиндою; некогда Кир разделил ее на триста шестьдесят каналов. Отсюда переход в Киссию, где на протяжении сорока двух с половиной парасангов находится одиннадцать стоянок, до реки Хоаспа, также судоходной для кораблей. На этой реке расположен город Сузы. Итак, всех стоянок сто одиннадцать, столько же и жилых помещений находится на пути из Сард в Сузы.
По точному измерению на парасанги и при определении одного парасанга в тридцать стадий, чему он действительно равняется, царский путь от Сард до царского замка, называемого Мемноновым, содержит в себе тринадцать тысяч пятьсот стадий или четыреста пятьдесят парасангов. Если на каждый день положить по сто пятьдесят стадий, то на весь путь требуется ровно девяносто дней.
...К упомянутой дороге следует прибавить и путь от Эфеса к Сардам: всего от Эллинского моря до Суз, до так называемого Мемнонова города, четырнадцать тысяч сорок стадий. Действительно, от Эфеса до Сард пятьсот сорок стадий, благодаря чему трехмесячный путь удлиняется еще на три дня.
Геродот, История, т. II. Перев. Ф. Г. Мищенко.

Источник: Б.В.Шарыкин.. Древний мир. Учебно-методическое пособие для семинарских занятий по древней истории. Составитель Б.В.Шарыкин. - Тула: Изд-во ТулГУ.2006. - 313 с.. 2006 {original}

Еще по теме 3. Описание царской дороги (Геродот, История V, § 50, 52, 53, 54):

  1. 1. Организация Персидского государства (Геродот. История III, § 89-97).
  2. Вместо заключения. ПАРАДОКСЫ «ОТЦА ИСТОРИИ»: ГЕРОДОТ - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ АРХАИЧЕСКОЙ И КЛАССИЧЕСКОЙ ГРЕЦИИ1

План
Введение
1 Описание
2 Протяжённость
3 Царская дорога как метафора

Введение

Ца́рская доро́га - известная из сочинений Геродота мощёная дорога, сооружённая персидским царём Дарием I в V веке до н.э..

1. Описание

В пятой и восьмой книгах «Истории» Геродота описывается протяжённость дороги, связывавшей отдалённые части державы Ахеменидов. Указывая, через какие города она проходила, историк восхищённо описывает устройство персидской почтовой службы и скорость, с которой перемещались гонцы Дария:

Нет на свете ничего быстрее этих гонцов: так умно у персов устроена почтовая служба! Рассказывают, что на протяжении всего пути у них расставлены лошади и люди, так что на каждый день пути приходится особая лошадь и человек. Ни снег, ни ливень, ни зной, ни даже ночная пора не могут помешать каждому всаднику проскакать во весь опор назначенный отрезок пути. Первый гонец передаёт известие второму, а тот третьему. И так весть переходит из рук в руки, пока не достигнет цели, подобно факелам на празднике у эллинов в честь Гефеста. Эту конную почту персы называют «ангарейон».

2. Протяжённость

Протяжённость Царской дороги реконструируется по Геродоту, другим историческим свидетельствам и археологическим данным. Она начиналась в Сардах (около 90 км к востоку от современного города Измир в Турции) и шла на восток к ассирийской столице Ниневии (нынешний Мосул в Ираке). Затем, как считается, она разделялась на две части: одна вела на восток, через Экбатаны к Шёлковому пути, другая - на юг и юго-восток, к Сузам и Персеполю.

Так как Царская дорога не была проложена по самому удобному маршруту, который мог бы связать крупнейшие персидские города, историки считают, что при строительстве использовались участки дорог, проложенных ещё ассирийскими царями. На востоке она практически сливается с Шёлковым путём.

Качество проложенной дороги было столь высоким, что она продолжала использоваться по крайней мере до римской эпохи; в турецком городе Диярбакыр сохранился перестроенный римлянами мост, бывший частью Царской дороги. Её строительство способствовало расцвету персидской торговли, достигшему пика во времена Александра Македонского.

3. Царская дорога как метафора

Выражение «царская дорога» или «царский путь» ещё в античности стало крылатым, обозначавшим наиболее быстрый, лёгкий и разумный способ добиться чего-либо. Знаменита фраза Евклида, обращённая к желавшему обучиться наукам египетскому царю Птолемею: «Царских дорог в геометрии нет!». Фрейд говорил о снах как о «царской дороге в бессознательное».

В христианском богословии выражение «царский путь» использовалось как метафора умеренности. Отрывок из статьи иеромонаха Серафима Роуза:

«Учение об этом «царском пути» поясняет святой Василий Великий: «Правый сердцем тот, чья мысль не уклоняется ни в излишество, ни в недостаток, но направляется только к середине добродетели». Но, возможно, это учение яснее всего изложил великий православный отец V века святой Иоанн Кассиан. Он столкнулся с задачей, сходной с той, какая ныне стоит перед православием: изложить чистое учение восточных отцов народам Запада, которые тогда были духовно незрелы и еще не понимали глубины и тонкости духовного учения православного Востока. Применяя это учение к жизни, они были склонны или к расслабленности, или к излишней строгости. Святой Кассиан излагает православное учение о «царском пути» в своем собеседовании «О трезвении»: «Изо всех сил и со всем напряжением должны мы стремиться к тому, чтобы посредством смирения стяжать благой дар трезвения, который может сохранить нас неповрежденными от чрезмерности с обеих сторон. Ибо, как говорят отцы, крайности существуют с обеих сторон - справа есть опасность быть обманутым излишним воздержанием, а слева - увлечься в беззаботность и расслабленность». А искушение «справа» даже еще более опасно, чем «слева». «Чрезмерное воздержание вреднее насыщения, потому что посредством покаяния от последнего можно перейти к правильному пониманию, а от первого - нет» (то есть потому, что гордость своей «добродетельностью» стоит поперек пути покаянного смирения, которое и может послужить делу спасения).»

Иоанн Кассиан говорит в учении о царском пути о сверхнапряжённом сохранении себя от излишнего воздержания и расслабленности, однако потом царский путь стал означать у православных умеренность, которую с трудом можно отличить от теплохладности.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook