Из индии в бангладеш по земле. Сергей Жаров

Бангладеш и есть та самая Бенгалия, известная нам по одноименным тиграм и огням. До 14 августа 1947 года она была частью Индии, как и Пакистан. Потом Ганди допрыгался со своими идеями, и страна распалась против его воли по религиозному признаку на индусскую Индию и мусульманский Пакистан, который в свою очередь, по причине некомпактного проживания мусульман, состоял из двух несоединенных частей, Западной — нынешнего Пакистана — и Восточной — Бенгалии.

В Восточном Пакистане жизнь была совсем бедной, потому что там постоянные потопы и промышленность не развита — бенгальская Калькутта с ее портом и фабриками переработки джута осталась в Индии. Западные пакистанцы тоже не помогали постоянным чмарением восточных, и понемногу началась борьба за еще одну независимость. В 1970 году, после циклона, в ходе которого погибло полмиллиона бенгальцев, на местных выборах победила антизападная партия, пакистанцы временно приостановили работу парламента, вспыхнуло открытое восстание, которое Пакистан подавлял войсками в течение всего 1971 года. 3 декабря пакистанцы дернулись на индийскую армию, втихаря помогавшую повстанцам, и 11 дней спустя Бенгалия была полностью оккупирована Индией, а пакистанская армия разбита. Восточный Пакистан стал независимой страной — Бангладеш. Женского рода, не склоняется.

Следующие двадцать лет добившиеся возможности самим определять свою судьбу граждане провели в военных переворотах и убийствах президентов. В 1991 году все более-менее успокоилось.

Экономика не особенно развивается по ряду объективных причин. 90% страны находится ниже десяти метров над уровнем моря. Во время сезона дождей 70% территории банально затоплено — и это если не было каких-то катастрофических циклонов, которые вообще массово губят народ. Во всей стране есть только один карьер добычи камня, поэтому со строительными материалами туговато. Основным продуктом экспорта был джут, который теперь никому не нужен. Остался только чай и недавно открытые месторождения газа. Иностранные инвестиции не поступают, потому что у политических партий хорошо отточен механизм массовых забастовок, которые они объявляют по любому поводу, полностью останавливая отдельные отрасли.

Остается добавить, что численность населения в Бангладеш примерно такая же, как и в России, что вытекает в сто раз большую плотность населения, а отношения с соседними Индией и Мьянмой далеко не дружественные. Поэтому люди здесь очень-очень бедные.

Виза

Для русских виза бесплатна — ура-ура-ура. Но ее все равно надо. Можно получить заранее дома или в Дели. Кроме того, в Индии еще есть два консульства в непосредственной близости к границе — в Калькутте и Агартале. Пограничных переходов гораздо больше, и если вы из Непала отправились в Дарджилинг, то там совсем рядом есть один, но без визы вам придется ехать в одно из этих двух консульств. В самом Непале, к сожалению, посольство туристические визы не дает.

В Агартале визу сделали за день, слегка очумев от появления белого человека в этой части Индии. Похоже, что для местных есть безвизовая программа, потому что консульство было совершенно пустым.

На визе указываются пункты въезда и выезда, о которых вас спрашивают в анкете. Что делать, если вы заранее их не знаете, не ясно — спросите при получении. Есть один тонкий момент — если вы прибываете в Бангладеш по воздуху, то при выезде по земле надо показать специальное “дорожное разрешение” (road permit ), которое выдают в Дакке бесплатно. Хотя там могут попробовать получить взятку. Без разрешения у вас будут вымогать деньги на границе.

Визу можно получить на три месяца, но маловероятно, что вы проведете в Бангладеш больше трех недель, поэтому тридцати дней вполне достаточно — о желаемом сроке спрашивают в анкете.

Валюта

Индийские пограничники поменяют с радостью ваши лишние рупии на бангладешские таки по немного плохому курсу — это полезно, потому что вам нужны деньги, чтобы добраться до крупного города с обменными пунктами, а другой валютой вы вряд ли расплатитесь. Если возвращаетесь в Индию, то полезно оставить сколько-то индийских рупий на потом.

В Дакке относительно легко обнаружить официальный пункт обмена, в Читтагонге есть частные лавки возле ж/д вокзала.

Новые купюры имеют прозрачное пластиковое окошко — отличный сувенир.

Язык

Все говорят на бенгальском, который также используется в нескольких приграничных штатах Индии. Можно прихватить бенгальский разговорник. Но “кото дам?” — “сколько стоит?” — успешно пронесло меня через всю страну. Английским некоторые образованные люди владеют, но они не всегда под рукой. Впрочем, иностранцы настолько редки, что при малейших языковых проблемах сочувствующая толпа быстро находит англоговорящего местного, который все переводит.

Шрифт в бенгальском совершенно не латинский, и вряд ли вы успеете научиться его читать. Это проблематично — очень мало что дублируется на английском.

Прибытие

Если вы подобрались со стороны Калькутты, то к границе идет электричка, 33 цента, примерно час. Там переходите пешком и оказываетесь в Бенаполе , а дальше уже на местном автобусе куда душа желает. Ближайшее интересное место — Кхулна, куда можно за пару часов попасть с пересадкой в Джессоре .

Если у вас заранее была виза, и вы находитесь в Дарджилинге, то пограничный переход всего в 50 км от Силигури.

Из Калькутты в Дакку можно перелететь за полчаса и 50 долларов, но это для извращенцев — непонятно, в чем прикол. Есть рейсы из Дели, Катманду, Бангкока. В Дакке в “Шератоне” был офис Аэрофлота, но попытка нанести им дружественный визит выявила, что он закрыт навсегда.

Прикольно поехать через Агарталу. Для этого вам придется обогнуть Бангладеш и пробраться по северо-восточным штатам Индии, куда туристы совсем не забираются. Там совершенно другая обстановка, никто не пытается вас кинуть, и есть несколько приятных мест по пути. Туристы здесь не бывают по причине терроризма, но для вас это выльется только в то, что по ночам автобусы не ходят, приходится стоять у блокпоста до рассвета. И на последнем перегоне, до Агарталы, транспорт собирают в большой конвой и придают охрану на джипах с пулеметами — полный оттяг.

Я проехал по маршруту Силигури-Гувахати-Шиллонг-Силчар-Агартала. С остановками для осмотра достопримечательностей на это ушло семь дней. Удобен такой подход и тем, что в Агартале можно получить визу в консульстве.

Гостиница

Номер стоит два, редко три доллара за двуместный. Обычно там будет туалет и душ, и всегда есть вентилятор на потолке и противомоскитная сетка. Существует сеть гостиниц для иностранцев за неимоверные бабки — 10 долларов за номер, — но там гнилые люди, развращенные халявными деньгами, и смысл таких трат не ясен.

Питание

Как и в Индии, всегда можно купить на улице какие-то изделия из теста с овощными наполнителями — самосы, например. Стоят они так же дешево — два-пять центов за штуку. В ресторане обычным блюдом будет рис — 10 центов — с подливкой из курятины — 40-50 центов. Фрукты очень дешевы — бананы стоят несколько центов за штуку, ананас — 10 центов, такая огромная колючая фигня размером с арбуз — 20 центов. В Читтагонге есть небольшие острые шашлыки — 30 центов. Чизбургер, небольшая пицца в хорошем кафе — по 30 центов. Шикарнейший ужин в дорогом ресторане — китайский суп, креветки, кофе — обошелся в три доллара.

Касательно колючей фигни — это плод хлебного дерева (jackfruit ). В сезон вы их будете видеть везде, как и арбузы у нас. Обязательно попробуйте, но для этого есть специальная технология. Их надо разрезать, а там будут такие плоские секции размером с полпачки сигарет, с косточкой внутри, и вы их вытягиваете вилкой и едите. Вкус нежно-сладкий. Проблема в том, что несекционная часть этой фигни на воздухе становится клейкой как “Момент”, и вы полностью перемажетесь сами и испортите вилку, а отскрести потом очень трудно. Поэтому надо достать немного растительного масла и смазать как вилку, так и кончики пальцев. Тогда уже ничто не пристанет.

Алкоголь нелегален, потому что Бангладеш — строгая мусульманская страна. В “Шератоне” в Дакке, однако, есть бар для иностранцев, а также население гонит самогон в сельской местности.

Связь

В Дакке, Читтагонге, Раджшахи есть интернет чуть дороже доллара за час. Марки на открытки стоят дешевле 30 центов, но вот сами открытки удалось найти только в Читтагонге, в музее, и низкого качества.

Транспорт

Бангладеш — очень маленькая страна, вы можете проехать ее из одного конца в другой в любом направлении за семь часов и пять долларов. У вас два выбора — поезд и автобус.

Дороги здесь гораздо лучше, чем в Индии, да и автобусы тоже. Между всеми крупными городами ходят весьма современные модели. Иностранцам обычно продают билеты на передниий ряд, к чему и вы должны стремиться, потому что там есть место бросить рюкзак.

Совсем иное дело — местные автобусы, которые идут в пригороды. Тут вы с трудом влезете между двумя рядами сидений, настолько близко они расположены. Там обычно давка. Но на них вы и не будете долго ездить — полчаса, час, куда-то рядом с крупным городом.

Поезд следует выбирать, если нет удобного по времени автобуса. Это обычные электрички, с рядами сидений. Там не так плохо, есть вентиляторы. Вам нужен класс под названием “сулоб” — это второй класс с указанными местами. Выше него подниматься при столь коротких путешествиях не имеет смысла, а ниже уже начинается такая же давка, что и в местных автобусах.

Определенный плюс сулоба в том, что там открыты окна — на ходу дует свежий ветерок, а также можно снимать интересные сцены, особенно на станциях. Но у населения есть хорошая традиция кидаться камнями в проходящие поезда. В качестве контрмеры окна оснащены металлическими ставнями, опускаемыми сверху, как на самолете пластмассовые. При начале обстрела все окна дружно закрываются на опасном участке, раненым оказывают помощь.

По поезду носят еду и напитки, которые можно покупать, но не рекомендуется брать еду от случайных знакомых, потому что широко распространено подмешивание одурманивающих веществ и последующее ограбление. Также по вагонам таскается множество слепых нищих, которые поют красивые песни, но денег им никто не дает.

Сложность загрузки на поезд состоит в том, что на билете указывается номер вагона бенгальской буквой, которая на вагоне нарисована мелом. Так как вы не знаете алфавита, вам остается только ходить вдоль всего состава и пытаться найти схожий символ. А остановки довольно короткие, минут пять. Поэтому лучше сразу кого-то попросить помочь, они проведут. Номера мест тоже на бенгальском, но здесь уже есть время заняться распознаванием символов. Опять же, проще спросить проводника или любого пассажира. Ваше место обычно будет уже занято, но после показа билета его освобождают.

Наконец, есть колесный пароход, так называемая “Ракета”, идущая из Дакки в Кхулну 30 часов, с восемью остановками по пути. В кабинах первого класса — одно- и двуместных — билет стоит 20 долларов. Второй и палубный класс в два и десять раз дешевле, но там вы, скорее всего, сдохнете. В пароходе прикольно только то, что он такой несовременный, романтика типа. Автобус в пять раз дешевле и быстрее.

Совсем местный транспорт, городской — велорикши. У них есть противная привычка договариваться на одну цену, а потом на месте требовать больше. Будьте готовы отказать. Реальная стоимость — примерно пять центов за километр. Не стоит им сочувствовать, хотя иногда они еле тянут тележку с двумя туристами и их рюкзаками. В Кокс-Базаре пытаются завезти вас в дорогую гостиницу, где им платят комиссионные, и с этой целью вам могут пообещать низкий тариф на перевозку, поэтому надо еще на автостанции очень четко объяснить, что поедете вы только туда, куда вам надо.

Конкретные расходы на междугородний транспорт:

$0,87 поезд Акаура-Сримангал
$2,61 поезд Сримангал-Читтагонг
$0,70 автобус Читтагонг-Бандарбан
$1,19 автобус Бандарбан-Кокс-Базар
$0,12 автобус Кокс-Базар-Раму
$0,12 автобус Раму-Кокс-Базар
$4,35 автобус Кокс-Базар-Дакка
$3,30 автобус Дакка-Раджшахи
$0,17 автобус Раджшахи-Путиа
$0,17 автобус Путиа-Раджшахи
$1,57 поезд Раджшахи-Кхулна
$0,13 автобус Кхулна-Багерхат
$0,13 автобус Багерхат-Кхулна
$0,43 автобус Кхулна-Джессор
$0,35 автобус Джессор-Бенапол

Подляны и кидалова

Иностранцев в Бангладеш практически нет, поэтому любой белый человек, особенно остановившийся для чего-либо, собирает под сотню зрителей. Это гораздо труднее выносить, чем вам сейчас кажется. Важно просто понять, что зрители не имеют никаких дурных намерений, и вы для них — самое интересное событие месяца. Остается только игнорировать их.

Выставленный большой палец, “все ништяк”, в Бангладеш означает “пошел ты на три буквы”. При всей своей предупрежденности, я дважды показал его в ответ на вопрос о том, как мне здесь нравится. Но местные отнеслись с пониманием — они, видимо, тоже знали об этой разнице культур.

Разнополой паре лучше без разговоров представляться как муж и жена. Все-таки это мусульманская страна со строгими правилами. Хотя не все на это ведутся, но по крайней мере в гостиницах предпочитают не задавать лишних вопросов на свою голову, и даже не требуют паспорта “жены”, которую “мужу” следует записать под своей фамилией, указав себя в качестве супруга — в официальных анкетах надо приводить имя отца или мужа, как у нас место рождения.

Девушкам лучше в одиночку не ездить, это вызовет слишком много внимания. Как и во многих мусульманских странах, голые плечи и коленки недопустимы. Не совсем обязательно надевать шальвари-камиз — платье со штанами, — хотя если вы едете потом в Пакистан, Иран, Афганистан, то лучше затариться этим уже здесь и привыкнуть так одеваться. Длинная юбка или необлегающие штаны в паре с футболкой — это относительно допустимо, хотя уже на грани.

Как уже упоминалось, велорикши постоянно начинают требовать больше денег, чем было оговорено. Не надо поддаваться.

Теоретически, в Бангладеш есть мощная мафия, но вряд ли вы с ней как-то пересечетесь. Во время забастовок они обеспечивают сознательность владельцев магазинов, поэтому если таковая ожидается, то серьезно подкорректируйте свои планы — никуда во время забастовки вы не сможете поехать или пойти.

Ночные автобусы якобы вооруженно грабят, поэтому путешествуйте днем, но и сами автобусные компании уже сделали такой же вывод, большинство рейсов темное время не захватывают.

Индийцы и бангладешцы полностью взаимно параноидальны. Следует игнорировать то, что обе стороны говорят друг о друге.

Куда поехать

Страна маленькая. Практические все интересные места описываются далее.

Дакка

В Дакке четыре автостанции, и все они довольно далеки от центра города. Пешком вы вряд ли дойдете до или от них, придется брать велорикшу. При покупке билета уточняйте, откуда пойдет автобус, и отправляйтесь туда за пару часов, давая время рикше заблудиться.

Дешевые гостиницы расположены в Старой Дакке. Например, “Суганда Интернэшнл” на улице Навабпур, дом 243. Расположение довольно удобное — в сам центр можно дойти пешком без особой усталости, как и до многих достопримечательностей, и место относительно тихое. Есть номера разного качества и цены. Двуместный с окном на улицу стоит четыре доллара — Дакка вообще дорогое место. Номер без окна дешевле. Вход в гостиницу трудно обнаружить — это просто дверь. Ищите по номеру дома. На втором этаже здания какая-то фирма, вам надо на третий, где менеджер.

Спускаясь вниз к реке от гостиницы, вы увидите кучу полезных магазинов, аптек, ресторанов. На улице продают домашний сыр — попробуйте. На первых этажах зданий есть два ресторана рядышком — там и питайтесь. По утрам они продают всякие жаренья на вынос, можно завтракать. Рядом с ними есть дорогой китайский ресторан на втором этаже — вот туда ходить не надо. Такого извращения китайской еды, да и вообще еды, я не видел ни до, ни после. Разваренное мясо со сладким привкусом, разваренный суп со сладким привкусом…

Пройдя до самой речки, вы попадете на пристань Садаргат. За пять центов можно купить входной билет — делать там нечего, хотя с нее можно пофотографировать.

Из прочих достопримечательностей в городе есть следующее. Мечеть Ситара — украшенная звездочками, интересно посмотреть. Служитель показывает здание и заводит на крышу. Желательно бросить около доллара в коробку сбора подаяний. Форт Лалбаг — несколько хорошо сохранившихся старых зданий, популярен среди местных. Служитель цепляется к иностранцам и проводит для них персональный тур — тоже придется доллар дать, хотя просит он только хороший отзыв о нем лично в книге посетителей. Национальный музей — большой комплекс, вполне стоит посетить. Музей освободительной войны — куча интересных фоток и, главное, трофейного оружия. Китайский “калашников” выдается за какой-то заумный американский автомат, про что я написал им жалобу — если они до сих пор не исправили, то напишите и вы.

Из более прозаичных интересных мест можно упомянуть Новый рынок на улице Азимпур — там огромное количество книжных магазинов с дешевыми изданиями на английском, можно что-то найти. Пройдя дальше на север по этой улице, вы найдете интернет-кафе и кассы автобусов в Раджшахи. Сами автобусы уходят с автостанции, которая гораздо дальше в этом же направлении, туда вы доберетесь только на рикше.

“Шератон” — можно купить сувениры и бухнуть.

В целом в Дакке можно провести как минимум три дня, осматривая только упомянутое. В путеводителях есть и другие интересные места.

Читтагонг

Второй по величине город страны. Что и является его единственной достопримечательностью. Посмотреть интересно, но, кроме этнографического музея, ничего конкретного там посетить нельзя, можно только таскаться по улицам. В музее, кстати, есть штук двадцать разных типов открыток про многие города, не самого лучшего качества, но больше их вообще нигде не найти. Закупайте на всю поездку сразу.

Недалеко от вокзала, на улице Джубили, есть несколько гостиниц. В “Чимбук” за $2,50 можно снять терпимый двуместный номер с душем. Пройдя чуть дальше от вокзала по этой же улице, вы обнаружите на левой стороне те самые фирменные шашлыки, а также множество магазинчиков разного рода. В здании вокзала есть центр информации для туристов, но он постоянно был заперт, хотя в рабочее время в нем горит свет.

В Читтагонге можно провести один полный день, приехав вечером и уехав послезавтра утром.

Бандарбан

Бандарбан находится в так называемом районе Читтагонгских холмовых путей. Здесь живут местные национальные меньшинства, которые иногда воюют за независимость. Раньше иностранцам требовалось специальное разрешение полиции на посещение этой области, но теперь такого правила нет, даже если вам говорят, что есть. Однако иностранцам полагается записаться в журнал при въезде в район, и до Бандарбана их провожает мусор, который убеждается, что они пришли в местную ментовку и отметились там еще раз.

Теоретически, приезжать сюда следует чтобы посмотреть на жизнь племен, в части которых дикие чувихи бегают без бюстгальтера, как обещал читтагонгский этнографический музей. На практике увидеть довелось только диких алкоголиков, с которыми я напился подпольного самогона на какой-то блатхате.

В городе есть свой собственный этнографический музей, с полномасштабными моделями соломенных домов и ручным оленем. Смотреть интересно, тем более что других посетителей там не было вообще. Еще имеется действующий буддистский храм, который тоже интересно посетить.

Почти все в городе расположено вдоль главной улицы, включая гостиницу “Грин Хил” на центральном перекрестке. От автостанции туда можно дойти пешком, тем более что сбиться некуда, но это километра два, легче взять велорикшу. Двуместный номер нормального качества, с душем, стоит два доллара. Пройдя чуть дальше по этой же улице, вы найдете несколько ресторанов.

Здесь можно провести один полный день, потом делать уже нечего. Кроме Бандарбана в этой области рекомендуют посетить Рангамати — там озеро и всякие буддистские храмы. Было не по пути, не попал.

Из Читтагонга сюда идут прямые автобусы, а вот для поездки в Кокс-Базар придется делать пересадку в Керани-Хат, на главном шоссе.

Кокс-Базар

Здесь вы сможете омыть свои сапоги в теплых водах Индийского океана . Точнее, его Бенгальского залива . Кокс-Базар — это курорт, со всеми недостатками любого курорта, то есть разводчиками и высокими ценами в сезон отпусков. Приехать сюда стоит, хотя бы просто побродить по пляжу. От остальных мест в стране резко отличается.

В городе множество дорогих гостиниц. Десять долларов, хотя бы и за номер с кондиционером и спутниковым ТВ, — это просто обдираловка. По крайней мере, вам так будет казаться после двудолларовых гостиниц. Дешевые заведения расположены на главной улице Джатола. Там же и местные автостанции, хотя главная находится за городом, километрах в пяти отсюда. Велорикша должен обойтись в 20 центов, только не давайте ему везти вас в дорогие гостиницы на пляже. В “Нью Юнайтед Интернэшнл” на боковой улице, отходящей от Джатола, за обычные два доллара можно получить терпимый номер с душем — и солоноватой водой.

Ближе к вечеру местное население тащится на пляж, где они просто стоят и смотрят на воду огромной толпой. Вы туда можете попасть по той же главной улице, хотя она вас выводит на пустынную часть пляжа, и там в темное время могут ограбить, поэтому приходите в светлое. Спускаясь по берегу на юг, вы постепенно попадете в ту часть, где все и собираются, это как раз на траверзе дорогих гостиниц. Оттуда назад в центр можно вернуться на велорикше или пешком. Вода достаточно теплая для купания вне сезона, просто местным так не кажется.

Буддистский монастырь Аггамеда Кьянг стоит посещения. Кроме него, в самом городе ничего особенного нет, но можно съездить в Раму , это 14 км от Кокс-Базара, там множество интересных буддистских монастырей. Местные автобусы уходят с главной улицы за 12 центов в один конец.

Один полный день на пляж и город, еще один на Раму — этого достаточно, если не собираетесь купаться тут до посинения.

Теоретически, из Кокс-Базара можно поехать в самую южную точку страны, остров Св. Мартина. Но транспорт туда нерегулярный, все зависит от прилива, про гостиницы вообще непонятно. Ранее популярный нелегальный переход границы с Мьянмой в настоящее время осложнен обильными минными полями на той стороне.

Акаура

Это пограничный город напротив индийской Агарталы. В Агартале до КПП можно доехать на моторикше за 40 центов. Граница переходится пешком, потом берется велорикша до города, куда километров пять, за $1,40. В самом городе делать нечего — садитесь на поезд до вашего первого пункта в списке намеченных городов. Есть смысл поехать в Сримангал или Силхет на севере, потому что этот район на отшибе от других маршрутов, а теперь вы ближе к нему, чем будете когда-нибудь еще. Вот уж здесь на вас насмотрятся по уши — иностранцы в Акауре вообще не бывают.

Сримангал

В Сримангале в теории интересен тропический лес и чайные плантации. В реальности сюда стоит заехать только если вы попали в страну через Акауру, и это ваш первый бангладешский город, тогда у вас будут богатые впечатления. Как не первый город Сримангал неинтересен.

На чайных плантациях вам могут показать все хозяйство забесплатно, нужно только там нарисоваться. Мне хватило тех кустов, которые я видел по пути в лес.

В тропическом же лесу якобы находится множество диких обезьян, о которых горячо рассказывает и путеводитель, и единственный гид в городе, мистер Разу. Туда можно дойти пешком — 8 км — или поймать местный автобус по пути. В реальности же ни обезьян, ни какой-либо иной живности заметить не удалось.

Мистер Разу хорошо говорит по-английски, но зациклен на десяти долларах, которые вы ему должны заплатить, по его мнению, за любые услуги, так что толку от него мало.

Пройдя на север от вокзала 400 метров по широкой улице до ее конца и повернув налево, вы найдете несколько гостиниц. В “Тадж-Махале” двуместный номер с душем стоит $1,70. На перекрестке, где вы повернули, есть несколько ресторанов с неплохой едой. На улице с гостиницей расположены продуктовые магазины и продают самосы и прочие жаренья.

Лес и чай легко осмотреть за один полный день.

Из Сримангала можно посетить Силхет , центр одноименной провинции, но путеводитель упоминает в нем только музей и мавзолей, так что вряд ли он интереснее Сримангала.

Раджшахи

Раджшахи расположен на самой границе с Индией. В принципе, вы можете на лодке переплыть речку и нелегально пересечь границу — местные делают это все время. Но вам не надо. Не так далеко имеется пограничный переход.

Кроме прогулок по набережной вы можете посетить музей Варендры и зоопарк с неплохим набором зверей. В “Раджшахи Метрополитэн” двуместный номер с душем стоит стандартные два доллара. В городе есть интернет с поминутной оплатой и рядом же кафе с чизбургерами и пиццей — сладковатыми, но терпимыми.

Гораздо интереснее съездить в Путиа — 23 км от Раджшахи. Там больше индусских храмов, чем где-либо еще в стране. Местный автобус стоит 18 центов в один конец. В первом же храме местный государственный служитель разогнал добровольных гидов из числа молодежи и дал бесплатный тур по храмам, благо у него были ко всему ключи. Здания очень красивые — красивее всего остального в Бангладеш, даже Багерхата.

Кхулна

Собственно в Кхулне вообще ничего интересного нет, сюда приезжают для посещения Багерхата , города в 29 км от Кхулны. В километре на юго-восток от ж/д станции расположены несколько гостиниц. В “Сосайети” двуместный номер без туалета, душа и окна стоит $1,40. Общий туалет и душ находятся в коридоре. Что-то получше не удалось найти по причине заполненности гостиниц.

Для поездки в Багерхат сначала надо переправиться на пароме на другой берег реки, где находится нужная автостанция. Паром стоит два цента, но по пятницам, похоже, он бесплатный, потому что с меня никто деньги не взял в обоих направлениях. Автобус в Багерхат стоит 13 центов в один конец. Можно поехать и на поезде.

В Багерхате есть множество старинных мечетей и музей, все это интересно посмотреть. Заметьте, что женщин в мечеть там не пускают. Некоторый минус в том, что авто- и ж/д станции находятся километрах в шести-семи от мечетей — придется либо идти пешком, либо на местном автобусе, либо на велорикше. И две самые дальние мечети — запертые — находятся посреди затопленного рисового поля.

Индусский храм с забавным названием Кодла Мат находится в 11 км от Багерхата и достигает 20 метров в высоту. Лучше всего сразу договориться с рикшей или такси о поездке в оба конца, иначе замучаетесь искать.

Бабки

Основные расходы за 16 дней:

Когда виза бесплатна и вы тратите четыре доллара в день на еду, гостиницу и транспорт — что тут можно рекомендовать? Конечно приезжайте, если оказались в Индии, это очень легко и впечатления особые получите. И фотки там выходят весьма красочные.

Путеводители

Приводятся дата публикации и ссылка на интернет-магазин “Амазон”, по которой о книжке можно узнать много полезного, а иногда и посмотреть на некоторые страницы. Значок [e] ведет на страницу издательства “Лоунли плэнет”, на которой можно бесплатно скачать пару глав и купить любую.

Разговорники:
Lonely Planet India Phrasebook 2008-09
Lonely Planet Hindi, Urdu & Bengali Phrasebook 2016-09

Конкретно по этим книжкам надо добавить следующее.

В разговорнике по Индии есть и бенгальский язык.

Сайты

Посольства и консульства Бангладеш в Вашингтоне , Нью-Йорке , Лос-Анджелесе и Москве .

dip.gov.bd
Паспортно-визовый отдел.

biman-airlines.com , flynovoair.com , flyregent.com , uabdl.com
Бангладешские авиакомпании.

bangladeshpost.gov.bd
Бангладешская почта, расценки для разных услуг.

wunderground.com/global/BW.html
Погода в Бангладеш прямо сейчас, а также в ближайшие дни.

xe.com
Курс бангладешской таки.

bangladeshmonitor.net , thebangladeshtoday.com , thedailystar.net , newagebd.net
Бангладешские газеты на английском языке.


Некоторые мои фотки из Бангладеш.

Латинизатор

Агартала — Agartala Мьянма — Myanmar
Аггамеда Кьянг — Aggameda Khyang Навабпур — Nawabpur
Азимпур — Azimpur Непал — Nepal
Акаура — Akhaura

Какая еще страна может сравниться с по красоте с девственной природой Бангладеш? В туристической среде посещение этой страны не настолько популярно как, например, Индии. Но с каждым годом изумительные виды природных ландшафтов и увлекательные истории привлекают все больше путешественников.

Бесконечное количество рек, озер, лесов не оставят равнодушным ни одного путника. Пока это одна из самых интересных экзотических стран южноазиатского района.

Что за страна Бангладеш?

Бангладеш, или в прошлом Бенгалия, - это территория государства с древнейшей историей. Археологические раскопки преподнесли доказательства существования цивилизации на этой местности еще в VI и VII веках до нашей эры. Само название страны произошло от имени принца Ванги, который захватил Бенгалию и создал свое отдельное государство. Про принца ученым стало известно из скульптуры индийца Араньяка. Это примерно 500 год до нашей эры. Ванга был отпрыском правителя Бали.

Почти двести лет древние земли страны управлялись мусульманским шахом из Делийской резиденции, а после были захвачены британскими властями.

Государственный строй

Страна Бангладеш унитарна. Она состоит из пяти областей и шестидесяти четырех районов. Несмотря на неустойчивый политический либеральный режим, Бангладеш имеет строгие авторитарные устои. Государство обладает парламентской формой правления. Это значит, что президент полностью подчинен парламентским решениям. Избирается формальный глава страны на пять лет.

Столица

Столицей Бангладеш является город Дакка. Количество людей, населяющих главный город страны, составляет почти 10 миллионов, а если учесть еще и пригород Дакки, то все 16. Считается, что город образовался в VII веке, а имя ему было дано в честь богини-матери Дурги, известной нам из ведических писаний и религиозных трактатов индуизма.

В IX веке страна перешла под управление индуистов. На тот момент город представлял собой совокупность районов с базарами имени богини Лакшми, Кумартули, Шанкхари и так далее. После прихода тюрков и моголов плотность населения Бангладеш и Дакки значительно увеличилась.

В 1608 году город стал носить название Джахангир Нагар, так же звали могольского императора тех лет. После завоевания власти над Бенгалией британцами произошел отток населения в соседний город Калькутту. Однако вследствие создания городского водопровода в 1874 году уровень жизни в Бангладеш начал расти, а Дакка стала его культурным центром.

Так как в древние времена города строились вблизи водоемов, то и столица расположила свои территории на берегах Буриганги - реки, появившейся в результате слияния Мегхны и Падмы. Дакка - это не только крупнейший город Бенгалии, но и речной порт Брахмапутры и дельты священной Ганги.

Сейчас столица расширила свои границы, быстрыми темпами застраиваются все приграничные районы. Все из-за того, что плотность населения Бангладеш и его столицы увеличивают выходцы из деревень. Они, почуяв хорошие времена, связанные с поднятием экономического уровня развития страны, хлынули в Дакку.

Где находится Бангладеш?

Это государство является частью Индийского субконтинента. География Бангладеш достаточно проста. Южная часть имеет доступ к водам Бенгальского залива. Всего государство имеет две границы: с Индией с северной и восточной стороны и с Мьянмой (Бирмой) с юго-восточной. Вся площадь Бангладеш составляет около 145 тысяч квадратных километров.

Сегодняшняя ситуация на индийской границе оставляет желать лучшего. С индийских земель нелегально провозится мясо крупного рогатого скота, за убийство которого в Индии введена смертная казнь (в Индии корова - священное животное, запрещенное к истреблению и употреблению в пищу). Более того, со стороны Индии перевозятся наркотические вещества.

Плотность населения Бангладеш уменьшается из-за оттока жителей на индийские территории в качестве нелегалов. Индийские военные не скупятся на обстрел нелегальных перебежчиков. Из-за нескольких пограничных конфликтов между странами начали строить заградительный барьер протяженностью 4 тысячи километров и высотой около трех метров.

Этнос страны

Структура населения Бангладеш состоит в основном из этнических бенгальцев. Средняя продолжительность жизни и у женщин, и у мужчин составляет около 60 лет.

Плотность населения Бангладеш достаточно высокая: страна входит в список стран с густонаселенными территориями. Так, в среднем на один квадратный километр приходится 1700 человек.

Бенгальцы - это бывшие индоарийские племена. Восточная часть имеет некоторую монголоидную прослойку населения. Язык в стране официально и бенгальский, и английский (после британской колонизации). Бенгальский язык происходит от санскрита и пракритов, в дальнейшем на него повлияли арабские и персидские черты языков.

Так как район, где находится Бангладеш, располагается не только в низменностях, но и состоит из невысоких горных хребтов, то и национальные меньшинства так же присутствуют. Горные люди - это древние племена (например, могх, трипура, куки, кхьянг и так далее) и народности по численности едва превышающие пятьсот тысяч человек. Многие из них являются последователями буддизма, но встречаются истинные индуисты.

Промышленное развитие

Несмотря на то, что страна в основном аграрная, то есть сельское хозяйство занимает больший процент занятости населения, промышленность также не отстает в развитии и приносит около 30% ВВП.

Промышленность Бангладеш - это горнодобывающие проекты и добыча природного газа, который используется на станциях электропитания, а также заводах с минеральными удобрениями. Основные месторождения газа расположились на восточной стороне Бангладеш. Более того, в стране разрабатываются нефтяные месторождения и добывается низкокачественный уголь. Экономика Бангладеш по большей части зависит от иностранных вложений и инвестиций, то есть для изготовления х/б изделий, текстиля, судов и так далее необходимо сырье из-за границы.

Помимо всего, в северной части произрастают сахарные плантации, район Читтагонга производит картон и бумагу. Но есть и первые места в промышленном развитии - производство изделий из джута, которые используются при отправке грузов. Из джута ткут и ковры, в некотором объеме джут перешел в использование целлюлозных фабрик.

Очень знаменит бенгальский чай, который поставляется на экспорт в другие страны. А химическая промышленность по изготовлению удобрений заняла лидирующую позицию.

Природа Бангладеш

Основная часть площади Бангладеш - это низменности, образованные благодаря многочисленным рекам. Равнинные территории находятся всего на десять метров выше уровня моря, поэтому при наступлении сезона дождей данные земли затапливает.

Из возвышенностей можно отметить холмы Читтагона, которые поднялись от 300 до 600 метров над уровнем моря. Самой высокой горой считается Кеокрадонг - 1230 метров. Зато на юго-западной части расположились мангровые болотные образования, называемые Сундарбан. Они делятся ответвлениями дельты рек на мелкие территориальные отрезки. В этом же месте находится самый интересный природный заповедник, ставший последним оплотом для бенгальских тигров, которые являются национальным достоянием Бангладеш.

Климатические условия

Климат по всей территории страны тропический. В период июль-сентябрь на территории Бангладеш главенствуют муссоны, такой сезон называется Барса. В осенние месяцы жители собирают урожаи риса и джута, такой период назван Саратом. В ноябре, декабре и январе происходит поздний посев - время рассадки для второго урожая, бенгальцы зовут его Хеманто. С января по март приходит Сит, или зимний период. Самые холода приходят весной. Именно в мартовские, апрельские и майские дни бенгальцы предпочитают проводить свадьбы, называется сезон Басанто. И самый жаркий период - Грисма. Что удивительно, именно в мае, июне и июле начинает опадать листва.

Климатические условия Бангладеш являются самыми выдающимися по влажности на всей планете, так как во время муссонов может выпасть около пяти тысяч миллиметров осадков.

Культура

Традиции культуры и быта Бангладеш не особо отличаются от остальной Западной Бенгалии. Так, например, строительство бунгало пошло именно отсюда: вместо фундамента используется каркас из деревянных столбов. В еде бенгальцы предпочитают рис с добавлением карри, а мусульманская часть населения (учитывая, что ислам является государственной религией), соответственно, исключает поедание свинины и концентрируется на баранине.

В одежде тоже мало отличий от Индии или Бирмы:

  • у женщин преобладает заворачивание в сари, а мусульманки часто используют паранжу;
  • у мужчин мусульманского вероисповедания - лунги, которые можно завернуть как трусы, если продеть один конец между ног, а у мужчин-индусов - дхоти.

Духовная культура государства напрямую происходит от древнейших традиций народов, проживавших в этой местности до прихода арийцев. Встречается даже такой парадокс, что и индусы, и мусульмане поклоняются одним и тем же богам, которые дают земле плодородную почву.

В народном фольклоре все еще распространено повествование баллад. Например, при сборе урожая до сих пор исполняют народную бенгальскую песню сариган, а за день до свадьбы в мусульманской семье женщина поет песню меджли, где главным сюжетом является любовь к Богу и его любовь к миру.

Часть священной Ганги

Знаменитая по всему миру мать Ганга - река и богиня, спустившая с помощью запутанных волос Шивы по хитрому плану царя Бхагиратхи (в честь которого назван исток Ганги в Гахрвальских Гималаях Индии, выходящий из языка самого большого ледника на территории Гималаев - Ганготри). Ее воды пополняются множествами рек. И на территории Бангладеш низшая Ганга образуется благодаря слиянию Брахмапутры (Ямуны), Мегхны и других приточных вод. Так как эта часть Ганги находится в самом низу, то бенгальцы дали ей свое название - Падма. Сама дельта является крупнейшей в мире.

Начиная с того, что сам Бангладеш - это одна большая дельта реки, у государства множество других удивительных явлений, с которыми живет население:

  • Новый год в Бангладеш встречают 14 апреля по древнему индуистскому астрологическому календарю.
  • В столице находится один из самых удивительных аэропортов мира, где только ВПП не покрыта водой.
  • Самый длинный и знаменитый пляж в мире находится именно в Бангладеш, называется он Кокс-Базар и тянется на сто двадцать километров. Вода в этой части настолько прозрачна, что на глубине можно разглядеть каждый камушек, а отсутствие акул радует местных жителей, так как развивать туризм намного проще. Тут же расположилась и самая крупная статуя Будды во всей стране.
  • В городе Читтагонг есть удивительное место - покинутое кладбище кораблей. Оно считается самым грязным местом на всей нашей планете.

Если вы случайно оказались в Дакке и не были в настоящем Тадж-Махале города Агра, то непременно стоит посмотреть на его копию в пригороде столицы, возведенную миллионером-бенгальцем.


Виза
Я получил визу по прилету в аэропорту. Это стоит формально $50.15, фактически $51. Бангладеш стал второй страной, где меня попросили показать и бронь отеля, и обратные билеты (первая - США).
Виза по прилету на 15 дней, вроде бы ее можно продлить, если вам хочется покопать Бангладеш реально глубоко. Также можно получить визу в посольстве, тогда можно въехать и по земле из Индии. Однако мне это не удалось дважды: в Калькутте визу обещали сделать только через неделю (праздники + выходные + стандартные три дня), мне не хотелось там так долго торчать, а в Катманду мне сказали, что визы дают только резидентам Непала. В Москве вроде бы тоже получение визы занимает неделю.
Сейчас внедряется электронная система, для подачи на визу надо на сайте visa.gov.bd заполнить анкету, загрузить фотографию, распечатать и принести ее в посольство. Может быть, через некоторое время визы сделают электронными.

Деньги
$1 = 80 бангладешских така. В аэропорту нормальный курс. Банкоматы выдают по 15000 така купюрами по 1000 и 500; комиссии, как ни удивительно, нет (обычно чем беднее страна, тем больше комиссия).
С разменом проблем нет, самая большая купюра 1000 така = $12.5, самая мелкая всего 2 така. Есть монеты 1, 2, 5 така, но они встречаются довольно редко. Большинство цен округлены до 5 така.

Язык
В Бангладеш все говорят на бенгальском, английский как средство межнационального общения здесь не нужен, в отличие от Индии, поэтому его почти никто не знает. Кто не знает, как будет "из какой ты страны?" по-английски, спрашивает по-бенгальски, я даже научился на слух распознавать этот вопрос и отвечать "рашия".
Надписи также часто не дублируются на английском (например, меню дешевых едален). В целом языковой барьер довольно сильный, сравнимо с Кореей.

Жилье
Лет 15 назад в Бангладеш гостиницы стоили 1-2 доллара. Эти времена закончились, и сейчас цены сопоставимые с другими странами ЮВА. Минимальная цена номера будет в районе 400 така (за сингл), столько например стоила каморка в общежитии в провинции, или не очень хороший номер без кондиционера в гостинице. С кондиционером я находил за 1000 така в городе Богра.

Возможно, в Дакке тоже можно найти за такую цену, если очень заморочиться, но это сложно, потому что гостиниц не так уж много, расстоятия в Дакке большие, и далеко не на всех гостиницах написано по-английски Hotel (а некоторые места с вывеской Hotel являются не отелями, а ресторанами). В Дакке я жил в отеле Melody International прямо напротив железнодорожного вокзала за 1500 така я день. В Читтагонге у вокзала стоило так же, за плохой номер без кондиционера просили 700.

Еда
Если коротко, то все плохо. Бангладешцы не едят в ресторанах, заведений общепита исчезающе мало, а не вызывающих отторжение и того меньше. В дешевых меню только на бенгальском, так что нужно выбирать наугад. Выбор скромный, качество еды низкое. Например, в Бангладеш живут самые тощие курицы в мире - таких костлявых кусков я еще никогда не видел. Цены не особо низкие - за те же деньги в Таиланде можно поесть на порядок лучше. Курица с рисом стоит в районе 100 така. Курица-гриль у вокзала (оказалась адово острой) - около 300 така.


С другой стороны, верхняя планка стоит достаточно низко: в Дакке я ходил в очень пафосный ресторан (по бангладешским меркам, в Москве официантов за такую работу бы быстро уволили) на крыше высокого здания, чтобы пофотографировать панораму, там блюда стоят в районе 5 долларов. По случаю Рамадана днем давали только специальное комбо-меню за те же 5 долларов, в обычной столовке такое стоило бы доллара 2.5.
Из сетей фаст-фуда в Дакке есть KFC и Бургер Кинг. В KFC в принципе можно поесть, комбо курица + картошка + кола стоит 180 така, правда, кола в таком комбо объемом где-то 100 миллилитров (Я не шучу!). За 210 така кола станет максимального размера - на вид 400 миллилитров.




Литровая бутылка воды стоит 20 или 25 така, маленькая бутылка колы или другой газировки - 30-35 така. Есть неплохая лимонная газировка в маленьких бутылках всего за 16 така.
Фруктов мало и стоят они дороже, чем в России, особенно дорого в Дакке. Выбор маленький: виноград, апельсины, бананы. В мае был сезон личи, они продавались недорого - в провинции по 70-100 така за килограмм. На севере в сельской местности прямо вдоль дорог массово растут джекфруты, можно сорвать с дерева, но я не стал - чистить очень сложно.

Транспорт
Поезда в Бангладеш на удивление комфортные. Билеты купить не проблема, даже в день отправления есть места. Больших очередей и толкания локтями, как в Индии, у касс нет. Цены приемлемые, но несколько выше автобусов, что объясняет сравнительную непопулярность поездов.
Если посмотреть на официальном сайте расписание, то может показаться, что поездов мало. Например, в Рангпуре вроде бы всего один поезд в Дакку в день, и один из Дакки. На самом деле на сайте указаны только поезда, где есть вагоны с резервируемыми местами. В реальности поездов гораздо больше, и локальные поезда заезжают и на всякие мелкие остановки.

В бангладешских поездах есть следующие классы:
AC Sleeper, First Class - спальные вагоны с кондиционером. Вроде бы это два разных класса, но на деле я видел только вагоны с простой надписью "Sleeper". Есть купе на четверых и на двоих.
Snigdha - сидячий вагон с кондиционером.
Shuvon - сидячий вагон без кондиционера. Подразделяется на два типа, но разницы между ними особо нет.
Shulov - общий вагон без резервации. Здесь ездят на крыше.
Я ездил на поездах трижды: в спальном вагоне Дакка-Кхулна за почти 2000 така и в классе Snigdha Джессор-Раджшахи (496 така) и Рангпур-Дакка (966 така). Последний переезд был ночью, но я даже на удивление неплохо выспался, потому что вагон был почти пустой, можно было лежать где угодно.
В отличие от Индии, где все поезда, на которых я ездил, опаздывали минимум на час, в Бангладеш три раза из трех прибытие было по расписанию, причем в третий раз поезд отправился с начальной станции с опозданием минут 40, но все равно приехал вовремя.
Билеты на поезд можно купить за 10 дней до отправления. Есть даже продажа через интернет ! Я протестировал. Чтобы зарегистрироваться, нужен бангладешский номер мобильного телефона для верификации. Дальше выбираешь поезд, класс и оплачиваешь. Никаких проблем с моей российской картой не возникло! Любопытно, что при покупке билетов не нужно вводить имя, берется то, что было введено при регистрации на сайте. Если покупаешь билет для себя, то достаточно распечатать PDF, который присылает сайт, иначе нужно пойти на вокзал и попросить распечатать билет в кассе.
Класс Snigdha:


AC Sleeper:

Самый массовый транспорт - автобусы. Есть даже современные с кондиционером, они в основном ходят из Дакки в другие города. Я один раз на такой подсел до Читтагонга. Обычно же я ездил по провинциальным городам на старичках без кондиционера. Стоимость проезда - около 1.5 така за километр. Средняя скорость автобусов около 40 километров в час, то есть довольно неплохо с учетом постоянных остановок и вечно населенной местности. VIP-автобус в Читтагонг гнал по трассе больше 110 км/ч, что было стремно, хотя в Бангладеш на шоссе нормальный асфальт и есть разделители. А потом все равно простоял на заправке полчаса.


По городу можно передвигаться на тук-туках, велорикшах, иногда на автобусах. В провинции это довольно просто: выходишь на большую улицу и садишься в любой проезжающий в нужном направлении тук-тук, где уже есть хотя бы пара пассажиров. Стоимость проезда от 5 до 15 така (смотря как далеко ехать), то есть очень дешево. В Бангладеш очень распространены электрические тук-туки, в городе Раджшахи они полностью вытеснили тук-туки на газу. Илон Макс бы позавидовал. Совсем в деревне вместо тук-туков такие же коллективные велорикши. Если фрахтовать тук-тук как такси, то цена как договоришься. В провинции не борзеют. Скажем, в Пахарпуре мне предложили такси до города (больше 15 километров) за 100 така, я даже торговаться не стал (автобус стоил 18, но он ездит там не очень часто).
Про Дакку отдельный разговор. Это город на 20+ миллионов человек, где нет ни метро, ни даже сколько-нибудь значимой сети электричек. Есть только автобусы, в которых полная анархия - даже нет номеров маршрутов, направление написано на боку по-бенгальски. Проезд стоит 5-10 така, но ездить автобусами реально неудобно: в Дакке больших улиц много, и автобус постоянно сворачивает не туда, куда нужно, приходится выходить и ждать следующего.
В Дакке тук-туки называют CNG (Compressed Natural Gas), потому что ездят на газу. По идее тариф такой: 40 така за первые два километра, дальше 12 така за километр. Звучит дешево, но даккские таксисты реально охуевшие. Если в Индии, зная расстояние и примерную цену по счетчику, можно сторговаться где-то на сумму в полтора раза больше, то в Дакке меньше, чем за три конца никто вообще не едет, а начинается разговор где-то с пяти-семикратной цены. Как вариант в Дакке работает Uber, у него тариф где-то в два раза выше, но для туриста так получится дешевле, чем торговаться с водителем тук-тука. Но большой минус Убера - это машина, а значит, ехать вы будете медленнее, чем можно было бы дойти пешком, из-за пробок. Тук-туки хотя бы могут проскочить по маленьким улицам, а на машине ездить это полный мазохизм.
К счастью, в Дакке все-таки есть альтернатива - велотакси. Его водители не борзеют. Каждый раз велотаксист запрашивал цену, примерно равную цене поездки на тук-туке по счетчику, с такими расценками я даже не тратил время на то, чтобы торговаться.

Интернет
Я купил симку оператора Grameenphone прямо в аэропорту. За 500 така дается 2 гигабайта интернета на месяц - недорого. Как в Индии и Непале, нужно заполнить анкету и дать фотографии 3x4.

Развлечения
В Бангладеш я посетил следующие достопримечательности:

Мечеть в Багерхате - объект наследия UNESCO. Вход 200 така. В окрестностях есть еще несколько старых мечетей и мавзолей султана, там везде бесплатно.


Путхия - интересный старый городок с дворцами и индуистскими храмами. Бесплатно.


Дворец в Наторе - бангладешское барокко. Бесплатно.


Буддийская вихара в Пахарпуре - объект наследия UNESCO. Вход 200 така. Говорят, это самый большой буддийский храм к югу от Гималаев.


Рангпур, дворец Таджхат - внутрь я не попал, потому что он уже закрылся равно в 4 часа вечера.
Сонаргаон, город-призрак Панам Нагар. Вход 100 така. Некогда район с виллами богатых индусов, которые бежали после отделения Бангладеш. Сейчас законсервирован.


Дакка, Розовый дворец. Вход 100 така.
Дакка, форт Лалбагх. Внутрь я не ходил, потому что оказался выходной день.
Дакка, армянская церковь. Бесплатно.

Куда еще можно съездить в Бангладеш?
Национальный парк Сундарбан - объект наследия UNESCO (можно съездить и в индийскую часть этого парка из Калькутты). Там вроде как живут в диких условиях бенгальские тигры, но вероятность их увидеть стремится к нулю. В остальном это большой мангровый лес, я в похожих бывал в Таиланде и Малайзии, поэтому не поехал ни с бангладешской, ни с индийской стороны, тем более, что посещение парка в обеих странах стоит очень недешево.
Из Дакки ходят олдовые колесные пароходы в город Барисал или дальше в Кхулну, любители винтажного транспорта могут прокатиться.
На северо-востоке в провинции Силхет я не был, там вроде есть чайные плантации.
Есть еще некоторое количество развалин храмов, менее известных, чем Пахарпур, Путхия, Натор, Багерхат, соответственно, сложнее добраться.
К востоку от Читтагонга есть горный регион, там должен быть прохладный климат.
Кокс-Базар - бангладешский курорт. Я не поехал, мне хватило индийского "курорта". В Кокс-Базаре еще и купаться нужно в одежде, мусульманская страна же.
На самом-самом юге есть небольшой остров Святого Мартина, там вроде бы очень дешевые лобстеры, но при этом там просят по 20 долларов за халупу без кондиционера, так что переться туда тоже вряд ли стоит.

Итоги
За 11 дней расходы составили $414. Пересчитывать на дни не совсем показательно, потому что три дня мы с Аленой провели не вместе. Но если жилье стоит $20, то уложиться в $30 в день сложновато.
Расходы на гостиницу составили половину от общей суммы, прямо как в США, только в США жилье неадекватно дорогое, а в Бангладеш все остальное дешевое, и потратить деньги некуда. Обратите внимание, что на еду на двоих ушло $105 за 11 дней, то есть меньше $10 в день без всяких попыток экономить. По-моему, это тянет на рекорд, но не потому, что еда такая дешевая, а потому что пробовать было нечего.




В целом Бангладеш - не такая уж страшная страна. По некоторым параметрам тут даже получше, чем в Индии, например, на улицах гораздо чище. Но второй раз сюда вряд ли захочется поехать, ведь с приятным времяпрепровождением тут туго.

Первое, что бросается в глаза туристу, интересующемуся жизнью в Бангладеш, — то, что местное население ведет ее практически на улице. Возникает ощущение, что в домах люди только ночуют, а большую часть дня проводят за их пределами, где работают, принимают пищу, моются и отдыхают.

Вид на столицу Бангладеша-Дакка

Несмотря на большую скученность населения и не слишком привлекательные, на взгляд европейца, условия жизни, среди местных обитателей трудно найти недовольных: природный оптимизм и неприхотливость помогают им выживать в не самых комфортных условиях.

Бангладеш — государство в Юго-Восточной Азии, граничащее с Индией и Мьянмой и омываемое водами Бенгальского залива. По численности населения страна занимает 8 место в мире, в ней проживает около 170 млн человек. Коренное население — бенгальцы (98%), основной разговорный язык — бенгальский, но многие понимают и знают английский — язык делового общения и туристического обслуживания. Столица — город Дакка, население которого превышает 11 млн человек. В 1971 году бывшая английская колония получила независимость и стала унитарной республикой.

Расположение Бангладеша на карте

Бенгальцы весьма религиозны, большинство жителей исповедуют ислам, а Дакку даже называют столицей мечетей: их в ней более 700, но даже этого количества не хватает на всех, и люди молятся на улицах.

Столица сильно перенаселена, и настоящим бичом городской жизни является транспортная проблема.

Транспорт в Бангладеше

В Бангладеше транспорт представлен четырьмя основными видами: автобусы, железнодорожное сообщение, водный транспорт и такси. В городах местные жители и туристы предпочитают пользоваться услугами мото- и велорикш, так как дороги забиты и пробраться по пробкам в нужное место на общественном транспорте весьма затруднительно. В стране действуют три основные пассажирские авиакомпании, выполняющие внутренние и международные рейсы: Biman Bangladesh Airlines, Regent Airways, United Airways.

Исторические и культурные достопримечательности

Бангладеш не очень хорошо известна иностранным туристам, хотя это красивая страна с замечательной природой, богатой культурой и очень доброжелательными жителями. Одной из главных достопримечательностей страны являются всемирно известные архитектурные сооружения, среди которых крупнейший буддийский монастырь в Пахарпуре, индуистские храмы Шивы, Говинды и Джаганнатх, расположенные недалеко от индийской границы. Среди охраняемых ЮНЕСКО объектов находится и затерянный город мечетей Багерхат, расположенный у слияния рек Ганг и Брахмапутра.

Смотрите в видео: затерянный город мечетей Багерхат.

Дворцы и мечети столицы — ее визитная карточка, национальное достояние страны. Наибольший интерес представляет осмотр таких архитектурных достопримечательностей, как:

  • дворец Natore Rajbari — бывшая королевская резиденция;
  • Розовый Дворец Ahsan Manzil — Национальный Музей Бангладеша;
  • форт Лалбах — дворец-крепость эпохи Великих Моголов;
  • мечеть Байтул-Мукаррам («Святой дом») — национальная мечеть Бангладеш;
  • мечеть Hussaini Dalan — дом духовного лидера — имама;
  • Звездная мечеть — мечеть Тара;
  • мечеть Хана Мохаммада Мридха — один из центров исламской культуры.

Не меньший интерес представляет посещение национальных природных заповедников, среди которых самый большой мангровый лес в мире — Сундарбан, «Холмы Читтагона» — место проживания древних буддийских племен, сохранивших природу в ее первозданном виде, Национальный парк Лавачара, озеро Каптаи, где у дайверов есть уникальная возможность плавать в подводном лесу из лотосов и лилий.

Вид на холмы Читтагона

Туристу, желающему совместить культурный отдых с посещением курортных мест страны, можно посоветовать отправиться в пляжный район юго-востока Бангладеша — Кокс-Базар, расположенный недалеко от границы с Мьянмой. Там находится один из самых протяженных пляжей в мире (120 км) — Инани-Бич. Интересно, что воды здешних курортов абсолютно свободны от акул, что нечасто встречается в этих местах.

Туристическая информация

Так выглядит виза в Бангладеш

80% годовых осадков в Бангладеш выпадает с апреля по ноябрь, поэтому наилучшим временем для поездки является период с декабря по март. Мягкая теплая погода дает возможность европейцам провести свои самые холодные месяцы в комфортных условиях — при температуре +18+25°С и отсутствии осадков.

Племена Индии и Бангладеш 2018 !

Племена Индии

С посещением фестиваля Си-Доньи в штате Аруначал-Прадеш

Племена Индии и Бангладеш

Захватывающий тур, который Вы выбрали, знакомит с неожиданно новой Индией: с языческими племенами, живущими в Южных Гималаях в окружении первозданной природы. Это мир духов и поклонения Солнцу и Луне, которые олицетворяются в Доньи.

Вы удачно попадете на племенной фестиваль Си-Доньи.

Продолжается программа знакомством с древней землей Бенгалии, на территории которой сегодня находятся загадочный Бангладеш и индийский город Калькутта.

День 1: МОСКВА - ДЕЛИ

Ночь в Дели, в отеле близ аэропорта.

День 2: ДЕЛИ - ДИБРУГАРХ

Прибытие в Дибругарх, штат Ассам. Размещение в отеле.

Экскурсия по окрестностям Дибругарха. Посещение племени Тай Пхаке (Phake). По возможности - посещение чайной фабрики.

Ночь в Дибругархе.

Центр чайного региона город Дибругарх находится в долине на высоте около 100 метров над уровнем моря в предгорьях Южных Гималаев. Это третий по величине городом штата с населением 122 тыс.человек. Здесь имеются предприятия по производству шелка.

Тай Пхаке - известные так же как Пхакиаль (Phakial), мигрировали в Ассам из Тайланда в XVIII веке. Они говорят на тайском языке и следуют древним традициям. Люди Тай Пхаке являются последователями буддизма, в деревне Нампхаке (Namphake) есть буддистский монастырь, который был построен в 1850 году монахами. В Нампхаке сосредоточено наибольшее число жителей племени Пхаке. Около 150 семей Phakial этой деревни поддерживают свою уникальную идентичность, обычаи и традиции.

День 3: ДИБРУДАРХ - ЗИРО, 250 км - около 7 часов в пути

Ранний выезд из Дибрударха в штат Аруначал-Прадеш. Переп рава на пароме через реку Брахмапутра. Панорамный переезд по Южным Гималаям в долину Зиро. Постепенный набор высоты до 1700 метров. По пути заезд в деревню народа Ниши. Ночь в Зиро.

Река Брахмапутра - одна из крупнейших водных артерий в Южной Азии и самая высокогорная в мире река.

Штат Аруначал-Прадеш в переводе - «Земля восходящего солнца», расположен в Гималаях, на северо-востоке Индии. Большую часть земли занимают гималайские хребты и густые леса, заканчивающиеся на высоте 900 метров.

Долина Зиро необычайно плодородна благодаря отложениям озера, существовавшего ранее. Вы увидите террасы рисовых полей, бамбуковые, хвойные рощи и Гималайские горы, возвышающиеся на 3 000 метров.

Ниши (также: бангни, дафла) - народ проживающий на Северо-востоке Индии преимущественно в штате Аруначал-Прадеш.

О религии Доньи Поло: До середины 70-х годов население Северо-Запада Индии было отделено от остальной Индии Законом о внутренних линиях, который был принят еще при англичанах, и ограничивал въезд на эту территорию индийцев из других районов.

День 4: ЗИРО

Экскурсия в Тарин - высокогорное рыбное хозяйство. Посещение ремесленной мастерской. Экскурсия в Tallye Valley и деревню племени Апатани. По дороге краткий осмотр Шивалингам и храма Шивы. Ночь в Зиро.

Рыбное хозяйство Тарин расположенное на высокогорье, находится в окружении сосновых и тростниковых рощ. Здесь совмещено рисорыбное хозяйство - рыба разводится на рисовых полях

Talley Valley - долина в 30 км от Зиро. На диалекте Апатани Tale - название растения, а на лругих диалектах обозначает «Рай».

Апатани (тани) - народ Юго-Восточных Гималаев, входящих в состав Индии. Апатани насчитывает 11 тыс.человек, проживающих в 7 деревнях.

Шивалингам - древний символ Бога. Это овальный камень, обозначающий Парашиву, Того, кто никогда не может быть описан и изображен. Шивалингам воплощает в себе идею «бесформенности» и «всеформенности», объединение женского и мужского начал. Лингам Шивы - это еще и фаллический символ бога, знаменующий собой плодородие земли, плодовитость людей и животных, Основополагающую и Всепорождающую Сущность, Источник Всего.

День 5: ЗИРО - ДАПОРИДЖО, 170 км, 5-7 часов

Выезд из Зиро в Дапориджо. По пути посещение деревни горных племен Мири. Вечерняя экскурсия в деревню Sikarizo. Ночь в Дапориджо.

Дапориджо — город в индийском штате Аруначал - Прадеш, административный центр округа Верхний Субансири. Дапориджо расположен на высоте 600 метров над уровнем моря.

Горные племена Мири - имеют похожую с племенами Ниши социальную и экономическую структуру. В состав племени входят три этнические группы: Паниботия, Тарботия и Саракдвар Мирис.

День 6: ДАПОРИДЖО, ФЕСТИВАЛЬ SI-DONYI

Экскурсия на целый день в деревню племени Тагин. Посещение фестиваля Si-Donyi. Ночь в Дапориджо.

Тагины — народ на северо-востоке Индии. Проживают главным образом в районе города Дапориджо в округе Верхний Субансири штата Аруначал Прадеш, а также в прилегающих районах округа Западный Сианг. Традиционной религией является Доньи-Поло.

Фестиваль Си-Доньи: Празднование фестиваля Си-Доньи в основном происходит после сбора урожая. Женщины во время фестиваля танцуют, превознося этим благодарность Богу за обильный урожай. В этом праздновании участвуют все, независимо от возраста и пола, и все участники искренне желают внести свой вклад в празднование фестиваля Си-Доньи. Подобный вклад зависит от возможностей человека: некоторые помогают физически, другие жертвуют вещи, деньги, еду и тому подобное.

День 7: ДАПОРИДЖО - АЛОНГ, 180 км, 5-6 часов

Переезд в Алонг. По дороге посещение нескольких местных деревень. Ночь в Алонге.

Алонг - административный центр округа Западный Сианг. Он расположен в живописной долине у слияния рек Сипу и Сийом на фоне зелёных холмов. Алонг - один из старейших городов с высоким уровнем образования.

Главными достопримечательностями Алонг являются мост Патум через реку Йомго, а также Музей и Центр Доньи-Поло.

День 8: АЛОНГ

Посещение Ашрама Рамакришны. Поездка к традиционному подвесному мосту, сделанному из тростника и бамбука.

Экскурсия в деревню племени Гало.

Посещение деревни Ади. Ночь в Алонге.

Гало — народ в северо-восточной Индии, численность этноса составляла 80 597 человек.

Язык гало относится к ветви тани тибето-бирманских языков. Некоторые представители этноса владеют также ассамским, хинди или английским. Народ гало, как и вся Северо-Восточная Индия, хранит местные языческие традиции

Народ Ади, или Бокар Лхоба - самая многочисленная народность, проживающая в Гималайских горах, в регионе Аруначал-Прадеш. Племена живут в горных деревнях, держась обособленно, под контролем вождя - Гам или Гао Бура, - который управляет деревенским Советом, в свою очередь повторяющим по функционалу традиционные суды

Ади отмечают несколько фестивалей, самым главным из которых является фестиваль Солунг. Его отмечают в первую неделю сентября, и длится он 5 дней. Это фестиваль в честь урожая, когда после посева семян люди взывают к богатому урожаю. В последний день Солунга, помимо традиционных песен и плясок, большой трон и традиционное оружие проносится вдоль домов, чтобы защитить их от злых духов. Народ Ади традиционно выращивает рис, который служит основой рациона.

День 9: АЛОНГ - ПАСИГХАТ, 120 км, 4-5 часов

Дорога в Пасигхат, остановка у традиционного подвесного моста Yakshi на слиянии трех рек Сианг, Сийом и Пангин. Пересечение традиционного подвесного моста через реку Сианг. Ночь в Пасигхате.

Пасигхат - живописный город, находящийся на высоте 153 метра над уровнем моря, является старейшим городом в Аруначал Прадеш. Город был основан в 1911 году, и взял свое название от племени Паси, до сих пор проживающего в этой местности. В окрестностях Пасигхата также живут люди племени Ади.

День 10: ПАСИГХАТ

Экскурсия на целый день в деревню племени Иду и Падам. Если позволит время - посещение Kekar Monying.

Ночь в Пасигхате.

Племя Иду, а также племена Digaro и Miji, входят в этническую группу народов Мишми. Иду Мишми первыми пришли на земли Аруначал-Прадеш из Бирмы, а за ними пришли и другие Мишми. Иду-Мишми относятся к монголоидной группе языков и говорят на тибетско-бирманском языке. Они отличаются от других групп Аруначал-Прадеш благодаря характерным прическам, костюмам и художественным элементам, используемым в одежде.

Племя Падам - одно из племен народности Ади. Племя живет в горах и долинах Восточного Сианга и Верхнего Сианга. Падам знают за их силу и боятся за военную тактику. В каждой деревне есть вождь, с участием которого происходят кебанги (встречи). Кебанги созываются для того, что разрешить споры между жителями деревни. Племя Падам практикует верования в Доньи-Поло. Доньи-Полизм - это мольбы к Всемогущей Богине Солнца и Богу Луны.

Kekar Monying или Черный Камень - красивая скала в Восточном округе Сианг Аруначал-Прадеш.Это историческое место, где Ади оказали упорное сопротивление англичанам в декабре 1911 года.

День 11: ПАСИГХАТ - ДИБРУДАРХ

Переезд в Дибрударх, штат Ассам (130 км), пересечение реки Брахмапутры на пароме. Ночь в Дибрудархе.

День 12: ДИБРУДАРХ - ДАККА

Для тех, кто заканчивает путешествие, перелет в Дели

Ночь в Дакке.

Народная Республика Бангладеш - государство в Южной Азии, образованное 26 марта 1971 года. Несмотря на свою «молодость» как страны, Бангладеш славится наследием возрастом не в одно тысячелетие и уникальным пересечением культурных областей. Цивилизация в районе Бенгала возникла около четырех тысяч лет назад.

Бангладеш граничит с Индией и Мьянмой, на юге омывается водами Бенгальского залива. Площадь 144 тыс. кв. км. Численность населения 156 млн. человек. Бангладеш одна из самых густонаселенных стран мира.

Здесь можно найти самый длинный пляж в мире, самый обширный мангровый лес и многочисленные неповторимые мечети. На языке бенгали «Бангладеш» означает «страна Бенгалия» Страна расположена на равнине, на месте слияния двух великих рек - Ганга и Брахмапутры c многочисленными притоками. Бангладеш - царство воды. Несмотря на 4000 дамб, около 50% территории регулярно оказывается под водой. Вода, солнце круглый год, буйная зелень; самая густонаселенная страна мира - Бангладеш! Бангладеш еще не известен массовому туризму, и вы станете одним из первых путешественников таинственной страны.

День 13: ДАККА

Обзорная экскурсия по Дакке.

Дакка - столица и крупнейший город Бангладеш. Население составляет более 12,8 миллионов человек. Город основан в VII в. и является одним из древнейших городов Бенгалии и крупнейший центр ремесла и торговли в средневековье.

День 14: СОНАРГОН

Экскурсия в древнюю столицу Бенгалии - Сонаргон (золотой город), круиз по реке Shitolakha

После завтрака вы отправитесь в древнюю столицу Бенгалии - Сонаргон (золотой город).

Сонаргон (29 км от Дакки) - одна из древних столиц Бенгалии в XVI веке в период правления Иса Хана. Сегодня на этом месте находится город Narayanganj. Сонаргон был столицей древнего царства, которое сейчас разделено на Западную Бенгалию (сегодня это одноименный штат в Индии, со столицей в Калькутте), и Восточная Бенгалия (сегодня страна Бангладеш). Осмотр гробницы султана и мечети. Посещение фольклорного музея в Сонаргоне, с коллекцией старинных ремесленных изделий. При музее находятся современные торговые галереи, где Вы можете приобрести отличные сувениры.

С борта корабля вы увидите много интересных картин из жизни бенгальцев. Также вас удивит жизнь самой реки - многочисленные суда груженые овощами и экзотическими фруктами и колоритные рыболовецкие лодки будут проплывать мимо. Во время круиза вы посетите дворец Zaminder, а также ткацкую деревушку Jamdani, где вы увидите процесс производства тканей.

Возвращение в Дакку. Трансфер в аэропорт. Перелет Дакка - Калькутта, авиакомпания Air India

Ночь в Калькутте.

День 15: КАЛЬКУТТА

Обзорная экскурсия по Калькутте

Тур в Индию и Бангладеш

Перелет Калькутта - Дели, авиакомпания Jet Airways

Калькутта (Kolkata) - административный центр штата Западная Бенгалия и самый большой город страны, входящий в десятку крупнейших городов мира.

Город был основан в 1686 году в дельте реки Ганг. С 1833 года Калькутта стала первой столицей Британской Индии и пробыла ею до 1912 года.

Это было единое государство Бенгалия, разделенное по религиозному признаку на Восточный Пакистан (позже Бангладеш) и Калькутту.

Во время обзорной экскурсии Вы ознакомитесь с достопримечательностями. В Калькутте находится крупнейшие в Индии Национальная библиотека (1836 г.), Мемориальный музей им. Королевы Виктории (1921 г.) в огромном парке Майдан, грозный форт Уильям (основан в 1696 г.), богатейший Индийский музей, старейший в стране Калькуттский университет (1857 г.), замечательный Ботанический сад (основан в XVIII в.), выстроенный на месте легендарной «черной дыры Калькутты» Почтампт, храм Кали, Миссия Матери Терезы и штаб-квартира общества Рамакришны.

Очень популярен среди туристов планетарий Бирла - самый большой планетарий в мире. Он был открыт в 1961 году. Здесь демонстрируются познавательные фильмы как на языке хинди, так и на английском языке.

День 16: ДЕЛИ - МОСКВА

Перелет Дели - Москва

Перелет Москва - СПБ

Стоимость тура в Аруначал Прадеш (Племена Индии) на одного человека:

Уточняйте даты и цены у менеджеров!

от 1590 USD - при размещении в двухместном номере

от 480 USD - доплата за размещение в одноместном номере

Дополнительно оплачиваются:

от 12 USD - страховой медицинский полис

от 50 USD - пермит в Аруначал Прадеш

от 100 USD - виза в Индию

Полная стоимость при размещении в двухместном номере: 1752 USD

Полная стоимость при размещении в одноместном номере: 2232 USD

Стоимость авиабилетов, тур в Индию

от 26 270 руб. - стоимость международного перелета Москва - Дели - Москва, авиакомпания Аэрофлот (на 17.07.2013)

от 29 810 руб. - стоимость международного перелета СПб - Москва - Дели - Москва - СПб, авиакомпания Аэрофлот (на 17.07.2013)

от 7 200 руб. - стоимость внутренних перелетов Дели - Дибрударх - Дакка - Дели

Стоимость тура в Аруначал Прадеш (Племена Индии) и Бангладеш на одного человека:

от 2080 USD - при размещении в двухместном номере

от 590 USD - доплата за размещение в одноместном номере

Дополнительно оплачиваются:

16 USD - страховой медицинский полис

50 USD - пермит в Аранучал Прадеш

100 USD - виза в Индию

Полная стоимость при размещении в двухместном номере: 2246 USD

Полная стоимость при размещении в одноместном номере: 2836 USD

Стоимость авиабилетов, тур в Индию и в Бангладеш:

от 26 270 руб. - перелет Москва - Дели - Москва

от 29 810 руб. - перелет СПб - Москва - Дели - Москва - СПб

от 19 000 руб. - внутренние перелеты Дели - Дибрударх - Дакка - Калькутта - Дели

Стоимость авиабилетов зависит от наличия мест и фиксируется на момент покупки.

В полную стоимость входит:

Размещение в отелях туркласса и 4*

Переезды на индийских джипах

Экскурсии по программе

Питание - завтраки

Стоимость входных билетов в парки, музеи и к монументам

Страховой медицинский полис

Виза в Индию

Пермит в штат Аруначал-Прадеш

В полную стоимость не входит:

Международный и внутренние перелеты

Питание, не указанное в программе

Чаевые гидам и водителям

Понравилось? Лайкни нас на Facebook