Католический собор на малой грузинской, мессы, концерты. Евангелическо-лютеранский кафедральный собор святых петра и павла Малая грузинская католический собор афиша

В Москве имеется несколько католических храмов. Костел на Малой Грузинской улице - едва ли не самый большой из них. Решение о его строительстве было принято в 1894 году. В те времена в Москве жило просто огромное количество католиков. Это были французы, поляки и т. д. (30 тыс. человек). Двух католических храмов (св. Людовика и св. и Павла), уже имевшихся в XIX веке в столице, попросту не хватало. Деньги на новую церковь собирали сами прихожане - как москвичи, так и жители других регионов России. Шли пожертвования и из-за рубежа. К примеру, из Варшавы было прислано 50 тыс. рублей.

Строительство костела

Строить Римско-католический кафедральный собор начали в начале ХХ в. - в 1901 г. Проект разработал один из известнейших архитекторов столицы и всей страны - Богданович-Дворжецкий. Фома Иосифович был прихожанином костела св. Петра и Павла и преподавал живопись, зодчество и ваяние в Московском училище. Для того чтобы построить новый храм, верующим пришлось обращаться за разрешением к Николаю II и Синоду РПЦ. Под собор было выкуплено 10 га земли. На его возведение ушло порядка трехсот тысяч рублей золотом.

Костел после революции

Открытие новой церкви состоялось в декабре 1911 года. Мессы в храме проводились как до революции, так и после нее. В 1937 г. костел на Малой Грузинской первым из всех, действовавших в Москве, был закрыт. После этого бесследно исчезли практически все церковные принадлежности. Вывезли даже орган и алтарь. Красивейший фасад был обезображен. В церкви начали свою работу различные светские организации. Внутри храма возвели огромное количество перегородок и сделали перепланировку, в результате чего интерьер изменился до неузнаваемости.

Костел после войны

Во время ВОВ в Римско-католический кафедральный собор попала бомба. Однако слишком больших повреждений при этом зданию нанесено не было. В первые дни войны были разобраны башенки церкви, поскольку они могли послужить хорошим ориентиром для немецких летчиков. В результате здание полностью потеряло свое очарование. После войны был разрушен и главный шпиль костела.

В 1976 г. храм хотели отдать под зал органной музыки. Однако сбыться этим планам суждено не было. В стенах костела на тот момент действовало около 15 светских организаций. Разумеется, переезжать на новое место никто не захотел.

Вплоть до 90-х годов костел использовался и в качестве склада. О необходимости его возвращения верующим заговорили в 1989 году. 1990 г. священником Тадеушем Пикусом на ступенях храма была отслужена месса. Несмотря на мороз, в костел пришло огромное количество верующих. Все они молились о возвращении им храма. Первая же после 1937 г. официальная месса была проведена в соборе 07.06.1991 г.

Костел на Малой Грузинской в наши дни

В 1992 г. Ю. М. Лужковым было подписано решение о постепенной передаче помещений храма московским католикам. Однако выселить занимающий храм НИИ «Мосспецпромпроект» долго не удавалось. В 1995 г. верующие самостоятельно разобрали стену, отделявшую это светское учреждение от прихода, и попытались освободить помещение от офисной мебели. Однако вмешавшийся ОМОН разрушил планы католиков. Верующие были изгнаны из костела. Некоторые из них даже получили телесные повреждения.

После этого инцидента католический архиепископ Тадеуш Кондрусевич обратился к Борису Ельцину с просьбой разрешить конфликт между приходом и НИИ. В результате «Мосспецпромпроект» был переведен в другое здание. К концу 1995 г. храм полностью передали верующим. Освящен он был 12.12.1999 г. легатом Папы Римского госсекретарем Ватикана кардиналом Анджело Содано. К концу века собор был полностью отреставрирован. Деньги на реконструкцию, как и при строительстве храма, собрали прихожане. Руководил работами Анджей Стецкевич. В результате собор стал настоящим украшением даже такого богатого на города, как Москва. Костел на Малой Грузинской в наши дни выглядит великолепно, вы можете убедиться в этом из фотографий, размещенных в статье.

В 2005 году собором Basler Munster (г. Базель, Швеция) костелу был подарен орган. Этот инструмент позволяет абсолютно безупречно исполнять музыкальные композиции самых разных эпох.

Сегодня, как и когда-то, в храме проводятся мессы на армянском, английском, польском, французском и других языках. Священники венчают молодоженов, крестят новорожденных, провожают в последний путь умерших. Как и во всех католических храмах, в костеле звучит орган.

Интерьер храма

Входя в Римско-католический кафедральный собор на Малой Грузинской, верующий сразу же видит висящий на стене крест, украшенный цветами. Икон, как и во всех католических храмах, в костеле нет. Зато есть алтарь, возле которого и проводятся мессы. Интерьер костела необыкновенно красив. Особое очарование ему придают витражи - цветные панно, собранные из кусочков стекла. Темнота, высокие своды, мерцание свечей и органная музыка настраивают верующих на соответствующий лад.

Архитектурные особенности

Построено здание из кирпича красного цвета в неоготическом стиле. Это архитектурное направление может считаться в какой-то мере традиционным для католических соборов. Зародился во Франции и очень быстро распространился по всей Европе. Основной его отличительной чертой являются монументальность и стремление всех элементов ввысь. Многие католические соборы, в том числе и костел на Малой Грузинской, украшает огромное количество башенок с тонкими шпилями. Главная ось храма расположена строго на линии Север-Юг. В этом одно из отличий костела от православной церкви, в которой главный вход обычно находится на западе.

Храм на Малой Грузинской представляет собой базилику, построенную в форме латинского креста. Восточный фасад костела очень похож на фасад знаменитого Вестминстерского собора в Великобритании. К главным воротам храма ведет ровно 11 ступеней. Это означает 10 заповедей, плюс символ самого Христа. Лишь соблюдая наказы Иисуса, можно войти в царствие небесное.

В чем разница между католицизмом и православием

Храмы строят и католики, и православные. Разница между двумя этими направлениями христианства, однако, достаточно существенна. Но сначала поговорим об их сходстве. Обе эти церкви отличает наличие жесткой иерархической структуры, своих законов, а также религиозных и культурных традиций. Разумеется, основным объектом поклонения и там и там является Иисус Христос, а также единый Бог Отец. И католики, и православные особо почитают Деву Марию и всех апостолов. В обоих этих направлениях имеются свои великомученики и святые.

В чем же разница? Разделение христианства на католичество и православие произошло очень давно - в XI в. В 1054 г. Патриарх Константинопольский представителей Папы Римского, которые ответили ему тем же. С тех пор католики и православные богослужений вместе не проводят. Объединение этих двух направлений христианства представляется крайне проблематичным и в наши дни. Слишком уж большие изменения первоначальных традиций произошли за века раскола.

Католичество - это прежде всего целостная церковь. Все ее члены и составные части жестко подчинены Папе Римскому. такой монолитностью не отличается. В этом плане она более демократична. Существуют Константинопольская, Русская, Грузинская, Сербская и другие православные церкви. Имеются различия и в религиозных канонах. К примеру, католики уверены в том, что Святой Дух может исходить как от Отца, так и от Сына. Православные же считают, что только от Отца. Различия существуют и в отношении церквей к своим прихожанам. В католицизме, например, разводы категорически запрещены. Православная же церковь иногда их разрешает.

Какие еще католические костелы действуют в Москве на данный момент

Костел на Грузинской не единственная католическая церковь в столице. Имеются и другие:

  1. Костел св. Людовика. Основана эта церковь была еще в 1791 г. В начале XIX века (1827-1830 гг.) на месте старого здания построили новое в стиле базилики. Возведена церковь была по проекту зодчих Д. И. и А. О. Жилярди. После 1917 г. этот храм не закрывался, и мессы в нем продолжали служить. В 1992 г. верующим были возвращены все здания, относившиеся к костелу до 1917 г., в том числе и здание лицея.
  2. и Павла. Это еще один костел в Москве, основанный очень давно - в 1817 г. Новое здание построили в 1903-1913 гг. по проекту архитектора В. Ф. Валькота. После революции храм был закрыт, и в нем располагались различные светские организации. Сегодня эта церковь опять передана верующим.
  3. Англиканская церковь св. Андрея. Основан этот костел был в 1814 г. Нынешнее здание возвели в 1882-1884 гг. Проект храма разработал англичанин Р. К. Фримен. В 1920 г. церковь была закрыта. В настоящий момент она передана верующим.

Костелы Москвы. Адреса

Католические храмы столицы можно посетить по адресам:

  1. Римско-католический кафедральный собор: ул. Малая Грузинская, д. 27.
  2. Церковь апостолов Петра и Павла: пер. Милютинский, д. 19, кв. 18.
  3. Церковь св. Людовика: М. Лубянка, д. 12.

Если гулять по Малой Грузинской улице, то непременно пройдешь мимо здания в неоготическом стиле.Это и есть Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии - главный католический храм России.

Глядя на стреловидные шпили с серебряными крестами, стремящиеся в голубое небо, трудно представить, что так было не всегда. Но у нашего храма была очень сложная и трагическая история.
Построен он был в начале двадцатого века для российской католической общины, в которую входили преимущественно поляки. Освящен в 1911 году во имя Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, но, в целом, служил филиалом ныне закрытой церкви св. Петра и Павла, которая уже не справлялась с таким количеством прихожан (более 30 000). Пожертвования на строительство собирались со всей страны и даже из-за границы. Храм строился с 1899 по 1911 год, но отделка велась вплоть до 1917 года.
Проект храма разработал прихожанин церкви свв. апостолов Петра и Павла, известный московский архитектор, поляк по происхождению, Томаш (Фома) Иосифович Богданович-Дворжецкий, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Здание было спроектировано в неоготическом стиле (т.е. стиле «новой готики», отличительные особенности которой: кладка из красного кирпича, высокие черные крыши, стрельчатые окна). Прообразом фасада послужил готический Собор в Вестминстре (Англия).

Это фасад в год освящения, а справа алтарь старого образца, который был утерян.
Грянула революция, а с ней и годы гонения на любую религию. Храм действовал до 1937 года, потом он был закрыт, а после в 1938 году и вовсе отобран у католиков. Но наступление на храм началось еще раньше. В 1935 году у него отторгли часть территории для строительства школы.
После закрытия началось постепенное разрушение собора. Было расхищено и уничтожено церковное имущество, включая алтарь и орган, был обезображен фасад. Храм отдали под различные организации, которые изуродовали его до неузнаваемости, разделив его перекрытиями на 4 этажа. Храм продолжали разрушать - во время войны снесли шпили, якобы чтобы убрать опасную мишень для бомбардировок, после снесли шпиль с купола и отобрали оставшуюся территорию под жилой дом.

К концу двадцатого века, в 1976 году, про храм вспомнили и решили передать главному управлению культуры для реконструкции и организации там зала органной музыки. Но не получилось из-за сопротивления разместившихся там организаций.
А в 1989 году московские католики потребовали вернуть храм Католической Церкви - законным хозяевам. Так начался медленный процесс возрождения храма.
В 1990 году была отслужена первая месса на ступеньках храма. Был учрежден приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, и началась борьба за возвращение храма верующим.

С июня 1991 года во дворе храма каждое воскресение стали служить Мессу. В июле 1991 года настоятелем храма был назначен салезианец отец Иосиф Заневский, который занимает этот пост и поныне. В этом же году началась благотворительная деятельность, катехизация по подготовке к таинствам. В 1993-1995 году в здании располагалась Высшая Духовная семинария - Мария Царица Апостолов, а так же какое-то время размещался там католический колледж св. Фомы Аквинского. Помнится, его выпускники рассказывали, как в перерыве бегали поклониться Святым Дарам в подвале, а потом вновь неслись на занятия. Сейчас оба заведения имеют свои здания. Католическая семинария переехала в Санкт-Петербург, а теперь уже университет располагается где-то на Бауманке, кажется.
В начале 1992 года мэр Москвы подписал распоряжение о передаче храма верующим. Но выселить занимающего Храм с 1956 года НИИ «Мосспецпромпроект» не удалось. Прихожане собственными силами расчистили от мусора несколько комнат в подвале и стали совершать богослужения там.

В тесноте, темноте, но выхода не было.
9 мая 1995 года архиепископ Тадеуш Кондрусевич обратился с открытым письмом к президенту России Б.Н.Ельцину по поводу ситуации вокруг Храма. В результате мэр Москвы Ю.М.Лужков подписал постановление о переводе «Мосспецпромпроекта» в новое помещение и передаче Храма верующим к концу 1995 г.
Однако не было никаких гарантий, что это решение будет выполнено. Настоятель прихода о.Иосиф Заневский призвал верующих к молитве о возврате храма и посту. По четвергам и пятницам в храме стали совершаться адорации Пресвятым Дарам и молитвенные процессии вокруг Храма – по воскресеньям. Верующим приходилось даже заниматься самозахватом помещений, что приводило к столкновениям с милицией. Наконец, 13 января 1996 года объединение «Мосспецпромпроект» выехало из здания Храма. А 2 февраля 1996 года приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии получил документы на бессрочное пользование зданием. Но это скорее было воспоминание о том соборе, который был когда-то, а не сам собор.

От него остались только полуразрушенные стены. Не подобает в таком месте совершать Евхаристию.

Началось постепенное восстановление здания, пожертвования опять собирались со всего мира как и при строительстве.

12 декабря 1999 года Государственный секретарь Ватикана, Легат Папы Иоанна Павла II, кардинал Анджело Содано торжественно освятил отреставрированный Храм, который с тех пор является Кафедральным Собором Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Не так давно мы отмечали одиннадцатилетие с повторного освящения собора. А в этом году будем отмечать его столетие. "И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16:18.) Храм возродился как феникс из пепла. И надеюсь простоит еще много-много столетий.
Фотографии в этой части, кроме современных, естественно, не мои. В сети найдено да с приходского сайта catedra.ru взяты. Впрочем, и они по всей сети болтаются. Так что трудно сказать, что и откуда взято, но главное суть.
После восстановления храм и приход зажили полнокровной жизнью.

Собор превратился в настоящий культурный центр, где проводятся занятия по основам христианского вероучения, ведется благотворительная деятельность (работает детский приют, центр Каритас, собираются пожертвования на различные нужды), проводятся концерты духовной музыки и различные встречи.
Порой мне наш собор напоминает густонаселенный город. :)

Входишь в эти чугунные ворота, увенчанные латинским крестом и попадаешь в место прохлады, тишины и покоя.

Да, там всегда спокойно, даже не смотря на то, что по территории носится масса детей из окрестных домов, а по воскресениям это вообще многонациональный детский сад. Местные жители любят сюда приходить, потому что их точно никто не прогонит и здесь нет никакой опасности. Разве что детской площадки нет, но детское население всегда находит чем заняться.

На месте строительного вагончика возвели статую Доброго Пастыря с овцами. Можно бесконечно спорить о ее художественной ценности, но вот дети ее просто обожают.
Обычно она выглядит именно так. Дети устраивают скачки на овцах и пытаются вскарабкаться по посоху на руки к Иисусу. В этом году решили обломать их и все кругом засадили цветами и огородили, а по мне так зря. Пусть бы себе играли.
Я люблю наблюдать за детьми, за раскормленными голубями, во множестве бродящими по территории и просто любоваться башенками, уходящими ввысь.

А еще я смотрю на витражи снаружи, пытаясь угадать, где какой.

Но это не так просто. Внутри стекло выглядит совсем по-другому.
Мне все это никогда не надоедает, потому что во всякое время года и дня собор всегда разный.

В сгущающихся сумерках угадывается лишь черный контур, а в темноте включается подсветка, от чего все здание горит оранжевым, как бы светится изнутри.
Мне очень нравится и гулять по территории, которая выглядит вполне ухоженной и облагороженной. Там растут ели, которые перед Рождеством украшают, а отец настоятель завел теплицы и насадил кучу цветов.

Порой выходишь во двор, а он там расхаживает с садовым шлангом и поливает свой цветник.

В прошлом году возле церковного киоска цвели роскошные красные розы.

Грот Девы Марии Лурдской возле здания Курии нынче тоже утопает в цветах.

Да и сама администрация не отстает.

В цветах почти каждый квадратный сантиметр. :)

Что ни говори, а зимой куда скучнее.

Хотя это как посмотреть. Удивительные встречи случаются круглый год. На этой фотографии неожиданно материализовались два монаха-францисканца. Я потом их только на дисплее увидела. Нарочно не придумаешь. А так это наш церковный киоск, где неплохой выбор христианской литературы, можно приобрести свечи, иконы, распятия, нательные кресты и все что необходимо для внешнего выражения веры.

Это роза собора. Там есть латинские буквы VMIC (Virgo Maria Immaculata Concepta – Дева Мария Непорочно Зачатая). Одиннадцать ступенек символизируют 10 заповедей + заповедь послушания, необходимые для вхождения во врата небесные, которые в данном случае символизируют двери храма.

Христос вчера, сегодня и всегда... Только следование этому девизу приведет нас в Отчий дом.
Войдя в двери храма, оказываешься в притворе или в нартексе, как его еще иногда называют.
Здесь есть доски объявлений прихода, концертная программа и объявления оратория - молодежного центра. Есть и столы, куда кладут программу концертов, Живое слово (размышления над Евангельскими чтениями на неделю), различные газеты и журналы (например, Свет Евангелия или Салезианский бюллетень). Впрочем, не только это. Массу интересного можно найти, если регулярно проверять.

А еще там есть четыре двери. Правая дверь возле входа ведет к запасному выходу из храма, где на лестничной площадке располагается туалет, а еще именно там расположена лестница, ведущая на хоры. Утром в воскресенье именно оттуда спускаются наши хористы.
Левая дверь возле входа ведет в цокольный этаж, где тоже много разных полезных помещений, но о них позже. Дверь возле доски объявлений ведет в зал Марии Помощницы Христиан - один из учебных классов, где я, собственно, почти целый год и получала, так сказать, начальное теологическое образование, иными словами, проходила катехизацию перед Причастием. Сам по себе зал почти ничем не отличается от школьного класса или университетской аудитории - парты, доска, окно. Разве что тесновато там и на стене висит распятие. Куда ж без него?
Между двумя дверями располагается Распятие. По обе стороны от него ящики для пожертвований - левый предназначен на ремонт храма, а правый для нуждающихся.

В последние дни Великого Поста Распятие и вообще все кресты в храме покрывают фиолетовой тканью. Это символ того, что Бог порой закрывает от нас свое лицо, но Он все равно здесь, страдает ради нас.

С весны прошлого года там долгое время стоял флаг Польши с траурной лентой - в память о погибшей польской делегации. Приход исторически всегда объединял поляков, хотя сейчас и много русских появилось. Но священники и монахини многие из Польши, потому это их непосредственно касается.

Так выглядел притвор в день гибели самолета с польской делегацией.

И, наконец, четвертая дверь ведет в главное помещение - зал для богослужений. По обе стороны от двери - чаши с освященной водой или кропильницы.

Чтобы войти внутрь, нужно опустить руку в воду и осенить себя крестным знаменем. Католики латинского обряда и просто живущие по латинскому обряду совершают его следующим образом: пальцы складываются лодочкой (символ пяти ран Христа), потом рука на лоб, после на грудь где-то в районе солнечного сплетения, на левое плечо, на правое плечо. Завершают все по-разному. Я кладу руку на область сердца, кто-то делает жест, будто собирается сжать в руке крест на груди, кто-то просто руку опускает, как-то видела, что кто-то приближал пальцы к губам. Этот жест вроде имитирует целование перстня с крестом, если не ошибаюсь. Впрочем, складывать пальцы могут немного по-другому. Есть аж пять вариантов вроде как, но в России наиболее употребителен тот, что я описала. Кстати, не возбраняется креститься как православные. Никто не побьет, потому что во-первых, так же крестятся католики византийского обряда, а во-вторых, нет разницы как креститься - самое главное символ креста Господня. Католики армянского обряда вообще как-то подмышками крестятся, и никто на них косо не смотрит.
После того как перекрестились, можно входить.

Войдя, попадаем в центральный неф, который заканчивается алтарем, где и совершается самое главное - Евхаристия, за ним Распятие (9 метров высотой).
При входе обычно нужно совершить поклон головой Кресту, но большая часть прихожан встает на правое колено. Вообще этот жест предписано совершать, когда проходишь мимо Дарохранительницы. Раньше она находилась в алтаре, во многих старых храмах до сих пор так, но после Второго Ватиканского Собора появилась тенденция переносить ее куда-то в сторону. У нас Святые Дары хранятся в часовне Божьего Милосердия, поэтому на колено вставать при входе необязательно, но все равно большинство так делает.
Слева стоит стол привратницы, где по очереди дежурят наши бабушки. За порядком смотрят, за ящиком пожертвований наблюдают и на вопросы могут ответить. С двух сторон от входа стоят исповедальни, где во время каждой мессы есть священник. Там отпускают кающимся грехи.

Выглядят они примерно так, но на фото закрытая, которые ближе к ризнице располагаются. Их почти никогда не используют, разве что в дни больших праздников, когда очередь большая, потому мне ее устройство не шибко знакомо - я там ни разу не была. Понятно, что в центре место для священника, а по бокам для исповедующегося, но на том все. Открытая почти такая же, только там нет дверей. Священник садится в кабинку в центре, а ты должен подойти сбоку, опуститься коленями на специальную доску и, собственно, через решетку сказать все, что надо, и выслушать наставления. Для особо нервных или несведущих специально на уровне глаз приклеена бумажка с обрядом исповеди, который все же имеет определенную литургическую форму. Хотя его рекомендуется знать наизусть, так как не везде приклеено.

Пока гуляешь по храму, можно полюбоваться цветными витражами. Они у нас очень красивые.

Везде превалирует фиолетовый, потому что фотография во время Поста сделана, а фиолетовый - цвет покаяния.
Обычно я сворачиваю в левый проход, так как привыкла сидеть именно по левую сторону да и любимое место для молитвы именно там.

По стенам собора развешаны барельефы, изображающие сцены Страстей Христа. Во время Великого Поста по пятницам проводится особое богослужение Крестного Пути, во время которого верующие ходят процессией с крестом и свечами, останавливаются возле каждого из четырнадцати изображений (или стояний) и размышляют над этими эпизодами с молитвой. Это двенадцатое - Распятие.

А это самое святое место храма - Дарохранительница. Слева придел девы Марии Фатимской, а впереди как раз часовня Божьего Милосердия. Желтый круг и есть дверь, за которой Святые Дары. Возле них всегда горит лампада - единственный огонек, который не гасят на ночь. Когда пересекаешь этот проход или хочешь войти или выйти из часовни, то нужно преклонить правое колено и можно перекреститься, сказав про себя или вслух 3 раза: "Да пребудут в прославлении Пресвятые Дары - истинные Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа". Но обязательный для католика минимум - коленопреклонение и полное, а не книксен какой, как некоторые делают. Уж лучше тогда совсем ничего не делать, чем для галочки имитировать.

В левом приделе стоит статуя Девы Марии Фатимской, в честь которой он и назван. Тут стоят скамейки с генофлекториями - можно сесть, можно преклонить колени. Возле самой статуи тоже есть генофлектория. Обычно там возносят самые личные интенции, по крайней мере мне видится так. Возле статуи свечники, где можно оставить горящую свечу. Вообще в латинском обряде нет такой масштабной традиции везде ставить свечи, но, в принципе, можно оставить как знак молитвы или как жертву храму. Можно это сделать именно здесь. Свечи покупают в лавке, но можно и принести с собой.

Рядом стоит ящик для записок с просьбами к Деве Марии, которые зачитываются каждую среду во время Новенны к Матери Божьей Помощнице Христиан.
Здесь же раньше стоял бюст блаженного Папы Иоанна Павла Второго и статуя Иуды Фаддея - одного из апостолов. Сбоку от бюста Папы объявление об интенциях Бенедикта XVI на текущий месяц. На июль они звучат следующим образом:
· чтобы в каждой стране мира выборы в органы государственной власти осуществлялись справедливо, открыто и честно, с уважением к свободному решению каждого гражданина;
· чтобы везде, особенно в крупных городах, христиане стремились к плодотворному содействию делам образования, справедливости, солидарности и мира.
Есть благочестивая обязанность всякого католика молиться как можно чаще в интенциях Папы Римского. Чтобы было проще, их оглашают.
А сейчас бюст переставили на небольшую полочку возле алтаря.
В этом же приделе находится еще одна исповедальня и еще один запасной выход, который используют в дни когда вечерней мессе дышит в затылок музыкальный концерт. Тогда прихожан выпускают через эту дверь, чтобы толкучки не было.
Так же совсем рядом стоит электроорган, который используют в будние дни.

А большой орган, подаренный лютеранским собором в Германии, стоит на хорах. На нем играют только утром в воскресение, по праздникам и во время концертов.
Если собираешься в правый придел святого Иосифа, то, проходя мимо алтаря, нужно поклониться Кресту.

Здесь располагается статуя св. Иосифа с Младенцем Иисусом. Раньше эти приделы предназначались для раздельной молитвы мужчин и женщин. Справа были мужчины, а слева женщины, но сейчас эта традиция давно уж отмерла.

Еще здесь располагается частица мощей св. Терезы из Лизье, юной монахини-кармелитки, которая считается покровительницей миссионеров. Здесь тоже есть генофлектория, так что можно помолиться у мощей.

Тут же стоит еще один ящик для пожертвований, а так же статуя салезианских святых - св. Иоанна Боско и св. Доминика Савио, его ученика.

Чуть дальше слева дверь в ризницу, где сидит дежурная сестра-монахиня, которая записывает сведения в приходскую книгу, принимает пожертвования на мессы в личных интенциях, а так же здесь помещение для священников и министрантов, которые надевают здесь литургическое облачение. Здесь так же можно поговорить со священником, попросить об исповеди в неурочное время или же освятить какие-то предметы.
Рядом своего рода склад церковной утвари - купель, которую выносят к алтарю только во время крещений, крест, который носят во время торжественных процессий, ковровая дорожка, которую используют лишь в особых случаях (например, во время венчаний), переносные генофлектории для брачующихся и еще особо почитаемая российскими католиками икона Девы Марии Фатимской, которую носят в торжественной процессии по храму каждое 13 число месяца в воспоминание об явлениях Богородицы в португальском местечке Фатима, которые непосредственно касались России.
Еще тут стоит бак с освященной водой, которую можно пить или унести домой.

Правый придел порой используют для реконструкции Евангельских событий. На пасху тут Гроб Господень, а в Рождественское время - вертеп.
На Рождество, по-моему, храм выглядит красивее всего.

Всюду елки и гирлянды.

И алтарь, и амвон выглядят празднично.

После утренней мессы в первый день Нового года тихо и спокойно.

И солнце, бьющее сквозь стекла витражей.

Чтобы выйти из зала, нужно совершить те же действия, что и при входе, но в обратном порядке.
Теперь можно прогуляться в цокольный этаж или в крипту. Для этого нужно нырнуть в дверь слева от главного входа в храм. Там будет лестница в подвал.

На первой лестничной площадке будет вот такая стена памяти, где перечислены имена католиков, пострадавших за свои религиозные убеждения в годы гонений.

История Католической Церкви в России была непростой, порой там были весьма трагические страницы, но это тема отдельного поста. От старушек наслушалась ледянящих душу историй.

Лестница заканчивается прихожей со стойкой, где продают билеты на концерт. Некоторые не обращают внимания, что там и дальше что-то есть.

Если пройти вглубь, то попадаешь в зал, где стоит диван, а еще есть стенгазеты об истории салезианского ордена и его деятельности в России. И еще тут есть настольный футбол, в который очень часто играют дети или молодежь.
Если подняться по ступенькам, то попадаешь в довольно длинный коридор с множеством дверей. Первая дверь налево - это библиотека, где можно взять почитать книгу или покопаться в подшивке старых газет.

Первая дверь направо - это ораторий, молодежный центр, где проводят много времени некоторые ребята из прихода. Там можно пообщаться, совместно помолиться, выпить чаю и посмотреть душеполезный фильм, например.

Рядом большая статуя Девы Марии почти в человеческий рост. Она мне очень нравится.

После оратория располагается зал. блаженной Лауры Викуньи. Точное его предназначение мне неизвестно, но там внутри есть что-то типа алтаря и там иногда проводятся какие-то встречи. Например, розыгрыш призов Миссионерской лотереи.

Вторая дверь слева - зал св. Марии Доминики Мадзарелло. Это учебный класс. Там проводится катехизация, встречи, кружки, собрание молитвенных групп.
Дальше зал Святых Ангелов, тоже учебный и для разных встреч, а справа зал св. Иосифа для масштабных встреч - например, для Живого Розария раз в месяц или для записи на катехизацию, куда традиционно притаскивается масса народа. Этот зал самый большой, поэтому как нельзя лучше годится для таких мероприятий.

На стене есть распятие и есть изображения Тайн Розария, одной из самых популярных католических молитв, - все четыре части, всего 20 тайн.

Без доски объявлений тоже не обойтись.
Дальше идет дверь, за которой коридор продолжается. Справа будет хоровой класс, где хористы проводят репетиции, а слева Каритас - благотворительное учреждение. После коридор расширяется и можно увидеть несколько дверей. Если пойти направо, то попадешь в предбанник, где дверь в помещение Школы Катехизаторов и Школы Изучения Библии, а дальняя дверь ведет в часовню, которую традиционно оккупирует корейская община.

Во время прошлогоднего ремонта там проводились мессы по будням. В часовне два алтаря.

В этом располагается Дарохранительница и на нем же служат Тридентскую мессу два раза в месяц.

Я в этом старом чине совсем не разбираюсь. Знаю только, что он намного длинее нового, все на латыни и священник спиной к народу служит.
Сама часовня мне не очень нравится. Уж больно ярко выражен азиатский колорит - даже образы с азиатским типом лица, это очень отвлекает.
У часовни есть еще один алтарь, на котором служат мессу по обычному чину. Есть и еще одна дверь, в которую священники входят и выходят. Она полностью прозрачная, поэтому видно все, что творится в коридоре, а это не шибко уютно, потому что там располагается походная исповедальня. Там перекрытий нет, поэтому все прекрасно видно. Тут же есть мини-ризница и еще один выход из храма. Такая вот небольшая прогулка по собору, приоткрывающая завесу таинственности. :)

Собор на Малой Грузинской улице в Москве принадлежит Римско-католической церкви и является главным храмом этого религиозного направления в столице.

Ещё с середины XVIII столетия в Европе возникло направление, возродившее средневековую готическую архитектуру и получившее название «неоготика».

Устремлённые вверх, стрельчатые линии, словно сложенные в молитве ладони, своды из пересекающихся дуг, ажурные конструкции, окна с разноцветными витражами, высокие, но длинные и узкие залы – все эти характерные готические черты присущи кафедральному собору, возведённому в конце XIX – начале XX века.

Описание католического собора

Скульптура, изображающая распятие Христа, встречает посетителей у входа. Храм имеет три нефа, разделённых колоннами. В боковых нефах расположены исповедальни. В центральном — места для прихожан, разделённые проходом. Под окнами можно увидеть настенные барельефы, изображающие Крестный путь Иисуса.

Алтарь храма, как и амвон, выполнен из тёмно-зелёного мрамора, в нём хранятся мощи святых.

Над задней частью центрального нефа расположены хоры. По воскресеньям богослужения сопровождает Литургический хор, а в дни церковных праздников — профессиональный Академический хор.

В этом соборе находится самый большой орган в России. Изготовлен он в Швейцарии, имеет 4 мануала и 74 регистра. В храме также имеются два цифровых органа.

Расписание месс

Богослужения в соборе проходят на русском, польском, латыни и ещё пяти языках. Мессы на русском и польском проводятся ежедневно, на других языках – в определённые дни . Регулярно происходит поклонение Пресвятым Дарам, по воскресеньям служат Святую Мессу с проповедью для детей. Проводятся и тематические мероприятия , например, мессы для избавления от разных недугов или беседы о семье и воспитании детей.

Расписание месс в костёле на Малой Грузинской:

  • В будние дни, кроме среды, Святая Месса проводится в 8.00, 9.00 (на русском языке), 18.00 и 19.00(на польском).
  • По субботам — утром и в 17.30.
  • В воскресенье Святые Мессы проходят весь день.

В соборе проходят службы также по форме римского обряда: каждую третью пятницу, субботу и воскресенье. Божественная литургия по армянскому обряду — по пятницам и воскресеньям в 13.00 и 15.30 .

Присутствовать на богослужении может каждый человек, независимо от своего вероисповедания . Однако исповедоваться и причащаться к Святым Дарам могут только крещёные католики.

Деятельность костёла не ограничивается только мессами и литургиями. С целью привлечения молодёжи здесь проводятся разнообразные мероприятия:

  • встречи, беседы, консультации;
  • занятия по катехизису;
  • подготовка к конфирмации;
  • работает детско-юношеский центр имени Иоанна Боско. Общественная культурная организация «Искусство добра», расположенная в помещении храма, тесно сотрудничает со священнослужителями и верующими. Этот фонд организует и курирует концерты духовной музыки, оказывает помощь молодым талантливым музыкантам и детским приютам.




Концерты в соборе

Это сооружение является не только памятником готической архитектуры, но и популярным концертным залом . Концерты в католическом соборе на Малой Грузинской привлекают немало любителей классической музыки. Обилие ниш, сводов, куполов создаёт особую акустику, сходную со стереофоническим звучанием (в свете современных технологий – 3D). Недаром ещё со средневековья органы размещались исключительно в храмах.

Органные и хоровые концерты проводятся в костёле регулярно. Здесь можно послушать классическую органную музыку – Баха, Генделя, Моцарта, Вивальди и др.; хоровые произведения великих композиторов в исполнении великолепных хоров, симфоническую музыку и даже джаз в органном исполнении . Фонд «Искусство добра» поддерживает связи с выдающимися органистами мира и некоторые из них выступают с концертами и даже проводят занятия с молодыми музыкантами. Кроме того, разработан проект, в рамках которого, есть возможность пройти курс, в который включено обучение многоголосному вокалу в стиле григорианского хорала.

Эти концерты пользуются огромной популярностью у любителей серьёзной музыки и их организаторы уже составили расписание на полгода. Программная афиша предлагает, кроме органной музыки в исполнении русских и зарубежных органистов, выступления ансамблей с самыми необычными сочетаниями инструментов:

  • лютня, лира, кифара;
  • орган, гобой, флейта;
  • орган и арфа;
  • орган и саксофон;
  • орган, саксофон, дудук, флейта, арфа;
  • орган и труба;
  • орган и оркестр;
  • струнный квинтет и гитара;
  • орган и вокал (соло и ансамбль).

Концертный зал представляет также сказки «Хоббит» и «Маленький принц» с песочной анимацией.

Расположение, транспорт

Как попасть в собор на Малой Грузинской, как добраться до этой улицы — такой вопрос часто возникает у приезжих, да порой и у москвичей. Адрес собора — Пресненский район, улица Малая Грузинская, дом 27/13.

Чтобы попасть в храм на богослужение или концерт, лучше всего воспользоваться метрополитеном, а затем немного пройти пешком. Ближе всего находится станция «Улица 1905 года».

Католический собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии – истинный оплот духовности и культуры. Его посещают люди разных вероисповеданий, и это взаимопроникновение культур и религий стирает грани между ними и, бесспорно, служит делу мира.

Были на органном концерте (орган + скрипка + гобой) — великолепно! Потрясающая акустика, очень вежливое отношение. Всем советую полюбоваться величием собора и послушать концерт.

Прекрасный собор, прекрасные концерты. Часто выступают знаменитые музыканты. Удивительная атмосфера, музыка словно обволакивает и поднимается к сводам.

Торжество готики! Собор поражает воображение, особенно при подсветке. Он похож на волшебный замок, даже не верится, что он реален, настоящее средневековье.

В православной Москве немного необычно видеть классический католический собор. Именно таким образцом классического католического собора и является Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве на Малой Грузинской улице. Храм решили построить в 1894 году, когда число католиков в Москве превысило 30 тысяч человек. Деньги на него собирали поляки, которые жили в Москве. А построен собор по проекту московского архитектора Фомы Иосифовича Богдановича-Дворжецкого. Прообразом фасада послужил готический собор в Вестминстерском аббатстве, а его купол напоминает купол кафедрального собора в Милане. Строительство собора велось с 1901 по 1911 год. И в декабре 1911 года он был торжественно открыт.

01.


Но в 1937 году храм был закрыт, а его имущество разворовано и уничтожено. За много лет внутренние помещения собора перестраивались различными организациями. А в 1989 году московские католики обратились с просьбой вернуть собор Римско-католической Церкви. В 1991 году мэр Москвы Юрий Лужков подписал указ о передаче храма, но она затянулась на несколько лет. И вот 12 декабря 1999 года собор был освящён легатом папы Иоанна Павла II, государственным секретарем Ватикана, кардиналом Анджело Содано и стал Кафедральным собором Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

02.

На колокольне храма находится четыре колокола, самый большой из которых - "Фатимская Божья Матерь" весит 900 килограмм и он звонит в 12 часов дня и в 12 ночи, а также за 15 минут до службы. Остальные называются: "Иоанн Павел II", «Святой Фаддей» (в честь небесного покровителя архиепископа Тадеуша Кондрусевича), «"Юбилей-2000" и "Святой Виктор" (в честь небесного покровителя епископа Скворца).

03.

Иисус и овцы. Господь пасёт своих овец. Овцы - это все верующие, которые пасутся рядом, а Господь даёт им пищу.

04.

05. Мать Тереза - создала множество школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей. В 1979 году ей была присвоена Нобелевская премия мира, а в 2003 году Мать Тереза католической церковью была причислена к лику блаженных.

06. По бокам собора находятся 14 барельефов. Они показывают 14 стояний Крёстного пути Христа

07.

08.

09.

10.

11.

12. Перед входом в собор верующие омывают руки и делают крестное знамение и поклон перед святыми дарами. Сверху находится медаль "Юбилей-2000"

13.

14.

15.

16.

17. Орган электрический

18. "Живой" орган фирмы "Kuhn". Это один из самых больших органов в России. Был принесён в дар Кафедральному собору Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве от Евангелическо-реформатского кафедрального собора "Basel Münster" швейцарского города Базеля. Сам орган изготовлен в 1955 году. А в 2002 году его начали демонтировать и перевозить в Москву. Все работы по установке органа в Москве велись бесплатно. 16 января 2005 года состоялась торжественная месса с освящением соборного органа под предстоятельством архиепископа-митрополита Тадеуша Кондрусевича

19. Храм трёхнефный. Нефы разделены друг от друга десятью колоннами. Каждая колонна символизирует одну из заповедей Господних.

20. Икона с крестиком, который передал кусочке хлеба на волю, заключённый в 1930-хгодах человек

21.

22.

23.

24. Явление детям Девы Марии в Фатиме. Известно, что она сделала три пророчества. Далее цитирую документ "Третий Мемуар", написанный Люсией, одной из тех детей, по просьбе Жозе да Сильва, епископа города Лейрия:

1. "Богородица показала нам огромное море огня, которое будто бы находится под землёй. В этот огонь были погружены демоны и души в человеческой форме, как прозрачные горящие угли, все почерневшие или как темная бронза. Плавая в пожаре, они то поднимались в воздух языками пламени, исторгающимися изнутри их самих вместе с большими облаками дыма, то падали обратно во все стороны, как искры в огромном пожаре, без веса или равновесия, на фоне визгов и стонов боли и отчаяния, которые потрясли нас и заставили дрожать от страха. Демонов можно было различить по их ужасному и отвратительному подобию со страшными и неизвестными животными, полностью чёрных и прозрачных. Это видение длилось лишь мгновение. Как мы когда-либо можем достаточно возблагодарить нашу добрую Небесную Матерь, которая заранее подготовила нас, обещая, в первом своём явлении, принять нас на небо. Иначе, я думаю, мы бы умерли от страха и ужаса".

2. "Вы видели ад, куда отправляются души бедных грешников. Чтобы спасти их, Бог хочет установить в мире почитание Моего Пренепорочного Сердца. Если то, что я вам скажу, будет исполнено, много душ будет спасено и настанет мирное время. Война скоро закончится. Но если люди не перестанут оскорблять Бога, начнется худшая война при Папе Пии XI. Когда вы увидите ночь, озаренную необычным светом, знайте, что это великий знак Божий того, что Бог готов наказать мир за злодеяния посредством войны, голода, и гонений на Церковь и Святейшего Отца. Чтобы предотвратить это, я пришла просить о посвящении России моему Пренепорочному Сердцу и о причащении в возмещение грехов в первую субботу месяца. Если мои просьбы будут услышаны, Россия обратится и настанет мирное время. Если нет, то она распространит свои ошибки по всему миру, вызывая войны и гонения на Церковь. Добрые будут му́чимы, Святейший Отец будет много страдать, некоторые народы будут уничтожены. В конце моё Пренепорочное Сердце восторжествует. Святейший Отец посвятит Россию мне, и она обратится и некоторое мирное время будет даровано миру"

3. "Я пишу из послушания Тебе, мой Бог, приказавшего мне сделать это через Его Высокопреосвященство епископа Лейрии и Божию Матерь.
После двух частей, которые я уже объяснила, слева от Божией Матери и немного выше, мы увидели Ангела с огненным мечом в левой руке. Пылая, меч извергал языки пламени, которые могли бы сжечь всю Землю, но они затухали, касаясь великолепного сияния, которое Божия Матерь излучала навстречу им из своей правой руки. Указывая на землю своей правой рукой, Ангел закричал громким голосом: «Покайтесь, покайтесь, покайтесь!» Мы увидели в бесконечно ярком свете, что есть Бог, нечто подобное тому, как изображения людей появляются в зеркале, когда они проходят перед ним: епископа, одетого в белое, - нам показалось, что это был Святейший Отец. Там были и другие епископы, священники, верующие мужчины и женщины. Они поднимались вверх по крутой горе, на вершине которой был большой Крест из неотёсанных стволов пробкового дерева. Прежде чем попасть туда, Святейший Отец прошел через большой город, наполовину в руинах, наполовину содрогающийся. Он шёл останавливаясь, страдая от боли и горя, и молясь за души тех, трупы которых он встречал на своём пути. Достигнув вершины горы, на коленях у подножия Креста он был убит группой солдат, которые стреляли в него пулями и стрелами. И таким же образом там умерли один за другим другие епископы, священники и верующие мужчины и женщины, и различные миряне разных чинов и сословий. С обеих сторон Креста стояли два Ангела, каждый с хрустальной кропильницей в руке, в которую они собирали кровь мучеников и ею окропляли души, прокладывающие свой путь к Богу".

25. Святые Иоанн и Доминик

26.

27. Распятие, показывающее умершего Христа

28. Купель, в которой крестят младенцев

29.

30. Колокольчики, в которые звонят перед началом службы

31.

32. Под куполом

33. Подставка для колен во время венчания

34.

35. Солнце - это ниша, в которой находятся Пресвятые дары

36. Икона написана по просьбе Фаустины Ковальской - монахини из Польши, у которой были стигматы. Однажды к ней явился Господь и сказал: "Напиши меня таким, каким меня видишь". Она пошла к художнику и появилась такая икона

37. Матерь Божья

38.

39.

40. Папа Иоанн Павел II

41. Исповедальня

42.

43.

44.

45.

46.

47. Крестный путь Христа

48.

49.

50. Грот Лурдской Божьей Матери.

Лурд - город во Франции. Получил свою известность после того, как в 1858 году 14-летняя девочка Бернадетта Субиру удостоилась многократных чудесных явлений Пресвятой Богородицы

51.

52. Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве

53.

54. Памятник жертвам геноцида армян в Османской империи

55.

Самый большой католический собор в России, как ни странно, находится в Грузинах, исторически православной Грузинской слободе. За более чем столетнюю историю собор пережил закрытие, разграбление, бомбардировки Великой Отечественной войны, перестройку под НИИ и масштабную реставрацию.

Не всем москвичам известно о небольшом районе Грузины в центре Москвы, между Пресней, Зоопарком и Белорусским вокзалом. О некогда процветающей Грузинской слободе – владении грузинского царя Вахтанга VI – можно догадаться лишь по названиям улиц: Большая и Малая Грузинские, Грузинский Вал, Грузинский переулок. На Малой Грузинской, д. 27/13 находится крупнейший католический собор в России – Римско-католический кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии .

В 1894 году, в связи с ростом католической общины в Москве, возникла необходимость постройки третьего, более вместительного храма. Совет храма св. Петра и Павла обратился за разрешением на возведение собора к московскому губернатору: разрешение было получено при условии строительства вдалеке от центра и главных православных святынь, без башен и наружных изваяний. Проект неоготического храма на 5000 прихожан Ф. О. Богдановича-Дворжецкого победил на конкурсе и был утвержден, несмотря на нарушение последнего условия, и участок на Малой Грузинской был приобретен. Место выбрали неслучайно. Хотя исторически в Грузинах была своя православная церковь Георгия Победоносца, основанная в 1750 г. (так же закрытая и поврежденная в советское время), в этом районе проживало много поляков. Именно польская община собрала основную часть средств для постройки, которая обошлась в 300 тысяч рублей серебром. Десятилетнее строительство завершилось в 1911 г., и 21 декабря того же года храм был освящен.

Отделочные работы велись вплоть до революции 1917 г., и первые двадцать лет советской власти костелу удавалось сохранять приход и продолжать богослужения. Все изменилось в 1937 г.: храм закрыли, церковное имущество было разграблено либо уничтожено, разрушены алтарь и орган, обезображен фасад. Внутри началась перепланировка под общежитие. В начале войны собор сильно пострадал бомбардировок – были разрушены несколько башен и шпилей. После войны разобрали главный шпиль над некогда богато украшенным алтарем и продолжили перепланировку под рабочие общежития, затем овощехранилища, различные цеха, конторы и организации.

В 1956 году в костел переехал НИИ «Мосспецпромпроект» , поделивший здание на 4 этажа, тем самым изменив внутренний интерьер до неузнаваемости. Через двадцать лет, в 1976 г., собору, казалось бы, должна была улыбнуться удача: московские власти создали проект по превращению собора в зал органной музыки. Однако 15 организаций, оккупировавшие здание, отказались переезжать. Наконец, в 1989 г. московские католики во главе с ассоциацией «Дом Польский» подали запрос на возвращение храма Римско-католической церкви. Год спустя, по случаю праздника Непорочного Зачатия Девы Марии была отслужена месса на ступенях костела с разрешения властей. Это было первое богослужение собора за долгих 60 лет. Тем не менее, на возвращение храма епархии понадобилось еще 5 лет – НИИ «Мосспецпромпроект» отказывалось выселяться. В 1996 г. приход наконец-то получил документы на бессрочное пользование зданием от властей.

Основные реставрационные работы заняли около трех лет, в конце 1999 года кардинал Ватикана Анджело Содано прибыл в Москву для торжественного освещения костела. Несколько лет спустя собору было возвращено его главное сокровище – орган, для которого в проекте предусматривалась специальная акустика. На этот раз орган был подарен швейцарским лютеранским собором. На сегодняшний день орган собора Непорочного Зачатия – один из самых больших в России: в нем 74 регистра, 4 мануала и 5563 трубы, позволяющие исполнять органную музыку любой эпохи, начиная с раннего Средневековья.

Cегодня главный московский костел открыт для посещения, в нем служат мессы на русском, польском, английском, французском, корейском и латыни. Являясь одним из основных залов органной музыки, собор проводит музыкальные курсы по григорианскому хоралу и органной импровизации. На протяжении более 10 лет, совместно с благотворительным фондом «Искусство добра» храм проводит открытые для посещения концерты духовной музыки. 7 cентября был открыт новый сезон, всего за сентябрь состоится еще 10 концертов, где можно услышать не только орган. В программе также скрипка, труба, вокал, саксофон, полонез, концерт для детей.

В любое время года можно погулять по территории храма. На католическое Рождество собор превращается в настоящую зимнюю сказку, а у ограды будто бы из-под снега вырастает маленький домик – хлев с фигурами Иисуса в яслях, Девы Марии, животных и ангелов. Пережив революцию, войну, разрушения, отметив возвращение в епархию и столетие, костел является одним из самых светлых и умиротворяющих храмов в Москве.

Ознакомиться с программой и купить билет можно на сайте: http://artbene.ru
Сайт собора: http://www.catedra.ru

Анастасия Дорогова

Понравилось? Лайкни нас на Facebook