Костел святой троицы в гервятах, беларусь. История архитектуры Костел святой троицы

Костел Святого Роха в Минске расположен немного в стороне от проспекта Независимости, и со всех сторон окружен жилыми домами, поэтому не виден издалека, как большинство культовых сооружений.

Костел Святого Роха (фото: Сергей Сандаков, 2006)

Костёл Пресвятой Троицы был построен в середине 19 в. по проекту академика Петербургской академии художеств М. Сивицкого. Сооружение является памятником архитектуры неоготического стиля.

Костел Пресвятой Троицы (фото: Сергей Сандаков, 2006)

До наших дней сохранилась легенда, о том, как возник этот костел… Во время эпидемии холеры 1631 г. одному из жителей Минска во сне пришло послание свыше о том, что город может спасти от холеры только статуя святого Роха, которая погребена под обломками костела бонифраторов. После продолжительных поисков в указанном во сне месте действительно была найдена деревянная статуя святого Роха, которую с большими извлекли из завалов, пронесли по всему городу и установили в деревянной каплице на Золотой Горке. После этого эпидемия холеры в Минске действительно пошла на убыль, а святого Роха стали почитать, как небесного покровителя города. Позже на месте деревянной каплицы и было построено здание костела.

В здании Костела Святого Роха находился зал камерной и органной музыки Белгосфилармонии, который был создан в 80-х гг. XX в. в ходе реставрации.

Во дворе костела можно увидеть немногочисленные старые надгробные памятники — это всё, что осталось от некогда большого Золотогорского кладбища. Также здесь находится несколько красивых скульптур.

Скульптуры во дворе костела (фото: Сергей Сандаков, 2006)

  1. Храм имеет несколько названий, которые употребляются жителями города Минска: Костел Святого Роха, Троицкий (Пресвятой Троицы) Костел, Златогорский Костел.
  2. В 1998 в правом алтаре костела была установлена выполненная из металла статуя св. Роха, где некогда стояла исчезнувшая историческая.

Время работы и расписание служб

Будни: 08.00, 19.00
Воскресенье: 09.00, 11.00, 12.30, 19.00
Дополнительные богослужения (для парафий св. Петра и Павла и св. Андрея): будни в 12.00, воскресенье в 07.30 (на польск. языке) и 16.00 (на бел. языке)

Как добраться

Костел Святого Роха (Троицкий костел) находится по адресу: пр. Независимости, 44А
Доехать можно на метро, выход на станции «Площадь Победы» (в сторону ЦУМа)

Адрес: проспект Независимости, д.44. Режим работы: 07:00-22:00

Костел на Золотой горке

На Золотой Горке в Минске есть интереснейшее место. Долгая история, религия и множество легенд окружают его. На этом месте уже как 150 лет стоит католический собор. Названий имеет он несколько, одно - Златогорский костёл - связано с местом, на котором воздвигнут храм. Второе - Троицкий костёл - перенято от прежней молельни, располагавшейся здесь несколько столетий назад. И третье, самое распространённое - Костёл Святого Роха - несет имя Святого, в честь которого и был построен храм. Хотя костёл был построен с исторической точки зрения недавно, его история, а также события, предшествовавшие его воздвижению, начались более пяти веков назад.

История Костела Святого Роха

Первый костёл на Золотой Горке стоял здесь в XIV веке - это время основания католического прихода Пресвятой Троицы в Минске . Основал его король Ягайло, он же и воздвигнул здесь первый деревянный храм, сожженный при пожаре 1409 года. Через 400 лет заново отстроенное здание настигла та же участь. После попыток построить новый собор не было - из-за недостачи средств. Поэтому для проведения служб прихожане использовали маленькую каплицу - она располагалась на Золотогорском кладбище.
Следующее событие, послужившее постройке ныне существующего храма, несёт очень спорный характер. Кроме того, оно окутано легендой, которая для верующих несёт религиозную непоколебимую ценность. Говорят, что во время настигшей эпидемии холеры, в 1831 году, когда город терпел множество смертей, одному из его жителей приснилось, что Минск можно спасти деревянной статуей святого Роха, которая была зарыта под обломками костела. Статую нашли и пронесли по городу, после чего болезнь покинула столицу, а фигуру Святого назвали спасительной и поместили в каплицу. Об этом случае даже писалось в издании "Минский листок" 1890 года выпуска.
Спорить об истинности легенды не приходится. В Святого Роха верили уже давно, а слава об исцеляющем монахе прокатилась по всей Европе. Люди верят в то, что Рох исцеляет чуму, холеру, недуги ног, а также излечивает животных, в частности собак. Его жизнь подвергается сомнениям и имеет интересную легенду. Символично и интересно само изображение Святого - обычно его изображают с открытой левой ногой, где он указывает на чумную язву. Все это олицетворяет исцеляемую ним болезнь, а посох в его руке символизирует странствия монаха по миру в поисках нуждающихся. Такую же статую можно найти и в новом костёле, строительство которого начато в 1861 году - по прошению епископа А. Войткевича. Воздвигали собор на пожертвованные средства. Интересно, что жертвовали не только католики, но и верующие прочих конфессий, отдавая честь спасителю города - Святому Роху. Воздвижение достопримечательности было закончено через три года - тогда в нее перенесли исцеляющую статую Роха, в тот же год храм был освящен и принял первых прихожан.
Последующая история этого места охвачена трагедиями и невзгодами. С приходом советской власти костёл закрыли. Лишь на время оккупации Минска фашисткой армией, в 1941 году, прихожане проводили здесь службы. После этого помещение собора использовалось как книгохранилище. В 1984 году оно отдано под пользование Белорусской государственной филармонии. В девяностых на перерывах между концертами снова начали проводить службы, а в 2006 году концертный зал и вовсе был закрыт, а храм был передан приходу Пресвятой Троицы. После трагических событий костел потерял главную ценность - деревянную статую Святого Роха - на ее место разместили новую.
Сейчас Костёл Святого Роха - это место, являющееся обязательным к просмотру для туристов города. Ежегодно на 16 августа он собирает паломников из самых разных стран. Храм интересен не только религиозной ценностью, богатой историей и интересной легендой - многих ценителей архитектуры привлекает и его неоготический стиль. Интерьер собора украшают невероятные работы мастеров - гипсовые фигуры Иисуса, Девы Марии, Святого Иосифа, Габриеля, Михаила и, конечно же, Роха. Такой ансамбль освещает танец света, проходящий через витражные стёкла - все это создаёт фантастическую атмосферу внутри здания. А в его дворе есть возможность посмотреть на старинные надгробные памятники, которые сохранились со времён давно существовавшего здесь Золотогорского кладбища, и на интересные скульптуры, установленные во время деятельности филармонии.

Это самая старая католическая община в городе, о которой сохранились документальные сведения . На пожертвования короля был построен деревянный храм на Троицкой Горе, однако в 1409 году храм сгорел дотла. Вновь отстроенный деревянный храм также погиб в пламени пожара в 1809 году. Существовали планы его восстановления, но из-за недостатка средств они не были реализованы. В 1832 году приходским храмом стала деревянная часовня Святого Роха на золотогорском католическом кладбище, построенная в 1796 году.

К середине XIX века деревянное здание бывшей часовни, ставшей храмом Пресвятой Троицы, сильно обветшало. Епископ А. Войткевич сумел получить разрешение на постройку нового каменного костёла, который был возведен за 3 года (1861-1864) по проекту академика Петербургской академии художеств М. Сивицкого. Храм в неоготическом стиле возводился на средства, полученные от сбора пожертвований, причём их собирали не только католики, но и представители других конфессий и религий в знак благодарности святому Роху , который, как считалось, спас город от эпидемии холеры . 1 ноября 1864 года церковь была освящена под двойным титулом: Успения Пресвятой Девы Марии и святого Роха. Однако сохранилось и продолжало использоваться и историческое название церкви Пресвятой Троицы. В правом алтаре храма находилась статуя святого Роха, перенесённая из старой часовни. Статуя была окружена широким почитанием, на праздник св. Роха 16 августа на Золотой Горке собирались тысячи паломников .

Последнее дореволюционное описание костёла датируется 1908 годом: «Костёл каменный, готической архитектуры, с 12 окнами, крыт железом, в длину 12,5 сажени, в ширину 4 и 2/3 сажени, в высоту около 5 саженей». Здание имело также двухэтажную башню, в которой размещались колокола - «Леонард», «Стефан» и «Бронислава». Над алтарём находилась старинная икона Божьей Матери с младенцем, рядом - изображение Святой Троицы. Боковые алтари носили имена святого Роха и святого Антония. В первом из них располагалась деревянная скульптура святого Роха, которая считалась чудотворной. У входа находилась ограда с воротами, выполненными в 1896 году. Неподалёку от костёла имелось несколько деревянных строений: дом лесника, богадельня, дровяной двор.

В 1922 году из костёла были реквизированы все ценности и богослужебная утварь. В 1930-е храм был закрыт, тогда же исчезла и почитаемая статуя св. Роха . В июне 1941 года Золотогорский костёл сильно пострадал от боевых действий. Богослужения возобновились на короткое время во время фашистской оккупации Минска, но сразу после окончания войны здание было приспособлено под книгохранилище.

В послевоенные годы кладбище вокруг здания храма было уничтожено, а вокруг построены жилые дома, после чего бывший храм оказался внутри квартала. После реставрации в 1983 году здание было взято под охрану и переделано в зал камерной музыки Белгосфилармонии . В апсиде в 1984 году установлен электрический орган чехословацкого производства, а окна украшены витражами .

С мая 1991 года в Троицком Золотогорском костёле Святого Роха снова возобновились богослужения в свободное от концертов время. В 1998 статуя св. Роха, выполненная из металла, была размещена в правом алтаре на том же месте, где располагалась исчезнувшая историческая. В 2006 году зал камерной музыки был закрыт, а здание было возвращено римско-католическому приходу Пресвятой Троицы (Святого Роха).

пр-т. Независимости, 44 а

Золотогорский костел известен под несколькими названиями: Пресвятой Троицы и святого Роха.

Титул Пресвятой Троицы был перенесен в кладбищенскую часовню на Золотой Горцы, когда в 1842 г. она получила статус приходского костела. Ныне существующий храм был освящен 1 ноября 1864 г. под двойным титулом — Успения Пресвятой Девы Марии и святого Роха, однако за ним был сохранен и титул Пресвятой Троицы.

Одно из них — костел св. Роха. Рох родился в Монпелье, Франция, в 1295 году. Он стал монахом и отдал всю жизнь и силы уходу за больными, в том числе и инфекционными. Самоотверженного монаха вскоре после смерти (16 августа 1327 г.) объявили святым. В католицизме Рох считается защитником людей и животных от заразных болезней, покровителем хирургов.

В XVIII в. на пересечении Борисовского тракта и дороги в Слепянку и на фольварк Долгий Брод, возникло католическое кладбище. Позже оно было значительно расширено в восточном направлении после двух эпидемий холеры, которая свирепствовала в Минске в 1848 и 1853 гг. Умерло тогда несколько тысяч человек. Территория кладбища в это время размещалась между улицами Захарьевской, Долгобродской, Слепянской, Золотогорской (Краснозвездной) и Могильным переулком (улица Радистов).

"НГАБ. 1861 г. План "Старых" і "Халерычных" могілак на Залатой Горцы. На той час яны знаходзіліся яшчэ па-за мяжой горада Мінска". Опубликовано В ФБ Денисом Лисейчиковым

Здесь стояла традиционная деревянная каплица.


Каплица на Золотой Горке. Опубликовано на ФБ Владимиром Садовским

Во время большого пожара 14 августа 1809 года, которым была уничтожена почти вся застройка в районе Троицкой горы, сгорел и приходский костел, находившийся в районе нынешней 2-й клинической больницы и оперного театра. Позже, в 1832 году, когда были упразднены некоторые римско-католические монастыри, в том числе и доминиканский, его костел был использован как приходский. С упразднением доминиканского костела богослужение перенесли в Золотогорскую деревянную часовню.

К середине XIX века деревянная каплица обветшала. К 1842 году часовню переделали в костел, имевший следующие размеры: «длиной 6 сажен 1 аршин, высотой 3 сажени 3 аршина 12 вершков» (сажень — 213 см, аршин — 71 см, вершок — 4,4 см).

В 1849 г. возникла необходимость ремонта этого костела. Позже, как выяснилось, эта мера не могла спасти старое здание. И костел решили перестроить.

После того, как российские власти опять разрешили возводить костелы, приступили к сбору средств. Основными жертвователями стали супруги Леоновичи (14 тысяч рублей серебром), полковник Игнат Ляскович (5000 рублей серебром) и Антонина Каминская (3334 рублей серебром). Костел был сооружен по проекту академика Петербургской академии художеств М. Сивицкого.

Строительство костела было начато в 1861 г. и закончено в 1864 г. В 1896 г. возле костела построили кирпичную «браму» (видна на снимке, до наших дней не сохранились) с двумя железными калитками и центральной полукруглой аркой, закрытой узорчатыми железными дверями. Брама и костел построены в неоготическом стиле.

В 1908 г. по описаниям костел представлял собой каменное здание с 12 окнами и железной крышей, имел в длину 12,5 саженей, в ширину 4 и 2/3 сажени, в высоту около 5 саженей.

В двухэтажной башне помещались колокола «Леонард», «Стефан», «Бронислава». Главный колокол весил 53 пуда.

Современники высоко оценивали художественные достоинства интерьера костела. Об убранстве несколько раз писал Владислав Сырокомля. Особый интерес представляли алтари и шесть гипсовых фигур. Справа стояли святые Рох, Михаил и Габриель, слева — Иисус Христос, Дева Мария и святой Иосиф.

Алтарь Алтарь
«Внутри часовни на Золотой Горке в губернском Минске». Литография Э. Гораздовского (1843-1901 гг.)
http://pan-demetrius.livejournal.com Проект нового костела на Златогорском кладбище. Арх. Ю. Дзеконский. 1906

При Златогорском костёле религиозные праздники всегда отмечали с особой торжественностью, прежде всего Пасху. Даже стреляли из пушек. Для этого еврейский кагал должен был доставить на этот праздник «камень лою» и 50 рублей деньгами.

Рядом с костелом стояли могильные кресты красивейшего древнего кладбища с фамильными гробницами.


Фото 1901 г.- .

Но при строительстве Дворца искусства вся эта красота священного места была уничтожена.

Судя по всему, именно в Золотогорском костеле впервые в Минске в дополнительное богослужение был введен русский (вместо польского) язык. Это произошло в феврале 1871 года. В октябре того же года при костеле организовали школу органистов (обучение началось в феврале 1872 года), в которой готовились музыканты для богослужения на русском языке. Нововведения связаны с ксендзом Сенчиковским, личность которого весьма неоднозначно воспринималась католиками. Свою жизнь он, не по своей воле, окончил в Омске. Католические священнослужители отказались хоронить ксендза, и этим пришлось заняться православным.

Достойные Храмы Минска расположены по всем районам города. Собрали для вас интересные факты, историю и фотографии в нашем материале. А про все достопримечательности столицы смотрите вот .

Костел Святого Симеона и Святой Елены

Отыскать костел святого Симеона и Святой Елены не сложно, он расположен около Дома Правительства. В одних источниках, стиль храма определяется как неороманский , в других – неоготический , с элементами модерна.

Начало строительства датируется 1905 годом. Спроектировал “Красный костёл” Томаш Пайдзерский , а само строительство проходило под руководством известного Эдуарда Войниловича , которому храм и обязан своим официальным именем.

Войнилович подарил храму имена своих детей, утрата которых стала для него слишком болезненным ударом. Живопись и витражи в костеле дело рук живописца Франциско Бруздовича . Храм украшен скульптурами Зигмунда Отто. В храме также расположены три колокола. При установке, каждому из них было присвоено определенное имя – Симон и Михаил.

Костёл Святого Роха: тайны Золотой Горки

В самом центре Минска за Дворцом искусств укромно затаился, пожалуй, самый древний костёл города – костёл Святого Роха . В романе Владимира Короткевича «Каласы пад сярпом тваім» Кастусь Калиновский говорит, что облюбовал Золотую горку и часовню старого Роха. Какие же секреты хранит это место?

Существует несколько версий происхождения названия Золотая Горка . Согласно самой поэтической из них, место получило название от золотых осенних листьев кленовой рощи, которая раскинулась на возвышенности. Вторая версия свидетельствует, что купцы и разбойники с большой дороги частенько закапывали тут свои запасы.

Еще одна версия говорит о том, что один из католических священников объявил сбор средств для возведения костёла и расстелил на возвышенности свой плащ, на который прихожане начали складывать принесенные пожертвования – монеты и драгоценности.

Так около 1790 г. на Золотой во всех смыслах Горке появилась деревянная часовня.

Начиная с XVIII века на территории Золотой Горки образовалось кладбище, на котором хоронили людей, преимущественно умерших от эпидемий.

Однако Вторая мировая война и современная застройка оставили от старого золотогорского кладбища только несколько могил, которые и по сей день можно найти на территории костёла.

В послевоенные годы, когда часть кладбища сносили, на этом месте находили очень богатые могилы. Говорят, в том числе было найдено тело молодой девушки, завернутое в собственное платье. Она была похоронена заживо.

Святой Рох издавна считался защитником от эпидемий чумы и холеры. Согласно городским легендам, когда Минск страдал от тяжелой эпидемии, одному из горожан приснился вещий сон. Якобы город могут спастись, если найти статую Святого Роха, потерянную под обломками одного из костелов. После длительных поисков статуя была извлечена на свет, и эпидемия отступила. Было решено установить чудотворную статую в деревянной часовне на Золотой Горке. Во время Второй мировой войны статуя бесследно исчезла.

Костел Святого Роха был основан в Минске еще в XIV в. князем Ягайлой. Изначально здание находилось в районе современного оперного театра и было деревянным. Но после страшного пожара в 1809 г. костёл не выстоял, и было принято решение перенести парафию в золотогорскую часовню. В 1861 г. на Золотой Горке был возведен каменный костёл.

Размеры храма достаточно скромные, но под ним таятся подземелья с многочисленными захоронениями в нишах. Некоторые историки предполагают, что в низовой части подземелий могут быть погребены и останки основателей костела.

В анналах городских хроник можно встретить упоминания о необычной иконе, находившейся в костеле Святого Роха. Будто бы один богач, совершая конную прогулку, наехал на мольберт художника и так рассердился, что ударил живописца хлыстом по лицу. Некоторое время спустя толстосум решил отреставрировать старый костел на Золотой Горке и нанял художника для того, чтобы написать величественную икону. Иконописцем оказался тот самый человек со шрамом на лице. Не отказавшись от работы, художник попросил Всевышнего наказать своего обидчика.

Икона получилась настолько одухотворенной, что богач, не удержавшись, забрал её и повесил в собственной спальне. В ту же ночь в городе разразилась страшная гроза, и богач вдруг ощутил, как с иконы на него падают обжигающие слезы. Несчастный бросился бежать, но образ неотступно следовал за ним. В итоге магнат бросился с обрыва в реку и утонул, а икону обнаружили утром в стенах костела. Поговаривают, что призрак богача до сих пор бродит по округе Золотой Горки.

Во дворике костела можно наблюдать группу скульптур, в том числе и «Обнаженного мальчика» , что нетипично для католического прихода. На самом деле, во времена СССР в здании костела располагался зал камерной музыки, и скульптуры сохранились в напоминание об этом периоде городской истории.

Сегодня сложно отличить правду об истории костёла Святого Роха и золотогорской возвышенности от домыслов. Ясно одно: тайны этого уголка в сердце Минска еще долгое время будет будоражить пытливые умы.

Здание костела не единожды горело в Минских пожарах, но его регулярно восстанавливали. Возведя в очередной раз святыню, жители города нарекли ее Троицкий костел, но простоял он до 1809 г. и сгорел в страшном пожаре вместе с половиной города.

И только в 1991 г. про костел святого Роха на Золотой горке вновь заговорили, как о культовом сооружении и в свободное время от концертов стали проводить богослужения. С 2006 г. концертный зал закрыли и вернули сооружение римско-католическому приходу.

Отныне паломники со всех стран, туристы и жители Минска приходят в костел к святому Роху – самоотверженному монаху, жившему во Франции в XIII веке и ухаживавшему за больными – поклониться и попросить за здоровье и скорое выздоровление родных людей.

Церковь Марии Магдалины

Церковь Марии Магдалины построена в 1847 году, в русско-византийском стиле, на месте своей деревянной предшественницы, которая была полностью уничтожена в пожаре 1835 года. Новую церковь строили на деньги прихожан и добровольных взносов. Церковь постоянно развивалась и расширялась новыми строениями, а на заре 19 века была достроена Сторожевская брама .

Во время октябрьской революции храм Святой Марии Магдалины неоднократно подвергался расхищением и вандализму, несколько раз закрывался.

В период великой отечественной войны храм действовал, но в 1949 году было принято решении о закрытии церкви. Позже ее частично реконструировали, а на территории был устроен архив.

Собор святых апостолов Петра и Павла

Древней православной достопримечательностью Беларуси является Собор святых Петра и Павла в Минске , построенный в 1612 году благодаря денежным пожертвованиям 52 горожан, на земле, подаренной княжной Друцкой-Горской «на вечные времена».

Стоит собор на Немиге рядом с и в 300 метрах от другого религиозного строения - . Храм, выстроенный в стиле барокко, открыт ежедневно с 7, а по церковным праздникам и воскресениям богослужение начинается с 6 утра. При храме есть воскресная школа. В 1992 году открыли библиотеку и хоры, а с 1997 года в Соборе размещается редакция газеты «Церковное слово».

Правда, история этого храма не всегда была светлой и радужной. В давние времена его существование и судьба служителей собора была неоднозначной, а порой весьма трагичной. Католическая шляхта, препятствующая распространению православной веры, несколько раз приказывала свернуть возведение храма с мужским монастырём при нём. А в 1617, когда при соборе появилась школа для детей христиан, то униатские священники просто устроили избиение учеников. Вплоть до 1787 года фанатичные униаты и польские шляхтичи несколько раз громили монастырь и собор. Из-за этого храм пришёл в упадок. Только в 1795 году, уже при управлении Екатерины II, на восстановление собора ею было передано 7000 серебром, а 1797 году Павел Первый лично присутствовал на богослужении в обновлённом храме, названном Екатерининским.

Недолго собор переживал хорошие времена, так как уже в 1812, во время оккупации французами, его превратили в лазарет Наполеоновской армии. Все убранство было расхищено и испорчено. После изгнания французов собор восстановили, а к 1875 году храм перестроили, расписали стены, воздвигли купол и переосвятили в честь Николая Чудотворца. Это был период истории, когда все соборы Беларуси переживали свои лучшие времена.

При становлении Советской власти храмы и церкви Минска подверглись гонению. В 1933 году Петропавловский собор закрыли, внутреннее убранство вынесли, а в помещении устроили склад сельди. Церковный двор был заставлен бочками из-под рыбы.

Во время Отечественной войны, когда Минск захватили немецкие войска, жители самовольно расчистили храм от склада и возобновили богослужения. За это в 1944 году советские власти арестовали и осудили настоятеля и служащих, а в здании храма устроили в архив. И это стало последним осквернением Собора за его многовековую историю.

Начиная с 1972 года, здание Собора только восстанавливали и реконструировали, и сегодня он имеет предположительно свой первоначальный облик. В течение последних 40 лет Петропавловский собор пополнился известными иконами, была полностью восстановлена архитектура: воссоздана северная башня, снесённая зарядом ещё во время ВОВ , а фасад освободили от пристроек, сделанных в разные времена. У алтаря установили кованный позолоченный крест и подняли 8 колоколов. Теперь колокольный перезвон призывает людей к богослужению в 400-летний Собор святых апостолов Петра и Павла в Минске, как в стародавние времена.

Архикафедральный костел Пресвятой Девы Марии

Архикафедральный костел (1700 – 1721) обязан своим возведением иезуитам, которые начали деятельность в Минске в XVII веке. Их активная работа вылилась сперва в строительство иезуитской школы, которая помогала просвещению и грамотности детей города, а затем и самого храма. И внешнее и внутреннее оформление костела пресвятой Девы Марии в стиле барокко вызывало восхищение.

Фрески, красивые росписи, орнаментальная живопись, деревянные фигуры 12 апостолов – всё это делало костёл величественным и вызывало трепет прихожан. В 1773 году костёл переформировали в приходской из-за упразднения ордена иезуитов.


cтарое фото: костел пресвятой девы марии

Когда Минск находился в Российской империи, костёл стал носить статус собора. Вторая мировая война стала причиной сильного разрушения этого памятника архитектуры города Минска. Его даже перестроили для спортивного общества “Спартак”. Древние фрески, росписи просто закрасили краской. Здание костёла стало местом, где тренировались спортивные секции. В послесоветское время храм вернули верующими, реконструировали и освятили в 1997 году.


Храм Всех Святых

В 1991 г. на Всехсвятской улице был заложен первый камень будущего храма Всех Святых , но активное строительство началось лишь в 2006 году. 2 июля 2010 г. церкви и храмы Минска пополнились новым, красивейшим и современным культовым сооружением, одним из самых высоких на территории СНГ.

Всехсвятская церковь построена в форме шатра, увенчанного пятью золотыми куполами с крестами, высотой в 74 метра. Это не только один из самых высоких храмов, но и самый вместительный - во время богослужения может принять до 1200 человек.

Храм Всех Святых в Минске стал храмом-памятником 10 млн белорусам погибшим в войнах, революциях и насильственных переселениях.

Церковь поражает своим великолепием и богатством убранства. Храм украшают иконостасы уникальные и неповторимые. Это работы палехских мастеров. Все деревянные панели, церковная утварь и убранство выполнено вручную и являются произведениями современного искусства.

Церковь Александра Невского

Единственный православный храм, полностью сохранивший свой первоначальный внешний вид находится на улице Козлова 11, на территории Военного кладбища. Уникальная церковь Александра Невского была освящена в 1898 году.

Храм спроектирован белорусским архитектором Струевым Виктором в 1896 году в стиле барокко XVIІ -XVIII веков. На возведение было определено более 11 тысяч рублей войсками местного военного подразделения, родными погибших воинов.

Внутри церкви размещены имена 118 погибших бойцов 30-й артиллерийской бригады и 119-го Коломенского полка на мемориальных досках. Погибли воины-белорусы во время захвата болгарской Плевны . Церковь строилась в 1877–1878 годы в почтение победы России над Турецкой Республикой.

Удивительным есть тот момент, что во время Великой Отечественной войны внутрь храма попало взрывное оружие и, к счастью, не взорвалось. Бомба проникла в помещение через купол и упала возле иконы Николая Угодника. В наше время в минской церкви Александра Невского проходят богослужения, упоминаются все имена погибших воинов во время российско-турецкой войны.

Церковь Святого Духа

Одним из выразительных культовых строений центральной части столицы стала церковь Святого Духа, построенная в стиле виленского барокко в 1633 году.

Изначально это был костел, входящий в комплекс женского монастыря бернардинок . После того как все монахини его покинули, в 1860 году костел осветили в память Мефодия и Кирилла и он стал православной церковью. Во времена Советской России церковь Сошествия Святого Духа, как и костел Пресвятой Девы Марии и Петропавловский собор, была отобрана у христиан. В ней разместили пожарную команду со спортивным залом, а затем и вовсе устроили архив.

Во время ВОВ в храме возобновилась служба, а когда гонения веры прекратились, церковь Святого Духа не только восстановила богослужение в полном объеме, но и в 1961 году стала главным храмом Беларуси .

В 2009 году началась реконструкция храма и восстановление его в первоначальный вид. За основу взяли набросок неизвестного художника изобразившего храм в 1800 году.

Сегодня церковь встречает верующих во всем своем великолепии, полностью восстановленная и реставрированная. Залы освещают люстры и бра XVII века, воссозданы витражи витражные двери. При соборе открыта воскресная школа и размещен концертный зал детской филармонии «Верхний город». Посетить церковь Сошествия Святого Духа в Минске вы можете ежедневно с 9, а по праздничным дням богослужение начинается в 7 утра.

Собор Сошествия Святого Духа

Наиболее яркие достопримечательности Минска относятся к православным сооружениям прошлых столетий, например таким можно считать Кафедральный собор Сошествия Святого духа Минска, в народе – Свято-Духов .

Построенный первоначально как бернардинский католический монастырь, впоследствии перестроен в православную церковь. Однако ныне, уже в период независимости Беларуси , это чудесное сооружение, возведенное в стиле, именуемом сарматское барокко, – важная достопримечательность столицы Беларуси .

Собор очень ценится паломниками из-за чудотворной иконы Божьей Матери и мощей св. С. Слуцкой . Для не слишком религиозных туристов будет приятным времяпровождением изучение архитектуры церкви и ее внутреннего убранства.

Приятным дополнением к композиции собора становится площадь перед входом, позволяющая оценить всю величественность этого красивого творения профессиональных зодчих прошлых лет.

Костел Святого Иосифа

Монастырь Бернардинцев, построенный в 1630 г. был деревянным и, к сожалению, мы никогда не узнаем, как выглядело первоначальное строение. В последующие годы костел во многом повторил судьбу церкви Святого Духа, расположенной в 50 метрах от него: он трижды горел, но всякий раз перестраивался.

После последнего пожара в 1835 г. монастырь Бернардинцев приобрел черты барокко. А в 1864 г. здание костела забрали у церкви и монастырь упразднили. Но, в отличие от других культовых сооружений, посещаемых туристами, богослужения в костеле так и не возобновились.

Тем не менее монастырь Бернардинцев ремонтировали и восстанавливали, стараясь сохранить его. Сегодня в здании находятся архивы, а в монашеских кельях еще совсем недавно были прокуратура и военная комендатура.

Несмотря на земное использование здания духовного предназначения, Костел Святого Иосифа в Минске не утратил своих отличительных черт трехнефной без башенной базилики с выделенными высокими пилястрами. Выделенные ниши по обе стороны утратили установленные ранее в них скульптуры, но вход в костел с трех лепестковым окном над ним, сохранились в былом виде.


Приход храма иконы Божией Матери “Всецарица”

Приход храма иконы Всецарица приглашает всех верующих увидеть и дотронуться к чудодейственной иконе Божией матери, что c греческого переводится как “Пантанасса “.

На ней изображена Пречистая Дева с сыном на руках, восседающая на троне. В левой руке у Матери находится свиток, а правой рукой она указывает всем на своего Сына, спасителя всего человечества.

Сзади – два ангела, осеняющие крыльями Пречистую. Икона не большая, но очень древняя: написана была в XVII веке, а своё благословение получила на горе Афон.

Из века в век передаётся сказ, что однажды к иконе подошёл молодой парень, и что-то невнятно бормотал про себя. И тут лик Богоматери озарился дивным светом, и непонятная сила отбросила юношу в угол. Когда он поднялся, то тут же в отчаянье и страхе подбежал к другим иконам, признаваясь перед ликом святых в греховном бытие и колдовстве.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Понравилось? Лайкни нас на Facebook