Поиск упавшего за борт моряка ведется в черном море в районе мыса меганом полуострова крым. Муромец (малый противолодочный корабль) Система государственного опознавания

Малые ракетные корабли проекта 1234.1 являются дальнейшим развитием проекта 1234. Они получили мощное вооружение и более совершенное радиоэлектронное оборудование. МРК предназначены для уничтожения надводных кораблей и соединений флота противника в дальней и ближней морских зонах, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах.
«Мираж» (1986 г., бортовой номер 617),
«Штиль» (1978 г., бортовой номер 620).


Малые противолодочные корабли проекта 1124М являются дальнейшим развитием проекта 1124. Они получили более мощное вооружение, новую ГАС и совершенное радиоэлектронное оборудование. Корабли этого проекта предназначены для поиска и уничтожения подводных сил противника в дальней и ближней морских зонах, обеспечения ПЛО и ПВО соединений флота, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах. Они строились несколькими сериями, которые немного различаются по ТТХ. МПК проекта 1124М являются основными эскортными кораблями ВМФ РФ.
В составе Черноморского флота:
МПК-118 «Суздалец» (1983 г., бортовой номер 071),
МПК-134 «Муромец» (1982 г., бортовой номер 064),
МПК-199 «Касимов» (1986 г., бортовой номер 055),
МПК-207 «Поворино» (1989, бортовой номер 053),
МПК-217 «Ейск» (1989, бортовой номер 054).

Малый противолодочный корабль «Александровец» проекта 1124 предназначены для поиска и уничтожения подводных сил противника в дальней и ближней морских зонах, обеспечения ПЛО и ПВО соединений флота, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах. Корабли этого проекта являлись основными эскортными кораблями ВМФ СССР. Они строились несколькими сериями. МПК получили современное вооружение ПВО и ПЛО, две ГАС, новое радиоэлектронное оборудование. «Александровец» является последним действующим кораблем проекта.
В составе флота с 1982 г.

Малый противолодочный корабль «Владимирец» проекта 1145.1 является дальнейшим развитием проекта 1141. Он получил новое вооружение, более совершенную ГАС и радиоэлектронное оборудование, была усовершенствована конструкция корабля. В качестве ЭУ он получил газовые турбины экономического хода, что позволяет обеспечить широкий диапазон скоростей и режимов хода. Малые противолодочные корабли уникальны по своей конструкции - они оснащены подводными крыльями фиксированного типа с автоматическими управляемыми закрылками. МПК проекта 1145.1 предназначены для поиска и уничтожения подводных сил противника в дальней и ближней морских зонах, обеспечения ПЛО и ПВО соединений флота, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах. МПК на ПК не имеют аналогов ни в одном флоте мира. «Владимирец» является последним действующим кораблем серии.
В составе флота с 1991 г.


Морской тральщик «Железняков» проекта 12660 является противоминным кораблем нового поколения, который получил современное вооружение, радиоэлектронное оборудование, средства поиска и уничтожения мин. Впервые в отечественном флоте может вести поиск мин прямо по ходу корабля. МТЩ предназначен для поиска и уничтожения мин в дальней и ближней морских зонах, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах. МТЩ проекта 12660 являются самыми совершенными противоминными кораблями ВМФ РФ.
В составе флота с 1988 г.

Морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин» проекта 02668 является дальнейшим развитием проекта 266М. Корабль получил новое вооружение, противоминные комплексы (например, ГАС «Ливадия») и радиоэлектронное оборудование. Тральщик может вести поиск мин прямо по ходу корабля. Он предназначен для поиска и уничтожения мин в дальней и ближней морских зонах, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах.
В составе флота с 2009 г.

Морской тральщик «Валентин Пикуль» проекта 266МЭ является дальнейшим развитием проекта 266М. Корабль получил новое вооружение, противоминные комплексы и радиоэлектронное оборудование. Тральщик предназначен для поиска и уничтожения мин в дальней и ближней морских зонах, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах.
В составе флота с 2001 г.

Морские тральщики проекта 266М являются дальнейшим развитием проекта 266. Они получили новое вооружение и противоминные комплексы, была улучшена конструкция корабля. Тральщики предназначены для поиска и уничтожения мин в дальней и ближней морских зонах, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах. Являлись основным типом противоминного корабля морской зоны ВМФ СССР.
В составе Черноморского флота:
«Вице-адмирал Жуков» (1978 г., бортовой номер 909),
«Иван Голубец» (1973 г., бортовой номер 911),
«Турбинист» (1972 г., бортовой номер 912),
«Ковровец» (1974 г., бортовой номер 913).

Базовые тральщики проекта 1265 предназначены для поиска и уничтожения мин в ближней морской и базовой зонах, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах. Выпускались в нескольких сериях, которые немного различались по ТТХ. Этот проект являлся основным типом противоминного корабля базовой зоны ВМФ СССР.
В составе Черноморского флота:
БТ-40 «Лейтенант Ильин» (1982 г., бортовой номер 438),
БТ-241 «Минеральные Воды» (1990 г., бортовой номер 426).


Малый противолодочный корабль «Муромец» (бывший «МПК-134») проекта 1124М, который является модификацией проекта 1124, был построен на ССЗ «Ленинская кузница» в Киеве, Украина, для ВМФ СССР.

Назначением кораблей проекта 1124 было обеспечение развёртывания советских ПЛАРБ, охрана военно-морских баз и соединений ударных кораблей и конвоя судов в прибрежных районах (акваториях Балтийского и Чёрного морей, Кольского, Амурского и Уссурийского заливов и Авачинской бухты с прилегающими к ним районами). Боевая эксплуатация кораблей на сложных морских театрах (Северный и Тихоокеанский флоты) не предполагала применение кораблей в открытом море.

Проект 1124М - последний вариант модернизации малого противолодочного корабля проекта 1124, который был разработан в 1976 году. По сравнению с проектом 1124 корабли проекта 1124М оснащались более современными образцами вооружения и радиоэлектронными средствами. Модернизация проекта привела к значительной перегрузке и увеличению тоннажа. Несмотря на все усилия конструкторов (пришлось даже снять одну РБУ), стандартное водоизмещение корабля возросло почти на 10 %.

По системе кодовых обозначений НАТО модифицированный проект 1124М обозначался как корвет класса «Grisha-5».

Малый противолодочный корабль «Муромец» был заложен под именем «МПК-64» (строительный номер 001) 30 марта 1980 года, став первым кораблем проекта 1124М. Спущен на воду 27 марта 1982 года. С 27 июля 1982 года кораблю было присвоено имя «Киевский комсомолец». Введен в строй 10 декабря 1982 года. Включен в состав Краснознаменного Черноморского флота с 05 марта 1983 года. В настоящее время находится в боевом составе ВМФ РФ в составе 149-й тактической группы противолодочных кораблей 68-й бригады кораблей охраны водного района с базированием на Южную бухту Севастополя.

Бортовые номера: 085 (с 1983 года), 073 (с 1985 года), 061 (с 1987 года), 064 (с 1989 года).

Основные характеристики: Водоизмещение полное 1070 тонн, стандартное 930 тонн. Длина 71,2 метра, ширина 10,15 метра, осадка 3,64 метра. Скорость полного хода 32 узла, экономическая 14 узлов. Дальность плавания 2750 миль при 14 узлах. Автономность плавания 10 суток. Экипаж 89 человек, в том числе 9 офицеров.

Энергетическая установка: ДГТУ М-8М. 1 газовая турбина ГТУ-8, мощность - 18 000 л.с. 2 дизеля М-507А, суммарная мощность - 20 000 л.с. 3 дизель-генератора: ДГ-500, ДГ-300, ДГ-200, суммарная мощность - 1000 кВт.

Вооружение: 76 мм артиллерийская установка АК-176, 30 мм артиллерийская установка АК-630М, пусковая установка зенитно-ракетного комплекса «Оса-МА», 2 спаренных 533 мм торпедных аппарата, реактивная бомбометная установка РБУ-6000, 12 глубинных бомб или 18 мин.

МПК «Киевский комсомолец» в составе КПУГ в 1985, 1986 и 1989 годах становился обладателем приза ГК ВМФ по противолодочной подготовке.

05 апреля 1999 года в торжественной обстановке малый противолодочный корабль «МПК-134» противолодочного дивизиона был переименован в «Муромец». Командир - капитан 3 ранга В. П. Ромашов. В этом же году вновь стал обладателем приза ГК ВМФ по противолодочной подготовке, уже как МПК «Муромец».

В июле 2007 года отработал совместные действия и мероприятия боевой подготовки с соединением надводных кораблей.

По итогам 2011 года стал лучшим кораблем ЧФ РФ по противолодочной и радиотехнической подготовке.

В январе 2013 года специальное задание по охране олимпийских объектов у побережья Сочи. Экипажу была поставлена задача по отработке приемов оборонительного боя при атаке противника с моря во время проведения Олимпийских игр в Сочи. Учебные маневры проходили вместе с экипажем морского тральщика «Вице-адмирал Захарьин». 12 мая участие в параде кораблей в честь 230-летия Черноморского флота России в Севастополе. В июне принял участие в российско-украинских «Фарватер мира-2013».

В 2015 году участие в военно-морском параде на День ВМФ в Севастополе.

По сообщению от 11 февраля 2016 года, в рамках внезапной проверки боевой готовности войск и сил Южного военного округа, в противолодочном тактическом учение, в ходе которого отрабатывались противолодочные действия корабельной поисковой ударной группы (КПУГ) Черноморского флота. В мае стало известно, что будут отремонтированы корабельные гидроакустические комплексы МГК-335МС, а также опускаемые станции МГ-339Т «Шелонь-Т».

По сообщению от 12 апреля 2017 года в полигонах Черноморского флота стрельбу зенитными ракетами по сбрасываемым авиационным мишеням. По сообщению от 14 мая в Черном море учение по поиску и слежению за субмариной.

По сообщению от 03 апреля 2018 года в полигоне боевой подготовки постановку учебных мин. По сообщению от 29 мая принял в плановом учении противолодочных сил Черноморского флота. По сообщению от 07 июня поиск и уничтожение подводной лодки условного противника в морских полигонах боевой подготовки Черного моря.

По сообщению от 08 августа 2019 года экипаж артиллерийские стрельбы в морских полигонах боевой подготовки в ходе плановой отработки специальной курсовой задачи «Плавание и ведение боя одиночным кораблем».

Вооружение

Артиллерийское

  • 1х1 76-мм АК-176М-550 выстрелов;
  • 1х6 30-мм АК-630М- 2000 выстрелов;
  • Система управления огнём МР-123/176 "Вымпел-А".

Противолодочное

  • 1x12 213-мм бомбомёт РБУ-6000 "Смерч-2";
  • 2 кормовых бомбосбрасывателя.

Зенитно-ракетное

  • 1х2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК "Оса-МА" от РЛС 4Р33А;
  • 8 ПЗРК "Стрела-3".

Торпедное

  • 2х2 533-мм ТА ДТА-53-1124 с прибором АТУ-1;
  • КТУ-77 "Терек".

Малые противолодочные корабли проекта 1124М - тип малых противолодочных кораблей, предназначены для поиска и уничтожения подводных лодок в "ближней" морской зоне. Разрабатывались в 1976 году, Зеленодольским ПКБ, как модифицированный вариант с более современными образцами вооружения. Проект выполнялся под руководством главного конструктора Ю. А. Никольского и главного наблюдающего от ВМФ капитана 2 ранга А. П. Демешевича. Было построено 31 кораблей проекта 1124М (для советского флота).

История создания

В 60-х годах главнокомандующий ВМФ СССР С. Г. Горшков дал указание начать разработку нового малого противолодочного корабля с повышенными возможностями противовоздушной и противолодочной обороны. Предполагалось получить новый мощный противолодочный корабль для ближней и прибрежной морских зон, как развитие проекта 204. Впервые на практике военно-морского судостроения небольшой корабль должен был получить на вооружение зенитно-ракетный комплекс самообороны и мощную буксируемую гидроакустическую станцию. В 1963 году Зеленодольскому ЦКБ -340 было выдано техническое задание на проектирование малого противолодочного корабля под шифром «Альбатрос». Главным конструктором корабля был назначен руководитель бюро Ю. А. Никольский.

В ходе конструкторских работ главное внимание было уделено выбору наиболее оптимальных обводов корпуса будущего надводного корабля. Чтобы добиться требуемой 35 узловой скорости полного хода при стандартном водоизмещении 800 тонн, предложили так называемые комбинированные обводы корпуса. Основной трудностью стала необходимость оптимизации мореходных качеств корпуса, и его ходкости при условии наличия большого подкильного обтекателя гидроакустической станции.

Надводный корабль получил гладкопалубную архитектуру с развитой носовой надстройкой во всю ширину палубы, что придавало альбатросам их неповторимый внешний облик. Сплошная протяженная надстройка в сочетании с изящной седловатостью не только повышала высоту надводного борта, но и позволила получить солидные дополнительные объемы внутри корпуса.

В проект 1124М установили более совершенный ЗРК «Оса-МА», 76-мм АУ, РЛС «Топаз-2В», ГАС с антенной в подкильном обтекателе «Платина-С» и подруливающее устройство «Поворот-159», которое обеспечивает управление кораблем во время использования ГАС «Шелонь-Т». Для компенсации весов и размещения аппаратуры КТУ-71 (телеуправления торпед) сняли одну РБУ-6000 с боезапасом и сократили запасы топлива, и на некоторых кораблях устанавливался ПЗРК «Стрела-3»

Описание конструкции

Схема наружного вида МПК проекта 1124М:

Схема наружного вида МПК проекта 1124М

1 – 76-мм АУ АК-176; 2 – 30-мм АУ АК 630М; 3 – ПУ НУРС СППП ПК-16; 4 – АП РЛС СУАО «Вымпел-А»; 5 – обтекатель тросоукладчика ПОУ ГАС «Шелонь-Т»; 6 – кормовой мостик; 7 – 533-мм ТА ДТА-53-1124; 8 - визирная колонка СУАО «Вымпел-А»; 9 - АП радиопеленгатора; 10 - АП РЯС «Топаз-2В»; 11 - АП станции РТР «Бизань-4Б»; 12 - АП РЛС «Дон-2»; 13 - сигнальный мостик; 14 15 - ходовой мостик; 16 - оптический перископический визир ходовой рубки; 17 - ходовая рубка; 18 - фундамент под 45-мм салютную пушку; 19 - РБУ-6000; 20 - ПУ ЗРК «Оса-МА»; 21 22 - 45-см прожектор; 23 - фундаменты под ПУ НУРС СППП ПК-10; 24 - спасательные плотики ПСН-6; 25 - шахта антенны ГАС «Шелонь-Т»; 26 - подруливающая колонка «Поворот-159»; 27 - минные рельсы; 28 - шестивесельный ял.

Схема продольного разреза МПК пр. 1124М:

1 - дегазационный пост; 2 - румпельное отделение и помещение кормовой шпилевой машины; 3 - 76-мм АУ АК-176; 4 - подбашенное отделение 76-мм АУ АК-176; 5 - 30-мм АУ АК-630М; 6 - подбашенное отделение 30-мм АУ АК-630М; 7 - АП РЛС СУАО «Вымпел-А»; 8 - помещения вентиляторов; 9 - обтекатель тросоукладчика ПОУ ГАС «Шелонь-Т»; 10 - коридор кормовой надстройки: по левому борту - посты СУАО «Вымпел-А, а по правому борту - ПОУ ГАС «Шелонь-Т» и радиорубка»; 11 - кубрики личного состава; 12 - кормовой мостик; 13 - 533-мм ТА ДТА-53-1124; 14 - помещение фильтров; 15 - дымоход (по левому борту) и камбуз (по правому борту); 16 - АП РЛС «Топаз-2В»; 17 - АП РЛС «Дон-2»; 18 - посты РТВ и выгородки высокочастотных блоков; 19 - АП РЛС СУО 4Р ЗЗМА ЗРК «Оса-МА»; 20 - ГКП; 21 - ходовая рубка; 22 - бытовые помещения личного состава; 23 - шахта забора воздуха к ГТД; 24 - тамбур офицерских кают; 25 - буфетная; 26 - кают-компания офицеров (по левому борту) и каюта командира корабля (по правому борту); 27 - ПЭЖ (по левому борту); 28 - РГБ-6000; 29 - посты наведения РБУ-6000; 30 - погреб РГБ-60; 31 - ПУ ЗРК «Оса-МА»; 32 - погреб ЗУР и отделение перезарядки ПУ ЗРК «Оса-МА»; 33 - носовое шпилевое отделение; 34 - кладовые различного назначения; 35 - форпик; 36 - цепной ящик; 37 - шахта гидродинамического лага; 38 - посты гидроакустиков и выгородки агрегатов ГАС «Платина-С»; 39 - обтекатель антенны ГАС «Платина-С»; 40 - антенна ГАС «Платина-С»; 41 - гиропост; 42 - насосы общесудовых систем; 43 - топливные цистерны; 44 - носовое МО (ГТД); 45 - ДГ мощностью 300 кВт; 46 - ГТД; 47 - редуктор; 48 - кормовое МО; 49 - главный ДД; 50 - ДГ мощностью 500 кВт.

Корпус

Корпус корабля стальной, гладкопалубный, с комбинированными обводами. Для улучшения мореходности корабля в штормовых условиях надводную часть корпуса решили уширить в носовой части, это позволило обеспечить необходимую высоту надводного борта в носовой оконечности и получить дополнительные объёмы внутри корпуса.

Одиннадцатью водонепроницаемыми переборками, доходящими до верхней палубы, корпус делиться на двенадцать отсеков, имеет верхнюю и нижнюю палубы, ниже их располагается платформа, трюм и двойное дно.

Энергетическая установка

Главная энергетическая установка МПК трёхвальная, дизель-газотурбинная эшелонного типа, состоящей из газотурбинного двигателя типа М-8М мощностью в 18 000 л. с.(использовался как форсажный), и бортовые дизеля М-507А1 мощностью в 10 000 л. с.Дизеля работают на бортовые валы с гребными винтами диаметром 2,0 м. В носовом эшелоне размещён ГТУ «М-8М», работает на средний вал с гребным винтом диаметром 2,4 м.

На кораблях так же установлены три дизель-генератора (ДГ-500, ДГ-300 и ДГ-200), они обеспечивали корабль переменным трехфазным током с напряжением 380 В и частотой 50 Гц.

Рулевое устройство

Рулевое устройство состояло из двух балансирных рулей, двухцилиндровой электрогидравлической рулевой машинкой Р-14 с поршневым приводом для руля, двух электропроводных насосов переменной производительности, и авторулевой системой управления «Питон-211» или вручную из румпельного отделения.

Швартовное, якорное и буксирное устройства

Мореходность

Мореходные качества катера обеспечивают безопасное нахождение на пониженных скоростях при состоянии моря до 7-8 баллов.

Спасательные устройства

Носовая часть корпуса в виде «топора» в эксплуатации оказалась неудачной, так-как корабль «рубит» волну, и при волнении сильно забрызгивается и заливается, обладает резкой килевой качкой.

Экипаж и обитаемость

Экипаж кораблей проекта 1124М состоит из 86 человек, в том числе 9 офицеров, 12 мичманов, а остальные 65 членов экипажа состоит из старшин и матросов срочной службы.

При разработке проекта 1124М обитаемости корабля уделялось повышенное внимание. Устанавливались круглогодичные системы охлаждения и кондиционирования воздуха в служебных, жилых помещениях и на боевых постах, это позволило поддерживать в помещениях кораблей нормальную температуру, влажность, чистоту и сменяемость воздуха. На кораблях также оборудована система обогрева помещений и вентиляции, системама хозяйственных паропроводов и система пресной воды.

Вооружение

Противолодочное вооружение

12-ствольная реактивно-бомбомётная установка РБУ-6000

В носовой части надстройки на левом борту размещен 12-ствольная реактивно-бомбомётная установка с механическим заряжанием «РБУ-6000». Под установками в подпалубном помещении размещены погреба на 48 глубинных бомб РГБ-60 калибра 212 мм (масса снаряда - 11,5 кг, заряда - 23,5 кг. Заряжание и разряжание пакета стволов происходит автоматически при помощи специального подъёмника. Предельные углы наведения РБУ-6000 в горизонтальной плоскости по курсовому углу: от 0° до +170°; в вертикальной плоскости от - 90° до +65°. Скорость наведения в автоматическом режиме 30 °/с, при ручном наведении - не более 4 °/с. Скорость автоматической перезарядки - 3 минуты, ручной - 24 минуты.

Дальность стрельбы в пределах 300- 5800 метров, а глубина поражения цели 15-450 метров. Радиус разрушительного воздействия на подводную лодку до 7 метров. Скорострельность - 2,4 выстрела/мин., а скорость погружения - 11,6 м/с. Масса РБУ-6000 составляла 3,1 тонны.

Зенитно ракетное вооружение

Переносной зенитно ракетный комплекс «Стрела-3»

На корме был размещен блок переносного зенитного ракетного комплекса «Стрела-3» (боекомплект на 16 ЗР). Он представлял собой стабилизированную морскую тумбовую установку с четырьмя направляющими для зенитных ракет.

Скорость зенитной управляемой ракеты 9К34 составляет 670 м/с, дальность стрельбы от 500 до 4500 метров, потолок - от 30 до 3000 метров при скорости цели до 310 м/с.

Зенитно-ракетный комплекс "Оса-МА"»

В носовой части корпуса под палубой размещен ЗРК «Оса-МА» (боекомплект 24 ЗУР 9М-33М2). Ракета 9М-33М2 одноступенчатая с двухрежимным твердотопливным двигателем. Средняя скорость полета управляемой ракеты 500 м/с. Обнаружение целей происходит на дальности 25-30 км при высоте цели 3,5-4 км и скорости до 500 м/с. Сопровождение цели и выдача радиокоманд проводится на дальности до 15 км. Минимальная высота поражения цели 25 метров.

Артиллерийское вооружение

Артиллерийская установка АК-176М

Артиллерия представлена одной одноствольной автоматической 76-мм/59 АУ башенного типа АК-176, расположенной в носовой части верхней палубы. Боезапас АУ - 550 выстрелов. Башня артиллерийской установки была изготовлена из алюминиево-магниевого сплава АМг-61 толщиной 4 мм. Расчёт - 2 человека (4 человека в режиме ручной подачи боеприпасов).УГН 175°. Масса АУ - 10,45 т

Артиллерийская установка АК-630М

На кормовой части на банкете второй надстройки, размещен шестиствольный 30-мм/54,5 АУ АК-630М с ленточным магазином на 2000 патронов и запасной лентой в 1000 патронов, для борьбы с низколетящими противокорабельными ракетами. Дальность стрельбы - 4000 м. В нормативном режиме стрельба ведётся 4-5 очередями по 20-25 выстрелов начиная с предельной дальности, на дистанции наиболее эффективного огня, огонь ведётся очередями по 400 выстрелов с перерывом между очередями в 3-5 с. Масса АУ без боезапаса и ЗИП составляет 1,85 т. Полный вес автомата с системой управления - 9,11 т.

Торпедное вооружение

2х2 533 мм торпедных аппарата ДТА-53-1124

Торпедное вооружение состоит из двух двухтрубных поворотных торпедных аппаратов марки ДТА-53-1124, установленных побортно позади носовой надстройки. Они комплектуются дистанционным автоматическим устройством ввода в торпеды текущего угла (АТУ-1) и имеют воздушную систему стрельбы. Перед стрельбой торпедные аппараты разворачиваются на фиксированный угол в 27°. Для стрельбы используются противокорабельные торпеды марки 53-65К и противолодочные марок СЭТ-53, СЭТ-53М и СЭТ-65.

Гидроакустическое вооружение

ГАС опускаемая МГ-339 "Шелонь" с антенной расположенной в подъёмно-опускном устройстве (ПОУ), находилась в кормовой надстройке и работала в режимах эхо – и шумопеленгования, обеспечивая на стопе поиск подводной цели. Опускалась на глубину до 100 метров и могла обнаруживать подводную лодку идущую на глубине на дальности от 2 до 15 км. При обнаружении лодки на стопе в точке корабельного противолодочного дозора (КПЛД) корабль на полной скорости с поднятой станцией МГ-339 "Шелонь" шёл в точку рандеву с лодкой, с последующим её до поиском и атакой при помощи подкильной ГАС МГ-335 "Платина".

ГАС подкильная МГ-335 "Платина" с антенной расположенной в подкильном обтекателе и работала в режимах эхо и шумопеленгования. Гарантированная дальность сопровождения подводных целей составляла 2 км, а максимально возможная дальность сопровождения (при нормальных гидрологических условиях) до 15 км. Дальность обнаружения в режиме шумопеленгования достигала до 4-6 км, а дальность обнаружения мин и торпед до 3 км. «Мёртвая зона» при работе составляла 1,5 - 2,0 км. ГАС обладала помехоустойчивостью и могла применяться на больших скоростях хода корабля. Время подготовки станции к работе- 5 мин.

Радиотехническое вооружение

РЛС общего обнаружения МР-320 "Топаз-2", предназначена для обнаружения воздушных, надводных и береговых целей, а так же выдачи целеуказания артиллерийскому и зенитно-ракетному оружию. Станция работала в активном и пассивном режимах. Антенный пост на верху фок-мачты обеспечивал режимы ак¬тив¬но¬го об¬на¬ру¬же¬ния це¬лей ("А"),и пас¬сив¬но¬го об¬на¬ру¬же¬ния це¬лей ("П"). РЛС всепогодная и может эксплуатироваться в различных климатических зонах. В режиме ("А") дальность обнаружения надводной цели до 40 км. В режиме ("П") станция обеспечивала обнаружение излучения работающих передатчиков до 100 км в зависимости от диапазона частот и мощности радиоэлектронных средств. Время подготовки станции к работе-5 мин.

Навигационное вооружение

РЛС навигации "Дон-2" 3 - сантиметрового диапазона волн предназначалась для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач. Станция имела антенный пост кругового обзора, который размещался на мачте. Максимальная дальность обнаружения надводных целей - 120 кабельтов, «мёртвая» зона до 35 м. Время подготовки станции к работе -5 мин.

Средства радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы

РЛС радиоэлектронной борьбы "Вымпел-Р2"

РЛС радиоэлектронной борьбы (РЭБ) "Вымпел-Р2", предназначена для обнаружения излучения работающих корабельных и самолётных РЛС, а так же головок самонаведения ракет (ГСН) и создания для них активных помех. 2 антенных поста обнаружения излучения, расположенных побортно на срезах крыльев ходового мостика и 2 антенных постов активного противодействия, размещены побортно на мачте. РЭБ обеспечивает:

  • автоматизированную разведку и идентификацию излучений РЛС различного типа;
  • автоматизированное создание активных помех и управление постановкой пассивных помех;
  • решение задач РЭБ, скоординированное с решением задач огневых средств ПВО и ПРО надводного корабля.

Пусковая установка ПК-16

Чтобы добиться лучшей эффективности защиты корабля от противокорабельных ракет (ПКР) совместно с комплексом РЭБ на корабле устанавливались побортно 2 комплекса постановки пассивных помех ПК-16 в кормовом секторе. ПК-16 ведет стрельбу 82-мм снарядами с дипольными отражателями или тепловыми ловушками. Боезапас составляет 128 82-мм снарядов.

Система государственного опознавания

Система государственного опознавания представлена двумя РАС - запросчиком "Никель" и ответчиком "Хром". РАС "Нихром" позволяет проводить опознавание надводных и воздушных целей для определения их принадлежности к своим вооруженным силам. Антенны расположены на мачте.

Оценка проекта

МПК этого проекта стали этапными кораблями советского флота, они были самыми массовыми и очень удачными представителями своего класса в составе советского флота. В этих кораблях нашли воплощение все лучшие достижения советского кораблестроения. Впервые на кораблях относительно небольшого водоизмещения был установлен зенитный ракетный комплекс самообороны «Oca-МА». Благодаря этому «альбатросы» для своего времени были хорошо вооружёнными кораблями.

Список кораблей входивших в состав флота СССР

Значение:

  • ЧФ - Черноморский флот
  • ТОФ - Тихоокеанский флот
  • СФ - Северный флот
  • "?" - неизвестно
  • "-" - нет или не было
Тактический № Название Проект № ССЗ Заводской № Зачислен в списки Заложен Спущен Вступил в строй Веден в строй В составе
МПК-134, до 1982 МПК-64 «Муромец», до 1992 «Киевский комсомолец» 1124М 302 001 30.10.1981 1980 1982 10.12.1982 05.03.1983 ЧФ
МПК-118 «Суздалец», до 1992 «Комсомолец Молдавии» 1124М 302 002 19.01.1983 01.08.1981 27.03.1983 03.10.1983 03.11.1983 ЧФ
МПК-142 ? 1124М 340 101 29.02.1984 20.02.1982 19.05.1984 30.12.1984 04.03.1985 СФ
МПК-139 ? 1124М 302 003 25.05.1983 08.04.1982 18.02.1984 02.08.1984 07.12.1984 СФ
МПК-190 ? 1124М 302 004 09.07.1984 05.04.1983 20.01.1985 08.08.1985 12.11.1985 СФ
МПК-199 «Касимов», до 1992 «Комсомолец Армении» 1124М 302 005 12.06.1985 20.02.1984 07.12.1985 07.10.1986 19.10.1986 ЧФ
МПК-198 ? 1124М 340 102 07.03.1986 03.08.1984 27.04.1986 29.12.1986 24.02.1987 СФ
МПК-202 ? 1124М 302 006 11.04.1986 22.01.1985 10.11.1986 06.10.1987 ? СФ
МПК-221, до 1992 МПК-200 «Приморский Комсомолец» 1124М 876 80 11.04.1986 08.02.1985 29.04.1987 29.12.1987 30.12.1987 ТОФ
МПК-69 ? 1124М 340 103 10.03.1987 04.04.1985 02.05.1987 29.12.1987 ? СФ
МПК-113 ? 302 007 10.03.1987 12.11.1985 - - - - -
МПК-89 ? 1124М 876 81 10.03.1987 21.01.1986 03.11.1987 13.12.1988 ? ТОФ
МПК-207 «Поворино» 1124М 302 008 04.03.1988 12.06.1986 06.05.1988 03.04.1989 21.04.1989 ЧФ
МПК-222 «Кореец» 1124М 876 82 20.02.1989 07.01.1987 27.04.1987 20.12.1989 28.02.1990 ТОФ
МПК-217 «Ейск» 1124М 302 009 20.02.1989 16.03.1987 12.04.1989 26.12.1989 28.02.1990 ЧФ
МПК-194 «Брест» 1124М 340 104 26.05.1987 11.05.1987 30.07.1988 27.09.1988 09.11.1988 СФ
МПК-196 ? 1124М 340 105 04.03.1988 11.05.1987 30.07.1988 30.12.1988 01.03.1989 СФ
МПК-125, до 02.02.1990 МПК-214 «Советская Гавань», до 15.02.1992 «Ленинская кузница» 1124М 302 010 20.02.1989 20.08.1987 30.03.1990 29.09.1990 29.12.1990 ТОФ
МПК-28 ? 1124М 876 83 13.04.1989 02.09.1987 09.09.1989 25.12.1989 ? ТОФ
МПК-197 ? 1124М 340 106 20.02.1989 27.10.1987 08.04.1989 25.10.1989 28.02.1990 СФ
МПК-64 «Метель» 1124М 876 85 15.01.1990 04.01.1988 02.10.1990 31.12.1990 14.03.1991 ТОФ
МПК-107 «Иркутский комсомолец» 1124М 876 84 03.11.1989 22.02.1988 05.06.1990 14.12.1990 14.03.1991 ТОФ
МПК-203 «Юнга» 1124М 340 107 20.02.1989 26.03.1988 19.07.1989 28.12.1989 28.02.1990 СФ
МПК-130 «Нарьян-Мар», до 1992 «Архангельский комсомолец» 1124М 340 108 15.01.1990 17.08.1988 09.03.1990 28.09.1990 29.12.1990 СФ
МПК-56 ? 1124М 340 109 15.01.1990 12.04.1989 30.06.1990 29.12.1990 14.03.1991 СФ
МПК-82 ? 1124М 302 011 15.01.1990 20.04.1989 20.04.1991 26.09.1991 19.03.1990 ТОФ
МПК-17 «Усть-Илимск» 1124М 876 86 31.01.1991 22.01.1990 28.08.1991 30.12.1991 11.02.1992 ТОФ
МПК-20 ? 1124М 876 87 31.12.1991 1990 - - - -
МПК-7 «Онега» 1124М 340 110 ? 1990 1991 1991 1992 СФ
МПК-10 ? 1124М 340 111 31.01.1991 19.03.1990 27.07.1991 28.12.1991 11.02.1992 СФ
МПК-59
17.01.2018 Лента новостей

Как передает СКЦ Росморречфлота, в 8:31 16 января от МСПЦ Севастополь получено сообщение о том, что от ОД ТЦУ штаба ЧФ по ПСО поступил запрос об оказании помощи в проведении поисково-спасательной операции. Человек упал за борт с военного корабля МПК «Муромец» ВМФ РФ около 00:20 16 января в Черном море в 10 милях от мыса Меганом п-ова Крым. МСПЦ Севастополь произвел расчет района поиска, переслал помощнику ОД ТЦУ штаба ЧФ по ПСО в г. Севастополь, направил на помощь в поиске находящийся поблизости теплоход «Солидат», порт приписки Астрахань, собственник ООО «СК Ладога», который с 9:12 по 13:55 принимал участие в ПСО совместно с другими пятью военными кораблями и тремя вертолетами.

В 13:55 теплоход «Солидат» освобожден от участия в поиске. Координатором на месте действия назначен МПК «Муромец». Поиск продолжился с помощью сил и средств ВМФ РФ до наступления темного времени суток (18:30). Координатор поисково-спасательной операции – ТЦУ штаба ЧФ по ПСО в г. Севастополь. По информации помощника ОД ТЦУ штаба ЧФ по ПСО в 21:00 16 января корабли ЧФ РФ, принимавшие участие в поиске, покинули район поиска. Вопрос продолжения поисково-спасательной операции будет решаться 17 января после 8:00.

Севастопольский новостной портал ForPost рассказывает о победных милях «Муромца»:

"Когда я попросил командира Краснознаменной бригады ОВР (охраны водного района) капитана 1 ранга Валерия Зубкова назвать лучший корабль он, не раздумывая, назвал малый противолодочный корабль «Муромец». МПК «Муромец» по итогам зимнего периода обучения объявлен лучшим. Впрочем, этот корабль занимает лидирующее положение не только за зимний период обучения. В его активе несколько переходящих призов по видам боевой подготовки и в прошлом году. Экипаж отличается завидной стабильностью по итогам боевой подготовки, вопросам дисциплины и правопорядка. А его командир капитан 3 ранга Сергей Ткач на мостике с сентября 2009 года и зарекомендовал себя, как грамотный, подготовленный командир. Офицер, про которого говорят - «военная косточка».

…Его отец, майор Владимир Кириллович Ткач, был начальником физподготовки бригады морской пехоты Черноморского флота. Флагманский «мускул» у «черных беретов» - должность особо уважаемая, ведь сила и выносливость для «воинов трех стихий» - одно из первейших требований. И здесь начфизу надо быть на уровне.

Сам отменный спортсмен, Владимир Ткач и сына воспитывал в суровом спортивном духе. Потому и рос он физически крепким и развитым парнем. И выбор его был не случаен: «Буду флотским офицером» - решил он еще школьником.

В 2004 году отец уволился в запас, а сын - выпускник ВМИРЭ им. А. С. Попова, пришел на Черноморский флот на смену отцу. Прибыл с красным дипломом, училище Сергей окончил с отличием. И был назначен командиром радиотехнической группы на сторожевой корабль «Пытливый».

В ту пору им командовал капитан 2 ранга Сергей Тронев, - вспоминает Сергей Ткач, - я многому научился у Сергея Ивановича ныне командира флагмана ЧФ гвардии капитана 1 ранга.

СКР был ходовой и за один год «радиотехнической службы» лейтенант дважды побывал на боевой службе в Средиземном море. Приобрел солидный опыт. Так что, когда его назначили инженером радиотехнической службы МПК «Александровец», корабль приобрел хоть и молодого, но уже с опытом и, главное, старательного и добросовестного офицера-специалиста.

За полтора года Сергей Ткач детально освоил корабль этого проекта и потому, когда на МПК «Суздалец» понадобился командир БЧ-4-7, на эту должность назначили именно его. И не ошиблись. Боевая часть стала одной из лучших не только на корабле, но и в дивизионе МПК.

Старания и труд Сергея были замечены и офицера довольно скоро назначили помощником командира МПК «Суздалец».

Это уже был прямой путь на командирский мостик. Впрочем, до командирского значка на тужурке пришлось немало пройти. И одним из самых трудных испытаний стал экзамен на боевую зрелость в ходе пятидневной операции по принуждению Грузии к миру.

Августовский экзамен, который растянулся для корабля на весь месяц (МПК весь месяц находился в море), экипаж выдержал с честью. Командир «Суздальца» капитан 3 ранга Вадим Джанунц был награжден орденом Мужества, а помощник Сергей Ткач - медалью «За боевые отличия». Это была заслуженная награда. Награда за реальные боевые действия, за напряженный ратный труд. Вклад помощника командира корабля в решение поставленной задачи оказался весомым. Он проявил лучшие офицерские качества.

А еще все эти два года службы С. Ткач приобретал опыт управления экипажем. Он осознанно готовил себя на командирский мостик.

Его назначение командиром МПК «Муромец» состоялось осенью 2009 года. Он сразу собрал экипаж и поставил конкретную цель - выйти в число лучших не только в масштабе соединения, но и флота.

Задача, согласитесь, амбициозная. Но вполне реальная, посчитал Сергей Ткач. И стал задающим генератором реализации намеченного. Цель была достигнута. МПК «Муромец» по итогам минувшего учебного года стал лучшим кораблем Черноморского флота по противолодочной подготовке. А это, заметьте, главное предназначение корабля - борьба с подводными лодками противника. Кроме того, еще и по радиотехнической подготовке! В бригаде же охраны водного района, куда входит МПК «Муромец», кроме того, он стал лучшим по ПВО, ракетной, торпедной, радиотехнической подготовке, а также РХБЗ!

Впрочем, завоеванные призы - не самоцель. Борьба за лидерство проходила в рамках напряженной боевой учебы и решения ответственных задач. А они, действительно, были ответственными. И, прежде всего - несение боевых дежурств у кавказских берегов.

Каждое такое дежурство сопровождалось походом от берегов Украины к берегам России, из Севастополя в Новороссийск, а после Новороссийска - еще далее - к абхазским берегам. Там экипаж корабля, в рамках «военного полпреда России», внимательно отслеживал обстановку и находился в немедленной готовности к действиям по защите интересов России. Стояли, как правило, на рейде Нового Афона. Нередко выходили на линию дозора, под Очамчири. Внешне спокойная обстановка, могла кардинально поменяться в любую минуту, и отреагировать на это нужно было немедленно, а действовать - решительно и в рамках международных правовых норм. Присутствие российского боевого корабля, демонстрация Андреевского флага всегда отрезвляюще действует на горячие головы. После примерно месячного (иногда более) пребывания в зоне ответственности НВМБ предстоял переход в Севастополь.

Всего 14 раз совершил капитан 3 ранга Сергей Ткач такие переходы. Причем десять из них - командиром. Десять походов за неполных три года. И все - с хорошими и отличными оценками.

Это заслуга всего нашего экипажа, - говорит Ткач. - И, прежде всего, немногочисленных офицеров.

«Аборигеном» корабля является командир БЧ-4-7 Владимир Кадомцев . Шесть лет в должности. Годом меньше - командир БЧ-3 старший лейтенант Денис Иванов . По три года прослужили на «Муромце» командиры БЧ-5 и БЧ-2 капитан-лейтенанты Михаил Ромашов и Станислав Гальцев . Немногим больше года - штурман МПК лейтенант Сергей Логинов . Это, так сказать, костяк, основа экипажа. Это «приводные ремни» воли и решения командира. Подготовке офицерского состава капитан 3 ранга Ткач уделяет самое пристальное внимание. Причем заботится и об их служебном росте.

Сейчас вот на Высшие офицерские классы ВМФ уходит мой помощник капитан-лейтенант Эдуард Атясов , - говорит командир МПК. - Жаль отпускать столь подготовленного офицера, кстати, он кавалер медали Кузнецова , но это необходимо для его служебного роста. Он заслужил перспективу на повышение. А, кроме того, Станислав Гальцев и Владимир Кадомцев назначаются с повышением - помощниками командира тактической группы по своим специальным направлениям. Я же вместо них жду молодых лейтенантов…

Весомый вклад в достигнутые экипажем результаты внесли техник БЧ-2 (малой зенитной артиллерии) мичман Сергей Лановский , боцман корабля старший мичман Алексей Кондрашов , радиометрист главный старшина контрактной службы Александр Тимофеев .

А еще мы благодарны за помощь и поддержку нашим шефам - администрации города Мурома Владимирской области, - говорит капитан 3 ранга Ткач.

Сейчас у экипажа корабля - горячая пора. МПК завершает ремонт в 13 СРЗ ЧФ и в августе месяце планирует оставить заводской причал. А это значит - здравствуй, море. Здравствуй, напряженная боевая подготовка, новые ответственные задачи.

Мне думается, что отец (сегодня он начфиз бригады ОВР) вполне может гордиться своим сыном, который уже сегодня сравнялся с ним в воинском звании. И есть все основания полагать, что для Сергея Ткача нынешняя звезда на погонах - не последняя. Как и полученная награда за умелые действия в августе горячего 2008 года."

СПРАВКА от информационного ресурса "Черноморский флот"

Малый противолодочный корабль "МПК-134" ("Муромец")

ТТД:

  • Водоизмещение: 1070 т.
  • Размеры: длина - 71,2 м, ширина - 10,15 м, осадка - 3,72 м.
  • Скорость хода максимальная: 32 узла.
  • Силовая установка: 1 газовая турбина М-8М - 18000 л.с. + 2 дизеля М-507А - 38000 л.с.
  • Дальность плавания: 2750 миль при 14 узлах.
  • Вооружение: 1х1 76-мм артустановка АК-176 (боекомплект 550 снарядов), 1х6 30-мм артустановка АК-630М (боекомплект 2000 снарядов), 1х2 ЗРК "Оса-МА" (20 ракет), 2х2 533-мм торпедных аппарата, 1х12 реактивный бомбомет РБУ-6000, 12 глубинных бомб или 18 мин.
  • Экипаж: 89 чел.

История корабля:

Малый противолодочный корабль пр.1124М

Идея создания специализированного скоростного противолодочного корабля ограниченного водоизмещения получила развитие в советском ВМФ на рубеже 50-60-х гг XX века, когда появление за границей подводных лодок нового поколения потребовало принятия эффективных мер для противодействия практически во всех операционных зонах, в том числе и ближней. Так зародился принципиально новый класс боевых кораблей отечественного флота - малые противолодочные корабли (МПК), предназначенные для борьбы с подводным противником в прибрежных районах, вблизи военно-морских баз и пунктов базирования.

В ходе конструкторских работ основное внимание уделялось выбору наиболее оптимальных обводов корпуса корабля, стандартное водоизмещение которого первоначально не должно было превышать 800 т. В ходе многочисленных экспериментов специалисты ПКБ установили, что для достижения требуемой скорости, в 35 узлов, наиболее выгодными являются так называемые комбинированные обводы, сочетающие в себе все преимущества остро- и круглоскулых корпусов.
Не менее сложную форму придали и надводному борту; вдоль которого для уменьшения заливаемости и забрызгивания шли сглаженные продольные выступы. Кроме того, на мореходности корабля должны были благоприятно сказываться нетрадиционная седловатость палубы, а также наличие протяженной, занимающей всю ширину корпуса носовой надстройки, придавшие им характерный внешний облик.

Повышенное внимание уделялось конструкции главной энергетической установки, разрабатываемой под руководством А.Кунаховича и А.Мышакина. В качестве двигателей экономического хода в состав ГЭУ включили 2 дизеля марки М-507А мощностью 10 тыс. л.с. каждый, работавшие на бортовые валы, а в качестве форсажного - газотурбинный двигатель (ГТД) М-8М мощностью 18тыс.л.с., приводивший вовращение средний вал. Как под обоими дизелями, так и под ГТД корабль мог развивать скорость до 20-22 узл., а при задействовании всех трех агрегатов, управление которыми было дистанционным, - свыше 35.
Состав вооружения и гидроакустических средств корабля во многом определялся моделью его боевого применения, состоявшей из нескольких этапов - гидроакустическая разведка на ходу, глубокое прослушивание “на стопе”, обнаружение ПЛ, быстрый выход в район ее предполагаемого нахождения и атака бортовыми средствами ПЛО.

Основой противолодочного вооружения корабля стали 2 поворотных двутрубных 533-мм торпедных аппарата ДТА-5Э-1124, размещенных побортно на верхней палубе позади носовой надстройки. Увеличение калибра ТА (по сравнению с 406-мм торпедными аппаратами) позволило использовать для поражения подводных лодок противника более мощные торпеды, в том числе и самонаводящиеся СЭТ- 65 с максимальной скоростью хода до 40 узлов. Их наибольшая дальность хода составляла около 15 км, а масса боевого зарядного отделения (БЗО) - 200 килограммов.

В качестве вспомогательного оружия ПЛО на носовой надстройке “Альбатроса” установили две 12-ствольные РБУ-6000, способные осуществлять залповую, групповую и одиночную стрельбу неуправляемыми реактивными глубинными бомбами РГБ-60 на дальность до 6 км. Боевая часть бомбы (масса ВВ - 23,5 кг), оснащенная ударно-дистанционным взрывателем УДВ-60, обеспечивала эффективное поражение практически всех существовавших в то время типов ПЛ на глубине до 400 метров.
Средства самообороны малых противолодочных кораблей проекта 1124 были представлены двумя комплексами вооружения: зенитным ракетным (ЗРК) малой дальности “Оса-М” и артиллерийским АК-725-МР-103.

Уже в ходе серийного строительства, начиная с 13-го корпуса, МПК пр. 1124 начали оснащать новым арткомплексом АК-725-МР-123, включавшим, помимо АК-725, 30-мм шестиствольную артиллерийскую установку АК-630 с дальностью стрельбы до 4 км, предназначенную для поражения противокорабельных крылатых ракет в ближней зоне обороны. Управление обеими АУ осуществлялось РЛС МР-123 “Вымпел”.

Появление в составе советского ВМФ новых кораблей не ускользнуло от внимания специалистов НАТО, присвоивших им условное название “Grisha”, вскоре перекочевавшее во все зарубежные справочники.

Многолетний положительный опыт эксплуатации кораблей проекта 1124 доказывал необходимость их дальнейшего развития, и в 1976 г специалисты Зеленодольского ПКБ разработали усовершенствованный проект МПК с индексом 1124М (“Grisha-5”). Изменения коснулись главным образом состава вооружения - на новые корабли вместо АК-725 устанавливались одноствольные 76-мм АУ АК-176 с дальностью стрельбы 15,7 км, а ЗРК “Оса-М” уступил место более совершенному “Оса-МА”. В комплексе ГАС подкильную МГ-322 “Аргунь” заменили станцией “Платина”, а РЛС “Рубка” - РЛС “Фрегат” с фазированной антенной решеткой.
Для ликвидации перегрузки пришлось снять одну РБУ-6000. Строительство кораблей этой модификации началось в 1982 году и продолжалось до 1994 года. Всего флотам было сдано 20 кораблей.

Малый противолодочный корабль "МПК-134" был заложен на заводе "Ленинская кузница" (N 302) в Киеве, 30.10.1981 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Вступил в строй 10.12.1982 и 05.03.1983 включен в состав КЧФ.

С 27.07.1982 носил название "Киевский комсомолец", с 15.02.1992 г. - "МПК-134".

В 1985, 1986, 1989 и 1999 гг. завоевывал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ). 27.7.1997 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

05.04.1999 г. в торжественной обстановке малый противолодочный корабль "МПК-134" противолодочного дивизиона (командир капитан 3 ранга В.П. Ромашов) был переименован в "Муромец".

В настоящий момент корабль находится в составе 400-го дивизиона противолодочных кораблей 68-ой бригады кораблей охраны водного района в г. Севастополе.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook