Правила посещения ресторанов. Улиц пушечная Ресторан альпийская роза

Названия московских мест
Для моего привычны слуха,
Как для иных привычен лес,
И ливня плеск, и шорох луга.
И.Волгин
Улица Пушечная.
Улица Пушечная - одна из старейших улиц Москвы. Она расположена в Мещанском районе столицы в границах Центрального административного округа. Улица начинается от Неглинной, проходит на восток, пересекает Рождественку и выходит на Лубянскую площадь. Свое название она получила в 1922 году. По свидетельству историков, когда-то улица именовалась Пушечный переулок, но это название было не единственным. Ее называли Екиманкой (по храму во имя Иоакима и Анны), Софийкой (по храму во имя Софии Премудрости Божией). Пушечную улицу можно назвать младшей сестрой Кузнецкого моста - она проходит параллельно, но уступает ему во всём - и длиной, и значением, и популярностью. Между тем именно Пушечный двор, стоявший здесь, породил Кузнецкую слободу с Кузнецким мостом, а не наоборот.
Свою историю Пушечная улица ведет с XV столетия, когда Иван III основал здесь Пушечный двор. Тут жили и работали кузнецы, специализирующиеся на производстве оружия. Во второй половине XVI века в Москве существовала целая школа замечательных мастеров пушечно-литейного искусства: Чохов, Дубинин, Осипов и другие. В конце XVI века талантливый умелец Андрей Чохов отлил здесь легендарную Царь-пушку. Масса изделия составляла целых 40 тонн. Великолепный памятник и по сей день радует взоры жителей столицы и туристов со всей России и из других стран. Памятник известен во всём мире, а появился он именно здесь, в сердце Москвы, на Пушечной улице. Отливали здесь так же пищали (орудия для прицельной стрельбы), мортиры (орудия для навесного боя), тюфяки (пушки для стрельбы дробью), органы (орудия небольшого калибра, стреляющие залпом), а также колокола для храмов. Пушечный двор в Первопрестольной столице XV-XVIII столетий был важным стратегическим объектом - первым заводом по выпуску артиллерийских орудий в древней Руси. За территорией казенного предприятия, на берегу Неглинной, стояли хозяйственные постройки, куда закладывали снопы зерновых культур перед их дальнейшей молотьбой. По проулку за Рождественкой был разбит двор окольничего Собакина, парадный въезд которого и выходил на Екиманскую улицу (церковь Софии Премудрости стояла за двором Собакина на открытой площадке). Прямо напротив располагался Пушкарский приказ, переехавший сюда в 1670 году из московского Кремля. Так выглядела местность в конце семнадцатого столетия, и таковой оставалась вплоть до 1776 года.
Несмотря на многочисленные пожары, здания Пушечного двора просуществовали до начала XIX века, затем их разобрали, а камень использовали на строительство Яузского моста. Образовавшийся пустырь был застроен в двадцатые годы XIX века: тогда-то в основном сформировалась современная Пушечная улица. Преобразования начались после создания в городе Комиссии для строения Москвы, по проекту которой к 1819 году речка Неглинная была заключена в подземный коллектор, а перепланировке была подвергнута вся территория, доходившая до Лубянки и Китайгородских стен. Бывшие бастионы петровских времен срыли, а землю с них использовали для подсыпки нынешних улиц Неглинной и Театрального проезда, а также бывшего берега реки. В дальнейшем архитектурный облик сложился творениями архитекторов Василия Ивановича Ерамишанцева, Василия Николаевича Карнеева, Владимира Павловича Гаврилова, Александра Васильевича Власова, Павла Павловича Висневского, Анатолия Александровича Остроградского, Александра Александровича Веснина и Виктора Андреевича Величкина.
На Пушечной улице представлено большое количество архитектурных памятников. На нечетной стороне улицы привлекает внимание церковь Софии Премудрости Божией у Пушечного двора, что на Лубянке (дом №15). Издавна в Москве существовало два Софийских храма. Оба сохранились прекрасно и сегодня являются действующими. Их появление связано с походами Ивана III на Новгород. Храм Софии Премудрости Божией на Лубянке основали у Пушечного двора новгородцы, которых переселили из покоренного Москвой Новгорода. Соответственно, церковь являлась обычной приходской для новгородцев, которые выстроили храм в память о своем родном городе. Нынешний храм был возведен в 1692 году. В документах сохранились сведения и о более ранней истории святыни. Так, известно, что примерно в 1585 года здесь находилась деревянная Софийская церквушка, которая, как и многие подобные постройки, сгорела в пожаре 1685 года. В XVIII веке храм Софии Премудрости Божией на Лубянке перестраивают. У нового здания декорация фасадов была иной, появился новый придел, а также колокольня в 2 яруса, соединенная с храмом у Пушечного двора специальным переходом. Пострадавшую в пожаре 1812 году церковь отремонтировали. На этот раз здание приобрело новый ампирный облик. В 1816 году нижний колокольный ярус украшают портики, на втором ярусе проемы обрамлены колоннами. Над последним ярусом сделана надстройка со шпилем и куполом. В 1839 году принят проект реконструкции церкви у Пушечного двора на Лубянке: в восточной части приделы симметричны, южный же сужается к западу; центральная апсида прямоугольная. В 1842 году при храме Софии Премудрости Божией появилась трапезная и Казанский придел, имевший немного срезанную неправильную форму. Алтарь заменили другим, прямоугольным. В XIX веке вновь поменяли декор храма. В 1890 году обновили покрытие куполов и фасады, под купольным покрытием спрятали остатки кокошников. В 1901 храм на Лубянке очередной раз обновили. В советский период церковь Софии у бывшего Пушечного двора закрыли, многое было разрушено или уничтожено. Здание находилось в ведении КГБ: здесь размещался склад, а позже фабрика спортивной одежды. В 1934 году колоннада храма и верх колокольни были разобраны. Храм относительно недавно вернули Русской православной церкви. В 2001 году святыню отреставрировали, чему большое содействие оказали сотрудники ФСБ. В 2002 году храм на Лубянке освятил патриарх Алексий II. На освящении присутствовал директор службы безопасности, который отдал символический ключ от святыни патриарху. Сегодня в храме находятся особо почитаемые иконы святой Матроны, а также адмирала Ушакова, которого к лику святых причислили не так давно.
Напротив расположен Центральный Детский Магазин. Сегодня в Москве не так много мест, куда родителям хочется привести ребенка и куда малыш хочет вернуться сам: зоопарк, цирк, планетарий… Центральный Детский Мир на Лубянке всегда возглавлял этот список. Его построили в 1957 году (архитектор А. Душкин), специально к Международному фестивалю молодежи и студентов, чтобы гости столицы могли своими глазами увидеть, что и в советской стране есть счастливое детство. В то время это сооружение было самым большим детским магазином в СССР. Большой объём здания был создан как часть ансамбля площади Дзержинского (ныне Лубянская площадь). Большие аркады и изначально задуманный декор придавали огромному сооружению лёгкость и приподнятость, скрывающие грандиозные масштабы сооружения. Первые три этажа Детского Мира представляли собой большие и удобные пространства, в которых были расположены стенды с продукцией всех заводов и фабрик СССР в сфере детской одежды, обуви, игрушек и т. д. В угловых частях здания были расположены большие пролёты лестниц с крупномасштабными лифтами. Центром всего магазина стал двухъярусный атриум, ставший брендом Центрального Детского Мира. В 90-х годах магазин начал терять свое очарование. Многие москвичи вспоминают, как в центральном зале располагался автомобильный салон, в стенах здания находились структуры, не имеющие отношение к детским товарам: интернет-магазин, банк и прочие компании. В конструкции здания, имеющего большую площадь, расположенного на неровном рельефе, на разных фундаментах, появились признаки деформации. В 2008 году здание Центрального Детского Мира было закрыто на реконструкцию и только 31 марта 2015 года оно вновь распахнуло свои двери для москвичей. Заявлялось, что будет сохранена историческая форма и размеры атриума, шаг окружающих его колонн, воссоздана оригинальная балюстрада, однако легко обнаружить, что от легендарного универмага остались одни стены. Здание уничтожено полностью. В ходе реконструкции трёхэтажный атриум был превращён в семиэтажный, а три последний этажа, неполные и содержащие ранее служебные помещения, были перестроены и открыты для публики. В новом магазине можно увидеть самые большие часы в мире, созданные на Петродворцовом часовом заводе "Ракета", уникальные световые шоу "История России" и "Природа России". Свои двери также откроет "Музей Детства" с уникальными игрушками и товарами, которые продавались в магазине в 60-90-х годах 20 века.
Здание магазина «Детский Мир» выросло на месте целого квартала, состоящего из нескольких зданий, в которые входил также Лубянский пассаж. Сложившийся исторический ансамбль торговых рядов в 1953-54 году был снесен до основания. Владение, где в 1882 году был построен Лубянский пассаж, было самым крупным из трех в квартале, ограниченном улицами Рождественкой, Пушечной (Софийкой), Лубянской площадью и Театральным проездом. Оно занимало всю восточную его часть. С 1820-х годов на красные линии улицы, площади и проезда выходили двух- и трех - этажные здания магазинов и лавок. По границе с соседним владением располагался протяженный деревянный сарай в каменных столбах. В центре хозяйственного двора были поставлены каменные погреба, сеновалы и сарай. Центральное положение в этом комплексе торговых зданий занимало двухэтажное здание с подвалом, выходившее на площадь. Со стороны двора оно имело третий, антресольный, этаж.
Архитектурное оформление главного фасада характерно для послепожарной застройки Москвы и полностью отвечало канонам ампирной архитектуры 1820 - 1830-х годов. В 1843 году это владение купил московский купец И. В. Алексеев, семейству которого оно принадлежало до 1912 года. При его сыне, потомственном почетном гражданине А. И. Алексееве, в 1882 году была осуществлена реконструкция владения, в результате которой значительно изменилась его планировочная структура и стилистика отдельных зданий. В западной части владения, по границе с соседями, на месте разобранного протяженного сарая было построено торговое здание иного типа по сравнению с существовавшими магазинами - пассаж, получивший впоследствии название Лубянского. Пассаж построили по проекту архитектора А. Г. Вейденбаума. Торжественное освящение нового пассажа состоялось 25 сентября 1883 года. Он имел две продольные крытые галереи, освещенные стеклянными фонарями, и одну поперечную, выходившую во двор. Под всем зданием пассажа размещался сводчатый подвал. По обеим сторонам галереи располагались квадратные в плане лавки, в каждой из которых имелись отдельный вход и внутренняя лестница на второй этаж. Поперечная галерея вела к служебной пристройке, сделанной со стороны двора к пассажу. В ней находились туалеты и другие подсобные помещения. Корпуса пассажа, выходившие на красную линию Театрального проезда и улицы Софийки (Пушечной), в отличие от остальной части здания были трехэтажными. Их одинаково оформленные насыщенные декоративными элементами фасады, решенные в формах эклектики, были характерны для торговых зданий 80-х годов XIX века. Входы в галереи выделены слабо выступающими ризалитами с треугольными фронтонами. В отделке интерьеров были использованы подольский камень, из которого сделали ступени лестниц в галереях, лещадные плиты для мощения полов в галереях, дубовый паркет для полов в магазинах, зеркальные стекла для витрин и чугунные винтовые лестницы, ведущие на антресоли. Стены внутри здания были оштукатурены и обработаны прямоугольными филенками. Пассаж имел духовое отопление. В нем преобладала торговля мануфактурой, готовым платьем, пряжей и нитками, шляпами и прочим товаром. Подвал пассажа использовался для склада товаров мелких магазинов.
В 1883 году, еще до завершения строительства пассажа, был разработан проект его расширения за счет возведения новой крытой галереи, имевшей Г-образную в плане форму. Во вновь построенном здании и реконструированном двухэтажном корпусе по Софийке разместилась торговля мануфактурой, золотыми и серебряными изделиями и кондитерскими товарами. В начале XX века перестроили двухэтажный торговый корпус по Театральному проезду. Над ним возвели третий этаж, заменили деревянные перекрытия на своды Монье. В здание провели центральное отопление. В 1912 году владение приобрел потомственный почетный гражданин Иван Матвеевич Грушин. В 1910-х годах чистый доход от сдачи внаем помещений магазинов и лавок Лубянского пассажа составлял почти 160 000 рублей. В 1920-х годах в Лубянском пассаже размещался театр кооператива Центрального управления лесной промышленности. Вход в него был со стороны Софийки (Пушечной). На втором этаже здания размещались зал на 200 мест, фойе и библиотека, а на первом – гардероб и туалеты. Лубянский пассаж просуществовал до 1950-х годов, когда вся застройка квартала была разобрана и на их месте было построено здание универсального магазина «Детский мир». При строительстве здания магазина «Детский мир» были фрагментарно сохранены сводчатые подвалы Лубянского пассажа.
Наиболее интересным зданием на Пушечной улице считается дом №9. Это доходный дом Торлецкого - Захарьина - исторический доходный дом в Москве. Он занимает весь квартал от Пушечной улицы до Кузнецкого Моста. Здание неоднократно переходило из рук в руки, в нем размещались многочисленные магазины и учреждения. Последними владельцами его были коммерции советник А.Л.Торлецкий и терапевт Г.А.Захарьин. А с 1925 года часть здания занимает Центральный дом работников искусств (ЦДРИ). К концу 1840-х годов вся территория находилась во владении А. Л. Торлецкого, а впоследствии его сына, А. А. Торлецкого. В это время здесь работали: популярный книжный магазин переводных книг по естественным наукам А. И. Глазунова, «Магазин чаёв братьев К. и С. Поповых», чайный магазин Н. Корещенко «Китай», «Московский магазин» О. И. Ливенштейна, торговавший широким ассортиментом модной дамской одежды. 1997-2006 годах в здании размещался бутик марки Valentino. В настоящее время на первом этаже дома находится магазин «Кузнецкий Мост, 20», интерьер которого создан архитектурным бюро А.Бродского. При устройстве магазина фасаду здания был нанесён ущерб. В доме размещается также издательство «Радиотехника», выпускающее многочисленные журналы и книги. Здание является объектом культурного наследия федерального значения.
Часть этого здания (улица Пушечная, дом № 9\6) занимает ЦДРИ - единственный в России Дом, объединяющий деятелей всех видов и жанров искусства. Духовная жизнь нескольких поколений творческой интеллигенции связана с этим Домом. За десятилетия своего существования он накопил свои традиции, нашел и утвердил свои неповторимые особенности, свой стиль. Его создавали крупнейшие деятели культуры: В. И. Качалов, И. Н. Берсенев, О. Л. Книппер-Чехова, А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, Е. Н. Гоголева, и молодые тогда артисты С. Образцов, Б. Тенин, Н. Хмелев, Р. Зеленая и др. Этот уникальный клуб творческой интеллигенции возник по инициативе Наркома просвещения А. В. Луначарского, поддержанной ЦК профсоюза работников искусства и деятелями культуры. В 1938 году Клубу мастеров искусства был передан особняк на Пушечной улице, дом 9, историческое здание, в стенах которого зарождался будущий МХАТ. Ремонт особняка был сделан на средства работников искусства, и в мае 1939 года Клуб переехал в новое здание, получив название Центральный Дом работников искусств - ЦДРИ. Бригады артистов выступали на дрейфующей станции «Северный полюс». Выступления перед трудящимися Москвы и Московской области, договоры о сотрудничестве с трудовыми коллективами Метростроя, Метрополитена, Братцевской птицефабрики, КАТЭКа и др. Выступали не только в клубах, но и на строительных площадках, в шахтах, на полевых станах. Все великие стройки имели возможность увидеть и услышать артистов. Для некоторых зрителей это была первая встреча с профессиональным искусством.
В годы Великой Отечественной войны ЦДРИ был единственным в Москве клубным учреждением, ни на один день не прекращавшим свою работу.
Суздальское архиерейское подворье на углу улиц Рождественка и Пушечная, д. 5/7, появилось на этом участке еще в семнадцатом столетии. Для молебнов была возведена Рождественская церковь во имя Иоанна Предтечи. Шло время, и старые строения, обращенные фасадами на обе улицы, стали перестраивать под доходные дома и помещения для лавок. Эта тенденция особо проявилась после 1812 года, когда большая часть домов во владениях подворья сгорела. Облик этого уголка Москвы создавался архитекторами Владимиром Павловичем Гавриловым, который на месте разрушенной и упраздненной церкви (1772 год) в 1886 году строит трехэтажное доходное здание. Впоследствии, в 1903 году, его перестроили по проекту архитектора Владимира Владимировича Шервуда. В строительстве и реконструкции других зданий принимал участие и зодчий Василий Николаевич Карнеев. До революции 1917 года в этом угловом доме на Пушечной, 7/5 (Рождественка), на первом уровне, размещался трактир, который при Советах был преобразован в рыбное кафе с соответствующим названием – «Сардинка», а затем в «Сосисочную», и далее в «Пельменную». В настоящее время формат заведения остается прежним и здесь принимает посетителей известное московское сетевое кафе. Стоит отметить, что ранее весь этот квартал, который простирался от Пушечной до Кузнецкого Моста, был прорезан проходами через скопище внутренних дворов. Если взглянуть на карту, то этот лабиринт можно рассмотреть и сегодня, правда, из-за строительства фасадов вдоль улиц и ограждающих стен внутри квартала, попасть туда практически невозможно. Последние жильцы из строений бывшего Суздальского подворья были расселены в ходе реконструкции зданий, произведенной в 60-70-х годах XX столетия. В настоящее время комплекс строений на Рождественке, 5/7 (Пушечная улица) является ценным московским градоформирующим объектом. Сейчас в этом доме расположены: Музей экслибриса, Московский клуб любителей миниатюрных книг; Международный союз общественных объединений книголюбов; Московский институт национальных и региональных отношений.
По проекту архитектора А.С. Каминского был построен корпус Пассажа (дом № 3) в 1873-1880 годах известным купцом К.С.Поповым. Парадный фасад Пассажа Попова, богато украшенный лепным орнаментом, был вдвое выше окружающей застройки и многие годы являлся композиционной доминантой Кузнецкого моста, а с Пушечной улицей его соединял сквозной проход. В здании размещались многочисленные магазины: ювелирный магазин И. Фульда, меховых изделий С. И. Белкина, юридических книг А. Скорова, фотография А. А. Эйхенвальда. В июле 1882 г. в доме открылась первая в Москве телефонная станция на 800 номеров; в 1885 г. здесь же была устроена первая в городе световая реклама - слово ПАССАЖЪ, выложенное из электрических лампочек. В 1894 году в одном из помещений Пассажа открылось «Русское фотографическое общество», на заседаниях которого выступали Н. Е. Жуковский, Н. А. Умов, К. А. Тимирязев, Н. Д. Зелинский и другие видные учёные.
На улице Пушечная расположена гостиница «Савой» (на углу улицы Рождественка 3/6 стр.1 и Пушечной), которая имеет не малый спрос у туристов города, но и у горожан. Наряду с «Националем» и «Метрополем» гостиница «Савой» - одна из старейших действующих гостиниц Москвы. Пятиэтажное здание гостиницы «Савой», выстроенное в неоклассическом стиле, расположено в самом сердце столицы, недалеко от Большого театра, на пересечении двух старинных московских улочек - Рождественки и Пушечной. Обрамленные колоннами балконы, лепные маски, полукруглые трехчастные окна - все эти архитектурные детали придают зданию нарядный и самобытный вид. Неудивительно, что «Савой» входит в десятку самых красивых гостиниц российской столицы. История гостиницы «Савой» началась в 1909 году, когда Страховое от огня товарищество «Саламандра» приобрело земельный участок на углу Пушечной и Рождественки. Прежней владелицей участка была княгиня Аргамакова-Туркестанова, хозяйка популярного в Москве ресторана «Альпенрозе» («Альпийская Роза»). Сам ресторан располагался по соседству с будущей гостиницей, на Пушечной дом № 4. Строительство гостиницы «Савой» велось с 1910 по 1912 годы. Проектировал здание архитектор Виктор Величкин, он же создал стилизованные под рококо интерьеры ресторана, который находился в первом этаже гостиницы. Своеобразным символом новой гостиницы стала саламандра, что, безусловно, связано с названием страхового общества, первого владельца «Савоя». Изображение саламандры можно и в наши дни отыскать в интерьерах гостиницы – в лепнине, на коврах, на дне бассейна. Существует несколько версий о том, почему гостиница была названа именно «Савой». По одной из этих версий название гостиницы связано с Савойскими Альпами, то есть, намекает на близкое соседство ресторана «Альпийская Роза». По другой версии (наиболее вероятной) московский «Савой» получил свое название в честь знаменитого лондонского отеля «Савой», который в те годы был одним из символов роскоши, престижности и комфорта.
В 1913 году гостиница «Савой» приняла первых постояльцев и очень скоро приобрела репутацию роскошного отеля международного уровня. Среди первых гостей гостиницы «Савой» были Сергей Есенин и Айседора Дункан. После Октябрьской революции 1917 года гостиница была национализирована и много лет использовалась для размещения иностранных гостей. Так в 1935 году в номерах гостиницы «Савой» проживали Ромен Роллан и Анри Барбюс, приехавшие в Москву для изучения советской действительности. В 1958 году гостиница «Савой», входившая в систему «Интуриста», была переименована в «Берлин» и работала под этим названием до первой реконструкции, проведенной в 1987-1989 годах. В ходе реконструкции гостинице были возвращены не только историческое имя, но и исторический облик, а здание «Савоя» было внесено в список московских памятников архитектуры, находящихся под охраной государства. Гордостью обновленной гостиницы «Савой» стала картинная галерея «Альпийская Роза», в которой были представлены произведения современных русских художников.
В 2006 году гостиница «Савой» первой в России стала работать под известным брендом международной группы гостиниц - «Small Luxury Hotels of the World», которая существует уже более 30 лет. В группу «Small Luxury Hotels of the World» входят сотни гостиниц во многих странах мира. Все эти небольшие (менее 200 номеров) гостиницы с эксклюзивными интерьерами и высоким уровнем обслуживания.
К началу XX столетия владение на Пушечной улице дом № 4, которое включало в себя и здание со знаменитым и презентабельным уже в то время рестораном «Альпенрозе» («Альпийская роза» (стр.2), находилось в собственности О.А. Туркестановой-Аргамаковой. Одна из ветвей княгини Ольги исходила от старейшего грузинского рода Туркенишвили, прибывших в Российскую империю в годы правления императора Петра I в составе свиты Вахтанга VI - последнего царя Грузинского государства. Первым владельцем «Альпенрозе» был купец немецкого происхождения Генрих Гермес. Главными посетителями ресторана являлись его соотечественники из Немецкого клуба и другие представители этой европейской диаспоры, проживавшие в Москве. Любили собираться в заведении и артисты расположенных по-соседству Большого и Малого Императорских театров: в субботние вечера здесь можно было лицезреть Марию Николаевну Ермолову, Гликерию Николаевну Федотову, Надежду Алексеевну Никулину, не говоря уже о мужской части той и другой труппы. В двух кабинетах «Альпенрозе», где собиралась многие артисты, представители бывшего Артистического кружка певец Антон Иванович Барцал и литератор Владимир Александрович Михайловский проводили диспуты, которые стали прелюдией к созданию известного Литературно-художественного кружка на Воздвиженке, собиравшегося в особняке графини Игнатьевой. Помимо деятелей искусства в ресторан заходили пообедать известные в Москве юристы, художники, архитекторы, врачи, профессура городских университетов и просто состоятельные граждане. «Певец Москвы» Гиляровский утверждал, что ресторан этот был чуть ли не самым популярным местом в городе. В.Гиляровский вспоминает: "Вход в ресторан был строгий: лестница в коврах, обставленная тропическими растениями, внизу швейцары, и ходили сюда завтракать из своих контор главным образом московские немцы. После спектаклей здесь собирались артисты Большого и Малого театров и усаживались в двух небольших кабинетах". В ресторане "Альпийской розы" устраивается Эраст Петрович Фандорин в романе Б.Акунина «Смерть Ахиллеса» под видом лихого купчика, чтобы побольше разузнать о певице Ванде, у которой нашли мертвого Белого Генерала. В 1898 году заведение на Пушечной улице, 4 выкупает И.К. Петкович, при котором и произошла русификация его названия, после чего ресторан становится известным, как «Альпийская роза». Спустя некоторое время новый владелец расширяет площадь зала и оформляет его в шикарном европейском стиле. К 1910 году бизнес Петковича и рядом расположенную гостиницу (стр.1), которая была построена на месте доходного дома Туркестановой - Аргамаковой в 1902 году Павлом Павловичем Висневским по проекту архитектора Анатолия Александровича Остроградского, выкупает почетный гражданин и состоятельный купец А.А. Михайлов. Далее Александр Александрович создает акционерное общество «Альпийская роза», которое включало в себя гостиницу, ресторан, а также виноторговый бизнес. Устав этой организации с капиталом в 200 тысяч рублей утвердил лично император Николай II в 1910 году 23 февраля. Начиная с 1909 года история общества тесно переплетена со страховой компанией «Саламандра», выкупившей рядом стоящее здание на углу с улицей Рождественкой, 3/6, стр.1 у все той же Ольги Туркестановой-Аргамаковой и построившей гостиницу-отель «Савой». Что касается здания ресторана «Альпийская роза», то в период с 1911 по 1912 годы архитектором Павлом Павловичем Висневским и его коллегой Александром Александровичем Весниным была проведена значительная реконструкция, после которой оно и получило современный вид. Открытие состоялось уже в 1913 году 13 февраля. После революции 1917 года в бывшем ресторане заседали всевозможные присутственные учреждения, но серым канцелярским будням воспротивились, кажется, сами стены, привыкшие к буйным полетам фантазии. «Как-то в летний день 1918 года, когда начинался «кафейный» период в жизни поэтической Москвы, когда печатать стихи стало трудно, а за выступления в кафе поэтам платили, я зашел в кафе «Альпийская роза» на Софийке (теперь Пушечная)» - это воспоминания П.Н.Зайцева о Сергее Есенине, который был завсегдатаем литературных вечеров в "Альпийской розе". Поэзия стала последним этапом в жизни кафе. После революции гостиница и ресторан закрылись. Михаил Афанасьевич Булгаков описал "хрустальный зал" кухни "Альпийской розы" в своей "Дьяволиаде". В 1935 году здание было передано творческой интеллигенции - учителям. Во время войны стало не до творчества: роскошные залы поделили на душные «ведомственные» клетушки, в каждой из которых на свой лад «ковалась Победа». И лишь в 1954-м Дом учителя вновь стал Домом учителя.
Дом № 2\6 по Пушечной улице, построенный в 1822 году по проекту О. Бове на участке Пушечного двора, занимало Военно-сиротское училище, где воспитывались осиротевшие дети военнослужащих. С 1863 года здесь располагается театральное училище, ныне - Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина. История училища неразрывно связана с деятельностью Малого театра и ведёт своё начало с 1773, когда при Воспитательном доме была создана театральная школа. В 1809 году она была преобразована в Московское театральное училище. С 1830-х годов и до конца жизни в ней преподавал М. С. Щепкин (с 1938 училище носит его имя). В 1943 училище получило право вуза. Училище окончили крупнейшие актёры Малого театра: В. И. Живокини, С. В. Шумский, П. В. и С. В. Васильевы, Г. Н. Федотова, Н. А. Никулина, М. Н. Ермолова, А. А. Остужев, А. А. Яблочкина, В. Н. Рыжова, М. Ф. Ленин, Ю. М. Юрьев и другие. Во время Великой Отечественной войны училище было эвакуировано в Челябинск (1941-1942 гг.). Концертные бригады училища выступали в воинских частях, госпиталях, на оборонных заводах. Педагогами училища были: И. В. Самарин, Г. Н. Федотова, А. П. Ленский, В. Н. Пашенная, Н. Ф. Костромской, К. А. Зубов, В. И. Цыганков, А. Д. Дикий, Л. И. Дейкун, А. И. Благонравов, Т. А. Дынник и другие. В составе училища (1978 г.): актёрский факультет, отделение сценической речи (основано в 1976 г.), 4 кафедры, 3 национальные студии, библиотека (свыше 30 тысяч томов). В 1977-1978 учебном году обучался 171 студент, работало 43 преподавателя, в том числе 3 профессора и доктора наук, 12 до¬центов и кандидатов наук. Среди них старейшие мастера Малого театра и педагоги: П. М. Садовский, Л. А. Волков, М. И. Царёв, Н. А. Анненков, М. Н. Гладков, М. М. Новохижин, Г. Н. Дмитриев, О. М. Головина и другие.
В 1980 году во дворе дома установлен памятник Щепкину (скульптор А.В. Тарасенко).
В Москве нет мелочей, всё важно. В этом можно убедиться, если пройти всего немногим более 360 метров по Пушечной улице и познакомиться с ее достопримечательностями. Внешне не слишком примечательная улица очень интересна с исторической точки зрения. Пушечная улица хранит связь с историей Москвы и России непосредственно в своем наименовании.
«Воспитание патриотизма... начинается с углубленного познания своей родины» - писал М. И. Калинин. Экскурсия по Пушечной улице - достойный вклад в это благородное дело.

"Москва и москвичи - ДВА КРУЖКА"

Московский артистический кружок был основан в шестидесятых годах и окончил свое существование в начале восьмидесятых годов. Кружок занимал весь огромный бельэтаж бывшего голицынского дворца, купленного в сороковых годах купцом Бронниковым. Кружку принадлежал ряд зал и гостиных, которые образовывали круг с огромными окнами на Большую Дмитровку с одной стороны, на Театральную площадь-с другой, а окна белого голицынского зала выходили на Охотный ряд.

Противоположную часть дома тогда занимали сцена и зрительный зал, значительно перестроенные после пожара в начале этого столетия.

Круг роскошных, соединенных между собой зал и гостиных замыкал несколько мелких служебных комнат без окон, представлявших собой островок, замаскированный наглухо стенами, вокруг которого располагалось круглое фойе.

Любимым местом гуляющей по фойе публики всегда был белый зал с мягкой мебелью и уютными уголками.

Великим постом это фойе переполнялось совершенно особой публикой-провинциальными актерами, съезжавшимися для заключения условий с антрепренерами на предстоящий сезон.

По блестящему паркету разгуливали в вычурных костюмах и первые

"персонажи", и очень бедно одетые маленькие актеры, хористы и хористки. Они мешались в толпе с корифеями столичных и провинциальных сцен и важными, с золотыми цепями, в перстнях антрепренерами, приехавшими составлять труппы для городов и городишек.

Тут были косматые трагики с громоподобным голосом и беззаботные будто бы, а на самом деле себе на уме комики - "Аркашки" в тетушкиных кацавейках и в сапогах без подошв, утраченных в хождениях "из Вологды в Керчь и из Керчи в Вологду". И все это шумело, гудело, целовалось, обнималось, спорило и голосило.

Великие не очень важничали, маленькие не раболепствовали. Здесь все чувствовали себя запросто: Гамлет и могильщик, Пиккилы и Ахиллы, Мария Стюарт и слесарша Пошлепкина. Вспоминали былые сезоны в Пинске, Минске, Хвалынске и Иркутске.

Все актеры и актрисы имели бесплатный вход в Кружок, который был для них необходимостью: это было единственное место для встреч их с антрепренерами.

Из года в год актерство помещалось в излюбленных своих гостиницах и меблирашках, где им очищали места содержатели, предупрежденные письмами, хотя в те времена и это было лишнее: свободных номеров везде было достаточно, а особенно в таких больших гостиницах, как "Челыши".

Теперь на месте "Челышей" высится огромное здание гостиницы

"Метрополь", с ее разноцветными фресками и "Принцессой Грезой" Врубеля, помогавшего вместе с архитектором Шехтелем строителю "Метрополя" С. И.

Мамонтову.

А в конце прошлого столетия здесь стоял старинный домище Челышева с множеством номеров на всякие цены, переполненных великим постом съезжавшимися в Москву актерами. В "Челышах" останавливались и знаменитости, занимавшие номера бельэтажа с огромными окнами, коврами и тяжелыми гардинами, и средняя актерская братия-в верхних этажах с отдельным входом с площади, с узкими, кривыми, темными коридорами, насквозь пропахшими керосином и кухней.

Во второй половине поста многие переезжали из бельэтажа наверх...

подешевле.

Вторым актерским пристанищем были номера Голяшкина, потом -

Фальцвейна, на углу Тверской и Газетного переулка. Недалеко от них, по Газетному и Долгоруковскому переулкам, помещались номера "Принц", "Кав-

каз" и другие. Теперь уже и домов этих нет, на их месте стоит здание телеграфа.

Не менее излюбленным местом были "Черныши", в доме Олсуфьева, против Брюсовского переулка.

Были еще актерские номера на Большой Дмитровке, на Петровке, были номера при Китайских банях, на Неглинном, довольно грязные, а самыми дешевыми были меблирашки "Семеновка" на Сретенском бульваре, где в 1896 году выстроен огромный дом страхового общества "Россия".

В "Семеновку" пускали жильцов с собаками. Сюда главным образом приезжали из провинции комические старухи на великий пост.

Начиная от "Челышей" и кончая "Семеновкой", с первой недели поста актеры жили весело. У них водились водочка, пиво, самовары, были шумные беседы... Начиная с четвертой-начинало стихать. Номера постепенно освобождались: кто уезжал в провинцию, получив место, кто соединялся с товарищем в один номер. Начинали коптить керосинки: кто прежде обедал в ресторане, стал варить кушанье дома, особенно семейные.

Керосинка не раз решала судьбу людей. Скажем, у актрисы А. есть керосинка. Актер Б., из соседнего номера, прожился, обедая в ресторане.

Случайный разговор в коридоре, разрешение изжарить кусок мяса на керосинке... Раз, другой...

А я тоже собираюсь купить керосинку! Уж очень удобно! - говорит актер Б.

Да зачем же, когда у меня есть!-отвечает актриса А.

Проходит несколько дней.

Ну, что зря за номер платить! Переноси свою керосинку ко мне... У меня комната побольше!

И счастливый брак на "экономической" почве состоялся.

Актеры могли еще видеться с антрепренерами в театральных ресторанах:

"Щербаки" на углу Кузнецкого переулка и Петровки, "Ливорно" в Кузнецком переулке и "Вельде" за Большим театром; только для актрис, кроме Кружка, другого места не было. Здесь они встречались с антрепренерами, с товарищами по сцене, могли получить контрамарку в театр и повидать воочию своих драматургов: Островского, Чаева, Потехина, Юрьева, а так-

же многих других писателей, которых знали только по произведениям, и встретить знаменитых столичных актеров: Самарина, Шумского, Садовского, Ленского, Музиля, Горбунова, Киреева. Провинциальные актеры имели возможность и дебютировать в пьесах, ставившихся на сцене Кружка-единственном месте, где разрешалось играть великим постом. Кружок умело обошел закон, запрещавший спектакли во время великого поста, в кануны праздников и по субботам. Кружок ставил-с разрешения генерал-губернатора князя Долгорукова, воображавшего себя удельным князем и не подчинявшегося Петербургу,- спектакли и постом, и по субботам, но с тем только, чтобы на афишах стояло: "сцены из трагедии "Макбет", "сцены из комедии "Ревизор" или

"сцены из оперетты "Елена Прекрасная", хотя пьесы шли целиком.

Литературно-художественный кружок основался совершенно случайно в немецком ресторане "Альпийская роза" на Софийке.

Вход в ресторан был строгий: лестница в коврах, обставленная тропическими растениями, внизу швейцары, и ходили сюда завтракать из своих контор главным образом московские немцы. После спектаклей здесь собирались артисты Большого и Малого театров и усаживались в двух небольших кабинетах.

В одном из них председательствовал певец А. И. Барцал, а в другом-литератор, историк театра В. А. Михайловский - оба бывшие посетители закрывшегося Артистического кружка.

Как-то в память этого объединявшего артистический мир учреждения В. А.

Михайловский предложил устраивать время от времени артистические ужины, а для начала в ближайшую субботу собраться в Большой Московской гостинице.

Мысль эта была подхвачена единодушно, и собралось десятка два артистов с семьями. Весело провели время, пели, танцевали под рояль. Записались тут же на следующий вечер, и набралось желающих так много, что пришлось в этой же гостинице занять большой зал... На этом вечере был весь цвет Малого и Большого театров, литераторы и музыканты. Читала М. Н. Ермолова, пел Хохлов, играл виолончелист Брандуков. Программа вышла богатая. И весной 1898 года состоялось в ресторане "Эрмитаж" учредительное собрание, выработан был устав, а в октябре 1899 года, в год столетия рождения Пушкина, открылся Литературно-художественный кружок в доме графини Игнатьевой, на Воздвиженке.

Роскошные гостиные, мягкая мебель, отдельные столики, уголки с трельяжами, камины, ковры, концертный рояль... Уютно, интимно... Эта интимность Кружка и была привлекательна. Приходили сюда отдыхать, набираться сил и вдохновения, обменяться впечатлениями и переживать счастливые минуты, слушая и созерцая таланты в этой непохожей на клубную обстановке. Здесь каждый участвующий не знал за минуту, что он будет выступать. Под впечатлением общего настроения, наэлектризованный предыдущим исполнителем, поднимался кто-нибудь из присутствовавших и читал или монолог, или стихи из-за своего столика, а если певец или музыкант - подходил к роялю. Молодой еще, застенчивый и скромный, пробирался аккуратненько между столиками Шаляпин, и его бархатный молодой бас гремел: Люди гибнут за металл...

Потом чаровал нежный тенор Собинова. А за ними вставали другие, великие тех дней.

Звучала музыка известных тогда музыкантов... Скрябин, Игумнов, Корещенко....

От музыки Корещенки Подохли на дворе щенки,-

сострил раз кто-то, но это не мешало всем восторгаться талантом юного композитора-пианиста.

Все больше и больше собиралось посетителей, больше становилось членов клуба. Это был единственный тогда клуб, где членами были и дамы. От наплыва гостей и новых членов тесно стало в игнатьевских залах.

Отыскали новое помещение, на Мясницкой. Это красивый дом на углу Фуркасовского переулка. Еще при Петре I принадлежал он Касимовскому царевичу, потом Долгорукову, умершему в 1734 году в Березове в ссылке, затем Черткову, пожертвовавшему свою знаменитую библиотеку городу, и в конце концов купчиха Обидина купила его у князя Гагарина, наследника Чертковых, и сдала его под Кружок.

Помещение дорогое, расходы огромные, но число чле-

нов росло не по дням, а по часам. Для поступления в действительные члены явился новый термин: "общественный деятель". Это было очень почтенно и модно и даже иногда заменяло все. В баллотировочной таблице стояло:

"...такой-то, общественный деятель",- и выборы обеспечены. В члены-соревнователи выбирали совсем просто, без всякого стажа.

Но членских взносов оказалось мало. Пришлось организовать карточную игру с запрещенной "железкой". Члены Охотничьего клуба, избранные и сюда, сумели организовать крупную игру, и штрафы с засидевшихся за "железкой"

игроков пополняли кассу. Штрафы были такие: в 2 часа ночи-30 копеек, в 2

часа 30 минут- 90 копеек, то есть удвоенная сумма плюс основная, в 3 часа

2 рубля 10 копеек, в 3 часа 30 минут - 4 рубля 50 копеек, в 4 часа-9

рублей 30 копеек, в 5 часов- 18 рублей 60 копеек, а затем Кружок в 6 часов утра закрывался, и игроки должны были оставлять помещение, но нередко игра продолжалась и днем, и снова до вечера...

Игра была запрещенная, полиция следила за клубом, и были случаи, что составлялся протокол, и "железка" закрывалась.

Тут поднимались хлопоты о разрешении, даже печатались статьи в защиту клубной игры, подавались слезницы генерал-губернатору, где доказывалось, что игра не вред, а чуть ли не благодеяние, и опять играли до нового протокола.

Тесно стало помещение, да и карточные комнаты были слишком на виду.

В это время Елисеев в своем "дворце Бахуса" отделал роскошное помещение с лепными потолками и сдал его Кружку. Тут были и удобные, сокровенные комнаты для "железки", и залы для исполнительных собраний, концертов, вечеров.

Кружок сделался самым модным буржуазным клубом, и помещение у Елисеева опять стало тесно. Выработан был план, по которому отделали на Большой Дмитровке старинный барский особняк. В бельэтаже-огромный двухсветный зал для заседаний, юбилеев, спектаклей, торжественных обедов, ужинов и вторничных "собеседований". Когда зал этот освобождался к двум часам ночи, стулья перед сценой убирались, вкатывался десяток круглых столов для

"железки", и шел открытый азарт вовсю, переносившийся из разных столовых, гостиных и специальных карточных комнат. Когда зал был занят, игра происходила в разных помещениях.

Каких только комнат не было здесь во всех трех этажах! Запасная столовая, мраморная столовая, зеркальная столовая, верхний большой зал, верхняя гостиная, нижняя гостиная, читальня, библиотека (надо заметить, прекрасная)

и портретная, она же директорская. Внизу бильярдная, а затем, когда и это помещение стало тесно, был отделан в левом крыле дома специально картежный зал-"азартный". Летняя столовая была в небольшом тенистом садике, с огромным каштаном и цветочными клумбами, среди которых сверкали электричеством вычурные павильончики-беседки для ужинающих веселыми компаниями, а во всю длину сада тянулась широкая терраса, пристроенная к зданию клуба в виде огромного балкона. Здесь у каждой компании был свой излюбленный стол.

Едва ли где-нибудь в столице был еще такой тихий и уютный уголок на чистом воздухе, среди зелени и благоухающих цветов, хотя тишина и благоухание иногда нарушались беспокойным соседом-двором и зданиями Тверской полицейской части, отделенной от садика низенькой стеной.

Выше векового каштана стояла каланча, с которой часовой иногда давал тревожные звонки о пожаре, после чего следовали шум и грохот выезжающей пожарной команды, чаще слышалась нецензурная ругань пьяных, приводимых в

"кутузку", а иногда вопли и дикие крики упорных буянов, отбивающих покушение полицейских на их свободу...

Иногда благоухание цветов прорывала струйка из навозных куч около конюшен, от развешанного мокрого платья пожарных, а также из всегда открытых окон морга, никогда почти не пустовавшего от "неизвестно кому принадлежащих трупов", поднятых на улицах жертв преступлений, ожидающих судебно-медицинского вскрытия. Морг возвышался рядом со стенкой сада... Но к этому все так привыкли, что и внимания не обращали.

Только раз как-то за столом "общественных деятелей" один из них, выбирая по карточке вина, остановился на напечатанном на ней портрете Пушкина и с возмущением заметил:

При чем здесь Пушкин? Это профанация!

Пушкин всегда и при всем. Это великий пророк... Помните его слова, относящиеся и ко мне, и к вам, и ко многим здесь сидящим... Разве не о нас он сказал: И на обломках самовластья Напишут наши имена!

Говорившего дополнил сосед-весельчак:

Уж там запишут или не запишут ваши имена, а вот что Пушкин верно сказал, так это: И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть.

И указал одной рукой на морг, а другой - на соседний стол, занятый картежниками, шумно спорившими.

Этот разговор происходил в августе 1917 года, когда такие клубы, действительно, были уже "у гробового входа".

Через месяц Кружок закрылся навсегда.

Когда новое помещение для азартной игры освободило большой двухсветный зал, в него были перенесены из верхних столовых ужины в свободные от собраний вечера. Здесь ужинали группами, и каждая имела свой стол. Особым почетом пользовался длинный стол, накрытый на двадцать приборов. Стол этот назывался "пивным", так как пиво было любимым напитком членов стола и на нем ставился бочонок с пивом. Кроме этого, стол имел еще два названия:

"профессорский" и "директорский".

Завсегдатаи стола являлись после десяти часов и садились закусывать.

Одни ужинали, другие играли в скромные винт и преферанс, третьи проигрывались в "железку" и штрафами покрывали огромные расходы Кружка.

Когда предреволюционная температура 1905 года стала быстро подниматься, это отразилось и в Кружке ярче, чем где-нибудь.

С эстрады стало говориться то, о чем еще накануне молчали. Допущена была какая-то свобода действия и речей.

Все было разрешено, или, лучше сказать, ничего не запрещалось.

С наступлением реакции эстрада смолкла, а разврат усилился.

Правительство боялось только революционеров, а все остальное поощряло: разрешало шулерские притоны, частные клубы, разгул, маскарады, развращающую литературу,-только бы политикой не пахло.

Допустили широчайший азарт и во всех старых клубах.

Отдельно стоял только неизменный Английский клуб, да и там азартные игры процветали, как прежде. Туда власти не смели сунуть носа, равно как и дамы.

В Купеческом клубе жрали аршинных стерлядей на обедах. В Охотничьем -

разодетые дамы "кушали деликатесы", интриговали на маскарадах, в карточные их не пускали. В Немецком-на маскарадах, в "убогой роскоши наряда", в трепаных домино, "замарьяживали" с бульвара пьяных гостей, а шулера обыгрывали их в карточных залах.

Огромный двухсветный зал. Десяток круглых столов, по десяти и двенадцати игроков сидят за каждым, окруженные кольцом стоящих, которые ставят против банка со стороны. Публика самая разнообразная. За "рублевыми"

столами - шумливая публика, споры,

Вы у меня рубль отсюда стащили!

Нет, вы у меня сперли!

Дежурный!

Кто украл? У вас украли или вы украли?

За "золотыми" столами, где ставка не меньше пяти рублей, публика более

"серьезная", а за "бумажным", с "пулькой" в двадцать пять рублей, уже совсем

"солидная".

На дамах бриллианты, из золотых сумочек они выбрасывают пачки кредиток... Тут же сидят их кавалеры, принимающие со стороны участие в их игре или с нетерпением ожидающие, когда дама проиграется, чтобы увезти ее из клуба...

Много таких дам в бриллиантах появилось в Кружке после японской войны.

Их звали "интендантскими дамами". Они швырялись тысячами рублей, особенно

"туровала" одна блондинка, которую все называли "графиней". Она была залита бриллиантами. Как-то скоро она сошла на нет-сперва слиняли бриллианты, а там и сама исчезла. Ее потом встречали на тротуаре около Сандуновских бань...

Самая крупная игра - "сотенный" стол, где меньшая ставка сто рублей,-

велась в одной из комнат вверху или внизу.

Иногда кроме сотенной "железки" в этой комнате играли в баккара.

Раз игра в баккара дошла до невиданных размеров. Были ставки по пяти и десяти тысяч. Развели эту игру два восточных красавца с довольно зверскими лицами, в черкесках дорогого сукна, в золотых поясах, с кинжалами, сверкавшими крупными драгоценными камнями. Кем записаны они были в первый раз - неизвестно, но в первый же день они поразили таким размахом игры, что в следующие дни этих двух братьев-князей Шаховых- все записывали охотно.

Они держали ответственный банк в баккара без отказа, выложив в обеспечение ставок пачки новеньких крупных кредиток на десятки тысяч. За ними увивались

Ежедневно все игроки с нетерпением ждали прихода князей: без них игра не клеилась. Когда они появлялись, стол оживал. С неделю они ходили ежедневно, проиграли больше ста тысяч, как говорится, не моргнув глазом - и вдруг в один вечер не явились совсем (их уже было решено провести в члены-соревнователи Кружка).

Где же азиаты? - волновались игроки.

Напрасно ждете. Их вы не увидите,-заявил вошедший в комнату репортер одной газеты.

Молчаливое удивление.

Сегодня сообщили в редакцию, что они арестованы. Я ездил проверить известие: оба эти князя никакие не князья, они оказались атаманами шайки бандитов, и деньги, которые проигрывали, они привезли с последнего разбоя в Туркестане. Они напали на почту, шайка их перебила конвой, а они собственноручно зарезали почтовых чиновников, взяли ценности и триста тысяч новенькими бумажками, пересылавшимися в казначейство. Оба они отправлены в Ташкент, где их ждет виселица.

Потому, что для нашего читателя интереснее та сторона жизни, которая даже во времена существования клубов была покрыта тайной, скрывавшей те истинные источники средств, на которые строилась "общественная деятельность" этих клубов.

О последней так много писалось тогда и, вероятно, еще будет писаться в мемуарах современников, которые знали только одну казовую сторону: исполнительные собрания с участием знаменитостей, симфонические вечера, литературные собеседования, юбилеи писателей и артистов с крупными именами, о которых будут со временем писать... В связи с ними будут, конечно, упоминать и Литературно-художественный кружок, насчитывавший более 700

членов и 54 875 посещений в год.

Еще найдутся кое у кого номера журнала "Известия Кружка" и толстые, отпечатанные на веленевой бумаге с портретом Пушкина отчеты.

В них, к сожалению, ни слова о быте, о типах игроков, за счет азарта которых жил и пировал клуб.

Владимир Гиляровский - Москва и москвичи - ДВА КРУЖКА , читать текст

См. также Гиляровский Владимир - Проза (рассказы, поэмы, романы...) :

Москва и москвичи - ДРАМАТУРГИ ИЗ СОБАЧЬЕГО ЗАЛА
Все от пустяков - вроде дырки в кармане. В те самые времена, о которых...

Москва и москвичи - ИЗ ЛЕФОРТОВА В ХАМОВНИКИ
На другой день после приезда в Москву мне пришлось из Лефортова отправ...

Гости ресторана, столкнувшиеся с самой небольшой проблемой, обычно делятся на две категории. Одни с пеной у рта стараются доказать вину официантов и поваров, которые пережарили заветный стейк из лосося, и требуют скидки. Другие стоически молчат, даже если увидят в салате стайку тараканов. Находясь в вечных поисках истины, редакция сайт подробно разбирается в правах гостей, а также обязанностях представителей ресторана.

Защита прав потребителей регулируется

  • Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в редакции 28.07.2012),
  • а также Правилами оказания услуг общественного питания , утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 (в редакции 04.10.2012).

Отступления и наказания

Мы постарались разобраться, что будет если вы не хотите или не можете оплатить счет в ресторане. Читать заметку .

Во-первых, имейте в виду: совершая заказ в ресторане, вы заключаете публичный договор, соглашаясь с условиями, выдвинутыми рестораном (начиная с цены блюда и заканчивая его составом). Как заказчик вы вправе требовать точного исполнения выбранного блюда (не забывайте только, что у вас есть и обязанности ). Так эта система работает в идеальном мире, в реальности все получается немного запутаннее.

По действующему законодательству, меню (а также прейскурант) должно быть оформлено в строгом соответствии с определенными правилами. Способы приготовления, вес, сведения о составе блюд и их калорийность - все это, теоретически, должно быть указано рядом с каждой позицией меню. Если пытаться сделать все по закону, перечень блюд станет одним большим приветом из девяностых - унылым и аляповатым внешне, но, согласитесь, очень информативным. В последнее время все чаще можно увидеть фразу вроде: «Данный буклет является рекламным материалом. Официально утвержденное меню с подробной информацией, заверенной подписью и печатью предприятия, предоставляется по первому требованию посетителя». Это позволяет рестораторам, с одной стороны, делать удобное и стильное меню без привязки к правилам оказания услуг общественного питания, а с другой - игнорировать некоторые свои обязанности.

Пара примеров из меню Пицца 22 см :

Как должно быть:

Крокеты с салями и моцареллой, 270 руб.

Вес: 320 граммов,
Cостав: Картофель Рогс-мини, зелень свежая микс, сыр пармезан, соль морская, перец черный, сыр моцарелла, яйцо, колбаса салями “Пепперони”, сухари панировочные, мука пшеничная, зелень, соус томатный (п.ф. томаты с/с, соль морская, перец черный, соус табаско, чеснок св., базилик св., орегано, масло оливковое, сахар песок),
Выход: 138 гр./3 гр./15 гр./1 гр./0,1 гр./10 гр./1 шт./30 гр./40 гр./10 гр./60 гр.

Лазанья, 340 руб.

Как должно быть:

Лазанья, 340 руб.

Вес: 362 грамма,
Состав: макароны «Лазанья», ПФ соус «Болоньезе» (свиная шея, говядина 1С, томаты с/с), ПФ Базилик (базилик свежий, масло растительное, соль морская (сахар-песок, соус табаско), лук репчатый, морковь, свинина грудинка Поркетта, ПФ соус «Бешамель», (мука пшеничная, масло сливочное, молоко сухое, специи мускатный орех, соль морская), базилик свежий, соус томатный (п.ф. томаты с/с, соль морская, перец черный, соус табаско, чеснок св., базилик св., орегано, масло оливковое, сахар песок),
Выход: 38 гр./172 гр./20 гр./40гр./40 гр./60 гр./102 гр./2 гр./50 гр.

Шоколадный брауни, 220 руб.

Как должно быть:

Шоколадный брауни, 220 руб.

Вес: 176 граммов,
Состав: ПФ Брауни (сахар-песок, яйцо, мука пшеничная, какао-порошок, шоколад в ассортименте, масло сливочное), мороженое в ассортименте, мята свежая, сахарная пудра,
Выход: 130 гр./55 гр./1 гр./5 гр.

Возьмем простой пример: в меню нет злополучной фразы про «рекламный материал». Вы заказываете морс из черной смородины, а вам приносят напиток и с черной смородиной, и с малиной. При таком раскладе, вы можете брызгать слюной, праведно возмущаться и требовать вернуть деньги или заменить напиток на правильно приготовленный - с точки зрения закона вы будете абсолютно правы. Тем же самым вы можете заниматься, если блюдо приготовлено с явным браком. Согласно статье 18 закона о защите прав потребителя: «Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы» . Муха в супе, нарушение санитарных норм или явный технический брак в приготовлении блюда - все это вполне резонные причины отказа от оплаты или требования замены.

Брак - это не ваше субъективное мнение

Оговоримся сразу: технический брак - это не ваше субъективное мнение («Этот стейк недостаточно из мяса»), он определяется пунктом 19 правил оказания услуг общественного питания: «Исполнитель обязан оказать услуги, качество которых соответствует обязательным требованиям нормативных документов и условиям заказа». Это же касается и вина: одно дело, если вам не понравилось только что открытое мерло (ну не любите вы этот сорт, с кем не бывает), а другое - если оно действительно испортилось в процессе хранения и, например, пахнет «пробкой».

Исходя из 26 правила оказания услуг общественного питания, потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
  • соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
  • безвозмездного повторного изготовления продукции общественного питания надлежащего качества.

В случае, если вы отравились в ресторане, нужно первым делом обратиться к врачу и попросить его указать в медицинских документах (сначала в медкарте, а потом и в выписке из нее), что вы жалуетесь не просто на боль в животе, а именно на отравление после посещения заведения общественного питания. После лечения, нужно будет написать красивую, но юридически грамотную кляузу на ресторан или кафе, сославшись на 14 и 15 статью закона о защите прав потребителей (они затрагивают имущественную ответственность заведения за вред, причиненный вследствие недостатков товара и компенсацию морального вреда соответственно). В претензии необходимо указать, что вашему здоровью был причинен ущерб, и приложить к заявлению все имеющиеся документы (включая чек из ресторана или, если он отсутствует, показания свидетелей). Для пущего устрашения рестораторов, можно припугнуть их статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусмотренных для заведения штрафах или Роспотребнадзором, функции которого сейчас стремительно расширяются.

Чаще всего представители ресторана стараются решить такие вопросы полюбовно (а по закону они должны возместить убытки ужина в заведении, похода к врачу и лечения, а также компенсировать моральный ущерб). Если же ресторан решил по какой-то причине не удовлетворять ваши требования, со спокойной совестью идите в суд. Но, предупреждаем, судебные разбирательства и исполнительное делопроизводство в России длятся довольно долго - иногда до шести месяцев.

Если если во время деловых переговоров, которые проходят в ресторане, в вашей тарелке окажется волос, таракан и отпечаток ботинка шефа, пожаловаться у вас никуда не получится

Из забавного: с точки зрения закона № 2300-1 потребителем может считаться только: «гражданин, имеющий намерение заказать или заказывающий, использующий услуги общественного питания исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». Поэтому в том, что касается трактовки обеда или ужина во время деловых переговоров, мнения юристов могут расходиться. Один из опрошенных экспертов считает, что если находиться в ресторане как представитель юридического лица, то в отношениях с заведением вы выступаете в качестве гражданина, так как заказывая еду, вы удовлетворяете свои экзистенциальные потребности в питании. Другой, что если если во время деловых переговоров, которые проходят в ресторане, в вашей тарелке окажется волос, таракан и отпечаток ботинка шефа, пожаловаться у вас никуда не получится, а суд встанет на сторону ресторана. Просто потому, что в данном случае вы представляете собой не гражданина, а юрлицо.

В 1870-м году в Москве рядом с Немецким клубом (дом 9) на Софийке открылся ресторан и гостиница "Альпийская роза" (дом 4). Ресторан был немецкий, с настоящим пельзенским пивом и европейской кухней. Завсегдатаями ресторана были немцы.
Однако вскоре москвичи разузнали про недорогое пиво, сытную кухню, и чинным бюргерам пришлось потесниться.

Ресторан "Альпийская роза" вообще-то считался заведением чинным, европейским. Во всяком случае, в
дневное время. В завтрак и обед сюда приходили московские немцы, как торговые, так и служилые. Кушали свиную ногу с кислой капустой, пили настоящее баварское пиво, читали берлинские, венские и рижские газеты. Но к вечеру скучные пивохлебы отправлялись по домам - подвести баланс по учетным книгам, поужинать да засветло на перину, а в "Розу" начинала стекаться публика повеселей и пощедрей. Преобладали все-таки иностранцы, из тех, кто легче нравом и при этом предпочитает веселиться не на русский, а на европейский лад, без пьяного крика и расхристанности. Б.Акунин "Смерть Ахиллеса"

В.Гиляровский вспоминает: "Вход в ресторан был строгий: лестница в коврах, обставленная тропическими растениями, внизу швейцары, и ходили сюда завтракать из своих контор главным образом московские немцы. После спектаклей здесь собирались артисты Большого и Малого театров и усаживались в двух небольших кабинетах".

В неприкосновенности оставался только "немецкий" кабинет ресторана. Консервативные бюргеры заранее откупили этот кабинет за 600 рублей в год с условием, что кроме них никто занимать его не будет. До сих пор наверху в одной из комнат бывшей гостиницы есть заложенная кирпичом дверь, которая раньше вела на черную лестницу, по которой носили еду и напитки из ресторана в номера. Доход от гостиницы и ресторана был выше стоимости дома и составлял в 1903 году 45 тыс.рублей, а в 1909 году - 58.910 рублей.


Рельефный фриз "Альпийской розы" может соревноваться с фризом Андреева на "Метрополе".

С рестораном "Альпийская роза" был тесно связан "кофейный" или "кафейный" период русской литературы. «Был в истории русской словесности один этап, который можно назвать «кофейным периодом поэзии,» - писал А.М.Арго в своих воспоминаниях. Это были годы после революции: «Как-то в летний день 1918 года, когда начинался «кафейный» период в жизни поэтической Москвы, когда печатать стихи стало трудно, а за выступления в кафе поэтам платили, я зашел в кафе «Альпийская роза» на Софийке (теперь Пушечная)» - это воспоминания П.Н.Зайцева о Сергее Есенине, который был завсегдатаем литературных вечеров в "Альпийской розе".

Поэзия стала последним этапом в жизни кафе. После революции гостиница и ресторан закрылись.

Михаил Афанасьевич Булгаков описал "хрустальный зал" кухни "Альпийской розы" в своей "Дьяволиаде", именно в этой кухне располагалась контора Главцентрбазспимата (Главная Центральная База Спичечных Материалов) на штатной должности делопроизводителя и прослужил целых 11 месяцев товарищ Коротков.

Коротков пешком одолел три версты и, запыхавшись, вбежал в канцелярию, как раз когда кухонные часы "Альпийской розы" пробили одиннадцать раз. В канцелярии его ожидало зрелище совершенно необычайное
для одиннадцати часов утра. Лидочка де Руни, Милочка Литовцева, Анна Евграфовна, старший бухгалтер Дрозд, инструктор Гитис, Номерацкий, Иванов, Мушка, регистраторша, кассир - словом, вся канцелярия не сидела на своих местах за кухонными столами бывшего ресторана "Альпийской розы", а стояла, сбившись в тесную кучку у стены, на которой гвоздем была прибита четвертушка бумаги.

"Дьяволиада" сменилась цирком. И в наше время в доме 4 на Пушечной улице (бывшей Софийке) располагается Творческий союз цирковых деятелей России.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook