Представь себя на месте наших сограждан. Российские туристы «подсели» на смартфоны


Наша редакция участвует в независимом межрегиональном журналистском проекте «ПРЕДСТАВЬ! ИДЕАЛЬНАЯ РОССИЯ», цель которого - дать слово гражданам России в дискуссии об образах будущего России. Идея проекта принадлежит участникам Ассоциации журналистов, освещающих семейную тематику.

Мы представим мнения наших сограждан в СМИ. Приглашаем вас к участию в проекте!

Заяц Зоя Георгиевна, 64 года; высшее образование. Место работы: МБОУ ДО ГДДТ г. Шахты.

В моем возрасте и при накопленных проблемах со здоровьем загадывать на семь лет вперед достаточно сложно. Дай бог дожить.

А будет мне в 2025 уже 71 год. Конечно, хочется видеть себя не в инвалидном кресле и уж тем более не лежачим больным в памперсах и с деменцией.

А если помечтать со здоровой долей оптимизма…Учительница на пенсии.

Хочется, чтобы эта самая пенсия позволяла кроме трат на лекарства, коммуналку и продуктовую корзину, еще и делать приличные подарки близким – детям, внукам, иногда баловать себя какими-то приятными мелочами, вылазками в кино, на природу, поездками к морю. Чтобы жить, а не выживать, жить нормальной, а не нищенской жизнью, сохранить достоинство, самодостаточность и самостоятельность, не быть обузой детям, в меру сил приносить пользу, заниматься творчеством – самое время для разбора архива и работы над книгой.

К этому времени мой внук по сыну будет уже старшеклассником, и, возможно, появится ещё один маленький человечек в семье дочери.

А ещё, надеюсь продолжать общаться со своими взрослыми выпускниками, заочно в соцсетях, а иногда и принимать их у себя за чашечкой кофе, пусть даже и цикорного, но ради такого случая, с ложечкой моего любимого Амаретто.

Название проекта «ПРЕДСТАВЬ! ИДЕАЛЬНАЯ РОССИЯ» предполагает описание радужной перспективы, некоего «Города Солнца», но жизненный опыт говорит, что это утопия, а мир далеко не идеален. И наш город тоже.

Ну, помечтаем. Через семь лет в нашем городе построят несколько новых школ и детских садов. Кстати, это реально планируется. По примеру москвичей, городские власти изыщут средства для масштабного обновления жилого фонда, застройки спальных районов современными домами с квартирами улучшенной планировки и созданием всей необходимой инфраструктуры в шаговой доступности.

В городе олимпийских чемпионов завершится ремонт стадиона, и построят современные теннисные корты и спортивные площадки в микрорайонах. Расширится штат тренеров и спортинструкторов.

В городском парке отреставрируют «поплавок», летний театр и фонтаны, построят стационарную эстраду, современные клубные помещения с открытыми верандами для шахматистов и любителей других настольных игр, открытый плавательный бассейн для отдыха, разобьют цветочные клумбы.

Отремонтируют дороги, и будут постоянно поддерживать их в рабочем состоянии. Оборудуют остановочные площадки лавочками, по возможности с прозрачными навесами. Заменят, наконец, устаревшие маршрутки более комфортабельными микроавтобусами и добьются четкого соблюдения интервала движения.

Ночью на всех улицах и переулках должно быть освещение. Лучше всего со световыми датчиками, чтобы фонари автоматически зажигались с наступлением темноты и отключались с рассветом.

Семь лет – не много, но не так уж и мало. За это время можно многого добиться.

Безусловно, я хочу видеть свой город, весь донской край успешным, динамично развивающимся, перспективным, комфортным для жизни.

А Россию – сильной, просвещённой и процветающей, имеющей большой политический вес и мощную армию. Чтобы никому даже на ум не приходило раскрывать рот против нашей страны, зариться на наши богатства, грозить нам санкциями, шельмовать наших спортсменов. Мы давно уже Великая страна, таковой и останемся. И мир должен с этим считаться и уважать нас.

Сухова Валентина Юрьевна , 62 года. Образование – последнее: высшее экономическое. Место работы, должность – Шахтинская городская общественная организация Ростовской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», председатель (руководитель).

- Представьте свое личное будущее через 7 лет. Каким Вы его видите в 2025 году?

Если бы я была чуть помоложе, то свое личное будущее я представляла бы несколько другим, чем могу представить сейчас. Во-первых, мне будет 69 лет, а это возраст бабушек. Во-вторых, и это вытекает из «во-первых», я надеюсь, что через 7 лет мой единственный сын наконец-таки осчастливит меня внуком или внучкой, и я на законных основаниях буду считаться бабушкой, а не только по возрасту. В-третьих, и это главное, я посвящу остаток своей жизни внуку или внучке, чего я не могла сделать для своих сыновей, надо было много работать, и я не могла до конца испытать всего счастья материнства, большую часть времени проводила на работе, за подготовкой к урокам, проверкой работ студентов… Я буду свободна от работы, всяких общественных ненужных дел и буду путешествовать по миру, сама посмотрю и внукам покажу. А еще я хочу видеть здоровым и счастливым моего сынулю Павлушу и всех моих родных и близких.
- Как Вы думаете, что будет с Вашим городом, областью, что будет со страной в целом через 7 лет, в 2025 году? Какие главные изменения скорее всего произойдут там, где Вы живете, и во всей России?

– Ну, это очень сложный вопрос! Думаю, что Россию ждут немалые потрясения и изменения, изменения в сторону процветания. Решатся проблемы малых городов, поселков, возродится планирование в стране, без чего невозможен экономический рост, снова будет бесплатная медицина, образование, у народа появится уверенность в завтрашнем дне, он как в былые времена начнет мечтать, верить и надеяться.

Будущее нашего города непросто представить. Потому что нет какой-то одной такой отрасли производства, как раньше была угольная промышленность, «Ростовуголь», которые могли бы снова поднять авторитет нашего города. Думаю, надо восстановить легкую промышленность, ХБК, то есть производство, которое сделает наш город экономически независимым и будет приносить в бюджет города хорошую прибыль.

Россию вижу главным лидером в мире с высоким авторитетом миротворца, все страны будут за честь считать сотрудничество с нашей страной! Так будет!
- А какими Вы хотели бы видеть свой город, регион (область, край, республику), какой Вы хотели бы видеть всю нашу страну через 7 лет, в 2025 году? Что было бы желательно изменить, чего следовало бы достичь, какой должна стать Россия?

Город хочу видеть чистым, ухоженным, процветающим, без лишних бутиков и цветочных ларьков. Чтобы было много скверов для отдыха с красивыми клумбами, фонтанами и не только в центре города, но и в отдаленных поселках.

Страну хочу видеть гордой, независимой. Чтобы в нашей стране не было бедных и нищих, чтобы пенсионеры жили достойно, а экономика была сильной.

Представители российского отделения Travelport поделились результатами опроса 2018. Выяснилось, что наши соотечественники уже не представляют себе путешествия без смартфонов.

Напомним, компания Travelport с головным офисом в Англии – разработчик трэвел-платформы, на которой участники мировой туротрасли (например, авиакомпании и отели) предлагают свои услуги, ежегодно проводит исследования международных рынков. В этот раз участвовали 16 тыс. активных путешественников из 25 стран (год назад было 11 тыс. человек из 19 стран).

По словам менеджера отдела развития Travelport Анастасии Прудиус , 76% из тысячи россиян полностью полагаются на смартфон, 75% (самый высокий показатель в Европе) предпочитают электронные посадочные талоны и билеты (их, опять-таки, удобно предъявить в аэропорту прямо на экране гаджета). Около 65% наших соотечественников пользуются мобильными приложениями для поиска и бронирования билетов и 60% регистрируются на рейсы онлайн. Еще 59% респондентов из России расплачиваются в поездках через Apple Pay или Samsung Pay.

Примерно 44% российских туристов полюбили «голосовой поиск», опередив англичан, французов, канадцев, британцев, японцев. Кстати, в Японии «голос» используют 40% путешественников. В целом, половина опрошенных со всего мира (на 3% больше, чем в 2017-м) взяла на вооружению эту функцию смартфонов. На первом месте Китай и Турция: там 70% туристов «разговаривают» со своими мобильными устройствами.

«По нашим данным, к 2020 г. около 30% всех туристических запросов будет происходить через «голосовой поиск». Это такие программы, как Siri в iPhone», – уточняет Анастасия Прудиус.

Госпожа Прудиус также сообщила, что россияне готовы к переходу на биометрическое сканирование личных данных (например, радужной оболочки глаза), который состоится, по прогнозам, к 2025 г., когда функция появится на смартфонах. В течение ближайших трех лет 77% аэропортов и более 70% авиакомпаний разработают программы биометрической идентификации личности. В данный момент 9% воздушных ворот установили соответствующие сканеры, к 2021 г. таковых будет 50%. Уже сейчас 82% российских респондентов хотели бы обладать смартфонами с программой биометрической идентификации, чтобы не стоять в очередах на паспортном контроле. В этом энтузиазме Россия оставила позади Китай, Францию, Германию, Италию, Японию, Испанию, Турцию, Великобританию, США.

Смартфоновая зависимость – общая тенденция. Всего 80% участников опроса из разных стран мира подтвердили, что боятся оказаться без гаджета в поездке: могут заблудиться или потеряться.

Еще один тренд: 83% российских туристов читают перед поездкой отзывы в соцсетях, и 85% – в TripAdvisor. При этом 36% принимают окончательное решение, просмотрев посты друзей, 49% – прочитав TripAdvisor. Такого высокого доверия к опыту других путешественников не наблюдается в прочих странах Европы.

Тем не менее Россия занимает 16-е место по активности в области цифровых технологий в туризме. Прошлогоднюю 14-ю позицию наша страна уступила Гонконгу. Лидирует, как и в 2017-м, Индия.

Несмотря на интеграцию в нашу жизнь техники, многие пока мыслят консервативно. Так, по итогам опроса прошлого года, больше половины россиян в возрасте от 24 до 44 лет предпочитали покупать готовые турпакеты в агентствах.

Лиза Гилле

Вместо обещанного к 1980 году построения коммунизма советские люди получили всего лишь летние Олимпийские игры. Вообще у наших сограждан неоднозначное отношение к Олимпиадам на родной земле, игры в Сочах ещё не начались, а их уже критикуют в хвост и в гриву. Олимпиаду-80 перестроечные публицисты называли "пир во время чумы" и утверждали, что бюджет не выдержал олимпийской нагрузки, что привело к летальному исходу экономики. Так или иначе, но Москва успела обзавестись десятками новых спортивных объектов, самый грандиозный из которых - спорткомплекс "Олимпийский" на проспекте Мира.



На момент открытия "Олимпийскому" не было равных в мире, да и сейчас в Европе лишь Манчестер, Лондон, Кёльн и Белград могут похвастать подобными крытыми спортивными аренами. Комплекс состоит из двух спортивных сооружений - крытого стадиона и плавательного бассейна, которые начали строить в 1977 году и закончили летом 1980 года. Официальная дата открытия - 19 июля, как раз в день начала Олимпийских игр в Москве. Возглавлял большую команду архитекторов Михаил Посохин, который за этот проект вместе с Борисом Тхором в 1982 году был удостоен Ленинской премии.


1980 год: http://oldmos.ru/old/photo/view/59318

В начале ХХ века на месте спорткомплекса располагался стадион "Унион", московские футболисты тогда только осваивались в новой игре в ножной мяч. В советское время "Унион" неоднократно перименовывался в стадион Совторгслужащих, в стадион Профинтерна, "Буревестник".
Футбол на "Унионе", 1912 год: http://oldmos.ru/old/photo/view/81970


Для строительства "Олимпийского" была расчищена большая территория, где помимо стадиона находились Опытный химико-металлургический завод, фабрика "Восход" и жилая застройка Выползова, Тополева и Самарского переулков. Целый район старой Москвы с одно-двухэтажными деревянными домами и обветшавшими городскими усадьбами, был съеден спорткомплексом.


Выползов переулок, 1977-1979 гг.: http://oldmos.ru/old/photo/view/110634


Снос домов в Тополевом переулке, 1976-1978: http://oldmos.ru/old/photo/view/104602


1979 год: http://oldmos.ru/old/photo/view/100104

Сохранился доходный дом по улице Щепкина, 47 (архитектор Э.Нирнзее, 1912-1914)

"Здание Дома-музея М.С.Щепкина было построено в конце XVIII - начале XIX вв. и является выразительным образцом городской усадебной застройки. Это один из немногих деревянных московских домов, уцелевших после пожара 1812 года при взятии Москвы войсками Наполеона. Он представляет собой присущее классицизму архитектурное деревянное строение, собранное из отесанных брёвен по методу «сруба без единого гвоздя». Усилиями коллектива Государственного театрального музея им. А.A.Бахрушина дом великого русского артиста Михаила Семёновича Щепкина был сохранён и отреставрирован с максимальным сохранением мемориальности сруба и внутреннего пространства старинного усадебного дома. Его можно сравнить с драгоценной жемчужиной, случайно уцелевшей в период уничтожения и разрушения культурного наследия России," - http://vk.com/pages?oid=-5822039&p=ДОМ-МУЗЕЙ

Церковь Филиппа Митрополита в Мещанской слободе - православный храм Сретенского благочиния Московской епархии. Церковь построена на месте встречи царём Алексеем Михайловичем мощей святителя Филиппа при перенесении их из Соловецкого монастыря в Москву. Каменное здание вместо деревянного появилось в 1691 году, а в 1777 было перестроено по проекту Матвея Казакова. Считается одним из лучших образцов московского классицизма. К началу ХХ века вокруг церкви располагались дома священнослужителей, трапезная, богадельня, в приходе Филипповской церкви открылись Николаевский детский приют, Городское начальное училище и Железнодорожное училище. Несколько зданий церковного ансамбля снесли в 1940-е годы во время строительства школы и при строительстве спорткомплекса "Олимпийский".


Вид из Екатерининского парка


Здесь проходили выступления участников конкурса Евровидение-2009


Сожжение чучела Масленицы


В помещениях подиума угнездились десятки торговых предприятий


Строительство комплекса Соборной мечети


Ещё в конце 1980-х годов на волне книжного бума появились спекулянты, которые на рынках почти легально торговали книгами по завышенным в несколько раз ценам. Уже давно нет фиксированных цен, бумажная книга потихоньку уходит в прошлое, а книжный развал в "Олимпийском" до сих пор остался на месте.

Крытый стадион:
Центральная арена (126х90 м, высота 24 м, трибуны на 35 000 зрителей)
Спортивный зал гимнастики (42х24 м)
Игровой зал командных видов спорта (42х24 м)
Большой (36х18 м) и малый залы хореографии
Тренажёрный зал
Тренировочная ледовая площадка
Восстановительный центр

Крыша-мембрана крытого стадиона толщиной 6 миллиметров укреплена на наружном железобетонном кольце, которое покоится на сорокаметровых колоннах. Других, промежуточных, опор у перекрытия нет. Арена стадиона приспособлена для нескольких типов покрытий. На ней можно уложить синтетический ковер, рекортановую беговую дорожку или превратить её в искусственное ледяное поле.

Основную арену можно трансформировать в отдельные площадки для одновременного проведения соревнований по разным видам спорта. Роль стены-перегородки выполняет занавес из рифлёного металла во всю высоту зала. Во время Игр XXII Олимпиады на Крытом стадионе прошли соревнования боксёров и баскетболистов.


Олимпийский бокс, 1980 год: http://oldmos.ru/old/photo/view/72282

За годы своего существования "Олимпийский" познакомился с самыми разными видами спорта: боксом, баскетболом, спортивной и художественной гимнастикой, волейболом, хоккеем с шайбой и хоккеем с мячом, карате и тхэквондо, бадминтоном, лёгкой атлетикой и даже биатлоном.

В 1980-е годы на синтетике "Олимпийского" игрались ранневесенние матчи Чемпионата СССР и Кубка СССР по футболу. Считалось, что лучше обдирать колени на шершавом искусственном покрытии, чем месить грязь на открытой поляне. Впрочем, футболисты приспособились к необычным условиям и стали играть в трико. Большой футбол ушёл из "Олимпийского" с оборудованием открытых стадионов современными дренажными системами и подогревом, но вплоть до 2010 года здесь проходил зимний международный товарищеский турнир - Кубок Содружества.


"Спартак"-"Торпедо" (Кутаиси) 21 апреля 1985, с автографами Николая Петровича Старостина и Сергея Шавло

Начиная с 1982 года "Олимпийский" стал популярной музыкальной площадкой, здесь концертировали сотни отечественных и зарубежных исполнителей от поп-музыки до хэви-металл. Историческое событие случилось в 1987 году, когда западная рок-группа впервые приехала на гастроли в СССР, первопроходцами стали «Uriah Heep». За ними последовали «Status Quo», «Pink Floyd», «Black Sabbath», «Nazareth» и другие.

На фотографиях выступления гимнастов на Международном турнире по спортивной гимнастике на Кубок Михаила Воронина (2013)


Александр Дитятин - герой гимнастического подиума Олимпийских игр 1980 года


Конь привередливый

Репетиция фестиваля экстремальных видов спорта "Прорыв" (2013)

Плавательный бассейн:
Тренировочная ванна длиной 50 м (50x25x2,2)
Демонстрационная ванна длиной 50 м (50x25x2,2, трибуны на 8120 зрителей)
Прыжковая ванна длиной 25 м и глубиной 6 м (25x33x6, трибуны на 5070 зрителей)
Детская ванна («лягушатник»)
Сауна, тренировочные и гимнастические залы

Владимир Промыслов, председатель исполкома Моссовета (журнал "Олимпиада-80", № 43): "Качество воды в плавательном бассейне гарантируется пятикратном обменом её в течение суток и применением современных средств очистки".


Панорама 1980 годов: http://oldmos.ru/old/photo/view/89352

1. Сравни цели разных политических сил и интересы общественных слоев России в начале 1918 года и сделай вывод о возможности согласия в российском обществе. На твой взгляд гражданина современной России, что необходимо было сделать, чтобы избежать Гражданской войны в стране?

Согласия в обществе никто и не хотел достигать – в этом главная проблема. Когда проводился передел земли и национализация всем было понятно, что останутся недовольные, но никого это не волновало – с противниками надеялись справиться. Но несмотря на то, что политика была классовой, общество раскололось совсем не по классовому признаку. Офицеры царской армии сражались и за белых, и за красных; без них (военные специалистов) Красная армия не смогла бы одержать победу. Несмотря ни на что, некоторые дети буржуазии оказались на стороне красных. Крестьян в армию набирали те, кто контролировал территорию, многие вообще уходили в зелёные партизаны. Война расколола не только социальные слои, но даже семьи. Потому её начало нельзя напрямую связывать с противоречиями между партиями.

Общество озлобилось в результате мировой войны, очень многие были готовы убивать ради того, чтобы получить желаемое. Потому, боюсь, что уже в 1917 году Гражданская война стала почти неизбежной, оставался только вопрос: когда она начнётся, а также кто против кого будет воевать. Возможно, её удалось бы предотвратить, если бы Учредительное собрание начало свою работу почти сразу после Февральской революции, и решило бы насущные проблемы общества. Но когда в 1917 году вместо решения этих вопросов, начала нарастать анархия, выход из неё был лишь в сильной власти; а приход такой власти неизбежно должен был вызвать возмущение большой части общества, то есть Гражданскую войну.

2. Представь себя на месте наших сограждан, участвовавших в красном и белом терроре. За какие поступки и почему ты бы испытывал угрызения совести? Как повлиял террор на возможность поиска согласия в российском обществе?

Стыдно было бы за сам террор, за убийство мирных или уже обезоруженных людей, за конфискации. Но я не проходил того кошмара, который пережило то поколение в ходе Первой мировой войны.

3. Оцени соотношение сил красных и белых для борьбы друг с другом в 1918 году. Есть ли у какой-то из сторон решающий перевес?

Солдатами во всех армиях было небольшое число добровольцев, но в основном насильственно мобилизованные, по большей части – крестьяне (просто потому, что они были самой многочисленной группой населения).

Офицерами во всех армиях стали офицеры дореволюционной армии, которые разделились между белыми и красными примерно поровну (включая офицеров Генерального штаба). Их дополнили выслужившиеся младшие чины.

Во всех армиях высшие командные должности часто занимали люди, чьи карьеры сделали огромный скачок благодаря ситуации. Некоторые из них оказались талантливыми и справлялись со своими обязанностями лучше, чем дореволюционные генералы, другим откровенно не хватало военного образования соответствующей ступени для таких должностей.

У красных было единое руководство – коммунистическая партия. В то время как белые были разобщены. Деникин и Юденич формально признавали Колчака Верховным правителем России, но действовали независимо от него, командование интервентов не подчинялось белым генералам, полностью независимыми были вооружённые силы новых государственных образований.

В руках у красных были самые промышленно развитые районы России. Белые контролировали в основном аграрные области, но этот недостаток частично компенсировался поставками от союзников из-за рубежа.

Благодаря поставкам союзников белые располагали техникой, которой просто не было у красных, например танками. Правда, количество такой техники оказалось ничтожно мало.

Таким образом видно, что у красных был небольшой перевес в единстве руководства и промышленно развитых районах (производство в которых из-за руководства большевиков разваливалось). Однако преимущество это незначительно, и основную роль сыграло использование сторонами имевшихся ресурсов.

4. Назови причины Гражданской войны в России с точки зрения участника и красного, и белого движения. Какая позиция кажется тебе наиболее обоснованной? Какие события, по-твоему, являются началом Гражданской войны в России: Февральский переворот 1917 года, Октябрьский переворот 1917 года, разгон Учредительного собрания, выступление чехословацкого корпуса? Своё мнение объясни.

Началом противостояния в обществе является Февральская революция. Это противостояние выражалось в двоевластии, но не только в этом. Однако непосредственно Гражданская война началась в начале января 1918 года с выступления Добровольческой армии. Потому что именно тогда бороться стали не толпы и не общественные силы, а армии, организованные соответствующим образом.

"Всюду лужи, местами представляющие собой разливы"

В отличие от быстрой езды, езду долгую русские не любили, но столетиями были вынуждены приноравливаться к затяжным поездкам по бескрайним степям и лесам. Со временем накопился опыт наилучшего и комфортабельного преодоления немереных расстояний.
Прежде всего путники должны были остерегаться разбойников. Даже на рубеже XIX-XX веков, когда организованных шаек уже не было, но грабители-одиночки все же попадались, считалось не лишним иметь при себе револьвер. Опытные люди также заказывали себе в Златоусте специальные палки из гнущегося железа, аналог современных бейсбольных бит. Не менее важным аспектом была и еда с питьем. Знающие путешественники писали, что в России, особенно в ее азиатской части, есть дороги, где за много дней пути нельзя встретить ни единого источника с несоленой или незамутненной водой. Во избежание отравлений и прочих проблем с желудком некоторые брали в дорогу исключительно простонародное толокно. Блюдо это готовилось элементарно. Овсяную муку грубого помола перед дорогой прожаривали, что улучшало вкус толокна и избавляло его от разного рода вредителей. А чтобы утолить голод, в муку вливали теплое молоко или холодный квас.


За время автопробега Париж—Москва автомобилист, инженер и философ Петр Энгельмейер сделал много поучительных наблюдений

В общем, подданные Российской империи имели немалый опыт дальних путешествий с помощью двух-трех лошадиных сил и были вполне готовы к продолжительным поездкам с помощью бензиновых моторов с несколько большим числом лошадиных сил. Первую поездку в дальнее зарубежье совершил в 1899 году известный в то время русский велосипедист и автомобилист Петр Орловский. "20 октября в 2 ч. дня издатель "Самоката" П. А. Орловский,— писал его журнал,— отправился на моторке в дальнюю поездку Санкт-Петербург—Париж. Погода отвратительная. Всюду грязь, лужи, местами представляющие собой разливы. Особенно тяжела дорога у Средней Рогатки, где на пути образовались настоящие омуты. Трехколесный мотор весь покрыт приборами: часами, указателем скорости хода, измерителями подъемов, имеются два гудка: сильный — дорожный и слабый — городской... Хотя его езда не отличалась резвостью, он блестяще выполнил свою задачу, проехав в разгар осенней распутицы до Парижа. Когда он въезжал в Париж, из этого же города выезжал на моторе г-н Тидеман, обязавшийся проехать до Москвы".
Описанные Орловским трудности надолго отвратили соотечественников от поездок на колясках с мотором. Следующая известная попытка состоялась лишь четыре года спустя, в 1903 году, когда в Париж отправилась супружеская пара Грибоедовых. Но и их неспешный вояж не вызвал среди соотечественников желания сесть в автомобиль, увидеть Париж и умереть, слетев с дороги где-нибудь в русской или немецкой глубинке. Куда проще и удобней было путешествовать во Францию и обратно в комфортном купе поезда. Тем более что в обратный путь на родину можно было прихватить ящик-другой шампанского и, договорившись с таможенниками, сэкономить на пошлинах почти столько же, сколько стоил железнодорожный билет.
Лишь после того, как в 1908 году поездку из Парижа в Москву совершил авторитетнейший русский автомобилист, инженер и философ Петр Энгельмейер, а его записки о путешествии стали широко известны в стране, началась эра русских автопутешествий по Старому Свету.

"Для получения разрешений надо "помаслить лапку""

Главным отличием русских дорог от нерусских было то, что на нерусских дорогах было больше людей, а на русских — больше животных (внизу — русская глубинка, вверху — немецкая)

Энгельмейера нужно было бы назвать не автотуристом, а перегонщиком — главной его целью было забрать в Париже сделанный по его заказу автомобиль. Будучи участником многих гонок и настоящим спортсменом, он не мог поступить так, как делали все покупатели иномарок дореволюционной эпохи,— упаковать автомобиль в ящик и отправить его по железной дороге в Россию. Он решил проехать на новеньком "Дарраке" до Москвы. Причем не тащиться со скоростью телеги, а ехать вполне резво для того времени — 30-60 км/ч.
Но, чтобы ездить за рулем по Франции, требовались разрешительные документы. И Энгельмейер без утайки делился опытом их получения: "Для того чтобы выхлопотать патент шофера... пришлось озаботиться свидетельством из участка о приписке. Это меня заинтересовало: как мне выдадут таковое, раз не прописывали паспорта? Вернулся домой в Сюрены и послал хозяйку с паспортом в полицию. Но оказалось, что паспорт ни к чему, а что мне надо самому идти в участок, приведя с собой двух свидетелей. Взял одного — мужа хозяйки,— и вечером мы пошли. Вопрос о втором свидетеле разрешился очень просто: мы захватили с собой ближайшего совершенно незнакомого нам кабатчика, к которому потом за это и пошли выпить по два стакана белого вина. Свидетельство о месте жительства было мне выдано тотчас и ничего не стоило".
Куда более серьезной проблемой было получение самих прав. Для русского человека странность была в месте их выдачи, но отнюдь не в способе получения: "Во Франции шоферов экзаменуют и автомобили осматривают горные инженеры. Вся Франция разделена на "минералогические" (т. е. горные) округа, и горные инженеры ведают обращением автомобилей. Не сразу поймешь: какое дело инженеру, копающемуся в недрах земли, до движения экипажей по земной поверхности? Оказывается: горные инженеры заведуют и паровыми котлами.
Парижане меня предупреждали, что получение разрешений длится без конца и что для ускорения надо "graisser la patte", т. е. "помаслить лапку". Предоставляю читателю понимать эту фразу; я же постарался ее не понять, рассуждая так: ведь я же не на своей дорогой родине, где заставят понять. Я принял другую тактику: приставал, и надоедал, и мозолил глаза. Это очень хорошо помогло: вместо двух-трех недель, как, по словам знатоков, длятся эти разрешения, у меня времени вышло всего одна неделя".
Получив права, Энгельмейер начал ездить по французской столице и был поражен отличиями парижского и московского движения: "Для автомобилей в Париже предписана 12-километровая скорость. Но полиция ее требует только в скученных частях города, а в прочих смотрит сквозь пальцы. Собственно говоря, при таком сильном движении, как в Париже, это недурная скорость, и вас даже поражает в первый день вашего пребывания то, что эту скорость удается держать даже в тесноте. Но скоро вы прозреваете причину этого: все население к ней привыкло, едущие не перегоняют друг друга, а прилаживаются друг к другу. Здесь вы не увидите, чтобы целый ряд порожних ломовых с невзнузданными лошадьми вам перегораживал дорогу, нарочно стегая лошадей. Прохожие тоже остерегаются... Вот почему эту 12-верстную скорость можно держать ровно, и выходит скоро. А у нас назначьте хоть 6 верст в час, все равно ежеминутно движение останавливается вследствие отсутствия дисциплины как у кучеров, так и у публики".
Но еще больше русского автотуриста поразил интерес французской полиции к чистоте выхлопа. А ведь дело происходило без малого век назад: "Раз десять рисковал штрафом за дым. Посудите сами: машина новая, смазывать надо обильно. Ну, естественно, сзади дымок. А как в тесноте выключишь мотор, так это уже не дымок, а дым. Полицейские несколько раз строго показывали на дым, и я все боялся появления белой палочки. Все обошлось благополучно".

"Эти дети и дети! Куры и дети!"

В Австро-Венгрии, точнее в принадлежавшей ей Чехии, куда решили свернуть с прямого пути в Россию путешественники, вместо кур и детей дорогу постоянно перегораживали гуси. Животные становились на пути машины Энгельмейера постоянно, и он, как истинный философ, занялся обобщениями: "Езда на автомобиле перед вами обнаруживает психологию разных животных... Корова стоит и безучастно, опустив хвост, смотрит на вас и вдруг в последнюю минуту, задрав хвост, бросается без всякого соображения, иногда прямо под вас. Быка бояться нечего, он очевидно считает ниже своего достоинства уделять внимание какому-нибудь автомобилю. Свинья бывает разная. Если она предается кейфу в грязной луже, или когда дородную мамашу теребят с полдюжины поросят, то такая свинья ничего не предпримет. Но опасна трудолюбивая свинка, которая, нервно моргая хвостиком, хлопотливо роет край шоссе в блаженном неведении совершаемого преступления. Такая свинья опасна тем, что она вас видит только в последнюю минуту и бросается к своему дому, часто поперек вашей дороги. Но кто всего досаднее, так это куры. Где бы курица ни была, она непременно должна перебежать вам дорогу".

Понравилось? Лайкни нас на Facebook