Приложение:Устройство подводной лодки. Огневые средства немецких подводных лодок Поперечные элементы судна

В этой заметке, предлагаю вашему вниманию огневые средства, которыми располагали лодки. Тема снова рассмотрена мною бегло, без приведения подробностей и нюансов, так как при подробном освещении данного вопроса потребуется написать минимум большую обзорную статью. Для начала, чтобы было понятно, как немцы выдели вопрос в необходимости наличия на борту орудия и его применения, приведу выдержку из "Наставления командирам подлодок", где об этом сказано следующее:

"Раздел V Артиллерийское оружие подводных лодок (подводная лодка как носитель артиллерии)
271. Наличие артиллерии на подводной лодке с самого начала таит в себе противоречия. Подводная лодка неустойчива, имеет низкорасположенную артиллерийскую платформу и платформу наблюдения и не приспособлена для ведения артиллерийского огня.
Все артиллерийские установки на подводной лодке плохо приспособлены для артиллерийской дуэли, и в этом отношении подводная лодка уступает любому надводному кораблю.
При артиллерийском сражении подводная лодка, в противоположность надводному кораблю, должна сразу же ввести в действие все свои силы, т.к. даже одно попадание в прочный корпус подводной лодки уже создает для нее невозможность погружения и ведет к гибели. Поэтому возможность артиллерийского сражения торпедной подводной лодки с военными надводными кораблями исключается.
272. Для подводных лодок, используемых для торпедных атак, артиллерия является как бы условным и вспомогательным оружием, ибо применение артиллерии над водой противоречит всему существу подводной лодки, т. е. внезапной и скрытной подводной атаке.
На основании этого можно сказать, что на торпедной подводной лодке артиллерия находит свое применение только в борьбе с торговыми кораблями, например, для задержки пароходов или для уничтожения невооруженных или слабо вооруженных кораблей (§ 305)."
(с)

Палубная артиллерия
Калибр , Тип , Стрельба , Скорострельность , Угол подъема , Эфект. дальность , Расчет

105 мм SK C/32U - U-boоt L C/32U Одиночными 15 35° 12.000 м 6 чел.
105 мм SK C/32U - Marine Pivot L Одиночными 15 30° 12.000 м 6 чел.
88 мм SK C/30U - U-boоt L C/30U Одиночными 15-18 30° 11.000 м 6 чел.
88 мм SK C/35 - U-boоt L C/35U Одиночными 15-18 30° 11.000 м 6 чел.


Из всех типов немецких подлодок, спроектированных и построенных с 1930 по 1945 палубной артиллерией калибра свыше 88 мм были вооружены лодки I, VII, IX и X серий. При этом орудие калибра 88-мм несла на себе только VII серия, остальные указанные серии лодок имели 105-мм орудие. Пушка располагалась прямо на верхней палубой перед рубкой, боезапас хранился частично там же в надстройке лодки, частично внутри прочного корпуса. Палубная артиллерия находилась в ведомстве второго вахтофицера, который исполнял на лодке обязанности старшего артиллериста.
На "семерках" орудие было установлено в районе 54 шпангоута на специально укрепленной в надстройке пирамиды, которая была усилена продольными и поперечными балками. В районе орудия верхняя палуба была расширена до 3.8 метров в длину, образуя тем самым место для артрасчета. Стандартный боезапас на лодку составлял 205 снарядов - 28 из которых в специальных контейнерах в надстройке рядом с орудием, 20 снарядов в рубке, остальные в "оружейке" внутри прочного корпуса во втором с носа отсеке.
105-мм орудие было также установлено на пирамиде, которая была приварена к прочному корпусу. В зависимости от типа лодки боезапас к орудию колебался от 200 до 230 снарядов, из которых 30-32 хранились в надстройке рядом с орудием, оставшиеся в "оружейке" расположенных в ЦО и камбузе.
От воды палубное орудие со стороны ствола защищала водонепроницаемая заглушка, со стороны казенной части в специальной гильзой-заглушкой. Хороша продуманная система смазки орудия позволяла сохранять орудие в рабочем состоянии при различных температурах.
О различных случаях применениях палубного орудия мною было упомянуто и .
К концу 1942 года командование подводными силами пришло к выводу, что палубные орудия на лодках, участвовавших в боевых действиях на Атлантическом ТВД, должны быть демонтированы. Таким образом практически все "семерки" типа В и С лишились подобной артиллерии. Пушки были оставлены на подводных крейсерах типа IX, минзагах типа VIID и X. Но к концу войны уже было трудной найти немецкую лодку любого типа, которая несла бы палубную артиллерию.

88-мм орудия U29 и U95. Хорошо просматривается водонепроницаемая заглушка.


Угол подъема 88-мм орудия на U46. Кажется он все-таки превышает те 30 и 35 градусов указанных в ТТХ. Орудие было необходимо задирать стволом вверх при загрузке торпед в носовой отсек. На фото ниже показано, как это происходило (U74 готовиться принять торпеду)



105-мм орудие на "единичке" U26


105-мм орудия U103 и U106


Общий вид 105-мм орудия с его креплениями.

Артиллеристы U53 и U35 готовятся к практическим стрельбам




Артрасчет U123 готовиться открыть огонь. Прямо по курсу виден танкер. Цель будет потоплена артогнем.Завершение операции "Паукеншлаг" февраль 1942.

Но иногда орудия использовались не по назначению:-)
На снимках ниже U107 и U156

Зенитная артиллерия
Калибр , Тип , Стрельба , Скорострельность , Угол подъема , Эфект. дальность , Расчет

37 мм SK C/30U - Ubts. LC 39 Одиночными 12 85° 2.500 м 3/4 чел.
37 мм M42 U - LM 43U Автомат (8 зарядов) 40 80° 2.500 м 3/4 чел.
37 мм Zwilling M 42U - LM 42 Автомат (8 зарядов) 80 80° 2.500 м 3/4 чел.
30 мм Flak M 44 - LM 44 Автомат (точные характеристики неизвестны. Для подлодок типа XXI)
20 мм MG C/30 - L 30 Автомат (20 зарядов) 120 90° 1.500 м 2/4 чел.
20 мм MG C/30 - L 30/37 Автомат (20 зарядов) 120 90° 1.500 м 2/4 чел.
20 мм Flak C/38 - L 30/37 Автомат (20 зарядов) 220 90° 1.500 м 2/4 чел.
20 мм Flak Zwilling C/38 II - M 43U Автомат (20 зарядов) 440 90° 1.500 м 2/4 чел.
20 мм Flak Vierling C38/43 - M 43U Автомат (20 зарядов) 880 90° 1.500 м 2/4 чел.
13.2 мм Breda 1931 Автомат (30 зарядов) 400 85° 1.000 м 2/4 чел

Красным цветом выделены счетверенные установки, синим сдвоенные.

Из огневых средств, которыми располагали немецки подлодки наиболее интересно зенитное вооружение. Если палубные орудия были изжиты к концу войны, то эволюция зенитного огня у немцев наглядно видна из вышеуказанной таблицы.

К началу войны немецкие субмарины обладали лишь минимумом зенитных стволов, так как считалось угроза с воздуха явно недооценивалась командованием флота. В результате, конструкторы в проектах предусматривали не более одной зенитки на лодке. Но в течении войны ситуация изменилась и доходила до того, что некоторые субмарины были буквально утыканы зенитными стволами, типа "зенитных лодок" (флакботы).
Основным оружием лодок изначально были признаны 20-мм 20-зарядные зенитные автоматы, которые устанавливались на всех типах лодок за исключением II серии. На последних они также предусматривались, но не входили в типовое вооружение лодок.

Изначально на первых "семерках" в довоенное время 20-мм зенитный автомат типа MG C/30 - L 30 предполагалось устанавливать на верхней палубе за рубкой. На примере U49 это хорошо видно. Позади открытого люка просматривается лафет для зенитки.

Но уже в военное время 20-мм зенитку перенесли на площадку расположенную за мостиком. На фото он хорошо просматривается. Поочередно, зенитные площадки U25, U38 (на мостике лодки сам Карл Дениц), U46





"Двойки" в зависимости от типа и назначения лодки получали зенитное вооружение, как предвоенное время, так и во время войны. Орудие располагалось перед рубкой. Либо для него был установлен лафет, либо он устанавливался там же на водонепроницаемый контейнер (виде бочки) в котором автомат и хранился в разобранном состоянии).
U23 до войны


Водонепроницаемый "бочонок", он же лафет на U9 (Черное море)


Тоже самое на U145


А это уже в готовом виде. U24 (Черное море)


Вариант установки зенитного автомата на лафете. U23 (Черное море)


"Двойки", действовавшие на Черном Море подвергли некоторой модификации. В частности, рубка была видоизменена в сторону стандартных океанских лодок путем добавления к ней площадки для установки дополнительных огневых средств. Вооружение лодок данного типа на ЧМ ТВД за счет этого выросло до 2-3 стволов на субмарину. На фото U19 в полном вооружении. Зенитка впереди рубки, спарка на площадке за мостиком. Кстати, по бокам рубки видны установленные пулеметы.

Рост угрозы с воздуха заставлял немцев принимать меры по увеличению зенитного вооружения. Лодка получила дополнительную площадку для размещения огневых средств, на которой могли размещаться два спарки 20-мм автоматов и один (либо спарка) 37-мм автоматов. Эта площадка получила прозвище "Зимний сад" (Винтергартен). Ниже фото лодок сдавшихся союзникам U249, U621 и U234




Как вершина эволюции зенитного вооружения немецких лодок счетверенная зенитная установка Flak Vierling C38/43 - M 43U, которую получили так называемые "зенитные лодки". Как пример U441.

На Средиземном море "семерки" получали дополнительное вооружение за счет установки итальянских пулеметов "Бреда" в виде спарок. Как пример U81

Отдельным словом стоит упомянуть такое "чудо"-оружие, как 37 мм зенитку SK C/30U - Ubts. LC 39, которая вела огонь одиночными. Это орудие устанавливалось на более поздние типы подводных крейсеров типа IX (B и С) и подводные танкера типа XIV. "Дойные коровы" несли два орудия такого типа по обеим сторонам рубки. "Девятки" имели одно, установленное позади рубки. Ниже примеры такого орудия на U103.


Так как я не ставил перед собой задачи проводить полное и детальное описание зенитного вооружения, такие нюансы, как боезапас и другие характеристики данного вида вооружения, опускаю. О подготовке зенитчиков на ПЛ я когда-то упоминал и . Примеры противостояния между подлодками и авиацией можно получить, если смотреть темы моего тега .

Огнестрельное и сигнальное оружие
Калибр , Тип , Стрельба , Скорострельность , Угол подъема , Эфект. дальность , Расчет

7.92 мм MG15 Автомат (50/75 зарядов) 800-900 90° 750 м 1-2
7.92 мм MG34 Автомат (50/75 зарядов) 600-700 90° 750 м 1-2
7.92 мм MG81Z Автомат (Лента) 2.200 90° 750 м 1-2
По мимо этого в распоряжении экипажа подлодки имелось 5-10 пистолетов Маузер 7.65 мм, 5-10 винтовок, автоматы МР-40, ручные гранаты и две сигнальные ракетницы.

MG81Z на U33

В целом хочу отметить, что немецкие подлодки обладали достаточно современными на тот момент огневыми средствами, которые хорошо зарекомендовали себя во время боевых действий. В частности, англичане отметили после испытаний артиллерии, захваченной ими U570, что по сравнению с 3-х дюймовым орудием образца 1917 года, установленным на лодках типа S, 88-мм немецкая пушка превосходит британскую. 20-мм зенитный автомат был признан ими превосходным и эффективным оружием, который к их удивлению, не вибрировал при стрельбе и имел хороший магазин.

Ресурс использованных для иллюстрации заметки фото http://www.subsim.com

Как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк.

Продольными элементами (балками) судна являются:

  • киль - продольная балка днищевого набора, проходящая по средине ширины судна;
  • стрингеры - продольные балки днищевого и бортового набора. В зависимости от места расположения они бывают: бортовые, днищевые и скуловые.
  • Карлингсы - продольные подпалубные балки;

​Продольные ребра жесткости - продольные балки меньшего профиля, чем у стрингеров и карлингсов. По месту расположения они называются подпалубными, бортовыми или днищевыми и обеспечивают жесткость наружной обшивки и настила палубы при продольном изгибе.

Поперечные элементы судна

Поперечные элементы (балки) судна:

  • Флоры - поперечные балки днищевого набора, протянувшиеся от борта до борта. Они бывают водонепроницаемые, сплошные и бракетные;
  • Шпангоуты - вертикальные балки бортового набора, которые соединяются внизу с флорами при помощи книц. Кница - это деталь из листовой стали треугольной формы, используемая для соединения различных деталей корпуса. На малых судах (лодках) флоры могут отсутствовать и шпангоуты являются цельными балками бортового и днищевого набора.
  • Бимсы - поперечные балки подлалубного набора, проходящие от борта до борта. При наличии вырезов в палубе бимсы разрезаются и называются полубимсами. Они одним концом соединяются со шпангоутом, а другим крепятся к массивному комингсу, который окаймляет вырез в палубе, с целью компенсации ослабления палубного перекрытия вырезами.

На рис. 1 изображено простейшее устройство корпуса маломерного судна с указанием основных элементов набора, а на рис. 2 представлен более полный набор корпуса деревянной моторной лодки.

Рис. 1 . Устройство корпуса маломерного судна.
1 - форштевень; 2 - киль; 3 - стрингер; 4 - бортовая обшивка; 5 - транец; 6 - шпангоут; 7 - бимс; 8 - палуба

Шпангоуты судна нумеруются от носа к корме. Расстояние между шпангоутами называется шпацией. Вертикальные, отдельно стоящие стойки круглого или иного сечения, называются пиллерсами.

Рис. 2 . Элементы набора деревянного корпуса моторной лодки.
1 - обшивка; 2 - палуба; 3 - бимс; 4 - шпангоут; 5 - сидения; 6 - транец; 7 - место крепления мотора;

8 - бортовой стрингер; 9 - привальный брус; 10 - скуловой стрингер; 11 - киль; 12 - днищевые стрингеры

Пиллерс служит для подкрепления палубы и в своей нижней части упирается в места пересечения флор (шпангоутов - на малых судах) с днищевыми продольными балками (киль, стрингер, кильсон), а в верхней части - бимсов с карлингсами. Установка пиллерса показана на рис. 3.

Рис. 3 . Установка пиллерса
1 - настил палубы; 2 - карлингс; 3 - бимс; 4 - поперечный комингс; 5 - пиллерс;

6 - настил второго дна; 7 - флор; 8 - киль; 9 - обшивка днища.

Вертикальные или наклонные балки, являющиеся продолжением киля называются штевнями (в носовой части - форштевень, в кормовой - ахтерштевень). Корпус судна может быть разделен на отдельные отсеки при помощи поперечных и продольных водонепроницаемых переборок. Носовая часть судна между форштевнем и первой переборкой называется форпик, а кормовой отсек - ахтерпик. У моторных лодок водонепроницаемая конструкция у транца, образующая нишу и предназначенная для размещения лодочного мотора, называется моторной нишей. Моторную нишу, расположенную выше уровня воды и снабженную шпигатами - отверстиями для слива воды, называют нишей-рецессом.
Для более полного представления об элементах набора корпуса на рис. 4 изображен поперечный разрез сухогрузного судна с комбинированной системой набора, а на рис. 5 набор корпуса металлического катера "Чибис".

Рис. 4. Комбинированная система набора.
1 - планширь; 2 - стойка фальшборта; 3 - фальшборт; 4, 10- бимс; 5 - настил палубы; 6 - карлингс; 7 - ребро жесткости; 8 - комингс люка;
9 - пиллерс; 11 - стойка переборки; 12 -переборка поперечная; 13 - настил второго дна; 14 - киль; 15 - киль горизонтальный; 16 -стрингер днищевой;
17 - обшивка днища; 18 - флор; 19 -лист крайний междудонный; 20 - киль скуловой; 21 - пояс скуловой; 22, 25 - шпангоут;
23 - полубимс; 24 - обшивка бортовая; 26 - кница; 27 - ширстрек.

Рис. 5 . Набор корпуса катера.
1 - рамный шпангоут; 2 - карлингс; 3 - комингс; 4 - настил палубы; 5 - привальный брус; 6 - шпангоут; 7 - бортовая обшивка;
8 - скуловой угольник; 9 - флор; 10 - стрингер; 11 - киль; 12 - бракета; 13 - днищевая обшивка; 14 - кница.

Наружная обшивка

Наружная обшивка судна обеспечивает водонепроницаемость корпуса и одновременно участвует в обеспечении продольной и местной прочности судна. На металлических судах обшивка состоит из стальных листов, располагаемых длинной стороной вдоль судна. Кроме стальных листов, особенно на металлических моторных катерах и лодках используются листы из алюминиевых сплавов. Соединение листов обшивки производится при помощи заклепок и сварки встык. Ряд листов обшивки, идущий вдоль судна, называется поясом. Верхний пояс бортовой обшивки называется ширстрвком, а ниже идут бортовые поясья и на скуле - скуловой пояс. Средний днищевой пояс называется горизонтальным килем. Линия соединения одного пояса с другим называется пазом, а место соединения листов друг с другом в одном поясе - стыком. Размеры листов и их толщина различные и зависят от конструкции судна, его размеров и назначения. Для обшивки катеров, моторных, парусных и гребных лодок очень часто используются древесные материалы, древеснослоистые пластики, стеклопластики, текстолиты и другие материалы, отвечающие по своим свойствам и прочности требованиям судостроения.

Палубный настил

Палубный настил обеспечивает водонепроницаемость корпуса сверху и участвует в обеспечении продольной и местной прочности судна. Наибольшая нагрузка при продольном изгибе приходится на настил в средней части судна, поэтому листы палубы в оконечности несколько тоньше, чем в районе мидельшпангоута. Листы настила располагаются длинной стороной вдоль судна, параллельно диаметральной плоскости, а крайние поясья левого и правого бортов - вдоль бортов, они называются палубными стрингерами и имеют большую толщину. Палубный стрингер соединяется с ширстреком при помощи клепки, сварки или склеивания в зависимости от материала листов настила.

Люки и горловины

Люки и горловины ослабляют прочность палубы, в их углах возникает концентрация напряжений, способствующая появлению трещин. В связи с этим углы всех вырезов в обшивке корпуса закругляют, а листы палубного настила по углам вырезов делают более прочными. Для подкрепления палубы, ослабленной вырезами, и предотвращения попадания воды в люк по краям выреза делают комингс, имеющий устройство для закрытия люка (горловины). Комингс окаймляет и вырезы в переборках, комингсом также называют часть переборки под дверной проем.

Фальшборт и леерное ограждение

На морских, речных и современных прогулочных судах для предохранения людей от падения за борт открытые палубы имеют фальшборт или леерное ограждение.

Фальшборт (рис. 6 ) представляет собой, как правило, металлический пояс бортовой обшивки. Он устанавливается на низко расположенных палубах, подверженных заливанию водой в штормовую погоду.

Рис. 6. Фальшборт.
1 - контрфорс; 2 - фальшборт; 3 - планширь; 4 - стойка жесткости.

С внутренней стороны фальшборт подкрепляется стойками, которые называются контрфорсами и устанавливаются через две - три шпации. Для увеличения прочности фальшборта между его стойками иногда привариваются ребра. По верхней кромке фальшборта укрепляется полоса, которая называется планширем. Для стока за борт воды, попадающей на палубу, в фальшборте делаются вырезы - штормовые портики. Учитывая, что полному удалению воды через штормовые портики препятствует угольник палубного стрингера, то для полного стока воды с палубы за борт делаются шпигаты - вырезы в выступающей над палубой кромке ширстрека и в угольнике палубного стрингера. Леерное ограждение (рис. 7 ) состоит из вертикальных стоек, соединенных между собой тугонатянутыми тросами (леерами) или цепями.


Рис. 7 . Леерное ограждение (съемное).

Стойки могут соединяться между собой двумя, тремя или четырьмя рядами горизонтальных круглых прутьев, чаще всего стальных. Эти горизонтальные прутья называются рейлингами.

Судостроительные материалы

Имеются основные материалы, используемые для изготовления корпусов, элементов набора, судовых устройств и деталей.

Сталь - обладает многими свойствами, необходимыми для постройки судна (плотность 7,8 г/см 3). Она прочна, хорошо поддается обработке. Наиболее часто используются судостроительные углеродистые и низколегированные стали.

Листовая сталь имеет толщину от 0,5 до 4 мм (тонколистовая) и 4 - 1400 мм. В судостроении наиболее распространены листы длиной 6-8 м и шириной 1,5-2 м. Из углеродистых сталей выпускают профили: угловой, швеллерный, двутавровый, полособульбовый и зетовый, а из низколегированных сталей те же профили, кроме зетового и двутаврового. Из листовой стали изготавливают обшивку корпуса, переборки, второе дно, палубы и т.п.; из профильной: бимсы, шпангоуты, стрингеры и др. элементы набора корпуса. Методом литья изготавливаются детали сложной формы: якорные клюзы, якоря, цепи, штевни, кронштейны гребных винтов и др.

Алюминиевые сплавы имеют меньшую, чем у стали, плотность (2.7 г/см 3) и достаточную прочность. Наибольшее распространение имеют сплавы алюминия с магнием и марганцем. Из этих сплавов изготавливают маломерные суда, надстройки, перегородки, трубопроводы, вентиляционные трубы, мачты, трапы и другие важные судовые детали.

Древесина и древесные материалы многие годы (до XIX в) были единственным материалом для постройки судов. Обладая многими преимуществами, древесина продолжает использоваться в судостроении и в настоящее время. Из древесины изготавливаются корпуса небольших морских и речных судов, катера, шлюпки, гребные лодки, спортивные и парусные суда, настилы палуб, отделка для судовых помещений и т.д. Чаще в судостроении применяется сосна. Она используется на изготовление набора и обшивки. Ель применяется для обшивки подводной части судна, т.к. она менее гигроскопична. Лиственница и тик используются для настила палуб и наружной обшивки, для отделки жилых и служебных помещений - дуб, бук, ясень, орех, береза и другие. Из бука и ясеня, кроме того, делают штевни деревянных судов, в т.ч. маломерных. Широко применяются в судостроении брусья, доски, рейки, фанера и плиты из древесины, используемые для изготовления наружной обшивки судов, отделки кают, салонов и т.д.

Пластики из-за малой плотности, хороших диэлектрических и теплоизоляционных свойств, высокой коррозийной стойкости, удобных методов переработки и достаточной прочности увеличивают срок службы отдельных деталей судов. ластики делятся на две основных группы: термопласты (оргстекло, капрон, полиэтилен и др. пластики, способные опять приобретать при нагревании пластичное состояние и затвердевать при охлаждении) и реактопласты - пластики, не поддающиеся при нагревании повторному размягчению, т.е. пластичности. аибольшее применение в судостроении имеют стеклопластики -различные синтетические смолы (эпоксидные, полиэфирные и др.) армированные стекловолокном в виде ткани, матов, жгутов. Из стеклопластиков изготавливают маломерные суда (шлюпки, катера, яхты, лодки), трубы и другие судовые конструкции и детали.

Основными недостатками пластиков являются: невысокая теплостойкость, низкая теплопроводность, склонность к пластической деформации под действием постоянной нагрузки при нормальной температуре (ползучесть).

Чугун применяется для изготовления литых изделий: кнехтов, киповых планок, дейдвудных труб, гребных винтов и других деталей.

Бронза - сплав меди с оловом или алюминием, марганцем, железом. Из нее изготовляются подшипники скольжения, облицовка гребных валов, корпусы кингстонов, червячные колеса и другие детали.

Латунь - сплав меди с цинком. Из нее изготовляются трубы для теплообменных аппаратов, детали иллюминаторов, электродетали, гребные винты и другие изделия.

Железобетон - материал, состоящий из бетона, армированного металлическим каркасом. Применяется в основном для постройки плавучих доков, кранов, дебаркадеров.

Надстройки и рубки

Надстройками называются все закрытые помещения, расположенные выше верхней палубы от борта до борта. Носовая надстройка называется баком, кормовая - ютом. Средняя надстройка специального названия не имеет. Надстройка, имеющая ширину меньше ширины судна, называется рубкой. Например, штурманская рубка. Конструкция палуб и бортов надстроек и рубок подобна конструкции остальных палуб и бортов на судах. Бортовая обшивка и переборки надстроек, как правило, имеют меньшую толщину и могут отличаться материалом от корпуса.

Внешний лег­кий корпус субмарины имел форму цилиндра, плавно сужающегося к носу и корме. Главная палуба надстройки про­стиралась от носа до 124 шпангоута на корме. В носовой части она возвыша­лась над уровнем воды на 3,7 м, а в кор­ме - на 1.2 м. Внутренняя полость меж­ду надстройкой и прочным корпусом во время погружения заполнялась водой через шпигаты.

Боевую рубку, располагавшуюся в рай­оне мидель-шпангоута, сверху закрыва­ло ограждение мостика. Находящаяся сразу за рубкой палуба получила назва­ние «сигаретной», поскольку на ней матросам разрешалось курить. Здесь же устанавливался зенитный пулемет Browning калибра 7,62 или 12,7 мм.

При погружении пулемёт убирался внутрь лодки. В 1941 году на смену пулемё­там пришли 20-мм зенитные автоматы Oerlikon Mark 4 Mod. 3 со скорострель­ностью 450 выстр./мин, а в 1944 году Gato стали оснащаться 40-мм пушка­ми Bofors со скорострельностью 160 выстр./мин.

Палуба перед мостиком и позади него имела усиленную конструкцию для уста­новки пушек. Артиллерийское вооруже­ние лодок Gato отличалось большим раз­нообразием. Тип и места расположения орудий зависели от времени ввода лодки в строй и пожеланий её командира.

Сначала на субмарины устанавлива­ли две палубные 76,2-мм пушки, но они оказались весьма слабым оружием и не могли причинить серьёзного ущер­ба даже небольшим судам. В ходе экс­плуатации лодок эти пушки заменяли на более мощные 102-мм или 127-мм ору­дия Мк40.

Их снаряды имели в несколь­ко раз большие массу и начальную ско­рость полёта. Кроме того, стволы 127-мм пушек изготавливали из нержавеющей стали, что позволяло не закрывать ствол заглушкой при погружении, а это ускоря­ло приведение оружия в боевое положе­ние после всплытия.

В нижней части ограждения рубки находились шкафчики для боеприпасов.

Между субмаринами, выпускавши­мися разными верфями, существовало множество визуальных отличий. Наи­более заметными были число, располо­жение и конфигурация шпигатов. Неко­торые подводные корабли оснащались дополнительными вооружением и обо­рудованием.

И не без оснований истори­ки флота утверждают, что отыскать две абсолютно одинаковые лодки типа Gato невозможно.

Гидроакустическое оборудование

На первых сериях лодок устанавлива­ли гидролокаторы типа WCA с гидрофо­ном JT. Гидрофон работал в диапазоне 110 Гц - 15 кГц. Дальность действия гидролокатора составляла 3429 м. Он позволял определить пеленг и даль­ность до цели, а если целью была под­водная лодка, то определялась ещё и глубина погружения. В 1945 году на вооружение приняли более совершенный гидролокатор WFA.

Представляет интерес анализ действий подводных лодок, произведённый Бюро исследования во время и после войны. Это учреждение, организованное в Вашингтоне и расположенное в Пёрл-Харборе, проанализировало 4873 атаки подводных лодок. Оказалось, что только 31 из них была произведена с помощью гидроакустических приборов. Более того - из этих атак только семь закончились потоплением кораблей про­тивника.

Для определения температуры заборт­ной воды использовался баротермо-граф - СВТ40131. Кроме этого, на суб­маринах устанавливался гидродинами­ческий лаг фирмы Benedix.

Справочник по морской практике Автор неизвестен

1.3. Устройство подводной лодки

Подводные лодки – особый класс боевых кораблей, которые кроме всех качеств военных кораблей обладают способностью плавать под водой, маневрируя по курсу и глубине. По конструктивному исполнению (рис. 1.20) подводные лодки бывают:

– о д н о к о р п у с н ы е, имеющие один прочный корпус, который заканчивается в носу и корме хорошо обтекаемыми оконечностями легкой конструкции;

– п о л у т о р а к о р п у с н ы е, имеющие кроме прочного корпуса еще и легкий, но не по всему обводу прочного корпуса;

– д в у к о р п у с н ы е, имеющие два корпуса – прочный и легкий, причем последний полностью облегает по периметру прочный и простирается на всю длину лодки. В настоящее время большинство подводных лодок являются двукорпусными.

Рис. 1.20. Конструктивные типы подводных лодок:

а – однокорпусная; б – полуторакорпусная; в – двукорпусная; 1 – прочный корпус; 2 – боевая рубка; 3 – надстройка; 4 – киль; 5 – легкий корпус

Прочный корпус – основной конструктивный элемент подводной лодки, обеспечивающий безопасное нахождение ее на предельной глубине. Он образует замкнутый объем, непроницаемый для воды. Пространство внутри прочного корпуса (рис. 1.21) разделяется поперечными водонепроницаемыми переборками на отсеки, которые называются в зависимости от характера вооружения и оборудования, располагающихся в них.

Рис. 1.21. продольный разрез дизель-аккумуляторной подводной лодки:

1 – прочный корпус; 2 – носовые торпедные аппарты; 3 – легкий корпус; носовой торпедный отсек; 5 – торпеднопогрузочный люк; 6 – надстройка; 7 – прочная боевая рубка; 8 – ограждение рубки; 9 – выдвижные устройства; 10 – входной люк; 11 – кормовые торпедные аппараты; 12 – кормовая оконечность; 13 – перо руля; 14 – кормовая дифферентная цистерна; 15 – концевая (кормовая) водонепроницаемая переборка; 16 – кормовой торпедный отсек; 17 – внутренняя водонепроницаемая переборка; 18 – отсек главных гребных электродвигателей и электростанция; 19 – балластная цистерна; 20 – машинный отсек; 21 – топливная цистерна; 22 , 26 – кормовая и носовая группы аккумуляторных батарей; 23, 27 – жилые помещения команды; 24 – центральный пост; 25 – трюм центрального поста; 28 – носовая дифферентная цистерна; 29 – концевая (носовая) водонепроницаемая переборка; 30 – носовая оконечность; 31 – цистерна плавучести.

Внутри прочного корпуса размещаются помещения для личного состава, главные и вспомогательные механизмы, оружие, различные системы и устройства, носовая и кормовая группы аккумуляторных батарей, различные запасы и т. п. На современных подводных лодках вес прочного корпуса в общем весе корабля составляет 16-25%; в весе только корпусных конструкций – 50-65%.

Конструктивно прочный корпус состоит из шпангоутов и обшивки. Ш п а н г о у т ы имеют, как правило, кольцевую, а в оконечностях эллиптическую форму и изготовляются из профильной стали. Устанавливаются они один от другого на расстоянии 300-700 мм в зависимости от конструкции лодки как с внутренней, .так и с наружной стороны обшивки корпуса, а иногда и комбинированно с той и другой стороны вплотную.

О б ш и в к а прочного корпуса изготовляется из специальной прокатной листовой стали и приваривается к шпангоутам. Толщина листов обшивки доходит до 35 мм в зависимости от диаметра прочного корпуса и предельной глубины погружения подводной лодки.

П е р е б о р к и прочного корпуса бывают прочные и легкие. Прочные переборки делят внутренний объем современных подводных лодок на 6-10 водонепроницаемых отсеков и обеспечивают подводную непотопляемость корабля. По расположению они бывают внутренними и концевыми; по форме – плоскими и сферическими.

Легкие переборки предназначены для обеспечения надводной непотопляемости корабля. Конструктивно переборки выполняются из набора и обшивки. Набор переборки обычно состоит из нескольких вертикальных и поперечных стоек (балок). Обшивка изготовляется из листовой стали.

Концевые водонепроницаемые переборки обычно равнопрочны с прочным корпусом и замыкают его в носовой и кормовой частях. Эти переборки служат на большинстве подводных лодок жесткими опорами для торпедных аппаратов.

Отсеки сообщаются через водонепроницаемые двери, имеющие круглую или прямоугольную форму. Эти двери снабжены быстродействующими запирающими устройствами.

В вертикальном направлении отсеки разделяются платформами на верхнюю и нижнюю части, а иногда помещения лодки имеют многоярусное расположение, что увеличивает полезную площадь платформ, приходящуюся на единицу объема. Расстояние между платформами «в свету» делается более 2 м, т. е. несколько большим, чем средний рост человека.

В верхней части прочного корпуса устанавливается прочная (боевая) рубка, сообщающаяся через рубочный люк с центральным постом, под которым расположен трюм. На большинстве современных подводных лодок прочная рубка выполняется в виде круглого цилиндра небольшой высоты. Снаружи прочная рубка и устройства, расположенные за ней, для улучшения обтекания при движении в подводном положении закрываются легкими конструкциями, которые называются ограждением рубки. Обшивка рубки изготовляется из листовой стали той же марки, что и прочный корпус. Торпедо- погрузочный и входные люки располагаются также вверху прочного корпуса.

Ц и с т е р н ы предназначены для погружения, всплытия, удифферентования лодки, а также для хранения жидких грузов. В зависимости от назначения бывают цистерны: главного балласта, вспомогательного балласта, корабельных запасов и специальные. Конструктивно они выполняются либо прочными, т. е. рассчитанными на предельную глубину погружения, либо легкими, способными выдерживать давление 1-3 кг/см2. Они располагаются внутри прочного корпуса, между прочным и легким корпусом и в оконечностях.

К и л ь – сварная или клепаная балка коробчатого, трапециевидного, Т-образного, а иногда и полуцилиндрического сечения, привариваемая к днищевой части корпуса лодки. Он предназначен для усиления продольной прочности, предохранения корпуса от повреждения при покладке на каменистый грунт и постановке на клетку дока.

Легкий корпус (рис. 1.22) – жесткий каркас, состоящий из шпангоутов, стрингеров, поперечных непроницаемых переборок и обшивки. Он придает подводной лодке хорошо обтекаемую форму. Легкий корпус состоит из наружного корпуса, носовой и кормовой оконечностей, палубной надстройки, ограждения рубки. Форму легкого корпуса полностью определяют наружные обводы корабля.

Рис. 1.22. Поперечный разрез полуторакорпусной подводной лодки:

1 – ходовой мостик; 2 – боевая рубка; 3 – надстройка; 4 – стрингер; 5 – уравнительная цистерна; 6 – подкрепляющая стойка; 7, 9 – кницы; 8- платформа; 10 – коробчатый киль; 11 – фундамент главных дизелей; 12 – обшивка прочного корпуса; 13 – шпангоуты прочного корпуса; 14 – цистерна главного балласта; 15 – раскосные стойки; 16 – крышка цистерны; 17 – обшивка легкого корпуса; 18 – шпангоут легкого корпуса; 19 – верхняя палуба

Наружным корпусом называется водонепроницаемая часть легкого корпуса, расположенная вдоль прочного корпуса. Он закрывает прочный корпус по периметру поперечного сечения лодки от киля до верхнего водонепроницаемого стрингера и простирается по длине корабля от носовой до кормовой концевых переборок прочного корпуса. Ледовый пояс легкого корпуса располагается в районе крейсерской ватерлинии и простирается от носовой оконечности до миделя; ширина пояса около 1 ж, толщина листов – 8 мм.

Оконечности легкого корпуса служат для придания обтекаемости обводам носа и кормы подводной лодки и простираются от концевых переборок прочного корпуса до форштевня и ахтерштевня соответственно.

В носовой оконечности размещаются: носовые торпедные аппараты, цистерны главного балласта и плавучести, цепной ящик, якорное устройство, гидроакустические приемники и излучатели. Конструктивно она состоит из обшивки и сложной системы набора. Выполняется из листовой стали того же качества, что и наружный корпус.

Форштевень – кованая или сварная балка, обеспечивает жесткость носовой кромки корпуса лодки.

В кормовой оконечности (рис. 1.23) размещаются: кормовые торпедные аппараты, цистерны главного балласта, горизонтальные и вертикальные рули, стабилизаторы, гребные валы с мортирами.

Рис. 1.23. Схема кормовых выступающих устройств:

1 – вертикальный стабилизатор; 2 – вертикальный руль; 3 – гребной винт; 4 – горизонтальный руль; 5 – горизонтальный стабилизатор

Ахтерштевень – балка сложного сечения, обычно сварная; обеспечивает жесткость кормовой кромки корпуса подводной лодки.

Горизонтальные и вертикальные стабилизаторы придают при движении устойчивость подводной лодке. Через горизонтальные стабилизаторы (при двухвальной энергетической установке) проходят гребные валы, на концах которых устанавливаются гребные винты. За гребными винтами в одной плоскости со стабилизаторами устанавливаются кормовые горизонтальные рули.

Конструктивно кормовая оконечность состоит из набора и обшивки. Набор выполняется из стрингеров, рамных и простых шпангоутов, платформ и переборок. Обшивка равнопрочна с наружным корпусом.

Надстройка (рис. 1.24) располагается выше верхнего водонепроницаемого стрингера наружного корпуса и простирается по всей длине прочного корпуса, переходя за его пределами в оконечности. Конструктивно надстройка состоит из обшивки и набора. В надстройке располагаются: различные системы, устройства, носовые горизонтальные рули и др.

Рис. 1.24. Надстройка подводной лодки:

1 – кницы; 2 – отверстия в палубе; 3 – палуба надстройки; 4 – борт надстройки; 5 – шпигаты; 6- пиллерс; 7 – крышка цистерны; 8 – обшивка прочного корпуса; 9 – шпангоут прочного корпуса; 10 – обшивка легкого корпуса; 11 – водонепроницаемый стрингер наружного корпуса; 12 – шпангоут легкого корпуса; 13 – шпангоут надстройки

Выдвижные устройства (рис. 1.25). Современная подводная лодка имеет большое число различных устройств и систем, которые обеспечивают управление ее маневрами, использование оружия, живучесть, нормальную работу энергетической установки и других технических средств в различных условиях плавания.

Рис. 1.25. Выдвижные устройства и системы подводной лодки:

1 – перископ; 2 – радиоантенны (выдвижные); 3 – радиолокационные антенны; 4 – воздушная шахта для работы дизеля под водой (РДП); 5 – выхлопное устройство РДП; 6 – радиоантенна (заваливающаяся)

К таким устройствам и системам, в частности, относятся: радиоантенны (заваливающиеся и выдвижные), выхлопное устройство для работы дизеля под водой (РДП), воздушная шахта РДП, радиолокационные антенны, перископы и др.

Из книги Морские сражения автора

Из книги Большая книга рыболова-любителя [с цветной вкладкой] автора Горяйнов Алексей Георгиевич

Из книги Морские сражения автора Хворостухина Светлана Александровна

Из книги Пистолеты и револьверы [Выбор, конструкция, эксплуатация автора Пилюгин Владимир Ильич

Из книги Советские атомные подводные лодки автора Гагин Владимир Владимирович

Ловля с лодки Лодка дает рыболову большие преимущества, позволяя облавливать недоступные с берега места. Однако техника заброса спиннинга с лодки отличается от техники заброса с берега. Забросы с лодки лучше выполнять сидя, не прикладывая значительных усилий, поскольку

Из книги 100 знаменитых катастроф автора Скляренко Валентина Марковна

Бой подводной лодки «U-29» В начале ХХ века Британский военно-морской флот значительно превосходил в силе своих главных соперников: Россию, Францию и Америку. Однако 22 сентября 1914 года самонадеянность дорого обошлась британским судам. В сентябре на Ла-Манше было ветрено.

Из книги Справочник по морской практике автора Автор неизвестен

Бой подводной лодки М-36 Подводные лодки Черноморского флота часто попадали в сложные ситуации на мелководье северо-западного района. 23 августа 1942 года капитан-лейтенант В. Н. Комаров, командующий подводной лодкой М-36 XII серии, обнаружил немецкий конвой. Прежде чем

Из книги Секреты быстрого плавания для пловцов и триатлетов автора Таормина Шейла

Бой подводной лодки М-32 В октябре 1942 года советская подводная лодка М-32 XII серии под управлением капитан-лейтенанта Н. А. Колтыпина атаковала немецкий миноносец «Змеул». К несчастью для Колтыпина, торпеда не попала в цель и лишь указала на место нахождения подводной

Из книги Базовая подготовка спецназа [Экстремальное выживание] автора Ардашев Алексей Николаевич

Бой подводной лодки С-13 В 1945 году советская подводная лодка С-13 находилась на патруле в южной части Балтийского моря. Однажды акустический прибор лодки уловил звуки движения винтов. Командир подводной лодки тотчас же отдал приказ направить судно навстречу противнику. В

Из книги автора

Пистолет для подводной стрельбы СПП-1М Рис. 71. Пистолет для подводной стрельбыПистолет подводный специальный СПП-1 был разработан в ЦНИИ Точного Машиностроения в конце 1960-х годов конструкторами Кравченко и Сазоновым для вооружения боевых пловцов ВМФ СССР.Основные

Из книги автора

СВЯЗЬ С ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ Важность задач, решаемых подводными лодками, определяет требование к обеспечению их надводной связью. Основное направление работ – создание надежного, помехозащищенного оборудования, отвечающего современным условиям. Для

Из книги автора

Из книги автора

Раздел первый. Устройство корабля и оборудование верхней палубы Глава 1. Устройство надводного корабля и подводной лодки 1.1. Устройство надводного корабля Военный корабль – сложное самоходное инженерное сооружение, носящее присвоенный ему военно-морской флаг своего

Из книги автора

Глава 2. Оборудование верхней палубы надводного корабля и подводной лодки 2.1. Швартовное устройство Швартовное устройство – совокупность приспособлений и механизмов расположенны х на верхней палубе и предназначенных для надежного удержания корабля у причала (пирса),

Из книги автора

Внимательно изучаем всю последовательность действий при выполнении подводной части гребка 1. ПОЛОЖЕНИЕ И НАПРЯЖЕНИЕ КИСТИЛадонь должна быть раскрытой и плоской, а не чашеобразной, с тем чтобы образовывать максимальную площадь поверхности. Пальцы необходимо держать

Палубная лодка - сравнительно новый тип прогулочных судов, получающий в последние годы все более широкое распространение в странах с теплым, солнечным летом. Это - развитие так называемых понтонных судов, представляющих собой платформу, смонтированную на двух поплавках-понтонах - сварной конструкции из алюминиевых сплавов либо отформованных из стеклопластика. Ничем не загроможденная прямоугольная в плане устойчивая платформа, огражденная по периметру надежными релингами и низким фальшбортом, создает у пассажиров понтонной лодки иллюзию нахождения в привычной береговой обстановке: нет обычной для малых судов тесноты кокпита и помещений. Благодаря значительной площади палубы такие лодки очень удобны для воскресных прогулок всей семьей или пикников компанией до восьми человек. Понтонные лодки оборудуются обычно стандартными наборами мебели (иногда - раскладывающимся дачным комплектом) и только легким солнцезащитным тентом, так как не рассчитаны на длительное пребывание пассажиров вдали от берега в плохую погоду (если похолодало или зарядили дожди - обычно полным ходом возвращаются к месту стоянки).


Понтонные лодки благодаря простоте конструкции (сами понтоны представляют собой чаще всего цилиндрические трубы диаметром 450-600 мм) сравнительно дешевы. В разобранном виде их легко доставлять на изолированные водоемы. Однако таким лодкам присущ и ряд недостатков. Прежде всего, - это ограниченный район плавания:на них можно ходить только по сравнительно тихим рекам, озерам и хорошо закрытым морским бухтам: низкобортному суденышку с развитой парусностью трудно противостоять большой волне и сильному ветру. Рабочая площадь глиссирования узких понтонов в корме ограничена, а это не позволяет устанавливать двигатель достаточно мощный, чтобы развить высокую скорость. Нет трюма, объем которого мог бы быть использован для укладки снаряжения и запасов.

Основные данные лодки


Видимо, желание сохранить «простор» и «свободу гибкой планировки» на палубе, но избавиться от указанных недостатков и побудило ряд фирм на Западе, к разработке и освоению в производстве нового типа судна, получившего название палубной лодки. В этом варианте корпусу чаще всего придаются тримараиные обводы, при которых сохраняется почти прямоугольное в плане очертание палубы и обеспечивается высокая остойчивость лодки. Высокобортный корпус широкой мотолодки-тримарана обладает более высокими мореходными качествами, чем окатываемые волной понтоны, в нем можно установить стационарный двигатель значительной мощности и выгородить объемы для размещения багажа. Традиционного кокпита нет; корпус перекрывается палубой, вся площадь которой используется для комфортабельного размещения пассажиров таким же образом, как и на понтонной лодке. На фото представлен один из вариантов типичной быстроходной палубной лодки, оснащенной 140-сильным двигателем с угловой откидной колонкой фирмы «Меркруйзер».

Интересный вариант палубной лодки, приспособленной для речных путешествий, разработал известный конструктор малых судов Дэвид Бич из Чикаго (три его проекта - моторно-парусной яхты «Дельфин», катера с фанерной обшивкой и круглоскулого катера-плавдачи были опубликованы соответственно в , и сборниках).

Проект, предназначенный специально для самостоятельной постройки, удостоен 2-й премии на международном конкурсе, организованном моторостроительным концерном «ОМС» с целью расширения области применения стационарной установки «Зефир» с двигателем от подвесного мотора ().

Конструкция корпуса рассчитана на обшивку его водостойкой фанерой (может быть использована авиационная фанера толщиной 8 мм или бакелизированная толщиной 7 мм) по на-тесным шпангоутам (шпация 600 мм) и продольным стрингерам из сосновых реек. Конструктор предусмотрел возможность эксплуатации катера как с одной установкой «Зефир» мощностью 15 л. с., так и с любым другим двигателем или подвесным мотором в довольно широком диапазоне мощности - вплоть до 140 л. с. Упрощенные плоско-килеватые обводы корпуса приспособлены и для экономичного плавания в водоизмещающем режиме при нижнем пределе мощности, и на глиссирование с двигателем мощностью свыше 60 л. с. На прилагаемых чертежах можно заметить подъем днища вверх у транца для уменьшения сопротивления воды на малых скоростях и уменьшение килеватости днища к корме для облегчения выхода судна на режим глиссирования. Развитый килевой плавник предохраняет гребной винт от поломки при посадке на мель и препятствует дрейфу судна при боковых ветрах.

Лодка предназначена для буксировки на трейлере за легковым автомобилем, а это по американским стандартам ограничивает габаритную ширину корпуса величиной 8 футов (2,43 м). Основную часть площади палубы занимает неглубокий (дно его выше КВЛ на 200 мм) самоотливной кокпит, размеры которого в плане составляют 2,08X1,54 м. Эти три квадратных метра можно использовать в зависимости от обстоятельств и желания экипажа. Например, можно расстелить здесь пару надувных матрацев и устроить солярий либо расположиться на обед на раскладных креслах. Важно, что даже на ходу пассажиры в кокпите надежно защищены от ветра и брызг: с носа и кормы - короткими и высокими надстройками, придающими катеру столь необычный вид, а с бортов - невысокими фальшбортами. Легкий трубчатый каркас (разборной конструкции) между надстройками служит основой для солнечного тента, но в плохую погоду или, скажем, при появлении комаров, к этому тенту можно пристегнуть матерчатые боковины и получится уютная каюта с высотой внутри 1,9 м. На ночлег в ней - опять же на надувных матрацах - могут разместиться 3-4 человека. Платформа кокпита снабжена забортными шпигатами для стока попавшей сюда воды.

Надстройки играют роль подсобных помещений. В кормовой - расположены раковина и газовая плитка, а также унитаз со съемным баком (устройство, обязательное на борту прогулочных катеров по правилам большинства штатов). В эту надстройку можно войти как с палубы, так и из кокпита через сдвижные двери. Высота в помещении 1,83 м; в верхней его части оборудована ниша для укладки труб и полотнища тента.

На носовой надстройке закреплено стекло, защищающее пассажиров от встречного ветра и открывающее обзор вперед. Внутри оборудованы шкафчики для одежды и различного походного снаряжения. К лобовой стенке на консоли укреплен пульт управления катером. Водитель и один из пассажиров располагаются в удобных креслах прямо на носовой палубе. Штурвал закреплен на перекидной консоли, которая поворачивается в вертикальной плоскости таким образом, что управлять лодкой может любой из сидящих здесь людей.

Объемистый форпик служит кладовой, причем для облегчения пользования ею в палубе оборудованы два люка. Широкий двустворчатый люк на корме открывает доступ в моторный отсек, где могут быть установлены один или два «Зефира» либо другой стационарный двигатель. Здесь же расположены и цистерны для горючего. Помимо кокпита сохраняется достаточно большая свободная площадь палубы: крышки всех люков сделаны «впотай», имеются проходы вдоль лодки по бортовым потопчинам.

В общем, судоводитель-любитель, построивший такую лодку, получит в свое распоряжение довольно комфортабельную плавучую дачу, пригодную как для воскресного отдыха, так и для более длительных семейных плаваний.

В наших условиях вместо установки «Зефир» может быть использован подвесной мотор, навешенный обычным способом на транец (стоит при этом оборудовать и подмоторную нишу) либо установленный стационарно в моторном отсеке (см. книгу «Катера, лодки и моторы в вопросах и ответах». Л., «Судостроение», 1977). Учитывая относительно небольшую скорость движения при умеренной мощности 20-25 л. с., полезно применить гребной винт с меньшим шагом и кольцевую профилированную насадку, заметно повышающую эффективность движителя.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook