Смольный собор - история создания. Cмольный

(храма Воскресения Христова) неразрывно связана с историей Воскресенского Новодевичьего монастыря, строительство которого началось в 1748 году во время правления императрицы Елизаветы ПетровныЕлизавета Петровна (1741-1761). Храм стал главной соборной церковью монастыря и неотъемлемой частью его архитектурного ансамбля.

После выхода к Балтийскому морю и основания Санкт-Петербурга царь начал создавать флот. Корабельщикам нужна была смола, и на месте бывшего шведского форта Петр I приказал устроить Смоляной двор, где варили и хранили смолу. Неподалеку для царя был выстроен деревянный дом, названный Смоляным. Позднее его перестроили в камне и стали именовать Смоляным дворцом. В Смоляном дворце в правление императрицы Анны Иоанновны проживала дочь Петра I Елизавета, будущая российская императрица. Решение основать монастырь на месте бывшей своей усадьбы со Смоляным дворцом объяснялось намерением императрицы провести последние годы жизни по древнерусскому обычаю в женской обители. Преследовала Елизавета Петровна и благотворительную цель, желая в стенах монастыря «доставить мирное убежище девицам сиротам, пожелавшим проводить жизнь в уединении и благочестии».

Подготовка к строительству началась в 1746 году с расчистки территории бывшего Смольного двора и заготовления строительных материалов. 30 октября 1748 года состоялась торжественная закладка Воскресенского Новодевичьего монастыряСмольный Воскресенский Новодевичий монастырь , названного по соборному храму во имя Воскресения Христова. Со временем монастырь для краткости стали именовать «Смольным». Строительство монастыря было поручено придворному архитектору Франческо Бартоломео РастреллиФранческо Растрелли .

Первоначальный проект монастыря, согласно которому Растрелли планировал разместить в центре архитектурного комплекса величественный однокупольный собор , был отвергнут Елизаветой Петровной. Императрица настояла на традиционном православном пятиглавии, свидетельствующем о незыблемости Православия. Через год переработанный проект императрица утвердила, и по нему была создана деревянная модель Воскресенского Новодевичьего монастыря , с которой все годы строительства сверялись как с эталоном.

На модели монастыря в середине крестообразного замкнутого двора находится здание Смольного собора. По контуру двора расположены жилые корпуса, увенчанные по углам четырьмя малыми домовыми церквами. Задуманная Растрелли колокольня высотой 140 м с западной стороны от входа в храм должна была стать доминантой ансамбля. Модель, ныне хранящаяся в музее Академии Художеств, дает впечатление о замысле Растрелли, который полностью так и не был осуществлен.

Строительство монастыря поначалу велось с небывалым размахом. Тысячи солдат и мастеровых были согнаны для забивки свай под фундамент и кладки стен. В мае 1751 года на подготовленном фундаменте началось возведение собора. Но вскоре началась война с Пруссией (Семилетняя война)Семилетняя война , и деньги на строительство Смольного монастыря стали поступать нерегулярно.

В дальнейшем императрица отказалась от мысли завершить свои дни в тишине монастырских келий и меньше уделяла внимания Смольному монастырю. Было начато возведение Зимнего дворца, что тоже сократило денежные средства, выделяемые на строительство монастырского комплекса. При Елизавете Петровне завершены были одни только кельи, а соборная церковь Воскресения Христова выполнена безо всякой отделки, вчерне. Оштукатурили стены и покрыли купол в следующем десятилетии
.

Внутри Смольного собора были оставлены огромные леса и помосты для внутренней отделки, которые были сняты только в 1825 году. В таком положении здание находилось более 70 лет.

В 1768 году фасады собора и келейных корпусов выштукатурили, выполнив все лепные украшения, и окрасили в желтый цвет. Внутренней отделкой собора не занимались из-за нехватки средств. Окна храма заделали деревянными ставнями, и постройку законсервировали. Тогда же было окончательно решено не строить колокольню на уже подготовленных фундаментах. Не проводились работы по достройке собора и в годы правления преемников Екатерины II. Императрица Мария ФедоровнаМария Фёдоровна , до конца жизни остававшаяся попечительницей Воспитательного общества, была озабочена судьбой недостроенной церкви. Она хотела, чтобы собор со временем стал собором учебных заведений, образованных при монастыре.

По завещанию Марии Федоровны ее сын, император Николай I решил сделать Воскресенский собор кафедральным для «всех учебных заведений». 8 января 1832 года последовало повеление Николая I о достройке Смольного собора во имя Воскресения Христа.

Автором проекта внутреннего оформления Смольного собора стал Василий Петрович СтасовВасилий Стасов . В 1833 г. в интерьере были выполнены каменные работы, перекрыта крыша, отреставрированы фасады и «с величайшим трудом пробиты трубы для печей» - по проекту Растрелли собор должен был быть «холодным». Оформление интерьера собора было выполнено в формах классицизма. По желанию Николая I купола монастыря выкрасили лазоревой краской с золотыми звездами и на них заново вызолотили барельефы с ангелами. Фасады собора и корпусов были выбелены.

31 мая 1835 г. Николай I утвердил «Штат» и «Положение» Смольного собора. «Оконченный ныне храм Воскресения Христа Спасителя при Смольном монастыре назначен собором Всех учебных заведений, а с тем вместе приходскою для окрестных церковью». 20 июля 1835 г. Смольный собор был освящен. 22 июля, в день св. Марии Магдалины, в присутствии императора Николая I и царской фамилии состоялась церемония открытия собора. Праздничное богослужение в храме, вмещавшем более 6000 прихожан, совершил петербургский митрополит Серафим (Глаголевский).

Смольный собор в Петербурге всю его историю преследовала цифра 87: столько его строили, столько лет в нем совершали службы и столько же он простоял без использования по назначению. Сюда стоит прийти, чтобы иметь ассоциацию со словом «Смольный», отличную от той, к которой все привыкли.

Контакты

Как добраться до Смольного собора

Чтобы попасть к храму, придется настроиться делать 2 пересадки транспортом или примерно 30 мин. топать пешком от метро. Отправными точками являются станции метро «Чернышевская» или «Площадь Восстания».

  1. В первом случае придется пересесть на троллейбус № 15 или автобус № 22, 46;
  2. Во втором – на троллейбус № 5, 7 или автобус № 22.

Посещение. Режим работы

  • Так как храм совсем недавно, в 2016 г., отошел Русской православной церкви, изменился режим его работы. Теперь нет выходных, и Смольный собор в Питере принимает посетителей с 7:00 до 20:00 (ориентир – вечерняя служба).
  • Кроме богослужений также проводятся экскурсии: по предварительному заказу или же трижды в день по выходным, в 13:00, 14:30 и 16:00. За экскурсию придется оставить пожертвование примерно в 200 руб. (есть скидки учащимся).
  • Как и прежде, можно подняться на звонницу Смольного собора, которая считается одной из лучших смотровых площадок города.
  • Режим работы смотровой площадки Смольного собора – 11:00–18:00. За посещение звонницы тоже просят пожертвование, в размере 150 руб. (есть скидки учащимся). Все пожертвованные средства используют для реставрационных работ над интерьером собора.

Расписание богослужений Смольного собора

Службу в соборе можно посетить в любой день недели. Разве что в раннюю утреннюю литургию (7:00) можно услышать только по выходным и праздникам.
Обычное расписание богослужений такое:

  • 9:30 – поздняя литургия, после которой читают Псалтырь;
  • 14:00 – молебен;
  • 16:00 – панихида;
  • 17:00 – вечерняя служба.

Корректируется график богослужений только в связи с большими праздниками или постами.

Где рядом можно остановиться

Конкретно у Смольного собора в СПб паломнических гостиниц нет, но в окрестностях за 2 км от храма можно выбрать себе местечко в десятке гостиниц/хостелов. Если принципиально хочется остановиться в паломнической гостинице, у Александро-Невской Лавры, на набережной реки Монастырки их имеется три: «Ирис» , «Духовская» и «Феодоровская» .
Стоимость пребывания в гостиницах стартует от 500 руб./сутки.

История создания Смольного собора в Санкт-Петербурге

  1. Название будущему собору было уготовано его местоположением. Еще во времена Петра I на этом месте производили для строительства судов верфи смолу, и недалеко располагался Смольный дворец, где воспитывалась дочь царя, Елизавета. Когда ей пришла в голову мысль принять постриг, для возведения монастыря для себя и 120 барышень именитых фамилий она указала место этих смольных дворов.
  2. Проектировать Воскресенский Новодевичий монастырь поручено было придворному архитектору Ф. Растрелли , и первый камень с празднованием и пальбой из пушек заложили в 1748 г . Планов у Растрелли было много (сохранился даже деревянный макет монастырского комплекса в Академии художеств), он хотел избавиться от привычных для монастырей оборонных стен и главным акцентом сделать колокольню у ворот. Но в строительство вмешалась императрица. Теперь колокольню пришлось укоротить, а кроме большого купола на соборе Смольного монастыря в Петербурге (его переименовали из Новодевичьего) появились его соседи – четыре купола поменьше (правда, под ними двухъярусные колокольни).
  3. Архитектор не дожил до завершения своего шедевра, так что доделывать храм в стиле барокко пришлось другим мастерам, Ю. Фельтену и В. Стасову . Увидеть освящение собора не успела и сама Елизавета Петровна. Не были достроены купола, не поштукатурены стены, не доведены до ума интерьеры.
  4. По указу Николая I три года трудился над окончанием комплекса Стасов . Сделал он работу на славу, но слишком уж долго собору Смольного монастыря пришлось ждать открытия, целых 87 лет.
  5. В 1835 г. собор наконец посвятили, присвоив звание собора учебных заведений Питера. В 1923 г. его закрыли, используя помещения как склады и бункер с защитой от атомной бомбежки. К 1974 г. внутри уже не было иконостаса и ценностей, зато был исторический музей. Литургию разрешили провести в стенах собора только в 2010 г., привезли иконы, крест и колокол. Музейный статус на религиозный Смольный собор сменил только в 2016 г .

Архитектурные и культурные достопримечательности

  • Стиль всего комплекса Растрелли можно обозначить словом «барокко», правда с примесями. Ведь придворный архитектор славился свои почерком в зодчестве, потому и выглядит собор барочным, откуда на него ни глянь (в европейских зданиях практиковался только один барочный фасад). Видно, что благодаря присутствующей повсюду лепкой и голубыми стенами зодчему удалось избавиться от гнетущей атмосферы монастырских русских построек, его идеи внесли в экстерьер собора легкость. А переделка собора в пятикупольный по просьбе Елизаветы Петровны – дань русской традиции, ведь в уме православных верующих сложился образ пятерки, состоящей из Христа и 4 евангелистов. Высотой Смольный собор совсем чуток уступает .
  • Колокольня Смольного собора привлекает туристов открывающимися с нее видами: можно узреть Неву, Смольный институт, Смольный монастырь, раскопки на месте взятой Петром шведской крепости Ниеншанц да и прочие интересности Петербурга. Хотя колокольня и высокая, судя по музейному макету Растрелли, она планировалась 5-ярусной и 140-метровой, то есть выше всех европейских построек. В трех верхних ярусах могли висеть колокола, а венчал бы звонницу крест. Однако было два «но»: при военном положении (шла Семилетняя война) средства взять особо было негде, да и архитектор осознал, что перегнул палку с амбициями, и оставил самым высоким зданием монастырского комплекса Смольный собор.
  • Сад Смольного собора в принципе является сквером, зажатым между площадью Растрелли, переулком Кваренги, улицей Смольного и Смольной набережной. Выделяются в нем 4 идентичных друг другу фонтана, запущенных в 1934 г.: две чаши перед зданием собора и две – позади него. Отделены фонтаны цветочными клумбами. Скамейки, аллеи, цветущие сакуры – всё чисто и ухожено.

Святыни и фото Смольного собора

Ценностью можно назвать иконостас Смольного . Барочная святыня украшала храм вплоть до 1972 г., пока не приказано было ее демонтировать. Из всех икон, украшавших тот самый, старинный, иконостас, в живых остались только две иконы кисти придворного живописца А. Венецианова, изображающие вход в храм Пресвятой Богородицы и воскресение Христа , которые и являются святынями храма.

Но у него все впереди: после возврата во владения церкви не исключено, что ценные и редкие иконы вновь украсят иконостас Смольного собора.

Соседствует с лазуревым собором прежний Смольный институт для девиц, где нынче заседает администрация Петербурга.

Заметно, несмотря на иконостасы, что совсем недавно это место было музейной собственностью.

Смольный собор — видео

Историческая прогулка по Смольному монастырю и Воскресенскому Смольному собору. Приятного просмотра!!!

Смольный собор пережил многое, и времена его полного возвращения к жизни еще впереди. Сумели ли вы, дорогие читатели, ощутить это в его стенах? С нетерпением ждем ваших историй и впечатлений.

Смольный собор Санкт-Петербурга (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Смольный собор в Санкт-Петербурге расположен на левом берегу Невы, в районе Смольного двора, в том месте, где варили смолу для изготовления кораблей. Храм входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря. Построен в стиле барокко. В архитектуре ансамбля органично сочетаются элементы древнерусского зодчества и европейской архитектуры.

По преданию дочь Петра Первого Елизавета хотела постричься в монахини и выбрала для монастыря одно из самых красивых мест на берегу Невы, там где стоял дворец, в котором она провела юность.

Строительство было начато по проекту архитектора Б. Растрелли в 1748 году. Его расположение в центре монастырского двора и высота в 93,7 метра создают ощущение устремленности сооружения ввысь.

Здание вмещает до 6000 человек. По замыслу архитектора рядом должна была быть построена самая высокая пятиярусная колокольня в России. Но этим планам не суждено было сбыться. Растрелли умер в 1771 году, так и не увидев свое творение в завершенном виде. А его последователи решили, что высокая колокольня не впишется в городской пейзаж. Весь монастырский комплекс строился 87 лет, побив все рекорды долгостроя. Внутренняя отделка была завершена лишь в 1835 году.

Монастырь сначала именовался как Воскресенский Новодевичий, затем для краткости - Смольный. Был освящен как собор всех учебных заведений во имя Воскресения Христова в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 году. С 1765 года в зданиях монастыря находилось воспитательное заведение для девиц благородного и мещанского происхождения.

В наружном оформлении комплекса мы видим сочетание голубых стен и белокаменной лепки, что придает монастырю праздничность и живописность. Великолепное здание храма окружено четырьмя угловыми церквями и жилыми корпусами, фасады которых украшены двухъярусными аркадами. Домовые церкви имеют только один шлемовидный купол, увенчанный большой главкой с крестом и как бы встроены в стену.

Ажурная ограда храма была отлита по рисунку Стасова и является одной из самых высокохудожественных в Северной столице. Портики-павильоны - пропилеи, оформляют въезд на территорию монастыря.

Внутренней отделкой руководил архитектор В. Стасов. Интерьер был прост, но имел торжественный вид. Церковный зал огромного размера с тремя величественными иконостасами был отделан под мрамор. Перед алтарями установлена балюстрада из граненого хрусталя. Кафедру украшала тончайшая резьба. В настоящее время из реликвий храма сохранились иконы А.Венецианова «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

Смольный собор

Ансамбль монастыря - это историко-архитектурный памятник мирового значения. В настоящее время комплекс является филиалом государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Здесь проводятся концерты, организуются выставки живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, а также научные и историко-художественные музейные выставки.

Полезная информация

Время работы: с 16 сент. по 30 апр. 11:00-19:00; с 1 мая по 15 сент. 10:00-19:00; среда - вых.; звонница с 16 сент. по 30 апр. 11:00-18:00; с 1 мая по 15 сент. 10:00-19:00

Вход: 250 RUB, по ISIC 150 RUB, до 18 лет и пенсионеры 50 RUB; по Карте гостя Санкт-Петербурга - бесплатно;

Соборный комплекс расположился на левом берегу реки. Смольный собор выполнен в стиле барокко. Здесь можно наблюдать сочетание архитектуры Европы и русского зодчества. Высота монастыря достигает почти 94 метров, что только подчеркивает его величие.

История возведения собора

История появления этого архитектурного памятника уходит в 1740 год, когда действующая императрица Елизавета Петровна приняла решение оставить престол и уйти в монастырь. Елизавета решила возвести монастырские стены на территории, где стоял дом, в котором прошла ее юность. Помимо самого монастыря, императрица планировала построить здесь же колокольню, домовые церкви и институт для молодых девушек, которые имеют дворянские корни.

Смольный собор, архитектором которого стал Ф. Б. Растрелли, начали строить в 1748 году. Но неожиданно начавшаяся война заставила отложить строительство на неопределенный срок. В связи с недостатком финансирования строительные работы шли очень медленно. Достроить Смольный собор удалось архитектору В. П. Стасову в 1835 году.

В 1922 году все имущество церкви изъяли, что в итоге привело к закрытию Собора Смольного монастыря в Петербурге в 1923 году. Тем не менее, спустя несколько лет его все-таки открыли, в то время как другие церкви и сегодня стоят закрытые. В 1990 году главным событием стало открытие концертного зала, функционирующего и сегодня.

Смольный собор в Петербурге – видео

Режим работы Смольного собора

В Питере Смольный собор расположился вдали от исторического центра города, поэтому многие туристы попросту не добираются до этого удивительного места. Собор стоит в очень живописном месте недалеко от набережной.

Добраться до собора можно на метро. Для этого нужно доехать до станции «Чернышевская». Однако путь до собора от станции не близкий. Поэтому лучше воспользоваться маршрутным такси номер К-76, которое довезет вас непосредственно до площади Растрелли.

При посещении Смольного собора необходимо уточнить режим работы. В летнее время собор работает ежедневно с 10.00 до 19.00. В среду собор закрыт для посещений. Зимой собор открывается в 11.00, а закрывается в 19.00. Среда по-прежнему остается единственным выходным днем. Вход в храм свободный.

Отправляясь в Смольный собор, необходимо также знать расписание богослужений. Утренняя божественная литургия начинается каждый день в 7 часов утра. Окончание вечерней литургии приходится на 20.00.

Не менее красив, популярен и величественен Казанский собор в Петербурге. Большое количество туристов посещают его ежедневно, наслаждаясь прикосновением к прекрасному.

Вид собора в наши дни

Собор Смольного монастыря в Петербурге в наши дни сохранил свое первоначальное обличие. Стены окрашены в белые и голубые тона. В соборный комплекс входят:

  • Четыре церкви, которые располагаются вокруг храма;
  • Жилые помещения, украшенные великолепными аркадами;
  • Домовые церкви;
  • Четыре колокольни.

Изначально архитектор Растрелли, который занимался строительством собора, хотел возвести однокупольный храм. Однако Императрица Елизавета настояла на том, чтобы церковь была пятиглавой. В итоге пришли к компромиссу, и построили храм с одним большим куполом и четырьмя маленькими куполами, которые служат колокольнями. Эти четыре купола имеют два яруса. На нижнем ярусе расположена непосредственно звонница.

Одной из главных достопримечательностей собора является ажурная ограда необыкновенной красоты. Эта ограда является высокохудожественным произведением искусства, созданная по проекту архитектора Стасова.

Внутренняя отделка собора Смольного монастыря в Петербурге имеет величественный вид. Зал, в котором проходят ежедневные богослужения, отделан мрамором. У алтаря находится хрустальная балюстрада. В наше время в храме сохранены главные иконы, которыми украшен главный зал собора. Это оригинальные иконы «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

В Питере Смольный собор считается великим памятником архитектуры. В наше время здесь проводят концерты и выставки, связанные с историей города. Кроме того, здесь организовывают выставки художественно-прикладного искусства.

В этом году, похоже, туристам не попасть на звонницу Смольного собора... Он всё ещё в лесах, как призрак, выплывающий из тумана.
Поэтому предлагаю гостям города (да и всем, кому нравится творение Растрелли) фотоэкскурсию к Собору.


Смольный Собор Воскресения Христова построен по проекту великого мастера - архитектора Б. Растрелли Х.-Л. Кнобелем, Ю. А. Фельтеном и В. П. Стасовым в 18-19 вв.

Собор входит в архитектурный комплекс Смольного монастыря, который был возведён по приказу Императрицы Елизаветы на месте "Смольного дома" - небольшого дворца, где дщерь Петрова провела свою юность. Именно в стенах монастыря, в окружении 120 девиц из высшего света, воспитанниц заведения, Императрица намеревалась коротать старость и встретить смерть.

Но политические дела оказались сильнее и Елизавете пришлось до конца своих дней восседать на троне российском, чтобы уберечь государство от разграбления иноземцами.

Собор был заложен в 1748 году. Закончилось строительство институтского комплекса в 1764 году и 27 июня заведение открыло свои двери для девиц.
Окончание строительства храма датируется 1835 годом.

Перед Собором - зелёная лужайка с ровненькой травкой, по краям - вымощенные круглым камнем дорожки.

Подходим ближе?

Интересно, что первоначально по проекту Б. Растрелли, перед Смольным Собором должна была возвышаться колокольня - самая высокая не только в Петербурге, но и в тогдашней Европе - 140 метров.

(Фото из Википедии)
Первый этаж колокольни в проекте выглядит как триумфальная арка - всё-таки здание предназначалось для Её Императорского Величества!

Но колокольне не суждено было появиться на свет.
Есть две версии, отчего так получилось.
Первая : зодчий сам решил не ставить акцент на высотном здании колокольни, чтобы сохранить уникальный облик Смольного Собара.
Вторая : от строительства Императрице пришлось отказаться из-за финансовых вливаний в Семилетнюю войну.

Как бы там ни было, до наших дней ансамбль дошёл без колокольни, и портить вид Смольного Собора новоделом было бы просто глупостью, к тому же опасной, т.к. вбивать сваи в 100 метрах от шедевра мировой архитектуры - значит его разрушить.

Да, Смольный изначально задумывался не как общественное место, а как обитель Императрицы в старости, но этого не случилось. Поэтому сегодня любой прохожий может любоваться потрясающей красоты видом, котрый открывается на храм с площади Растрелли.

А колокол, недавно подаренный не помню кем из меценатов, стоит возле входа в Собор:

Подходить к Смольному Собору всегда лучше от Пл. Растрелли.
Вид открывается великолепнейший!

При чистом небе:

И с облаками)

Чем лично мне импонирует Смольный, так это необычной, невиданной ранее в России эклектикой - соединением европейской классики и православного пятиглавия.
Б. Растрелли собирался делать собор однокупольным - так, как это принято в католической Европе. Императрица настояла на венчании храма пятью куполами в православной традиции.

Зодчий вышел из ситуации очень интересным образом: Главный купол Собра относится непосредственно к церкви, а четыре малых купола венчают четыре звонницы.
Центральный купол венчает луковичная главка:

Жаль, последние пять лет здание побледнело, словно девица "осьмнадцатого века", натёртая уксусом. В последний раз его подкрашивали лет 7 назад, наверное.

Фото 2013 года.

По задумке мастера Собор должен быть ярко-голубым с белым, уподобляясь глубокому Петербургскому небу и облакам.
Если сравнить снимок с 2007 годом, то явственно видна разница в цвете:

Мы очень надеемся, что реставрация и покраска вернут Собору былой облик.

По бокам расположены корпусы факультетов социологии, международных отношений и т.д. СПбГУ:



А если Собор обойти...

Пардон на искривление, на тот момент не было другой техники присебе.




Тут целая лужайка для игр воспитанниц на свежем воздухе:

Монументальное здание всё-таки!

Возвращаемся:

Ну. что? Зайдём?

На этом фото (2013 год) видно, что нижний ярус Собора ещё пока хранит былой насыщенно-голубой цвет.

Входим внутрь, оплачиваем билет на звонницу (сегодня это 150 рублей с носа) и уходим вправо - здесь нас ждёт мраморная лестница в 144 ступеньки :

Чтобы подниматься не было скучно, работает аудиогид, а на стенах висят картины с городскими пейзажами.

Закончилась мраморная лестница, но это ещё отнюдь не колоннада)))
Дальше - самое интересное! Во всяком случае, для меня.

Ныряя в крохотную дверцу, оказываешься вот в таких казематах:

Это место под куполом. Отсюда наверх, к звонницам, ведут две винтовые лестницы.
А за решеткой - пространство над залом Собора, чтобы люди по нему не шастали.


Этим каменным сводам почти 200 лет! Только вдумайтесь!

Винтовая лестница, вид снизу:

Левая и правая выстроены одинаково - по часовой стрелке.

По правилам, лестница закручивается по часовой стрелке - так строились все лестницы в средневековых замках, чтобы у обороняющейся стороны было преимущество в битве. Исключением являлись замки, хозяева которых - левши.

Очень примечательны в лестнице ниши - маленькие окошки-бойницы. Обычно мы с подругами, когда поднимаемся, не можем отказать себе в удовольстивии забраться в одно из них.
А ещё на левой лестнице есть интересная дверца.... В каморку, ведущую неизвестно куда. Не могу откопать фото, чтобы было без человека. На ней даже номер был... Но это вам придется отыскивать уже самим.
("право" и "лево" я определяю со стооны собора, а не со стороны зрителя, если что).

Закончилась лестница. Вид сверху:


Сколько там ступенек, честно скажу, не считала, а аудиогид об этом умалчивает.

Ну, что устали? А это ещё не самый верх!

Выйдя снова к солнцу, словно из подземелья, встречаем такую картину:

Подвесная лестница, уже современная, на месте старой, деревянной.

Топ-топ по ней.
Дамам в мини-юбках и на шпильке это истинный аттракцион, особенно, если снизу идут мужчины)))
Впрочем, сюда как-то даже невеста в кринолине забиралась, так что, главное - цель, а остальное приложится.
Поднимаясь на звонницу едва ли не каждый год, обратила внимание, что большинство людей крепко держатся за перила и смотрят себе под ноги, так что за своё благочестие можно не переживать)

Вид на подъём сверху:

Я помню те времена, когда он ещё не был зарешёчен...

Мне, как кошке, всегда хочется залезть повыше и глянуть вниз)

Поднявшись на смотровую площадку ощущаем великолепие морского воздуха на высоте почти 90 метров)
Здесь нас ждёт вот такое устройство:

Надо сказать, поставили года три как.
Через него даже Ангелов на Петропавловской крепости и Александрийском столпе в рассмотреть можно.

Решётки, надо сказать, тоже не так давно вмонтировали. Не припомню я их что-то до 2010 года...
Сравнить:

Видимо, были случаи суицида, раз о безопасности так задумались. Теперь приходится фотографировать, просовывая объектив аппарата меж прутьев.

Если не торопиться, то можно послушать аудиогида от начала до конца, который в подробностях рассказывает, что можно разглядеть в обзоре.
Перед вами, словно на ладони, оказывается весь Санкт-Петербург! И никакие близлежащие доминанты не закрывают панорамы, как это наблюдается в случае с Исаакиевским Собором.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook