Спасо-Преображенский собор: прошлое и будущее. Спасо-преображенский кафедральный собор Спасо-Преображенский кафедральный собор Пермь

Спасо-Преображенский собор – главный собор Пермской епархии в XIX веке. История собора уходит в глубокое прошлое, и начинается еще в XVI веке, когда Аникой Строгановым основывается Пыскорский мужской монастырь. Этот монастырь был одним из самых богатых на Урале, в нем находилось несколько святынь.

К середине XVIII века монастырь обеднел, и его состояние оставляло желать лучшего. Вместе с указом об образовании Пермского наместничества, Екатерина II подписала указ о переводе Пыскорского монастыря в Пермь. С этого времени начинается история пермского Спасо-Преображенского собора, которому будет суждено стать центром православия в Пермской губернии.

Спасо-Преображенский собор. Фото начала XX века.

Кафедральный Спасо-Преображенский собор Перми стал центральным зданием ансамбля мужского Спасо-Преображенского монастыря. В него также входили архиерейский дом, духовная семинария, консистория и целый ряд других построек. Только на одну разработку, согласование и поиск финансирования строительства кафедрального собора ушло почти 10 лет – с 1789 по 1798 год.

Непосредственно строительство собора начинается в 1798 году. Авторами соборами называют столичного архитектора М.Ф. Казакова и пермского Г.Х. Паульсена. Отметим, что возведенный в Липецке кафедральный Христорождественский собор сооружен по подобному проекту. Поэтому позможно, авторы у здания собора и колокольни были разные.

Сейчас проводятся восстановительные работы у храма

Сооружение Спасо-Преображенского собора Перми начинается в 1798 году. Строительство происходило в несколько этапов. На первом этапе строилась летняя часть кафедрального собора – церковь Преображения Господня. Его строительство было завершено в 1818 году (освящен в 1819 году).

После окончания постройки летнего собора начали возводить колокольню (1818-1832 год). Зимняя часть Спасо-Преображенского собора была закончена в 1820 году (во имя Стефана Великопермского). Освящение кафедрального Спасо-Преображенского собора прошло епископом Аркадием в 1832 году.

Спасо-Преображенский собор неоднократно подвергался реконструкции. Первая перестройка прошла в 1852 году, когда губернский архитектор Г.П. Летучий соединил в единый комплекс архиерейский дом, колокольню и сам собор. В этом виде кафедральный собор дошел до наших дней.

В 1931 году здание Спасо-Преображенского собора передают для размещения пермской художественной галереи, которая размещается здесь с 1932 года. В 1958-1959 годах в здании кафедрального собора провели реконструкцию, придав собору 3-х этажной деление. Тогда же на 3 этаж переезжает знаменитая экспозиция пермской деревянной скульптуры.


Здание Спасо-Преображенского собора

Комплекс Спасо-Преображенского кафедрального собора имеет большой духовное и эстетическое значение для Перми. Неслучайно, именно изображение колокольни собора является одним из характерных символов города. Сам собор – не только самое высокое дореволюционное здание Перми. Это духовный центр Перми и Пермского края. На архиерейском кладбище перед собором были похоронены многие видные деятели Перми. В настоящее время идет процесс реконструкции Спасо-Преображенского собора и передача его под юрисдикцию РПЦ.

Свято-Троицкий кафедральный собор именуют Слудской церковью в честь горы Слудка, на которой возведен собор. Рядом ранее располагалась Слудская площадь, которая была переименована в площадь Коммуны в годы советской власти.

В исторических хрониках началом строительства собора считается 1842 год. В то время Пермскую епархию возглавлял архиепископ Аркадий, за время службы которого было построено более 150 церквей, несколько из них в черте города. По просьбе городского сообщества было решено возвести храм и в честь Святой Троицы. Предложил эту идею купец второй гильдии Егор Шавкунов, он и взял на себя большую часть расходов. Однако строительство Свято-Троицкой церкви в 1845 году завершил уже Петр, сын купца Шавкунова, он продолжил вкладывать средства в храм, как ему завещал отец.

Церковь возведена с двумя приделами: первый — во имя Великомученика Георгия был освящен в 1849 году, а второй — во имя Святого пророка Илии — в 1850 году. Главный престол во имя Святой Живоначальной Троицы освящен в 1857 году. С этого момента в городе появился новый приход — Слудский.

С 1906 по 1917 годы при церкви функционировала приходская школа. После революции у церкви изъяли имущество, в 1930-ых храм был закрыт, а некоторые священники подверглись репрессиям. Помещения церкви в 1932 году были отданы под склад наркома обороны для хранения оружия. В это время были снесены верхний ярус колокольни и 4 из 5 глав, венчавших церковь.

В 1944 году по ходатайству горожан Свято-Троицкая церковь на Слудке вновь открыта в Молотове (так назывался город Пермь с 1940 по 1957 годы). В годы войны прихожане и священнослужители оказывали помощь в сборе средств на нужды армии. Церковь была освящена и стала кафедральным, то есть главным собором города.

В 2004 году начались масштабные реставрационные работы: восстановлены третий ярус церкви и купол колокольни, уложены новые полы, храм вновь стал пятиглавым, обновлено убранство внутри собора. В 2010 году были полностью обновлены росписи на стенах, сусальным золотом покрыты элементы иконостаса, завершен ремонт фасада и благоустройство прилегающих территорий.

Сейчас собор является трехштатным — в зданиях по соседству находится управление Пермской епархии. В церкви также создана воскресная школа для детей. Собор относится к Пермской митрополии, поэтому всю подробную информацию о Свято-Троицком соборе Перми можно найти на официальном сайте митрополии .

Расписание богослужений в Слудской церкви Перми

Церковь является действующей, работает ежедневно. Режим работы:

  • Понедельник-пятница: 07:30—19:00.
  • Суббота: 08:30—19:00.
  • Воскресенье: 07:00—19:00.

Службы проходят дважды в день:

  • Утренняя Божественная литургия — 08:00 часов по будням. В праздничные дни и по воскресеньям ранняя литургия проходит в 07:00 часов, поздняя — в 09:00.
  • Вечернее богослужение — в 17:00 часов во все дни.

По отзывам путешественников, в соборе всегда многолюдно: сюда приходят и верующие прихожане, и многие туристы. В воскресенье можно попасть на богослужение, которое проводит правящий архиерей Пермской епархии. В соборе проходят крещение, отпевание, венчание и другие церковные обряды.

Архитектура

Церковь построена в русско-византийском стиле — это четырехстолпный пятикупольный храм, на церковной ограде — ажурная вязь. Свято-Троицкий кафедральный собор является одним из самых высоких храмов города.

Колокольня Слудской церкви является самой большой в городе — она имеет 3 яруса.

При возведении собора использовались элементы традиционной уральской архитектуры Пермской губернии: большой барабан с оконцами, высокая доминирующая колокольня.

Иконы в Слудской церкви Перми

Иконостас кафедрального собора украшают новые, большие, искусно написанные иконы: копия «Троицы» Андрея Рублева, иконы Божией матери «Троеручица», «О тебе радуется», Преподобный Серафим Саровский.

Пермский Свято-Троицкий собор получил в дар две иконы от святой горы Афон : «Отрада и утешение» из Ватопедского монастыря и «Иверскую» икону из греческого Иверского монастыря.

Как добраться до Троицкого собора Перми

Свято-Троицкий кафедральный собор находится в Ленинском районе города по адресу: ул. Монастырская, 95. Доехать до него можно на общественном транспорте:

  • Автобус № 6, 7, 8, 15, 20, 33, 35, 39, 41, 49, 53, 60, 107, 146, 150, остановка «Окулова»; № 10, 14, 54, 67, 68, остановка «Драмтеатр (ул. Ленина)».
  • Маршрутное такси № 2т, 3т, 7т, 10т, остановка «Окулова».
  • Трамвай № 4, 7, 11, остановка «ул. Попова»; № 5, остановка «Драмтеатр (ул. Петропавловская)».
  • Троллейбус № 5, остановка «Драмтеатр (ул. Ленина)».

К собору можно приехать на такси: в Перми работают сервисы Яндекс. Такси, Uber, Gett, Максим, Такси Везёт.

Панорама собора с ул. Монастырская:

Видео о храме:

Пермь, Храмы

Собор является градообразующей вертикалью города, архитектурным и духовным символом Перми. Возведенный в самой высокой точке прибрежной горы Слудки, он прекрасно просматривается с Камы и любой точки города.

В 1775 году Пыскорский Спасо-Преображенский монастырь был упразднен, а после открытия в 1781 году Пермского наместничества по ходатайству генерал-губернатора Пермского и Тобольского Е.П. Кашкина "высочайше повелено монастырь сей перевесть во вновь устроенный город Пермь с наименованием вместо Пыскорского Пермским Преображенский же" Для строительства монастыря было выбрано место на Егошихинской горе (д. Горки). Однако в 1789 году генерал-поручик А.А. Волков, занявший место Кашкина, решает строить монастырь на высокой горе Слудке. "Здесь, за исключением небольшого пространства, слывшего "Сенькиным полем", находился густой еловый лес. Его вырубили, оставив для будущего сада немного дерев".

Здание собора было заложено в 1798 году. Для строительства использовались кирпич и железо из разобранных построек Пыскорско - Ласьвинского монастыря, к тому времени пришедшего в упадок. Из этого же монастыря был привезен уникальный резной (из дерева) иконостас, выполненный крепостными мастерами в XVIII веке.

В 1818 году закончилось строительство летней части собора, а годом позднее и зимней. Обе части собора были соединены между собой и составляли единое целое.

В 1853 -1854 гг. губернским архитектором Г.П. Летучим был сделан проект реконструкции собора, который включал в себя следующие работы: отдельно стоящие колокольня и собор соединяются крытой наземной галереей; колокольня с южной стороны получает еще одну галерею, соединяющую ее с архиерейским домом. Эти изменения учитывали уже сложившуюся ранее планировочную структуру, при этом позволяли добиться большего единства архитектурных форм, приблизив ансамбль к стилю русского классицизма начала XIX века. В результате реконструкции собора Стефаньевский храм был увеличен. Претерпел изменения и храмовый интерьер. Мраморный иконостас был "поновлен и украшен золоченою резьбою, а своды и стены в приличных местах украшены живописными изображениями святых". Колокольню соединили с собором и архиерейским домом (ныне краеведческий музей) крытыми галереями, у алтаря летней части собора были устроены два придела. Но реконструкция, намеченная по плану, не была доведена до конца: колокольня не получила дополнительного яруса, форма крыши летней части собора осталась без изменений.

В 1892 -1893 годах архитектор А. Б. Турчевич провел еще одну реконструкцию здания. С южной и северной сторон переходной галереи (между собором и колокольней) делаются два придела и увенчиваются главками с луковичными завершениями. Расширение соборного храма было связано с быстро возросшим во второй половине XIX века городским населением.

В 1895 году в северо-восточной части архитектурного комплекса были выстроены два двухэтажных дома для "братствующих". Они также входили в общий ансамбль кафедрального собора.

В настоящее время размещается в самом крупном здании старой Перми - в Кафедральном Спасо-Преображенском соборе, построенном в стиле русского классицизма. Сегодня в галерее хранится уникальная коллекция Пермской деревянной скульптуры «Пермские боги», иконы Строгановского письма, сохранился 22-метровый позолоченный иконостас из кедра, привезенный из Пыскорского монастыря, выполненный в XVII веке в Москве.

Cпасо-Преображенский собор - один из пунктов «Зеленой Линии», главного пешеходного маршрута города Перми.

Пермская художественная галерея, расположенная в здании Спасо-Преображенского собора, для жителей Перми является символом города, предметом гордости. Это сокровищница, хранящая тайны многовековой истории. Часть из них мы постараемся раскрыть.

Отыщи всему начало, и ты многое поймешь

Наверное, каждый житель города знает, что здание галереи первоначально принадлежало епархии Русской православной церкви, но мало кто ответит на вопрос, откуда это архитектурное сооружение берёт начало. А между тем его корни уходят в село Пыскор Соликамского района, где некогда существовал один из древнейших и богатейших монастырей на Урале. В 1781 году монастырь был переведён в Пермь из Пыскора, оттуда же был привезён барочный иконостас.

Основание и строительство

Строительство Спасо-Преображенского собора осуществлялось за счёт продажи имущества Пыскорского монастыря - колоколов, иконостасов, церковной утвари. Церкви монастыря были разобраны, их кирпич сплавляли на барках по Каме, чтобы заложить стены для нового собора.

Весь период строительства и реконструкции Спасо-Преображенского кафедрального собора охватывает период с конца XVIII до начала XX века.

Период постройки собора пришёлся на расцвет классицизма, что и продиктовало архитектурный стиль здания. Также в его облике нашли отражение специфические черты уральской архитектуры: мощные стены из кирпича, толщина которых доходит до 2 метров, металлические решётки в окнах, чугунные двери, чугунные полы. На протяжении всего времени строительства храма от жителей Пермской губернии поступали деньги, предоставлялись дерево и прочие материалы.

ФФ.13п.Оп.13п.Д.280. Здание Пермской государственной художественной галереи, 1986, Пермь. Фото предоставлено Государственным архивом Пермского края

Из истории иконостаса и колокольни

Иконостас, который и по сей день является достоянием Пермской художественной галереи, изготовлен в 1780-х - начале 1790-х годов на Горнощитском заводе Екатеринбурга. Поскольку потолки зимнего придела храма были относительно невысокими, пришлось убрать верхний, четвёртый ярус иконостаса.

Строительство 67-метровой колокольни - неотъемлемой части культурного комплекса Пермского Спасо-Преображенского кафедрального собора - получило начало в 1818 году и продолжалось в течение 14 лет. Всего на колокольне было установлено 11 колоколов.

Реконструкция и перестройка

Жизнь здания, как и жизнь человека, протекает этапами и подвержена переменам. В XIX веке собор впервые подлежал реконструкции. Колокольня, собор и архиерейский дом (ныне краеведческий музей) стали единым комплексом, у алтаря летней части собора были устроены два придела.

Кафедральный собор - это сердце города, готовое впустить всех верующих. Когда число жителей города существенно увеличилось, храму пришлось расширяться. Во второй половине XIX века между собором и колокольней были построены два придела. В них были установлены двухъярусные иконостасы. Благодаря проведённой реконструкции кафедральный собор стал пятипрестольным.

ФФ.Оп.24п.Д.073.Л.1. Панорама города в районе Спасо-Преображенского кафедрального собора. Начало XX века. Пермь. Фото предоставлено Государственным архивом Пермского края

Облик собора отражает деятельность и потребности трудящихся в нём людей. По мере своего развития собор рос (увеличилось левое крыло его колокольни), претерпевал перемены (по фасаду дома снесли два крыльца, а вход перенесли в угловую часть), обретал новые элементы (в крытом переходе между колокольней и архиерейским домом устроили ворота).

Судьба собора протекала не автономно, а в единстве целостного архитектурного ансамбля, куда входили также монастырский сад и кладбище (на месте которого в настоящее время находится зоопарк).

Переломный момент

В 1931 году произошло событие, разделившее судьбу собора на «до» и «после»: Пермский Спасо-Преображенский кафедральный собор был закрыт, а его здание передано Пермской художественной галерее. Это повлекло за собой изменения в интерьере здания с целью приспособления его для нужд музея. Зимний храм Стефана Пермского разделили перекрытием на два этажа.

ФФ.Оп.61п.Д.05480.Пермская художественная галерея, Пермь,1960г. Фото предоставлено Государственным архивом Пермского края

Впустив в свои стены галерею, Спасо-Преображенский собор отчасти терял черты своей прежней возвышенности. Так, например, в годы Великой Отечественной войны на шпиле колокольни росли берёзы. А позже, в 1946 году, здание галереи пострадало от праздничного салюта в честь Дня Победы - шпиль колокольни сгорел от попадания в него осветительной ракеты. Вскоре шпиль восстановили, но уменьшили в размерах.

Галерея диктовала зданию условия для своего гармоничного существования: музейная коллекция требовала большей площади - интерьер здания разделили на три этажа. Было проведено центральное отопление, устроена электрическая подстанция, появилась внутренняя телефонная сеть. Фасад здания получил традиционную для классицизма окраску.

Возвращение к истокам

В 1996 г. администрация Пермской области приняла решение о передаче кафедрального собора Пермской епархии. Это дало начало новому этапу в жизни собора - возвращению к облику святыни. На колокольне Спасо-Преображенского собора установили шпиль с крестом, восстановленный по сохранившимся документам, и началась работа над реконструкцией центрального купола и установке основного креста.

ФФ.Оп.24п.Д.018.Л.1. Часть Комсомольского проспекта. Здание художественной галереи. 1960. Пермь. Фото предоставлено Государственным архивом Пермского края

В связи с переездом в новое здание галерея передаёт епархии иконостас из Пыскорского Спасо-Преображенского монастыря, который многие десятилетия являлся частью экспозиции деревянной скульптуры. Однако вопрос переезда Пермской государственной художественной галереи, который поднимается уже не одно десятилетие, на данный момент остаётся открытым. Одним из последних вариантов нового дома для галереи выступило здание ВКИУ (Военного института ракетных войск), но данное архитектурное сооружение не удовлетворяет требованиям галереи: в нём не учтены климат-контроль (для сохранности живописи влажность помещения имеет очень большое значение) и электрические параметры (кондиционирование, вентиляция). Кроме того, параметры данного здания не позволяют располагать картины таким образом, чтобы посетитель мог воспринять каждую из них как произведение искусства (картины нельзя размещать вертикально, одну над другой, каждая из них требует отдельного пространства). По словам искусствоведа Пермской государственной художественной галереи Александры Пестовой, в настоящее время администрацией галереи рассматривается вариант постройки нового здания на месте ДК «Телта». Площадь данного здания не позволяет вместить все экспонаты галереи, и помещение нуждается в существенном ремонте. На строительство нового здания вновь объявлен конкурс.

Ниже представлены проекты нового здания для галереи архитектора И.В. Лугового

1993 год

2005 год

Мнение экспертов

Своим видением проблемы переезда Пермской государственной художественной галереи с редакцией BERLOGOS поделился архитектор Игорь Луговой :

Сегодня, в 2017 году, вопрос о новом здании Пермской государственной художественной галереи настолько же актуален, как и в 1993 году, когда я принимал участие в первом, всесоюзном конкурсе на Галерею в квартале 33 (где находится Соборная мечеть). И также актуален, как в 2008 году, когда был проведён международный конкурс Perm MUSEUM XXI в квартале 19, где располагается ДК «Телта». Как и в 2012 году, когда решили строить на склоне между железной дорогой и улицей Окулова (такое «оригинальное» решение предложил мэтр Петер Цумтор). Как в 2013 году, когда решили реконструировать под галерею Речной вокзал, который расположен в зоне катастрофического затопления, а строительство в этой зоне запрещают и федеральные нормы, и генплан Перми, - я сразу выступил против этого варианта. Как и в 2014, когда решили реконструировать под галерею бывшую казарму ВКИУ, - я объяснял, что казарма тоже не место для галереи. Наконец, в 2017 году признают опять ошибочность решения о казарме. Но самое удивительное, что тут же, без всякого открытого профессионального обсуждения вариантов размещения, принимается решение о строительстве нового здания галереи опять в квартале 19 со сносом ДК «Телта». И это несмотря на то, что в 2008 году уже признано: это место не подходит по многим критериям для галереи. Несмотря на то, что в 2014 году рабочая группа при губернаторе, рассмотрев 28 вариантов размещения галереи, опять забраковала место ДК «Телта» и выбрала в качестве основного варианта размещения галереи городскую эспланаду! Итак, поздравляю Пермь с тем, что пермские деревянные боги никогда не переедут в казарму! Считаю, что моя миссия в судьбе Пермской галереи уже выполнена: я обосновал, что её нельзя переносить в Речной вокзал. Сегодня это поняли все! Правда, после решения нового губернатора Пермского края в 2017 году Пермь вернулась ровно на 10 лет назад, к моменту, когда для галереи было выбрано место ДК «Телта». Тогда был проведён международный конкурс Perm MUSEUM XXI и после этого, в 2008 году, губернатор Пермского края заявил, что место выбрано неудачное, а концепция недоработана.

До тех пор, пока не будет решена проблема отсутствия чёткого открытого профессионального механизма принятия решения по важнейшим градостроительным объектам Перми и Пермского края, Пермь обречена перебирать варианты вслепую на основании дилетантских кулуарных решений и закрытых лоббистских предпочтений, тратя бесценное время и бюджетные средства в надежде на «авось получится». Нет, не получится, и это в лучшем случае. А в худшем случае получится построить такое, что будет обидно и за саму галерею, и за её коллекции, и за бессмысленно, необоснованно, бездарно потраченные бюджетные средства.

Пермский краевед Владимир Фёдорович Гладышев признаёт решение администрации города и края о возвращении здания кафедрального собора православной епархии правильным, но при этом подчёркивает: «Разумеется, основную часть экспозиции следует переместить, но деревянные боги должны остаться. На мой взгляд, епархии стоит не только оставить скульптуры святых в стенах собора, но и расширить их коллекцию. Что касается варианта нового здания для галереи, я нахожусь в растерянности. Прошлым летом мы с сотрудниками галереи проводили экскурсию по потенциальным местам для переезда, уже тогда все понимали, что здание ВКИУ - не лучший вариант, но его рассматривали, поскольку он был доступным материально. Из всех предложенных за всё время решения вопроса о переезде галереи вариантов мне казался наиболее рациональным проект пермского архитектора Менделя Футлика о строительстве нового здания для галереи на эспланаде за зданием Пермского академического «Театра-Театра».

Кафедральный собор представляет собой ценность не только как памятник архитектуры, хранящий настенные росписи и уникальный иконостас, но и как воплощённая история интерьерного искусства XVIII - начала XX века. Несмотря на множество реконструкций и трансформаций, здание кафедрального собора и по сей день остаётся одним из самых величественных и красивых архитектурных сооружений Перми, а потому с переездом художественной галереи в новое здание город не утратит свой символ.

угол ул. Монастырская (Орджоникидзе), 10 и Кунгурская, 2 (Комсомольский пр-т, 4, 6)

Здания бывшего Спасо-Преображенского монастыря, прежде всего кафедральный собор и архиерейский дом, расположенные на самой высокой точке приречной горы Слудки, — наиболее значительные и монументальные сооружения старой Перми. В комплекс монастыря входили: двухэтажные каменные здания, расположенные по Набережной (Окулова), 1 2, 4, 6 до угла Кунгурской (Комсомольский пр-т); полукаменный дом на углу ул. Оханская (Газеты «Звезда»), 1 и Мона-стырская (Орджоникидзе), 8; консистория — двухэтажное ка-менное здание на углу ул. Оханская, 2 и Монастырская, 6; духовная семинария — трехэтажное каменное здание на Мона-стырской, 12; собственно здания главного архиерейского дома и кафедрального собора на углу ул. Монастырская, 10 и Кунгурская, 2 (Комсомольский пр-т, 4, 6).

История строительства собора такова.

Одновременно с учреждением Пермского наместничества императрица Екатерина II 31 марта 1781 года собственноруч-но подписала указ о переводе в новоучрежденный город Пермь мужского Спасо-Преображенского Пыскорского монастыря.

Монастырь был основан в 1560 году братьями Строгановыми в селе Пыскор на правом берегу реки Камы. Он слыл богатейшим во всем Приуралье, но со временем пришел в упадок. Из-за ветхости зданий его не-сколько раз переводили в разные места.

Е. П. Кашкин, первый пермский наместник, посчитал, что этому знаме-нитому и древнему монастырю приличнее находиться в губернском цент-ре. Дело о переводе монастыря, начатое Кашкиным, закончил его преемник генерал-поручик А. А. Волков.

После официального упразднения монастырские постройки были разобраны и материал по Каме перевезен в Пермь. В 1789 году план нового Спасо-Преображенского монастыря был заказан в Москву. Проект стоил 151,5 тысячи рублей, а в Перми в наличии было лишь 8 тысяч рублей.

Под обитель отвели Слудскую гору, на которой, за исключением небольшого пространства, называемого Сенькиным по-лем, находился густой еловый лес. Его вырубили, оставив для будущего сада немного деревьев по краю камского берега и над речкой Медведкой.

Закладка обите-ли была произведе-на 25 мая 1793 года. Прежде других зданий в 1793-1798 годах возвели юго-западный жи-лой корпус и в нем устроили келейную церковь во имя св. Стефана, просветителя Земли Перм-ской, освященную 24 ноября 1793 года (по ошибке архитекто-ра алтарь выходил на северную сторону, и только через пять лет алтарь перестроили, и он стал смотреть на восток).

Дом построен в стиле русского классицизма (предположи-тельно, архитектором Г. X. Паульсеном); в 1853 и 1901 годах здание подвергалось реконструкции: первый раз — архитекто-ром Г. П. Летучим, второй — архитектором А. Б. Турчевичем. В постройке нашли свое отражение специфические черты уральской архитектуры: мощные стены из кирпича, толщина которых доходит до 2 м, металлические решетки в окнах, чу-гунные двери, чугунные полы напоминали воеводские дома-крепости.

С начала 1930-х годов здесь, в главном здании Архиерейского дома (16 декабря 1799 г. по указу императора Павла I была учреждена самостоятельная Пермская епархия, при этом Пермский мужской Спасо-Преображенский Монастырь был обращен в Архиерейский дом), располагается областной краеведческий музей.

Однако вернемся в конец XVIII века. В 1798 году была проведена закладка Спасо-Преображенского кафедрального собора, автором проекта которого, предположительно, был М. Ф. Казаков или его ученики. Постройка его продолжалась более 30 лет и закончилась в 1832 году.

В 1810 году за строящимся кафедральным собором с ул. Набережной был возведен, как писал священник И. Шестаков в книге «Краткий исторический очерк столетия Перм-ской епархии», «двухэтажный каменный корпус для помещения монашествующих и архиерейских певчих с домовой Крестовой церковью».

Строительство собора затянулось, и только в 1819 году был закончен летний храм собора во славу Преображения Господ-ня, а в 1820-м — теплый храм во имя св. Стефана. В летнем соборе был поставлен иконостас, взятый из Пыскорского монастыря. Иконы в теплый собор были пожертвованы президен-том Императорской Академии художеств, графом А. С. Стро-гановым.

В 1818 году на паперти собора заложена массивная коло-кольня, которая проектировалась архитекторами Л. Руска и П. Т. Васильевым. Окончательный вариант колокольни выпол-нен архитектором И. И. Свиязевым. Строили колокольню ар-тели подрядчиков Р. С. Белоногова и А. П. Гусева на деньги, занятые у Верхотурского монастыря и собранные от частных пожертвований, но все же этих денег не хватило на последний ярус колокольни, и проект не был завершен до конца. Работы по возведению 67-метровой колокольни велись более 14 лет.

К 1850 году собор уже обветшал, и губернский архитектор Г. П. Летучий предложил проект его реконструкции. При по-мощи крытых переходных галерей он соединил в единый ком-плекс колокольню, собор и архиерейский дом.

24 февраля 1891 года был освящен вновь устроенный при-дел в честь Покрова Божией Матери. В 1892 году приступили к расширению кафедрального собора боковыми пристроями. Обширная паперть соединилась с зимним собором, составив его западную часть. В пристроях было два придела — правый, в честь Иоанна Предтечи, левый — во имя св. Дмитрия Ростовского, освящен-ные в 1895 году. Первый строился на деньги купца И. Г. Кондрашина, второй — на средства, оставленные по заве-щанию ключаря собора протоиерея Д. Г. Коровина.

В 1892 году была капитально отреставрирована домовая Крес-товая церковь, ко-торая с 1896 года именовалась в честь угодника Божия Митрофана Воронежского. Иконостас из верхнего этажа спустили в нижний, при этом пол между верхним и нижним этажами уничтожили, так что церковь стала двусветной и высокой.

Спасо-Преображенский собор: прошлое и будущее

Широкая чугунная лестница, ведущая из Крестово-Митрофаневской церкви в кафедральный собор, была убрана за нена-добностью. Вместо нее построено теплое помещение: вверху — для квартир священнослужителей, внизу — для паперти Крестово-Митрофановской церкви. После реставрации 13 октября 1896 года церковь была освящена.

В свое время кафедральный собор расписывали художники Угрюмов, Егоров, Шебуев, Боровиковский, Базилевский, профессора живописи Орлов и Верещагин, лучшие местные крепост-ные живописцы Казаков и Лодейщиков.

В 1931 году, в связи с передачей здания бывшего кафед-рального собора Пермскому музею для размещения там худо-жественной галереи, был составлен проект его перепланиров-ки архитектором Н. А. Шваревым. В конце 50-х годов здание пережило еще одну реконструкцию (архитектор Д. Я. Руд-ник). Летняя часть собора получила трехэтажное деление, были отремонтированы фасад и крыша, восстановлена первоначальная окраска, проведено центральное отопление, устроены элек-трическая подстанция, внутренняя телефонная сеть и т. д.

Несмотря на большое количество переделок, собор отличается целостностью, монолитностью и одновременно изяществом силуэта, оставаясь до сих пор одним из самых значительных и красивых сооружений города.

Владимирская церковь г. Пермь 2008г.

Церковь Казанской иконы Божией Матери г. Пермь 2008г. Усыпальница купцов Каменских. В 1905г. на территории женского монастыря на месте старой деревянной Каменские за три года строят новую каменную церковь. Освящена во имя Казанской иконы Божией Матери 12 окт. 1908г. Построена в древне русском стиле. Небольшая каменная церковь имеет с наружи на северной стороне громадное изображение Нерукотворного Спаса лепной работы. На восточной стороне такая же икона Божией Матери, в углу церкви большая печь в древне русском вкусе из зелёных изразцов, в верхней части, которой имеются изображения двух павлинов, пьющих из чаши воду. Одноярусный деревянный иконостас был написан Н. К. Рерихом, в храме имелось восемь больших деревянных икон, приобретённых Каменскими. Среди них две Казанские иконы Божией Матери начала 17в. В 1920г. Успенский женский монастырь был закрыт, в здании церкви располагались автомастерские, склады детского питания. Ныне действующий храм. (кн. В. Ю. Шахов "Усыпальница Каменских поиск и находки кинолюбителя" г. Пермь)

Храм-часовня Стефана Пермского г.

Пермь 2008г. Святой Стефан – христианский просветитель коренного населения Перми Великой. На праздновании 35-летия своей священнической службы 12 марта 1879г. Е. Попов предложил устроить в Перми часовню в память 500-летия проповеди Святого Стефана. Представители всех сословий поддержали это начинание. Началась подписка на пожертвование в фонд будущей часовни. Была организована комиссия по постройке часовни, в которую были включены Благочинный Пермских городских церквей протоиерей Пётр Черпаков и протоиерей Пермской Воскресенской церкви Евгений Попов. Было приобретено место, на котором сначала была построена деревянная часовня, а в 1882г. была заменена каменной при ней устроили каменное здание с просторным залом затраты на здание составляли 19164 руб. 91коп. Для устройства церковно-приходской школы обществом была куплена за 3000 руб. соседняя с часовней усадьба мещанина Денисова. После 1917г. часовню занимали курсы эсперанто, курсы высшей партийной школы, музыкальная школа. (Монастыри, церкви, часовни г. Перми. Гос. архив Пермской обл.)

Свято-Троицкий кафедральный собор г. Пермь 2008г. В августе 1842г. Пермское городское общество по предложению купца 2-й гильдии Егора Ивановича Шавкунова пожелало воздвигнуть новый 3-х престольный храм с двумя приделами. Основные расходы брал на себя Е. И. Шавкунов. Объявили сбор добровольных пожертвований среди городских жителей, решено использовать доходы, получаемые от каменной часовни во имя Святого Илии стоявшей на Сенном рынке. После смерти Е. И. Шавкунова строительство церкви завершил его сын Пётр Егорович Шавкунов. В 1849г. был освящён один из приделов храма во имя Святого пророка Илии. 20 октября 1857г. освящён главный престол во имя Святой животворящей Троицы. С освящением церкви юго-западная часть города составила Слудский приход. До 1917г. церковь была 3-х штатной, имела свою церковно-приходскую школу. В годы гражданской войны у церкви были отобраны принадлежащие ей здания, церковные ценности. В 30-е годы храм был закрыт, а священники репрессированы. В настоящее время Свято-Троицкая церковь на горе Слудка является кафедральным собором Пермской епархии. (Гос. архив Перм. обл.)

Спасо-Преображенский собор г. Пермь 2008г. Перевести в Пермь древний Спасо-Преображенский монастырь, основанный Строгоновыми в селе Пыскоре в 1560г. решил первый наместник города Е. П. Кашкин в 1781г. Этот же монастырь предназначался для проживания Пермского епископа в связи с основанием самостоятельной Пермской епархии в 1799г. Однако перевод задержался на 12 лет из-за недостатка средств. В начале возвели юго-западный жилой корпус монастыря, в котором располагалась келейная церковь во имя Стефана. По ошибке архитекторов алтарь храма вывели на северную сторону. Через 5 лет в 1798г. заметив ошибку, алтарь храма перестраивают на восток. В 1820г. окончена постройка зимнего собора, освящён во имя Святого Стефана, а келейная церковь переименована в Крестово-Митрофановскую. В 1798г. заложен большой летний кафедральный собор во имя Преображения Господня. Установлен старинный иконостас Пыскорского Преображенского храма. Храм был освящён в 1819г. В 1931г. храм закрыт, отдан под художественную галерею. (гос. архив Пермской обл.)

Вознесено-Феодосьевская церковь г. Пермь 2008г. Церковь получила народное название – купеческая. 10 апреля 1902г. из Пермской духовной Консистории была выдана книга записи прихода и расхода денежных сумм комитету на постройку нового храма, жертвовались значительные суммы. 13 мая 1903г. была выдана грамота на закладку храма с двумя приделами. Место для постройки храма было частично продано и частично подарено епархии купцом Александром Павловичем Бабаловым. В 1904г. был освящён в нижнем этаже храма престол во имя Серафима Саровского. В верхнем этаже храма главный средний придел освящён в честь Вознесения Господня 12 декабря 1910г., а правый, во имя Феодосия Черниговского Чудотворца, освящён 26 октября 1914г. Левый – во имя Первосвятителей Пермских Св. Питирима, Герасима, Ионы. С 1904 по 1918г. настоятель церкви Стефан Михайлович Богословский. В 1918г кружечный доход церкви составлял 8140 руб. 40 коп. В 30-е годы здание перестроено под хлебозавод. В 1991г. церковь возвращена верующим. (гос. архив Пермской обл.)

Храм Петра и Павла г. Пермь 2008 г. В 1724г. священником Алексием Евстигнеевым была заложена деревянная церковь во имя Апостолов Петра и Павла. 2 ноября храм был освящён. В 1757г. заложена каменная церковь во имя Св. Апостолов Петра и Павла с приделом Св. Великомученицы Екатерины, он был освящён 22 ноября 1762г., а 23 ноября 1764г. освящён храм Св.Апостолов Петра и Павла. 29 января 1781г. церковь переименована в собор. 16 марта 1800г. в Петропавловском соборе открыта Пермская епархия, первоустроителем кафедры стал епископ Иоанн (Островский). После Октябрьского переворота собор не избежал участи большинства православных храмов. 6 января 1991г. после 70 лет забвения была совершена первая Божественная литургия, которую совершили протоиерей Василий Абакшин, Николай Тетерин, протодиакон Василий Тетерин. Начались тяжёлые будни по восстановлению собора. 12 февраля 1996г. архиепископ Пермский и Соликамский Афанасий с духовенством города Перми совершил Великое освящение Петропавловского собора.

Спасо-Преображенский кафедральный собор Пермь

(архив Петропавловского собора)

Свято-Троицкий Стефанов монастырь г. Пермь 2008г.

Свято-Никольский храм г. Пермь 2008г.

Богоявленский мужской монастырь г. Пермь 2008г.

Храм Успения Божией Матери г. Пермь 2008г. В конце 19 века начинается сбор средств для строительства новой каменной церкви на месте старой деревянной. 25 июня 1900г. епископ Пермский и Соликамский совершил закладку храма. Церковь была построена благодаря усердным трудам ктитора, пермского купца Василия Ивановича Королёва и освящена 21 ноября 1905г. епископом Никанором. Автор проекта пермский архитектор А. И. Ожегов. Небольшая нарядная церковь, украшенная арками, была выкрашена масляной краской и покрыта железом. По штату церкви полагался 1 священник и псаломщик. В конце 1930-х гг. церковь была закрыта, имущество конфисковано, развёрнуты репрессии против священнослужителей, начались преследования верующих. В 1940г. здание было передано Молотовскому управлению кинофикации. Без надлежащего присмотра здание церкви медленно разрушалось. Возрождение храма началось в 1989г. когда решением Горисполкома Успенская церковь на старом кладбище была передана верующим. (гос. архив Пермской обл.)

Храм Всех Святых г. Пермь 2008г. В 1823г. обозревая местные церкви, епископ Пермский и Екатеринбургский Дионисий заметил, что старая деревянная Всесвятская церковь пришла в ветхое состояние. На заседании городской Думы 1 ноября 1823г. с речью о необходимости строительства новой церкви выступил городской голова купец Дмитрий Емельянович Смышляев, он обязался внести на строительство 5 тыс. рублей, купцы обязались внести по 100-200 тыс. руб. каждый. По мирскому приговору мещанского общества на каждую ревизскую душу возлагалась обязанность внести по 2 руб. на строительство церкви. Городской Думе пришлось также заниматься заготовкой кирпичей. Для соблюдения правильности строения приглашён архитектор И. И. Свизяев. В 1832г. состоялась закладка каменной церкви, в 1837г. была освящена во имя Всех Святых. В храме было 2 престола: главный во имя Всех Святых, а в приделе на хорах – во имя Сретения Господня. По штату церкви полагалось 2 священника, диакон, 2 псаломщика. В феврале 1941г. храм закрыт, в 1943г. церковь возобновила свою деятельность. В настоящее время церковь является действующим храмом Пермской епархии. (гос. архив Пермской обл.)

Спасо-Преображенский кафедральный собор - бывший крупнейший собор г. Перми. Его здание расположено в начале Комсомольского проспекта. В настоящее время здесь размещена Пермская художественная галерея. Объект культурного наследия народов РФ федерального значения.

В 1560 годуСтрогановыми был основан Спасо-Преображенский монастырь в г. Пыскоре. В 1781 году первый наместник Перми решил перевести монастырь в Пермь. Монастырь разобрали и по Каме сплавили в Пермь. Сначала собор хотели поставить на Егошихинской горе, но потом остановились на менее высокой лесной опушке возле Сенькино, вокруг которой вырубили не все деревья. Перевод затянулся на 12 лет из-за нехватки средств и других причин. Пришлось даже заложить пыскорскую церковную утварь Вятскому кафедральному собору, выдавшему под залог 6 тысяч рублей.

В 1793 году внутри жилого корпуса монастыря была устроена келейная церковь во имя Святителя Стефана Пермского. По ошибке архитекторов алтарь был обращён на север. Через 5 лет ошибку исправили - перестроили алтарь на восток. В 1793-1798 гг. был достроен братский корпус.

Крестный ход в день 500-летия св. Стефана Пермского. Выход крестного хода из соборного храма (26 апреля 1896 г.)

В соответствии с указом императора Павла I от 12 (23) декабря 1796 года «О новом разделении государства на губернии» Пермское и Тобольское генерал-губернаторство было разделено на Пермскую и Тобольскую губернии. В новообразованной Пермской губернии ожидали учреждения самостоятельной Пермской епархии, что и произошло с указом императораПавла I в 1799 году. Поэтому, уже с 1798 года в (единственном Пермском) мужском монастыре началось строительство грандиозного кафедрального собора также во имя Преображения Господня (освящён в 1818).

Спасо-Преображенский кафедральный собор (Пермь)

Сюда был помещен громадный иконостас Пыскорского Преображенского храма. Постройка окончена в 1820 г.

В связи с этим, Спасо-Преображенский монастырь был обращён в Архиерейский дом - место жительства епископа, резиденция, духовное имение, комплекс зданий при епископских покоях, и все хозяйство. Сейчас - в начале XXI века - это двухэтажное здание, примыкающее к собору на углу улицы Орджоникидзе и Комсомольского проспекта. Келейная церковь переименована в Крестово-Митрофановскую.

Колокольня собора построена в стиле русского классицизма. Предположительно, автор - Г. Х. Паульсен. Реставрировался собор в 1853 году губернским архитектором Г. П. Летучим и в 1901, Р. И. Карвовским. Расположенная в глубине квартала часовня имеет несколько иной стиль, в её облике просматриваются черты барокко. Особенно характерно смотрится купол. Колокола были также взяты с бывшего Пыскорского монастыря и подняты на колокольню собора в 1831 году.

С восточной стороны к Собору примыкало Архиерейское кладбище - сейчас на этой территории временно располагается Пермский зоопарк, для которого в микрорайоне Нагорный обустраивается новое место. К западу от Собора располагалась Пермская духовная семинария, большое здание которой позже было занято Пермским военным институтом ракетных войск.

Для РПЦ это здание Собора важно как место, где жил и служил Священномученик российский Андроник (Никольский). Он возглавлял Пермскую епархию до 1918 года.

В 1922 году Архиерейский дом был отдан областному музею. Соборный некрополь был снесен в 1931 году под размещение зоосада. В 1933 годусобор был закрыт и переоборудован под галерею. В годы Великой отечественной войны на шпиле колокольни росли берёзы, а во время празднования Дня Победы в 1946 году собор чуть не сгорел: в шпиль попала осветительная ракета из праздничного салюта.

В 2008 году часть архиерейского дома было отдано под церковные нужды. Теперь здесь в южной части здания находится храм святого Митрофана Воронежского с самым большим в Пермской митрополии магазином икон, православных книг и другой церковной утвари.

В 2010 году была освящена колокольня собора, и на неё водрузили крест. По взаимной договорённости, Пермская государственная художественная галерея обещала до 2016 года полностью освободить здание собора, переместив все свои музейные экспонаты в здание бывшего ракетного училища.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook