Сверхмалые подводные лодки «Пиранья. Подводная лодка «Пиранья»: маленькая и очень опасная Маленькой «Пиранье» — маленький «Калибр»

В середине 70-х командование ВМФ было озабочено отсутствием в составе флота малых подводных лодок, которые можно было бы использовать в целях разведки и противодействия. Поэтому в 1976 году конструкторскому бюро «Малахит» было выдано задание на проектирование сверхмалой подводной лодки. Проект определял, что такая подлодка предназначена для использования в районах мелководья на глубинах от 10 до 200 метров, где сможет решать диверсионные задачи в целях противодействия противнику, а также вести разведку. На ней необходимо было разместить водолазный комплекс для выполнения специальных задач на глубинах до 60 метров, радиоэлектронное и минно-торпедное вооружение.

Проектные работы начались за несколько лет до получения технического задания в 1974 году под руководством конструктора Сергея Михайловича Бавилина, а с 1976 года осуществлялись главным конструктором Львом Владимировичем Чернопятовым, затем, с 1984 года, Юрием Константиновичем Минеевым. Особенностями будущей подводной лодки проекта 865 «Пиранья» являлись: титановый корпус; забортный комплекс для хранения, доставки и использования водолазного снаряжения, а также минного и торпедного оружия; как малогабаритное оборудование, так и механическое; высокая степень автоматизации.

Закладка первой опытовой субмарины МС-520 проекта 865 «Пиранья» состоялась на Ленинградском адмиралтейском объединении в июле 1984 года. По конструкции — двухкорпусный корабль с развитой надстройкой, в которой размещено оружие и специальное водолазное оборудование. Длина — 28,2 м, ширина 4,7 м. Для маневренности на малых скоростях и на мелководье был предусмотрен движительный комплекс с винтом в поворотной насадке.

  • Водоизмещение нормальное — 220 т, подводное — 320 т,
  • глубина погружения — 200 м,
  • скорость хода подводная — 6,5 узлов,
  • вооружение составляло 2 забортных пусковых устройства калибром 537 мм для пуска торпед или мин.

В 1987 году была заложена вторая подлодка МС-521 , а в 1988-м флот получил головную подводную лодку МС-520 . В 1990 году флоту передали вторую подлодку.

Экипаж подводной лодки состоял из 3 человек: командир, он же штурман, помощник по радиоэлектронному вооружению и помощник по электромеханической части. Также на борту располагалась диверсионная группа из 6 человек. Для проведения специальных операций по высадке и приему водолазов-диверсантов был предусмотрен водолазный комплекс, в который входила располагающаяся в носовой части шлюзовая камера. Необходимое для водолазов оборудование хранилось в двух контейнерах, расположенных в надстройке. Находясь снаружи, водолазы могли использовать подаваемую с нее по проводам электроэнергию и пополнять запас газовых смесей для дыхания.

Обе субмарины хорошо показали себя во время испытаний и в первые годы эксплуатации флотом. Но, к сожалению, они не прослужили и 10 лет. В 1998-м первая, а в 2001-м — вторая, эти уникальные малые подводные лодки были выведены из состава флота и утилизированы в Кронштадте.

Причин вывода было несколько: сложность эксплуатации, так как, в силу своей специфики, выходы в море были сопряжены с определенными трудностями и мнение ряда высших флотских чинов о ненужности сверхмалых субмарин. И, конечно, главная причина — отсутствие финансирования.

Стоит добавить, что одновременно со строительством подводных лодок проекта 865 велись работы по созданию сверхмалой подводной лодки проекта 8652 (Пиранья-2) с энергетической установкой, в которой используется электрохимический генератор. Технический проект был утвержден в 1991 году, однако дальнейшие работы были прекращены из-за отсутствия финансирования. «Малахит» до сих пор продвигает эту лодку на международном рынке. К настоящему времени удалось довести водоизмещение до 250 тонн, а экипаж вырос до 4 человек.

В связи с непрерывным укреплением флота НАТО, а также возможностью войны советское командование решило обратить свое внимание на постройку мини-подлодок, которые были бы способны действовать в реках, на мелководье, на территории баз флота противника. Для воплощения этих целей в жизнь флотское руководство поручило ленинградскому КБ «Малахит» спроектировать мини-подлодку.

Разрабатываемая подлодка получила обозначение проект 865 и шифр «Пиранья». Впоследствии в Ленинграде были созданы 2-е подводных лодки данного типа – это опытная лодка МС-520 и головная лодка серии МС-521. Всего было построено только 2 лодки, обе они находились на службе с 1990 по 1999 годы.

На протяжении многих лет сверхмалые и не строились и не проектировались отечественной промышленностью. Их проектирование возобновилось только в 70-х годах прошлого века. С 1973 года в КБ «Малахит» приступили к работе над подводной лодкой проекта 865 «Пиранья». Главными конструкторами лодки были Ю. К. Минеев, С. М. Бавилин, Л. В.Чернопятов.

Малая подводная лодка предназначалась для осуществления спецзаданий в мелководных, прибрежных и сложных для навигации районах, в которых действия обычных подводных лодок были либо невозможны, либо серьезно затруднены, в том числе, в условиях серьезной противолодочной обороны.

Первоначально главным конструктором по проекту выступал Л.В. Чернопятов, но в 1984 году его сменил Ю.К. Минеев. Главным наблюдателем по данному проекту от ВМФ СССР был капитан 2-го ранга А.Е. Михайловский. Опыт создания и проектирования подобных технических средств на тот момент в стране отсутствовал. По этой причине работать пришлось практически с нуля. При этом новизна поставленной перед конструкторами и инженерами задачи привела к выполнению очень большого количества модельных и натурных испытаний лодки, опытных работ, проведения разнообразных экспериментов по отдельным элементам конструкции, технологическим процессам и устройствам. По этой причине закладка первой, опытной проекта 865 произошла только в июле 1984 года в Ленинградском адмиралтейском объединении.

Для выполнения поставленных перед ними задач подводные лодки «Пиранья» оснащались специализированным водолазным комплексом, который включал в свой состав 2 забортных герметичных автоматизированных контейнера (диаметр0,62 м., длина12 м.) предназначенных для хранения индивидуальных средств движения водолазов и водолазного снаряжения и камеру сухого шлюзования для выхода водолазов-диверсантов в море в подводном положении. Помимо этого имелось 2 забортных проницаемых устройства (диаметром537 мм).

Подводные лодки «Пиранья» оснащались современным комплексом радиоэлектронного вооружения, включающего в свой состав малогабаритных средств навигации, связи и наблюдения (радиолокационных и гидроакустических) и автоматизированной системой управления, которая позволяла сократить численность экипажа до минимума (всего 3 человека).

Комплекс вооружения находился в средней части надстройки лодки и состоял из 2-х грузовых контейнеров, в которых могли быть расположены 2 транспортировщика типа «Сирена-УМЭ» или 4 буксировщика типа «Протон». Помимо этого имелось 2 устройства минной постановки, в которых находились мины типа ПМТ (до 4 мин большой мощности, возможно использование ядерных зарядов), либо 2 решетки для 400-мм торпед «Латуш», которые применялись на всем диапазоне глубин погружения «самовыходом».

Для выгрузки, погрузки, а также крепления водолазного снаряжения на лодке имелся выдвижной лоток. Органы управления и приводы лотка находились внутри прочного корпуса мини-подлодки. Устройство минной постановки представляло собой пусковую проницаемую решетку с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, которое обеспечивало выталкивание мин по ходу движения подлодки – вперед. Согласно второму варианту вместо мин могли применяться торпеды.

Помимо разнообразного спецоборудования и состава вооружения, подлодка обладала повышенной скрытностью. Достигалось это за счет использования немагнитного корпуса, малошумных механизмов, совершенной акустической защите и использованию дизель-электрической энергоустановки с полным электродвижением. На лодке использовался дизель-генераторор мощностью 160 кВт, а также тихоходный всережимный главный электродвигатель мощностью в 60 кВт. На лодке проекта 865 могла использоваться свинцово-кислотная аккумуляторная батарея общей емкостью в 1200 кВт-часов или серебренно-цинковая батарея, обладавшая вдвое большей емкостью.

Сверхмалая подводная лодка проекта 865 обладала водоизмещением в 319 тонн в подводном положении, в надводном – 218 тонн. Размеры лодки составляли 28,2х4,7х5,1 метра. При этом лодка была двухкорпусной (легкий и прочный корпус), обладала развитой надстройкой и одним валом. Для обеспечения повышенной управляемости и маневренности лодки на малом ходе на ней был смонтирован движитель с гребным винтом в поворотной насадке.

В центральном посту мини-субмарины находился пульт оператора, средства отображения информации и приборная стойка, органы управления основными устройствами и системами. Приборный комплекс лодки включал в свой состав средства звукоподводной связи, гидролокатор, радиолокатор и другие устройства. Под настилом палубы центрального поста (ЦП) располагалась аккумуляторная яма.

Ближе к носу от пульта оператора располагались шахта выдвижного устройства комплекса РЛС, перископ и входной люк. Ограничивающая ЦП сферическая переборка обладала входным люком в шлюзовую камеру, которая в том числе могла использоваться и для декомпрессии. На переборке имелся шлюз для передачи предметов из ЦП в камеру и иллюминатор, чтобы наблюдать за водолазами. Тут же размещались приборы управления системой шлюзования водолазов.

Кормовая плоская переборка, оснащенная газоплотной дверью, отделяла ЦП от электромеханического отсека, где на специальной амортизированной платформе, отключенной от прочного корпуса, находились дизель-генератор, гребной электродвигатель постоянного тока, компрессоры, вентиляторы, насосы и другое оборудование.

Шумопоглащающее покрытие на корпусных конструкциях подводной лодки в сочетании с системой двухкаскадной амортизации обеспечивали мини-субмарине очень небольшое акустическое поле. При этом электромеханический отсек был необитаем, во время нахождения лодки в походе его посещали только для того, чтобы проверить состояние оборудования. Винт, который был установлен в поворотной кольцевой насадке, также выполнял и функции вертикального руля.

Экипаж мини-подлодки включал в себя всего 3-х человек. Все они были офицерами: командир-штурман, помощник по радиоэлектронному вооружению и помощник по электромеханической части. Помимо экипажа лодка могла взять на борт разведывательно-диверсионную группу в количестве 6 человек. Именно диверсанты, по сути, и были главным «оружием» подлодки. Боевые пловцы могли покинуть субмарину как на грунте, так и на глубинах до 60 метров. Находясь за пределами субмарины, они обладали возможностью пополнять запас газовой смеси в дыхательных приборах, а также применять электроэнергию, подаваемую с лодки по проводам. Автономность подводной лодки проекта 865 равнялась 10 суткам.

Непосредственным развитием лодок типа «Пиранья» могли стать мини-подлодки «Пиранья-2» с нормальным водоизмещением на уровне 400 тонн, обладавшие воздухо-независимой (анаэробной) энергетической установкой, которая использовала топливные элементы «Кристалл-20». Скорость максимального подводного хода такой подлодки должна была составить 12 узлов, а дальность плавания около 1200 морских миль.

Подлодку планировалось вооружить 2-8 торпедами в специальных пусковых установках на легком корпусе. В начале 1993 года «Малахит» начал продвигать свою подлодку на международном рынке. При этом нормальное водоизмещение было доведено до 250 тонн, а экипаж вырос до 4 человек. В целом же на базе подлодки проекта 865 было разработано целое семейство подлодок водоизмещением от 130 до 920 тонн.

Судьба кораблей данного проекта оказалась достаточно печальной. Уже в марте 1999 года обе построенные лодки были отбуксированы в Кронштадт, где их разрезали на металлолом. В составе флота они не прослужили и 10 лет. Причин для вывода лодок из состава флота было несколько: это, в первую очередь, отсутствие финансирования, а также мнение ряда морских офицеров о ненужности таких подлодок российскому флоту. Стоит отметить, что до того как мини-подлодки были распилены на металлолом, одна из них приняла участие в съемках комедии «Особенности национальной рыбалки».

Основные характеристики подлодки «Пиранья»:
Габариты: длина – 28,3 м, ширина – 4,7 м, высота – 5,1 м.
Водоизмещение – надводное – 218 т, подводное – 319 т.
Скорость хода подводная – 6,7 уз., надводная – 6 уз.
Дальность плавания – полная 1000 миль, непрерывная подводным ходом – 260 миль.
Максимальная глубина погружения – 200 м.
Автономность плавания – 10 суток.
Экипаж – 3 чел + до 6 боевых пловцов.
Вооружение – 2 торпеды «Латуш» калибра 400 мм или 4 мины.

"...Интерес, проявляемый к подводным "малюткам" военно-морскими силами ряда капиталистических государств, еще раз свидетельствует об агрессивных намерениях империализма, который даже в условиях разрядки международной напряженности нацеливает свои ВМС Военно-морские силы на создание средств проведения диверсионно-разведывательных операций", писал советский журнал в 1976 году.

Примерно в это же время командование ВМФ Военно-морской флот СССР выдало ленинградскому Специальному морскому бюро машиностроения "Малахит" техническое задание на проектирование современной отечественной сверхмалой лодки. Оно определяло, что такая лодка предназначена для использования на морском театре с обширной мелководной акваторией шельфа, в диапазоне глубин от 10 до 200 метров, где должна решать задачи противодействия противнику и вести разведку. На ней следовало разместить соответствующее радиоэлектронное вооружение, минно-торпедное оружие, а также водолазный комплекс для выполнения специальных задач на глубинах до 60 метров. При этом водоизмещение лодки, согласно заданию, не должно было превышать 80 тонн.

Главным конструктором проекта 865 назначили Л. В. Чернопятова, в 1984 году его сменил Ю. К. Минеев. Опыт проектирования и создания подобных технических средств отсутствовал, поскольку наработки Остехбюро были засекречены и прочно забыты. Вновь требовалось начинать все с нуля. Новизна инженерной задачи обусловила необходимость выполнения значительного объема опытных работ, модельных и натурных испытаний, экспериментов по отдельным конструкциям, устройствам и технологическим процессам.

Корпус ПЛ Подводная лодка "865 "Пиранья"" выполнен из титанового сплава.

Комплекс оружия, размещаемого в средней части надстройки, состоял из двух грузовых контейнеров для транспортировки водолазного снаряжения (четырех буксировщиков типа "Протон" или двух транспортировщиков типа "Сирена-У") и двух устройств минной постановки, в которых размещались две мины типа ПМТ, либо две решетки для торпед "Латуш", используемых "самовыходом" на всем диапазоне глубин. Прочный грузовой контейнер, заполняемый забортной водой, представлял собой цилиндрическую конструкцию длиной около 12 метров и диаметром 62 см. Для погрузки, выгрузки и крепления водолазного снаряжения предусматривался выдвижной лоток. Его привод и органы управления располагались внутри прочного корпуса.

Устройство минной постановки состояло из пусковой проницаемой решетки с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, обеспечивающего выталкивание мины вперед по ходу подлодки. Второй вариант предусматривал возможность размещения торпеды вместо мины.

В центральном посту располагались пульт оператора, приборные стойки и средства отображения информации, органы управления основными системами и устройствами. Под настилом палубы ЦП размещалась аккумуляторная яма. Ближе в нос от пульта оператора находились входной люк, перископ, шахта выдвижного устройства комплекса РЛС Радио-локационная станция . Ограничивающая центральный пост носовая сферическая переборка имела входной люк в шлюзовую камеру, которая могла служить и как декомпрессионная. На переборке располагался иллюминатор для наблюдения за водолазами и шлюз для передачи предметов из ЦП в камеру. Здесь же находились приборы управления системой шлюзования водолазов.

Плоская кормовая переборка с газоплотной дверью отделяла центральный пост от электромеханического отсека, где на амортизированной платформе, отключенной от прочного корпуса, стояли на амортизаторных дизель-генератор мощностью 160 кВт, гребной электродвигатель постоянного тока в 60 кВт, насосы, вентиляторы, компрессор и другое оборудование. Система двухкаскадной амортизации в сочетании с шумопоглощающими покрытиями на корпусных конструкциях обеспечивала подлодке минимальное акустическое поле. Электромеханический отсек являлся необитаемым помещением, в походе его посещали только для проверки состояния технических средств. Винт, размещенный в поворотной кольцевой насадке, выполнял также функции вертикального руля.

Экипаж состоял из трех офицеров: командира-штурмана, помощника по электромеханической части и помощника по радиоэлектронному вооружению. Кроме них, на борт принималась разведывательно-диверсионная группа из шести человек, которая и являлась основным "оружием" корабля. Выход боевых пловцов мог осуществляться на глубинах до 60 метров и на грунте. Находясь вне лодки, они имели возможность использовать подаваемую с нее по проводам электроэнергию, а также пополнять запас газовой смеси в дыхательных приборах. Автономность лодки – 10 суток.

В марте 1999 года ПЛ Подводная лодка типа "865 "Пиранья"" отбуксировали в Кронштадт для разделки на металлолом. Прослужив менее десяти лет, они так и не нашли себе применение. Причин тому много: недостаток финансирования, мнение ряда флотских специалистов о ненужности таких кораблей, а также явные недостатки проекта (слишком большое водоизмещение, трудности эксплуатации и другие).

Главный конструктор проекта Ю.К.Минеев.

Это непростые субмарины. Многие из них к ВМФ России не имеют никакого отношения. Они привлекаются для специальных операций бывшего КГБ СССР.

В июне 1988 года в проливе Зунд под самым своим носом шведы обнаружили лежавшую на дне маленькую подводную лодку, ее длина не превышала 30 метров. Корабль, засекший лодку сонаром, вызвал противолодочные вертолеты и, поскольку дело было в территориальных водах Швеции, сразу же началась атака глубинными бомбами. Задерганным бесконечными нарушениями своих морских границ шведам даже было все равно – натовская это или советская ПЛ.

После того, как взорвались первые бомбы, на поверхности забурлили пузыри воздуха, и атакующие поняли, что лодка со дна поднялась. Бомбежка продолжалась еще некоторое время, потом пустили на дно водолазов. Совсем рядом с воронками от глубинных бомб на грунте они увидели отпечаток киля лежавшей там субмарины.

По мнению экспертов, взрывы были очень близко и не могли не повредить корпус лодки.

Вскоре неподалеку в нейтральных водах появился советский спасательный буксир: шведы зацепили лодку основательно.

Маленькие советские субмарины досаждали не только шведам, которые обнаруживали их даже в бухте Стокгольма. Американцы видели их прямо в акватории своей базы Субик-бэй на Филиппинах, сталкивались с ними и норвежцы, и японцы.

Раньше информации о таких лодка-малютках ни у кого не было, и охотиться за ними было чрезвычайно трудно – практически невозможно. Теперь – другое дело. В торговом раже Минобороны России раскрыло все секреты потенциальным покупателям и противникам. Даром. Не грех теперь и нашему читателю немного рассказать про бывшие военные тайны.

История советских сверхмалых лодок для разведывательных и диверсионных операций восходит к 1955 году, когда 29 октября в 1 час 30 минут от страшного взрыва в севастопольской бухте перевернулся и затонул линкор «Новороссийск» и погибло шестьсот моряков.

Наиболее вероятной причиной взрыва представляется диверсия итальянских боевых пловцов, доставленных на внутренний рейд Севастополя сверхмалой подводной лодкой SX фирмы «Cos.mo.s.».


Малая ПЛ 3 ранга «Пиранья» на ходовых испытаниях.



Компоновочная схема сверхмалой ДЭПЛ «Пиранья».


Несмотря на мизерные размеры, аналогичные ПЛ во время 2-й мировой войны, «натворили» немало: итальянские водители человеко-торпед подорвали в порту Александрии два английских линкора, «Куин Элизабет» и «Вэлиент»; английские боевые пловцы в ответ отправили на дно сначала легкий крейсер «Тройано», потом тяжелый крейсер «Больцано».

Англичане лейтенанты Плейс и Кэмерон на сверхмалых субмаринах «Х6» и «Х7» прорвались через стальные сети, окружавшие линкор «Тирпиц» и двумя зарядами продолжили дело командира советской подлодки «К- 21» Лунина, попавшего торпедой перед тем в главный фашистский линкор – проломили ему корпус в двух местах, да так, что корабль водоизмещением 40000 тонн подбросило из воды на два метра! Потом «Тирпиц», совершенно неподвижную мишень, добили английские бомбардировщики.

Английская сверхмалая «ХЕ-3» под командованием Фрейзера в Сингапуре скрытно подошла под днище японского тяжелого крейсера «Токао», и водолаз Мэгенис установил на днище шесть присасывающихся мин. Лодка «ХЕ-1» под руководством Смарта также опустила свои заряды рядом с крейсером. После взрывов, потопивших корабль, обе субмарины вышли к своим буксировщикам и вернулись в базу.

Отомстившая за оскорбление итальянского флота («Новороссийск» был флагманским линкором «Джулио Чезаре» и передан СССР как трофей) минилодка «Космос» несла две человекоуправляемые торпеды длиной 7 метров и массой 2,4 т, глубиной погружения до 60 метров. Они управлялись двумя диверсантами, имели радиус действия 50 миль при скорости 3,3 узла и несли заряды с 270 кг взрывчатого вещества и 8 небольших добавочных зарядов. Водители размещались на торпеде под прозрачным колпаком.

Сама ПЛ двигалась на поверхности или под шноркелем (устройство для работы дизеля под водой) с дизелем мощностью 300 л.с., а под водой – на электромоторе. Пять человек экипажа и восемь подводных диверсантов. После 1955 года итальянская фирма «Космос» продала 70 таких субмарин. Местопребывание их сохраняется в тайне. Известно только, что две из них приобретены Колумбией и 12 – Пакистаном.

Организатор и вдохновитель итальянских морских диверсантов князь Боргезе, человек, помышлявший занять место Муссолини, поклялся отомстить советскому флоту, и свидетельства, это подтверждающие, имеются.

Главное из них, на мой взгляд то, что Советский ВМФ заказал отечественным конструкторам сверхмалые подводные лодки.

Боргезе после войны стал лидером неофашистов, готовил в декабре 1970 года государственный переворот, но заговор был раскрыт и «черному» князю пришлось бежать в Испанию под покровительство диктатора Франко, где он и умер в возрасте 68 лет в 1974 году.

Его похороны в усыпальнице рода Боргезе вылились в крупнейшую неофашистскую демонстрацию. Его жена, русская графиня Дарья Олсуфьева на письмо известного исследователя Б.Коржавина с просьбой рассказать о роли князя Боргезе в катастрофе «Новороссийска», промолчала. Молчание – знак согласия?

Наши боевые пловцы также не лыком шиты. В 1953 году в Лондон с дружественным визитом прибыл советский крейсер «Свердлов» и при швартовке продемонстрировал восхитительные маневренные качества.

Командир английских подводных диверсантов, опытнейший капитан 3-го ранга Крэбб стал жертвой авантюрной попытки обследовать обводы подводной части корпуса и винты нашего корабля.

Его труп в разорванном легководолазном костюме был обнаружен в Темзе недалеко от берега.

Официальная версия – попал под винты крейсера при утреннем проворачивании механизмов…

На выставке вооружений в Абу-Даби чертежи и макет сверхмалой подлодки «Пиранья» вызвали настоящий фурор. Таких лодок в мире нет.

Ее силуэт напоминает контуры ПЛАРБ проекта 667Б («Дельта-1»), только в гаргроте за рубкой не баллистические ракеты, стоящие вертикально, а горизонтально расположенные торпедные аппараты. Она действительно самая малая, «ихние» малые – в шесть раз больше.

Что-либо подобное «Пиранье» немцы сделают, может быть, к 2000 году (проект ТР-300), а итальянцы (S300 СС) – через 10 лет.

У «Пираньи» больше, чем у кого бы то ни было в мире, оружия на тонну веса: мины, торпеды, диверсанты – на войне один диверсант способен сделать больше, чем дивизия.

Над «Пираньей» в «Малахите» стали работать в начале 70-х. Раньше делали великие лодки для великой страны – «малышки» шли вторым номером. Но денег хватало на все. И хоть звезды и премии вручали тем, кто строил «монстров», коллектив, возглавляемый Юрием Константиновичем Минеевым, решил уникальную задачу.

В 1988 году «Пиранью» сдавали Военно-Морскому Флоту – действующий образец. Испытания проходили на Балтике. Конструкторы вспоминают, как недоверчиво смотрел на «недомерка» главный специалист-механик Лиепайской военно-морской базы. Однако после ходовых испытаний заявил, что «интересней лодки еще не видел».

Сегодня две такие ПЛ стоят на приколе в Кронштадте, практически не отходя от причальной стенки: на Бал- тфлоте, как в захудалом колхозе, нет «горючки».

Третью «Пиранью» будут строить для Швеции на продажу. От наших моряков заказа не будет: за последний год-два в России не заложено на верфях ни одного боевого корабля – впервые со времен Петра Великого.

«Пиранья» незаменима для ведения боевых действий во внутренних морях. Балтику, Черное, Красное моря она способна пересекать вдоль и поперек. Уникальные технологии сделали ее почти бесшумной. У «Пираньи» нет магнитного поля – ее не «берут» мины.

Группа главного конструктора Минеева не теряет надежды построить малую ПЛ нового поколения «Пи- ранья-2». Но у России до сих пор нет военной доктрины, а у «Малахита» – денег.

Проект практически готов, но в него вносят все новые и новые «интересности», дорабатывают, улучшают. На что надеются?


ХАРАКТЕРИСТИКИ МАЛЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

* Всего «Тритонов» 30 единиц: В-483…В-490, В-520…В-543. Главный конструктор Ю.К. Минеев (ЦК5-16 «Малахит»), Строились на ЛАО в Нижнем Новгороде.



В связи с непрерывным укреплением флота НАТО, а также возможностью войны советское командование решило обратить свое внимание на постройку мини-подлодок, которые были бы способны действовать в реках, на мелководье, на территории баз флота противника. Для воплощения этих целей в жизнь флотское руководство поручило ленинградскому КБ «Малахит» спроектировать мини-подлодку. Разрабатываемая лодка получила обозначение проект 865 и шифр «Пиранья». Впоследствии в Ленинграде были созданы 2-е подводных лодки данного типа – это опытная лодка МС-520 и головная лодка серии МС-521. Всего было построено только 2 лодки, обе они находились на службе с 1990 по 1999 годы.

На протяжении многих лет сверхмалые и малые подлодки не строились и не проектировались отечественной промышленностью. Их проектирование возобновилось только в 70-х годах прошлого века. С 1973 года в КБ «Малахит» приступили к работе над подводной лодкой пр. 865 «Пиранья». Главными конструкторами лодки были Ю. К. Минеев, С. М. Бавилин, Л. В.Чернопятов. Малая подводная лодка предназначалась для осуществления спецзаданий в мелководных, прибрежных и сложных для навигации районах, в которых действия обычных подводных лодок были либо невозможны, либо серьезно затруднены, в том числе, в условиях серьезной противолодочной обороны.


Первоначально главным конструктором по проекту выступал Л. В. Чернопятов, но в 1984 году его сменил Ю. К. Минеев. Главным наблюдателем по данному проекту от ВМФ СССР был капитан 2-го ранга А. Е. Михайловский. Опыт создания и проектирования подобных технических средств на тот момент в стране отсутствовал. По этой причине работать пришлось практически с нуля. При этом новизна поставленной перед конструкторами и инженерами задачи привела к выполнению очень большого количества модельных и натурных испытаний лодки, опытных работ, проведения разнообразных экспериментов по отдельным элементам конструкции, технологическим процессам и устройствам. По этой причине закладка первой, опытной подлодки проекта 865 произошла только в июле 1984 года в Ленинградском адмиралтейском объединении.

Для выполнения поставленных перед ними задач подводные лодки «Пиранья» оснащались специализированным водолазным комплексом, который включал в свой состав 2 забортных герметичных автоматизированных контейнера (диаметр 0,62 м., длина 12 м.) предназначенных для хранения индивидуальных средств движения водолазов и водолазного снаряжения и камеру сухого шлюзования для выхода водолазов-диверсантов в море в подводном положении. Помимо этого имелось 2 забортных проницаемых устройства (диаметром 537 мм). Подводные лодки «Пиранья» оснащались современным комплексом радиоэлектронного вооружения, включающего в свой состав малогабаритные средства навигации, связи и наблюдения (радиолокационных и гидроакустических) и автоматизированной системой управления, которая позволяла сократить численность экипажа до минимума (всего 3 человека).

Комплекс вооружения находился в средней части надстройки лодки и состоял из 2-х грузовых контейнеров, в которых могли быть расположены 2 транспортировщика типа «Сирена-УМЭ» или 4 буксировщика типа «Протон». Помимо этого имелось 2 устройства минной постановки, в которых находились мины типа ПМТ (до 4 мин большой мощности, возможно использование ядерных зарядов), либо 2 решетки для 400-мм торпед «Латуш», которые применялись на всем диапазоне глубин погружения «самовыходом». Для выгрузки, погрузки, а также крепления водолазного снаряжения на лодке имелся выдвижной лоток. Органы управления и приводы лотка находились внутри прочного корпуса мини-подлодки. Устройство минной постановки представляло собой пусковую проницаемую решетку с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, которое обеспечивало выталкивание мин по ходу движения подлодки – вперед. Согласно второму варианту вместо мин могли применяться торпеды.


Помимо разнообразного спецоборудования и состава вооружения, подлодка обладала повышенной скрытностью. Достигалось это за счет использования немагнитного корпуса, малошумных механизмов, совершенной акустической защите и использованию дизель-электрической энергоустановки с полным электродвижением. На лодке использовался дизель-генераторор мощностью 160 кВт, а также тихоходный всережимный главный электродвигатель мощностью в 60 кВт. На лодке проекта 865 могла использоваться свинцово-кислотная аккумуляторная батарея общей емкостью в 1200 кВт-часов или серебряно-цинковая батарея, обладавшая вдвое большей емкостью.

Сверхмалая подводная лодка пр. 865 обладала водоизмещением в 319 тонн в подводном положении, в надводном – 218 тонн. Размеры лодки составляли 28,2х4,7х5,1 метра. При этом лодка была двухкорпусной (легкий и прочный корпус), обладала развитой надстройкой и одним валом. Для обеспечения повышенной управляемости и маневренности лодки на малом ходе на ней был смонтирован движитель с гребным винтом в поворотной насадке.

В центральном посту мини-субмарины находился пульт оператора, средства отображения информации и приборная стойка, органы управления основными устройствами и системами. Приборный комплекс лодки включал в свой состав средства звукоподводной связи, гидролокатор, радиолокатор и другие устройства. Под настилом палубы центрального поста (ЦП) располагалась аккумуляторная яма. Ближе к носу от пульта оператора располагались шахта выдвижного устройства комплекса РЛС, перископ и входной люк. Ограничивающая ЦП сферическая переборка обладала входным люком в шлюзовую камеру, которая в том числе могла использоваться и для декомпрессии. На переборке имелся шлюз для передачи предметов из ЦП в камеру и иллюминатор, чтобы наблюдать за водолазами. Тут же размещались приборы управления системой шлюзования водолазов.


Кормовая плоская переборка, оснащенная газоплотной дверью, отделяла ЦП от электромеханического отсека, где на специальной амортизированной платформе, отключенной от прочного корпуса, находились дизель-генератор, гребной электродвигатель постоянного тока, компрессоры, вентиляторы, насосы и другое оборудование. Шумопоглощающее покрытие на корпусных конструкциях подводной лодки в сочетании с системой двухкаскадной амортизации обеспечивали мини-субмарине очень небольшое акустическое поле. При этом электромеханический отсек был необитаем, во время нахождения лодки в походе его посещали только для того, чтобы проверить состояние оборудования. Винт, который был установлен в поворотной кольцевой насадке, также выполнял и функции вертикального руля.

Экипаж мини-подлодки включал в себя всего 3-х человек. Все они были офицерами: командир-штурман, помощник по радиоэлектронному вооружению и помощник по электромеханической части. Помимо экипажа лодка могла взять на борт разведывательно-диверсионную группу в количестве 6 человек. Именно диверсанты, по сути, и были главным « » подлодки. Боевые пловцы могли покинуть субмарину как на грунте, так и на глубинах до 60 метров. Находясь за пределами субмарины, они обладали возможностью пополнять запас газовой смеси в дыхательных приборах, а также применять электроэнергию, подаваемую с лодки по проводам. Автономность подводной лодки проекта 865 равнялась 10 суткам.

Непосредственным развитием лодок типа «Пиранья» могли стать мини-подлодки «Пиранья-2» с нормальным водоизмещением на уровне 400 тонн, обладавшие воздухо-независимой (анаэробной) энергетической установкой, которая использовала топливные элементы «Кристалл-20». Скорость максимального подводного хода такой подлодки должна была составить 12 узлов, а дальность плавания около 1200 морских миль. Лодку планировалось вооружить 2-8 торпедами в специальных пусковых установках на легком корпусе. В начале 1993 года «Малахит» начал продвигать свою подлодку на международном рынке. При этом нормальное водоизмещение было доведено до 250 тонн, а экипаж вырос до 4 человек. В целом же на базе подлодки пр. 865 было разработано целое семейство подлодок водоизмещением от 130 до 920 тонн.


Судьба кораблей данного проекта оказалась достаточно печальной. Уже в марте 1999 года обе построенные лодки были отбуксированы в Кронштадт, где их разрезали на металлолом. В составе флота они не прослужили и 10 лет. Причин для вывода лодок из состава флота было несколько: это, в первую очередь, отсутствие финансирования, а также мнение ряда морских офицеров о ненужности таких подлодок российскому флоту. Стоит отметить, что до того как мини-подлодки были распилены на металлолом, одна из них приняла участие в съемках комедии «Особенности национальной рыбалки».

Тактико-технические характеристики «Пираньи»:

Габариты: длина – 28,3 м, ширина – 4,7 м, высота – 5,1 м.
Водоизмещение – надводное – 218 т, подводное – 319 т.

Скорость хода подводная – 6,7 уз., надводная – 6 уз.
Дальность плавания – полная 1000 миль, непрерывная подводным ходом – 260 миль.
Максимальная глубина погружения – 200 м.
Автономность плавания – 10 суток.
Экипаж – 3 чел + до 6 боевых пловцов
Вооружение – 2 торпеды 400 мм торпеды «Латуш» или 4 мины.

Источники информации:
-http://www.navy.su/navyfrog/sub/piranya/index-photo.html
-http://ship.bsu.by/ship/102077
-http://bastion-karpenko.narod.ru/VVT/865.html
-http://www.navy.su/navyfrog/sub/piranya/index.html

Понравилось? Лайкни нас на Facebook