Тайная вечеря леонардо описание. Секреты

Накануне крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос совершил с учениками Свою последнюю трапезу - Тайную Вечерю. В Иерусалиме, в Сионской горнице, Спаситель с апостолами праздновал ветхозаветную иудейскую пасху, установленную в память о чудесном избавлении еврейского народа от египетского рабства. После вкушения ветхозаветной еврейской пасхи Спаситель взял хлеб и, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, преломил и подал ученикам, говоря: «сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание». Потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил её и подал им, говоря: «пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Причастив апостолов, Господь дал им заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Моё воспоминание». С тех пор христианская Церковь за каждой Божественной литургией совершает Таинство Евхаристии - величайшее таинство соединения верующих со Христом.

Слово на Евангельское чтение в Великий Четверг (15.04.93 )

Вечеря Христова - тайная. Во-первых, потому, что ученики собираются вокруг Учителя, ненавидимого миром, ненавидимого Князем мира сего, пребывающего в кольце злобы и смертельной опасности, которая являет великодушие Христа и требует верности от учеников. Это требование, нарушенное страшным предательством со стороны Иуды и несовершенно исполняемое другими учениками, которые впадают в дрёму от уныния, от унылых предчувствий, когда им должно бодрствовать с Христом во время моления о Чаше. Петр в оторопи страха с клятвами отрекается от своего Учителя. Все ученики разбегаются.

Евхаристия. София Киевская

Но грань между верностью, хотя бы несовершенной, и полнотой остается. Это страшная грань: непримиримое столкновение между Его великодушием и святостью, между Царством Божиим, которое Он возвещает и приносит людям, — и царством Князя мира сего. Это настолько непримиримо, что, приближаясь к тайне Христа, мы оказываемся перед последним выбором. Ведь мы приближаемся ко Христу так близко, как верующие других религий и вообразить не могут. Они не могут вообразить, что можно так приблизиться к Богу, как мы, когда мы вкушаем Христову плоть и пьем Его кровь. Это помыслить трудно, а каково выговорить! Каково было апостолам услышать впервые слова, которыми Господь устанавливал истину ! И горе нам, если мы не испытываем хотя бы малой доли того трепета, который тогда должен был охватить апостолов.

Тайная вечеря является тайной и потому, что она должна быть укрыта от враждебного мира, и потому, что в ее существе - непроницаемая тайна последнего снисхождения Богочеловека к людям: Царь царствующих и Господь господствующих Своими руками омывает ученикам ноги и таким образом являет Свое смирение всем нам. Чем можно превзойти это? Только одним: предать Себя на смерть. И Господь делает это.

Мы - слабые люди. И когда наши сердца мертвеют, нам хочется благополучия. Но пока у нас живое сердце, грешное, но живое, - о чем тоскует живое сердце? О том, чтобы был предмет любви, бесконечно достойный любви, чтобы можно было такой предмет любви найти и служить ему, не жалея себя.

Все мечтания людей - неразумны, потому что это мечтания. Но они живые, пока живое сердце стремится не к благополучию, а к жертвенной любви, к тому, чтобы нас обрадовали неизреченным великодушием к нам и чтобы нам какой-то долей великодушия ответить на это и верно послужить Царю царствующих и Господу господствующих, который так великодушен к Своим слугам.

Господь наш в лице апостолов назвал нас своими друзьями. Об этом более страшно подумать, чем подумать о том, что мы рабы Божьи. Раб может в поклоне спрятать глаза; друг не может уклониться от того, чтобы встретить взгляд своего друга - укоризненный, прощающий, видящий сердце. Тайна христианства, в отличие от мнимых тайн, которыми ложные учения соблазняют людей, - это как непроницаемая для взгляда глубина прозрачнейшей воды, которая, однако, так велика, что дна мы не видим; да и нет его - дна.

Что можно сказать в этот вечер? Только одно: что Святые Дары, которые будут нам вынесены и поданы, - это те самые тело и кровь Христовы, которые в невообразимом потрясении сердца вкушали апостолы. И это наше собрание - это та самая длящаяся Тайная вечеря. Будем молиться, чтобы нам не выдать Божьей тайны - тайны, которая сплачивает нас со Христом, чтобы мы пережили эту теплоту тайны, не предали ее, чтобы мы ответили на нее хотя бы самой несовершенной верностью.

Тайная Вечеря в иконах и картинах

Симон Ушаков Икона «Тайная вечеря» 1685 Икона помещалась над Царскими вратами в иконостасе Успенского собора Троице-Сергиева монастыря

Дирк Баутс
Таинство причастия
1464-1467
Алтарь церкви святого Петра в Лувене

Омовение ног (Иоанн 13: 1 — 20). Миниатюра из Евангелия и Апостола, XI в. Пергамент.
Монастырь Дионисиат, Афон (Греция).

Омовение ног; Византия; X в.; местонахождение: Египет. Синай, монастырь св. Екатерины; 25.9 x 25.6 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, темпера яичная

Омовение ног. Византия, XI в. Местонахождение: Греция, Фокида, монастырь Осиос Лукас

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд Тайная Вечеря Гравюра 1851-1860 Из иллюстраций к «Библии в картинках»

Омовение ног. Статуя перед Dallas Baptist University.

Яксина Наталия Александровна

Сравнительный анализ картин, объединенных

библейским сюжетом «Тайной вечери»

Существует большое количество картин, фресок, гравюр, объединенных общим библейским сюжетом «Тайной вечери». Рассмотрим и проанализируем несколько изображений, относящихся к разным эпохам и художественным направлениям.

Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (1495-1498 гг)

Данное изображение относится к направлению ренессанса. Размеры изображения - примерно 460×880 см, оно находится в доминиканского монастыря в . Роспись нельзя однозначно считать фреской, так как да Винчи писал ее на сухой штукатурке. Художник покрыл стену смесью смолы, мастики и габса, и писал по этому покрытию темперой. К сожалению, это обусловило недолговечность изображения – оно начало разрушаться уже через несколько лет после его создания.

Христос и его двенадцать учеников сидят за столом. Все они расположены на одной стороне стола, чтобы зритель мог видеть их лица. Длинный прямоугольный стол, застеленный белой скатертью, символизирует жертвенный алтарь, где жертва – Иисус Христос. На правой и левой стенах по четыре темных прямоугольника, за спинами сидящих три прямоугольных окна – вертикально расположенные прямоугольники символизируют модель мира. Все эти прямоугольники в перспективе сходятся к центральной фигуре: равносторонний треугольник фигуры Христа, вписанный в прямоугольник освещенного окна. Треугольник, вписанный в прямоугольник, означает божественное в человеческом, духовное в материальном, божественное в земном. В данном произведении вписанный в прямоугольник треугольник символизирует божественность Иисуса Христа и его грядущее преображение. Значимым на изображении становится и символ круга - посуда и хлебы на белом столе-жертвеннике, первая евхаристия, кровь и плоть Христова.

Из окон видны гора и деревья, что отсылает к символам Мировой горы и Мирового древа. Но в христианстве они переосмысливаются как Голгофа и крест, напоминают зрителю о распятии, божественной жертве во имя искупления грехов человечества.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене трапезной монастыря. Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя в первую очередь обращено на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы. Такое освещение неслучайно - оно указывает на святость Христа, его божественную сущность. Художник также передает глубину, трехмерность пространства.

В цветовой композиции сразу же обращают на себя внимание белый и красный цвета. Белый цвет скатерти на столе-жертвенном алтаре символизирует святость, божественность, чистоту, очищение от грехов. Красный цвет, присутствующий в одеждах Иисуса и нескольких учеников, символизирует жертвенную кровь Христа и грядущее воскресение. Этот символ усиливает струя крови, бьющая из запястья Иисуса. Присутствующие в цветовой композиции «Тайной вечери» черный, красный, желтый, белый, синий связаны с вертикалью священного огня и демонстрируют идею восхождения, предстоящего вознесения Христа.

Иисус располагается в центре, по обе стороны от него сидят ученики группами по трое – символика сакрального числа «3». Лик Иисуса, его распростертые навстречу людям руки, открытые зрителю ладони исполнены мудрой кротости, печали, смирения, готовности принести себя в жертву во искупление грехов человечества. На изображении запечатлен момент, когда Иисус сообщает ученикам, что один из них предаст Его. Каждый из апостолов по-своему реагирует на Его слова. Варфоломей решительно встал и готов действовать. Иаков Алфеев и Андрей, подняв ладони на уровень груди, словно вопрошают, кто предатель. При этом Иаков Алфеев касается плеча Петра, сжимающего нож и готового убить предателя – Иаков готов поддержать Петра. Иоанн сцепил пальцы, уронил голову на плечо и опустил глаза, выражая душевную муку на грани с отчаянием. Фома воздевает указательный палец, не веря и отрицая. Иаков Зеведеев в ужасе раскинул руки и остановившимся взором смотрит на бьющую из запястья Христа кровь. Филипп с мольбой прижал руки к груди, словно уверяя Иисуса в своей непричастности к предательству. Матфей, Иуда Фаддей и Симон протягивают открытые ладони к Христу, выражая веру в его слова, а при этом обращаются друг к другу и совещаются, пытаясь вычислить предателя. Иуда Искариот развернулся к Иисусу и смотрит на него с мрачной решимостью и уверенностью в своей правоте. Он сжимает в руке мешок с тридцатью сребренниками. Из-за резкого поворота влево он кажется сидящим ниже всех, на него падает тень. Все это изобличает в нем предателя.

Андреа дель Кастаньо «Тайная вечеря» (1447г, Флоренция)

Изображение Андреа дель Кастаньи относится к раннему ренессансу. Оно выполнено в технике фрески.

В композиции особое значение приобретает символ квадрата и прямоугольника. Художник наметил трехмерность изображения, но преобладает двухмерность, плоскостное изображение. Иисус и его ученики сидят за столом так, чтобы зритель мог видеть их лица. Но Иуда Искариот противопоставлен им: он один сидит на противоположной стороне стола, развернувшись в профиль. Прямоугольный белый стол символизирует жертвенный алтарь для жертвы Иисуса. Чаши и хлеб на столе едва намечены. За спинами сидящих расположены восемь квадратов – квадрат, усиленный двукратным числом четыре, символизирует модель мира. В правом и левом нижних углах расположены массивные, тяжелые квадратные постаменты, а на них размещены фантастические существа с человеческими головами, звериными лапами, птичьими крыльями и длинными чешуйчатыми хвостами. Возможно, массивные квадратные постаменты символизируют землю, дольний мир, а фантастические существа – небо, горний мир. Орнамент в верхней части изображения, высоко над головами сидящих, состоящий из двух переплетающихся волн, можно рассматривать как множество кругов с их символикой божественности.

Символика освещения предельно ясна: лица Иисуса Христа и апостолов ярко освещены, свет словно падает со стороны зрителя. Иуда Искариот, сидящий на противоположной стороне стола, оказывается против света, выделяется мрачным теневым пятном. Он обособлен не только композицией и освещением: над головами Иисуса и апостолов выписаны нимбы, а над головой Иуды Искариота его нет. Таким образом, четко прослеживается параллель «свет – святость»: Иисус и его апостолы озарены божественным светом, а предатель Иуда Искариот лишен его.

В цветовой композиции акцентированы белый, красный и синий. Белый символизирует божественность, чистоту, святость, очищение от грехов. Красный символизирует жертвенную кровь Христову и грядущее воскресение. Синий является символом неземного, божественного, отрыва духа от тела. В сочетании эти цвета указывают на жертву Иисуса Христа во искупление грехов всего человечества и его последующее воскрешение. Иуда Искариот выделен инфернальными лиловыми и сиреневыми цветами, что указывает на его одержимость сатаной. В колористическом решении фрески присутствуют цвета священного огня, демонстрирующего идею восхождения как грядущего воскресения и вознесения Христа: черный, красный, желтый, белый, синий.

Отношения персонажей фрески выписаны следующим образом. Центральная фигура изображения – кроткий и мудрый Христос, крестообразно сложивший пальцы и обращающийся к ученикам. Апостолы внимают ему. Иоанн мученически уронил голову на стол. Петр сжимает в руке нож, что указывает на его готовность покарать предателя, а также предсказывает события при аресте, когда он с оружием в руках пытался защитить Христа. Жесты остальных апостолов можно отнести к трем группам: молитвенно сложенные кисти; руки протянутые открытыми ладонями к Христу; задумчиво-оценивающий жест «рука у подбородка». Иуда Искариот противопоставлен всем персонажам фрески, и в первую очередь – Христу. Его исполненный мрачной решимости взгляд устремлен вниз и словно обращен в себя. Он готов совершить страшное предательство и уверен в своей правоте.

Якопо Тинторетто «Тайная вечеря»( 1594. Церковь Сан Джорджо Маджоре, Венеция.)

Изображение Якопо Тинторетто можно отнести к направлению маньеризма.

Размер картины 365 x 568 см, холст, масло.

Пространственное композиционное решение очень энергично и экспрессивно. В центре внимания зрителя оказывается длинный прямоугольный стол, который уходит по диагонали в глубину картины. Белый прямоугольный стол символизирует жертвенный алтарь, круглые блюда с хлебом и шарообразные бутыли благодаря символике круга напоминают о божественности, о таинстве евхаристии, о крови и плоти Христовой. За столом расположились Иисус Христос и апостолы, все на одной стороне и лицом к зрителям, но Иуда Искариот один сидит на противоположной. Над столом надстраивается треугольник, образованный лучами света, льющегося из огромного светильника. Два языка пламени по краям светильника напоминают крылья, лучи света превращаются в прозрачные фигуры ангелов. Треугольник в сочетании с прямоугольником - божественное и человеческое, духовное и материальное, божественное и земное. Вокруг стола, на некотором отдалении помещены фигуры второстепенных персонажей – слуг и служанок, несущих кухонную и столовую утварь, собаки под столом, кошки, забирающейся в корзину с рыбой. Благодаря насыщенной пространственной композиции и полным движения позам второстепенных персонажей картина получается очень динамичной.

Светотеневая композиция картины очень интересна. Как уже было сказано выше, свет льется из светильника в верхнем правом углу, образуя треугольник и преобразовываясь в фигуры ангелов. Второй яркий источник света – нимб вокруг головы Иисуса, заливающий светом центральную часть картины. Небольшие нимбы озаряют лица всех апостолов – всех, кроме Иуды Искариота, лишенного нимба, сидящего против света и погруженного в тень. Светильник символизирует божественный свет, свет от нимба Иисуса – свет Его божественного учения, а Иуда в контексте этой светотеневой композиции становится во всех смыслах противником божественного света и света божественного учения. Суетящиеся слуги и служанки, находящиеся в углах картины, оказываются в полумраке, слуги на освещенном переднем плане отделены от стола глубокой тенью – так в светотеневой символике божественное, сакральное отделено от повседневного, обыденного. Ярко освещены лишь две служанки, стоящие непосредственно за спинами апостолов – они застыли и благоговейно созерцают таинство евхаристии, внимают Христу – так в светотеневой символике показано, как свет божественного учения преображает людей.

Ключевые цвета цветовой композиции картины – белый, красный, синий и золотой. Белый символизирует божественность, чистоту, святость, очищение от грехов. Красный символизирует жертвенную кровь Христову и грядущее воскресение. Синий является символом неземного, божественного, отрыва духа от тела. Золотой цвет нимбов в христианской символике – эманация божественной сути. В сочетании эти цвета указывают на божественность Иисуса Христа, на его грядущую жертву во искупление грехов всего человечества и его последующее воскрешение. В колористическом решении можно обнаружить спектр священного огня, демонстрирующего идею восхождения как грядущего воскресения и вознесения Христа: черный, красный, золотой, белый, синий.

На картине Иисус Христос – центральный персонаж. На изображении запечатлен момент первой евхаристии. Озаренный потоками света Христос исполнен доброты, кротости, мудрости. Он поочередно причащает учеников своих. Апостолы внимательны и сосредоточенны, их позы сдержанны, взгляды обращены на Учителя. Лишь два апостола развернуты вполоборота к Иисусу. Один, взволнованный и растроганный происходящим обращается к своим соседям. Другой, обращаясь к соседям, крестообразно раскинул руки – символ креста указывает на скорое распятие Христа, на его мученическую смерть во искупление грехов человечества. Но все апостолы едины в своем порыве, все вовлечены в таинство первого причастия Христом. Все – кроме предателя Иуды Искариота. Он противопоставлен Иисусу и апостолам, он мрачно сидит отдельно и не принимает участия в происходящем, он погружен в свои черные мысли.

Эль Греко ( Доме́никос Теотоко́пулос ) «Тайная вечеря» (1557 – 1570, Венеция)

Небольшая картина Эль Греко, написанная маслом на деревянной доске, не была завершена автором. Творчество Эль Греко исследователи рассматривают в контексте маньеризма либо называют его основателем испанского барокко.

Основную часть пространственной композиции занимает большой прямоугольный стол, вокруг которого расположены Иисус Христос и апостолы. Иисус находится в центре, лицом к зрителю, апостолы сидят на одной стороне стола с ним, а также справа и слева, но производят впечатление единства. Иуда Искариот один сидит против Христа, спиной к зрителю, резко развернувшись к Петру, так что его лицо видно в профиль. Перспектива, видимость трехмерности в картине лишь намечены – это объясняется незаконченностью произведения автором. Справа и слева от стола расположены приоткрытые прямоугольные двери, в одной из них виднеется второстепенный персонаж (скорее всего, слуга). За спиной Иисуса - темный прямоугольник окна. Фигура Христа образует треугольник. Таким образом, художник помещает в центре внимания хорошо узнаваемый символ треугольника, вписанного в прямоугольник – божественное в человеческом, небесное в земном, духовное в материальном. Белый прямоугольник стола – символ жертвенного алтаря, на котором стоит хлеб и вино – плоть и кровь Христова, и за которым располагается сам Иисус как жертва во искупление грехов человечества. Темные прямоугольники дверей и окна, а также контрастные алые и черно-зеленые квадраты плиток пола символизируют модель мира земного, дольнего. Тяжелые складки черно-зеленого покрывала над головами сидящих напоминают кучевые облака и, очевидно символизируют верхний, горний мир. Круглая чаша в центре стола перед Христом благодаря символике божественного круга напоминает о сакральности первой евхаристии.

В цветовой композиции картины доминируют разные оттенки красного и золотого, белый и черно-зеленый. Белый цвет скатерти стола усиливает символику жертвенного алтаря, говорит о святости, чистоте, очищении от грехов. В одеждах Иисуса и апостолов преобладают алый, оранжевый, золотой, розовато-красный (лишь у одного из апостолов одежды черно-зеленого цвета). Красный и его оттенки указывают на жертвенную кровь Иисуса Христа, а также на грядущее воскресение из мертвых. Золотой в христианской символике – эманация божественной сути. Тяжелое покрывало в верхней части картины выглядит контрастным черно-зеленым пятном. Зеленый цвет здесь несет символику божественных тайн, а черный связан с символикой смерти и подземным миром, куда предстоит спуститься Иисусу после распятия. Плитки пола ярко контрастных алого и черно-зеленого цветов, что воспринимается как сопоставление символики жертвенной крови и воскресения и божественной тайны и смерти. Фигура Иуды Искариота выделана не только пространственно, но и колористически: его черно-зеленые одежды резко выделяются на фоне белой скатерти, вступают в цветовой конфликт с одеждами Иисуса и апостолов.

Свето-теневая композиция еще больше усиливает чуждость Иуды Искариота остальным персонажам, его обособленное место. Свет падает словно со стороны зрителя, ярко освещая собравшихся за столом. Нимб над головой Иисуса источает яркий свет, особенно заметный на фоне темного проема окна. Но Иуда Искариот сидит спиной к свету, против света, что подчеркивает его враждебность по отношению к божественному свету Иисуса. Кроме того, Иуда Искариот отбрасывает большую тень, что подчеркивает его инфернальность, одержимость нечистым.

Отношения Иисус – апостолы – Иуда Искариот ясно обозначены. Запечатлен момент, когда Христос говорить ученикам о предателе. Апостолы взволнованы и смятены, их взоры либо вопросительно обращены к Иисусу, либо страдальчески опущены. Их сдержанные жесты рук выражают либо мольбу (протянутые открытые ладони), либо оправдание и заверение в непричастности к предательству(прижатые к груди ладони). Лишь открытый взгляд Петра и его раскинутые руки выражают решимость; рядом с ним виден нож – Петр готов покарать предателя. Напряженная поза Иуды Искариота выражает его страх и готовность бежать с Тайной вечери: его тело развернуто от Петра, а лицо резко повернуто к нему, глаза полны ужаса, раскинутые руки отталкиваются от стола и сиденья. Его явный страх перед Петром даже сильнее бросается в глаза, чем конфликт с Иисусом.

Питер Пауль Рубенс «Тайная вечеря» (1632 г.)

Творчество Питера Пауля Рубенса относится к направлению барокко. Размеры данной картины: 304 x 250 см. Она выполнена маслом на панели.

Центральную часть картины занимает стол, вокруг которого расположились Иисус (в центре) и апостолы. Сидящие фигуры так устремились к Христу в едином порыве, что образуют круг. Круг, символизирующий божественность, заостряет внимание на таинстве евхаристии, запечатленном на изображении. Но этот круг разрывает Иуда Искариот, отвернувшийся от происходящего вокруг Христа и мрачно смотрящий на зрителя. Стол на картине повернут так, что зрителю виден обращенный к нему вершиной треугольник. В картине неоднократно повторяется треугольник: фигуры Иисуса, апостола на переднем плане спиной к зрителю, Иуды Искариота. Треугольник – символ оппозиционности мироустройства, бинарных оппозиций духа и материи, земли и неба. В центр стола перед Иисусом помещена чаша с вином – кровью Христовой, в руках Иисуса круглый хлеб, благодаря символике круга напоминающий о божественности плоти Христовой. Над головами персонажей находится черный тяжелый полог, напоминающий кучевые облака и, видимо, символизирующий небесный мир. В левой части картины расположена невысокая колонна, на которой стоит книга, освещенная двумя свечами. Книга наводит на мысль о Библии. Вдали виднеется фронтон здания с колоннами. Колонны здесь символизируют стремление к небу, а горящие высокие свечи – стремление к божественному свету.

В цветовом композиции среди многочисленных оттенков коричневого (пол, стены, колонны, одеяния апостолов) ярко выделяются три пятна: белая скатерть, красная накидка Христа, иссиня-черная рубаха Иуды. Белая скатерть обозначает символику стола как жертвенного алтаря с первым причастием и сидящим Христом – жертвой, указывает на святость, очищение от грехов. Красное покрывало Иисуса – символ его жертвенной крови и грядущего воскресения. Черное одеяние Иуды Искариота символизирует его страшную тайну, угрозу смерти для Христа, близость его собственной смерти и связь с подземным миром, куда предстоит спуститься Иисусу и где придется навечно остаться Иуде.

Символика светотеневой композиции ясно прочитывается. Главный световой акцент – луч божественного света, нисходящий с верхней центральной части композиции и ярко освещающий Иисуса, благословляемый им хлеб – плоть Христову - и обращенные к нему лица апостолов. Второй акцент – нимб над головой Иисуса, символизирующий свет его божественного учения. Третий акцент – две зажженных свечи, освещающий книгу, что вновь наводит на мысль о Библии – Священном писании. Иуда отворачивается от света, он против божественного света, против божественного учения, против Христа.

Отношения персонажей на картины выстраиваются следующим образом. Иисус – центральная фигура, приковывающая внимание зрителя. На него в едином порыве устремили взгляды все апостолы. Они удивительно гармоничны, едины в своем искреннем порыве. Неслучайно апостолы вместе с Иисусом образуют круг. Иуда разрывает божественный круг, отворачиваясь от Христа. Он мрачно, исподлобья смотри на зрителя, его подпирающая рука прикрывает рот, словно заставляя хранить страшную тайну. Под его ногами лежит собака. Попирая ногами собаку, верное человеку существо, он символически попирает верность своему учителю. Иуда противопоставлен Иисусу и апостолам средствами пространственной композиции, цвета, светотени, символики.

Никола Пуссен «Тайная вечеря » 1640 г, ( Замок Белвуар, Грэнтем, Великобритания)

Творчество Никола Пуссена принято относить к направлению классицизма. Данная картина выполнена маслом на холсте.

Стол и ложа с возлежащими Христом и апостолами размещены в нижней трети картины. Прямоугольный стол, покрытый белой скатертью, символизирует жертвенный алтарь, на который возложены хлеб и вино - кровь и плоть Христовы и в центре которого восседает сам Иисус. Иисус расположен лицом к зрителю, апостолы – в профиль, так как их взгляды обращены на Учителя. Внимание зрителя приковывает центральная фигура Христа, который в левой руке держит чашу с вином, а правой совершает крестное знамение. Перед Иисусом, в центре стола, стоит круглое блюдо с хлебом, и символика круга подчеркивает святость первого причастия апостолов. Фигура Иисуса образует треугольник, вписанный в темный прямоугольник окна – это символизирует божественное в человеческом, небесное в земном, духовное в материальном. Примечательно, что прямоугольное окно увенчано полукругом, а внутри полукруга украшение выполнено в виде солярного знака. На него накладывается треугольник подвесного светильника с двумя горящими свечами. Полукруг окна, солярный знак, треугольник светильника – все это образует узнаваемую символику небесной сферы, божественного света. Справа виднеется приоткрытая дверь, впускающая свет в комнату; в дверном проеме стоит второстепенный персонаж – скорее всего, слуга. Все апостолы объединены общим порывом, причастностью к таинству святой евхаристии, кроме Иуды Искариота. Он расположен с краю, в тени, в позе отстранения. Больше половины изображения занимают уходящие вверх стены и высокий потолок, в сумеречном освещении угадываются колонны, арки и полукруглые своды – символы устремления к небу, символы божественных, высших сфер.

Из разнообразных оттенков серо-коричневого выступают яркие цветовые акценты одежд Иисуса и апостолов. Взгляд приковывает красное одеяние Иисуса – символ жертвенной крови и грядущего воскрешения. Синие цвета в его одежде свидетельствуют о божественной тайне. Белый цвет скатерти несколько приглушен, но символика белого ясно читается – святость, очищение от грехов. В одеждах апостолов преобладают оранжевые, желтые, золотые и синие тона. Иуда Искариот отмечен черным цветом, символически указывающим на смерть и связь с подземным миром. Следует отметить присутствие цветов спектра божественного огня: черный, красный, золотой, белый, синий, - что воплощает идею восхождения, будущего вознесения Иисуса.

В композиции можно выделить несколько источников света. В полутемном помещении светильник над головой Иисуса ярко освещает его кроткое лицо и благословляющие руки. Он также освещает лица апостолов – лишь Иуда остается в тени, что символично. Все осенены божественным светом – кроме предателя Искариота. Из приоткрытой двери вливается поток света, позволяющий разглядеть высокий потолок, колонны и арки. Перед столом на прямоугольной подставке стоит свеча, свет которой разгоняет сумрак в нижней части картины, словно даря зрителю частичку божественного света учения Иисуса.

Иисус – центральная фигура среди персонажей картины. Взгляды апостолов устремлены на него, они застыли в напряженном внимании. Иоанн страдальчески уронил голову на стол. Иуда Искариот отстраняется от Христа и апостолов. Его отчуждение показано напряженной отшатывающейся позой, черным цветом одежд, тенью, крайним положением среди учеников.

Уильям Блейк «Тайная вечеря» ( 1799г.)

Творчество Уильяма Блейка исследователи относят к романтическому направлению. Рассматриваемая картина выполнена темперой на холсте и имеет размеры 30.5 x 48.2 см.

В центре композиции – Иисус, возлежащий возле стола. Апостолы расположены вокруг стола, образуя круг, разорванный Иудой Искариотом. Круг – символ божественности, и предатель Искариот неслучайно его разрывает. Иисус помещен выше всех персонажей, яркое свечение его нимба освещает всех возлежащих за столом - кроме Иуды, развернувшегося против божественного света. Это заостряет внимание на божественности, святости Иисуса и низменности предателя Искариота. Прямоугольный стол покрыт белой скатертью, на нем стоят круглые чаши с вином и подносы с хлебом, в центре над ним оказывается Иисус – все это складывается в символ жертвенного алтаря, святой евхаристии и жертвы Христа.

В цветовой композиции преобладают белый, золотой и сине-голубой. Белый символизирует святость, чистоту, очищение от грехов – поэтому одежды Иисуса белые, белая же и скатерть на столе-алтаре. Золотой в христианстве– эманация божественной сущности. Сине-голубой – символ Божественной вертикали. Он также является цветом божественной тайны. Удивительно, что в колористическом решении отсутствует красный, символизирующий жертвенную кровь Христа и грядущее воскресение. Иисус, апостолы, стол – все это выписано чистыми, божественными белым, сине-голубым и золотым и складывается в подобие треугольника, где вершина – сияющая нимбом голова Христа. Этот треугольник словно выступает из мрачного темного прямоугольника фона, клубящегося из разных оттенков коричневого, серого и черного. Это прочитывается как символ божественного в человеческом, небесного в земном, духовного в материальном.

Символика светотеневой композиции утверждает идею божественного в человеческом, света божественного учения и сопротивления Искариота божественному свету. Единственный источник света на картине – яркий нимб над головой Иисуса, озаряющий золотым божественным светом апостолов и стол, выхватывая все собрание из темноты фона. Иуда Искариот отворачивается от света, он против света и против Христа, что изобличает в нем отступника и предателя.

В отношениях персонажей внимание в первую очередь приковано к Христу, его кроткому лицу и благословляющим рукам. Апостолы в единодушном порыве устремили взоры на Иисуса; ладони большинства из них молитвенно сложены, Иоанн держит руки крестообразно (символ креста как грядущего распятия Иисуса), двое склонили головы в благоговейном поклоне. Лишь Иуда Искариот чужд происходящему святому таинству. Он отвернулся, все его внимание обращено на мешочек с деньгами у него в руках. Художник отделил Искариота от Иисуса и апостолов за счет пространственной структуры, светотени, символики. Иуда воплощает низменные черты: алчность, корысть, предательство, чуждость святому, божественному, возвышенному.

Илья Репин «Тайная вечеря» (1903 г)

Творчество Ильи Ефимовича Репина относят к направлению реализма. Данная картина выполнена маслом на холсте, ее размеры составляют 63 на 104 см.

Внимание зрителя в первую очередь привлекает правая часть картины, где на переднем плане сидит Иисус в белых одеждах, положив левую руку возле чаши с красным вином. Стол оказывается за его спиной. Апостолы вместе с Христом образуют круг. Белый прямоугольник стола символизирует жертвенный алтарь, на котором уже стоят золотые чаши и блюда с вином и хлебом как кровью и плотью Христовой, и возле которого сидит сам Иисус – безгрешная жертва во искупление грехов человечества. Символика круга, сплотившего апостолов, указывает на их богоизбранность, святость. Перед столом размещены три широких прямоугольных сидения, которые здесь символизируют модель земного, дольнего мира. Перед ними установлены два высоких зажженных светильника. Их огни освещают верхнюю часть помещения и позволяют увидеть колонны – символ устремленности в небо - и уходящие вдаль по диагонали полукруглые арки – символ небесной сферы, высшего мира. У дальней правой стены стоят две темных фигуры второстепенных персонажей – они не участвуют в происходящем таинстве евхаристии, и потому находятся в глубокой тени, они не освещены божественным светом. За спинами Иисуса и апостолов расположены канделябры со гроздьями огней – канделябры и свет от них явно образуют треугольники. Символика треугольника – двойственность мироустройства, соединение божественного с человеческим, небесного с земным, духовного с материальным.

Основу цветовой композиции составляют черный, красный, золотой, белый и синий – цвета спектра божественного огня, воплощающего идею восхождения как воскресения и вознесения Христа.. Белые одеяния Иисуса - будущей жертвы и белая скатерть стола-жертвенника символизруют чистоту, божественность, очищение от грехов. Красное вино, красные сидения, красные одежды двух апостолов – этот цвет символизирует жертвенную кровь Христа и его грядущее воскресение.Золотая посуда на столе подчеркивает священность евхаристии в христианстве. Золотистое пламя свечей усиливает их символику божественного огня. Сине-голубой цвет символизирует божественную тайну. Черный цвет одежд Иуды Искариота отмечает его причастность к скорой смерти Христа. Кроме того, черный цвет выделяет Искариота из апостолов, указывает на его обособленное, отчужденное положение.

На картине есть несколько источников света. Самые яркие – канделябры за спинами апостолов. Ярче всех освещен Иисус – его голова находится между двумя канделябрами. Это символично указывает на божественный свет его учения. Светом канделябров освещены лица и руки апостолов – они причастны к священному таинству евхаристии, на них снизошел свет божественного учения Иисуса. Лишь Иуда Искариот отвернулся от светильников и опустил голову, оказавшись в тени – это выделяет его среди апостолов, сообщает ему инфернальность, указывает на него как на предателя и отступника. Два высоких светильника на переднем плане и льющийся из верхней центральной части свет помогают увидеть высокие потолки с полукруглыми арками, наводящими на мысль о небесных сферах. Свет, исходящий из окна на левой стене, позволяет оценить глубину изображенного помещения и различить темные фигуры второстепенных персонажей.

На картине изображен момент, когда Иисус сообщает ученикам о предателе. Его лицо выражает смирение и страдание. Апостолы в смятении вскочили со своих мест и устремились к Христу. Иоанн держит обеими руками руку Христа, словно ища у него поддержки в столь тяжелый миг. Петр гневно указывает на Иуду Искариота, изобличая предателя. Но Иуда остается невозмутимым. Он не понимает всей глубины своего преступления. Художник выделил его особую, чуждую и даже враждебную собравшимся роль пространственно (сидит с краю на углу), с помощью цвета и светотени (черные одежды, тень, против света), а также невзмутимостью на фоне общего волнения и смятения.

Сальвадор Дали «Тайная вечеря» (1955 г.)

Сальвадор Дали – один из ярчайших художников ХХ века. Направление своего творчества он сам называл сюрреализмом.

«Тайная вечеря» кисти этого художника написана маслом на холсте, ее размеры 167 на 268 см.

В центральной точке композиции находится голова Иисуса. Он сидит в центре золотистого каменного стола. Вокруг стола, почтительно склонив головы, сидят апостолы. Помещение, в котором происходит Тайная вечеря, венчает стеклянный купол. Сквозь купол виден пейзаж: море, скалистые острова, многоцветное небо. Сквозь полупрозрачное тело Иисуса просвечивают лодки на море. Идеально точно размещены половинки хлеба. Ученики за столом размещены по законам идеальной центральной симметрии. Стакан с вином наполнен точно наполовину. Многократно повторяется символ треугольника. Только фигура Иисуса образует три треугольника с общей вершиной – головой Христа: торс Иисуса с разведенными согнутыми в локтях руками; треугольник, образованный головой и двумя половинками хлеба, тругольник заливающего Иисуса света. Над прямоугольным столом – жертвенным алтарем эти треугольники приобретают значение божественного в человеческом, небесного в земном, духовного в материальном. Треугольники образуют и фигуры двенадцати апостолов. Над головами собравшихся реет полупрозрачная фигура с раскинутыми руками – символ креста, преддвестие скорого распятия Иисуса. Купол составлен из гигантских пятиугольников – но какой символический смысл несут пятиугольники? Быть может, объединение прямоугольника и треугольника в одной геометрической фигуре для усиления значения идеи божественного в человеческом и небесного в земном?

В цветом решении картины доминируют белый, золотой и голубой. Стол, вопреки традициям, не белый, а золотистый. Золотистые также волосы Иисуса, одежды нескольких апостолов, хлеб, свет, рамы стеклянного купола – золотой цвет в христианской символике есть эманация божественной сущности. Голубой цвет одежд Христа и нескольких его учеников, голубые выси неба и глубины моря – голубой символизрует Божественную, Мировую вертикаль и божественную тайну. Белый цвет в одеждах апостолов символизируе чистоту, очищение от грехов, святость. Лишь капелька красного – полстакана вина, олицетворяющего кровь Христову, - символизирует жертвенную кровь и грядущее воскресение Иисуса. В композиции нет черного цвета – есть разные оттенки коричневого и серого, сообщающих материальную плотность и тяжесть, например, апостолам, что подчеркивает полупрозрачность, невесому легкость Иисуса.

Картина залита светом, льющимся из стеклянного купола. Но этот свет в первую очередь льется на Иисуса, символизируя его божественную сущность, избранность, чистоту и святость.

Отношения персонажей на картине удивительны. В центре внимания сияющий, озаренный божественным светом Иисус, благословляющий дары первого причастия. Апостолы благоговейно внемлют, почтительно и смиренно склонив головы и сложив руки. Но кто же из них Иуда Искариот? На картине нет конфликта с отступником и предателем. Все ученики одинаково вовлечены в таинство евхаристии, все одинаково проникнуты светом божественного учения Иисуса. Здесь нет предателя? Или наоборот, любой из апостолов может оказаться предателем? Этот вопрос остается открытым.

О «Тайной вечере» Леонардо да Винчи слышали даже дети. Это уникальное произведение искусства и поныне вызывает споры. Шедевр гениального художника, даже спустя века после написания, не перестает привлекать внимание людей. Это обстоятельство только еще раз доказывает гениальность автора.

Находится «Тайная вечеря» в Милане, в церкви Santa Maria delle Grazie. Храм также является историческим памятником, он был выстроен еще в эпоху Возрождения. Роспись украшает стены трапезной в святой обители.

Найти место легко. Церковь Святой Марии расположилась на одноименной площади итальянской столицы.

История

Это произведение Леонардо создавал несколько лет: с 1495 по 1498 годы. Тщательно прорисованные детали интерьера, черты образов святых угодников и Христа потребовали долгой, кропотливой работы. Известны достоверные факты о том, как писалась картина, и кто был вдохновителем идеи.

Заказчик знаменитого творения

Важно! Без билета в трапезную вы не пройдете. Бронировать билет следует задолго до планируемой поездки.

Пускают ограниченное число посетителей. Поэтому велика вероятность, что во время вашего путешествия билетов не будет.

При планировании экскурсий по Италии позаботьтесь о посещении удивительного места, где находится фреска, еще находясь дома.

«Тайная вечеря» не перестает собирать поклонников живописи. Также она привлекает паломников. Никому больше не удалось запечатлеть образ Христа с учениками так правдоподобно и реалистично.Она по-прежнему завораживает, заставляет подолгу стоять возле нее и возвращаться вновь и вновь.

Поездка в Милан – не только удивительная возможность для взрослых путешественников познакомиться с работой мастера, но и отличный способ приобщить к миру прекрасного детей.

Секреты фрески Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"


Церковь Санта-Мария-делле-Грацие.

В одном из тихих уголков Милана, затерявшихся в кружеве узеньких улиц, стоит церковь Санта Мария делла Грацие. Рядом с ней, в неприметном здании трапезной, вот уже более 500 лет живет и поражает людей шедевр шедевров - фреска «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.

Композицию «Тайной вечери» Леонардо да Винчи писал по заказу герцога Лодовико Моро, который правил Миланом. С юности, вращаясь в кругу веселых вакханок, герцог настолько развратился, что даже юное невинное создание в образе тихой и светлой супруги не в силах было разрушить его пагубные наклонности. Но, хотя герцог иногда и проводил, как прежде, целые дни в компании друзей, он чувствовал к своей жене искреннюю привязанность и просто-таки благоговел перед Беатриче, видя в ней своего ангела-хранителя.

Когда она внезапно умерла, Лодовико Моро почувствовал себя одиноким и покинутым. В отчаянии, сломав свой меч, он даже не пожелал взглянуть на детей и, удалившись от друзей, пятнадцать дней томился в одиночестве. Потом, призвав не менее его опечаленного этой смертью Леонардо да Винчи, герцог бросился ему в объятия. Под впечатлением горестного события Леонардо и задумал знаменитейшее свое произведение - «Тайную вечерю». Впоследствии миланский правитель стал человеком набожным, положил конец всем праздникам и развлечениям, которые беспрестанно отрывали великого Леонардо от его занятий.
Монастырская трапезная с фреской Леонардо да Винчи, после реставрации
Тайная вечеря

Для своей фрески на стене трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие да Винчи выбрал тот момент, когда Христос говорит своим ученикам: «Воистину говорю вам - один из вас предаст меня».
Эти слова предваряют кульминацию чувств, высшую точку накала человеческих отношений, трагедию. Но трагедия не только Спасителя, это еще и трагедия самого Высокого Возрождения, когда начала рушиться вера в безоблачную гармонию и жизнь представлялась не такой уже безмятежной.

Фреска Леонардо заполнена не только библейскими персонажами, это еще и гиганты Возрождения - свободные и красивые. Но сейчас они в смятении...

«Один из вас предаст меня...» -- и ледяное дыхание неотвратимого рока коснулось каждого из апостолов. После этих слов на их лицах выразились самые различные чувства: одни были поражены, другие возмущены, третьи опечалены. Готовый к самопожертвованию склонился к Христу юный Филипп, в трагическом недоумении развел руками Иаков, вот-вот готов броситься на предателя, схватившийся за нож Петр, правая рука Иуды сжимает кошель с роковыми серебрениками...

Впервые в живописи сложнейшая гамма чувств нашла такое глубокое и тонкое отражение.
Все в этой фреске выполнено с удивительной правдой и тщательностью, даже складки на скатерти, покрывающей стол, выглядят настоящими.

У Леонардо так же, как и у Джотто, все фигуры композиции расположены на одной линии - лицом к зрителю. Христос изображен без ореола, апостолы без своих атрибутов, которые были характерны для них на старинных картинах. Игрой лиц и движением выражают они свое душевное беспокойство.

«Тайная вечеря» - одно из великих творений Леонардо, судьба которого оказалась очень трагичной. Любой, кто видел эту фреску уже в наши дни, испытывает чувство непередаваемой скорби от вида тех страшных утрат, которые нанесли шедевру неумолимое время и варварство людское. А между тем сколько времени, сколько вдохновенного труда и самой пламенной любви вложил Леонардо да Винчи в создание своего произведения!

Рассказывают, что часто можно было видеть, как он, внезапно бросив все дела, бежал среди дня в самую сильную жару в церковь Святой Марии, чтобы провести одну-единственную черту или поправить контур в «Тайной вечере». Он был так увлечен своей работой, что писал беспрестанно, сидел над ней с утра до вечера, забыв о пище и питье.

Бывало, однако, что несколько дней он совсем не брался за кисть, но и в такие дни он по два-три часа оставался в трапезной, предаваясь размышлениям и рассматривая уже написанные фигуры. Все это весьма раздражало приора монастыря доминиканцев, которому (как пишет Вазари) «казалось странным, что Леонардо добрую половину дня стоит погруженный в раздумье и созерцание. Он хотел, чтобы художник не выпускал из рук кисти, подобно тому, как не прекращают работу на огороде. Настоятель пожаловался самому герцогу, но тот, выслушав Леонардо, сказал, что художник тысячу раз прав. Как объяснил ему Леонардо, художник сначала творит в своем уме и воображении, а затем уже запечатлевает кистью свое внутреннее творчество».

Леонардо тщательно выбирал модели для образов апостолов. Он ежедневно отправлялся в те кварталы Милана, где обитали низшие слои общества и даже преступные люди. Там он искал модель для лица Иуды, которого считал величайшим негодяем на свете.

Действительно, в то время Леонардо да Винчи можно было встретить в самых различных частях города. В трактирах он усаживался за стол вместе с бедняками и рассказывал им разные истории - то веселые, то грустные и печальные, а иногда и страшные. И внимательно присматривался к лицам слушателей, когда те смеялись или плакали. Заметив какое-нибудь интересное выражение на их лицах, он тут же быстро зарисовывал его.

Художник не обращал внимания на докучливого монаха, который кричал, бесновался и жаловался герцогу. Однако, когда настоятель монастыря стал опять надоедать Леонардо, тот заявил, что если он не найдет ничего лучшего для головы Иуды, а «его будут торопить, то он воспользуется как моделью головой этого столь навязчивого и нескромного настоятеля».

Вся композиция «Тайной вечери» пронизана движением, которое породили слова Христа. На стене, как бы преодолевая ее, развертывается перед зрителем древняя евангельская трагедия.

Предатель Иуда сидит вместе с другими апостолами, а старые мастера изображали его сидящим отдельно. Но Леонардо да Винчи выявил его мрачную обособленность куда более убедительно, окутав его черты тенью.

Иисус Христос - центр всей композиции, всего того водоворота страстей, которые бушуют вокруг него. Христос у Леонардо - идеал человеческой красоты, ничто не выдает в нем божества. Его невыразимо нежное лицо дышит глубокой скорбью, он велик и трогателен, но он остается человеком. Точно так же страх, удивление, ужас, живо изображенные жестами, движениями, выражением лиц апостолов, не превосходят обыкновенных человеческих чувств.

Это дало французскому исследователю Шарлю Клеману основание задаться вопросом: «Превосходно выразив истинные чувства, дал ли Леонардо своему творению всю силу, какую требует такой сюжет?» Да Винчи был отнюдь не христианином и не религиозным художником, религиозная мысль не проявляется ни в одном из его произведений. Не найдено тому подтверждения и в его записях, где он последовательно записывал все свои мысли, даже самые тайные.

То, что увидели пораженные зрители, когда зимой 1497 года они вслед за герцогом и его пышной свитой заполнили простую и строгую трапезную, действительно, было совершенно непохоже на предшествовавшие росписи подобного рода. «Картины» на узкой стене, противоположной входу, как будто бы совсем и не было. Видно было небольшое возвышение, а над ним потолок с поперечными балками и стены, образующие (по замыслу Леонардо) живописное продолжение реального пространства трапезной. На этом возвышении, замыкавшемся тремя окнами с видом на горный пейзаж, был изображен стол - точно такой же, как и другие столы в монашеской трапезной. Стол этот покрыт такой же скатертью с простым тканым узором, какими покрыты столы и других монахов. На нем стоит такая же посуда, как и на других столах.

Христос и двенадцать апостолов сидят на этом возвышении, замыкая четырехугольником столы монахов, и как бы вместе с ними справляют свою вечерю.

Таким образом, когда сидящие за яственным столом монахи могли быть легче увлечены мирскими прельщениями, им надлежало на вечное поучение показать, что в сердце каждого невидимо может вкрасться предатель и что Спаситель болеет о каждой заблудшей овце. Этот урок монахи должны были ежедневно видеть на стене, чтобы великое поучение проникало в их души глубже, чем молитвы.

От центра - Иисуса Христа - движение растекается по фигурам апостолов вширь, пока в предельном своем напряжении не упирается в края трапезной. И тогда взгляд наш снова устремляется к одинокой фигуре Спасителя. Его голова освещена как бы естественным светом трапезной. Свет и тень, растворяя друг друга в неуловимом движении, придавали лицу Христа особую одухотворенность.

Но, создавая свою «Тайную вечерю», Леонардо никак не мог нарисовать лицо Иисуса Христа. Он тщательно написал лица всех апостолов, пейзаж за окном трапезной, посуду на столе. После долгих поисков написал Иуду. Но лицо Спасителя осталось на этой фреске единственным не завершенным.

Казалось бы, что «Тайная вечеря» должна была тщательно сохраняться, между тем на деле все обернулось иначе. Виной тому отчасти сам великий да Винчи. Создавая фреску, Леонардо применил новый (им самим изобретенный) способ грунтовки стены и новый состав красок. Это позволяло ему работать медленно, с остановками, внося частые изменения в уже написанные части произведения. Результат сначала оказался прекрасным, но уже через несколько лет на росписи появились следы начинающегося разрушения: проступили пятна сырости, небольшими листиками стал отставать красочный слой.

В 1500 году, через три года после написания «Тайной вечери», вода залила трапезную, коснувшись и фрески. Через 10 лет ужасная чума постигла Милан, и монашествующая братия забыла о том, какое сокровище хранится в их обители. Спасаясь от смертельной опасности, они (может быть, и против собственной воли) не могли надлежащим образом позаботиться о фреске. К 1566 году она была уже в весьма жалком состоянии. Монахи прорубили посреди картины дверь, которая нужна была для сообщения трапезной с кухней. Эта дверь уничтожила ноги у Христа и у некоторых апостолов, а потом картину обезобразили огромным государственным гербом, который прикрепили над самой головой Иисуса Христа.

В дальнейшем австрийские и французские солдаты как будто соперничали между собой в вандализме по уничтожению этого сокровища. В конце XVIII века трапезная монастыря была превращена в конюшню, испарения конского навоза покрыли фрески густой плесенью, а заходившие в конюшню солдаты забавлялись, швыряя кирпичи в головы апостолов.

Но даже и в полуразрушенном состоянии «Тайная вечеря» производит неизгладимое впечатление. Французский король Франциск I, захвативший Милан в XVI веке, был в восторге от «Тайной вечери» и пожелал перевезти ее в Париж. Он предлагал большие деньги тому, кто найдет способ переправить эти фрески во Францию. И только потому оставил этот проект, что инженеры отступились перед трудностью данного предприятия.

По материалам "Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г

Одним из самых знаменитых и загадочных произведений искусства во всем мире, несомненно, является фреска Леонардо да Винчи – «Тайная вечеря». Художник работал над ней с 1495 по 1498 год. Тайная вечеря - это визуальная интерпретация Леонардо последнего пасхального ужина Иисуса Христа со своими учениками - апостолами. Вечером, накануне измены со стороны Иуды, Христос собрал их вместе, чтобы сообщить, что один из них вскоре его предаст. На фреске да Винчи изобразил всех 12 апостолов, только что услышавших эту фразу, с эмоциями гнева, шока и ужаса на лице.

Как купить билет

Полюбоваться знаменитой фреской может каждый желающий в Милане. Для этого надо предварительно забронировать себе билет на данном сайте . Резервацией даты и времени лучше заняться за месяца 2 до поездки, т.к. желающих попасть в заветную трапезную очень много. Церковь Санта-Мария-делле-Грацие находится по адресу P iazza Santa Maria delle Grazie , 2. Полный билет стоит 12€, льготный - 7€. Также вы можете заказать себе экскурсию с гидом, на которой узнаете много интересного о жизни и творениях . Сделать это можно на этом .

Как создавалась фреска

Леонардо не работал до этого с фресками, поэтому с технической стороны у него возникли проблемы. Картина была сделана с использованием темперы непосредственно на сухой гипсовой стенке и в отличие от фресок, где пигменты смешивались с мокрой штукатуркой, она начала очень рано осыпаться и тускнеть. Из-за этого работа да Винчи поддавалась неоднократной реставрации, благодаря чему сегодня мы можем наслаждаться этим великим произведением искусства.

Мы собрали 10 познавательных фактов о «Тайной вечере» , которые интересно будет узнать перед посещением главной достопримечательности Милана:

  • Разногласия о символизме в данном произведении многочисленны. Например, некоторые ученые разбирали значение рассыпанной соли возле локтя Иуды. Такой знак может символизировать неудачу или предательство.
  • Ученые также отметили выбор пищи да Винчи. Они оспаривают, рыба стоящая на столе является селедкой или угрем, поскольку каждый несет свой символический смысл. В переводе на итальянский язык эти рыбы обозначают человека, отрицающего религию.
  • По словам итальянского музыканта Джованни Марии Палы, Леонардо да Винчи зашифровал ноты на «Тайной вечере». В 2007 году Пала создал 40-секундную мелодию из записей, которые якобы были скрыты на фреске.
  • В 2010 году Сабрина Сфорца Галиция провела работу над математическими и астрологическими индикаторами на фреске в качестве послания Леонардо да Винчи о конце света . Согласно ее показаниям, художник сообщает, что апокалипсис состоится в 4006 году.
  • В конце 20-го века реставратор Панин Брамбилла Барчилон и его команда работали над удалением дополнительных слоев краски и восстановлением оригинала . Критики утверждают, что только часть росписи, которая существует сегодня, - это подлинная работа Леонардо да Винчи.
  • В начале XVI века три ученика Леонардо да Винчи нарисовали репродукции «Тайной вечери» . Джампиетрино сделал полномасштабную копию, которая теперь находится в Королевской академии искусств Лондона. Вторая репродукция росписи, работа Андреа Солари, выставлена в музее Леонардо да Винчи в Бельгии, а третья - художника Чезаре-да-Сесто, можно увидеть в церкви Святого Амброгио в Швейцарии.
  • Герцог Лодовико Моро заказал «Тайную вечерю» Леонардо, приехавшего в Милан в 1482 году. Роспись была сделана в трапезной церкви Санта-Мария-делле-Грацие . В последствие, собор и фреска стали двумя символами благородной миланской семьи Сфорца, к которой принадлежал герцог Лодовико Моро.
  • Роспись да Винчи несколько раз поддавалась реставрации (в 1726, 1770, 1853, 1903, 1924, 1928 и 1978 годах).
  • Из-за быстрого ухудшения видимости и качества росписи, вызванного главным образом мелкой пылью, которую посетители переносят с собой, доступ к «Тайной Вечере» в настоящее время ограничен 1300 посетителями в день.
  • Площадь фрески поразительна – 8,80 метров в ширину и 4,60 метра в высоту.

Мы желаем Вам незабываемых эмоций!

Понравилось? Лайкни нас на Facebook