Живописный склад monpansie. Магия старинных фресок: капелла Скровеньи в Падуе Фреска Джотто «Положение во гроб»

Слово капелла часто переводят как часовня, что не совсем точно. На самом деле в католичестве это небольшое культовое строение, часто приватного характера. Вот и церковь Святой Марии Милосердной была построена как домашняя одним из представителей богатого купеческого семейства Скровеньи на принадлежащих ему землях Падуи.



Говорят, Энрико Скровеньи сделал это во искупление грехов своего отца, который, вероятно, был настолько успешен в ростовщичестве, что сам Данте поместил его в какой-то соответствующий круг своего ада. Как бы то ни было, она была построена в самых первых годах XIV века, а расписать ее фресками Энрико Скровеньи пригласил Джотто.

Вот он, Энрико, вручает ангелам модель капеллы, посвящая ее Богоматери. Принято считать, что это чуть ли не первый персональный портрет в западной живописи. Что, конечно, одно из тех попсовых утверждений, истинность которых не стоит преувеличивать, но не будем сейчас углубляться в эти рассуждения.

Модель на фреске вполне узнаваема, но в некоторых деталях отличается от реальной капеллы, потому что фреска создавалась прямо в процессе постройки. Собственно, фрески Джотто и сделали славу имени донатора и этой капелле, ради них и стоит однажды приехать в Падую.

Фреска, т.е. живопись по сырой штукатурке, субстанция довольно нежная, подверженная любым механическим воздействиям, колебаниям влажности и температуры. Поэтому я полезла в интернет смотреть, а пускают ли туда вообще посетителей. Все русскоязычные туристические сайты мне бодро сообщили, что, дескать, велкам всю дорогу, по графику обычного музея. Так вот предупреждаю - не верьте, это полнейшая фигня! Вот из первых рук график и описание особенностей посещения.

Я даже продублирую главное по-русски:
капелла Скровеньи в Падуе открыта для посещений
- в январе
- в феврале
- с 16 июня по 31 июля
- в ноябре
- в декабре с 16 по 24 и с 27 по 31

В ХХ веке капелла реставрировалась. Касалось это, в основном, рам, сводов и фасадов, пострадавших не только от времени, но и от бомбардировок в войну. А все последние десятилетия основные усилия направлены на сохранение фресок. Для этого даже изменили трафик движения по прилегающей улице, чтобы исключить воздействие колебаний.

Многочисленные датчики постоянно мониторят показатели микроклимата внутри капеллы. На результатах этого мониторинга и основан график наиболее безопасных климатических периодов, когда капелла открыта для посещений.

Тем не менее, даже в эти относительно безопасные периоды необходимо соблюдать специфические меры предосторожности, чтобы свести к минимуму разрушительное воздействие атмосферных колебаний на живопись. Для этого к капелле пристроена специальное буферное помещение.

Вход в него загерметизирован уплотнителями, примерно как дверь холодильника. И внутри там практически и есть холодильник, в котором поддерживается тот же искусственный микроклимат, как и внутри самой капеллы.

Посетителей впускают небольшими группами, максимум 25 человек. Но вы не можете сразу войти в капеллу - предварительно вам придется минут 20 просидеть в этом буферном холодильнике. Смысл в том, что даже два десятка людей, если бы они, потные и горячие, вошли с жаркой итальянской улицы, уже тем самым вызвали бы скачок изменений влажности и температуры, угрожающий сохранности фресок.

Поэтому их самих нужно сначала в буферном помещении охладить. Вы это почувствуете, уверяю вас, там реально холодильник!

И только когда датчики буферной камеры покажут, что микроклимат выровнялся после запуска очередной партии посетителей, вас, хорошенько охлажденных и насладившихся информационным роликом на экране, через еще один уплотненный портал впустят в саму капеллу.

Где вы, впрочем, не будете находиться слишком долго. Собственно, у вас будет ровно столько времени внутри, сколько потребуется следующей за вами партии посетителей чтобы, в свою очередь, охладиться до приемлемой температуры.

Но, возможно, для одного сеанса этого времени и достаточно. Потому что концентрация впечатлений слишком велика и порог восприятия достигается очень быстро. Но о том, что внутри, нужно говорить отдельно.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Джотто, Капелла дель Арена (Скровеньи), Падуя, ок. 1305 (Часть 1 из 4)

    ✪ Джотто, Капелла дель Арена (Скровеньи), Падуя, ок. 1305 (Часть 2 из 4)

    ✪ Джотто, Капелла дель Арена (Скровеньи), Падуя, ок. 1305 (Часть 4 из 4)

    ✪ ДЖОТТО. "Капелла Скровеньи". Библейский сюжет

    ✪ Джотто, Капелла дель Арена (Скровеньи), Падуя, ок. 1305 (Часть 3 из 4)

    Субтитры

    Это капелла Скровеньи - маленькая частная капелла, соединённая с дворцом, который принадлежал семье Скровеньи. Семья Скровеньи поручила Джотто украсить эту капеллу фресками. Её называют «Капелла дель Арена» из-за соседства с древнеримской ареной. Когда заходишь внутрь, как сейчас… Надо сказать, она выше, чем я ожидала. Возникает особое чувство - в окружении картин, когда находишься в помещении, стены которого сплошь покрыты фресками. Здесь много сюжетных сцен, но даже в этих сценах попадаются «обманки» - фальшивые мраморные панели. Возникает ощущение, что это камень, хотя на самом деле это часть картины. И на потолке то же самое. Здесь написано синее небо со звёздами и образами Христа, Марии, и других святых и фигур. Часовня Скровеньи очень строго организована. Сверху вниз спускаются три ряда картин. Я думаю, это своего рода спираль с изложением последовательной истории. Она начинается с родителей Богородицы, затем показано рождение Марии, её свадьба, а затем мы переходим на второй уровень, где показана жизнь Христа и его проповеди. Затем, в нижем ряду, показаны Страсти, события в самом конце земной жизни Христа и сразу после его смерти. Всё это появилось, как ни странно это сознавать сегодня, благодаря греху ростовщичества, который лежал тяжёлым грузом на совести Энрико Скровеньи, которому принадлежал дворец рядом, которому принадлежала эта земля, который построил эту часовню и нанял Джотто. Его отец был ростовщиком, сам Энрико был ростовщиком. То есть он брал проценты. Как сейчас, если вы берёте кредит в банке, вы платите проценты. Когда вы перечисляете деньги на кредитную карту, вы платите комиссию. И в католическом мире профессия банкира приносила очень много денег, но в рамках этой системы убеждений вела прямо в ад. И Данте, великий позднесредневековый поэт, в своей самой известной поэме «Божественная комедия» отправляет отца Скровеньи в один из самых ужасных кругов ада. Энрико всё это сильно беспокоило, и поэтому он с точки зрения католицизма сделал доброе дело. Он построил эту капеллу во искупление своего греха ростовщичества в надежде, что это поможет его душе попасть в рай. Мы видим самого Энрико в этой часовне, на стене над входом, где Джотто написал Страшный суд: Энрико стоит на коленях, протягивая капеллу Деве Марии. Он протягивает её трём Мариям, Дева Мария стоит в центре. Обратите внимание, где написан Энрико: он на стороне благословенных. В изображении Страшного суда мы видим Христа наверху. Проклятые находятся от него слева, а благословенные - справа, и именно здесь изображён Энрико. А отправную точку всего этого цикла мы видим в верхней части триумфальной арки на противоположной стене, где Бог призывает к себе Гавриила и говорит ему отправиться к Деве Марии и сообщить ей, что она станет матерью спасителя человечества - Христа. Интересно то, что Джотто использовал живописное панно, когда писал Бога. Это не фреска. Интересно, что он решил использовать более консервативный стиль, менее «земной», взамен стиля, который мы видим на фресках. Вернёмся к Благовещенью. На этой стене мы видим те же иллюзии, которыми наполнены все фрески. Посмотрите на Марию и ангела. Джотто создал архитектурное пространство для каждого из них. Это не живописные панно с золотым фоном, символизирующим божественное пространство, Мария и ангел находятся в земном окружении. Вот ещё один прекрасный пример того, как показывали архитектуру, создавали ощущение объёма, даже в эту эпоху, до линейной перспективы. Две сцены ниже Благовещенья - это прекрасные пустые архитектурные пространства, комнаты с масляными лампами, свисающими с потолка, где искусно создано ощущение объёмной светотени. Это пример нарочитого натурализма, он отражает интерес Джотто к миру, к настоящему, физическому пространству, в котором существует человечество. Subtitles by the Amara.org community

Церковь

Эта земля была приобретена им в феврале 1300 года у некоего Манфредо Далесманини . Согласно документам, несохранившееся здание, к которому примыкала капелла, было достаточно обширным: помещение для горячих бань, конюшни, два донжона , двое входных ворот, выходящих на монастырь эремитов и реку .

Церковное разрешение на строительство ораториума (часовни) было выдано 31 марта 1302 года. Часовня планировалась как сооружение приватного (частного) характера и, по заявлению епископа Падуи, большого наплыва публики в ней не ожидалось. Однако после строительства она была открыта для посещения. Прихожанам капеллы папской буллой от 1 марта 1304 года отпускались грехи.

Украшение интерьера капеллы владелец поручил Джотто , первому художнику Италии того времени. Встречается предположение, что Энрико построил церковь в искупление грехов своего ростовщика-отца - Реджинальдо , которого даже Данте поместил в 7-й круг Ада в своей «Божественной комедии » (XVII, 64-75). Занимался ростовщичеством и сам Энрико - папа Бенедикт XI отпустил ему этот грех .

Энрико обязал наследников в своем завещании делать пожертвования этому храму. Его могила с мраморным портретным изображением во весь рост находится в апсиде , а портретное изображение - в сцене Страшного суда на противоположной стене, где он преподносит модель капеллы Богоматери. Искусствоведы причисляют это живописное изображение к числу первых портретов в западноевропейской живописи. Он предшествует даже портрету Иоанна Доброго . Дополнительная тонкость - фигура донатора Скровеньи выполнена в тех же пропорциях, что и сакральные фигуры, которым он предстоит, без какого-либо иератического соподчинения с уменьшением его в масштабах. Исследователи отмечают особое внимание, которое художник уделил образу донатора: пятнадцать блаженных за спиной Скровеньи написаны за один рабочий день, исполнение портрета Энрико заняло четыре .

Архитектура здания

Архитектором церкви стал фра Джованни или же сам Джотто. Строитель выбрал самый простой вариант в плане - прямоугольник размером 20×9 м с одним нефом и алтарной апсидой. Здание перекрыто коробовым сводом , высота потолка 13 м. На фасаде - трехчастное готическое окно. С правой стороны, выходившей на улицу, шесть окон. Левая сторона, примыкавшая к дому Скровеньи - глухая.

Очевидно, здание изначально планировалось под росписи - все стены гладкие, тут нет ни карнизов, ни колонн, ни выступающих ребер.

Дальнейшая судьба капеллы

После окончания росписей Джотто в г. церковь была освящена второй раз и окончательно открыта. Церемония была пышной - для большей торжественности Скровеньи 16 марта 1305 года взял напрокат ткани и ковры из венецианской церкви Сан Марко. Роспись оставшейся апсиды выполнена в 1310-х гг. учениками Джотто из Романьи . Мраморный алтарь работы скульптора Джованни Пизано , другого лидирующего мастера той эпохи, украшают два ангела с подсвечниками и мадонна с младенцем.

Хотя церковь предназначалась для семейного пользования, тем не менее, её открывали для публики в дни праздника Благовещения. Она привлекала очень большое количество восхищенной публики, что даже служило причиной жалоб соседних монахов-эремитов на отток посетителей и упреков роду Скровеньи в суетности и тщеславии.

О судьбе здания в последующие века известно мало. В XIX веке оно чуть было не была уничтожено из-за своих новых владельцев: ими был разрушен украшавший её входной портик и было снесено примыкающее палаццо Энрико Скровеньи . Это обнажило фасад и оставило левую сторону церкви без надежной опоры. Наконец, в г. храм отошел к городскому муниципалитету , который предпринял серьёзные шаги по спасению церкви и фресок, состояние которых серьёзно ухудшились.

Последние значительные восстановительные работы в капелле длились около семи лет и завершились в 2002 году . Во время них фрески были тщательно очищены от копоти и нагара и отреставрированы.

Фрески Джотто

Росписи были заказаны вскоре после открытия церкви и закончены около г., спустя 2 года работы Джотто. Художнику приходилось работать в спешке, и с этим связано, в частности, несовершенство фрески «Страшный суд » , которую он во многом предоставил заботам своих учеников. Под вопросом также точное авторство цикла Аллегорий Пороков и Добродетелей. Руку подмастерьев находят и во многих второстепенных персонажах основных циклов. Всего росписями покрыто более 900 кв. м. стен. Фрески выполнены в три яруса, причем верхний расположен на изгибе свода.

Как отмечал в начале XX века художественный критик Павел Муратов , работа Джотто в капелле «дошла до нашего времени в хорошем состоянии, её почти вовсе не коснулась опасная заботливость реставраторов. Ничто не умаляет важности и драгоценности этого источника жизни всего итальянского искусства».

Стиль и новшества

Создавая фрески, Джотто руководствовался как Евангелиями , так и апокрифическими текстами (в особенности «Золотой легендой » и протоевангелием Иакова «История Иакова о рождении Марии» ). Это позволило ему весьма разнообразить сюжетный набор. (В выборе сюжетов Джотто помогал богослов Альтеградо де Катанеи - художник изобразил его держащим на плече макет капеллы в сцене преподнесения его Богоматери).

Художник решает тему в виде ряда драматических эпизодов, соблюдая в каждом единство времени и места. Благодаря простоте ситуаций и выразительности жестов ему удается передать задуманные эпизоды. Каждая отдельная фреска капеллы, несмотря на полную согласованность всего живописного убранства, является отдельным законченным произведением. Характерная черта композиции - энергичное построение объёмов и пространства, отказ от подробной передачи предметов материального мира, обобщения - условные скалистые горы, здания. Джотто покончил с боязнью пустоты, характерной для искусства средневековья.

Мастер устанавливает чёткую пропорцию между живописными пространствами, следуя перспективным решениям треченто , предваряющим перспективу Ренессанса. Строгая упорядоченность расположения пространственных планов организует всю ритмику интерьера и неторопливый, размеренный темп повествования. Во фресках, расположенных справа от центральной оси продольных стен капеллы, художник сдвинул перспективную точку немного левее, расположенных слева - правее. Таким образом Джотто подчинил общую композицию центральной точке зрения, одновременно он согласовал фрески с естественным освещением, источником которого является окно на западной стороне часовни.

Используемый колорит - светлый и праздничный. Основную ноту задает глубокий лазурный цвет, который применяется в качестве фона.

Новые стилистические приёмы: вместо чётких профилей - мягкие, непрерывные линии, светлые тона карнации . Для передачи выразительности взгляда используется коричневое затемнение вокруг глаз. Для изображения молчаливого присутствия какого-либо персонажа часто используется обратный ракурс. Четко и реалистично, с пониманием анатомии человеческого тела, прорисованы складки. Фигуры становятся массивными, тяжеловесными, «плотскими». Лица персонажей фресок зачастую ярко индивидуализированы . Герои решительно отличаются от условных и рафинированных персонажей византийского и готического искусства. Композиция строится на реальных отношениях между персонажами, выраженными во взглядах, мимике и жестах, а не на идеях или каноне .

Сегодня эти росписи с их плотными, коренасты­ми фигурами и скупыми пейзажными фонами могут показаться архаичными в своей наивной повествовательности, но тогда, на рубеже средне­вековья и нового времени, это было смелым новаторством. Джотто разрушил иконописную застылость фигур, он заставил их двигаться, жестикулировать, выражать свою страсть, горечь, гнев и восторг. (М.В. Алпатов)

Стоит отметить новизну другого использованного Джотто приёма - иллюзорную архитектурную декорацию, и цикл Аллегории Добродетелей и Пороков, выполненный монохромно, как если бы это были мраморные барельефы . Подобное решение в будущем ляжет в основу особого жанра фресковой декорации, который будет иметь большой успех в эпоху кватроченто и чинквеченто , хотя в случае капеллы Скровеньи оно было вызвано её теснотой и необходимостью Джотто создавать архитектурные обманки для расширения пространства.

7. Рождество Богородицы 8. Введение во храм 9. Церемония посохов 10. Моление о чуде посохов 11. Бракосочетание Марии 12. Свадебная процессия

Арка пресбитерия с росписями на триумфальной арке перед абсидой продолжает историю Марии:

13. Архангел Гавриил получает поручение отправиться к деве Марии 14. Фигура архангела Гавриила из Благовещения 15. Фигура девы Марии из Благовещения - находится по другую сторону проема, напротив Гавриила 16.

Джотто - бесспорный титан искусства. Можно сказать, что именно ему мы обязаны Ренессансом. До него тоже были прекрасные художники, что подготовили почву для Джоттовского прорыва. К нему мне страшно подступиться и начать рассказывать. К тому же я не обладаю столь подробными и детальными фотографиями великих творений. Поэтому сегодня - репост. Об одном из итальянских шедевров, о капелле Скровеньи (или как ее еще называют дель Арена) в Падуе.
Оригинал взят у philologist в Фрески Джотто в Капелле дель Арена в Падуе

Цикл проторенессансных фресок капеллы дель Арена (Скровеньи) не только является ключевой работой Джотто, но и входит в число главных произведений западного искусства. Ему удалось создать новый тип живописного мышления. Решения, найденные Джотто в этой работе, активно использовались мастерами последующих поколений. Был создан тип стенного панно, который с этого времени станет главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи эпохи Возрождения.

Жизнь Богоматери. Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот

Росписи были заказаны вскоре после открытия церкви и закончены около 1305 г., спустя 2 года работы Джотто. Художнику приходилось работать в спешке, и с этим связано, в частности, несовершенство фрески «Страшный суд», которую он во многом предоставил заботам своих учеников. Под вопросом также точное авторство цикла Аллегорий Пороков и Добродетелей. Руку подмастерьев находят и во многих второстепенных персонажах основных циклов. Всего росписями покрыто более 900 кв. м. стен. Фрески выполнены в три яруса, причем верхний расположен на изгибе свода.

Жизнь Богоматери. Введение во храм

Как отмечал в начале XX века художественный критик Павел Муратов, работа Джотто в капелле «дошла до нашего времени в хорошем состоянии, её почти вовсе не коснулась опасная заботливость реставраторов. Ничто не умаляет важности и драгоценности этого источника жизни всего итальянского искусства».

Фотография капеллы дель Арена


Создавая фрески, Джотто руководствовался как Евангелиями, так и апокрифическими текстами (в особенности «Золотой легендой» и протоевангелием Иакова «История Иакова о рождении Марии»). Это позволило ему весьма разнообразить сюжетный набор. (В выборе сюжетов Джотто помогал богослов Альтеградо де Катанеи — художник изобразил его держащим на плече макет капеллы в сцене преподнесения его Богоматери).

Жизнь Богоматери. Изгнание Иоакима из храма

Художник решает тему в виде ряда драматических эпизодов, соблюдая в каждом единство времени и места. Благодаря простоте ситуаций и выразительности жестов ему удается передать задуманные эпизоды. Каждая отдельная фреска капеллы, несмотря на полную согласованность всего живописного убранства, является отдельным законченным произведением. Характерная черта композиции — энергичное построение объёмов и пространства, отказ от подробной передачи предметов материального мира, обобщения — условные скалистые горы, здания. Джотто покончил с боязнью пустоты, характерной для искусства средневековья.

Жизнь Богоматери. Иоаким среди пастухов

Мастер устанавливает чёткую пропорцию между живописными пространствами, следуя перспективным решениям треченто, предваряющим перспективу Ренессанса. Строгая упорядоченность расположения пространственных планов организует всю ритмику интерьера и неторопливый, размеренный темп повествования. В фресках, расположенных справа от центральной оси продольных стен капеллы, художник сдвинул перспективную точку немного левее, расположенных слева - правее. Таким образом Джотто подчинил общую композицию центральной точке зрения, одновременно он согласовал фрески с естественным освещением, источником которого является окно на западной стороне часовни.

Жизнь Богоматери. Благовестие Св.Анне - матери Богородицы

Используемый колорит — светлый и праздничный. Основную ноту задает глубокий лазурный цвет, который применяется в качестве фона.

Жизнь Богоматери. Жертвоприношение Иоакима

Новые стилистические приёмы: вместо чётких профилей — мягкие, непрерывные линии, светлые тона карнации. Для передачи выразительности взгляда используется коричневое затемнение вокруг глаз. Для изображения молчаливого присутствия какого-либо персонажа часто используется обратный ракурс. Четко и реалистично, с пониманием анатомии человеческого тела, прорисованы складки. Фигуры становятся массивными, тяжеловесными, «плотскими». Лица персонажей фресок зачастую ярко индивидуализированы. Герои решительно отличаются от условных и рафинированных персонажей византийского и готического искусства. Композиция строится на реальных отношениях между персонажами, выраженными во взглядах, мимике и жестах, а не на идеях или каноне.

Жизнь Богоматери. Сон Иоакима

«Сегодня эти росписи с их плотными, коренасты-ми фигурами и скупыми пейзажными фонами могут показаться архаичными в своей наивной повествовательности, но тогда, на рубеже средне-вековья и нового времени, это было смелым новаторством. Джотто разрушил иконописную застылость фигур, он заставил их двигаться, жестикулировать, выражать свою страсть, горечь, гнев и восторг» (М.В. Алпатов).

Жизнь Богоматери. Рождество Девы Марии

Стоит отметить новизну другого использованного Джотто приёма — иллюзорную архитектурную декорацию, и цикл Аллегории Добродетелей и Пороков, выполненный монохромно, как если бы это были мраморные барельефы. Подобное решение в будущем ляжет в основу особого жанра фресковой декорации, который будет иметь большой успех в эпоху кватроченто и чинквеченто, хотя в случае капеллы Скровеньи оно было вызвано её теснотой и необходимостью Джотто создавать архитектурные обманки для расширения пространства.

Жизнь Богоматери. Приношение ветвей в храм

Жизнь Богоматери. Молитва об избраннике

Жизнь Богоматери. Обручение Девы Марии

Жизнь Богоматери. Праздничная процессия

Жизнь Богоматери. Бог посылает архг.Гавриила к Деве Марии

Жизнь Богоматери. Бог посылает архг. Гавриила к Деве Марии. Деталь

Жизнь Богоматери. Благовещение. Архангел Гавриил

Благовещение. Архангел Гавриил

Жизнь Богоматери. Благовещение. Дева Мария

Благовещение. Дева Мария

Встреча Марии и Елизаветы

Жизнь Христа. Рождество

Жизнь Христа. Рождество Христово. Деталь

Жизнь Христа. Поклонение волхвов

Жизнь Христа. Поклонение волхвов. Деталь

Жизнь Христа. Принесение о храм (Сретение)

Жизнь Христа. Бегство в Египет

Жизнь Христа. Избиение вифлеемских младенцев

Жизнь Христа. отрок Христос среди израильских учителей

Жизнь Христа. Крещение Господне

Жизнь Христа. Брак в Кане Галилейской

Жизнь Христа. Воскрешение Лазаря

Жизнь Христа. Вход Господень в Иерусалим

Жизнь Христа. Вход Господень в Иерусалим. Деталь (Иисус Христос)

Жизнь Христа. Вход Господень в Иерусалим. Деталь (отрок на дереве)

Жизнь Христа. Изгнание торгующих из храма

Жизнь Христа. Иуда получает 30 сребреников от фарисеев

Жизнь Христа. Тайная вечеря

Жизнь Христа. Омовение ног учеников

Жизнь Христа. Поцелуй Иуды

Жизнь Христа. Иисус перед Каиафой

Жизнь Христа. Бичевание

Жизнь Христа. Бичевание. Деталь

Жизнь Христа. Несение креста

Жизнь Христа. Распятие.

Жизнь Христа. Распятие

Жизнь Христа. Оплакивание

Оплакивание

Оплакивание.деталь (ангелы)

Часть стены с фресками

Христос и Мария Магдалина (Воскресение)

Христос и Мария Магдалина. Деталь

Жизнь Христа. Вознесение Господне

Пятидесятница

СТРАШНЫЙ СУД

Деталь. Ангел сворачивает небо в свиток

Деталь. Второй ангел сворачивает небо в свиток

Деталь. Сонмы святых слева

Деталь. Сонмы святых справа

Деталь. Сонмы святых справа

Деталь. Ангелы, ведущие души на суд

Деталь. Души разных сословий

Деталь. Души священнослужителей

Деталь. Душа донатора Энрико Скровеньи

Деталь. Крест Господень

Деталь. Ад

Деталь. Падение грешников в ад

Деталь.Грешники в аду

Деталь. Сатана

Деталь. Мучения грешников

Деталь. Мучения грешников

Деталь. Мучения грешников в аду

СЕМЬ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ. Благоразумие

СЕМЬ ПОРОКОВ. Глупость

Стойкость

Непостоянство

Воздержание

Правосудие

Несправедливость

Неверие

Милосердие

Зависть

Надежда

Отчаяние

ДЕКОРАТИВНЫЕ ОБРАМЛЕНИЯ

Моисей получает скрижали Завета

Пророк Илия возносится на небо на огненной колеснице

Приписывается Джотто. Введение Девы Марии во храм

Стиль Джотто достиг зрелости во фресках капеллы дель Арена в Падуе .

Росписи капеллы дель Арена кисти Джотто являет собой величайший шедевр итальянского искусства по технике выполнения, замыслу и творческому гению, и являются уникальным для того времени живописным ансамблем. В Падую Джотто приехал уже зрелым художником с собственной уникальной живописной манерой, в период расцвета его таланта, по приглашению Энрико Скровеньи * в 1304 или в 1305 году, где он расписал капеллу для Скровеньи и выполняет несколько других работ, которые не сохранились.

Росписью капеллы дель Арена Джотто совершил переворот в европейской живописи, именно здесь начинается новый ее этап, когда пластические качества предметов и глубина пространства становятся главной задачей живописи, когда первостепенное значение приобретает моделировка объема тенью и в связи с этим свет начинает трактоваться не как средневековое цветоизлучение, но как реальное освещение, определенным образом направленное в отличие от средневекового «цветоизлучения».
И хотя Джотто не всегда выдерживает эту единую направленность, и хотя тела и предметы на его произведениях еще не отбрасывают теней, тем не менее он впервые утвердил светотень, что она на столетия стала непреложным требованием европейской живописи.

Фрески капеллы сравнительно хорошо сохранились благодаря тому, что были созданы, в основном, в технике «буон фреско», при которой краски наносятся на влажную штукатурку. При высыхании штукатурка и краска образуют единое целое, что позволяет надолго сохранить первоначальный колорит.
Капеллу освятили в 1305 г. в честь Мадонны делла Карита, а в 1306 г. роспись стен была, вероятно, закончена. То, что ее выполнение было поручено Джотто, недвусмысленно подтверждается хрониками XIV века.

Сравнительно небольшая капелла дель Арена, построенная в начале 1300-х гг. на руинах древнеримского амфитеатра, возможно, по проекту самого Джотто - в форме вытянутого прямоугольника с коробовым сводом * - довольно обширная (20 метров в длину, 9 метров в ширину и 13 метров в высоту) однонефная церковь, ее стены, лишенные архитектурных членений, образуют большие плоскости, интерьер ее прост. Изначально спланированные обширные настенные поверхности капеллы явно предназначалось для фресок, поскольку, кроме шести окон южной стены и западного портала, в ней нет ни архитектурных делений, ни скульптурных украшений, ни карнизов, ни колонн, ни выступающих ребер. Особенно примечательна северная сторона капеллы, некогда примыкавшая к дому, лишена окон, и словно специально была создана для росписей. Художник должен был решить сложную задачу - найти определенную систему расположения росписей, позволяющую не только украсить, но и ритмически организовать этот пустой интерьер.

Капелла была расписана согласно определенному плану. Арка пресбитерия * резко разграничивает пространство нефа и апсиды. Таким образом, Джотто получил в нефе как бы самостоятельное пространство и мог свободно компоновать один из наиболее единых в истории искусства фресковых ансамблей.
Этот обширный фресковый цикл включает в себя роспись коробового простого деревянного свода капеллы, уподобленного синей небесной тверди с золотыми звездами. Он разделен надвое широкой поперечной орнаментальной полосой, по которой в десяти медальонах размещены полуфигурные изображения Христа, Мадонны и ветхозаветных пророков, по четыре с каждой стороны.

Каждая отдельная сцена небольшого размера в соотношении к общей поверхности стены (2,31x2,02 м). На длинных стенах капеллы расположены в три ряда небольшие самостоятельные композиции, посвященные жизни Богоматери и Христа, связанные друг с другом как сцены одного рассказа. Каждая композиция, являясь частью целого, может восприниматься и как самостоятельное произведение. Фрески расположены ровными рядами и заключены в прямоугольники - почти так, как расчленены на прямоугольники фасады проторенессансных зданий. Собственно, это картины, написанные на стенах.
Нижний ряд начинается сравнительно невысоко - на расстоянии 3 метров от пола, а третий ряд расположен на высоте более семи с половиной метров. Размер каждой фигуры около одного метра, потому сцены второго яруса воспринимаются с трудом, не говоря уже о третьем ярусе. Все же именно в пределах этих небольших сцен зарождается у Джотто тип монументального стенного панно, которое затем становится главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи Ренессанса.

На торцовой стене помещено изображение Страшного суда , а на боковых - сцены из жизни Христа и Богоматери , расположенные в три регистра.

Часовня. Вид входа в часовню, торцовая стена. 1303-06. Джотто ди Бондоне.


Часовня. Вид напротив входа в часовню. 1303-06. Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фрески.

Основная часть цикла, созданного Джотто, состоит из 34-х сцен, написанных в три яруса на северной и южной стене капеллы. Именно эти сцены определяют характер росписей капеллы. Строгая упорядоченность их расположения организует всю ритмику интерьера.


Схема расположения фресок в капелле Скровеньи . Падуя.

В верхнем ряду изображены сцены из жизни Девы Марии и ее родителей, святых Иоакима и Анны. Цикл сцен из жизни Марии начинается на южной стене в верхнем ряду у арки пресбитерия историей родителей Марии, Св. Анны и Иоакима, и продолжается на северной стене, развертываясь к арке пресбитерия, на которой представлено монументальное изображение «Благовещения».


Господь посылает архангела Гавриила к Деве . 13. 1306г. Джотто ди Бондоне.


Благовещение: Архангел Гавриил, посланный Богом. 14. 1306г. Джотто ди Бондоне.


Благовещение: Дева, получающая Благую весть. 15. 1306г. Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Иоакима. Благая весть святой Анне. 3. 1304-06гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Девы Марии. Свадьба Девы. 11. 1303-06. Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.

Средний ряд занимают фрески, посвященные жизни Христа. На южной стене расположились сцены рождества и детства Иисуса. На северной стене помещены сцены чудес и торжества Христа.


"Ряды фресок". 1304-06. Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фрески.


Сцены из жизни Христа. Рождество. 17. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Внесение во храм. 19. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Бегство в Египет. 20. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Крещение Христа. 23. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Воскрешение Лазаря. 25. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Въезд в Иерусалим. 26. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Изгнание торговцев из храма. 27. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Предательство Иуды. 28. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.

Третий, нижний ряд фресок рассказывает о Страстях Господних и Его воскресении. На южной стене сценой «Тайная вечеря» начинается история Страстей Христовых, заканчивающаяся на противоположной стене изображением «Троицы»(Пятидесятницы) .


Сцены из жизни Христа. Тайная вечеря. 29. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Арест Христа. (Поцелуй Иуды). 31. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Христос перед Каиафой. 32. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Распятие. 35. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


36. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Оплакивание Христа 36. Деталь. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Воскресение. (Noli me tangere*) 37. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Вознесение 38. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска


Сцены из жизни Христа. Троица (Пятидесятница) 39. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.

На торцовой стене, как упоминалось расположено изображение "Страшного суда".


Страшный суд. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Страшный суд. Деталь. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Страшный суд. Деталь. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Страшный суд. Деталь. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Страшный суд. Деталь. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Страшный суд. Деталь. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.

Ниже этих основных сцен изображены 14 аллегорических образа Добродетелей и Пороков, Эти аллегорические фигуры семи добродетелей и семи смертных грехов изображены на цоколе в иллюзорных нишах, выписанных под мрамор, между широкими панелями искусственного мрамора, обрамленных чуть выступающим карнизом.

Семь добродетелей.


Семь добродетелей. Благоразумие. 40. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь добродетелей. Сила духа. 41. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь добродетелей. Умеренность. 42. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь добродетелей. Справедливость. 43. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь добродетелей. Вера. 44. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь добродетелей. Милосердие. 45. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска


Семь добродетелей. Надежда. 46. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.

Семь пороков.


Семь пороков. Отчаяние. 47.1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь пороков. Зависть. 49.1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь пороков. Неверность. 49.1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь пороков. Несправедливость. 50.1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь пороков. Гнев. 51.1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь пороков. Непостоянство. 52.1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь пороков. Глупость. 53.1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.

Отдельно хотелось бы отметить декоративные полосы - вот пара из них:

Моисей на горе Синай. 1304-06г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.

Иона, проглоченный китом. 1304-06г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.

1. * Энрико Скровеньи - богатый торговец и банкир, житель Падуи, член рыцарского ордена Гауденти, состоявшего главным образом из богатых горожан. Он был выдающейся личностью, одаренный и с большими политическими амбициями, и стал предтечей знаменитых меценатов XV века, будучи первым заказчиком нового ренессансного типа для первого художника Ренессанса

2. * Коробовый свод - разновидность цилиндрического свода; отличается от него тем, что образует в поперечном сечении не простую дугу, а трехцентровую или многоцентровую коробовую кривую. Он имеет большой распор, обычно погашаемых металлическими связями, и служит для перекрытия более обширных по площади помещений, нежели цилиндрический свод.


Западная стена Петра и Павла церковь в Кожевниках в Новгороде.
Петропавловский храм сооружен из крупных камней известняка, а конструктивные и декоративные элементы выполнены из кирпича, из которого сложены лопатки, своды, глава.
Верха имеют трехлопастное завершение, состоящее из сочетания среднего коробового свода с двумя боковыми полукоробовыми 1406.

3. * Пресбитерий - (позднелат. presbyterium - от греч. presbyteros - старейшина), возвышение для алтаря и мест духовенства в восточной части католического храма. Название имеет тот смысл, что на пресвитерий могут заходить только пресвитеры (т.е. священники).

4. * Не прикасайся ко Мне (лат. Noli me tangere, греч. Μή μου ἅπτου) - евангельский сюжет, описывающий первое после Воскресения явление Христа Марии Магдалине, которая, таким образом, первая увидела воскресшего Спасителя. Он же сказал ей: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.»

Капелла Скровеньи, также известная как часовня Арена, - церковь в Падуе, украшенная циклом фресок Джотто начала 14-го века, одним из величайших сокровищ искусства.

Церковь была посвящена Деве Марии делла Карита и освящена в 1305-м году. Фрески Джотто рассказывают о жизни Девы Марии и ее роли в спасении человечества. Второе название часовни – Арена – было дано ей потому, что она стоит на том месте, где в античный времена располагалась древнеримская арена. Позднее здесь проходили празднования Благовещения Девы Марии, что и обусловило строительство церкви. Возведение храма было инициативой Энрико Скровеньи, местного банкира, - в те годы ремесло банкира признавалось церковью тяжким грехом, и многие «запятнавшие» себя тратили огромные суммы на церковные нужды, чтобы искупить грех. Считается, что Энрико построил храм во искупление грехов своего отца, ростовщика Реджинальдо дельи Скровеньи, которого великий Данте поместил в седьмой круг ада в своей «Божественной комедии». Могила самого Энрико находится в апсиде храма, а его портрет можно увидеть на фреске «Судный День» Джотто.

Часовня была пристроена к новому дворцу, построенному по заказу Энрико, и, по всей видимости, служила семейной церковью. При этом в ней также проводились некоторые публичные обряды, связанные с празднованием Благовещения Девы Марии.

Помимо цикла фресок Джотто часовня выделяется, разве что, арочным сводом. «Судный День» Джотто занимает целую стену над входом в часовню. Напротив можно увидеть необычное изображение Господа на небесах, посылающего ангела на землю. Каждая стена разделена на три цикла фресок, каждый из которых в свою очередь состоит из четырех изображений площадью два квадратных метра. Одной из самых захватывающих картин в часовне является «Поцелуй Иуды» кисти того же Джотто – момент предательства, ознаменовавший первый шаг Иисуса на пути к распятию.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook