Ферапонтов монастырь всемирное наследие. Ферапонтов монастырь и уникальные фрески дионисия

Год включения в Список всемирного наследия: 2000

Ферапонтов монастырь располагается на севере европейской части России, в Вологодской области, более чем в 400 км севернее Москвы.

В самом конце XIV в. монах московского Симонова монастыря Ферапонт в поисках места уединения побывал в районе обширного Белого озера. Затем он вернулся туда вместе с настоятелем своего монастыря преподобным Кириллом, учеником Сергия Радонежского. Они поселились на берегу небольшого Сиверского озера, где затем Кирилл основал монастырь, названный Кирилло-Белозерским. Но Ферапонт пробыл с Кириллом недолго, и в 1398 г. неподалеку отсюда, на берегу Бородавского озера, основал свой – Ферапонтов монастырь. А в 1409 г. здесь было возведено первое деревянное строение – церковь. После смерти Ферапонта игуменом этого монастыря стал его ученик Мартиниан, при котором монастырь разросся, став к тому же крупным центром просвещения: здесь была большая библиотека, переписывались книги, бывали известные церковные иерархи.

Архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря, по сравнению со многими другими обителями на севере России, отличается компактностью и весьма небольшими размерами, а сложился он преимущественно в период XV — XVII вв. В этот комплекс входит 6 основных каменных строений, обнесенных невысокой стеной: собор Рождества Богородицы (1490 г.), церковь Благовещения с трапезной палатой (1530−34 гг.), Казенная палата (середина XVI в.), церковь Св. Мартиниана (1640−41 гг.), «Святые ворота» с двумя надвратными церквями (1649−50 гг.) и колокольня (1680−е гг.).

Самое старое сооружение этого ансамбля – собор Рождества Богородицы – традиционный для русского Севера одноглавый храм с куполом и крытой галереей. Оно же и самое знаменитое, поскольку примерно в 1502 г. имевший к этому времени уже большой опыт и заслуживший широкую известность живописец Дионисий (рожден ок. 1440, умер после 1503 г.), вместе с тремя сыновьями, создал здесь свои знаменитые фрески, покрывшие все внутреннее пространство храма от пола до потолка. Общая площадь росписей – 600 кв. м.

Искусствоведы отмечают, что «во фресках Дионисия царят грация и мера, согласие и благородство, гармония и свет». И действительно, поражает легкость, «воздушность» всех изображенных фигур, выполненных к тому же с изысканным сочетанием нежных красок – розовых, белых, зеленых, фиолетовых, пурпурных, охристых, при явном господстве синего цвета.

Большая часть фресок посвящена Богородице, к примеру, наружную часть западной стены украшает прекрасное изображение, посвященное празднику Рождества Богородицы. Самое священное место храма – алтарь – также украшено изображением Богородицы: здесь она предстает в царственно-божественном облике, с младенцем Христом на руках, и в окружении коленопреклонных ангелов. Много росписей посвящено евангельским сюжетам – поучительным философским рассказам о рождении и жизни Христа, и о совершенных им чудесах. Это, к примеру, фрески: «Путешествие волхвов», «Поклонение волхвов», «Исцеление кровоточивой», «Исцеление двух слепых», «Притча о десяти девах» и т.д. Здесь можно увидеть и сложную композицию под названием «Страшный суд», изображающую грешников, Ад, Сатану и т.д.

Примечательно, что настенная живопись собора Рождества Богородицы, которой исполнилось уже 500 лет, – это единственное (из дошедших до наших дней) масштабное и целостное произведение Дионисия, величайшего представителя московской средневековой школы живописи. Важно отметить, что фрески эти никогда не подвергались серьезной реставрации, их также пощадило время. Так что сохранились они почти в первозданном виде, в чем и состоит их особенная – общероссийская и также глобальная ценность.

Сам же монастырь являет собой прекрасно сохранившийся образец православного монастырского комплекса XV-XVII вв., т.е. периода, имевшего огромное значение для формирования российского государства и развития его культуры.

Удаленный от центральных районов страны Ферапонтов монастырь нередко становился местом ссылки опальных церковных деятелей. В конце XV в. тут находился в ссылке киевский митрополит Спиридон, а в 1666–1676 гг. здесь томился патриарх Никон, инициатор церковной реформы, вызвавшей раскол в жизни русской православной церкви.

В дальнейшем монастырь начал приходить в упадок, и в конце XVIII в. был закрыт. В начале XX в. он возродился, и стал женским монастырем, но в 1923 г. был закрыт снова. Ныне в Ферапонтовом монастыре действует Музей фресок Дионисия, который является филиалом Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника; сюда, в селение Ферапонтово, ежегодно приезжают тысячи туристов, но здесь также производится богослужение.


Подробная информация о достопримечательности. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.


Фото и описание

Ферапонтов монастырь был основан сподвижником преподобного Кирилла Белозерского – святым Ферапонтом в 1938 г. Расположен монастырь в 120 км от Вологды. Ферапонтов монастырь невелик: четыре храма, трапезная, колокольня и казённая палата огорожены не очень высокой оградой из кирпича.

Широкую известность монастырь приобрел благодаря деятельности преподобного Мартиниана, являющегося духовником Василия II. Во второй половине XV – начале XVI века монастырь стал немаловажным духовным, идеологическим и культурным центром Белозерья. Старцы монастыря имели серьезное воздействие на политику Москвы. В начале XVII в. Ферапонтов монастырь владел несколькими селами, полусотней деревень, пустошами и крестьянами в количестве более трехсот человек.

Ансамбль монастыря поражает тихим очарованием, уютом, единением с природой. Первые постройки монастыря сооружались из дерева. Каменные строения начинают возводить в конце XV века. Первым был воздвигнут собор Рождества Богоматери, который был одним из первых соборов, возведенных из камня на севере России. Собор является самым древним сооружением монастыря.

Росписью собора занимался Дионисий - известный и популярный художник-иконописец того времени. Расписывать собор Дионисию помогали сыновья. Площадь росписи стен собора составляет 600 кв. м. Радуют глаз мягкие цвета росписи и многочисленные сюжеты. Стены собора были расписаны за тридцать четыре дня.

Рождественский собор кажется исключительно легким, изысканным, стройным. Особым нарядом отличается западная сторона. Основу ее убранства составляет декоративный пояс, состоящий из двух ярусов, выложенный из сверкающих изразцовых плиток. Выше расположен узорчатый карниз. Щедро обработаны барабан центральной главы, а также кокошники и полукружия апсид алтаря. В их оформлении представлены все разновидности декора - изразцовые пояса, балясины, фигурные ниши.

К собору примыкают двухъярусные переходы с встроенной по середине колокольней. Они ведут к церкви Благовещения, которая была построена в 1530-1534 гг. Это храм кубической формы, с одной главой, поделенный на три этажа-яруса. Первый, нижний этаж, занимали хозяйственные кладовые, помещение для богослужения размещалось на втором этаже, на третьем располагалась колокольня. Не совсем обычно было и завершение храма. Округ высокого барабана цилиндрической формы, который был увенчан вычурной главой, сгруппированы колокольня, маленькие комнатки, имеющие предназначение "тайников" и книгохранилищ, ходы сообщения.

Основной вход в монастырь – это Святые ворота. Они были сооружены в 1649 г. Главный фасад их красочен и наряден. Узкие и длинные окна обрамлены вытянутыми наличниками, имеющими килевидный острый верх. Под карнизом – узорчатые пояса в два ряда. Венец мастерства и таланта зодчего представляют шатры, обработанные с большим вкусом.

В 1614 году обитель основательно разграбили поляки. Однако особо ценные святыни монахи сумели спрятать и сохранить. Постепенно, начиная с конца 17 века, в обители начинается упадок. Сооружения монастыря, можно сказать, единственные на севере России, сохранившие все типичные особенности интерьера и декора.

По решению Святейшего синода в 1798 году монастырь закрывают. Многие здания были разрушены или перестроены. В 1904 году монастырь начинает функционировать как женский. Его снова закрывают в 1923 году. В 1975 году начинается формирование музея. В наши дни в его стенах располагается музей фресок Дионисия. На сегодняшний день это самые старейшие сохранившиеся фрески древней Руси.


Описание дополнено:

Н.Н. 06.10.2012

Ферапонтов монастырь был основан преподобным Ферапонтом в конце 14 века, но вскоре основатель отбыл в Можайск, а его детище стало приходить в упадок. В конце 15 века в монастыре произошел пожар, после чего началось каменное строительство на территории монастыря. В 1490 году был построен каменный соб
Показать весь текст

Ферапонтов монастырь был основан преподобным Ферапонтом в конце 14 века, но вскоре основатель отбыл в Можайск, а его детище стало приходить в упадок. В конце 15 века в монастыре произошел пожар, после чего началось каменное строительство на территории монастыря. В 1490 году был построен каменный собор Рождества Богородицы. В 16 веке строится церковь Благовещения с трапезной, Гостевая палата и другие служебные постройки. В середине 17 века возводятся надвратные церкви Богоявления и Ферапонта на Святых вратах, шатровая церковь и колокольня. В 19 веке монастырь был обнесен каменной оградой, а в 1924 году закрыт. В 1975 году в монастыре был открыт Музей фресок Дионисия, а в 2000 году ансамбль Ферапонтова монастыря был внесен в Список мирового наследия ЮНЕСКО.
Святые ворота Ферапонтова монастыря представляют собой призматический объем с двумя легкими стройными шатрами, увенчанными маленькими главками. Широкий проход этих ворот со сводом ведет внутрь монастырского ансамбля.
Наибольшее художественное значение имеет собор Рождества Богородицы. Он был построен в 1491 году ростовскими мастерами. Собор по типу напоминает московские храмы 15 века. Объем здания кубический с килевидными закромами и лопатками на фасадах. Стены покрыты узорной кладкой из кирпича. Под закомарами стены декорированы широким поясом с растительным орнаментом из матово-красных плиток. Такая же декоративная обработка введена в апсидах и в верхней части высокого барабана со шлемовидным куполом.
Внутри собора все стены, столбы и своды расписаны фресками. Росписи Ферапонтова монастыря были выполнены знаменитым живописцем Дионисием и его двумя сыновьями. Дионисий при работе пользовался красками, полученными из местных пород минералов, что помогло ему создать богатую цветовую гамму красок.
Живопись собора посвящена Богородице. Она изображена в центре храма и в крупных композициях на стенах. В третьем ярусе размещены сцены Акафиста Богоматери. Дионисий и его мастера стремились раскрыть светлый человеческий образ Марии, отсюда этот оптимистический тон их живописи. В куполе храма размещена фреска "Пантократор" с евангелистами на папирусах.
Храм Рождества Богородицы был холодным. Службы в нем проводились только в теплое время года. Теплой церковью была церковь Благовещения, стоящая рядом, построенная немного позднее вместе с трапезной. В 19 веке трапезная была превращена в церковь, а бывшая церковь стала алтарной частью новой церкви.
В 1975 году в монастыре был учрежден Музей фресок Дионисия, входящий в состав Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Коме того, здесь располагаются еще две экспозиции. Одна из них размещена в церкви Благовещения и посвящена истории и церковному искусству, а другая – этнографическая в Трапезной палате.

Ансамбль Ферапонтова монастыря

В Средние века Ферапонтов монастырь, расположенный в 20 километрах от Кириллова, между Паским и Бородаевским озерами, славился как обитель благочестия и просвещения. В наши дни он известен на весь мир благодаря уникальному архитектурному ансамблю и фрескам Дионисия, который создал целое художественное направление в древнерусской живописи. Здесь же находится Рождественский храм - самый древний из каменных храмов Русского Севера и единственное в России сооружение ХV века, в котором древние фрески сохранились нетронутыми. На площади около 600 м² размещено более 300 сюжетов. В 2000 году Ферапонтов монастырь внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.





1. Каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы (1490 год), прежде всего, знаменит росписями Дионисия.

2. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (1534 год) строился на пожертвования царя Василия III в честь рождения наследника - будущего царя Ивана Грозного. Под этим храмом находится обширное помещение, в нем некогда размещались монастырские кухня и трапезная.

3. Церковь Мартиниана (1640 год) возведена над гробницей бывшего игумена и освящена в его честь.

4. Церкви над Святыми вратами - одна в честь Богоявления Господня (1649 год), другая - во имя преподобного Ферапонта - последние крупные каменные постройки в обители.

5. Казенная палата (ХVI век) - массивное двухэтажное здание под двускатной кровлей, расположенное справа от Святых врат.

6. Шатровая колокольня Ферапонтова монастыря. Дата ее постройки неизвестна, но по архитектурным формам она скорее может быть отнесена к ХVII столетию.


Небольшой Ферапонтов монастырь - одно из тех мест, которые навсегда остаются в памяти. Согласно церковному преданию, эта древняя обитель была основана после чудесного явления Богородицы иноку Симонова монастыря Кириллу. Тот поделился откровением с постриженником Ферапонтом, происходившим из боярского рода Поскочиных. Вместе они решили отправиться на берега Белого озера. Здесь иноки нашли холм, с трех сторон окруженный озерами. Кирилл узнал явленное ему в видении место и сказал: «Се покой мой в век века, здесь поселюсь, как изволила Пречистая». Путникам в то время уже исполнилось по 60 лет. Ферапонт недолго прожил на Белом озере, продолжив поиски молитвенного уединения. В 1398 году в живописном месте, на холме, меж двух озер выкопал он себе первую землянку. Скоро вокруг нее собралась небольшая община. Старец-игумен не только духовно наставлял братию, но и выполнял самые тяжелые послушания: колол дрова, носил воду. Упокоиться в основанной им обители преподобному Ферапонту не пришлось. По просьбе князя Андрея Михайловича он отправился в окрестности Можайска, чтобы основать Лужецкий монастырь. Там же с 1426 года покоятся его мощи.






Долго ученики Ферапонта ждали нового духовного наставника. Им стал Мартиниан, ученик Кирилла Белозерского. Глубоко образованный, талантливый переписчик Мартиниан собрал в монастыре, который он возглавлял четверть века, обширную для того времени библиотеку. Известен он и тем, что поддержал свергнутого с престола и ослепленного князя Василия Темного. Вернув себе московское княжество, тот в благодарность предложил Мартиниану игуменство в Троице-Сергиевой лавре.






При Мартиниане же перестроили деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенную в 1409 году. А каменной она стала уже при его ученике Иоасафе, архиепископе Ростовском. По преданию, молодой князь Оболенский услышал на своем свадебном пиру от юродивого, протянувшего ему цветочный венок: «Вот тебе, Иванушка, архиерейская шапка». Вскоре молодая княгиня умерла при родах, а ее опечаленный супруг принял монашеский постриг в Ферапонтово под именем Иоасафа. Немалые средства он пожертвовал на главный храм монастыря - каменный Рождественский собор, строительство которого было завершено в 1490 году. А двенадцать лет спустя московский иконописец Дионисий с сыновьями Владимиром и Феодосием расписали храм. Дионисий - крупнейший после Андрея Рублева художник Древней Руси. Его кисти принадлежали фрески в Пафнутиевом Боровском, Иосифо-Волоколамском, Павлово-Обнорском монастырях, но сегодня в неизменном виде они сохранились лишь в Ферапонтово.






Роспись Рождественского собора посвящена как земной жизни Матери Божьей, так и богословскому толкованию Ее образа. Например, в верхнем ярусе храма размещены аллегорические сцены из Акафиста Богоматери. Среди изображений вселенских святых появляются и образы Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского, канонизированных незадолго до написания фресок.

Цвета фресок нежные, в колорите преобладают бледно-зеленые, светло-желтые и белые тона, вместо красного мастера использовали розовый цвет. Мягкая, спокойная композиция должна настраивать паству на молитвенный лад.






Подобно другим северным монастырям Ферапонтово служил и темницей для непокорных. Десять лет провел здесь в ссылке реформатор Никон, лишенный патриаршего сана. Бывший «Великий Государь всея Руси» сам построил себе келью. Когда опальному патриарху режим немного смягчили, он, желая оставить потомкам память о своих обидах, своими руками насыпал на дно озера крупных камней. На получившемся небольшом острове установил крест с надписью: «Сей Животворящий Крест Христов поставил смиренный Никон, Божиею милостию патриарх, будучи в заточении за Слово Божие и за святую Церковь на Белоозере в Ферапонтове монастыре в тюрьме». Злопыхатели обвиняли опального иерарха, любившего проводить время на острове, в общении с диаволом. Якобы тот являлся к патриарху в образе змия и сообщал все, что говорилось про Никона в народе. Власти также противились лечению местных жителей, которые, прослышав о его даре целителя, толпами повалили в монастырь. По евангельской традиции Никон читал над ними молитвы и помазывал освященным маслом. Отвечая на обвинения, он свидетельствовал, что «от этого его лекарства милость Божия и исцеление многим людям бывало, а про то он не слыхал, чтоб от его лекарства кто умер». Однако следственным властям, посланным Собором 1676 года, велено было «все Никоновы лекарства, коренья, травы, водки, мази сжечь на огне и бросить в реку, чтоб от него ничего не осталось».






В следующем, XVIII столетии, монастырь постепенно приходил в упадок, а в конце и вовсе был закрыт по решению Синода. Известный писатель Андрей Николаевич Муравьев, посетивший Ферапонтово в середине ХIХ века, оставил о нем такие воспоминания: «Так величава наружность Ферапонтовой обители и так живописно ее местоположение, что нельзя не пожалеть о ее запустении».


«Вид Ферапонтова монастыря», литография с акварели Ф.Д. Иванова, 1809
На литографии XIX в. Ферапонтов монастырь изображен спустя 11 лет после закрытия.

Видимо, подобные мысли приходили в голову не только ему, и в декабре 1903 года было принято решение о возобновлении монашеской жизни в обители. На этот раз здесь открылся женский монастырь. Туда по благословению игумении Леушинского монастыря Таисии перебрались несколько сестер. Не успели инокини восстановить обитель, как наступили смутные революционные времена. В 1918 году настоятельницу Ферапонтова игуменью Серафиму расстреляли, но монастырь окончательно закрыли лишь в 1924-м.

Современный музей фресок Дионисия появился на территории монастыря в 1975 году, формально он является филиалом Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Сегодня здесь ведется научно-исследовательская и просветительская работа. В то же время с лета 1990 года возобновились службы в небольшой надвратной церкви Богоявления, которую некогда отвели для молитв патриарху Никону.

По словам поэта Юрия Кублановского, «пока звонят колокола у Сергия Радонежского, в Кириллове, в Ферапонтове... хочется верить, что ферапонтовское „послание“ Дионисия, чудом до нас дошедшее, чудом нам возвращенное, не только наше прошлое, но и залог чаемого всеми нами русского возрождения».



Секрет мастера

У специалистов вызывает большой интерес удивительная сохранность цвета фресок Дионисия. Согласно одной из легенд, мастер собирал для их изготовления разноцветные камешки на берегу монастырского озера.

Этой легенде нашлось продолжение: якобы, когда в 1946 году началась реставрация Успенского собора Московского Кремля, Управление коменданта Московского Кремля отправило экспедицию по сбору красящих камней «для лучшего восстановления палитры художника Дионисия». Секретная экспедиция собрала в Ферапонтово более тонны камней и глины и доставила в Москву тоже в условиях повышенной секретности.


«Патриарх Никон с клиром», середина XIX в.

В 1666 г. на Московском церковном соборе патриарха Никона лишили патриаршества и священства и сослали простым монахом в Ферапонтов монастырь. Здесь у него была собственная церковь, где служили его приближенные.


Фрагмент иконы «Пророк Аарон», мастерская Дионисия, из иконостаса Рождественского собора Ферапонтова монастыря, 1502

Одновременно с росписями соборной церкви Ферапонтова монастыря в мастерской Дионисия создавали иконостас. До нашего времени сохранились иконы деисусного чина, местного, пророческого и праотеческого рядов.

Ферапонтов монастырь , расположенный в Вологодской области, около четырех столетий был центром просвещения Белозерского края. Сегодня он не действует, но паломники по-прежнему посещают обитель, чтобы поклониться мощам святых. Бывают здесь и туристы, которые хотят полюбоваться монастырским ансамблем, увидеть удивительные фрески, созданные православным иконописцем и художником Дионисием. Здесь же открыт музей его фресок. Ансамбль монастыря включен в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО.

Ферапонтов монастырь – где находится эта обитель

Как добраться до монастыря

  • Удобнее всего добираться сюда автомобилем : если вы едете из Вологды, двигайтесь на север по Р5, а из Череповца – в северную сторону по Р6, проехав Белозерск, Иванов Бор, Кириллов.
  • Из или можно приехать в или Череповец поездом, а там сесть на автобус до Вытегры или на Липин Бор. Они проходят по дороге, которая расположена в двух километрах от Ферапонтово, и останавливаются по требованию.
  • Если вы не хотите идти пешком, добраться в Ферапонтово можно из Кириллова, откуда дважды в неделю, по вторникам и четвергам, в это село ходят рейсовые автобусы .

Посещение обители, режим работы

Поскольку обитель на текущий момент не действует, поклониться мощам можно в любое удобное время.

А вот туристам, которые хотят побывать в музее фресок Дионисия, который расположен на территории Ферапонтова монастыря, следует учесть, что с начала мая до конца сентября экспозиции открыты ежедневно, а вот в остальное время по понедельникам сюда не попасть.

График работы: с начала мая до восьмого сентября – с 9.00 до 18.00, в остальное время – до 17.00.

Расписание богослужений

В надвратном храме этой обители проходят богослужения.

Где остановиться неподалеку

Паломникам удобнее всего остановиться в селе Ферапонтово, где есть гостиница на тридцать номеров.

Летом лучше заранее забронировать место по телефону 4-92-81.

Также можно снять жилье у местных жителей – «зеленый туризм» здесь активно развивается.
Тем, кто планирует полюбоваться не только ансамблем Ферапонтова монастыря, но и побывать в Вологде и других городах неподалеку, проще всего забронировать гостиницу в самой же Вологде.

Архитектурные и культурные памятники монастыря

Монастырь был основан в конце XIV века , когда Ферапонт, сподвижник Кирилла Белозерского, удалился от своего учителя, поселившись в этих краях. В созданной им обители Ферапонт прожил недолго – через несколько лет он отправился в Можайск, где основал Лужецкий Ферапонтов монастырь.
С середины XV века обитель становится достаточно известной, поэтому многие именитые дворяне жертвуют ей немалые суммы. На эти деньги строится церковь Благовещения, трапезная, казенная палата, колокольня.
Сегодня комплекс сохранился не полностью: хозяйственные постройки и деревянные кельи не уцелели.

  • Собор Рождества Богородицы – это не только «визитная карточка» Ферапонтова монастыря, но и самая древняя из каменных северных русских церквей. Главная ее достопримечательность – это роспись, которую выполнил Дионисий с сыновьями, украсив всю внутреннюю поверхность, а также создав две наружные работы.
  • Благовещенская церковь и трапезные палаты были построены на средства, которые Василий III выделил по случаю рождения сына. Сегодня в трапезной действуют музейные экспозиции.
  • Храм-усыпальница Мартиниана – музеем сюда добавлены иконы (часть оригинального иконостаса не сохранилась), однако были сделаны и преобразования храма.
  • Святые врата. Архитектура надвратных церквей сохранилась полностью; реставрированы некоторые иконы.
  • Казенная палата сегодня служит библиотекой и фондом музея, а на первом ее этаже размещена экспозиция. Здание отличается некультовой архитектурой, а в западной стене расположена каменная лестница.
  • Колокольня с башенными часами , реставрация которых продолжается. Сегодня в ней снова установлен набор из семнадцати колоколов, однако старинных из них лишь шесть.

    Знаете ли вы? В музее хранятся не только экспонаты, относящиеся к XIV-XVII векам, но и языческий идол Ярины, который символизирует плодородие и относится к IX веку.

  • Особенного внимания заслуживают фрески Дионисия : из всех работ иконописца только роспись в Ферапонтовом монастыре не вызывает споров об авторстве. Работу художник выполнял с двумя сыновьями, причем закончил ее за тридцать четыре дня. С тех пор храмы не перестраивались, фрески не реставрировались, однако и сегодня поражают своими тонкими линиями, мастерски подобранными цветами и иллюзией движения: глядя на них, кажется, что сюжеты постоянно меняются, плавно перетекая из одного в другой.

Святыни

Хотя сегодня монастырь и не действует, здесь хранятся мощи святых, а также икона Божьей матери «Скоропослушница». Написали ее в начале прошлого века иконописцы с горы Афон и сделали это специально для восстановленного монастыря.

  • Мощи Мартиниана Белозерского хранятся в церкви имени этого святого.
  • Мощи архиепископа Иоасафа и преподобного Галактиона Белозерского хранятся в том же храме.
  • Здесь же хранится и фелонь Иоана Кронштадтского , подризник преподобного Мартиниана.

Ферапонтов монастырь на фото

  • Уникальная роспись Ферапонтова монастыря достойна того, чтобы любоваться ею часами.
  • Внешне храм Рождества Богородицы выглядит внушительно и даже немного строго.

  • Возле усыпальницы преподобного Мартиниана сохранились фрагменты фресок.
  • Обитель расположена на холме между озерами.

Ферапонтов монастырь — видео

Ферапонтов монастырь – это не только обитель, за многие столетия намоленная иноками, но и прекрасный архитектурный ансамбль, расположенный в тихом и очень уютном месте. Изящные фрески работы Дионисия, высокие своды храмов, особенная атмосфера, настраивающая на мысли о вечном – все это стоит увидеть и ощутить.

Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь основан на рубеже XIV –XV веков, в период расширения политического влияния Московского великого княжества, около 400 лет был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае.

История Ферапонтова монастыря в некоторых узловых моментах соприкасается с важными историческими событиями эпохи становления Русского централизованного государства, тесно связана с основными историческими событиями, происходившими в Москве в XV – XVII веках: пленением и ослеплением великого князя Василия II Темного, утверждением власти первого «государя всея Руси» Ивана III, рождением и правлением первого русского царя Ивана IV, становлением династии Романовых, ссылкой патриарха Никона.

Традиционно за дату основания Ферапонтова монастыря принимается 1398 г. В это время на холме между двух озер, Бородаевским и Паским, отдельно поселяется сподвижник преподобного Кирилла Белозерского Ферапонт. Спустя несколько лет, подчинившись настоянию белозерского князя Андрея Дмитриевича Ферапонт ушел под Москву, в Можайск, и основал второй свой монастырь – Лужецкий.

Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преподобного Мартиниана, духовника Василия II, бывшего в 1447 – 1455 гг. игуменом Троице-Сергиева монастыря.

Во второй половине XV – начале XVI века Ферапонтов монастырь стал значительным духовным, культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы.

Наряду с Кирилло-Белозерским монастырем он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие). Из его стен на рубеже XV – XVI вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны - архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт.

В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий.

Все XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются владыки Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.

С обретением мощей преподобного Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту вкладов и доходов.

Богатейшему вотчиннику Белозерья – Ферапонтову монастырю в начале XVII в. принадлежало несколько сел, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV – XVII вв.

В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки - каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.

В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода.

В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой.

В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924.

В настоящее время в памятниках Ферапонтова монастыря размещается Музей фресок Дионисия, имеющий статус историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Музей, возникший в начале XX века, на протяжении 1930-1960-х годов осуществлял охрану памятников с помощью только одного сторожа. С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы. В конце 2000 года ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Здания монастыря, пожалуй, единственные на Русском Севере, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook