Ферганистан, или самая средняя азия. Города Ферганской долины - история в фотографиях — LiveJournal Регион Ферганы и Ферганской долины

Ферганская долина

Ферганскую долину за ее богатство и живописность называют жемчужиной Центральной Азии. Долина окруженная горами Тянь-Шаня и Гиссаро-Алая, и лишь на западе открывает ворота Сырдарье.

В истории и культуре Центральной Азии Ферганская долина всегда играла значительную роль. Так, сообщения о ферганском государстве Давань содержатся уже в первых китайских летописях, а в средние века это был один из ведущих уделов Мовароуннахра. О том, что в древности долина была средоточием различных цивилизаций, напоминают следы античных городищ и памятники средневековья.

Сегодня Ферганская долина - один из самых цветущих регионов Узбекистана. Кольцо богатых оазисов обнимает Фергану. Вдоль северной границы долины течет Сырдарья, образованная слиянием рек Карадарья и Нарын. Их водами питаются крупные магистральные каналы - Большой, Северный и Южный Ферганские - первенцы всенародных строек двадцатого столетия. В оазисах расположены крупные города - Фергана, Коканд, Андижан, Наманган. А на селе давно уже господствует культурный ландшафт - бескрайние поля хлопчатника, прорезанные веерами арыков, зеленые массивы садов, бахчей и виноградников. Вдоль автомобильных дорог тянутся аллеи тополей и шелковицы, платанов и карагачей.

Один из древнейших городов Центральной Азии, Маргилан помнит нашествие Александра Македонского. Из исторических источников известно, что великий завоеватель прошел путь от Ходжента до Узгена и обратно через город, впоследствии названный Маргиланом. В Х веке Маргилан был крупнейшим городом Ферганского оазиса , славившегося своими шелковыми тканями, которые по Великому шелковому пути купцы вывозили в Египет и Грецию, Багдад, Хорасан и Кашгар. И сегодня Маргилан можно назвать шелковой столицей Узбекистана. Здесь производят знаменитые "хан-атласы", вытканные и окрашенные вручную по старинной технологии.

В 1876 году, после присоединения Кокандского ханства к Российской империи, в 12 километрах от Маргилана был выстроен город, получивший название Новый Маргилан и ставший центром Ферганской области. Строительство нового города с первых дней велось по регулярному плану, который в общих чертах сохранился до наших дней. Новый Маргилан, последовательно переименованный сначала в Скобелев, а потом в Фергану, возводился по веерной радиально-кольцевой системе, центром которой стала крепость, сооруженная на господствующей высоте к югу от города. В общем, план Ферганы в известной мере повторял план Санкт-Петербурга. Фергана относительно всех своих соседей-долгожителей является достаточно молодым городом, которому в 2014 году исполнилось всего 137 лет. Исключительно ценным памятником по истории Ферганы является "Бабурнаме" - мемуары Захириддина Бабура (1483 - 1530 годы), уроженца и правителя Ферганы, впоследствии основателя империи Великих Моголов в Индии. Бабур с любовью описывает Ферганскую долину, ее города, горы, климат, растения, животных, сообщает о жизни населения.

Заметный рост города начался только в двадцатом веке и в особенности после достижения республикой независимости. Сейчас Фергана является важным индустриальным центром Узбекистана, занимая по объему производства второе место после Ташкента. За последние годы в городе появилось много современных сооружений - комфортабельная многоэтажная гостиница, красивый теннисный корт, крытый городской рынок, большая парковая зона с цветниками и фонтанами.

В пятидесяти километрах от Ферганы находится небольшой город Риштан. С древних времен риштанцы славились своими керамическими изделиями. На протяжении восьмисот лет из поколения в поколение передают мастера секреты производства керамических изделий из местных сортов красной глины и глазури из природных минеральных красителей и золы горных растений. Большие блюда "лаганы", глубокие чаши "шокоса", кувшины для воды, сосуды для молока, украшенные орнаментом из глазури "ишкор" незабываемых бирюзовых и ультрамариновых цветов, принесли риштанским мастерам известность на многочисленных международных выставках, украшают экспозиции многих музеев мира и частные коллекции.

Главным городом Ферганской долины долгое время оставался Коканд. Первые письменные свидетельства о городе Хавоканде встречаются в летописях Х века как о городе, лежавшем на Великом шелковом пути и славившимся своими ремеслами. В XVIII-XIX веках он являлся столицей сильного Кокандского ханства, распространившего свою власть на большую часть нынешнего Узбекистана и территорию сопредельных государств. Коканд был крупным религиозным центром. В годы расцвета в городе имелось тридцать пять медресе и сто мечетей. К сожалению, большинство из них разрушены временем, землетрясениями и советской властью.

Кокандом правили 29 ханов, но, пожалуй, наиболее известным из них был последний - Худояр-хан, правивший с 1845 по 1876 годы. Он четырежды терял трон и четыре раза восстанавливал свою власть. В 1868 году Худояр-хан признал себя вассалом российского императора, через восемь лет он вместе со своими приближенными, четырьмя женами и гаремом прибыл в Ташкент, где передал генерал-губернатору Туркестанского края государственную печать и другие атрибуты власти. Так закончилась история существования Кокандского ханства.

На Востоке говорят: новый правитель - новая монета. Можно сказать и так: новый правитель - новый дворец. В бурной истории Коканда дворец Худояр-хана, сохранившийся до наших дней, был уже седьмой резиденцией правителей - и это лишь за полтора столетия.

Великолепный дворцовый комплекс, выстроенный в 1871 году зодчим Мир Убайдулло, украшали лучшие мастера из разных городов Ферганской долины. Фасады дворца декорированы орнаментом из керамических изразцов, интерьеры украшены резным ганчем и многоцветной росписью. Дворец, обнесенный резной каменной оградой, состоял из семи небольших внутренних дворов и 119 комнат. Над главными воротами была начертана арабская надпись: "Великий Сеид Мухаммад Худояр-хан". Сейчас в бывшем дворце расположен городской краеведческий музей.

Крупнейшим религиозным центром города было медресе Норбутаби, построенное в конце XVIII века. После обретения республикой независимости это медресе было вновь открыто и сейчас в нем обучается более восьмидесяти студентов. Прекрасным образцом исламской архитектуры является соборная Джума-мечеть, возведенная в начале XIX века. Перекрытия айвана опираются на 98 резных колонн из столь твердого дерева, что его называли "каменным". Уникальный потолок мечети выполнен из украшенных изящной росписью деревянных плакеток "васса", уложенных поперек покрытых орнаментом балок. Перед мечетью высится минарет, видимый с любой точки города. ферганский давань узбекистан

Особенностью Коканда было и то, что здесь, в отличие от других азиатских городов, не существовало разделения на старый и новый город. После присоединения Коканда к России ханский дворец был превращен в крепость, а через городские кварталы-махалли проложены магистрали. Здания европейской архитектуры из жженого "николаевского" кирпича, воздвигнутые вдоль этих проспектов, находились в окружении построек старого Коканда. Город быстро превратился в крупный центр капиталистической деятельности в Туркестане, превосходя по количеству банков даже Ташкент. Так, на одном из сохранившихся до наших дней здании, построенном в начале ХХ века в стиле модерн, сохранилась даже надпись на фронтоне - "Русско-Азiатскiй банк".

В кольце ферганских городов особое место занимает Наманган, родина знаменитого узбекского поэта Машраба. Недалеко от Намангана находятся развалины древнего города Аксикента. Археологические исследования показали, что город имел цитадель и мощные крепостные стены. Здесь была развита торговля и ремесленное производство. До ХIII века Аксикент был столицей Ферганской долины. Но затем город был разрушен монголами, а в ХVII веке - сильнейшим землетрясением. Годом основания Намангана можно считать 1582, когда шейбанидский правитель Абдаллах II пригнал сюда, на север Ферганской долины, многочисленных пленных, взятых во время удачного похода в Хорасан. А в начале ХVII века после землетрясения сюда переселились жители Аксикента. В середине XVIII века город стал административным центром вилоята. В 1875 году Наманган вошел в состав России. Тогда же был заложен по регулярному плану новый город. Его отделяла от старого города крепость, от которой, по уже сложившемуся порядку, веером расходились радиальные улицы. В начале ХХ века Наманган был вторым по населению городом и центром по обработке хлопка в Ферганской долине. В это же время строятся культовые здания - мавзолей Ходжи Амина, медресе Мулло-Кыргыз и другие, сохранившиеся до наших дней.

Недалеко от Намангана находится город Андижан, родина Захириддина Бабура, поэта, автора знаменитого эпоса "Бабур-наме", полководца, государственного деятеля, завоевавшего Индию и основавшего империю Великих Моголов.

По возрасту Андижан - один из древнейших городов Ферганской долины. Уже в первом веке нашей эры он входил в состав Кушанского царства. В тридцати километрах от современного города расположено городище Эриш - столица древнего государства Давань, славившегося быстроногими скакунами. Отсюда таких лошадей, как величайшую драгоценность, поставляли ко двору китайских императоров. В девятом-десятом веках Андижан стал владением Саманидов. В пятнадцатом веке правителем Андижана был темурид Бабур. Вот что он писал о родном городе:

"В Фергане семь городов, пять из них на южном берегу реки Сейхун, два - на северном. Один из городов на южном берегу - Андижан, который находится посередине. Это - столица области Ферганы . Хлеба там много и плоды изобильны, дыни и виноград хороши. В Мавераннахре, кроме Самарканда и Кеша, нет крепости больше Андижана. В городе трое ворот, арк Андижана находится на южной стороне. Вода поступает в город по девяти каналам; самое удивительное, что она потом не выходит ни в одном месте. Жители Андижана - все тюрки; в городе и на базаре нет человека, который бы не знал по-тюркски. Говор народа сходен с литературным, сочинения Алишера Навои, хотя он вырос и воспитывался в Герате, написаны на этом языке..."

В 1902 году Андижан сильно пострадал от землетрясения, город был практически заново отстроен. Из архитектурных памятников предыдущих столетий сохранилось медресе Джами.

Сегодня Андижан - один из крупнейших промышленных центров Узбекистана. Здесь построено совместное узбекско-корейское предприятие по выпуску легковых автомобилей, есть машиностроительный завод, хлопчатобумажный комбинат, трикотажная фабрика. Город окружен плодовыми садами, хлопковыми и пшеничными полями.

Ферганскую долину - большой цветущий оазис с самыми плодородными землями в Центральной Азии и прекрасным климатом - по праву называют Золотой долиной.

Тайны средневекового города.

Природа окрестности Ферганы уникальна. Есть бесконечные равнины и пустыни, зеленые оазисы и величественные горные массивы. В областях непревзойденных ландшафтов, был создан заповедник, где произрастают редкие разновидности растений и водятся редкие животные.

Здесь Вы можете увидеть дюны, рощи и скалистые степи, область с плодородными грунтовыми землями и непроницаемыми чащами, прибрежные леса и величественные горы с невероятным разнообразием флоры и фауны.

Здесь создаются удобные условия для путешествия и досуга, где каждый может выбрать что-нибудь для себя. Вы можете попробовать пешую ходьбу или прохождение через крутые уклоны и скалистые области, через реки и горные долины.

Маргилан уникальное место

Город узбекской Золотой Долины

Когда иностранцев спрашиваются о том, что их наиболее пленило в этом городе, многие из них часто не могут найти слова для ответа. Этот город очаровывает людей своей особенной атмосферой, которая добирается, поселяется в душу и остается с теплотой в памяти. В этих восточных городах, таких как Маргилан, Вы можете забыть о времени и погрузиться в одну из легенд рассказа Шехерезады.

Путешествие в Маргилан может подарить Вам экстраординарные эмоции от посещения маленькогооазиса Ферганской Долины.

Риштан

Бесконечный Источник Вдохновения

Риштан - одно из тех мест, которое захватывает дух улюбителей театральныхдекораций. Его нужно посетить, что бы увидеть экстраординарную красотуландшафта, пообщаться с гостеприимными людьми и увидеть невероятно прекрасные шедевры художников –керамистов.

В конце концов, это место знаменито на весь мир Риштанской керамикой. Это ремесло выжило благодаря нескольким семьям мастеров, которые передавали свое мастерство из рода в род. Керамика Риштана выделяется своим богатствомоформления. Узнать керамику этого древнего города не трудно.

Голубой цвет доминирует в этих художественных произведениях. Мастера Риштанадержали в тайне рецепт их бессмертной майолики, цвет которой, не лишается блеска со временем.

Шахимардан

Сохранность Священной земли через века

Шахимардан - маленькое село, которое находится недалеко от Ферганы, в 50 км. Этоуголок рая посреди восточной Ферганской Долины и он пленит многих своих посетителей.

Путешествие в Шахимардан приведет каждого гостя в очаровательный мир природы этого края. Вы будете иметь возможность изучать уникальные памятники природы, которые очаровывали туристов со всего света в течение многих десятилетий.

Благодаря красоте этих живописных мест, эта поездка принесет Вам много приятных впечатлений и останется в памяти на долгое время.

История Шахимардана. По следам легенд

Каждый путешественник, который хочет посетить Шахимардан, с нетерпением ждет встречи с прекрасной горной сельской местностью, которая наполнена живительным воздухом гор Алайского хребта. Шахимардан - древняя земля, покрытая легендами.Шахимардан является также и священным уголком, местом религиозного паломничества.Мусульманское предание гласит, что Шахимардан посещал сам Хазрат-Али, четвёртый халиф, зять пророка Мухаммада и здесь находится одна из 7 его возможных могил. «Шахимардан» в переводе означает «повелитель людей», что также соотносится с именем Хазрата-Али

Андижан

Блеск Средневекового Востока

Полагается, что один из главных городов ферганской Долины появился более чем две тысячи лет назад. Почти все письменные источники этого периода не сохранились. Но догадки ученых несколько лет назад подтвердили сенсационные находки. На глубине четырех метров был обнаружен археологический комплекс, который относится к 6-5 векам до н.э.

Самый древний материал раскопок - фрагменты крепости фортификаций - были найдены в юго-западной части. Археологи нашли свидетельство тому, что город не только зародился, но и развивался. Они нашли объекты, датированные 6-5 веками до н.э. в частности набор, принадлежащий к Эллинистической культуре.

Мингтепа

Все древниезагадки и тайны

Древнее имя Мингтепа - Эрши. Мингтепа - древний городище, который может очаровать своей экстраординарной красотой ландшафтов.

Расположен в восточной части города Мархамат, в 38 км от центра города Андижана. Один из крупнейших городов государства Давань(Фергана), существовавшего в 3-1 веках до нашей эры.

Приобрёл всемирную известность благодаря ремесленничеству, земледелию и «крылатым коням».

Кува

Уникальное место Золотой Долины

Ферганская долина, называемая уникальным местом в Центральной Азии, где Вы можете увидеть песок, горы и поля. Золотую Долину полностью окружают горы Тянь-шаньского хребта. И путь в долину был только один, через ущелье, которое называлось - "Бекабадские ворота", шириной до 20 м.

Кува расположился по маршруту проходящих мимо древних караванов, который однажды связал несколько городов древнего Востока. На этом месте ранее находился караван-сарай. Только какое то чудо сохранило от землетрясения в 1902 году грандиозное медресе, построенное в 19 веке.

Чуст

Этот город очаровывает людей своей особенной атмосферой, которая поселяется в душу и остается с теплой памятью. Это удивительный город с собственным характером. Восток –это философия, способ мышления и образ жизни. И в этих восточных городах, таких как Чуст, можно забыть о времени и погрузиться в одну из легенд рассказа Шехерезады.

Чуст –это старинный центр художественных ремесел (изготовление национальных ножей пчак, вышивка тюбетеек др.) Привлекательность Чуста заключается в его красоте и простоте обаятельной природы и людей.

Этот город в Наманганской области - одно из самых старых поселений на территории ферганской Долины. Чуст - одно из древнейших поселений Ферганской долины. В 2005 году ему исполнилось 3500 лет. Близ Чуста расположено Чустское поселение эпохи бронзы.

Одной из главных достопримечательностей Чуста является парк, в котором открыто много аттракционов и кафе. Сюда съезжаются отдыхать гости со всей Ферганской долины. Весной в этом парке школьники проводят «день птицы». Каждый из них изготавливает поделку в виде птицы (выжигание, вышивание, аппликация и т. п.), а старшие школьники приносят сюда живых птиц для демонстрации. В парке захоронен святой МавлоноЛутфуллох, который, по преданию, открыл источник святой воды. Водуэтуобязательнопьёткаждыйпосетительпарка.

В центре парка стоит минарет Лутфуллы Мавлани - один из замечательных памятников старины. Здесь же установлен памятник народному поэту Узбекистана, уроженцу Чуста - Суфи-заде.

- уникальное, реликтовое место в Средней Азии. Почти замкнутая горами огромная тектоническая впадина по форме напоминающая эллипс, имеет площадь более 22 тыс.кв. км и лежит на высоте от 300 м на западе и до 1000 м на востоке по отношению к уровню моря. Окруженная со всех сторон горами Тянь-Шаня и Гиссар о - Алая , она только на западе имеет неширокий проход (ныне занятый Караккумским водохранилищем ), который ведет в Голодную степь.

Высота горных хребтов, стражами вознесшихся на границах Ферганской долины местами достигает 6 тыс. км.

Именно здесь самый мягкий климат в Узбекистан е . Среднемесячные температуры июля колеблются от + 23 до +28 градусов Цельсия, а января от - 1 до -2,5 градусов. После недолгой зимы уже в марте во - всю цветут вишни, персики, алыча, урюк.

Недра долины - настоящий кладезь полезных ископаемых.

По окраинам оазиса и в прилегающих горах найдены богатые месторождения нефти, угля и газа, железных, медных и полиметаллических руд, сурьмы, серы, ртути, строительных песков, известняка, каменной соли.

Невозможно переоценить роль Ферганской долины в истории и культуре Центральной Азии . Доподлинно известно, что сведения о государстве Давань , расположенном в оазисе, содержатся уже в первых китайских летописях. Из них становиться ясно, что это была богатая, экономически сильная страна с высокоразвитым земледелием, животноводством и народными ремеслами. Сравнительно небольшое по - численности население, проживавшее в больших и малых городах (всего около 70), фактически управлялось советом старейшин, по своему усмотрению смещавших старых и назначавших новых правителей.

Жители страны, в основном, были заняты в сельском хозяйстве, специализировавшемся на выращивании пшеницы, риса и люцерны. Виноградарство и виноделие обитателей долины славилось далеко за ее пределами. Особой статьей экономики было коневодство, знаменитые Даваньские «аргамаки » были очень востребованы при дворе китайского императора.

Позже, в средние века долина стала одним из ведущих уделов Мовароуннахра .

Следы античных городищ и памятники средневековья до сих пор напоминают потомкам о славном прошлом Ферганской долины .

В XVIII -XIX в. оазис являлся ядром Коканд ского ханства , в 1876г. аннексирован Российской империей .

С 1924г. Ферганская область входит в состав Узбекской ССР.

Сегодняшняя включат в себя три области Узбекистан а : Андижан скую , Ферганскую и Наманган скую , а также небольшие территории сопредельных государств - Кыргызстан а и Таджикистан а .

И ни смотря на бросающиеся в глаза признаки цивилизации, благодарные люди до сих пор чтят уходящие в века обычаи и традиции предков, бережно хранят память об истории и культуре городов и областей, рассыпавшихся по Ферганской долине драгоценными жемчужинами на теплой ладони благословенного края.

Наманган

Наманган - второй по величине город в Узбекистане, один из славных городов Ферганской долины, расположенный в северной ее части в 200 км от Ташкента. Наманган расположен на высоте 476 м над уровнем моря, является административным центром Наманганской области и имеет численность населения - 450 тыс. жителей. Первая информация о Намангане относится к концу XIV века, известно, что поселение …

Фергана

По южному краю Ферганской долины, на расстоянии 420 км от столицы и в 75 км на запад от Андижана, на высоте 580 м над уровнем моря раскинулся замечательный по красоте город - Фергана. В городе нет памятников древности, культовых мест и объектов для паломничества, Фергана вообще сравнительно молодой город. В 2007г. ему исполнилось всего 130 лет, но это не значит, что город не помнит своих корней …

Шахимардан

Шахимардан - сказочно красивое место. Трудно найти уголок прелестней во всей Ферганской долине, да и Узбекистане в целом. Находясь в 55 км южнее Ферганы на высоте 1500 метров над уровнем моря, городок уютно расположился в долине на северных склонах Алайского хребта. С двух сторон его омывают горные реки Ок-су и Кок-су, которые сливаясь, образуют Шахимардан-сай. Неширокая, но быстрая …

Андижан

Андижан - один из самых древних городов Ферганской долины расположен в юго-восточной ее части на древних отложениях реки Андижансай. Удаленность от столицы Республики - Ташкента - 447 км, высота над уровнем моря -450м. Климат района резко континентальный, средние температуры июля + 27, +28С, января -3С. Город находится в поясе повышенной сейсмической активности. Сегодня Андижан, расположившийся …

Риштан

Риштан - одна из жемчужин Ферганской долины, город, расположенный в 50-ти км от Ферганы и Коканда. До 1977г это был небольшой населенный пункт, в двенадцати километрах от железнодорожной ветки, именовавшийся поселком Куйбышево. Сегодня, это вполне современный город с населением 22 580 человек - административный центр одноименного района. Риштан, как и все города Ферганской долины …

В. И. Кушелевский. Материалы для медицинской географии и санитарного описания Ферганской области. Том II. — Новый Маргелан, 1891.
Мясная лавка. Ферганская обл. Начало 1900-х.

Существующие в настоящее время города в Ферганской области (по-туз. шаар) и селения (кышлак) отличаются одни от других только величиною, т. е. числом домов и более или менее обширными, изящной архитектуры, мечетями и медресе. Кроме того, в городах сосредоточены все административные учреждения, войска, и в них, кроме туземцев, проживают также русские и другие европейцы; последние в кишлаках имеют свое местопребывание лишь в исключительных случаях. По наружности города и кишлаки весьма сходны. Узген, самый древний из существующих городов Ферганы, в настоящее время превратился в незначительный кишлак, тогда как Коканд , возникший сравнительно недавно, играл в последнее время самую видную роль, как столица ханства и как один из важнейших пунктов среднеазиатской торговли. Многие из нынешних городов, как то: Ош , Стар. Маргелан, Андижан и друг., были тоже в свое время столицами и первенствовали в этой стране.

При приближении к любому городу летом или весною — представляется восхитительная картина. Видишь издали неясные контуры строений, утопающих в яркой зелени садов, среди окружающих полей, засеянных пшеницей, ячменем, рисом и прочими хлебными растениями, составляющими богатство этого земледельческого народа. Дорога, по обеим сторонам которой струятся арыки, обсажена рядом тополей, талов, тутов и других деревьев, а потому изображает собою как бы аллею, ведущую в обширный и великолепный парк, виднеющийся на горизонте.

Въезд в город Ош

Но, въехав в этот город, особенно после ненастья, приходится испытать горькое разочарование. Проезжая по узким, извилистым улицам, не видишь ни домов, ни садов, поразивших зрение издали; они скрыты за глиняными высокими заборами, тянущимися на бесконечное пространство по обеим сторонам улиц. Грязь, вонь, неряшливость, голые выпачканные ребята, закутанные в паранджу с головы до ног, словно пугалы, туземные женщины, — неприятно действуют на непривычного европейца.

Устройство всех туземных городов до того однообразное, что если кого-либо с завязанными глазами привезти в Коканд, Маргелан или Андижан, и там уже снять повязку, то он, несмотря на то, что во всех этих городах бывал десятки раз, не в состоянии будет ориентироваться, и разве какая-нибудь мечеть или базар выведут из затруднительного положения.


Сартовские дети во дворе дома. Ферганская обл. Начало 1900-х.

Куда ни устремишь свой взор, повсюду видишь только одну глину. Она составляет альфу и омегу всякого рода построек и разных домашних приспособлений. Она окружает города и кишлаки Ферганы в виде заборов, защищает крепости своими стенами, служит основанием, стенами и крышей всех домов и прочих построек. Из нее построены дворцы, мечети, надгробные памятники и верстовые знаки, из нее же обжигают горшки и прочую посуду. Она в одно и тоже время и строительный материал, и цемент, и обмазка. Из нее устраивают стойла, ясли, корыта и диваны для сидения. Вырытая ямка во дворе в этой почве служит сосудом для поения кур, другая же, побольше, — прудом для уток и гусей. Если лошадь от седла стерла спину, то ее тоже смазывают глиною; люди, при различных наружных болезнях, прибегают к тому же средству. Язвы, мокнущие лишаи и другие накожные сыпи посыпаются порошком лёсса, который, смешав с водою, употребляют и в виде мази. И это весьма удобно, так как сказанный материал имеется всегда под рукою. Требуется что-либо построить или поправить саклю, дувал и проч., все делается тут же: выкапывается яма, наливается вода, которая, смешиваясь с разрыхленной лёссовой почвой, образует глинистую массу, из которой лепят или замазывают все, что понадобится. Словом, лёсс везде и повсюду играет первенствующую роль в жизни здешнего народа. Но, при исчезновении подобных городов, для археолога не останется никаких памятников; через какое-нибудь столетие он увидит только груду глины среди той же глинистой почвы.


Коканд. Исфаринские ворота.

Некоторые туземные города были обнесены высокими зубчатыми глиняными стенами с несколькими воротами на разные стороны и окружены более или менее глубокими рвами — все это служило защитой против нападения неприятеля. В настоящее время эти стены разрушаются, так как их не поддерживают, и жители охотно убирают этот материал для удобрения своих полей. Хотя эти стены были возведены из того же лёсса, из которого состоит вся почва, но он, в течение продолжительного времени выщелачиваясь дождями от избытка поваренной соли, также, быть может, от других атмосферических влияний, приобретает свойства более плодородной почвы, нежели обыкновенный лёсс, бывший под культурой, в котором с течением времени истощился запас фосфорнокислых и углекислых солей. Администрация ничего не имеет против разрушения этих стен, так как они, помимо всей бесполезности, еще задерживают свободное течение воздуха и этим препятствуют правильной вентиляции.

Центром всякого туземного города является базар, от которого во все стороны идут длинные, кривые и довольно узкие улицы. Широкие бывают только главные, а второстепенные местами до того суживаются, что невозможно разъехаться двум встретившимся экипажам. Если в подобной улице столкнуться с арбами, ход которых 4½ аршина, то это сущее наказание. С одной арбой еще кое-как дело сладится; она берет задний ход, потом при первой возможности поворачивается, устремляется в перекрестный переулок и этим дает возможность проехать; при встрече же с несколькими арбами, дело усложняется и приходится долго иногда ждать, пока они успеют очистить дорогу. Подчас, при неловкости кучера, дело оканчивается ломкой экипажа и костей. Переулки еще уже, так что по ним возможно движение только верхом или пешком; иногда же нельзя разъехаться и двоим верховым.

Все улицы обнесены по обе стороны глинобитными дувалами (заборами), вышиною около 3½ аршин; а богатые, желающие укрыться от взоров всадника, поднявшегося на коне, окружают свои жилища и сады стенами выше 1½ сажени. За этими заборами возвышаются задние стены глиняных сакель, в которых живут туземцы с своими семьями. На улицу проделываются только узкие и низкие калитки с разными извилистыми пристройками, чтобы при открывании дверей не было видно, что делается внутри двора. Ворот нет, а потому арбы останавливаются возле калиток, загромождая собою и без того узкие улицы. Улицы немощеные и, между прочим, имеют ту особенность, что к средине понижаются, а потому после дождя или таяния снега образуется непроходимая грязь, потому что заборы, бросая тень, задерживают высыхание. Кроме того, извилистые, узкие улицы, между высокими заборами, препятствуют свободному движению воздуха, а так как в эту грязь попадают кухонные, хозяйственные отбросы и даже нечистоты, потому что туземцы весьма нецеремонны в этом отношении, то понятно, что все это гниет, распространяя вокруг вонь и миазмы. Высохшая грязь превращается в мелкую пыль, поднимающуюся на воздух, вследствие чего во время жаров и затишья над городом всегда стоит густой, пыльный туман. Эта же пыль, содержащая, между прочим, значительный процент соли и извести, раздражает глаза и дыхательные органы. Тут же на улицах, в грязи, копошатся ребятишки, приобретая этим весьма упорные хронические накожные сыпи.

Каждый город снабжается водою посредством арыков (каналов), проведенных из ближайшей горной реки. Эти каналы разделяются на бесчисленное множество ветвей и распределяются по всему городу. Каждый дом имеет свою воду, проведенную из соседнего арыка, которая, пройдя по двору, саду и огороду, направляется в соседний двор и т. д.

Высокая температура воздуха, пыль, духота и зловоние делают жизнь в центре города невыносимой, а потому всякий, имеющий возможность выбраться за город или на окраины города, переезжает туда на лето и поселяется в саду. Одни бедняки остаются коротать жизнь в течение душных дней и ночей, глотая пыль и всякие городские миазмы.

Растительности в центре города сравнительно очень мало. Сады здесь редкость, так как, по причине скученности, пространство земли, занимаемое домом и прочими угодьями, только у богатых достигает 200— 300 кв. саж., а у бедных сплошь да рядом имеется около 50 кв. саж. Чем ближе к периферии города, тем меньше скученность домов, отдельные участки становятся обширнее, а сады — гуще и больше. Окраины городов состоят почти из садов, в которых поселяются зажиточные в течение всего времени, пока стоит хорошая погода, а на зиму опять перебираются в зимние помещения. Обыкновенно в сады перебираются в конце марта, как только зацветут деревья, а возвращаются в город около половины октября. Улицы на окраинах шире, чище, и вообще окраины представляют собою сравнительно здоровую часть города.

Не имеющие сада в городе перебираются иногда за город — на бахчи, где и живут в шалашах с своими семьями.

В этих переселениях из города в сады играют роль главным образом хозяйственные интересы, а не эстетика и гигиена. В апреле выводятся шелковичные черви, их надо кормить, а тутовые листья и ветви имеются в достаточном количестве только за городом, в садах: поэтому они и переселяются сами туда, соединяя полезное с приятным.

Центральный, или большой, базар (улькан базар) занимает довольно большое пространство, разделен прямыми, довольно широкими улицами и по наружности содержится довольно опрятно. Над улицами этими устроены крыши из камышовых плетенок (барданов), а в Коканде — плотная дощатая крыша. Крыши делаются для защиты от зноя и дождя, но камышовые плетенки, защищая отчасти от первого, свободно пропускают дождевую воду, вследствие чего большая часть базаров после ненастья превращается в месиво невылазной и непроездной грязи, потому что крыши дают тень и этим задерживают высыхание.

Лавки размещаются по обеим сторонам базарных улиц и обыкновенно бывают небольших размеров. В центральной части базара торговцы группируются по специальности , так, идет ряд лавок с красным товаром, ряд с готовыми халатами, мясные ряды и проч., в периферической же части базара этот порядок не соблюдается; в одном ряду находятся лавки с самым разнообразным содержимым. Около книжной лавки помещается шорник, далее приготовляют и продают пельмени в соседстве с кузницей и лавкой с сальными свечами. На полу разложены по лоточкам или просто на бумажках, ничем не покрытые: нюхательный табак, леденцы, нарезанная кусками морковь, разные лекарственные вещества, сушеные ягоды и более употребительные лакомства. При ветре зачастую табак попадает в лакомства, лекарства, в съестные продукты, на что торговцы и покупатели смотрят равнодушно.

Базар служит не только местом продажи, но и производства. Там работают в открытых помещениях, на виду у всех проходящих, кузнецы, медники, шорники, портные, сапожники и прочие ремесленники. В центральной части базара есть караван-сарай, в котором производится оптовая торговля. Хлебные и дровяные базары находятся отдельно, точно так же, как и те, на которых продаются лошади и бараны.

Необходимая принадлежность всякого, даже маленького кишлачного базара, — это чай-ханэ. Они тоже открыты, и туземцы пьют, на виду у всех, чай и курят свой кальян, занимаясь беседой. Эти чай-ханэ в базарные дни бывают переполнены посетителями.


Коканд. В туземной чайной.

При каждом почти большом базаре в Фергане есть так называемый паяклик-базар, это самая грязная часть базара, застроенная низкими маленькими саклями, навесами и лавчонками. Сакли и лавчонки имеют большею частью вместо второго этажа навесы. На паяклик-базаре, кроме курительного табаку (тамаки), с принадлежностями для курения, и нюхательного или того табаку, который туземцы кладут за щеку (нас-вай), еще продаются секретно наша, кукнар, опий, буза и другие одуряющие средства, о которых будет сказано отдельно . Тут же находятся заведения, в которых любители предаются курению и внутреннему употреблению этих средств за известную плату. Хотя администрация строго преследует как продажу, так и употребление наркотических средств, но тем не менее они производятся тайно и до сего времени. Рядом с этими заведениями находятся всевозможные притоны для бродяг и воришек, а также вертепы разврата . Словом, эта часть базара напоминает нам известные кварталы в больших европейских городах, в которых проживают подонки общества.

Все лавки на базаре бывают открыты только в базарные дни, а в остальное время большая часть их закрыта, за исключением мясных и с прочими съестными припасами. С закатом солнца туземные лавки закрываются и ночью не торгуют. Кроме главного базара, в больших городах находится еще несколько второстепенных по окраинам города, на которых продаются по преимуществу жизненные продукты и некоторая мелочь.

В городах и кишлаках сакли и прочие постройки делаются каркасные. Они своебразной архитектуры, строятся прямо на почве, без фундамента, и состоят из одного или двух рядов столбов, между которыми выводятся стены из высушенных комков глины, замазанных внутри и снаружи тоже глиною, смешанною с саманом (мелко изрубленной соломой). Крыши особого устройства, плоские, нераздельные с потолком, покрыты тоже глиною.

Киргизская семья на базаре в Оше

Гигиеническая обстановка больших туземных городов, вообще, весьма неудовлетворительная. В базарные дни стекается масса людей пеших и конных из всех окрестных кишлаков, которые толпятся в течение дня на базаре. Следы пребывания нескольких тысяч лошадей и баранов, а также все помои с различными отбросами, выливаемые с самым искренним простодушием тут же на улицу, должны образовать с каждым разом все более и более толстый слой навозного удобрения, которое в крытых улицах базара делает воздух негодным для дыхания. Он пропитывается своебразным, удушливым запахом и, конечно, содержит массу органических разложений. Значительно больше воздуха загрязняется вода, которая, циркулируя в этих местах по арыкам, выщелачивает из почвы продукты органических разложений и, несмотря на это, употребляется туземцами для питья в сыром виде, без всякой очистки и фильтрации.

Отхожие места, как частные, так и общественные, никогда не очищаются, и о вывозе нечистот туземцы не помышляли. Устроены они большею частью по персидскому образцу и состоят из весьма глубоких ям или мертвых колодцев. Ямы эти никогда не очищаются, а когда наполнятся, то засыпаются землей, рядом же с засыпанной устраивается новая отхожая яма. При подобном устройстве жидкие выделения уходят в почву, а твердые, при отсутствии жидкости, подвергаются меньшему разложению, так что зловоние из туземных отхожих мест не столь значительное, как можно было бы ожидать. Хотя земля, примешиваемая к экскрементам при засыпании ям, дезинфекцирует их до известной степени, но, при существовании некоторых городов Ферганы в течение тысячелетий, вся почва под ними должна была пропитаться экскрементами, и, вероятно, в этих городах нет точки, на которой когда-нибудь не было расположено отхожее место.

В таком же положении эти города находятся и относительно кладбищ, так как у туземцев всегда существовал обычай устраивать кладбища в городской черте и даже в самых центральных частях города. Следовательно, в каждом из древних городов Ферганы погребены миллионы трупов на всем протяжении площади, занимаемой этим городом. Каждый клочок земли подобного города насыщен продуктами трупного разложения, потому что на каждом клочке когда-нибудь существовало кладбище. <…>

В некоторых городах трупы зарывались глубоко, но в Коканде при высокой подпочвенной воде невозможно было углублять могильных ям, и мертвые тела хоронились почти на земной поверхности, делая только над ними глинобитные стены и своды. Русская администрация запретила хоронить в черте города, и для кладбища отведено место за городом, но так как Фергана находится под владычеством России всего 14 лет, вопрос относительно кладбищ поднят был не сейчас по завоевании, а кроме того, в некоторых местах и теперь тайно продолжают хоронить на старых кладбищах, то, по моему мнению, туземные городские кладбища и по настоящее время не потеряли еще вредного влияния на здоровье жителей.

Городские арыки циркулируют не только мимо старых кладбищ, но зачастую возле самых свежих могил. Атмосферные осадки, падающие на могилы, расположенные на холмах, стекают в те же арыки непосредственно или просачиваясь сквозь почву, унося с собою растворимые части продуктов трупного разложения, которыми насыщается вода этих арыков. Легко составить себе понятие о качестве воды в арыках, которая пройдет через весь город, мимо кладбищ, боень, базара, общественных ретирад и тому подобных мест, а между тем эту воду употребляют для питья в сыром виде.

Туркестанским окружным военно-медицинским инспектором тайным советником Суворовым был возбужден вопрос, на каком расстоянии должны находиться от отхожих мест главные арыки, из которых берется вода для питья и приготовления пищи. Военно-медицинский ученый комитет, в заседании своем 5 декабря 1885 г., согласно с мнением по этому делу члена профессора Доброславина, пришел к заключению, что близость расположения выгребных ям от арыка, снабжающего водою, при высоком стоянии содержимого ям во время дождей или в жаркое время при образовании трещин в почве, может подать повод к просачиванию жидких и газообразных продуктов разложения содержимого этих ям в воду арыка и служить причиною заболевания брюшным тифом людей, употреблявших эту воду для питья и приготовления пищи. Расстояние, на котором могут находиться выгребные ямы от арыков, по мнению комитета, должно быть не менее 15 сажен.

Это положение возможно применить только в русских кварталах города, и то в общественных зданиях, что же касается до туземных, в скученных частях города, то оно немыслимо. Было упомянуто, что на площади в 50 кв. саж. расположены иногда сакля, ретирад, разные хозяйственные постройки, и тут же протекает арык. Куда отнести все это, когда рядом помещается такой же бедняк, за ним другой и т. д.

Следует еще заметить, что бойни, красильни, кожевенные заводы и прочие кустарные производства находятся тоже в самом городе, и в них не устроено никаких целесообразных приспособлений. Бойни начали строить только в последнее время, а раньше скот убивался на частных дворах или где заблагорассудилось. Все отбросы, кровь и проч. гниют в ямах, заражая окрестный воздух, или спускаются в те же арыки.

Много еще вредных влияний встречается в частной домашней жизни туземцев, но об них будет сказано в своем месте. Из этого же краткого обзора можно составить весьма ясное понятие, в каком печальном положении находится общественная гигиена среди туземного населения. Только стихийные силы в виде дождя или ветра, в связи с самоочистительною способностью почвы, представляют собою единственные моменты, содействующие периодической ассенизации этих городов. Этиологические моменты, зависящие от естественных условий почвы и воды, ничтожны в сравнении с теми губительными влияниями, порождаемыми зараженным воздухом и водою, и которые созданы непониманием и небрежностью самих жителей. Администрация старается вводить правила согласно требованиям закона и современной гигиены, но это весьма туго прививается, потому что приходится бороться с невежеством массы народа, искони веков привыкшему к известной обстановке и своим порядкам. Они наружно преклоняются перед распоряжением начальства и нисколько не прекословят, но втихомолку действуют по-прежнему. Распространение и привитие между ними целесообразных санитарных мер удастся лишь тогда, когда они освободятся от оков рутины и эмпиризма, проникнутся убеждением в неоспоримой пользе этих мероприятий и поймут, что громадные потери здоровья и жизней, которым они подвергались во все времена от злокачественных и опустошительных эпидемий и различных болезней, зависели главным образом от заражения воздуха и воды, а не от каких-либо таинственных и неведомых сил, но для этого потребуется еще много времени. Среди мусульманского народонаселения, кроме невежества, еще так сильно развит фатализм, что не скоро оно освободится из-под его влияния, а между тем он становится нам поперек дороги, когда нужно принимать соответствующие меры для прекращения развития и распространения разного рода болезней.

Кишлаки, как уже было сказано, такого же устройства, как и города, только в них меньше домов; преобладающие размеры кишлаков колеблятся между 50— 100 дворов. В кишлаках свободного места больше, а потому жителям нет надобности так тесниться, как они вынуждены в больших городах. Улицы здесь шире, садов больше, дворы обширнее, вода и почва не столь загрязнены, вследствие чего и воздух чище городского. Большие кишлаки тоже имеют базары, но они гораздо меньше городских, стечете народа не столь значительное, и притом, оставаясь в продолжение недели совершено пустыми, успевают просохнуть и проветриться.

В кишлаках не везде устраиваются отхожие места по образцу городских, иногда их вовсе нет, а естественной надобности удовлетворяют где-нибудь в укромном уголке, на куче навоза, который вывозится на поля; если при этом соблюдается аккуратность в вывозе, то, пожалуй, подобные ретирады менее вредны, нежели городские.

Боень в кишлаках вовсе нет, и скот убивается жителями в своих дворах.

Кладбища устраиваются среди селения точно так же, как и в городах.

Вообще, в небольших кишлаках гигиенические условия несравненно лучше, нежели в больших, многолюдных городах. В этом отношении особенно славятся кишлаки, расположенные в предгорьях, где воздух чистый, свежий, вода получается из первых рук, холодной, незагрязненной.

Рисовые поля у Джелалабада. Ферганская обл.

Колен, Лаверан и Лейе говорят, что перемежающиеся лихорадки суть болезни деревень; в наиболее нездоровых местностях города составляют истинные убежища против малярии [Опыт выяснения этиологии малярии при работах с землей вообще и в частности при кирпичном производстве в Усть-Ижоре. В. Е. Эмме. (В. мед. журнал).] ; в Фергане приходится наблюдать совершенно противоположное явление. Здешние города представляют собою настоящие малярийные очаги, а небольшие кишлаки, если они не лежат в соседстве болот и рисовых полей, отличаются лучшими условиями в этом отношении. Согласовать эти противоречия весьма легко. Вышеупомянутые авторы говорят относительно европейских городов, которые нисколько не похожи на среднеазиатские, а в особенности на ферганские; в здешних городах имеются все условия для интенсивного развития малярии. Богатая растительность, обилие воды и жаркий климат способствуют развитию миазмы, а кривые, узкие улицы и дворы, обнесенные высокими непроницаемыми заборами, затрудняют свободное движение воздуха, вследствие чего способствуют этой миазме скопляться в известных местах в неимоверно значительном количестве.

По присоединении Кокандского ханства к Российской Империи, некоторые из туземных городов стали уездными городами Ферганской области, которых в настоящее время пять: Маргелан, Коканд, Наманган, Андижан и Ош.

Дата и место: 29 апреля - 9 мая 2017 года. Кыргызстан и Узбекистан.

Продолжая исследование Узбекистана, которое мы начали в сентябре 2015 года с посещения его центральных туристических точек — Ташкента, Самарканда, Бухары и Хивы, в апреле-мае 2017 года мы проехались по ряду городов Ферганской долины Узбекистана — Коканд, Маргилан, Риштан, Шахрихан и Андижан, а также проехались по окрестностям Ферганы на территории Кыргызстана — Ош, Узген, Джалал-Абад и Арсланбоп (он-же Арстанбап). Почему такой странный маршрут по Киргизии и где Бишкек, Каракол и озеро Иссыл-куль? Да и вообще, прилететь можно было в Ташкент или Андижан.. Тому несколько причин:

Билет на самолёт до Оша, если покупать при открытии продаж, стоит в 2-3 раза дешевле, чем в тот-же Андижан или Ташкент;
- до границы с Узбекистаном из Оша можно доехать на городской маршрутке за 10 сом;
- Кыргызстанские окрестности Ферганской долины Узбекистана — это по сути бывшие территории Узбекистана, где узбеков местами больше, чем кыргызов, а немногие древние архитектурные памятники были построены вовсе не кочевниками, то есть, это отчасти продолжение путешествия по Узбекистану, что отлично в контексте данного путешествия;
- у нас было всего 10 дней на всё, чего явно мало для Киргизии, которой хочется уделить отдельное, большое путешествие, в более тёплое время года.

О путешествии в "двух словах".

Итак, мы прилетели в Ош ранним утром 29 апреля, погуляли по городу и Сулеймам-Тоо, познакомились на базаре с Шавкатом — очень душевным и гостеприимным человеком, главой большого узбекского семейства, который пригласил нас к себе домой и потчевал как дорогих гостей!

На следующий день мы отправились в Узген

Далее, в Джалал-Абад, где мы планировали остановиться в водолечебном санатории и кайфануть в горячих ваннах, но не сложилось — на день в санаторий не селят, а водолечебница закрыта 1 мая.. Так как вечер был поздний — остановились в Джалал-Абаде, а утром отправились в горное село Арсланбоб, где пару дней назад выпал снег и всё ещё лежал там даже в долине на улицах, не говоря уже о горах) Но это нас не остановило, мы сходили на местный водопад и переночевали в палатке, в безумно-красивом месте среди двух рек, лошадей с коровами и снегов:)

На следующий день мы погуляли по уникальному, многовековому ореховому лесу, дошли до озера, где планировали ночевать, но озеро оказалось болотом и мы в срочном порядке сменили план и перед закатом добрались до потрясающих полей с волшебным видом на горы, где и заночевали. Утром мы рванули обратно в Ош, чтобы на следующее утро, 4 мая, пересечь границу Узбекистана и остановиться в Андижане, который, забегая вперёд, мне понравился больше всех остальных городов Ферганской долины. В Андижане начались классические для Узбекистана поиски — дешёвого жилья (без регистрации для иностранцев)) Но это отдельная тема.. Остановились у местных, в зашкаливающе-атмосферном жилище:) Погуляли по шикарному базару с безумным количеством вкусностей

И по совету местного, отправились в старый город. Здесь оказалось не мало, довольно колоритной старины и как всегда в Узбекистане - много хороших людей)

На следующее утро, ещё немного погуляв по Андижалу, отправились в Шахрихан, на пчак-базар, где не только продают огромное количество ножей ручной работы, но ещё и делают! Можно лично поговорить с мастерами и посмотреть за их работой.

Далее, нас ждал Маргилан - "шёлковая столица" Ферганской долины. Здесь мы ознакомились с полным циклом производства шёлка на фабрике Ёдгорлик, зависли в чайхане с местными и нашли просто мегакрутую гостиницу, где и остановились на ночь.

В гостинице компания подобралась чертовски-интересная — пара интересных путешественников из Франции и Бельгии, которые уже больше двух лет находятся в путешествии и женщина, которая возит в Узбекистан богатых туристов, а также вывозит местных ремесленников в штаты на выставки. Проболтали мы весь вечер) На следующее утро, мы с нашей новой знакомой и её спутником отправились в Риштан, в мастерскую великого мастера, художника-керамиста Усманова Рустама.

На следующий день к нам, в Коканд, приехала подруга из Ташкента, у которой в 2015 году мы останавливались по CS и с которой потом проехали половину Узбекистана — Диёра!

Мы гуляли по городу и сходили в ханский дворец.

Потом я оставил телефон в такси и благодаря Диёре мы нашли того таксиста и телефон) Ну а на следующий день мы отправились обратно в Ош, по приезду мне сплохело от обилия съеденной не мытой клубники и до самого вылета я провалялся в постели, пока Анастасия болтала с англичанами, живущими с нами в хостеле. Ночной самолёт и ранним утром, 9 мая, мы в заснеженной Москве)..

Примерная карта с маршрутом нашего путешествия (google неправильно проложил обратный маршрут через закрытый для россиян пункт пропуска в Узбекистан, а мы ехали через Ош):

По мере наличия свободного времени, буду выкладывать фоторепортажи по всем пунктам:)

Понравилось? Лайкни нас на Facebook