Леонардо да Винчи «Тайная вечеря. Интереснейшие факты о картине «Тайная вечеря Вечеря леонардо да винчи

Каждая работа Леонардо да Винчи является уникальной и загадочной. Вот и вокруг «Тайной вечери» ходит много тайн. Даже само название полотна несет сакральный смысл. В работе прослеживается немало скрытых посланий и символов.

Не так давно легендарную работу было реставрировано. После реставрации полотна и удалось узнать много нового, хотя целиком смыл картины до сих не ясен. Постоянно появляются все новые и новые предположения по поводу скрытого смысла картины.

Именно Леонардо да Винчи справедливо считается наиболее загадочной личностью в изобразительном искусстве. По поводу его творчества есть кардинально разные мнения. Кто-то считается Леонардо практически святым человеком, кто-то уверен, что он продал душу дьяволу. Но, какие бы мнение не был по поводу творчества и личности Леонадро да Винчи, в его гениальности никто не сомневается.

История создания картины

С трудом верится, но монументальная роспись «Тайная вечеря» была сделана в 1495 году по заказу миланского герцога Людовико Сфорца. Несмотря на то, что правитель славился своим распутным нравом, у него была очень скромная и благочестивая жена Беатриче, которую он, стоит отметить, очень уважал и почитал.

Но, к несчастью, истинная сила его любви проявилась лишь тогда, когда его супруга скоропостижно скончалась. Скорбь герцога была столь велика, что он 15 дней не выходил из собственных покоев, а когда вышел, то первым делом заказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга, и навсегда поставил точку в своем разгульном образе жизни.


Свое уникальное творение художник завершил в 1498 году. Размеры росписи составили 880 на 460 сантиметров. Лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться на 3,5 метра вверх. Создавая картину, Леонардо пользовался яичной темперой, что, впоследствии, сыграло с фреской злую шутку. Полотно начало разрушатся всего через 20 лет после создания.

Знаменитая фреска расположена на одной из стен трапезной в церкви Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Если верить искусствоведам, художник специально изобразил на картине точно такой же стол и посуду, какими пользовались на тот момент в церкви. С помощью этого незамысловатого приема он пытался показать, что Иисус и Иуда (Добро и Зло) находятся гораздо ближе, чем мы думаем.

1. Личности апостолов, изображенных на полотне, неоднократно становились предметом споров. Судя по надписям на репродукции полотна, хранящейся в Лугано, это (слева направо) Варфоломей, Яков-младший, Андрей, Иуда, Петр, Иоанн, Фома, Яков-старший, Филипп, Матфей, Фаддей и Симон Зелот.



2. Многие историки считают, что на росписи изображена евхаристия (причащение), поскольку Иисус Христос обеими руками указывает на стол с вином и хлебом. Правда, существует и альтернативная версия. О ней пойдет речь ниже…

3. Многие еще со школьного курса знают историю о том, что сложнее всего да Винчи дались образы Иисуса и Иуды. Изначально художник планировал сделать их воплощением добра и зла и долго не мог найти людей, которые бы послужили моделями для создания его шедевра.

Однажды итальянец во время службы в церкви увидел в хоре юношу, настолько одухотворенного и чистого, что не оставалось сомнений: вот оно - воплощение Иисуса для его «Тайной вечери».

Последним персонажем, прототип которого художнику всё не удавалось найти, был Иуда. Да Винчи часами бродил по узким итальянским улочкам в поисках подходящей модели. И вот спустя 3 года художник нашел то, что искал. В канаве валялся пьянчуга, который уже давно находился на краю социума. Художник приказал привести пьяницу в его мастерскую. Мужчина практически не держался на ногах и слабо соображал, куда он вообще попал.


После того как образ Иуды был завершен, пьяница подошел к картине и признался, что где-то уже ее раньше видел. На недоумение автора мужчина ответил, что три года назад он был совсем другим человеком - пел в церковном хоре и вел праведный образ жизни. Именно тогда к нему подошел какой-то художник с предложением написать с него Христа.

Так, по предположениям историков, для образов Иисуса и Иуды позировал один и тот же человек в разные периоды своей жизни. Этот факт служит метафорой, показывая, что добро и зло идут рука об руку и между ними очень тонкая грань.

4. Самым спорным считается мнение о том, что по правую руку от Иисуса Христа сидит вовсе не мужчина, а не кто иной, как Мария Магдалина. Ее месторасположение указывает на то, что она была законной женой Иисуса. Из силуэтов Марии Магдалины и Иисуса образуется буква М. Якобы она означает слово matrimonio, которое переводится как «брак».


5. По мнению некоторых ученых, необычное расположение учеников на полотне не случайно. Дескать, Леонардо да Винчи разместил людей по знакам зодиака. Согласно этой легенде, Иисус был Козерогом, а его возлюбленная Мария Магдалина - Девой.

6. Нельзя не упомянуть тот факт, что во время Второй мировой войны в результате попадания снаряда в здание церкви было разрушено практически всё, кроме стены, на которой изображена фреска.

А до этого в 1566 году местные монахи проделали в стене с изображением «Тайной вечери» дверь, которая «отрезала» ноги персонажам фрески. Чуть позже над головой Спасителя повесили миланский герб. А в конце ХVII века из трапезной и вовсе сделали конюшню.

7. Не менее интересны размышления людей искусства о еде, изображенной на столе. К примеру, возле Иуды Леонардо нарисовал опрокинутую солонку (которая во все времена считалась плохой приметой), а также пустую тарелку.


8. Существует предположение, что сидящий к Христу спиной апостол Фаддей - это на самом деле автопортрет самого да Винчи. И, учитывая нрав художника и его атеистические взгляды, эта гипотеза более чем вероятна.

Думаю, даже если ты не относишь себя к ценителям высокого искусства, тебя всё равно заинтересовала эта информация. Если это так, делись статьей со своими друзьями.

Будьте интересными вместе с

Истинно великие произведения искусства можно бесконечно созерцать и бесконечно описывать. От этого они не теряют очарования, но могут утратить свое предназначение. Поиски все новых – тайных и явных – смыслов уводят исследователей от первоисточника тем дальше, чем больше проходит времени с момента его создания и чем соблазнительнее конъюнктурная подоплека его тщательного изучения.

Так произошло и с картиной «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, которая не нуждается в дополнительном представлении, тем более что ранее Blogoitaliano уже достаточно подробно .

Леонардо да Винчи - живописец, скульптор, музыкант, изобретатель...

Необходимость в еще одной статье, посвященной великой картине (а точнее, фреске), очевидна. Произведение столетиями вызывало и вызывает слишком много вопросов, которые требуют если не обстоятельного освещения, то хотя бы упоминания.

История создания: штрихи к портрету заказчика

Заказчиком фрески выступил миланский покровитель Леонардо, герцог Лодовико Сфорца – личность весьма неординарная, что было вполне в духе того времени. Сластолюбец, интриган, заговорщик, убийца – и искусный дипломат, вдохновенный строитель, любитель музыки и живописи.

Его личным другом был настоятель доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие, домовой церковью семейства Сфорца – церковь при монастыре.

По большому счету роспись трапезной Санта-Мария-делле-Грацие, начавшаяся в 1494 году, была данью тщеславию герцога, а сама трапезная предназначалась не столько для братии, сколько для торжественных приемов.

Монастырь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане

Только представьте: за главным столом восседает все семейство Сфорца, над ними – по католической традиции – распятие, а на противоположной стене, за таким же длинным итальянским столом – Христос и апостолы – та самая картина «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Кто бы отказался вкусить даров земных в таком обществе?

Распятие тоже было не из простых, и именно с него начались работы по росписи трапезной. Это огромная сюжетная фреска, над которой трудился художник Донато Монторфано и которая сегодня считается единственным подписанным творением этого мастера.

Но и это еще не все. Изображения Лодовико, его отца Франческо Сфорца, его жены Беатрисы Д’Эсте и сына Массимилиано были размещены в нижней части фрески «Распятие». Они были написаны в 1497 г., уже после смерти супруги герцога, и их автором был уже не Монторфано, а Леонардо да Винчи.

Фреска "Распятие" Донато Монторфано

К сожалению, во время бомбардировки Милана в 1943 году пострадала именно нижняя часть фрески, и от этих изображений остались лишь 2 фрагмента. Полностью были разрушены и росписи боковых стен трапезной, и только стена, где находилась «Тайная вечеря», обложенная мешками с песком, уцелела полностью.

Тайная вечеря: сюжет и композиция

Сюжет Тайной вечери Христа с учениками был одним из самых популярных в средние века и Эпоху Возрождения. По обычаю, ее изображение иллюстрировало либо таинство Евхаристии (Святого Причастия, то есть превращения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову), либо одновременно сразу 2 эпизода: слова Иисуса о том, что один из его учеников предаст Его, и причащение учеников.

Эти эпизоды вызывали наиболее острые теологические споры на протяжении средних веков, тем более что при сопоставлении текстов Евангелий было неясно, присутствовал ли Иуда при этом таинстве или нет.

Именно поэтому (и, конечно, из-за предательства) его фигура зрительно дистанцировалась от всех остальных фигур. Иуда мог сидеть по другую сторону длинного стола, над его головой мог быть черный, а не золотой нимб, его одежды контрастировали с одеждами Спасителя и Апостолов.

В центре композиции картины Леонардо да Винчи – фигура Христа

Леонардо был первым художником, изобразившим Иуду вместе со всеми остальными учениками Христа, хотя ранние эскизы свидетельствуют, что первоначально он не собирался нарушать традиционные композиционные принципы.

Однако впоследствии все-таки отказался от этого замысла, пожелав создать изображение в соответствии с пропорциями «золотого сечения», то есть так, как воспринимает зримое человеческий глаз.

В центре композиции картины Леонардо да Винчи – фигура Христа, будто залитая светом из центрального окна и своей формой напоминающая устремленный ввысь треугольник – символ Святой Троицы. За окнами – пейзаж, в котором угадывается ландшафт местности близ озера Комо, что в 40 км от Милана.

Апостолы размещены группами по трое, но, помимо фигуры Иисуса, над головой которого сходятся все линии перспективы, взор зрителя мимолетно скользит по очертаниям еще одного треугольника, где и проходит золотое сечение – между Спасителем и Иоанном – и также устремляется ввысь в религиозном экстазе, уже потом останавливаясь на сидящих слева от Христа.

«… и один из вас предаст Меня»

Вместе с тем да Винчи не отказался от другой традиции, согласно которой предавший Христа не должен был встречаться взглядом со зрителем.

Иуда на фреске Леонардо резко откинулся назад, попутно уронив солонку (классический недобрый знак) и сжимая в руке кошелек (указание на предательство, а также, по тексту Евангелия от Иоанна, на то, что он был казначеем общины).

Другой рукой он тянется за хлебом, согласно Евангелию от Луки, где на это имеется прямое указание («… рука предающего Меня со Мною за столом»), при том, что остальным ученикам после слов Спасителя о предательстве явно не до трапезы. На зрителей они тоже не смотрят, и это лишний раз подчеркивает: вечеря и в самом деле тайная, скрытая от чужих глаз.

Сцена последнего ужина Христа со своими учениками

Не отступает Леонардо и от другой традиции – одновременного изображения 2-х последовательных эпизодов, объединенных в 1 сцене. Причащение иллюстрируется почти буквально: правая рука Христа протянута к хлебу, из запястья левой тугой струей бьет кровь. В связи с этим у зрителя возникает двойственное впечатление от представленной сцены.

Часть Апостолов явно возмущена словами Иисуса о предательстве, часть – выражает вполне естественную человеческую (!) реакцию на внезапное появление раны. Причем изумление вызывает не сама кровь (в XV в. вид крови никого бы не испугал), а именно чудо ее появления, что характерно для религиозного мировосприятия.

Мастерски изобразив и изумление, и негодование, Леонардо, в отличие от более ранних художников, действительно сумел объединить 2 эпизода в одной сцене Тайной вечери.

Первые эскизы Тайной вечери находятся в Венецианской Академии

В какой-то степени художнику при помощи изобразительного искусства удалось разрешить и застарелый теологический спор о присутствии/отсутствии Иуды при таинстве.

Но есть на фреске еще один элемент, усиливающий незаметно для современного зрителя общее впечатление от картины, как от проникнутого истинной религиозностью произведения.

Рыба на столе – это еще один евхаристический символ, отсылающий зрителя к 3-му (снова цифра 3) эпизоду о насыщении народа в пустыне хлебами и рыбами, а также раннехристианский сакральный знак Иисуса и веры в Спасителя.

Где и как посмотреть фреску

Как мы уже писали выше, на BlogoItaliano есть , посвященная знаменитой фреске. В ней мы подробно остановились и на самом что ни на есть прикладном вопросе – где и как можно лицезреть Тайную вечерю .

Отправляясь в Милан и желая увидеть этот шедевр Леонардо да Винчи, примите во внимание, что билеты для осмотра фрески очень желательно покупать заблаговременно. Дело в том, что ежедневно в трапезную монастыря Санта-Мария-делле-Грацие может попасть искусственно ограниченное количество посетителей.

А поскольку билеты на просмотр Тайной вечери можно приобрести через интернет (на этом сайте), это создает естественные сложности с покупкой «день в день»: все доступные квоты попросту выкупаются заранее. Нередки случаи, когда билетов в кассе не остается даже за 2 месяца до предполагаемой даты визита в Милан.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Леонардо да Винчи, "Тайная вечеря"

    ✪ ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ. "Тайная вечеря". Библейский сюжет

    ✪ О "Тайной Вечере" Леонардо Да Винчи

    ✪ Леонардо да Винчи, Христос и Магдалина.AVI

    ✪ Тайная вечеря (1495-1498) - Леонардо да Винчи

    Субтитры

    Мы находимся в церкви Санта Мария делла Грацие, в Милане. Перед нами «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Мы в помещении, где монахи совершали трапезу - в трапезной. Таким образом, несколько раз в день они приходили сюда и молча ели, имея возможность созерцать «Тайную вечерю» Леонардо. Безусловно, это идеальное место для данного сюжета. И далеко не необычное. Давайте поговорим о сюжете. Во время своей последней вечери Христос сообщает своим двенадцати апостолам «Один из вас предаст меня». И одно из частых прочтений этого изображения - реакция апостолов на его слова. То есть, не собственно произнесение Христом этих слов, а момент после, реакция апостолов. Это его ближайшие последователи. И поэтому для них его слова - ужасное потрясение. Мы видим водоворот эмоций апостолов, сидящих за столом. Это один из способов интерпретации фрески, однако существует и другой аспект прочтения. Который, в каком-то смысле, еще значительнее. Мы видим, что Христос протягивает руки к чаше с вином и хлебу. Это воплощение таинства. Это интерпретация евхаристии, Таинства Святого Причастия, когда Христос изрекает: «Примите хлеб мой, сие есть Тело Мое. Примите вино, сие есть Кровь Моя. И помните обо Мне». Мы видим, как он протягивает руки к хлебу и вину. Но что примечательно: ладонь Христа широко раскрыта, так, что кажется, будто он, протягивая руку к вину, в то же самое время, протягивает ее и к тарелке. Одновременно тянется к ней и Иуда. Иуда - тот, кто собирается предать Христа. Римляне заплатили ему за предательство 30 сребреников. Видно, как он сжимает мешок со деньгами в правой руке, отпрянув от Христа. Лицо его скрыто тенью. Он отодвигается и одновременно протягивает руку к тарелке. Это как раз один из признаков определения Христом предателя: человек, разделяющий и вкушающий пищу вместе с ним. Это интересно, так как история изучения этого произведения по сути, сводится к тому, какой именно момент здесь изображен. Но мне думается, что здесь запечатлены все эти моменты. И апостолы воспринимаются реагирующими как на слова Христа «один из вас предаст меня», так и на слова «примите хлеб мой, сие есть Тело Мое, примите вино, сие есть Кровь Моя». Так, Леонардо изображает несколько моментов этой истории и, в то же время, передает ощущение Божественного, вечного, значимость всей этой истории. Ошибиться в том, кто эти 13 человек за ужином, невозможно. Мы точно знаем, это та самая Тайная Вечеря. Мы осознаем важность этого момента без каких-либо символов божественного, которые присутствовали в Раннем Возрождении, к примеру, нимб. Образы сами по себе величественны в этом пространстве. Они расположены тесно друг к другу, что передает энергию и смятение, окружающие совершенство, значимость и геометрическую форму Христа. Верно. Изображение Христа образует равносторонний треугольник. Его голова - центр круга. Окно, на фоне которого она изображена, воспринимается как нимб. Центр картины - это источник спокойствия. А за его пределами - человеческие существа со всеми своими недостатками, страхами, беспокойством - вокруг божественного центра. Это Леонардо да Винчи - математик, ученый, думающий о слиянии всего изображенного им в единое целое. Если сравнивать ранние изображения Тайной вечери, там нарисован просторный стол, в помещении богатое убранство. А Леонардо все максимально упрощает и делает акцент на персонажах, их жестах. Он не оставляет свободного места за столом, все место занято самими фигурами, стол отделяет наше пространство от Христа и апостолов. Мы никак не можем стать частью этого пространства. По существу, у них нет возможности попасть в наше пространство. Существует четкая граница. В версиях Тайной Вечери, которые Леонардо мог видеть во Флоренции, Иуда сидит на противоположной стороне стола. Посадив Иуду в ряд с другими апостолами, художник превращает стол в границу между нашим миром и миром апостолов. Посмотрим на их лица: лицо Христа умиротворенно, взгляд опущен, одна рука поднята, другая внизу. Справа группа из трех человек, среди них Иуда, он отворачивается от нас в тень. Его шея повернута, что напоминает нам о его скором самоповешении. Он отстраняется, а Святой Петр, защитник Христа, устремляется к Христу. У него нож, который тот держит за спиной. Он будто вопрошает: кто же это? Мне надо защитить тебя. Третья фигура в этой тройке с Иудой и Петром, судя по всему, святой Иоанн, который выглядит очень смиренно, глаза его закрыты. Это традиционно для живописания Тайной Вечери. Моя любимая тройка - это крайние фигуры справа. Да Винчи было особенно интересно через тело выражать душу, показывать внутреннюю природу. Он создает эти четыре тройки, это связывает образы вместе, они будто наслаиваются друг на друга, создавая накал страстей. Создавая напряжение и контраст между эмоциональным откликом этих образов. Вот невероятная группа, где жест Фомы указывает вверх. Будто произнося: не это ли предопределено Создателем? Не задумано ли это Господом одному из нас предать тебя? Однако, конечно, этот указующий палец - предзнаменование распятия Христа, погруженный в его рану. Мы также видим Филиппа и Иакова Заведеева. Они в противостоянии: один широко развел руки, другой - сводит их вместе. И если сравнивать с ранними изображениями Тайной Вечери, можно заметить, что между фигурами есть расстояние. А здесь - идея объединенной композиции, столь характерной для Высокого Ренессанса. Но что наиболее ощутимо, на мой взгляд, это божественная сущность Христа. Его умиротворенность. Все линии перспективы сходятся на нем. Примечательно, что линия перспективы, переданная художником, слегка расходится с линией перспективы смотрящего. То есть нужно быть на уровне Христа, чтобы наблюдать эту фреску в правильной перспективе. Интересно, что в каком-то смысле, картина приподнимает того, кто на нее смотрит. Нам пришлось бы приподняться на 10-15 футов от земли, чтобы перспектива стала идеальной. Таким образом, мы находимся в присутствии Божественного в центре, что передается различными путями. Не забывайте, что в 1498 году люди наблюдали картину в другом виде. Картина в ужасном состоянии, отчасти потому, что Леонардо экспериментировал сочетая масляную краску и темперу, в обстановке, где традиционно использовали фреску. Изображение стало портиться вскоре после его завершения. Да, в отличие от традиционной фрески, которую клали на влажную штукатурку, Леонардо рисовал на сухой. Краска не смогла прочно закрепиться на стене. К счастью для нас, картину сохранили. Таким образом, в некотором роде, это идеальное представление стиля Высокого Возрождения. Это попытка создать ощущение вечного и совершенного в условиях хаоса человеческой жизни. Верно. Слияние земного и божественного. Subtitles by the Amara.org community

Общие сведения

Размеры изображения - примерно 460×880 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо.

Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте . Гербом Сфорца расписаны люнеты над росписью, образованные потолком с тремя арками. Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена» .

Известно о существовании трех ранних копий росписи, предположительно авторства помощника Леонардо.

Роспись стала вехой в истории Ренессанса : правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.

Техника

Леонардо писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке , поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова. Фреску нельзя изменять во время работы, и Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы , габса и мастики , а затем писать по этому слою темперой .

Изображенные фигуры

Апостолы изображены группами по три человека, расположенными вокруг сидящей в центре фигуры Христа. Группы апостолов, слева направо:

  • Варфоломей , Иаков Алфеев и Андрей ;
  • Иуда Искариот (в одежде зелёного и голубого цветов), Петр и Иоанн ;
  • Фома , Иаков Зеведеев и Филипп ;
  • Матфей , Иуда Фаддей и Симон .

В XIX веке были найдены записные книжки Леонардо да Винчи с именами апостолов; до этого с уверенностью идентифицировали только Иуду, Петра, Иоанна и Христа.

Анализ картины

Считается, что на работе изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня » ), и реакция каждого из них.

Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица. Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа .

Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии , Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним . Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.

Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.

Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:

  • апостолы сидят группами по три человека;
  • позади Иисуса - три окна;
  • контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.

Во многих местах картины проходит золотое сечение ; например, там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

Повреждения и реставрации

Уже в 1517 году краска росписи начала отслаиваться из-за влаги. В 1556 году биограф Леонардо Вазари описал роспись как сильно разрушенную и настолько испортившуюся, что фигуры почти невозможно было узнать. В 1652 году через роспись был проделан дверной проем, позднее заложенный кирпичом; его видно до сих пор в середине основания росписи. Ранние копии дают основания считать, что ступни Иисуса были в положении, символизировавшем предстоящее распятие . В 1668 году над росписью с целью защиты повесили занавесь; вместо этого она перекрывала испарение влаги с поверхности, и, когда занавесь откидывали, она царапала отшелушивающуюся краску.

Первая реставрация была предпринята в 1726 году Микеланджело Белотти, который заполнил недостающие места масляной краской , а затем покрыл фреску лаком . Надолго этой реставрации не хватило, и другая была предпринята в 1770 году Джузеппе Мацца. Мацца счистил работу Белотти, а затем основательно переписал роспись: он переписал все лица, кроме трех, а затем вынужден был остановить работу из-за возмущения общественности. В 1796 году французские войска использовали трапезную как оружейный склад; они бросали камни в роспись и забирались на лестницы, чтобы выцарапать апостолам глаза. Затем трапезная использовалась как тюрьма. В 1821 Стефано Барецци, известный своим умением чрезвычайно аккуратно удалять фрески со стен, был приглашен для того, чтобы перенести роспись в более безопасное место; он серьёзно повредил центральную секцию, прежде чем осознал, что работа Леонардо не является фреской. Барецци предпринял попытку клеем прикрепить обратно поврежденные участки. С 1901 до 1908 Луиджи Кавенаги было впервые проведено тщательное исследование структуры росписи, а затем Кавенаги приступил к её расчистке. В 1924 году Оресте Сильвестри осуществил дальнейшую расчистку и стабилизировал некоторые части штукатуркой.

Во время Второй мировой войны , 15 августа 1943 года, трапезная подверглась бомбежке. Мешки с песком предотвратили попадание осколков бомбы в роспись, но вредное воздействие могла оказать вибрация.

В 1951-1954 годах Мауро Пелличоли выполнил ещё одну реставрацию с расчисткой и стабилизацией.

Критика

Большинство художников (Леонардо да Винчи, Тинторетто и пр.) изображают апостолов, сидящих на стульях, что не соответствует восточным, палестинским традициям и только Александр Иванов изобразил сидящих правдиво - сидящих по-восточному.

Основная реставрация

В 1970-е роспись выглядела сильно разрушенной. С 1978 по 1999 годы под руководством Пинина Брамбиллы Барчилона осуществлялся масштабный проект реставрации, целью которого была постоянная стабилизация росписи и избавление от вреда, причиненного загрязнением и неправильными реставрациями XVIII и XIX веков. Поскольку перемещение росписи в более спокойную среду представлялось непрактичным, в такую среду, запечатанную и с контролируемым климатическим режимом, была превращена сама трапезная, для чего пришлось замуровать окна. Затем для определения первоначальной формы росписи было выполнено подробное исследование с использованием инфракрасной рефлектоскопии и исследований образцов керна , а также первоначальных картонов из Королевской библиотеки Виндзорского замка. Некоторые области посчитали не подлежащими восстановлению. Их написали заново акварелью приглушённых цветов, чтобы показать, не отвлекая внимание зрителя, что они не являются оригинальной работой.

Реставрация заняла 21 год. 28 мая 1999 года роспись была открыта для просмотра. Посетители должны заказывать билеты заранее и могут провести в трапезной только 15 минут. Когда фреска была торжественно открыта, поднялись жаркие споры по поводу сильного изменения цветов, тонов и даже овалов лиц у нескольких фигур. Джеймс Бек, профессор истории искусств в Колумбийском университете и основатель ArtWatch International, особенно строго оценил работу.

В массовой культуре

  • Роспись показана в документальном сериале «Жизнь после людей » - через четверть века многие элементы росписи сотрутся со временем, а через 60 лет без людей от фрески останется 15 процентов краски, да и то они зарастут мхом.».
  • В клипе на песню «Сиськи» группы Ленинград есть сцена, где показана пародия на картину.
  • В клипе песни "HUMBLE" исполнителя Kendrick Lamar также есть пародия на картину.
  • В конце пятьдесят пятой минуты (54 минут 48 секунд) фильма режиссера Нормана Джуисона "Иисус Христос - Суперзвезда " во время начала исполнения партии Иисуса в треке "Gethsemane" актеры на несколько секунд застывают в кадре, повторяя расположение Христа и аполстолов на росписи (без соблюдения вышеуказанного порядка расположения апостолов, найденного в записных книжках Леонардо да Винчи). Кадр завершается с первыми словами партии Иисуса: "The end is just a little...".

«Тайная вечеря», безусловно, одно из самых таинственных произведений гениального Леонардо да Винчи, с которым по количеству слухов и домыслов может соперничать только его же «Джоконда».

После же публикации романа «Код да Винчи» к фреске, украшающей трапезную миланского доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (Chiesa e Convento Domenicano di Santa Maria delle Grazie), приковано внимание не только исследователей истории искусств, но и любителей всевозможных теорий заговора. В сегодняшней статье, я постараюсь ответить на самые популярные вопросы, касающиеся «Тайной вечери» Леонардо да Винчи.

1. КАК ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАЕТСЯ «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» ЛЕОНАРДО?

Удивительно, но «Тайная вечеря» только в русской версии имеет такое название, в языках других стран и библейское событие, изображенное на фреске Леонардо, и сама фреска носит гораздо менее поэтичное, но очень ёмкое название «Последний ужин», то есть, Ultima Cena по-итальянски или The Last Supper по-английски. В принципе, название более точно отражает суть происходящего на настенной росписи, ведь перед нами не тайное собрание заговорщиков, а последний ужин Христа с апостолами. Второе название фрески на итальянском — Il Cenacolo, что переводится просто, как «трапезная».

2. КАК ВОЗНИКЛА ИДЕЯ НАПИСАНИЯ «ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ»?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, нужно внести определенную ясность относительно того, по каким законам жил рынок искусства в пятнадцатом веке. Фактически свободного рынка искусства тогда не существовало, художники, а также скульпторы трудились только в том случае, если получали заказ от богатых и влиятельных семейств или же из Ватикана. Как известно, свою карьеру Леонардо да Винчи начал во Флоренции, многие считают, что покинуть город ему пришлось из-за обвинений в гомосексуализме, но, на самом деле, все было, скорее всего, куда более прозаично. Просто у Леонардо во Флоренции был очень сильный конкурент — Микеланджело, который пользовался огромным расположением Лоренцо Медичи Великолепного и забирал себе все самые интересные заказы. В Милан Леонардо прибыл по приглашению Людовико Сфорца и остался в Ломбардии на 17 лет.

На иллюстрации: Людовико Сфорца и Беатриче д’Эсте

Все эти годы да Винчи не только занимался искусством, но и конструировал свои знаменитые военные машины, прочные и легкие мосты и даже мельницы, а также являлся художественным руководителем массовых мероприятий. Например, именно Леонардо да Винчи был организатором свадьбы Бьянки Марии Сфорца (племянницы Людовико) с императором Максимилианом I из Инсбрука, ну и, конечно, он же устроил свадьбу самого Людовико Сфорца с юной Беатриче д’Эсте — одной из самых красивых принцесс итальянского Ренессанса. Беатриче д’Эсте была родом из богатой Феррары, а ее младший брат . Принцесса была прекрасно образована, муж боготворил ее не только за удивительную красоту, но и за острый ум, а, кроме того, современники отмечали, что Беатриче была очень энергичной особой, она принимала активное участие в государственных делах и покровительствовала художникам.

На фото: Санта-Мария-делле-Грацие (Chiesa e Convento Domenicano di Santa Maria delle Grazie)

Считается, что идея украсить трапезную монастыря Санта-Мария-делле-Грацие росписью на тему последнего ужина Христа с апостолами принадлежит именно ей. Выбор Беатриче пал именно на этот доминиканский монастырь по одной простой причине — монастырская церковь была по меркам пятнадцатого века сооружением превосходящим фантазии людей того времени, так что и трапезная монастыря заслуживала того, чтобы ее украсила рука мастера. К сожалению, сама Беатриче д’Эсте фреску «Тайная вечеря» так и не увидела, она умерла в родах в совсем молодом возрасте, ей было всего лишь 22 года.

3. СКОЛЬКО ЛЕТ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ ПИСАЛ «ТАЙНУЮ ВЕЧЕРЮ»?

Правильного ответа на этот вопрос не существует, принято считать, что работа над росписью была начата в 1495 году, шла с перерывами, а закончил Леонардо примерно в 1498 году, то есть, на следующий год после смерти Беатриче д’Эсте. Однако, поскольку архивы монастыря были уничтожены, точная дата начала работы над фреской неизвестна, можно лишь предполагать, что она никак не могла начаться до 1491 года, поскольку в этом году состоялось бракосочетание Беатриче и Людовико Сфорца, а, если ориентироваться на немногие документы, дошедшие до наших дней, то, судя по ним, роспись была на финальной стадии уже в 1497 году.

4. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ ФРЕСКОЙ В СТРОГОМ ПОНИМАНИИ ЭТОГО ТЕРМИНА?

Нет, в строгом понимании — не является. Дело в том, что данный вид живописи подразумевает, что художник должен писать быстро, то есть, работать по влажной штукатурке и сразу на чистовик. Для Леонардо, который был очень дотошным и не признавал работу сразу набело, это было совершенно неприемлемо, поэтому да Винчи изобрел особый грунт из смолы, габса и мастики и писал «Тайную вечерю» по сухому. С одной стороны, он смог вносить в роспись многочисленные изменения, а с другой — именно из-за росписи на сухой поверхности полотно очень быстро начало разрушаться.

5. КАКОЙ МОМЕНТ ИЗОБРАЖЕН НА «ТАЙНОЙ ВЕЧЕРЕ» ЛЕОНАРДО?

Момент, когда Христос говорит о том, что один из учеников предаст его, в фокусе внимания художника — реакция учеников на его слова.

6. КТО СИДИТ ПО ПРАВУЮ РУКУ ОТ ХРИСТА: АПОСТОЛ ИОАНН ИЛИ МАРИЯ МАГДАЛИНА?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует, тут строго работает правило, кто во что верит — тот то и видит. Тем более, современное состояние «Тайной вечери» — очень далеко от того, какой видели фреску современники да Винчи. Но, стоит сказать, современников Леонардо фигура по правую руку от Христа не удивила и не возмутила. Дело в том, что на фресках на тему «Тайной вечери» фигура по правую руку от Христа всегда была очень женственной, стоит посмотреть, к примеру, на фреску «Тайная вечеря» авторства одного из сыновей Луини, которую можно увидеть в миланской базилике Сан-Маурицио.

На фото: «Тайная вечеря» в базилике Сан-Маурицио

Здесь фигура в той же позиции опять же выглядит очень женственной, словом, получается одно из двух: или все художники Милана состояли в тайном заговоре и изображали на Тайной вечере Марию Магдалину, или же это просто художественная традиция — изображать Иоанна женственным юношей. Решайте сами.

7. В ЧЕМ НОВАТОРСТВО «ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ», ПОЧЕМУ ГОВОРЯТ, ЧТО ЛЕОНАРДО ПОЛНОСТЬЮ ОТОШЕЛ ОТ КЛАССИЧЕСКИХ КАНОНОВ?

В первую очередь, в реализме. Дело в том, что, создавая свой шедевр, Леонардо решил отойти от существовавших в то время канонов живописи на библейскую тематику, он хотел добиться такого эффекта, чтобы монахи, обедавшие в зале, физически ощущали присутствие Спасителя. Именно поэтому все предметы быта списаны с тех предметов, которые были в обиходе монахов доминиканского монастыря: те же столы, за которыми ели современники Леонардо, та же утварь, та же посуда, да, что там, даже пейзаж за окном — напоминает вид из окон трапезной, каким он был в пятнадцатом веке.

На фото: зеркальное изображение «Тайной вечери»

Но, это еще не все! Дело в том, что лучи света на фреске - продолжение реального солнечного света, падавшего в окна трапезной, во многих местах росписи проходит золотое сечение, а благодаря тому, что Леонардо сумел правильно воспроизвести глубину перспективы, фреска после завершения работы была объемной, то есть, фактически она была сделана с эффектом 3D. К сожалению, сейчас, увидеть этот эффект можно только из одной точки зала, координаты искомой точки: 9 метров вглубь зала от фрески и примерно 3 метра над нынешним уровнем пола.

8. С КОГО ЛЕОНАРДО ПИСАЛ ХРИСТА, ИУДУ И ДРУГИХ ПЕРСОНАЖЕЙ ФРЕСКИ?

Все персонажи на фреске написаны с современников Леонардо, говорят, художник постоянно ходил по улицам Милана и отыскивал подходящие типажи, что даже вызвало неудовольствие настоятеля монастыря, который посчитал, что художник недостаточно времени проводит за работой. В итоге Леонардо сообщил настоятелю, что, если тот не перестанет его беспокоить, то портрет Иуды будет написан с него. Угроза возымела действие, и больше настоятель маэстро не мешал. Для образа Иуды художник очень долго не мог найти типаж, пока не встретил подходящего человека на улице Милана.

Иуда на фреске «Тайная вечеря»

Когда же Леонардо привел статиста к себе в студию, выяснилось, что тот же самый человек несколькими годами ранее позировал да Винчи для образа Христа, просто тогда он пел в церковном хоре и выглядел совсем иначе. Вот такая злая ирония! В свете этой информации известный исторический анекдот о том, что человек, с которого Леонардо писал Иуду, всем рассказывал, что он изображен на «Тайной вечере» в образе Христа, приобретает совсем иной смысл.

9. ЕСТЬ ЛИ НА ФРЕСКЕ ПОРТРЕТ САМОГО ЛЕОНАРДО?

Существует теория, что на «Тайной вечере» есть и автопортрет Леонардо, якобы художник присутствует на фреске в образе апостола Фаддея — это вторая фигура справа.

Изображение апостола Фаддея на фреске и портреты Леонардо да Винчи

Истинность этого утверждения до сих пор под вопросом, но анализ портретов Леонардо наглядно демонстрирует сильное внешнее сходство с образом на фреске.

10. КАК СВЯЗАНА «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» И ЧИСЛО 3?

Еще одна загадка «Тайной вечери» — постоянно повторяющееся число 3: на фреске три окна, апостолы расположены в группах по три человека, даже контуры фигуры Иисуса напоминают треугольник. И, надо сказать, это вовсе неслучайно, ведь число 3 постоянно фигурирует в Новом Завете. Дело не только в Святой Троице: Бог Отец, Бог-Сын и Святой Дух, число 3 проходит и через всё описание земного служения Иисуса.

Три волхва принесли дары родившемуся Иисусу в Назарет, 33 года — срок земной жизни Христа, также согласно Новому Завету три дня и три ночи надлежало быть Сыну Божьему в сердце земли (Мф. 12:40), то есть, Иисус был в аду с вечера пятницы по утро воскресенья, кроме того, апостол Петр трижды отрекся от Иисуса Христа до того, как пропел петух (кстати, предсказание этого также прозвучало на Тайной вечере), на Голгофе возвышалось три креста, а воскрес Христос утром на третий день после распятия.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Билеты для посещения «Тайной вечерни» необходимо заказывать заранее, однако слухи о том, что их нужно бронировать за полгода — сильно преувеличены. На самом деле, за месяц, а то и за три недели до предполагаемого визита свободные билеты на нужные даты, как правило, имеются. Заказать билеты можно на сайте: , стоимость зависит от сезона, зимой посещение «Тайной вечери» стоит 8 евро, летом - 12 евро (расценки по информации на 2016 год). Кроме того, сейчас у церкви Санта-Мария-делле-Грацие часто можно увидеть перекупщиков, продающих билеты с наценкой в 2-3 евро, так что, если вам повезет, то вы можете попасть туда и случайно. Фотографировать фреску запрещено, вход — строго по времени, указанном на билете.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

В недавнем потоке книг и статей все чаще стали появляться предположения, что Леонардо да Винчи был лидером подпольного общества и что он скрыл в своих художественных работах секретные коды и сообщения. Правда ли это? В дополнение к его роли в истории как известного художника, ученого и изобретателя, был ли он также хранителем какой-то огромной тайны, которая передается на протяжении веков?

ШИФРЫ И ШИФРОВАНИЕ. МЕТОД ШИФРОВАНИЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.

Леонардо было, конечно, не привыкать к использованию кодов и шифрования. Все его заметки написаны задом наперед, зеркально. Почему именно Леонардо делал это – остается неясным. Было высказано предположение, что он, возможно, чувствовал, что некоторые из его военных изобретений были бы слишком разрушительными и мощными, если бы они попали в чужие руки. Поэтому он защищал свои бумаги, используя метод обратной записи. Другие ученые указывают на то, что этот тип шифрования слишком прост, ведь для его расшифровки нужно всего лишь поднести бумагу к зеркалу. Если Леонардо использовал его для безопасности, он, вероятно, был озабочен скрытием содержимого только от случайного наблюдателя.

Другие исследователи полагают, что он использовал обратное письмо, просто потому что ему так было проще. Леонардо был левшой, и писать в обратном направлении было для него делом менее трудным, чем для правши.

КРИПТЕКС

В последнее время многие люди приписывают Леонардо изобретение механизма под названием криптекс. Криптекс представляет собой трубку, которая состоит из серии колец с выгравированными на них буквами алфавита. Когда кольца повернуты таким образом, что некоторые буквы выстраиваются в линию, образуя пароль к открытию криптекса - одну из торцевых крышек становится возможным снять, и содержимое (обычно это кусок папируса, обернутый вокруг стеклянной емкости с уксусом) может быть извлечено. Если же кто-то попытается достать содержимое путем поломки устройства - стеклянная емкость внутри расколется и уксус растворит написанное на папирусе.

В своей популярной книге (художественной) «Код да Винчи» Ден Браун приписывает изобретение криптекса Леонардо да Винчи. Но реальных доказательств того, что именно да Винчи придумал и/или сконструировал это устройство – нет.

ТАЙНЫ КАРТИНЫ МОНА ЛИЗА ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. ТАЙНА УЛЫБКИ ДЖОКОНДЫ.

Одна популярная идея состоит в том, что Леонардо написал секретные символы или сообщения в своих произведениях. Проанализировав его самую известную картину, "Мона Лиза", многие уверены, что Леонардо, при создании картины, использовал некоторые хитрости. Многие люди считают улыбку Джоконды особо навязчивой. Они говорят, что она, кажется, изменяется, даже если изменений свойств краски на поверхности картины нет.

Профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета предполагает, что Леонардо нарисовал края улыбки на портрете, таким образом, что они кажутся как будто немного не в фокусе. Из-за этого их проще видеть периферическим зрение, чем если смотреть непосредственно на них. Это может объяснить, почему некоторые люди сообщают, что портрет, кажется, больше улыбается, когда они смотрят непосредственно на улыбку.

Другая теория, предложенная Кристофер Тайлер и Леонидом Концевич из Исследовательского института глаза Смит-Кеттлевел говорит, что улыбка, похоже, меняется из-за переменных уровней случайных шумов в зрительной системе человека. Если закрыть глаза в темной комнате, Вы заметите, что все не идеально черное. Клетки наших глаз создают низкий уровень "фонового шума" (мы видим это, как крошечные светлые и темные точки). Наш мозг обычно это фильтрует, но Тайлер и Концевич предположили, что при рассмотрении Моны Лизы, эти маленькие точки могут изменять форму ее улыбки. В качестве доказательств своей теории, они наложили несколько случайных множеств точек на картину "Мона Лиза" и показали ее людям. Некоторые из опрошенных сказали, что улыбка Джоконды выглядит более радостно, чем обычно, другим казалось наоборот, что точки омрачили портрет. Тайлер и Концевич утверждают, что шум, который присущ зрительной системе человека, дает тот же эффект. Когда кто-то рассматривает картину, его зрительная система добавляет к изображению шум и изменяет ее, кажется, что улыбка изменилась.




Почему Мона Лиза улыбается? На протяжении многих лет, люди выдвигали такие версии: одни считали, что, возможно, она была беременна, другие – находят эту улыбку грустной и предполагают, что она была несчастна в браке.

Доктор Лилиан Шварц из исследовательского центра Лаборатории Белла придумала версию, которая кажется маловероятной, но интригующей. Она думает, что Джоконда улыбается, потому что художник подшутил над зрителями. Она утверждает, что на картине не улыбчивая молодая женщина, что на самом деле это автопортрет самого художника. Шварц заметила, что, когда она использовала компьютер, чтобы выявить особенности на портрете Моны Лизы и автопортрете да Винчи - они полностью совпали. Однако, другие эксперты отмечают, что это может быть результатом того, что оба портрета нарисованы такими же красками и кистями, одним и тем же художником, и с использованием одинаковых методов написания.

ТАЙНА КАРТИНЫ ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.

Дэн Браун в своем популярном триллере Код да Винчи предполагает, что картина Леонардо Тайная вечеря имеет ряд скрытых смыслов и символов. В вымышленной истории есть заговор ранней церкви, чтобы подавить важность Марии Магдалины, последовательницы Иисуса Христа (история свидетельствует - к огорчению многих верующих - что она была его женой). Якобы Леонардо был главой тайного ордена людей, которые знали правду о Магдалине и пытались ее сохранить. Один из способов Леонардо сделать это - оставить ключи к разгадке в своем знаменитом труде - в Тайной вечере.

На картине изображен последний ужин Иисуса совместно со своими учениками перед его смертью. Леонардо пытается уловить момент, когда Иисус объявляет, что он будет предан, и что один из мужчин за столом будет его предателем. Наиболее значимым ключом, оставленным Леонардо, по словам Брауна, является то, что ученик, который идентифицируется на картине как Иоанн - на самом деле Мария Магдалина. Действительно, если бросить быстрый взгляд на картину, кажется, что это действительно так. Человек, изображенный справа от Иисуса, имеет длинные волосы и гладкую кожу, что можно было бы рассматривать как женские особенности, по сравнению с остальными апостолами, которые выглядят немного более грубо и кажутся старше. Браун также указывает на то, что Иисус и фигура по правую руку от него, вместе образуют контур буквы "М". Символизирует ли это Марию или, возможно, жену (Matrimony в переводе с английского брак, супружество)? Является ли это ключами к тайным знаниям, оставленными Леонардо?



«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

Несмотря на первое впечатление, что эта фигура на картинке выглядит более женственно, остается вопросом, выглядела ли эта фигура также женственно для зрителей той эпохи, в которой Леонардо написал данную картину. Наверное, нет. Ведь Иоанн считался самым младшим из учеников, и он часто изображался в виде безбородого юноши с мягкими чертами лица и длинными волосами. Сегодня можно расценивать эту личность, как существо женского пола, но если вернуться во Флоренцию, в пятнадцатый век, учесть разницу культур и ожиданий, попытаться вникнуть в представления тех времен о женском и мужском началах – уже нельзя быть уверенным, что это на самом деле женщина. Леонардо был не единственным художником который изображал Иоанна подобным образом. Доменико Гирландайо и Андреа дель Кастаньо в своих картинах написали Иоанна схоже:


«Тайная вечеря» Андреа дель Кастаньо


«Тайная вечеря» Доменико Гирландайо

В "трактате о живописи", Леонардо объясняет, что персонажи на картине должны быть изображены на основе их типов. Эти типы могут быть такими: "мудрец" или "старуха". Каждый тип имеет свои характеристики, например: борода, морщины, короткие или длинные волосы. Иоанн, как на фото, на "Тайной вечере" представляет собой студенческий тип: ставленник, который еще не созрел. Художники той эпохи, в том числе Леонардо, изобразил бы этот тип, "студент", как очень молодого человека с мягкими чертами лица. Именно это мы и видим на картине.

Что касается контура "M" на картинке, это результат того, как художник сочинил картину. Иисус, в тот момент, когда он объявляет о свое предательстве, сидит один в центре картины, его тело по форме напоминает пирамиду, ученики располагаются группами по обе стороны от него. Леонардо часто использовал форму пирамиды в композициях своих работ.

ПРИОРАТ СИОНА.

Есть предположения, что Леонардо был руководителем секретной группы под названием Приорат Сиона. Согласно Коду да Винчи, миссией Приората было сохранение тайны Марии Магдалины о ее браке с Иисусом. Но ведь книга Код да Винчи – выдумка, основанная на теориях из спорной "нон-фикшн" книги под названием Святая кровь и Святой Грааль авторов Ричарда Ли, Майкла Бейджента и Генри Линкольна, написанной в начале 1980-х годов.

В книге Святая кровь и Святой Грааль, в качестве доказательств членства Леонардо в Приорате Сиона, приводится ряд документов, которые хранятся в Национальной библиотеке Франции, в Париже. В то время как есть некоторые доказательства того, что орден монахов с таким названием существовал еще в 1116 г. н. э., и эта средневековая группа не имеет ничего общего с Приоратом Сиона 20 века, а годы жизни да Винчи: 1452 – 1519.

Документы, подтверждающие существование Приората на самом деле есть, но вполне вероятно, что они являются частью мистификации, задуманной человеком по имени Пьер Плантар в 1950-х годах. Плантар и группа его единомышленников правого толка с антисемитскими наклонностями основали в 1956 году Приорат. Изготовляя фальшивые документы, в том числе поддельные генеалогические таблицы, по-видимому, Плантар надеялся доказать, что он был потомком Меровингов и наследником французского престола. Документ, якобы свидетельствующий что Леонардо, наряду с такими корифеями, как Боттичелли, Исаак Ньютон и Гюго состояли в организации Приорат Сиона – с большой вероятностью, тоже может быть поддельным.

Неясно, пытался ли Пьер Плантар также увековечить историю Марии Магдалины. Известно, что он утверждал, что Приорат обладает сокровищем. Не набором бесценных документов, как в «Коде да Винчи», а списком священных предметов, написанном на медном свитке, одном из свитков Мертвого моря, найденных в 50-ых годах. Плантар сказал интервьюерам, что Приорат вернет это сокровище в Израиль, когда "придет время". Мнения экспертов по этому поводу разделились: некоторые считают, что никакого свитка нет, некоторые – что он поддельный, а некоторые что он настоящий, но не принадлежит по праву Приорату.

Тот факт, что Леонардо да Винчи не был членом тайного общества, как показано в Коде да Винчи, не является поводом для того чтобы перестать восхищаться его талантом. Включение этой исторической личности в современную фантастику интригует, но ничуть не омрачает его достижения. Его художественные произведения были и есть источником вдохновения для миллионов на протяжении столетий и содержат тонкости, которые даже лучшие эксперты до сих пор пытаются разгадать. Кроме того, его эксперименты и изобретения характеризуют его как передового мыслителя, чьи изыскания выходят далеко за рамки его современников. Главный секрет Леонардо да Винчи состоит в том, что он был гением, но в те времена понять это смогли не многие.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook