Музейно-производственный комплекс «Подмосковная. Музейно-производственный комплекс «Подмосковная Депо подмосковная музей официальный
30 фотографий,общий вес 17,5Мб
В рамках строительства Рижской железной дороги (ранее Виндавской ж/д) к 1901 году была построена
станция Подмосковная. К открытию движения по дороге было сооружено и паровозное депо веерного типа с поворотным кругом. От станции отправлялись поезда до открытия Виндавского (ныне Рижского) вокзала в сентябре 1901 года. До открытия платформы Красный Балтиец в 1945 году пассажирское движение осуществлялось через станцию. В 1940-е годы станция являлась крупнейшей сортировочной станцией Московского железнодорожного узла. Сейчас пассажирская линия проходит севернее Подмосковной, которая по-прежнему является одним из крупнейших грузовых узлов Москвы. Расположено депо между метро Сокол и Тимирязевским лесопарком. Сейчас это единственное московское депо, в котором сохранена инфраструктура для профилактического обслуживания паровозов. Депо обслуживает как местные паровозы (ежедневно курсирующие от Рижского вокзала в рамках экскурсионной программы Музея РЖД), так и паровозы Щербинского Кольца. Именно сюда привозят посетителей в рамках экскурсии "Ретропоезд", отправляющейся с Рижского вокзала.
В 2001-м году соорудили такую вывеску:
На станции сохранилось деревянное здание вокзала, комплекс деповских построек: водонапорная башня, здание паровозного депо веерного типа с поворотным кругом, административное здание (контора депо) и дом для персонала, обслуживающего башню. Все здания построены в 1901 году в стиле «модерн» и являются единым архитектурным ансамблем - последним (по версии интернет источников), уцелевшим на линии Московско-Виндавской железной дороги.
Сперва прогуляемся на веер. Ранее было 13 стояночных мест, однако в последствие часть из них превратили в помещения. Сейчас есть места для 9 или 10 паровозов/ локомотивов:
Все въезды выложены из кирпича, равно как и лицевая часть веера. Основной ангар сделан из железобетона.
Несмотря на небольшой кажущийся размер веера, внутри очень просторно - ширина веера метро 30, высота до 8-9м:
Высота этого паровоза типа Л 5 метров!
В ангарах стоят также разобранные и реставрируемые паровозы:
Створки ворот, возможно, висят тут более 110 лет и повидали поколений 5 монтеров:)
Вообще довольно здорово идти по такому вееру, даже не подозреваешь, что увидишь за проходом в следующую секцию. В каждой секции 5 паровозных мест:
А тут пусто, наверное уехал пассажиров возить:)
Встретили план работ на 3 месяца вперед:
Несмотря на лояльность местных монтеров, все же было решено не попадаться им на глаза с фотоаппаратом, поэтому оттуда мы в скором времени ретировались на улицу. Еще фото въездов в ангары:
На пути веера паровозы распределяет поворотный круг, естественно до сих пор действующий:
Деревянная будка управляющего кругом сохранилась до сих пор:
Весьма интересна электрификация круга, верховая:
Железнодорожные пути идут от станции в трёх направлениях - от западной части станции вдоль улицы Константина Царёва на МК МЖД, к станции Серебряный Бор, а также в сторону Ржева и Рижского вокзала (по Рижскому направлению). А выходящие из депо пути вообще жутки:
При выезде стоит еще одна раритетная вещь - гидравлическая колонка для заправки паровозов водой:
На территории депо есть еще один ангар на 2 паровозоместа. Как я понял - это основная мастерская, где проводят кратковременный мелкий ремонт, смазку и проверку деталей машин. В момент нашего посещения там стояло два паровоза Л начала 50-х годов 20 века. Высота этих махин 4,99м, а рабочая масса аж 102т!!!
Так выглядит въезд во второй ангар издалека:
У въезда стоит еще пара ржавых паровозов:
На территории Подмосковной есть еще памятники. Например, везде присутствующая мемориальная доска в память о погибших во время ВОВ:
Старая водонапорная башня, 1901 года постройки. Думаю сейчас она не используется по назначению.
"Современный" сменщик паровозов - локомотив ЧМЭ3 э 1989 года:
А вообще, мы случайно забрели в депо, такой цели не было. Просто продравшись через Тимирязевский парк, мы увидели дымящий паровоз на Рижском направлении между платформами Краснй Балтией и Гражданская и реши попробовать сходить посмотреть на паровозы, вот так вот:)
Согласно Википедии 18 ноября 2008 г. было принято Постановление Правительства Москвы № 1070-ПП «О Генеральной схеме развития Московского железнодорожного узла». Согласно этому постановлению, станция Подмосковная будет ликвидирована, и на её месте будет построен жилой район, чего, надеюсь, не произойдет!
(G) (O) (Я) 55.814089 , 37.527858
Станция Подмосковная Рижское направление |
|
Московская железная дорога | |
Дата открытия: | |
---|---|
Количество платформ: | |
Выход к: | |
Пересадка на: | |
Расстояние до Москвы : | |
Код станции: |
Подмоско́вная - узловая железнодорожная станция Рижского направления Московской железной дороги в Москве , расположенная в районе Сокол.
История станции
Станция построена в 1901 году в рамках строительства Виндавской железной дороги (ныне Рижское направление МЖД). К открытию движения по дороге было сооружено паровозное депо веерного типа с поворотным кругом и водокачка с угольным складом для экипировки паровозов. От этой станции отправлялись поезда до открытия Виндавского вокзала в сентябре 1901 года, первый поезд отправился 2 июля 1901 года.
В 1938 году на станции был построен соединительный путь со строящимся электродепо «Сокол» , через который Московский метрополитен стал получать вагоны с завода.
До открытия платформы Красный Балтиец в 1945 году пассажирское движение осуществлялось через станцию. Примерно с того же года попасть на платформу Красный Балтиец можно по пешеходному мосту, проходящему над путями станции.
В 1940-е годы станция являлась крупнейшей сортировочной станцией Московского железнодорожного узла.
Предприятия и инфраструктура станции
Инфраструктура
Железнодорожные пути идут от станции в трёх направлениях: от западной горловины станции вдоль улицы Константина Царёва на МК МЖД к станции Серебряный Бор , а также в сторону Ржева и Рижского вокзала (по Рижскому направлению МЖД). В границы станции Подмосковная входят платформы Красный Балтиец, Ленинградская и Покровское-Стрешнево, т. к. первые две расположены в непосредственной близости, а на платформе Покровское-Стрешнево до недавнего времени существовало путевое развитие, относящееся к станции Подмосковная. Путевое развитие насчитывает более 30 путей, не считая путей, относящихся к депо.
У платформы Красный Балтиец на улице Космонавта Волкова находятся остановки автобуса № 780 и троллейбуса № 57. От станции можно выйти на Амбулаторный пер., 2-й Амбулаторный пр., 3-й Балтийский пер. и ул. Космонавта Волкова. Ближайшие станции метро - «Сокол», «Войковская».
Предприятия станции
На станции находится цех ТЧ-18 локомотивного депо имени Ильича, до 2000-х годов - локомотивное депо ТЧ-16 Подмосковная. Подвижной состав - тепловозы ЧМЭ2 и ЧМЭ3 . Также на станции базируется восстановительный поезд . Работает погрузочный терминал.
Исторические памятники
На станции сохранилось деревянное здание вокзала (ул. Космонавта Волкова, д. 10, стр. 2), а также комплекс деповских построек: водонапорная башня, здание паровозного депо веерного типа с поворотным кругом, административное здание (контора депо) и дом для персонала, обслуживающего башню. Все здания построены в 1901 году в стиле «модерн» и являются единым архитектурным ансамблем - последним, уцелевшим на линии Московско-Виндавской железной дороги; все остальные её станции были частично или полностью разрушены в годы Великой Отечественной войны. До открытия Виндавского (современного Рижского) вокзала 11 сентября 1901 года Подмосковная служила конечной станцией Московско-Виндавской железной дороги, а её вокзал выполнял функции одного из столичных вокзалов в период с июля по сентябрь 1901 года. С декабря 2008 года здания Подмосковной являются памятниками истории и архитектуры регионального значения и находятся под государственной охраной. С 2006 года Подмосковная является туристическим объектом - по станции и депо проводятся регулярные экскурсии для всех желающих. Каждое воскресенье с Рижского вокзала на Подмосковную отправляется ретропоезд на паровозной тяге. Во время экскурсии можно увидеть исторические здания станции, а также наблюдать разворот паровоза на поворотном кругу и заправку паровоза водой.
Движение по станции
Направления движения
Движение поездов по станции осуществляется в трёх направлениях:
- На восток
- На запад - на МК МЖД.
- На северо-запад - на Манихино-1 , Ржев, Великие Луки , Ригу.
Движение поездов
Пассажирские поезда (3 пары в день) следуют по парку станции без остановок и только по Рижскому направлению МЖД, как и пригородные поезда (порядка 75 пар в день), останавливающиеся на платформах
Станция «Подмосковная» - уголочек начала 19 века в огромном современном мегаполисе. Станция и примыкающее к ней паровозное депо построены в 1901 году в рамках строительства Виндавской железнодорожной ветки, которая ныне именуется Рижским направлением МЖД.
Паровозное депо – веерного типа с поворотным кругом, есть собственная водокачка, водонапорная башня и угольный склад для экипировки паровозов. В 1938 году на станции был построен соединительной путь к строящемуся тогда метродепо «Сокол», через который метрополитен стал получать вагоны с завода. И если вы когда-то задавались вопросом «как же поезда попадают под землю?», то это часть ответа для вашего любопытства.
Современная станция и депо представляют собой музейно-производственный комплекс. Географическое положение депо делает его доступным для посещения в любое время.
Добраться до музея можно:
На пригородном поезде рижского направления до станции Красный Балтиец, далее по надземному переходу.
Автобусами №105 и №110 от станции метро Динамо до остановки «МИИТ»
Прогуляться пешком от метро Сокол в сторону платформы Красный Балтиец
Вход – 100 рублей, стоимость фотосъемки (без штатива) – 200 рублей.
Музейно-производственный комплекс открыт в июле 2015 года и включает в себя здание вокзала, водонапорную башню, дом (контору) начальника станции, насосную станцию, паровозное депо, поворотный круг, угольный склад, ремонтные цеха и, разумеется, множество вагонов и паровозов.
Стоит отметить очень удобную навигацию на территории комплекса, которая сопровождает вновь прибывших посетителей.
В небольшом здании вокзала мы находим сразу несколько залов:
Залы, рассказывающий нам историю об обществе Виндавской железной дороги
Зал ожидания 3го класса
Телеграфно-почтовый зал
Багажная комната
Буфет, багажная комната и почтовый залы действуют исключительно как выставочная экспозиция. Ни перекусить, ни отправить почтовую открытку домой. Зато на интерактивной панели можно составить и «отправить» телеграфное сообщение.
Следующим зданием, которое можно беспрепятственно посетить, является водонапорная башня. Башня, как и прилегающие к ней объекты инфраструктуры: насосная станция и заправочная колонка, стрелки, указатели и поворотный круг – действующие. Эта водонапорная башня до сих пор заправляет паровозы водой перед отправкой их на работы. Да, в 21 веке паровозы эксплуатируются в составе курсирующих поездов! Мы же их привыкли видеть как памятные экспонаты на какой-либо станции или у вокзала городка.
Внутри башни также есть интерактивно табло, которое рассказывает от том как производится заправка паровоза и о том, какой путь проходит вода от заправки и до выхлопа из трубы паровоза в виде пара.
Следующий объект – дом начальника станции. Тут сразу и рабочий кабинет, и гостиная, и спальная комната. Весь интерьер начала двадцатого века.
На площади находится действующий поворотный круг, который разворачивает паровозы и вагоны. Ранее для его вращения использовалась обычная человеческая сила. Крепкие и молодые парни вращали платформу руками, а барышни из окрестных деревень прибегали на них посмотреть. Сейчас, разумеется, платформа вращается с помощью электрических двигателей.
На отдельном пути стоят действующие дымящие локомотивы и макет первого паровоза Ефима и Мирона Черепановых.
Здание паровозного депо за поворотным кругом состоит из нескольких цехов. В одном находятся станки для ремонта узлов и агрегатов, в других вагоны. Один из самых интересных цехов тот, в котором расположен настоящий паровоз в разрезе. Рядом расположена коллекция масштабных копий локомотивов, вагонов и целая железнодорожная инфраструктура воображаемой станции.
Несмотря на то, что музейно-производственный комплекс был открыт совсем недавно – в выходные дни тут можно встретить множество посетителей. Одни приобщаются к паровозному делу семьями, другие в составе экскурсионных групп. Регулярно проходят исторические мероприятия-соревнования среди детей, так что можно считать их самыми главными посетителями музея. Как и подобает современным музеям - станция и депо «Подмосковная» соответствуют современным требованиями искушенных посетителей.
В Москве состоялось открытие нового, современного депо «Подмосковное» для обслуживания поездов. В депо организована постоянно действующая экспозиция на железнодорожную тематику, где представлен весь цикл работы станции и депо прошлого века. В эксплуатации находится более 10 паровозов.
Проще всего добраться до музейно-производственного комплекса паровозного депо "Подмосковная" - это с платформы Дмитровская рижского направления, что прям у метро Дмитровская, сесть на электричку и проехать всего 2 станции до платформы Красный Балтиец, перейдя железнодорожные пути Вы на месте. Можно и от метро Сокол пройтись пешком, но идти дворами минут 15-20
Для удобства посетителей, перед входом установлена план-схема музейно-производственного комплекса паровозного депо "Подмосковная", чтобы знать где что и куда идти:)
И так заходим на территорию музейного комплекса, вход БЕСПЛАТНЫЙ!
Здание вокзала Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, 1901 год постройки
Здание водонапорной башни паровозного депо Подмосковная, 1901 год постройки
Станция Подмосковная и паровозное депо Московско-Виндавской (Рижской) линии железной дороги были построены в 1901 году по проекту архитекторов С.А. Бржозовского и Ю.Ф. Дидерикса (создатели Рижского вокзала).
Макет первого русского паровоза построенного в 1833-1834 годах отцом и сыном - Ефимом Алексеевичем и Мироном Ефимовичем Черепановыми. Изготовлен и установлен работниками Брянской дистанции гражданских сооружений Московской железной дороги 2015г.
Закрой сифон и поддувало
Гидроколонка для заправки паровозов водой
Осветительные фонари
Непосредственно на станции Подмосковная пассажирские поезда не останавливаются с 1945 года. С 2006 года исторические здания станции используются как туристические объекты
Дом начальника станции Подмосковная
Памятник железнодорожникам депо Подмосковная, погибшим в Великой Отечественной войне
Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей родины 1941-1945гг.
С 2014 года осуществлена масштабная реконструкция паровозного депо и возвращение ему первозданного вида к 70-летию Великой Победы в мае 2015 года. Руководил реконструкцией главный инженер МЖД Сергей Вязанкин. 30 июля 2015 года также открыт музейно-производственный комплекса в отреставрированном паровозном депо. Паровозное депо воссоздано в изначальном виде, в котором было задумано в 1901 году.
Здание насосной станции
Поворотный круг паровозного депо Подмосковная
За свою историю локомотивные депо имели много вариантов планировки зданий цехов. Так, первые локомотивные депо, построенные на линии Петербург – Москва, имели круглые в плане паровозные сараи.
Внутрь этого здания вёл один путь – тоннель. Паровоз заезжал на него и попадал на поворотный круг. С помощью этого круга паровоз разворачивали и ставили на свободное стойло, где его могли обслужить, осмотреть ответственные узлы и детали, произвести ремонт.
Поворотный круг - устройство, с помощью которого можно развернуть на 180° или поставить на нужный путь в веерном депо паровоз. Первоначально, в конце XIX и начале XX века поворотные круги вращались вручную, с помощью рычага. В настоящее время поворотные круги приводятся во вращение с помощью электропривода.
На путях, перед депо, для осмотра стоят паровозы
Паровоз Л назван в честь Лебедянского Л.С.
Заслуги Лебедянского перед советским локомотивостроением были отмечены премиями, наградами и почётными званиями. Он был кавалером ордена Ленина, кавалером двух орденов Трудового Красного Знамени. За создание паровоза П (впоследствии - Л, в честь самого Лебедянского - подобных случаев в отечественном паровозостроении было два: пассажирский Л - в честь Лопушинского и Щ - в честь Щукина.) Лебедянский стал лауреатом Сталинской премии.
Паровоз Л являлся одним из лучших и массовых (свыше 4 тыс. локомотивов) советских паровозов, который мог эксплуатироваться на всей сети железных дорог Советского Союза
По имеющимся данным, за годы производства было построено 4199 паровозов серии Л
Тендер паровоза ЛВ-0522. Тендер - - специальный вагон, прицепляемый к паровозу, предназначенный для перевозки запаса топлива для локомотива
Тендер паровоза ЛВ-0182
Паровоз 9П-19499
Место машиниста и кочегара паровоза 9П-19499
Тут стоит паровоз ЛВ-0522
Паровоз Эр797-41 и тендер
Место машиниста паровоза Эр797-41
Вид с места машиниста
В депо сделаны "ямы" под паровозами, можно спуститься и посмотреть
Тендер загруженный углём
С ноября 1941 года на станции Подмосковная, на основании директивы Народного комиссара обороны (наркома обороны) СССР № 22сс, от 29 октября 1941 года, формировался 23-й отдельный дивизион бронепоездов
Переходим в цех подъемочного ремонта
Ту ремонтируются паровозы, происходит их технический осмотр
На стеллажах лежат огромного размера гаечные ключи
Паровоз ЛВ-0182. Кстати, периодически из депо выезжают паровозы и катаются туда-сюда. Я не успел чуть-чуть, но именно этот паровоз выезжал из депо
Точильный станок предназначен для механической обработки металла с помощью абразивного шлифовального круга.
Переходим в Механический цех
Тут представлены различные токарные станки
На стене висит картина "Локомотивное депо имени Ильича"
Ещё одна картина "Рабочие в цеху", художник Алтаев С. (1969 год)
Паровоз в разрезе, показано как происходит процесс движения
Стенд с выдающимися конструкторами российских паровозов и легендарные машинисты паровозов
В последнем зале представлен огромный макет с движущимися поездами (2 поезда ходит пассажирский и грузовой)
Детям ОЧЕНЬ понравится наблюдать за движущимися поездами
Признаться я и сам залип около макета минут на 20:)))
Пока поезд делает круг, можно обратить на детали макета. Например парочка целуется на лавочке:)
Мост через речку
Москвич, Жигули и Волга на заправке
Выйдя из музея видим новое железнодорожное депо «Подмосковное» предназначено для технического обслуживания электропоездов, которые будут использоваться для перевозки пассажиров по Московской кольцевой железной дороге (МКЖД).
Рядом с музеем паровозов, на путях, стоит паровоз Л-2344
30 июля 2015 года также открыт музейно-производственный комплекса в отреставрированном паровозном депо. Паровозное депо воссоздано в изначальном виде, в котором было задумано в 1901 году. В депо обслуживаются паровозы, которые используются для туристических ретро-поездок. На базе уцелевших от разрушения во время войны зданий депо создан не имеющий аналогов в России музейно-производственный комплекс, где музейная экспозиция совмещается с ремонтом и эксплуатацией действующих паровозов.
Хочется сказать, что сделали отличное место для досуга. Однозначно Депо стоит посетить, особенно с детьми им очень понравится!