Турция: Самая большая мечеть Стамбула - "Сулеймание". Мечети Турции - MuslimClub Чем интересна Голубая мечеть

Вид на Голубую мечеть.

Чем интересна Голубая мечеть

Голубая мечеть, или Султанахмет, находится на главной исторической площади, напротив собора . Оба названия не случайны. Большинство туристов, видевших комплекс снаружи, недоумевают. Почему Голубая, если она кажется серой? Чтобы это понять, нужно оказаться внутри. Залы украшают 20 000 белых и голубых керамических изразцов.

Второе название дано в честь Ахмеда I. Ему никак не удавалось выиграть войны с Персией и Венгрией. В стране не прекращалась серия народных и военных мятежей. Чтобы оставить след в истории, молодой владыка отдал приказ начать грандиозное строительство. И сделал это вовремя. Через год после завершения работ турецкий правитель умер.


Вид на мечети с Босфора.

Чем же еще это место привлекает туристов? В первую очередь грандиозностью. Сооружение вмещает почти 10 тысяч человек. Высота купола составляет 43 м. А диаметр – 23. Неудивительно, что здесь каждый чувствует величие высших сил и свою несущественность. Еще одна особенность – минареты Голубой мечети. Их целых 6. В одном из них сейчас открыт музей ковров.

Выдающийся образец византийской и исламской архитектуры построил Седефкар Мехмет Ага. Ученик одного из самых выдающихся архитекторов Османской империи, решивший затмить наставника. Строителями были использованы тонны гранита и песчаника. Стены оформлены уникальной керамикой и орнаментами.

Посетить это место стоит всем. Даже людям, далеким от религии. Ведь это – настоящее произведение искусства. Величественное строение, от которого захватывает дух.


Голубая мечеть в деталях.

Фотограф exumo

История

История Голубой мечети началась в 1609 г. из-за стечения не самых благоприятных обстоятельств. Череда поражений в крупных войнах и волнения в государстве привели к подрыву международного авторитета Турции. К тому же за последние 40 лет ни один правитель не строил в городе подобных сооружений. Чтобы умилостивить Аллаха и увековечить свое имя, Ахмед приказал возвести грандиозное по своему устройству и убранству сооружение.

К выбору места, где находится Голубая мечеть, подошли серьезно. Здание решили построить напротив собора Святой Софии. Во-первых, чтобы превзойти великолепие храма. Во-вторых, из-за близости к . Это место имело и символическое значение. Комплекс, построенный на руинах ипподрома и императорского дворца, возвышается над городом с юга, напоминая о величии Турции.


На работы было привлечено более 1 500 человек. А руководил ими помощник великого Синана, построившего Сулеймание и Шехзаде. Детальное описание семилетнего строительства увековечено в 6 томах рукописей, которые сейчас хранятся в Топкапы. Для декорирования Голубой мечети внутри использовали:

  • около 20 тысячи изразцов;
  • ковры из шелка ручной работы;
  • сотни лампад;
  • венецианские стекла;
  • цельный кусок мрамора для михраба.

Для оформления залов созвали самых известных мастеров. Они украсили стены розами и тюльпанами, растительными орнаментами. Купол – сурами и изречениями пророков.

Все работы завершили в 1617 г. А через год умер Ахмед I. В мавзолее похоронен он сам, его жена и несколько других членов семьи.

Султанахмет внутри и снаружи

Султанахмет должна была затмить все существующие в бывшем Константинополе постройки. Она задумывалась как место для молитвы и социально значимый объект, включающий:

  • внутренний и внешний дворы;
  • медресе;
  • благотворительные заведения;
  • караван-сарай и больницу.

Последние были разрушены в XIX в.

Попасть во двор можно через 6 ворот. Три из них открывают вход с площади у Голубой мечети. Остальные – с северо-восточной части. Внутрь ведут парадные двери. Но войти в них могут только мусульмане. Туристы заходят с южной стороны. В западной части есть вход с цепью, висящей очень низко. Он построен специально для султана. Каждый раз, нагибаясь, он показывал свою ничтожность перед Богом.


Двор в мечети Султанахмет.

Фотограф LWYang

Центральный купол подпирают 5 колонн в форме слоновьей ноги. Диаметр каждой – 5 м. В михрабе установлен черный камень, специально привезенный из Мекки. Вот почему отсюда верующие начинают паломничество в священный для мусульман город.

Пространство освещается через 260 окон. Современные витражи стали заменой стекол из Венеции. Недалеко от входа находится 9 фонтанчиков для омовения перед молитвой. Как и везде, здесь отдельные молельные залы для мужчин и женщин. В основную часть открыт доступ мужчинам, причем не только мусульманам. На женскую половину не пускают никого.

Внутри можно полюбоваться на великолепную роспись стен и купола. Увидеть макет дома пророка Мухаммада. На выходе из мечети все желающие могут оставить пожертвование.

Легенды и факты

С Голубой мечетью Ахмеда I в Турции связано несколько интересных историй. Одна из них объясняет, почему здесь 6 минаретов. Считается, что архитектор допустил ошибку. Он просто неправильно понял своего хозяина. Тот пожелал возвести башни из чистого золота «алтын». Седефкар же услышал «алты» – шесть.

Это недоразумение чуть не стало причиной крупного скандала. Ведь такое количество минаретов было только в Масджид аль-Харам. Получалось, что символ величия Ахмеда сравнялся с ней по значимости. Старейшины сочли это великим святотатством. Только мудрое решение помогло султану и архитектору избежать гнева. К главной святыне в Мекке пристроили еще одну, 7-ю башню, и она снова стала величайшей.

Еще один интересный факт совсем не связан с религией. Во время строительства были разорены практически все изникские фабрики, поставляющие керамику. Ахмед запретил продавать ее для других проектов. А свои счета оплачивал очень неаккуратно. Или не оплачивал вообще.

Эта мечеть - один из символов апогея расцвета османской империи и один из наиболее выдающихся шедевров самого известного зодчего Стамбула - Синана.

Этот огромный комплекс, построенный в 1557 году без каких-либо кранов, бульдозеров, компьютерного моделирования и современных строительных материалов, поражает не только архитектурными формами и элементами, но и применением технологий, которые позволили пережить за 450 лет 89 (!!!) серьезных землетрясений силой более 7 баллов по шкале Рихтера.

А ведь Синан, открывая мечеть, произнес «Эта мечеть будет стоять вечность».

И пока его слова подтверждаются реальностью…

Это фото я уже показывал, но для подробного рассказа о мечети Сулеймание помещу его еще раз.

Сама мечеть находится в старой части города, в районе Вефа (часть района Фатих).

Фактически, это огромный комплекс, состоящий из непосредственно мечети с четырьмя минаретами, зданий бань, медресе (учебных заведений), кухонь, библиотек и обсерватории. Размеры всего комплекса сопоставимы по размерам с современным городским кварталом.


Высота купола мечети 53 метра, диаметр 26,5 метров, что превосходит по высоте, но уступает по ширине византийскому храму Святой Софии, расположенному в нескольких километрах от Сулеймание.

Несмотря на то, что это самая большая мечеть Стамбула, по своему значению она считается второй после мечети Султана Ахмета.


Синан строил мечеть Сулеймание по приказу 10-го османского падишаха султана Сулеймана Законодателя, царствовавшего между 1520-1566 гг. Строительство мечети, начатое в 1550 г, было завершено в 1557 году. В период царствования Султана Сулеймана Законодателя, османская империя переживала свой расцвет и достигла того апогея, которого достигла византийская империя в годы Юстиниана. Интересно, что строительство этой мечети Султан Сулейман Законодатель начал лишь к 30-летию своего восшествия на престол.


По планировке мечеть в значительной степени напоминает Айя-Софию, сооружённую в значительно монументальной и пышной манере. Ровно через 1 000 лет, Айя-София служила Синану архитектурной моделью для мечети, построенной в честь другого Сулеймана, султана Сулеймана Законодателя.

Интересно, что оба храма, между которыми пропасть в 10 веков, объединяет то, что они были построены на пике могущества, богатства и просвещения двух разных империй - византийской и османской.

Передний двор, расположенный в западной части мечети имеет 3 входа. Двор опоясан 24 мраморными колоннами (10 колонн из белого, 12 из розового, 2 из порфира). Портик галереи украшают 28 куполов.

В центре переднего двора четырёхугольное мраморное строение напоминает Священную Каабу.

Огромный купол мечети поддерживается четырьмя широкими пилястрами с востока и запада. С северной и южной сторон имеются две большие аркады, поддерживаемые двумя колоннами из красного гранита. Одна из этих колонн привезена из Люблянского храма Зевса (Баалбек), вторая из Александрии, третья из Стамбульской мечети, расположенной недалеко от Сулеймание, четвертая колонна - из окрестностей дворца Топкапы. Предполагается, что колонны символизируют четырех исламских халифов.


Роспись одного из куполов портика. Использованы только три основных цвета, которыми в средние века были расписаны все стамбульские мечети - черный, винно-красный и золотой.


Район города Вефа, в XVI столетии принадлежащий не мусульманам, был расположен на третьем из 7 холмов, на склоне с видом на Халич. Эту мечеть Синан называл «Моё детище» и построил ее в самом центре сада. Перед фасадом мечети - двор, покрытый портиком, а внутри двора две тюрбе Султана Сулеймана Законодателя и его жены Хуррем.

На здании мечети имеются четыре минарета с 10 «шерефе» (балкончиками на минарете). Четыре минарета, построенные Синаном, указывают на четырех падишахов (после завоевания Султана Сулеймана Законодателя), а 10 балкончиков на минарете на 10 султанов оттоманской империи. Другое предание об этих известных минаретах - это полулегендарный рассказ о драгоценных камнях (изумруд, рубин, бриллиант), которые персидский шах Тахмасиб послал Султану Сулейману с откровенным намеком на то, что у него не хватает средств на завершение строительства, Султан был разгневан на шаха и повелел Синану поместить драгоценные камни в закладке одного из минаретов.


На заднем дворе мечети расположено старинное кладбище. На вымощенных плоским булыжником дорожках всегда людно.

И это совсем неудивительно…


Дело в том, что на этом кладбище захоронены различные влиятельные лица и дворцовая знать.

И, конечно же, для каждого усопшего изготавливался своя, личная могильная плита. Некоторые из них настоящие шедевры.
Так и стало это старое кладбище фактически музеем уникальным могильных плит под открытым воздухом.


Здесь есть на что посмотреть - тонкая резьба по камню, которой много сотен лет, витиеватые арабские письмена, необычные каменные фески, цветы и орнаменты…


Несколько старинных погребальных плит


Но самыми главными захоронениями на этом кладбище являются два мавзолея - самого Сулеймана и его любимой жены, знаменитой Роксоланы, которая была дочерью русского священника и стала матерью последующего падишаха Селима 2.

Мавзолей (тюрбе) Сулеймана находится в самом центре кладбища и он гораздо более пышный, чем мавзолей жены.


Внутри тюрбе Султана Сулеймана Законодателя находится 8 гробниц, три из них принадлежат падишахам. Здесь похоронены и два других османских султана - Султан Ахмед 2-й и Султан Сулейман 2-й. Здесь же находится и гробница дочери Султана Сулеймана Законодателя - Михриман.


Здесь снова стоит обратить внимание на роспись куполов и сводов: именно такими яркими цветами - черным, винно-красным и золотым, были когда-то расписаны внутри стамбульские мечети, отличаясь от голубовато-бурых бледных арабесок, который мы часто видим сейчас.

Стены мечети украшают изникские керамические плиты, которые изобилуют художественными элементами и резьбой


Окантовка купола тюрбе. Здесь каждый элемент продуман и с особой тщательностью выточен из камня.
Напомню, тогда не было ни фрезеровочных станков, ни 3D-моделирования. Все делалось мастерами вручную.


В самом дальнем углу кладбища, напротив мавзолея Сулеймана, находится мавзолей его жены - Хасеки Хюррем, известной под именем Роксолана. Она принимала самое близкое участие в государственных делах и была любимой женой Сулеймана Законодателя.

Образованнейшая женщина своего времени, Хюррем Хасеки Султан принимала иностранных послов, отвечала на письма иностранных правителей, влиятельных вельмож и художников. По её инициативе в Стамбуле построено несколько мечетей, баня и медресе.

Она умерла 15 или 18 апреля 1558 года вследствие продолжительной болезни или отравления. Год спустя после смерти, тело Роксоланы поместили в этот мавзолей. Внутри он декорирован изысканными изникскими керамическими изразцами с изображениями райского сада, а также с нанесенными текстами стихов, возможно, в честь её улыбки и жизнерадостного характера.

Есть предположение, что внутри гробницы Хюррем находится также гроб Ханым Султан, дочери Хатидже Султан, сестры Сулеймана.


Кстати, совсем рядом с мавзолеями Сулеймана и его жены Роксоланы, находится еще одно захоронение, которое заслуживает особого внимания. Оно тоже считается частью комплекса мечети Сулеймана, но расположено не на кладбище, а за оградой комплекса, на пересечении современных улиц Mimar Sinad cad. и Fetva Yokusu sok.

Это гробница самого зодчего Синана. Скромная, но являющаяся шедевром архитектуры и резьбы по камню гробница открыта к доступу лишь один раз в год, в день «Памяти Синана» (9 апреля). Своей скромностью и расположением в самом углу великолепного комплекса, она напоминает автограф Синана, который поставлен им под собственным шедевром.

Этот выдающийся архитектор, который жил и творил в 1490-1588 гг., был на посту главного придворного зодчего у пяти османских падишахов, а за 50 летнюю творческую жизнь, Синан построил около 400 архитектурных памятников. Интересно, что Синан в Стамбул попал 22 летним юношей для службы в янычарском корпусе. После 19-летней янычарской службы, в нём обнаружились блестящие способности в архитектуре и он стал самым известным придворным зодчим османской империи.

Интересно, что оно из 400 построенных Синаном сооружений, находится и в Крыму. Это мечеть Джума-Джами в Евпатории


Но вернемся к мечети.

Сегодня она может вместить под своим огромным куполом одновременно более 5000 верующих.

Если вы захотите посетить мечеть Сулеймана, стоит знать несколько моментов.

Во-первых, она открыта для посещения ежедневно с 9.00 до 17.30. Кроме времени молитвы!!! Если вы пришли не помолиться, а как турист, входить нужно не через главный вход, а через боковой, о чем указывает специальная табличка. Во время молитвы вход не мусульманам запрещен. К сожалению, именно во время молитвы мы проводили съемку этого великолепного комплекса, и внутрь мечети попасть не удалось.

Вход во двор с наружной части комплекса, производится через 11 ворот.

На южной стене мечети встроены фонтанчики, которые используются для ритуального омовения перед молитвой.


Двор с фонтанчиками довольно большой и фонтанчиков много. Ведь во время наиболее значимых мусульманских праздников здесь часто собирается огромное количество людей. Как я уже говорил, одновременно в мечети может находиться более 5000 верующих. В такие дни во время намаза на каждого молящегося приходится площадь равная примерно 1 кв. м.

Когда я делал этот кадр, заметил одну особенность - около фонтанчиков вовсю шныряли чумазые мальчишки-попрошайки, охотящиеся за мелочью.


Казалось бы, что удивительного?

На самом деле, за 4 дня в Стамбуле, я заметил одну особенность. Турецкие мальчишки не попрошайничают в прямом смысле и виде. Они «продают» за 1 лиру бумажные салфетки для рук, которые почти ничего не стоят оптом. Все попрошайки, которые просто выпрашивают деньги - сирийцы и представители других арабских народов. Причем, это не только дети, но часто женщины - одни или с замотанными в тряпье детьми.

Турецких женщин-попрошаек, или вообще взрослых попрошаек не арабской внешности, за время своего пребывания в Стамбуле я не видел.


Но мечеть и кладбище с мавзолеями - это еще далеко не все, что построил Синан в этом комплексе.

Вокруг сада, Синаном была сооружена огромная медресе Сулеймание. Эта медресе (школа при мечети) напоминает самостоятельный городок, опоясавший архитектурный комплекс мечети. Напротив комплекса, с противоположной стороны дороги находятся медресе: Эввел (Первый) и Сани (Второй); а с другой стороны мечети, на склоне с видом на Халич-Салис (Третий) и Раби (Четвёртый).


Прямо перед двором мечети можно увидеть большое здание, покрытое куполами. Это тоже часть комплекса и в прошлом это был караван-сарай, где приезжих купцов в течение трех дней кормили бесплатными обедами, а сейчас здесь разместился один из лучших ресторанов национальной кухни - Daruzziyafe.

Вообще, нужно сказать, что за четыре дня в Стамбуле, я увидел очень много ресторанов, которые расположились в различных исторических местах - караван-сараях, различных подземельях, цистернах, раскопанных замках и т.д.


Как и во многих подобных стамбульских заведениях, расположенных на месте или прямо внутри исторических памятников, здесь есть небольшой музей для посетителей.

Помимо самого помещения бывшего караван-сарая, который тщательно отреставрирован под надзором специалистов-историков, здесь есть несколько любопытных экспонатов.

Это жернов, которым 500 лет назад мололи муку…


А это каменный ящик-хранилище для зерна или муки.


Пустотелое, почти умершее дерево корнями уходит в те времена, когда Синан строил комплекс Сулеймание.

Это дерево помнит и Синана, и простых строителей, и еще множество людей, которые стояли около него на протяжении этих 450 лет.


Столики для гостей под куполами, расписанными все теми же классическими цветами - черным, винно-красным и золотым


И снова заглядываю под купол, задрав голову


Даже в конце января, сад вокруг мечети Сулеймание зелен и наполнен простором.


Во время активного туристического сезона улочки, окружающие комплекс Сулеймание, наполнены туристическими автобусами, толпами посетителей и торговцами.

В лавках (построенных, кстати, одновременно с мечетью) в наше время торгуют сувенирами, а во времена Сулеймана продавали опиум.


Несколько заключительных фотографией. Вид на комплекс Сулеймание с одно их окрестных крыш.


А это вид на мечеть со стены Стамбульского университета. Именно отсюда, правда немного с другой точки, сделано фото, которое помещено в заголовок поста (кто внимателен, может увидеть даже мою тень на ограде)


Фонтан для омовения, которому больше 500 лет и вода, которая может течь вечно….


Османская архитектура возникла в Бурсе и в Эдирне в XV-XVI вв. и зародилась на основе ранней архитектуры Сельджуков. Она также находилась под сильным влиянием византийской архитектуры, а также иранских и Мамлюкских традиций. После завоевания Константинополя турками в завоеванных городах под мечети просто приспосабливали христианские часовни и церкви, впоследствии византийские архитектурные артефакты, такие, как Айя-София, послужили моделями для многих османских мечетей. В самостоятельных постройках османские зодчие в разных вариантах разрабатывали тему большого купольного перекрытия, и в XV веке создали особый тип многокупольной мечети. Мечети этого типа покоятся на колоннах, украшены многочисленными куполами с одним центральным, зачастую внутренний двор обнесён галереей. Часто наблюдаются многочисленные пристройки, которые прилеплены к основному зданию и тоже часто перекрыты маленькими куполами. Отличаются османские мечети тонкими минаретами с коническими фонарями. И, если византийские мастера украшали капители колонн точеными и резными листьями, то османские мастера использовали комбинации из сталактитов, которые применялись в арабских странах и Иране.

Мечеть Ени Кума Трабзон, Турция. Ранее это была византийская церковь, посвященная Святому Евгению.

Святой Евгений считается покровителем Трапезунда. Он пострадал за христианскую веру, когда обвинил языческих судей в жестокости и отрекся от их веры. Наказание было жестоким: ему вырвали язык, перебили руки и ноги. Точная дата постройки церкви не известна, однако на одной из стен есть надпись, указывающая на 1291 год. На стенах до сих пор сохранились следы фресок, а на полу- фрагменты мозаики. По легенде - после захвата Трапезунда Султан Мехмед II Фатих, совершив ритуал омовения в фонтане, прочел здесь пятничную молитву (отсюда происходит второе название мечети), и объявил этот храм мечетью.


Мечеть Беязит - одна из крупнейших мечетей Стамбула. Мечеть была построена в период с 1500 по 1505 г.г. султаном Беязитом. Архитекторами, построившими мечеть, предположительно были Кемаледин и Хайретдин. Диаметр купола мечети - 17 метров. Купола мечети османские архитекторы крыли свинцовыми плитами, а на шпиле сооружали золотой полумесяц. Минареты мечети украшает кирпичный орнамент.

Особого размаха строительство в Османской империи достигло в период правления султана Сулеймана Великолепного (1520–1566). Именно в этот период главным архитектором стал ходжа Кемаль ад-дин Синан. В списке сооружений, которые он построил на обширном пространстве Османской империи, около 300 позиций. Это – мечети (в том числе две в Крыму), масджиды (квартальные мечети), медресе, дар уль-курра (библиотеки), тюрбэ (гробницы), текке (суфийские комплексы), имареты (благотворительные учреждения), маристаны (госпитали) водопроводы, мосты, караван-сараи, дворцы и бани. Творчество Кемаль ад-дина Синана считается вершиной османского зодчества, самого архитектора даже называли «турецким Леонардо». И действительно, его никто не смог превзойти, а созданные им здания стали эталонами для культовой архитектуры всего мусульманского мира. Сам архитектор Синан выделял в качестве наиболее удачных три свои работы: мечети Шехзаде, Сулейманийе, Селимийе.


Мечеть Шехзаде (1543–1548) была выстроена по приказу султана Сулеймана Великолепного в память о Шехзаде Джихангир, младшем сыне Сулеймана 1 от его законной жены Хюррем Султан. Считается, что именно с нее начинается «золотой век» османской архитектуры. В офромлении интерьера были использованы разноцветный камень и витражи, но кенотафов в самой мечети нет. По османской традиции, для захоронения останков строилось специальное тюрбе, вне мечети.




Мечеть Сулейманийе (1549–1557) в Стамбуле, Турция.

Четыре минарета в углах напоминают о том, что Сулейман - четвертый султан после захвата османами Константинополя, а десять балконов-шерефе на минаретах символизируют, что он - десятый султан с момента основания Османской империи. Ее два минарета – разной высоты, но они поставлены далеко друг друга, что делает этот факт мало заметным. Более низкий равен по высоте шпилю купола.


Купол освещают почти полторы сотни окон, благодаря чему человек, сюда пришедший, попадает в поток света, струящегося от самой вершины купола на землю. Внутри можно увидеть античные колонны с разными капителями, взятые из различных византийских церквей, однако они хорошо вписаны в общий ансамбль мечети. На востоке от мечети находится тюрбе султана Сулеймана и тюрбе его любимой супруги Роксоланы


Мечеть Селимийе (1566–1574) в Эдирне, Турция. Она поражает своим грандиозным силуэтом, ставшим доминантой города. Ее купол опирается на восемь столбов, а образованная ими ротонда «вписана» в квадрат стен так, что все пространство воспринимается как единое целое. Барабан купола снабжен множеством окон, через которые в мечеть проникает свет и освещает изысканный орнамент стен.




Продолжая традиции византийских зодчих, Синан создавал огромные купола, опиравшиеся с четырех сторон на большие конхи, ниже которых располагались более мелкие своды и арки. Он широко использовал инкрустированные мраморные панели, цветные витражи. Минареты Синана - это всегда стройные башни с каннелированными стволами, «перевязанные» изящным - шюрфэ - балкончиком в верхней части, предшествуя заостренному шпилю. Для архитектуры Синана характерен определенный геометрический ритм: окружность мощного купола и вертикальная устремленность минаретов прекрасно гармонируют со стрельчатыми арками, в избытке украшающими здания.


Мечеть Султана Ахмеда (Ахмета) Стамбул, Турция Время строительства: 1609-1616 гг. Другие названия: Голубая мечеть, Мечеть Султанахмет, Мечеть Ахмедийе.


Архитектор: Седефкар Мехмед-ага - один из талантливейших учеников великого Синана Вместимость: до 10 тысяч человек. Одна из крупнейших мечетей Турции была воздвигнута в честь султана Ахмеда I (1601–1617).Официальное название мечети султана Ахмеда - Ахмедийе, но ее часто называют «Голубая мечеть». Дело в том, что интерьер храма отделан изразцами ручной работы, в которых преобладает голубой цвет. Но также это название можно связать и с серо-голубым цветом внешних стен и куполов мечети.На стенах развешаны щиты с именами сподвижников пророка Мухаммада работы знаменитого каллиграфа Касима Губари, а в михраб вмонтирован небольшой осколок черного камня из меккской аль-Ка’бы.





Султанахмет - мечеть с шестью минаретами. Столько же минаретов было и у мечети Аль-Харам. Имам Мекки назвал это святотатством, и, чтобы уладить конфликт, султан Ахмед I повелел достроить к мечети Аль-Харам седьмой минарет.

В течение XVIII, XIX и начале XX вв. Османская архитектура попадает под влияние европейских стилей. Округлые, волнистые и изогнутые линии преобладают в структурах этого периода.


Мечеть Долмабахче Бешикташ, Турция. Это одна из самых красивых и богато декорированный мечетей. Она находится в южной части дворца Долмабахче, на берегу пролива Босфор. Мечеть построена в 1855 году по проекту архитектора Гарабета Бальяна. Ее приказал возвести султан Абдюльмеджид. Уникальность мечети придают ее окна, напоминающие павлиний хвост, и два минарета, украшенные балконами.


Мечеть Лалели Джамии, построенная султаном Мустафой III в 1759-1763 годах, выполнена архитектором Мехмедом Тахир-Аги - пример османского барокко. Мечеть расположена в районе Фатих и является последним имперским комплексом, построенным в Стамбуле.




Мечеть Ортакёй в Стамбуле. Расположена в новой части города в районе Ортакёй рядом с Босфорским мостом. Построена в 1853-1854 годах, имеет два минарета.

Мечеть возведена в стиле османского барокко. Султан Абдул-Меджид I поручил её строительство армянскому архитектору Никогосу Бальяну, архитекторы из семьи Бальян и братья Фоссати были ведущими специалистами того времени.


Мечеть Бейлербейи Стамбул, Турция. Она воздвигнута в 1778 году в память матери Рабии Султан архитектором Мехмедом Тахиром Ага по приказу султана Абдульхамида I.

Главное помещение мечети увенчано большим куполом и пятью небольшими полукуполами, которые посажены на два свода. Ее украшением являются круглые S- и C- образные арки. Вокруг купольного свода мечети расположено 20 окон, поэтому в ней довольно светло.


Некоторые мечети были спроектированы даже с Османской аранжировкой Неоготического стиля, как мечеть Пертевнийал Валиде Султан. Она была построена в 1871 году в пышно украшенном и ставшим предметом насмешек западном стиле, который обычно называют имперским и который выдают украшенные окна мечети и ее купол.



Мечеть Нусретие была построена султаном Махмудом II в 1826 году как символ его победы над янычарами. Здание мечети спроектировано родоначальником знаменитой династии архитекторов Григором Бальяном. Считается ярким образцом стиля османского барокко. Купол мечети достигает высоты 33 метра. Он опирается непосредственно на стены, поэтому внутреннее пространство не перегорожено колоннами и выглядит очень объемным и светлым. Белый мрамор – основной материал внутренней отделки. Главное украшение мечети – два ее тончайших минарета, возможно, самых изящных среди всех стамбульских.

Мечеть Коджатепе является крупнейшей мечетью и одной из главных достопримечательностей турецкой столицы (Анкара). Она расположена в одноименном районе, немного южнее исторического центра города. Строительство мечети Коджатепе началось в 1967 году.


Мечеть Коджатепе увенчана большим куполом и окружена четырьмя минаретами, она выполнена в стиле классических османских мечетей. Высота ее основного купола составляет около 48,5 метров, а его диаметр - 26 метров. Высота украшенных позолоченными полумесяцами минаретов составляет 88 метров. Общая площадь сооружения - 4288 квадратных метров.


Мечеть Сабанджи-Маркез в городе Адана является самой большой на Ближнем Востоке и, по мнению многих специалистов, одной из самых красивых. Время строительства 1998-1999 гг. Автор проекта - Неджип Динч. Вместимость: 28 500 человек.

Внешне Сабанджи-Маркез очень похожа на Голубую мечеть в Стамбуле. Она такая же величественная, и при ней, в отличие от других мечетей, шесть минаретов. Четыре из них имеют высоту 99 метров, два другие – по 75 метров, так что их видно практически из любого уголка города. Минареты выполнены из бетона, в состав которого вошли белый цемент и щебень цвета слоновой кости.


Центральный зал мечети может вместить одновременно 28500 верующих. Его мощный купол диаметром 32 метра покоится на восьми огромных несущих колоннах. Высшая точка купола – 54 метра над уровнем пола. Во внутреннем убранстве мечети использованы традиционные для турецких культовых построек светлый мрамор, изразцовая плитка в виде орнаментов, каллиграфические работы известного каллиграфа Хусейна Кутлу.

Османские султаны уделяли большое внимание украшению столицы, а также созданию великолепных мечетей по всему халифату. Путешествуя по своим владениям, султаны повелевали построить по случаю своего визита то или иное здание (чаще всего мечети, медресе или текке – помещения для суфиев). Поэтому здания османского типа в этот период были сооружены в Дамаске (текке Сулейманийе), Каире, Багдаде и др. городах.


Именно здесь был основан Константинополь, а сейчас размещаются основные достопримечательности турецкой столицы.
Шумная и просторная площадь Султанахмет всегда наполнена туристами и уличными торговцами. Ее можно назвать точкой отсчета для многих маршрутов и прогулок, а также сосредоточием важных культурных и исторических объектов.
Собор Святой Софии (АЙ София) и расположены напротив друг друга, чуть дальше находится дворец Топкапы, а в другую сторону от площади лежит под землей базилика Цистерна.
Когда-то большую часть площади занимал древнеримский ипподром. Сейчас он практически весь находится под землей, и увидеть его нельзя, кроме отдельных фрагментов.
Строительство ипподрома началось в конце II века, а закончилось в IV веке при Константине Великом в IV в.
Огромная и пышная постройка вмешала 100 тыс. зрителей и соперничала с римским цирком. Разделительную линию украшали памятники, привезенные со всего мира.
Ипподром играл важную роль во времена Римской империи, но потерял свое значение при византийцах. В 1204 году крестоносцы, ворвавшиеся в Константинополь, разрушили ипподром. Бронзовую квадригу увезли в Венецию, украсив ей собор Святого Марка.
В 1453 году османы нашли руины на месте ипподрома, но это был центр города, поэтому началась застройка, выросли жилые здания, а позже – Голубая мечеть. При этом уровень почвы поднялся, оставив древний ипподром под слоем земли.

Собор Святой Софии

Собор Святой Софии (Айя София) являлся самым большим византийским храмом в христианском мире (до постройки Собора Святого Петра в Риме).

Первый храм на этом месте возвели в 360 году при императоре Константине, назвав его «Большой церковью»
Но в 404 году собор был разрушен во время пожаров, устроенных бунтовщиками из-за казни епископа Иоанна Златоуста.
В 405 году началось строительство нового храма, которое длилось 11 лет.
Но и новая церковь была сожжена во время восстания Ника вместе с императорским дворцом и соседними зданиями в 532 году.
Император Юстиниан подавил восстание Ника и отстроил Айя-Софию в том виде, в котором храм дошел до наших дней.
Айя-Софию возводили лучшие архитекторы того времени, среди них Исидор Милетский и Анфимия из Траллеса. Строительство началось в 532 году и завершилось через 5 лет. Мрамор для базилики был привезен из Анатолии и городов Средиземноморья.
После падения Константинополя в 1453 году султан Фатих Мехмед Завоеватель переделал храм в мечеть, добавив минарет. Фрески и мозаика были покрыты штукатуркой, занавесками и деревянными панелями.
В середине XVI века архитектор Синан укрепил поддержку главного здания и добавил исламские элементы.
После основания Турецкой республики были начаты реставрационные работы, и в 1935 году по указанию Ататюрка храм открыли в качестве музея.
Длина составляет 100 метров, ширина достигает 70 метров. Базилику венчает гигантская купольная система. Купол, высотой 55, 6 м, считается одним из совершеннейших в Турции и числится в первой пятёрке самых высоких куполов мира.
Великолепные мозаики Святой Софии относятся к середине IX - концу X вв.




У входа в здание на глубине 2-х метров можно увидеть ступени, которые служили монументальным входов во вторую церковь, колонны, капители и фризы.

Впечатляющая и величественная Голубая мечеть (мечеть Султана Ахмеда) является главным произведением классической турецко-исламской архитектуры.


Строительство мечети началось в 1609 году по распоряжению 19-летнего султана Ахмеда I. Архитектором был Мехмед Ага, ученик великого Синана. строилась семь лет.
Свое название она получила благодаря интерьеру, который отделан голубыми изразцами. Эта голубая плитка является дорогостоящим произведением искусства, от вида которого захватывает дух.


Необычным является то, что в Голубой мечети построено шесть минаретов: четыре, как обычно, расположены по сторонам, а два менее высоких находятся на внешних углах внутреннего двора. Легенда рассказывает, что султан приказал построить мечеть с золотыми минаретами («алтын» по-турецки) , но архитектор, зная, что это невозможно, притворился, что не расслышал и построил шесть «алты» минаретов.
является самой большой по площади в Стамбуле .

Вход в мечеть бесплатный, но надо быть готовым к длинной очереди.
При входе следует снять обувь, женщинам покрыть голову платком.

За мечетью расположен живописный рынок Араста , где можно купить турецкие сувениры, ковры, камни, ювелирные изделия. Рынок - излюбленное место туристов, цены здесь достаточно высоки, но крытые ряды приспособлены для приятных прогулок.


Рынок Араста.

Стоит заглянуть в кафе Meșala в начале рынка, путеводитель скажет, что это туристическое место, но здесь можно отдохнуть после длительных прогулок, покурить кальян, а вечером послушать живую музыку или посмотреть выступление дервишей.


Посетители рынка Араста.


Посетители рынка Араста.

Обязательно закажите турецкий чай («чай» по-турецки так и произносится «чай»), темный и крепкий его подают в стеклянных стаканчиках в форме тюльпана.


Или кофе, сваренный в турке, с добавлением сахара и кофейной гущей, занимающий добрую половину чашки.
Из более необычных вещей стоит попробовать мухаллеби - традиционный турецкий напиток, молочный кисель на рисовой муке.
Или салеп – горячий напиток из порошкообразной орхидеи (салепа) с добавлением молока или воды, сахара и специй.


Продавец салепа

Вернувшись на площадь Султанахмед, найдите лоток с мороженым. Турецкое мороженое – дондурма – густое и эластичное, его изготавливают из салепа – высушенных клубней орхидей.

Не проходите мимо и турецкого бублика, щедро обсыпанного кунжутом. Его называют симит и продают на каждом шагу. Удивительно, за что его так любят турки!


Привлекает внимание зеленый купол Немецкого фонтана . Он построен в Германии и переправлен в Стамбул частями по реке Дунай. На этом месте его собрали в 1901 г. Фонтан, украшенный золотой мозаикой - подарок канцлера Германской империи Вильгельма II для Абдула Хамида при его визите в Стамбул . В то время Германия и Турция находились в близких дружеских отношениях.
Фонтан необычен тем, что его форма скорее напоминает религиозные фонтаны, чем городские.


Немецкий фонтан.

Направляясь к дворцу Топканы, рядом с Султанскими ворота нельзя не заметить великолепный монументальный фонтан Ахмеда III , который является ярким примером турецкой и османской архитектуры в стиле рококо. Фонтан построил Ахмед Ага – главный архитектор двора в XVIII в.


Фонтан Ахмеда III.

Следующая достопримечательность Султанахамета – дворец Топкапы (Topkapi Sarayi) – древняя резиденция османских султанов. Огромный дворцовый комплекс поражающей своей богатой коллекцией.
Дворец Топкапы был построен в 1465 г. во время властвования Мехмеда Завоевателя. Дворец покинули в 1853 г. из-за того, что его было трудно отапливать. Резиденция султана переехала в дворец Долмабахче.
Дворец Топкапы – самый крупный и самый древний из всех императорских дворцов, дошедших до наших дней. Его первоначальная площадь составляла 700 тысяч квадратных метров. Здесь размещалась не только резиденция султана с гаремом, но и административный штаб Османской империи.

Войдя во дворец через ворота Султана, попадаем в первый двор. Здесь размещалась стража, королевская казна, арсенал и склады.
Слева от входа находится церковь Святой Ирины, или «Священный мир» - это первая известная византийская церковь, возведенная Константином в 330 году. Церковь закрыта для посещения, в нее можно попасть только со специальной экскурсии.

Из первого двора переходим в средний. С правой стороны находились султанские кухни, где работали около 100 поваров. Сейчас здесь выставлены серебряные приборы и посуда.


Башня справедливости. Дворец Топкапы.

Слева – гарем , совсем отдельная история дворца Топкапы. Гарем означает запрещенное место. Сюда не пускали посторонних, особенно мужчин. Комплекс гарема дворца Топкапы состоит из 400 комнат, это жилые комнаты, кухни, туалеты, больницы, ванные комнаты, связанные друг с другом переходами и коридорами, образуя лабиринт.
Самая большая комната принадлежала матери султана (валиде султан). В комнатах чуть меньше жили жены, которые родили султану сына.
Когда-то здесь проживало тысячи человек, больше половины – женщины, а также их дети и евнухи.

Многие из комнат и палат были разработаны османским Микеланджело - архитектором Синаном. Гарем был украшен в Оттоманском стиле, основанном на Итальянском Барокко.


Дворец Топкапы.


Дворец Топкапы.


Дворец Топкапы.


Дворец Топкапы.

После гарема пройдем на третий двор. Здесь расположены павильоны дворца и другие роскошные залы – библиотека, залы приема и т.д. В 1536 году во дворце работало 580 мастеров: ювелиры, граверы, чеканщики по золоту, белошвейки, мастера по янтарю и другие. Образцы их работ представлены не только в музее, их инкрустациями и мозаикой украшены переходы, стены, мебель, потолки и полы.
Великолепна сокровищница дворца, где хранятся уникальные украшения и драгоценности. Среди них самый известный бриллиант Кашикчи в 86 каратов, т.е. примерно размером с ладонь. Он считается одним из крупнейших бриллиантов мира. Легенда рассказывает о бедняке, которых нашел алмаз на улице и обменял его на три ложки. «Кашикчи» - по-турецки ложечник. А также золотой трон весом 250 кг.


Дворец Топкапы.

Важной достопримечательностью Султанахмета считается цистерна Базилика, которая является древним подземным водохранилищем.
Со дня своего основания Стамбул не имел собственных водных ресурсов, поэтому снабжение происходило с помощью акведуков, по которым вода шла в город, где собиралась в водохранилищах. Самым известным акведуком, сохранившимся до наших дней, является акведук Валенс или Боздуган.
Во времена Византии существовало много цистерн для сбора воды, но самой большой и известной была цистерна Базилика . Говорят, что она снабжала водой императорский дворец.
была построена в 532 году при императоре Юстиниане.
Но после распада Византийской империи ее забросили, потому что турки предпочитали употреблять проточную воду. Спустя годы местные жители открыли, что под их домами находится огромный резервуар с пресной водой, которую можно пить, а также пополнять домашние запасы рыбы, которая в избытке водилась в подземном водоеме.
Турки называют цистерну «затопленным дворцом». Действительно, подземное сооружение поражает размахом и грандиозностью размера.
Площадь цистерны составляет более 9 тысяч квадратных метров, но для туристических посещений открыта только небольшая часть.
Темное помещение освещается неярким красным светом, 336 коринфских и ионийских колонн отражаются в воде, звук падающих капель создает мистическую атмосферу.


Из всех колонн выделяются две - их нижние части украшены перевернутыми головами мифических Медуз. Таким образом, император Юстиниан показал, что языческие боги не способны помочь даже себе.


Цистерна Базилика была самым большим римским водохранилищем в городе. В случае поломки акведука она могла снабжать водой в течение нескольких месяцев. В настоящее время цистерна находится на 8 метров ниже уровня земли, но домам, построенным над водохранилищем, ничего не угрожает. Делом в том, что Стамбул расположен на семи холмах, и подобные сооружения строили в естественных углублениях, созданных рельефом местности, укрепляя их колоннами и арками. Осталось заглянуть в церковь Святых Сергия и Вакха , которую называют малой Айя-Софией.
Это одна из самых древних церквей Стамбула, возведённая с 1527 по 565 гг. Ее возвели рядом с домом императора Юстиниана, где он провёл свои молодые годы. Церковь, заложенная на несколько лет раньше собора Святой Софии, послужила его прообразом.
После падения Константинополя церковь продолжала действовать, но в 1506 году церковь была частично разрушена и преобразована в мечеть. В 1762 году пристроили минарет.


Церковь Святых Сергия и Вакха.

В Султанахмете открыто множество ресторанов с турецкой кухней, так как цены в них не сильно колеблются, то можно выбрать любой на ваш вкус.
Несколько ресторанов имеют открытую панорамную террасу на крыше, с которой открывают захватывающие виды.


Sultan Ahmed Mosque (Istanbul, Turkey)

Стамбул, Турция
Время строительства: 1609-1616 гг.

Описание

Другие названия: , Мечеть Султанахмет , Мечеть Ахмедийе
Архитектор: Седефкар Мехмед-ага — один из талантливейших учеников великого Мимара Синана
Вместимость: до 10 тысяч человек .
Одна из крупнейших мечетей Турции .

Официальное название мечети султана Ахмеда - Ахмедийе , но ее часто называют . Дело в том, что интерьер храма отделан израцами ручной работы, в которых преобладает голубой цвет. Но также это название можно связать и с серо-голубым цветом внешних стен и куполов мечети.
Султанахмет - мечеть с шестью минаретами . Столько же минаретов было и у мечети Аль-Харам . Имам Мекки назвал это святотатством, и, чтобы уладить конфликт, султан Ахмед I повелел достроить к мечети Аль-Харам седьмой минарет.

Süleymaniye Mosque (Istanbul, Turkey)


Стамбул, Турция
Время строительства: 1550-1557 гг.

Описание

Инициатор строительства - Султан Сулейман Законодатель , архитектор - великий Мимар Синан , известный как «зодчий, которому не нужна архитектурная планировка»
Вместимость мечети - около 5 тысяч человек
У мечети четыре минарета высотой до 76 м .

Здание мечети считается самым устойчивым к землетрясениям . По преданию, на открытии мечети Синан сказал, что эта мечеть будет стоять до Конца Света. Эти слова выдающегося зодчего доказывает история: за 500 лет мечеть благополучно пережила 89 землетрясений.
Во дворе мечети находится кладбище, где в двух соседних мавзолеях покоятся сам Сулейман и его любимая жена Роксолана (Хюррем Султан).

Rüstem Pasha Mosque (Istanbul, Turkey)


Стамбул, Турция
Время строительства: 1561 г.

Описание

Мечеть сооружена по приказу зятя султана Сулеймана Законодателя, великого визиря Рустема-паши. Архитектор — Мимар Синан — начал строительство этой мечети через 4 года после мечети Сулеймание .

Мечеть имеет один минарет . Cтены декорированы редчайшими керамическими плитками . Керамика и фаянс были привезены из Изника. Самыми распространёнными узорами на плитках являются тюльпаны (тюльпан — символ Турции) и геометрические фигуры. Изразцы украшают мечеть не только изнутри, но и снаружи. На одной из плиток можно увидеть план Мекки .

Selimiye Mosque (Edirne, Turkey)


Эдирне, Турция
Время строительства: 1569-1575 гг.

Описание

Мечеть построена в честь султана Селима II . Архитектор — великий зодчий Мимар Синан
Мечеть считается наиболее гармоничным храмовым комплексом Турции . Синан, которому в то время было 80 лет, называл мечеть Селимие «работой мастера».

Мечеть Селимие является одним из великолепнейших образцов архитектурного искусства. Синан воплотил свою давнюю мечту и создал восьмиугольную систему поддержки сводов , состоящую из восьми колонн, на которых установлен единственный купол. Эффект простора внутри мечети усиливается большим количеством окон в барабане купола, освещающих молитвенный зал, и изысканными украшениями стен. У мечети четыре минарета .

Şehzade Mosque (Istanbul, Turkey)


Стамбул, Турция
Время строительства: 1542-1548 гг.

Описание

Другие названия: Мечеть Шехзаде Мехмета , Шехзадебаши́ , Шехзаде́ Мехме́т джами
Эта мечеть — одна из первых работ великого архитектора Мимара Синана
Диаметр большого купола мечети около 19 метров, высота — 34 метра. Есть ещё 4 симметрично расположенных малых купола. Мечеть украшают два минарета высотой 55 метров . Фундамент примерно равен высоте постройки, под полами здания находится бассейн , благодаря которому летом здесь прохладно, а зимой тепло.

Строительство мечети начали за несколько месяцев до смерти Мехмеда . После смерти наследника престола мечети присвоили его имя. Здесь находятся захоронения Шехзаде Мехмеда, Шехзаде Джихангира, Рустема-паши и Мустафы Дестери-паши а также Хатидже Султан.

Мечеть Айя-Софья (Собор Святой Софии)

Hagia Sophia (Istanbul, Turkey)


Стамбул (бывш. Константинополь), Турция

Описание

Изначально это был православный собор , построенный 4 веке византийским императором Константином I. В 6 веке собор Святой Софии был отстроен заново после пожара византийским императором Юстинианом.
В 1453 году Константинополь был завоеван султаном Мехмедом II . Собор прекратил свое существование как православный храм и был превращен в мечеть Айя-Софья . Были достроены четыре минарета , внутри были развешаны круглые щиты с аятами из Корана , а фрески и мозаики — скрыты под слоем штукатурки. По мнению ученых, именно благодаря слою штукатурки, мозаики и фрески так хорошо сохранились.
В 1935 году собор-мечеть был превращен в музей . Сейчас на стенах можно увидеть и лики святых, и щиты с аятами из Корана .

Мечеть Сабанчи (Сабанджи)

Sabanci Central Mosque (Adana, Turkey)


Адана, Турция
Время строительства 1998-1999 гг.

Описание

Автор проекта — Неджип Динч
Вместимость: 28 500 человек. Это самая большая мечеть Турции
В 1998 году Адана пострадала от сильнейшего землетрясения. Для поддержки жителей религиозный фонд Турции, а также фонд Сабанджи, основанный турецким миллиардером Сакыпом Сабанджи , выделили средства на создание мечети, ставшей своеобразным символом возрождения города .

Снаружи она похожа на Голубую мечеть в Стамбуле, а внутренней отделкой напоминает мечеть Селимие в Эдирне. Четыре из шести минаретов возвышаются на 99 метров , а два других - на 75 метров. Высота главного купола — 54 метра, а его диаметр - 32 метра. С западной стороны находится большая публичная библиотека. Мечеть оборудована радиосистемой, способной транслировать проповеди в более чем 275 мечетях , расположенных в радиусе 60 км. В работе над освещением и звуковой системой принимала участие компания Philips .

Если у вас есть авторское право на фотографию, напишите нам , и мы сделаем на вас ссылку.
If you own a photo displayed on this page, please contact us and we will include copyright information.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook