Площадь восстания почему так названа. Восстания площадь

Это очень выразительное и характерное для Москвы место. Многими с детства любимое, связанное с приятными воспоминаниями. Хотя бы о находящемся в непосредственной близости от неё великолепном Московском зоопарке со всеми его многочисленными обитателями. Про площадь Восстания люди помнят долгие годы, побывав там хотя бы раз. Это относится и к коренным москвичам, и к многочисленным гостям столицы.

На Садовом кольце

Привычная нескольким поколениям горожан площадь Восстания сегодня называется "Кудринская". В 1992 году к ней вернулось её историческое наименование.

Площадь в её приблизительных нынешних очертаниях оформилась на этом месте примерно в конце восемнадцатого века. Находилось тут село Кудрино, вотчина серпуховского князя Владимира Храброго, он прославился на Куликовской битве. Но в центре исторических событий это место оказалось в другие времена. В 1905 году здесь происходило серьёзное боевое столкновение восставших рабочих Красной Пресни с казаками и правительственными войсками. Те события позже и были увековечены в её названии "площадь Восстания". Свой нынешний облик она обретала главным образом на протяжении двадцатого века. Застройка велась планомерно в соответствии с генеральным планом развития Москвы. И есть тут безусловные архитектурные шедевры, отражающие историческую эпоху, в которую они были возведены. Очень многим во всём мире площадь Восстания известна благодаря одному только грандиозному сооружению. Это так называемая сталинская высотка, одна из семи.

Дом на Кудринской

Это он сейчас так называется. А ранее был широко известен, как "Дом на площади Восстания". Это безусловный шедевр сталинской архитектуры, её классика со всеми характерными особенностями стиля. Строительство этого 24-этажного здания было завершено в 1954 году. В трёх больших корпусах, возведённых на общем цоколе, находятся 450 роскошных квартир. Селились в них главным образом работники министерства авиационной промышленности, лётчики-испытатели и номенклатурные функционеры ЦК КПСС. И по сей день у большинства москвичей историческое наименование "площадь Восстания" ассоциируется именно с этим грандиозным и роскошным сооружением. Это визуальный образ прошедшей эпохи. Москву без Дома на Кудринской и других подобных высотных зданий сегодня представить просто невозможно. Это своеобразный "Большой московский стиль", и в этом месте Москвы он смотрится особенно ярко и впечатляюще. Попытки этому подражать в начале двадцать первого века смотрятся неубедительно.

Площадь Восстания, Москва. Как её найти

Искать, естественно, придётся Кудринскую площадь. И добираться сюда проще всего на метро.

Площадь Восстания находится как раз на пересечении Кольцевой и Таганско-Краснопресненской линий московского метрополитена. На площади целых две станции метро: Баррикадная и Краснопресненская. Их роскошные вестибюли расположены по разным её сторонам - выбирайте, какой вам больше нравится. Даже эти надземные входы в метро выполнены в едином стиле и органично соответствуют общему архитектурному облику всей площади.

Через территорию, называющуюся сейчас площадью Восстания, ещё в XVII веке пролегал Новгородский тракт, который шёл по намытой древним Литориновым морем песчаной гряде. Естественная возвышенность защищала эту местность от наводнений. В 1710 году началась прокладка Большой першпективной дороги (будущий Невский проспект), спустя два года соединившей Адмиралтейство с Новгородским трактом. Получившийся перекрёсток впоследствии и стал площадью Восстания. С 1712 года в течение шести лет сюда же прокладывалась дорога от Александро-Невского монастыря . Она соединилась с Новгородским трактом чуть севернее Большой першпективной дороги, что предопределило единственный излом Невского проспекта.

В 1718-1725 годах по трассе Новгородского тракта был прорыт Лиговский канал для питания водой фонтанов Летнего сада . Через канал здесь был перекинут деревянный мост.

Часто в путеводителях встречается версия, что Пётр I изначально хотел проложить дорогу от Адмиралтейства до монастыря по прямой. Но две бригады строителей ошиблись, и вывели два отрезка магистрали сюда, из-за чего якобы и получился единственный поворот Невского проспекта. Для пущей убедительности рассказчики дополняют эту историю тем, что Пётр I приказал выпороть строителей на месте поворота. Эта байка не имеет ничего общего с действительностью.

При императрице Анне Иоанновне в 1730-х годах была предпринята попытка вывести Невский проспект на купол Свято-Троицкого собора. Параллельно Невской першпективной дороге проложили новую, создав таким образом трассы современных улиц Гончарной и Тележной. Но впоследствии от этой идеи отказались, вернув старой дороге прежнее название - Невский проспект.

В середине XVIII века между улицами Восстания и Маяковского находился царский птичий двор, а напротив через першпективу - конюшни и псовый двор. Площадь Восстания в то время представляла собой огромный пустырь. С 1744 до 1778 года к северу от пустыря располагался Слоновый двор - один из первых в России зверинцев. Его территорию обнесли оградой, а у ворот повесили табличку с надписью "Слоновая её величества охота". Рядом со зверинцем с возов велась торговля разной снедью.

Вместе с тем, это место тогда ещё оставалось мало обжитым. По сведениям историка П. Н. Столпянского здесь однажды "в 9-м часу вечера появился... волк, набежал на пожарного смотрителя, осматривавшего фонари, сбил его с ног и, разорвав зубами левую его щёку, бросился бежать... ". [Цит. по: 2, с. 11]

На углу Невского проспекта и Лиговского канала в 1765-1767 годах по повелению императрицы Елизаветы Петровны была построена деревянная церковь Во имя Входа Господня в Иерусалим, ставшая известная в народе как Знаменская. Это название храм приобрёл от одного из своих приделов - Знамения Пресвятой Богородицы, освящённого в 1765 году.

После закрытия Слонового двора на его месте выросли каретные сараи, рядом с которыми находились деревянные жилые дома. Они стояли в основном в глубине участков, выставляя к будущей площади лишь заборы.

Это место долгое время оставалось за чертой Петербурга. В плохую погоду пустырь превращался в болото. Для проезда транспорта по нему укладывали брёвна, поверх которых устраивали колёсопроводы (два ряда досок). В 1772 году вдоль проезжей части устроили временные тротуары, которые появились по повелению Екатерины II для прохода к Александро-Невскому монастырю. Булыжная мостовая появилась здесь только в конце XVIII столетия.

Архитектурной доминантой площади в 1794-1804 годах стала возведённая по проекту Ф. И. Демерцова новая каменная Знаменская церковь. В 1809 году храм обнесли чугунной оградой с двумя часовнями по углам.

Атмосферу этого места 1840-х годов описал знаменитый адвокат А. Ф. Кони: "Знаменская площадь обширна и пустынна... Двухэтажные и одноэтажные дома обрамляют её, а мимо... протекает речка, по крутым берегам которой растёт трава. Вода в ней мутна и грязна, а по берегу тянутся грубые деревянные перила ". [Цит. по: 2, с. 13]

С 1849 года это место упоминается как площадь к Знаменскому мосту. С 1857 года - Знаменская площадь, по находящейся рядом Знаменской церкви.

Восточную сторону площади в первой трети XIX века обозначил деревянный дом купца А. Тимофеева, на месте которого в 1835 году было построено трёхэтажное каменное здание. За ним в 1846-1850 годах архитектором З. Ф. Краснопевковым был перестроен съезжий дом Каретной части (Невский пр. 91). Каланча съезжего дома была хорошо видна со Знаменской площади, она являлась заметной частью облика этого места.

Особая роль выпала этому месту, когда на его южной окраине было решено построить конечную станцию железной дороги между Петербургом и Москвой. В связи с этим архитектором Н. Е. Ефимовым в 1844 году был разработан план планировки Знаменской площади. Высочайше утверждён он был 8 февраля 1845 года . Реализовывался план в рамках строительства в 1847-1851 годах Николаевского (ныне Московского) вокзала по проекту К. А. Тона (Невский пр. 85). С его открытием Знаменская площадь стала главными "воротами" в Петербург.

Ещё с 1843 года от Знаменской площади до Адмиралтейства начали возить пассажиров "калиберы" (их ещё называли "гитары") - дрожки с узким сиденьем для двух человек. С открытием железнодорожного движения от Петербурга до Колпино в 1847 году отсюда начали ходить омнибусы - крытые кареты на 20 человек. Их петербуржцы прозвали "обнимусь" или "сорок мучеников".

О строительстве железнодорожной станции в городе знали заранее. Поэтому земля в округе быстро подорожала и стала скупаться деловыми людьми для строительства гостиниц и доходных домов. Участок на северной границе площади Николаем I был безвозмездно отдан купцу Понамарёву "с товарищами" для возведения здесь гостиницы. Купца обязали в 1845 году строительство начать и завершить его спустя три года. Но Понамарёв обязательство не выполнил. Участок был передан графу Стенбок-Фермору. К 1851 году, то есть к открытию железной дороги между Петербургом и Москвой, северную сторону Знаменской площади оформило здание гостиницы Стенбок-Фермора (Невский пр. 118).

С августа 1863 года на Знаменской площади располагалось кольцо конно-железной дороги ("конки"). Вагоны должны были ходить каждые 10 минут ежедневно с 9 утра. Однако, расписание почти никогда не соблюдалось, так как вагоны стояли на конечной остановке до полной занятости пассажирами.

До середины XIX века Знаменская площадь и её окрестности освещались масляными фонарями. Их четырёхугольные столбы были окрашены чёрно-белыми полосами, на каждом из них висело по четыре горелки. Светили они слабо, давая свет только на несколько шагов от себя. Во второй половине XIX века их сменили газовые фонари.

За порядком на Знаменской площади следил будочник, чёрно-белая будка которого стояла у широкого Знаменского моста. Он был одет в серый мундир грубого сукна и вооружён алебардой. На голове будочник имел кивер внушительных размеров. Дежурство осуществлялось в две смены. Один из стражей отдыхал в будке, а второй следил за порядком. Им помогал помощник-подчасок. Приказом петербургского обер-полицмейстера 1866 года предписывалось:

"Стража от Аничкина моста... должна быть усилена в ночное время для пресечения грабежей, и кроме того подчаски... должны обходить Знаменскую площадь поочерёдно в течение всей ночи" [Цит по: 2, с. 13].

В 1867 году дом купца А. Тимофеева по заказу нового владельца, мебельного фабриканта К. А. Тура, был надстроен и перестроен архитектором Г. М. Барчем (Невский пр. 87). Ещё через один год было построено здание на противоположной стороне Невского проспекта - четырёхэтажный дом купцов Чесноковых (Невский пр. 120). Лиговский канал в районе Знаменской площади был взят в трубу и засыпан в 1892 году. Его сменила Лиговская улица, теперь проспект. Знаменский мост был разобран за ненадобностью.

Первое петербургское такси начало возить пассажиров в 1897 году от Знаменской площади до Адмиралтейства. Спустя десять лет сюда начали ходить сменивший конку трамвай и автобус. О последнем 5 октября 1907 года писала газета "Петербургский листок": "Вчера... члены товарищества совершили... пробный рейс пока на единственном в Петербурге омнибусе-моторе. Весь рейс от Николаевского вокзала и до Александровского сада омнибус прошёл в 9 минут, обогнав 5 вагонов конки ". [Цит. по: 2, с. 40]

Центр площади в 1909 году был украшен конным памятником императору Александру III работы скульптора П. П. Трубецкого.

С 1910 года, когда торцами покрыли Невский проспект до Фонтанки до Знаменской площади, здесь работал один из первых светофоров. Тогда он представлял собой раскрашенный тремя цветами круг со стрелкой, перемещаемой регулировщиком.

В феврале и июне 1917 года на Знаменской площади проходили многолюдные демонстрации и митинги, столкновения восставших с полицией. В память о революционных событиях в октябре 1918 года это место стало называться площадью Восстания.

Регулярные автобусные маршруты от площади Восстания появились в декабре 1926 года. Отсюда автобус ехал до Витебского вокзала и далее к Дворцовой площади . Всего на линии первоначально было пять машин.

В начале 1930-х Знаменскую церковь собирались закрыть. Но тогда влияние на власть города имел всемирно известный учёный Иван Петрович Павлов. По одной из легенд в этой церкви Павлов венчался. Также известно, что учёный был глубоко верующим человеком и часто бывал здесь. Сразу после его смерти храм в 1936 году был снесён, занимаемый им участок долгое время оставался огорожен забором, за которым сооружалась первая станция ленинградского метрополитена.

В 1937 году памятник Александру III был перенесён во двор Михайловского дворца .

Великая Отечественная война остановила бурную жизнь площади Восстания. Последний эшелон с Московского вокзала ушёл 29 августа 1941 года. Зимой не работал трамвай, но следующей весной ленинградцам удалось вновь наладить его работу. 20 марта 1944 года от Московского вокзала отошёл первый послеблокадный поезд до столицы. На площади по этому поводу состоялись торжественные проводы состава.

В 1950-1952 годах фасады всех зданий на площади Восстания были отреставрированы. Её центр в 1952 году занял сквер, в котором установили закладной камень. На его месте планировалось поставить памятник В. И. Ленину. К этому времени с площади сняли трамвайное кольцо, трамвай перестал ходить по Невскому проспекту. Проезжую часть площади залили асфальтобетоном.

Место Знаменской церкви занял построенный по проекту И. И. Фомина, Б. Н. Журавлёва и В. В. Ганкевич павильон станции метро "Площадь Восстания", открытой 5 ноября 1955 года. Эта станция метрополитена стала одной из первых восьми, открывшихся в Ленинграде.

Обелиск "Городу-герою Ленинграду" открыт в центре площади Восстания 8 мая в 1985 года, к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне.

В 1980-х годах начали создаваться проекты создания двухуровневой развязки на площади Восстания, благодаря которой был бы развязан уже тогда сильно загруженный транспортный узел. Лиговский проспект согласно планам советских инженеров должен был пройти под Невским. Однако, из-за дороговизны проект к 1990-м годам осуществлён не был, а затем из-за смены экономической системы его вовсе забыли. В 2000-х годах широко обсуждался проект создания под площадью Восстания нового торгового центра. Но из-за того, что подземные работы могут негативно сказаться на состоянии соседних исторических зданий, к этому проекту современные архитекторы относятся с большой осторожностью. Его реализация дорога и для современной капиталистической экономики. Вместе с тем, до сих пор поступают предложения о замене обелиска на памятник Александру III.

Дата открытия:

Проектное название:

Московская

Центральный

Смольнинское, Лиговка-Ямская

пилонная

Глубина заложения, м:

Количество платформ:

Тип платформы:

островная

Форма платформы:

Архитекторы:

Б. Н. Журавлёв, И. И. Фомин, В. В. Ганкевич

Архитекторы вестибюлей:

Б. Н. Журавлёв, И. И. Фомин, В. В. Ганкевич; А. С. Гецкин, В. П. Шувалова

Инженеры-конструкторы:

Е. А. Эрганов

Выход к улицам:

улица Восстания, Лиговский проспект

Переходы на станции:

Маяковская, Московский вокзал

Время открытия:

Время закрытия:

Код станции:

Соседние станции:

Чернышевская и Владимирская

Посадочные платформы

Малые эскалаторы

Пешеходный тоннель

Перспективы развития

«Площадь Восстания» - станция Петербургского метрополитена. Входит в состав Кировско-Выборгской линии, расположена между станциями «Владимирская» и «Чернышевская».

Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена «Автово» - «Площадь Восстания». Название связано с расположением на Площади Восстания (бывшей Знаменской площади).

15 декабря 2011 года Советом по сохранению культурного наследия станция внесена в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения.

Наземные сооружения

Павильон северного выхода станции выполнен по проекту архитекторов В. В. Ганкевич, Б. Н. Журавлёва, И. И. Фомина, инженера Е. А. Эрганова и располагается на пересечении Невского и Лиговского проспектов и улицы Восстания, на месте снесённой Знаменской церкви.

Павильон оформлен в классическом стиле - круглое здание с пристроенными по сторонам ризалитами. Здание, являющееся одним из символов Петербургского метро, завершает ротонда со шпилем, который с момента постройки был увенчан звездой в лавровом венке. За месяц до открытия возведённого на площади Восстания монумента, также увенчанного звездой, звезда на шпиле станции метро была заменена буквой «М» (то есть «Метро»). Позднее буква была утрачена.

13 августа 1960 года был открыт второй вестибюль в Московском вокзале с выходами на Московский вокзал и Лиговский проспект. Архитекторы - А. С. Гецкин и В. П. Шувалова. В 2004 году вестибюль был реконструирован, на наклонном ходе оригинальные бордовые панели эскалаторных балюстрад были заменены на металлические.

В обоих вестибюлях действуют трёхленточные эскалаторные марши с эскалаторами типа ЛТ-1. Высота подъёма в северном вестибюле составляет ≈ 57 м, в южном ≈ 54 м.

Подземные сооружения

«Площадь Восстания» - пилонная станция глубокого заложения (глубина ≈ 58 м). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов В. В. Ганкевич, Б. Н. Журавлёва, И. И. Фомина и инженера Е. А. Эрганова.

При строительстве станции произошло проникновение грунтовых вод в Ленинградский метрополитен.

Центральный зал

Тема оформления подземного зала - Октябрьское вооружённое восстание 1917 года. При проектировании подземной части станции архитекторы применяли классические методы формообразования, что соответствовало традиции, которая преобладала в советской архитектуре 1950-х годов

Архитекторы сохранили конфигурацию тоннеля, стараясь как можно ближе подойти к габаритам конструкции, и использовать пространство зала с максимальной эффективностью. Задумав сохранить такое очертание станции, архитекторы подчинили этому замыслу всё:

  • Цоколь, облицованный красным уральским мрамором, поднимается на высоту всего ~1.05 метра, сверху его ограничивает лепной карниз. Этот цоколь является самым низким среди станций Петербургского метрополитена.
  • Свод центрального зала пересечён белыми лепными арками, со встроенными в них световыми дугами. В богатой декоративной отделке использованы элементы архитектуры эпохи классицизма.
  • Со стороны центрального зала пилоны украшены декоративными решётками в круглых вентиляционных отверстиях и барельефными медальонами.

Между пересадочным эскалатором и выходом на Московский вокзал на пилонах центрального подземного зала размещены четыре барельефа:

  • «Выступление В. И. Ленина в Таврическом дворце». Скульптор А. И. Далиненко (содержит сохранившееся в Санкт-Петербурге изображение И. В. Сталина)
  • «В. И. Ленин у шалаша в Разливе». Скульптор В. Б. Пинчук
  • «Выстрел „Авроры“». Скульптор А. В. Разумовский
  • «Штурм Зимнего дворца». Скульптор В. И. Татарович

Торцевую стену центрального подземного зала украшал барельефный портрет В. И. Ленина работы скульпторов А. Г. Плискина и В. И. Сычёва. Был демонтирован при обустройстве второго выхода на поверхность.

Пол центрального зала выложен красным гранитом, возле пилонов имеются полосы из чёрного лабрадорита, со стороны центрального зала украшенные закономерно расположенными декоративными зубчиками, ограниченными белой полосой.

Посадочные платформы

Путевые стены украшены тем же красным мрамором и декоративным лепным карнизом, как и остальная станция. В нижней части стен проходит полоса плитки чёрного цвета, как и на остальных станциях первой очереди. На дверях путевых стен установлены декоративные решётки с надписью «1955», по году открытия станции. Посадочные платформы освещаются богато декорированнымилюстрами, в оформлении которых используются серп и молот, а также пятиконечные звёзды.

Платформа в сторону станции «Автово» существенно сужена в месте эскалаторного наклона, размещённого над перроном. На противоположной платформе в середине станции потолок поддерживают балки, также разделяя объём платформы на две части.

В 1993 году полы на платформах были заменены с асфальтовых на гранитные, причём гранит на двух разных платформах разный - платформа в сторону «Чернышевской» выложена серым гранитом, а платформа в сторону «Владимирской» - красным.

Пересадка

Станция является пересадочным узлом к поездам Невско-Василеостровской линии, на станцию «Маяковская».

Значительный пассажиропоток на пересадке привёл к тому, что на станции используется два направления пересадки.

В отличие от пересадочного узла «Гостиный двор» ←→ «Невский проспект», пассажиропотоки при пересадке двухсторонние, однако для пересадки со стороны «Маяковской» дежурные по станции рекомендуют пользоваться пешеходным тоннелем.

Были случаи, когда из-за перегруженности выхода на Московский вокзал пассажиров, наоборот, призывали пользоваться эскалаторным переходом в обоих направлениях.

Малые эскалаторы

Связывают середину станции «Площадь Восстания» и восточный торец «Маяковской». Изначальный проект предусматривал три ленты эскалаторов, после реконструкции в 1992-1993 годах количество эскалаторов увеличено до четырёх.

Эскалаторный наклон оформлен упрощённо, повторяя первоначальную отделку станции. Стены и потолок оштукатурены, освещение внизу закарнизное, наверху по периметру свода утоплены лампы дневного света. Туннели третьей линии значительно выступают из-под потолка станции «Площадь Восстания».

Стена напротив эскалаторного наклона отделана мрамором. На ней висел текст указа Президиума Верховного совета СССР о присвоении метрополитену имени В. И. Ленина.

Во время реконструкции перехода на «Маяковскую» в 1992-1993 годах этот указ был снят. По состоянию на лето 2007 года на мраморной отделке стены видны следы протечек, большая часть стены закрыта рекламными плакатами. На полу станции белый узор в месте примыкания перехода заменён на прямую полосу.

Пешеходный тоннель

Тоннель ведёт от лестницы в южном торце платформы станции «Площадь Восстания», где сходятся пассажиропотоки станции и эскалаторного подъёма на Московский вокзал, к лестничным спускам в центре «Маяковской».

Отделка тоннеля простая, применена плитка двух цветов. Оформление тоннеля пропорциями низкого цоколя и красным цветом перекликается с оформлением станции «Площадь Восстания». Освещение выполнено в виде двух полос ламп дневного света, положенных на металлические подложки. В тоннеле находится медпункт и служба управления движением.

Под станционным тоннелем станции «Маяковская» пешеходный тоннель разделён стенкой надвое, под лестничным спуском со станции находится оригинальный металлический указатель.

Особенности проекта и станции

  • Длина перегона «Владимирская» - «Площадь Восстания» - 720 метров. Это самый короткий перегон в Петербургском метрополитене.
  • За станцией в тоннеле в сторону станции «Чернышевская» находится оборотный тупик, который также является служебной соединительной ветвью (ССВ), ведущей на Невско-Василеостровскую линию.

Привязка общественного транспорта

Возле станции проходят следующие маршруты городского общественного транспорта:

  • Автобусные социальные маршруты: № 1М, 1Мб, 3, 3М, 3Мб, 4М, 4Мб, 7, 15, 22, 24, 26, 27, 54, 65, 74, 76, 91, 105, 141, 181, 191.
  • Троллейбусные маршруты: № 1, 5, 7, 10, 11, 22.

Перспективы развития

Со станции «Площадь Восстания» будет сделана пересадка на планируемую станцию «Знаменская».

Также под площадью предполагается построить трёх- или четырёхуровневый торговый комплекс, из которого будет сделан вход в метро - либо на «Площадь Восстания», либо на планируемую «Знаменскую».

Площадь Восстания расположена в центральном районе Старой Пальмиры. Она является одним из символов города и входит в исторический культурной столицы страны. Площадь Восстания - это не простое название. Ее история уникальна и интересна.

Площадь Восстания вплоть до переноса столицы обратно в Москву имела совершенно другое название - Знаменская. Находится она на стыке Невского проспекта, его единственного поворота, и Лиговского проспекта. Чем же обусловлено такое название площади? Все дело в том, что в первой трети прошлого столетия здесь находилась одноименная церковь. И окончательно название "Знаменская" закрепилось за ней в год начала строительства вокзала, именовавшегося «Николаевский». В 1917 году именно здесь разворачиваются кровавые ожесточенные события двух последних русских революций. Здесь провозглашали известные февральские манифесты, здесь происходили тяжелые бои и схватки. И поэтому в следующем году площадь переименовывают на современный лад. В середине 20 столетия на площади открыли станцию метро «Площадь Восстания». Станция относится к 1 ветке метрополитена. Внутри она украшена бронзовыми скульптурами, которые отражают страшные события Февральской и

Площадь Восстания имеет свою длинную историю, отсчет которой ведется со времен Елизаветы. В годы ее правления здесь была заложена Знаменская церковь, проект который осуществил Демерцов. Стоит отметить, что церковь не раз перестраивалась. Сама же площадь сформировалась лишь во второй четверти 19 столетия, когда по проекту Ефимова был заложен основной ансамбль площади. Связано это было, прежде всего, со строительством второй в стране железной дороги Петербург (Площадь Восстания)-Москва. Здесь известный архитектор Тон возвел но тогда еще, как уже было сказано выше, он носил название Николаевский. Чуть позже по проектам Гемлиана будут воздвигнуты гостиница Знаменская, больше известная как «Октябрьская», а также известный причтовый дом по проекту инженера Соколова. Весной 1909 года на площади торжественно откроют памятник Александру Освободителю, через 28 лет памятник перевезут сначала в Русский музей, а затем установят в Мраморном дворце. Во времена Великой Отечественной войны на площади сооружались военные установки - она была своего рода плацдармом для всех солдат и командиров.

И уже в 1945 году победителей с размахов встречали на восстановленном Московском вокзале. В начале 1980-х годов был воздвигнут обелиск в честь 40-летия Великой Победы. Памятники подобного вида были сооружены во всех городах-героях по приказу компартии. является символом площади.

Площадь Восстания в Санкт-Петербурге - это не просто красивое место, это больше, чем изящность памятников. Это историческая площадь! Место, где выступал Ленин, посещала церковь и Александр Второй. Это место, где в 1917 году решалась судьба страны. И его нужно хранить и беречь. Ведь это не так уж сложно!

Отражением архитектурной сталинской эпохи 40-х – 50-х годов в Москве стали семь монументальных многоэтажных здания, которые экскурсоводы и жители столицы именуют не иначе, как « ». Одна из таких высоток расположена на Кудринской площади, которая вплоть до 1992 года называлась площадью Восстания. Один из архитекторов в своих воспоминаниях писал, что проектирование высотки было связано с разработкой общей композиции площади, чтобы здание было органично с ней связано, стало плотью от плоти ее.

Архитектурное решение высотки

Строительство гигантского жилого дома было начато в 1948 году и продлилось почти 6 лет. Над проектом будущей высотки работали два талантливых советских архитектора А. Мндоянц и М. Посохин в тесном и плодотворном сотрудничестве с конструктором М. Вохомским. Здание представляет собой высокий 24-х уровневый центральный корпус, к которому симметрично примыкают, составляя общую структуру сооружения, два боковых крыла, насчитывающих по 18 этажей. Опирается весь массив здания на мощный цокольный этаж. Всего в жилом доме расположено порядка 450 квартир.

Традиционно для московских высоток того времени основной фасад увенчан башней со шпилем, и вместе с остроконечной верхушкой сталинский небоскреб насчитывает более 150 метров. Украшением дома служат ажурные аттики, башенки и скульптурные группы на фасадной части. В архитекторские планы входило также обрамить сооружение зелеными насаждениями, но первоначальный замысел так и не был осуществлен.

Не менее величественно здание выглядит внутри. Мраморные лестницы, огромные вестибюли, украшенные зеркалами и роскошными люстрами. В больших подъездах действует по три лифта, в маленьких предусмотрен один лифтовый подъемник.

Для кого же строили такое шикарное здание, и кто получил апартаменты в престижном доме? Часть квартир была предоставлена работникам авиационной промышленности, жилье в центре Москвы обрели конструкторы и летчики-испытатели. Их соседями стали партийная номенклатура и высокие чиновники госаппарата. Но, тем не менее, высотку в народе нередко называли «домом авиаторов». Впрочем, за этим гигантским жилым домом закрепилось и другое название: «высотка на площади Восстания». Верхние этажи были жилые, а первый и цокольный этаж занимали магазины и кинотеатр.

Позднее находившиеся в боковых корпусах технические помещения переделали в жилые. А к 850-летию столицы московскую высотку косметически подремонтировали, подлатали, очистили плитку фасадов, одним словом, подновили.

О чем говорят легенды

Нередко рассказывают, что строительство высотки тщательно контролировалось не только специалистами строительного надзора, но и более серьезными службами: Комитетом безопасности. Этому совершенно не стоит удивляться, нужно вспомнить в какие времена происходило строительство дома. Поговаривают и о каких-то мифических тайных коридорах, в которых якобы могли подслушиваться разговоры жильцов. Легенды легендами, но, в доме, например, каждый этаж мог быть наглухо изолирован от лестниц и лифтовой площадки, а в подвале были оборудованы вместительное бомбоубежище и подземные гаражи.

Сталинская высотка в наши дни

Прошло более полувека после строительства московской многоэтажки, она пережила своих создателей и даже государство, в котором была воздвигнута, но по-прежнему осталась престижным многоквартирным домом. В верхних этажах, как и раньше, располагаются служебные помещения, многие из которых арендуются различными коммерческими структурами. Кинотеатр давным-давно не функционирует, а в цокольном этаже открыт боулинг-клуб.

Дом продолжает жить своей жизнью и является объектом туристического интереса, как и другие высотки сталинской эпохи.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook