Противолодочные самолёты. Противолодочный самолёт Обзор самолёта и его лётно-технические характеристики

Ил-38 является противолодочным самолётом, разработанным опытно-конструкторским бюро С. В. Ильюшина в 1961 году.

История создания Ил-38

Конец 50-х – начало 60-х годов XX века характеризуется новым витком напряжённости между США и СССР. Основной причиной этому явилась революция на Кубе, превратившейся из фактического сателлита США в союзника СССР. В этой связи руководство Советского Союза осознавало возросшую роль ВМФ в возможном будущем конфликте, особенно подводных лодок. В этой связи родилась идея создания противолодочного самолёта, который смог бы минимизировать риски со стороны подводных лодок противника и позволить очистить от них, например, целый район. Итогом всех этих соображений стало постановление Совета Министров СССР, изданное летом 1960 года, поручавшее опытно-конструкторскому бюро Ильюшина разработать противолодочный самолёт, который мог бы применяться в различных климатических условиях (как в условиях Севера, так и в тропическом климате).

Первоначально перед ОКБ Ильюшина встала задача определить базовую модель для будущего противолодочного самолёта. После рассмотрения нескольких вариантов было принято решение взять за основу пассажирский самолёт Ил-18 . Данный самолёт обладал необходимыми аэродинамическими характеристиками, а также имел весьма подходящую компоновку. В ходе разработки было также решено отказаться от оборонительного вооружения, которым до этого в обязательном порядке вооружались противолодочные и противокорабельные самолёты. В опытно-конструкторском бюро это было мотивировано тем, что кормовая турельная пушечная установка при массе в 1-1,5 тонны существенно увеличить взлётную массу самолёта, что повлияет на его маневренность и необходимую длину взлётно-посадочной полосы.

Новый самолёт, который получил название Ил-38, создавался быстро, и первый его опытный образец уже был построен к осени 1961 года. В сентябре того же года был осуществлён первый полёт Ил-38. В воздухе машина показала себя хорошо: она была устойчива, легко шла на взлёт и посадку.

Хотя Ил-38 и позаимствовал основные элементы конструкции от Ил-18, но в ходе разработок машина подверглась ряду серьёзных изменений:

  • крыло самолёта было перемещено на три метра вперёд, а также существенно изменено конструктивное наполнение самолёта;
  • для увеличения максимальной дальности полёта в фюзеляже Ил-38 расположили дополнительный топливный бак;
  • в фюзеляже самолёта было выделено два специальных помещения для торпед и бомб, а также для буев;
  • многие системы самолёта были кардинально переработаны. Также это касается и внутренней «начинки» самолёта: установлена специальная радиоэлектронная аппаратура и бортовые системы.

Период государственных испытаний Ил-38 начался летом 1965 года и продолжался почти 6 месяцев. После того как самолёт выдержал эти испытания, он был принят на вооружение Военно-морского флота. Серийное производство Ил-38 продолжалось пять лет – с 1967 по 1972 год. За этот период было выпущено 65 самолётов, что примерно в 4 раза меньше заявленной, на тот момент, потребности в них.

С самого начала эксплуатации Ил-38 вскрылся целый ряд его недостатков и проблем. Так, отказ поисково-прицельного комплекса самолёта, как правило, происходил уже примерно через два часа использования. Брак некоторых элементов оборудования (в частности, радиогидробуёв) также не способствовал надёжности самолёта. В итоге был сделан вывод, что боевая эффективность Ил-38 находится на очень низком уровне, ввиду чего уже в 1969 году было решено продолжать работы по его улучшению.

Первоначально для модернизации самолёта планировалась почти полная замена его бортового оборудования. Так, например, планировалось заменить прицельно-поисковой комплекс «Беркут-38» на более надёжный и точный «Коршун-М», устанавливавшийся на другом противолодочном самолёте — Ту-142М. Кроме этого, предусматривалось установить новый магнитометр, усовершенствованное радионавигационное оборудование, а также инфразвуковые буи, которые должны были иметь намного большую чувствительность.

Однако весь этот план развалился по причине полнейшей несовместимости комплекса «Коршун-М» с вычислительной системой «Пламя-264». Таким образом, стало ясно, что для проведения всего объема улучшений необходима и полная замена бортового электронного оборудования Ил-38, что в конечном итоге привело бы к растянувшимся на долгие годы работам. В конце концов, на самолёте был заменен лишь магнитометр.

Однако в 1980-е годы было принято решение всё же провести работы по модернизации Ил-38 ввиду его морального устаревания. В этой связи специально для Ил-38 была оборудована система «Изумруд», которая отличалась большей надёжностью и устойчивостью. В итоге из всего количества самолётов было модернизировано лишь 12.

Также в конце 80-х годов начались работы над современным противолодочным комплексом «Новелла», установка которого предполагалась именно на Ил-38. Однако после развала Советского Союза, из-за тяжёлой экономической ситуации, комплекс «Новелла» оказался никому не нужным в России. Впрочем он вызвал интерес в Индии, где новым комплексом были оснащены шесть противолодочных самолётов Ил-38 получивших обозначение SD — Sea Dragon. Лишь в 2010-х годах данный комплекс был использован и в России. Всего по состоянию на конец ноября 2019 года «Новеллой» было оснащено семь Ил-38, находящихся в составе российского Военно-морского флота.

Обзор самолёта и его лётно-технические характеристики

Ил-38 представляет собой цельнометаллический низкоплан нормальной аэродинамической схемы. Оперение самолёта Ил-38 – однокилевое. Шасси – трёхстоечное.

Также Ил-38 оборудован двумя отсеками для расположения средств обнаружения и уничтожения подводных лодок противника. Под кабиной пилотов расположен обтекатель антенны РЛС (радиолокационной станции) комплекса «Беркут-38». Кормовая часть самолёта, расположенная за хвостовым оперением, несколько удлинена за счёт расположения в ней обтекателя датчика магнитометра. Ил-38 имеет четыре турбовинтовых двигателя АИ-20М. Также стоит отметить, что на Ил-38 впервые в СССР была установлена бортовая вычислительная машина («Пламя-264»).

Лётно-технические характеристики Ил-38:

  • Экипаж, чел. – 7
  • Длина, м – 40
  • Размах крыла, м – 37,4
  • Высота, м – 10,1
  • Площадь крыла, м² – 140
  • Средняя аэродинамическая хорда, м – 3
  • Колея шасси, м – 9
  • Масса пустого, кг – 34 700
  • Максимальная взлётная масса, кг – 68 000
  • Максимальная посадочная масса, кг – 52 200
  • Масса топлива во внутренних баках, кг – 26 650
  • Силовая установка – 4 × ТВД АИ-20М
  • Мощность двигателей – 4 × 4250 л. с. (4 × 3126 кВт (взлётная))
  • Воздушный винт – АВ-64 серии 04А
  • Диаметр винта, м – 4,5
  • Масса двигателя, кг – 1040
  • Лётные характеристики:
  • Максимальная скорость, км/ч – 650 на высоте 6000 м
  • Боевой радиус, км – 2200
  • Техническая дальность, км – 9500
  • Практический потолок, м – 8000 м (с полётной массой 66 000 кг)
  • Длина разбега, м – 1700
  • Длина пробега, м – 1070
  • Нормальная, кг – 5430
  • максимальная, кг – 8400
  • Бомбы: противолодочные:
  • свободнопадающие: ПЛАБ-250-120, ПЛАБ-50
  • корректируемые: ПЛ250-120 «Загон»
  • Торпеды: АТ-1, АТ-2, АТ-3 (УМГТ-1), АПР-1, АПР-2
  • Гидроакустические буи: РГБ-1, РГБ-2 и РГБ-3
  • Морские мины: АМД-2

Модификации Ил-38

За всю историю разработки и использования Ил-38 были созданы три его модификации:

  • Ил-38 — базовая модель самолёта, оснащённая бортовой вычислительной системой «Пламя-264» и поисково-прицельным комплексом «Беркут-38».
  • Ил-38SD — модификация Ил-38, оснащённая прицельно-поисковым комплексом «Новелла» и более усовершенствованной бортовой вычислительной системой. Находится на вооружении ВМФ Индии.
  • Ил-38Н — модель самолёта, практически не отличающаяся от Ил-38SD, находящаяся в составе ВМФ России .

Достоинства и недостатки Ил-38

Прежде чем начать общее описание достоинств и недостатков самолёта Ил-38, следует учесть, что он был разработан на основе пассажирского самолёта Ил-18. Таким образом, Ил-38 «позаимствовал» основные аэродинамические особенности своего «старшего брата», в том числе его положительные и отрицательные стороны.

Аэродинамические характеристики Ил-38 весьма неплохи, что позволило ему стать очень даже мобильным противолодочным самолётом. Во многом это также было достигнуто за счёт небольшой массы самолёта, а также благодаря отказу от оборонительного вооружения. Высокая надёжность Ил-38 была обусловлена тем, что самолёт изначально планировался для северных акваторий, поэтому и испытывался он в самых различных климатических условиях.

Однако для первых самолётов Ил-38 существовал главный недостаток, который по сути сводил на нет их противолодочное назначение – аппаратура отличалась своим несовершенством. Так, самолёт мог пролетать лишь 1,5 часа, прежде чем поисково-прицельный комплекс выходил из строя. Воевать такой самолёт не мог.

Всё решила модернизация Ил-38 в конце 80-х – начале 90-х годов. Однако ввиду того, что самолёт к этому времени морально устарел, его нельзя назвать удачной машиной. В конечном итоге, Ил-38 так и не смог решить всех потребностей флота в мощном противолодочном самолёте.

Заключение

В настоящее время Ил-38 находится на вооружении ВМФ России. Однако ввиду того, что разработан он был ещё в начале 60-х, моральное устаревание самолёта всё же постепенно берёт своё. В этой связи уместно сделать вывод, что скоро (в пределах 10-15 лет) противолодочный самолёт Ил-38 будет заменён другими, более современными моделями.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Противолодочные самолёты основных капиталистических государств

Полковник П. Иванов

Противолодочные самолеты, состоящие на вооружении базовой патрульной (БПА) и палубной авиации ВМС1 капиталистических государств, являются одним из важных средств, обеспечивающих обнаружение, слежение и уничтожение не только подводных лодок, но и надводных кораблей (судов) противника. Наиболее значительные силы БПА (в количественном и качественном отношении) сосредоточены в США, Японии, Великобритании и Франции. Кроме того, США и Франция располагают не только базовыми патрульными самолетами (БПС), но и палубными противолодочными, состоящими на вооружении авианосной авиации. Ниже дается краткое описание противолодочных самолетов перечисленных стран, а их основные летно-технические характеристики приведены в таблице.

Базовый патрульный самолет Р-3 «Орион» (рис. 1), разработанный.фирмой «Локхид», имеет три основных варианта: Р-3А, В и С. Опытный образец Р-3А впервые взлетел еще в 1958 году. Всего было построено 157 таких машин. Для поиска подводных лодок (ПЛ) они оснащались гидроакустическими буями (РГБ) систем «Джули» (активная) и «Джезебел» (пассивная), магнитным обнаружителем, РЛС и газоанализатором. В качестве вооружения самолет мог нести торпеды, глубинные бомбы, УР «Буллпап» и НАР калибра 127 мм.

Второй вариант БПС (Р-3В), разработанный в период 1963-1965 годов, отличается от Р-3А в основном более мощными и экономичными двигателями. Это позволило увеличить крейсерскую скорость полета и продолжительность патрулирования при двух работающих двигателях (до 8 ч на удалении 1850 км). Радиус действия Р-3В также увеличился и составил около 4000 км. Всего, судя по данным зарубежной печати, было построено 144 такие машины.

В настоящее время самолеты Р-3А и В остаются в резервных подразделениях, а основным является Р-3С, который начал поступать на вооружение в 1969 году. Кроме того, самолеты Р-3 «Орион» различных модификаций поставлялись на экспорт в ряд стран мира: 20 Р-3С - Австралии, шесть - Ирану, 13 - Нидерландам, шесть Р-3К - Новой Зеландии, 11 (Р-3В и С) - Норвегии, шесть Р-3Р - Португалии, семь Р-3А - Испании. Помимо этого, Р-3С производятся в Японии (см. цветную вклейку) по американской лицензии (всего планируется построить около 100 самолетов2, оснащенных частично аппаратурой национального производства), а 18 модифицированных БПС, получивших обозначение СР-140 «Аврора», поставлены Канаде в начале 80-х годов.

Лётно-технические характеристики основных противолодочных самолётов
Наименование самолета (страна-
разработчица), год принятия на вооружение
Экипаж, человек Макс. взлетная масса (пустого), т Макс. скорость, км/ч (на высоте, м) Перегоночная дальность (радиус действия1 ), км Размеры: длина х высота х размах крыла, м Вооружение или полезная масса, кг)
количество двигателей х тяга. кгс (или мощность, л. с.) практический потолок, м время патрулирования, ч (на удалении, км) площадь крыла, м2

Базовые патрульные самолеты

Р-7А (США)2 1995 * 77,7(*) *(*) *(*) 34,3х10х32,4 ПНР «Гарпун», торпеды, мины, бомбы, 150-300 РГБ (12 860, в том числе 3400 без учета наружных узлов подвески)
4 х (5150) 10 670 4 (3500) или 6 (3000) 133,5
P-3C «Орион» (США), 19693 10-12 64,4 (27,9) 760 (4600) 7600 (3100-4000) 35,6х10.3х30,4 8 ПКР «Гарпун», торпеды, бомбы, мины. НАР. 87 РГБ (9000)
4 х (4910) 8600 3 (2500) 120
«Нимрод» MR.2 (Великобритания). 1979 12 87 (39) 920 (10 000) 9000 (*) 38,6х9х35 ПКР «Гарпун», торпеды, глубинные бомбы. УР AS.12 (6100)
4 х 5500 12 800 *(*) 197
Бреге 1150 «Атлантик» {Франция, ФРГ, Италия), 1965 12 43,5 (24) 660 (6000) 8000 (1000-3600) 31,8x11,3х36,3 Торпеды, глубинные бомбы, ПКР «Экзосет» и УР AS.12 (5500)
2 х (6100) 9100 *(*) 120,3
«Атлантик-2» (Франция, ФРГ, Италия), 1989 12 46,2 (26,5) 590 (0) 9070 (до 3650) 31,6х10.9х37,4 3 Торпеды, бомбы, ПКР АМ-39 «Экзосет» (3000)
2 х (6100) 9100 8(1100) 120
P-2.J4 (Япония). 1969 12 34(19,3) 400 (*) 4500 (2200) 29,2х8,9х30,9 Торпеды, глубинные бомбы, мины. НАР (3600)
2х1550 и 2х(3060) 9150 (*) 92,2

Палубные противолодочные самолеты

S-2E «Треккер» (США), 1962 4 13,2 (8,5) 430 (0) 1600 (370) 13,3х5,1х22,1 Торпеды, глубинные бомбы, НАР, 32 РГБ (2200)
2 х (1525) 6400 6(*) 46,1
S-3A «Викинг» (США), 1974 4 23.8 (12) 830 (0) 5500 (850 - *) 16,3х6,9х20,9 Торпеды, бомбы, мины, НАР (4500)
4 х 4080 10 700 * (*) 55,6
«Ализе» (Франция), 1959 3 8,2 (5,7) 470 (3000) *(600) 13,7х5х15,6 Торпеды, бомбы, УР AS.I2, НАР (980)
1 х (1975) 6250 *(*) 36
1 В зависимости от боевой нагрузки и профиля полета.
2 Проект LRAACA.
3 В вооруженных силах Канады этот самолет имеет наименование СР-140 «Аврора».
4 Разработан фирмой «Кавасаки» на базе американского самолета P-2V7 «Нептун».

Вооружение самолета P-3C размещается в отсеке (2х0,8х3,9 м) и на десяти наружных узлах подвески. Варианты загрузки (в фюзеляжном отсеке вооружения): одна мина Мк25, 39, 55 или 56 (калибр 2000 фунтов); три мины Мк36 или 52 (1000 фунтов); три глубинные бомбы Мк57; восемь бомб Мк54; четыре торпеды Мк44 или 46 (общей массой 3200 кг). На наружных узлах могут подвешиваться мины, торпеды, НАР, УР «Буллпап» и ПКР «Гарпун». Самолет оснащается морскими маркерами, двумя батитермографическими буями и осветительными бомбами, сбрасываемыми на парашютах.

На протяжении всего периода эксплуатации P-3C их бортовое радиоэлектронное оборудование (РЭО) постоянно совершенствовалось. Сначала была первая модификация (Update-I), затем вторая (Update-II), а после нее третья (Update-Ill). Самолет P-3C с оборудованием третьей модификации поступил на вооружение в 1984 году.

В настоящее время завершается программа испытаний нового РЭО четвертой модификации (Update-IV), которое, по оценкам западных специалистов, будет иметь в 5 раз большие возможности по обнаружению современных подводных лодок, обладающих малой шумностью. В частности, считается, что его возможности по обработке данных от гидроакустических средств возрастут в 2,5 раза, в 8 раз увеличится емкость запоминающего устройства (ЗУ) ЭВМ обработки сигналов, в 30 - емкость ЗУ ЭВМ управления средствами отображения и в 5 - среднее время наработки на отказ. В итоге, как сообщает зарубежная печать, вероятность успешного решения задач, стоящих перед самолетами P-3C, может возрасти до 0,97.

Рис. 1. Силуэты самолета Р-3С «Орион»
Рис, 2. Силуэты самолета S-3A "Викинг"
Рис. 3. Силуэты самолета S-2E «Треккер»
Рис. 4. Силуэты самолета «Нимрод» MR. 2
Рис, 5, Силуэты самолета "Атлантик"
Рис. 6. Базовый патрульный самолет «Атлантик-2»
Рис. 7. Силуэты самолета «Ализе»
Рис. 8. Силуэты самолета P-2J

Update-IV разрабатывается фирмой «Боинг» по контракту стоимостью 244 млн. долларов, заключенному с ВМС в июле 1987 года. Его опытный комплект фирма должна поставить в середине текущего года, а спустя год или полтора начать установку нового оборудования на существующие самолеты (всего планируется закупить не менее 80 комплектов). Кроме того, аналогичную аппаратуру планируется установить и на перспективный базовый патрульный самолет Р-7А, разрабатываемый фирмой «Локхид» по программе LRAACA (Long Range Air Antisubmarine Warfare Capability Aircraft)3. В ее состав входят:

Система распределения данных на базе значительного числа микро-ЭВМ фирмы «Мотороллла», собранных на больших и сверхбольших интегральных микросхемах. Считается, что использование таких ЭВМ позволит производить взаимную корреляцию данных от различных средств обнаружения, что обеспечит большую надежность сопровождения выявленной цели.

ЭВМ AN/UYS-2 обработки сигналов от РГБ, которая может обрабатывать сигналы одновременно от 54 буев системы «Дифар», поступающие через приемник AN/ARR-76, и от новых РГБ AN/SSQ-75. Система регистрации сигналов буев, обладающая высокой производительностью, позволит вести запись данных со скоростью 30Мбайт/с в течение 7,4 ч.

РЛС AN/APS-137 с инверсной синтезированной апертурой антенны, позволяющая обнаруживать и идентифицировать надводные корабли на значительных удалениях и обеспечивающая целеуказание для ПКР «Гарпун».

Инфракрасная станция переднего обзора AN/AAS-36.
- Аппаратура радиоэлектронной разведки AN/ALR-66(V)5, спутниковой связи, спутниковой системы навигации НАВСТАР, радионавигационной системы «Омега».

Стандартная инерциальная навигационная система.

Базовый патрульный самолет СР-140 «Аврора» фактически является модификацией P-3C «Орион», созданной фирмой «Локхид» в конце 70-х годов по заказу Канады. Конструктивно (планер, силовая установка, основные системы) он подобен своему прототипу. Главные отличия заключаются в компоновке отсека операторов и комплектации радиоэлектронного оборудования, частично состоящего из элементов РЭО самолетов P-3C и S-3A «Викинг», а также из новых систем.

Экипаж самолета 11 человек: два летчика, бортинженер, шесть операторов бортовых систем и два наблюдателя.

Основой радиоэлектронного оборудования самолета СР-140 является центральная ЭВМ AN/AYK-10 с емкостью запоминающего устройства 65500 слов (имеется возможность увеличить ее еще на 127 000 слов). К поисковой аппаратуре относятся РЛС AN/APS-116, ИК станция переднего обзора OR-89/AA, магнитный обнаружитель ASQ-501 и до 100 РГБ систем «Лафар» и «Дифар» (с процессом обработки сигналов OL-82). В состав бортового оборудования входят, кроме того, инерциальная навигационная система LN-33, доплеровская РЛС APN-208, аппаратура радионавигационных систем «Омега» и «Такан», а также опознавания и посадки по приборам, станция радиоэлектронной разведки AN/ALR-47, средства KB и УКВ радиосвязи, радиовысотомер. На БПС может устанавливаться и аэрофотоаппарат (АФА) КА-107, который будет использоваться как днем, так и ночью (при подсветке цели с самолета).

Вооружение БПС размещается в бомбоотсеке (максимальная нагрузка 2180 кг) и на десяти подкрыльевых узлах подвески с расчетной нагрузкой от 280 до 1100 кг. В состав вооружения могут входить ПКР «Гарпун», торпеды, глубинные бомбы и мины.

Всего для ВВС Канады в 1981 - 1982 годах было поставлено 18 машин СР-140 -«Аврора».

Палубный противолодочный самолет S-3A «Викинг» (рис. 2), разработанный американской фирмой «Локхид», впервые взлетел в январе 1972 года, а серийное производство (187 машин) для авиации ВМС США завершено в 1978-м. S-3A заменил устаревшие самолеты аналогичного назначения S-2 «Треккер».

Крыло самолета «Викинг» трапециевидное, со стреловидностью по передней кромке 15°. Для удобства размещения на авианосцах его консоли складываются. Силовая установка состоит из двух двухконтурных ТРД TF-34-GE-2 тягой по 4080 кгс. Емкость внутренних топливных баков 7190 л. Для увеличения дальности полета под крылом самолета могут устанавливаться два подвесных сбрасываемых топливных бака по 1140 л.

Поисковое оборудование самолета входит в состав боевой информационно-управляющей противолодочной системы A-NEW (наряду с пилотажно-навигационным и связным оборудованием, а также подсистемой управления оружием) и включает: РЛС AN/APS-116, выдвижную ИК станцию переднего обзора, магнитный обнаружитель AN/ASQ-81, до 60 РГБ (систем «Лафар», «Дифар», «Касс», «Дикэсс»), а также панорамный АФА КВ-18А. Для обработки информации все компоненты A-NEW объединяются с ЭВМ AN/AYK-10.

Вооружение самолета размещается в бомбоотсеке (четыре мины МкЗ6 или Мк53; четыре торпеды Мк46 или четыре бомбы Мк82 калибра 500 фунтов; две глубинные бомбы Мк57; четыре глубинные бомбы Мк54) и на двух подкрыльевых узлах подвески (мины Мк52, 55 или 56, бомбовые кассеты Мк20-2, НАР калибра 70 или 127 мм).

С целью повышения боевых возможностей самолетов «Викинг» командование ВМС США заключило в 1986 году контракт с фирмой «Локхид» по их модернизации путем оснащения комплектами более совершенного радиоэлектронного оборудования. Как сообщается в зарубежной печати, на модернизированные самолеты, получившие обозначение S-3B, устанавливается улучшенный процессор обработки сигналов РЛС, что повышает ее разрешающую способность, новая аппаратура приема и обработки сигналов РГБ, радиотехнической разведки и РЭБ. Предусматривается также возможность подвески на подкрыльевые узлы S-3B двух ПКР «Гарпун». Первый комплект нового электронного оборудования (из 22 заказанных) был установлен на самолет «Викинг» в конце 1987 года. Всего, судя по данным зарубежной печати, для модернизации потребуется около 160 таких комплектов.

В более отдаленной перспективе возможна замена S-3B «Викинг» новым самолетом - SV-22A «Оспрей» с поворотными двигателями.

Палубный противолодочный самолет S-2 «Треккер» (рис. 3) разработан американской фирмой «Грумман». Опытный образец впервые поднялся в воздух в конце 1952 года. За период производства (до 1968 года) было построено более 1000 машин различных модификаций этого типа, которые поставлялись не только для авиации ВМС США, но и на экспорт. Последняя из них (S-2E) принята на вооружение в 1962 году. В частности, сообщалось, что 26 таких самолетов было поставлено Нидерландам, 40 - Италии, шесть - Аргентине, 12 - Бразилии, 60 - Японии, 14 - Австралии, 25 - Южной Корее, 32 - Тайваню, семь - Таиланду, 33 - Турции, 8- Венесуэле, 11 - Перу. Кроме того, по лицензии фирмы «Грумман» около 100 машин было построено в Канаде, где они получили обозначения CS-2F1 и CS-2F2. В перечисленных выше странах самолеты «Треккер» были включены главным образом в состав противолодочной авиации берегового базирования.

Основными самолетными средствами поиска подводных лодок (ПЛ) являются РГБ систем «Джули» и «Джезебел», магнитный обнаружитель, газоанализатор, РЛС и прожектор. Его вооружение располагается в бомбоотсеке (две торпеды или две глубинные бомбы) и на шести подкрыльевых узлах подвески (торпеды, глубинные бомбы, НАР). Для удобства размещения на палубе авианосца консоли крыла самолета могут складываться.

Базовый патрульный самолет «Нимрод» создан английской фирмой «Хаукер Сиддли» на базе пассажирского самолета «Комета»4С. Первый вариант БПС («Нимрод» MR.1) строился с 1968 года. Всего для ВВС Великобритании было поставлено 46 таких машин, из которых 11 были впоследствии переоборудованы самолеты ДРЛО. 35 оставшихся БПС были модернизированы и оснащены более совершенным радиоэлектронным и поисковым оборудованием, после чего они получили обозначение «Нимрод» M.R.2 (рис. 4). Программа переоборудования была начата в 1975 году, а в 1979-м первый самолет «Нимрод» MR.2 поступил в авиационные части ВВС.

По конструкции БПС представляет собой четырехдвигательный моноплан с низкорасположенным крылом, стреловидность которого по передней кромке составляет 20°. Двигатели двухконтурные типа RB168-20 «Спей» Мк250 фирмы «Роллс Ройс». Два внешних двигателя оснащены устройствами реверса тяги. Топливо размещается в фюзеляжных, интегральных крыльевых и двух внешних крыльевых топливных баках (общая емкость 48 780 л). Для увеличения дальности полета до шести дополнительных топливных баков могут устанавливаться в бомбоотсеке.

Экипаж самолета включает 12 человек - два летчика, бортинженер, штурман, оператор контроля тактической обстановки, радист, оператор РЛС, два оператора управления гидроакустическими средствами, оператор управления магнитным обнаружителем и средствами радиоэлектронной разведки и два наблюдателя.

В состав бортового оборудования БПС «Нимрод» MR.2 входят:
- поисковая РЛС «Сёрчуотер» с цифровым процессором обработки сигналов FM1600D, предназначенная для обнаружения надводных кораблей и ПЛ под перископом, которая позволяет одновременно сопровождать несколько целей и может работать в условиях применения средств РЭБ;
- система обработки гидроакустических сигналов AQS-901 (ее основу составляют дзе цифровые ЭВМ типа 920-АТС), которая может обрабатывать сигналы РГБ таких систем капиталистических государств, К£к «Барра» (Австралия), «Тандем» (Канада), «Джезебел», «Дикасс», «Дифар» и "Рэнджер" (США) и CAMBS (Великобритания); для приема сигналов от буев на самолете установлен 96-канальный приемник AD130, работающий в диапазоне частот 140-176 МГц;
- магнитный обнаружитель, размещенный в хвостовой балке самолета;
- средства радиоэлектронной разведки;
- доплеровская навигационная РЛС;
- аппаратура радионавигационных систем «Такан» и «Лоран»;
- поисковый прожектор (сила света 70 млн. кд), расположенный в передней части правого внешнего крыльевого топливного бака);
- активные и пассивные РГБ и их пусковые установки, размещаемые в герметичном отсеке БПС (длина 9,14 м).

Вооружение самолета «Нимрод» MR.2 располагается в негерметичном бомбоотсеке длиной 14,78 м. В 1982 году, в период англо-аргентинского военного конфликта из-за Фолклендских (Мальвинских) о-вов, 16 БПС «Нимрод» MR.2, а затем и остальные прошли модернизацию, обеспечившую возможность подвески на них УР «Сайдвиндер» класса «воздух - воздух» (для самообороны), ПКР «Гарпун» и торпед «Стингрей». Кроме того, самолеты были оснащены системой дозаправки топливом в воздухе, что позволило (при наличии дополнительного летчика и штурмана) увеличить продолжительность их полета до 19 ч.

Базовый патрульный самолет Бреге 1150 "Атлантик" (рис. 5) разработан совместно фирмами «Дасео-Бреге» (Фракция), «Дорнье» и МВВ (ФРГ), «Фоккер» (Нидерланды) и «Аэриталиа» (Италия). Они же участвовали в производстве отдельных элементов планера, а сборку БПС вела фирма «Дассо- Бреге». Опытный образец самолета совершил свой первый полет з 1961 году. Серийное производство началось в 1965 году и завершилось в 1774 м. Всего было построено 87 машин, из которых 40 поставлены Франции, 20 - ФРГ (см. цветную вклейку), 18-Италии и девять - Нидерландам.

По своей конструкции самолет представляет собой свободнонесущий моноплан со среднерасположенным крылом. Его силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей «Тайн» Мк21. Общая емкость внутренних топливных баков 21 000 л.

Экипаж самолета 12 человек: два летчика (командир или первый пилот, второй пилот), координатор тактической обстановки (главный оператор), штурман, два оператора системы РГБ, бортмеханик, радист, оператор РЛС, оператор средств РТР и два наблюдателя.

Поисковое оборудование самолета «Атлантики включает РЛС, магнитный обнаружитель, расположенный в хвостовой балке, систему РГБ и морские маркеры.

Основное вооружение самолета, размещаемое в бомбоотсеке, - стандартные бомбы, состоящие на вооружении стран НАТО, американские или французские глубинные бомбы, НАР и торпеды типов Мк44 и (или) L4. Кроме того, на четырех подкрыльевых узлах подвески может размещаться по одной УР класса «воздух - поверхность».

Базовый патрульный самолет «Атлантике», созданный для замены в 1989-1996 годах БПС Бреге 1150 «Атлантик», должен, по замыслу военного руководства Франции, более эффективно решать задачи по борьбе с современными подводными лодками и надводными кораблями противника. Он разработан на базе планера своего предшественника и отличается от последнего более совершенным поисковым оборудованием, составом вооружения и улучшенным антикоррозийным покрытием. Кроме того, при его проектировании были использованы новые технологические и конструкторские решения, позволившие улучшить эксплуатационные характеристики БПС и увеличить его ресурс, как минимум, до 12 000 летных часов.

Разработка БПС «Атлантик-2» (рис. 6) началась в конце 1978 года, а уже в 1981-м его опытный образец (создан путем модернизации «Атлантик») совершил свой первый полет. Второй, аналогично созданный образец впервые взлетел в 1982 году. Решение о развертывании серийного производства нового БПС было принято s 1984 году (фактически началось в 1988 м). Всего для ВМС Франции в период до 1996 года планируется построить 42 таких самолета со средним темпом производства пять-шесть машин в год. Производство «Атлантик-2» также осуществляется на межнациональной основе с участием фирм, которые были заняты и в реализации программы строительства БПС «Атлантик».

Поскольку основой нового самолета послужил «Атлантик», то его аэродинамическая схема и силовая установка остались неизменными. Однако запас топлива на БПС «Атлантик-2», размещаемый в четырех интегральных крыльевых топливных баках, увеличен и составляет 23 120 л. Его экипаж 12 человек: два летчика, штурман, бортинженер, оператор средств РЭБ, РТР и магнитного обнаружителя, оператор РЛС, координатор тактической обстановки, два оператора гидроакустических средств и три наблюдателя (один в носовой части фюзеляжа и два в хвостовой).

В состав поискового оборудования нового самолета входят:
- РЛС переднего обзора с высокой разрешающей способностью «Игуана» (размещается на выдвижной платформе в нижней части фюзеляжа перед бомбоотсеком), которая позволяет обнаруживать крупные надводные корабли на дальностях 275-370 км, а подводные лодки под РДП - 40-65 км (при спокойном море);
- система радиогидроакустических буев (до 78 РГБ) и морских маркеров;
- магнитный обнаружитель (в хвостовой балке) с цифровой обработкой сигнала;
- ИК станция переднего обзора (под носовой частью самолета);
- средства радиоэлектронной разведки и РЭБ;
- аэрофотоаппараты;
- газоанализатор.

Обработка сигналов, поступающих от различных средств обнаружения, производится с помощью центральной ЭВМ типа 125Х с емкостью ЗУ 512 тыс. слов. Обработанные данные отображаются на соответствующих индикаторах.

Другими радиоэлектронными системами самолета являются KB и УКВ радиостанции, радиовысотомер, радиокомпас, две инерциальные навигационные системы, аппаратура спутниковой навигационной системы НАВСТАР, система опознавания и система посадки по приборам.
Основное вооружение самолета, размещаемое в бомбоотсеке, включает: две ПКР «Экзосет» (АМ-39) либо восемь торпед Мк46; семь торпед «Мурена» либо девять глубинных бомб калибра 250 кг; могут также подвешиваться обычные и глубинные бомбы, состоящие на вооружении стран НАТО. Типичным вариантом загрузки бомбоотсека считается одна ПКР «Экзосет» (АМ-39) и три торпеды. Кроме того, под крылом БПС имеются четыре узла подвески для УР, НАР и контейнеров с оборудованием. Суммарная расчетная нагрузка этих узлов 3500 кг.

В иностранной печати отмечается, что самолеты «Атлантик-2» могут поставляться (в случае заказа) и в другие страны,прежде всего в те, которые ранее приобрели самолеты Бреге 1150 «Атлантик». Сообщается также, что ФРГ решила заменить устаревшие самолеты «Атлантик» не новой его модификацией, а разрабатываемым американским самолетом Р-7А (LRAACA).

Французский палубный противолодочный самолет Бреге 1050 «Ализе» (рис. 7) принят на вооружение в 1959 году. Всего для ВМС Франции было заказано 75 таких машин, из которых к настоящему времени осталось 30 (из них девять учебных). Поисковое оборудование включает РЛС с выдвигаемой из фюзеляжа антенной и ограниченное количество РГБ, размещаемых в передних частях крыльевых гондол основных стоек шасси.

Вооружение самолета находится в бомбоотсеке (одна торпеда или до трех бомб калибра 175 кг) и на двух подкрыльевых узлах (по одной УР AS-12 или по три НАР калибра 127 мм). В целом самолет Бреге 1050 «Ализе» считается устаревшим, поскольку его оборудование и вооружение не позволяют вести успешную борьбу с современными подводными лодками.

Базовый патрульный самолет P-2J (рис. 8) разработан японской фирмой «Кавасаки» на базе американского самолета аналогичного назначения P-2V7 «Нептун» и относится к устаревшим образцам. Его серийное производство началось в 1969 году. Всего фирма построила 83 самолета, последний из которых поставлен ВМС Японии в 1979 году. В настоящее время они заменяются новыми БПС Р-3С «Орион».

По конструкции самолет представляет собой моноплан со среднерасположенным прямым крылом. Особенностью силовой установки, состоящей из четырех двигателей, является то, что два внутренних двигателя типа T64-IHI-10E турбовинтовые, а два внешних типа J3-IHI-7D турбореактивные. Топливо размещается в крыльевых топливных баках общей емкостью 11430 л. Экипаж самолета 12 человек, включая двух летчиков и десять операторов бортовых систем.

Основными элементами поискового оборудования являются: РЛС AN/APS-80-N, магнитный обнаружитель HSQ-101, РГБ систем «Джули» и «Джезебел», индикатор отображения тактической обстановки HSA-116 и поисковый прожектор в передней части контейнера, установленного на конце правой консоли крыла.

Вооружение самолета, размещаемое в бомбоотсеке и на подкрыльевых узлах подвески, может включать до 16 глубинных бомб, четыре торпеды, мины и НАР калибров 55 и 127 мм 4 .

1 В некоторых странах (Великобритании, Канаде, Австралии и других) базовая патрульная авиация организационно входит в состав ВВС. - Ред.

2 Подробнее об этом см.: Зарубежное военное обозрение. - 1989. - № 12. - С. 61- 64. - Ред.

3 Подробнее об этом см.: Зарубежное военное обозрение, - 1988. - № 8. - С. 47 - 52; № 9 - С. 52-57. - Ред.

4 Подробнее об этом см.: Зарубежное военное обозрение. - 1988. - № 9. - С 55- 56. - Ред.

Зарубежное военное обозрение №6 1990 С.53-60

Важным элементом авиации военно-морского флота являются противолодочные патрульные самолеты. Машины разных типов, несущие специальное поисковое оборудование и вооружение, должны вести патрулирование, искать субмарины противника и, при необходимости, атаковать их. Существующая группировка противолодочных самолетов в составе российской морской авиации уже не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям, и потому ведется модернизация имеющейся техники. Кроме того, авиационная промышленность занимается созданием новых образцов.

По известным данным, в настоящее время ВМФ России располагает несколькими подразделениями, на вооружении которых состоят противолодочные самолеты ряда типов. Так, справочник The Military Balance от организации International Institute for Strategic Studies за прошлый год указывает на существование трех эскадрилий, укомплектованных самолетами Ил-38. Еще две эскадрильи эксплуатируют машины типа Ту-142. Также одно из подразделений продолжает эксплуатацию нескольких противолодочных самолетов-амфибий модели Бе-12.

Модернизированный Ил-38Н на авиабазе морской авиации

Тот же справочник приводил следующие данные по численности российских противолодочных самолетов. Указывалось, что на флоте служит 16 самолетов Ил-38 и 6 модернизированных Ил-38Н. Численность самолетов семейства Ту-142 разных модификаций определялась в 22 единицы. Также упоминалось наличие трех Бе-12. Итого, по зарубежным подсчетам, на начало прошлого года российская противолодочная авиация имела менее полусотни самолетов со специальным оборудованием и вооружением. Необходимо отметить, что данные из отечественных источников говорят о большем количестве самолетов – не менее 80 единиц.

Новелла об Ил-38

Согласно иным источникам, российский флот располагает большим количеством самолетов Ил-38. До недавнего времени морская авиация имела порядка 50-55 таких машин в базовой конфигурации. Значительная часть таких машин продолжает службу, однако определенная доля самолетов прошла модернизацию и теперь показывает более высокие характеристики, а также отличается повышенным потенциалом в контексте решения боевых задач.

Следует отметить, что разработка проекта модернизации самолетов Ил-38 стартовала еще в восьмидесятых годах прошлого века. В рамках проекта с шифром «Новелла» были выполнены некоторые работы, но вскоре новый противолодочный комплекс остался без будущего. В связи с экономическими проблемами российский флот не мог заказать строительство новых самолетов или модернизацию имеющейся техники по перспективному проекту.

Впрочем, вскоре был найден другой заказчик. Модернизацией Ил-38 заинтересовались ВМС Индии. Был подписан контракт, в соответствии с которым шесть индийских самолетов были обновлены до версии Ил-38SD (Sea Dragon – название обновленного комплекса бортового оборудования).

Лишь в конце двухтысячных годов новым проектом модернизации противолодочных самолетов заинтересовалось российское военное руководство. Результатом этого стало появление заказа на серийную модернизацию имеющихся самолетов до состояния Ил-38Н («Новелла»). К 2015 году удалось отремонтировать и обновить 5 имеющихся машин, и работы продолжаются. Модернизированные самолеты поставляются ежегодно.

Ранее утверждалось, что в рамках существующего заказа до конца десятилетия морская авиация должна будет получить 28 модернизированных Ил-38Н. В последние годы планы были изменены. Теперь предполагается около 30 существующих самолетов, однако работы по такому заказу продлятся до 2025 года. Так или иначе, в обозримом будущем значительная доля состоящих на вооружении Ил-38 пройдет ремонт с восстановлением технической готовности, а также получит новую аппаратуру.

Суть модернизации самолетов Ил-38 по проекту с литерой «Н» состоит в замене поисково-прицельного комплекса «Беркут-38» новой системой «Новелла-П-38». В состав последней входят только современные комплектующие, что приводит к понятным результатам. По данным разработчиков проекта Ил-38Н, новый поисково-прицельный комплекс позволяет в четыре раза повысить производительность самолета при поиске подлодок. Кроме того, повышены основные характеристики бортовой аппаратуры, влияющие на решение основных задач.


Ил-38 до ремонта и модернизации

Характерной особенностью самолета Ил-38Н является сохранение противолодочных возможностей при появлении или улучшении иных функций. Так, наличие радиолокационной станции с фазированной антенной решеткой позволяет искать и сопровождать надводные или воздушные цели. Крупные надводные корабли могут быть замечены на дистанции до 320 км, самолеты – до 90 км. Автоматика способна сопровождать до 32 целей одновременно. Следует отметить, что именно РЛС комплекса «Новелла-П-38» является самым заметным новшеством модернизированного самолета. Ее антенны помещаются в многоугольном кожухе, расположенном на крыше фюзеляжа.

После модернизации самолет сохраняет возможность использования гидроакустических буев разных классов и типов. В зависимости от поставленной задачи, Ил-38Н способен нести различные торпеды и противолодочные бомбы, как свободнопадающие, так и корректируемые. Общая масса боевой нагрузки – до 5 тонн.

Программа модернизации самолетов Ил-38 продолжается и приносит плоды. Так, в июле прошлого года начальник морской авиации ВМФ России генерал-майор Игорь Кожин рассказал, что к тому времени процедуру глубокой модернизации прошло 60% имеющегося парка Ил-38.

Противолодочные «Медведи»

Немаловажным элементом противолодочной авиации военно-морского флота России являются самолеты разных модификаций семейства Ту-142. В эксплуатации остается менее трех десятков машин модификаций Ту-142МР и Ту-142М3. Самолеты этих типов оснащаются значительным количеством специального оборудования, используемого при поиске подводных лодок. Для этих целей применяются бортовые устройства и сбрасываемые гидроакустические буи. Характерной чертой самолета Ту-142МР, способного осуществлять связь со своими подлодками, является сверхдлинноволновая радиостанция с тросовой антенной длиной 8600 м. Большая дальность полета, увеличиваемая за счет дозаправки в воздухе, способна обеспечить работу самолетов на отдалении от баз.

Весной 2015 года было объявлено о намерениях министерства обороны отремонтировать и модернизировать имеющиеся самолеты семейства Ту-142. Сообщалось, что новый проект модернизации должен будет затронуть преимущественно бортовую радиоэлектронную аппаратуру. Планировалось заменить поисково-прицельный комплекс, доработать навигационное оборудование и установить новые приборы управления вооружением.

Согласно сообщениям недавнего прошлого, модернизацию должны были пройти самолеты обеих модификаций, остающихся в эксплуатации. Обновленную технику предлагалось отметить дополнительной литерой «М» в названии. Таким образом, после модернизации самолеты Ту-142МР должны были называться Ту-142МРМ, а Ту-142М3 превращались в Ту-142М3М.


Ту-142 на аэродроме

В середине 2016 года стали известны некоторые подробности проекта Ту-142МРМ. Так, в соответствии с заказом командования ВМФ, модернизированные самолеты должны были сохранить возможность связи с подлодками, а также получить новые функции. С помощью перспективного оборудования предлагалось обеспечить возможность передачи данных на баллистические ракеты подводных лодок «Булава», а также на изделия семейства «Калибр». Прежде всего, эти функции планировалось использовать для выдачи целеуказания летящей ракете.

На проведение работ по ремонту и модернизации существующей техники планировалось затратить около 4-5 лет. При этом речь шла о модернизации всего парка самолетов. Таким образом, к началу следующего десятилетия в морской авиации могли бы эксплуатироваться около 30 самолетов Ту-142 с продленным ресурсом и новым оборудованием. Разработка проекта модернизации поручалась нескольким предприятиям российской авиационной промышленности. Работы с техникой возлагались на ТАНТК им. Г.М. Бериева.

Противолодочный самолет будущего

В середине прошлого года начальник морской авиации флота генерал-майор И. Кожин рассказал о планах военного ведомства по развитию группировки противолодочных самолетов. Согласно существующим планам, в будущем флот должен будет получать не только модернизированные машины, но и технику новых типов. Более того, разработка перспективного противолодочного патрульного самолета уже началась.

Ранее утверждалось, что командование ВМФ желает получить не просто самолет с противолодочным оборудованием и вооружением, но унифицированную платформу. На базе такого универсального самолета можно будет строить машины того или иного назначения с определенной специализацией. Появление такого многоцелевого самолета позволит провести замену всей существующей техники нескольких типов. По оценке генерала Кожина, во многих вопросах перспективный отечественный самолет будет превосходить зарубежную технику своего класса.

Любопытно, что уже в июле 2017 года И. Кожин говорил не только о самом факте разработке нового проекта. Начальник морской авиации также отметил, что работы по созданию патрульного самолета следующего поколения уже близятся к завершению. Впрочем, никакие технические особенности такого проекта, представляющие особый интерес для специалистов и общественности, не уточнялись.

В последний раз разработка перспективного противолодочного патрульного самолета упоминалась официальными источниками несколько недель назад. Не так давно Объединенная авиастроительная корпорация выпустила очередной номер корпоративного журнала «Горизонты». В нем была опубликована новая статья «Ищейки» подлодок», посвященная текущим работам по обновлению самолетов Ил-38 и дальнейшему развитию противолодочной авиации.

В контексте обновления парка техники журнал вновь привел высказывания генерал-майора И. Кожина, сделанные еще в июле прошлого года. Цитируя командующего, издание «Горизонты» не привело никакой новой информации о разрабатываемом проекте. Оно напомнило о желании командования создать унифицированную платформу и об ожидавшемся скором завершении конструкторских работ. Новые сведения, равно как и технические подробности проекта не были опубликованы. Однако одно только напоминание о перспективном самолете вызвало определенное оживление в соответствующих кругах.


Ту-142 в воздухе

Сроки завершения опытно-конструкторских работ и начала поставок серийных самолетов нового типа пока не уточнялись. Если в середине прошлого года авиационная промышленность действительно завершала разработку нового проекта, то первая опытная машина перспективной модели может подняться в воздух в течение нескольких следующих лет – в том числе до конца десятилетия. На испытания и доводку проекта уйдет несколько лет, после чего можно будет запускать серийное производство.

Патрульный самолет нового типа сможет пойти в серию не ранее середины двадцатых годов. Примечательно, что именно к этому времени предполагается завершить обновление большей части имеющихся Ил-38. Таким образом, в течение определенного времени перспективная машина и новые Ил-38Н будут служить вместе. Замена Ил-38Н и модернизированных Ту-142 состоится только в отдаленном будущем.

О количестве требуемых противолодочных патрульных самолетов пока говорить рано. На данный момент морская авиация, по отечественным данным, имеет не менее 80-85 подобных машин нескольких модификаций. Для их полноценной замены понадобится массовое серийное производство новой техники, возможно, в сопоставимых количествах. Пока остается только гадать, к какому времени авиационная промышленность сможет передать вооруженным силам такое число самолетов.

Темное прошлое и светлое будущее

Всего несколько лет назад текущее состояние противолодочной авиации военно-морского флота России вызывало справедливые опасения. Основу группировки подобной техники составляли машины Ил-38, оснащенные устаревшим поисково-прицельным комплексом «Беркут-38». Модернизация, запланированная еще в восьмидесятых годах, не была проведена своевременно, что заметным образом ухудшило потенциал противолодочной обороны в целом. Ситуация с самолетами Ту-142 портилась в основном из-за постепенного сокращения количества подобных машин.

К счастью, министерство обороны сумело изыскать возможности и ресурсы для обновления важнейшей составляющей ВМФ. Был дан ход проекту «Новелла», предусматривавшему глубокую модернизацию существующих Ил-38. Чуть позже стартовала разработка проектов обновления самолетов семейства Ту-142. Наконец, уже ведется разработка нового самолета, которому предстоит сначала дополнить, а затем и заменить существующие машины.

В настоящее время наблюдается постепенная модернизация парка противолодочных самолетов, осуществляемая за счет ремонта и обновления наличной техники. Такой подход будет использоваться, как минимум, до середины двадцатых годов. Позже начнется строительство совершенно новых машин. Нельзя исключать, что в течение некоторого времени строительство новых и обновление существующих самолетов будут идти параллельно. Затем все усилия промышленности будут сосредоточены только на строительстве перспективной техники.

События последних лет и планы на ближайшее будущее наглядно показывают отношение командования к развитию противолодочной авиации. Уже запущен ряд важных проектов, а также определен список дальнейших работ. Таким образом, с каждым годом потенциал российской группировки противолодочных самолетов будет расти. После длительного периода сомнительных перспектив перед этой составляющей морской авиации открывается светлое будущее.

По материалам:
http://uacrussia.ru/
http://ria.ru/
http://tass.ru/
https://tvzvezda.ru/
http://armstrade.org/
«Ищейки» подлодок // Горизонты. Объединенная авиастроительная корпорация, 2017. №4.

Заключение

Противолодочные самолеты, появившиеся в послевоенное время, развивались в соответствии с общим планом строительства современного ВМФ, являясь составной частью его противолодочных сил и сохраняя в то же время относительную самостоятельность в решении задач. Это стало особенно заметным с поступлением дальних противолодочных самолетов Ил-38 и Ту-142.

Появление противолодочной авиации вызвано объективными причинами: быстрым улучшением характеристик ПЛ: совершенствованием их оружия; способностью наносить удары ракетно-ядерным оружием из подводного положения; необходимостью обеспечения деятельности ракетных лодок нашего ВМФ; неспособностью кораблей ВМФ вести эффективный поиск ПЛ, особенно в удаленных районах океана.

Обстановка предъявляла все новые и новые требования к авиационным системам обнаружения и поражения ПЛ, поисково-прицельным системам, скорости обработки и качеству получаемой от различных датчиков информации. В связи с этим в состав ППС стали включать средства обнаружения, фиксирующие различные поля ПА, повышать степень автоматизации процесса сбора и обработки информации, и не случайно, что ЦВМ впервые установили на противолодочном самолете. На противолодочных самолетах появилась система отображения тактической обстановки на экране, а с использованием бортовой системы связи стал возможен автоматический обмен информацией между самолетами и командными пунктами с передачей тактического формуляра. Совершенствование противолодочных средств основывалось на изучении условий обнаружения и характеристик ПЛ вероятного противника, снижались вес и габариты оборудования самолетов.

Знакомство с новыми средствами поражения

Самолет Ту-142М ВВС КСФ

Эти основные направления можно проследить, рассматривая развитие отечественных противолодочных комплексов в историческом аспекте от весьма несовершенного оборудования первого противолодочного самолета Бе-б до дальнего противолодочного самолета Ту-142М3. Обращает внимание, что противолодочные самолеты создавались на базе отработанных ЛА, в конструкцию которых вносились изменения: Ил-38 – на базе Ил-18В, Ту-142 – на на базе Ту-95РЦ и только самолет-амфибия Бе-12, который уже находился в разработке с неопределенным назначением, достраивался как противолодочный.

Возможности первых отечественных пассивных буев звукового диапазона с автопуском ограничены, дальность обнаружения современных ПЛ с их применением незначительна, что приводило к необходимости массированного применения буев как для поиска, так и для слежения. Существенный недостаток – отсутствие на буях маяков-ответчиков для точного определения их места (другие методы определения места буя относительно самолета также не реализованы). По этой причине для списания относительных навигационных ошибок следовало вывести ЛА на буй с помощью СПАРУ-55 и пройти над ним. Прицельно-вычислительное устройство «Сирень-2М», несмотря на автоматический вывод самолета в точку применения средств, не обеспечивало высокой вероятности поражения целей. В связи с этим произведена модернизация ППС-12, завершившаяся ее заменой системой «Нарцисс-12». Устраняя основной недостаток, в состав новой системы включили уже созданные к этому времени пассивные направленные буи РГБ-2 системы «Беркут» и часть бортового оборудования 2КН-К. Поставленная перед разработчиками задача – увеличить вероятность поражения ПЛ в два раза была успешно решена, но поисковые возможности самолета не изменились.

Разработка противолодочного самолета Ил-38 с системой «Беркут» явилась своего рода технической революцией в развитии ППС {первоначальные проработки относятся к 1960 г.). Она в значительной степени проводилась на принципах максимального использования имеющихся научнотехнических достижений конца 50-х – начала 60-х годов и должна была определить основные направления развития систем, что оказалось реализованным только частично.

Рабочее место старшего штурмана корабля, правый борт

Проход между креслами летчиков. В левой верхней части индикатор тактической обстановки

Рабочее место бортрадиста

Рабочее место бортинженера

По принципу действия система «Беркут» осталась радиогидроакустической. Основные датчики информации о подводной обстановке – буи трех типов предназначены для поиска ПЛ, уточнения их координат и элементов движения перед применением средств поражения. Менее эффективное средство поиска на самолете – магнитометр АПМ-60.

Для системы «Беркут» характерна высокая степень автоматизации навигационных и некоторых тактических задач, достигнутая введением в ее состав ЦВМ. Учитывая ограниченные возможности первых образцов ЦВМ, разработчики стремились в каждой частной задаче к минимизации счета при достижении высокого качества решения задач. В результате удалось получить вычислительную базу, обеспечивающую путем незначительной доработки алгоритмов и программ возможность перехода к реализации автоматического решения первоначально разработанных тактических задач.

Степень автоматизации характеризуется возможностью решения с помощью ЦВМ восьми тактических задач, в том числе поражения цели и обработки вторичной информации от РЛС, РГБ-2 и РГБ-3.

Таким образом, система «Беркут» явилась особой сложной военно-кибернетической системой, способной решать некоторые противолодочные задачи, Вместе с тем система имеет и много существенных недостатков, на которые в начале разработки не обратили внимания: высокая стоимость эксплуатации, сложность технического обслуживания, большая дороговизна буев, которые стоили в четыре раза дороже буев «Чинара» и «Жетон» при сравнимых дальностях обнаружения лодок, недостаточная степень автоматизации решения противолодочных задач.

Все эти недостатки, а также недостаточный для достижения предполагаемых районов боевого патрулирования ПЛАРБ тактический радиус самолета Ил-38 привели к необходимости создания на базе самолета- разведчика Ту-95РЦ самолета Ту-142 с системой «Беркут». Самолет с этой системой имел такие же недостатки, как и Ил-38, а главное – невысокую эффективность обнаружения современных ПЛА, что инициировало в 1969 г. разработку самолета Ту-142М с новой системой 2КН-К. Одновременно были созданы более совершенные средства поражения лодок.

Без комментариев

К этому времени завершился технический проект системы «Удар» для Ил-38 (не устанавливался из-за необходимости большого объема доработок), эскизный проект системы «Буревестник» для вертикально-взлетающей амфибии Бартини ВВА-14 и др. Тем самым была создана научно-техническая основа для заказа новой системы, необходимость которой была вызвана резким уменьшением шумности и увеличением глубины погружения ПЛ, что в значительной степени усиливало недостатки буев системы «Беркут».

Несмотря на то что система «Коршун» (2КН-К) по своему принципу осталась гидроакустической, в нее включили более современные датчики информации о подводной обстановке: низкочастотные буи РГБ-75, РГБ-15 взамен пассивно-активного буя РГБ-3, ввели дальномерный РГБ-55А, обеспечивающий дальность обнаружения ПЛ в радиусе 5 км.

Самолет Бе-12 после ремонта

Замена пассивных направленных буев РГБ-2 на РГБ-25 существенных преимуществ последних не выявила.

В состав системы вошла автономная радиолокационная вычислительная подсистема отображения тактической обстановки со своим процессором, созданная на базе ЦВМ «Аргон».

Однако и эта система оказалась далека от совершенства: номенклатура буев завышена; процесс обработки первичной информации не автоматизирован, дальности буев существенно ниже расчетных, их работоспособность с увеличением волнения моря свыше 3 баллов не обеспечивалась, применение ВИЗ не дало желаемого эффекта.

В соответствии с планом повышения гидроакустического вооружения ВМФ в 1977 г. принято решение о создании системы «Заречье», в которой следовало учесть недоработки системы «Коршун», и только в 1993 г, она поступила на вооружение авиации ВМФ. Основные ее отличия состоят в следующем: количество каналов приема информации от буев трех типов увеличено до 108, предусмотрены схемы принятия автоматического решения об обнаружении ПЛ в основных режимах работы буев и селекции сигналов на фоне помех, возросла дальность обнаружения современных ПЛ с применением буев, расширена номенклатура сбрасываемых средств поражения.

Самолеты Ту-142М3 показали несколько возросшую эффективность решения противолодочных задач.

О дальнейшем развитии противолодочных самолетов можно говорить только с известным опасением, рискуя оказаться в положении Кассандры. И тем не менее наиболее вероятно, что круг задач, решаемых противолодочными самолетами, расширится, и ЛА превратятся в патрульные, которые кроме поиска ПЛ будут вести разведывательные действия (учитывая отсутствие в морской авиации специальных самолетов-разведчиков), охранять экономические зоны, производить мониторинг водной поверхности и многое другое.

Одной из важнейших задач авиации ВМФ является борьба с подводными лодками противника. Противоборство авиации и подводных лодок насчитывает не один десяток лет. За эти годы противолодочные самолеты и подводные ракетоносцы превратились в достойных противников, так как относятся к наиболее сложным и современным видам военной техники.

В книге рассказывается об истории развития отечественной противолодочной авиации и о решении ею реальных задач при несении боевой службы.

Книга рассчитана на специалистов и широкий круг читателей, интересующихся отечественной авиацией.

Из книги «Моссад» и другие спецслужбы Израиля автора Север Александр

Заключение У израильских спецслужб есть две особенности, которые мешают им работать эффективно и результативно.Во-первых, они самонадеянны и наглы. Причем это проявляется во всех сферах, начиная от грубого игнорирования международного права и заканчивая деталями

Из книги Правнук «Токарева» автора Дегтярёв Михаил

Заключение Государственные испытания пистолета ГШ-18 длились полгода и были закончены летом 2000 года. В процессе испытаний конструкция пистолета претерпела ряд изменений, в результате которых ГШ-18 приобрёл законченный вид. По результатам испытаний пистолет может быть

Из книги Растоптанная Победа. Против лжи и ревизионизма автора Дюков Александр Решидеович

Заключение Отношение Организации украинских националистов и Украинской повстанческой армии к евреям - одна из наиболее дискуссионных проблем в историографии ОУН и УПА. Исследователи этой проблемы разделились на два непримиримых лагеря. Одни считают, что ОУН и УПА

Из книги Тяжёлый танк КВ-2 автора Коломиец Максим Викторович

Заключение Создание Локотского самоуправляющегося округа стало возможно по нескольким причинам, главными из которых стала активная боевая деятельность брянских партизан и нехватка у оккупантов сил для их подавления.Для того чтобы сэкономить «немецкую кровь»,

Из книги Фронтовое милосердие автора Смирнов Ефим Иванович

Заключение Основные принципы репрессий против сотрудничавших с нацистскими оккупационными властями коллаборационистов были определены приказом НКВД СССР № 001683 от 12 декабря 1941 г., дополненным указаниями НКВД СССР от 18 февраля 1942 г. Согласно этим нормативным

Из книги Как России победить Америку? автора Маркин Андрей Владимирович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Танки КВ-2 стоят в тени своих более известных собратьев в семействе тяжёлых машин «Клим Ворошилов». Созданный в спешном порядке в дни советско-финляндской войны, КВ-2 изначально предназначался для борьбы с фортификационными сооружениями, и прежде всего - с

Из книги Книга о ветре для стрелков из винтовки автора Каннингем Кейт

Заключение В своих воспоминаниях я не ставил цель показать во всем объеме и разнообразии работу ГВСУ, ВСУ всех фронтов и военно-санитарных отделов армий. Некоторые из них только упоминаются, а о многих вообще не говорится. Это объясняется не тем, что их деятельность была

Из книги Абсолютное оружие [Основы психологической войны и медиаманипулирования] автора Соловей Валерий Дмитриевич

Заключение 1. Институт военной истории Министерства Обороны РФ в 2008 году выпустил 764-страничный труд «Военное искусство в локальных войнах и вооруженных конфликтах». В отношении войн в Ираке в нем сделан следующий вывод. «Характерным для войны в зоне Персидского залива

Из книги Энциклопедия спецназа стран мира автора Наумов Юрий Юрьевич

Заключение Если попытаться подвести итог, то ничего неожиданного в изменениях немецких тактических приёмов нет, всё довольно логично и, даже, предсказуемо применительно к ситуации, в которой оказались немцы. Удивительно другое - нежелание признаваться себе в том, что

Из книги Образцовые броненосцы Франции. Часть II. “Карно” (1891-1922) автора Пахомов Николай Анатольевич

Заключение Подведем итог. Спорить не будем - уставы написаны кровью. Но нужно помнить, что они написаны не только кровью тех, на чьем опыте они создавались, но и, к сожалению, кровью тех, кто еще погибнет, пытаясь претворить в жизнь их предписания, которые не будут

Из книги автора

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Чтобы понять ветер, стрелок должен знать факты о баллистике и поведении ветра и понимать взаимосвязь между ними. Когда мы затронули эту тему со стрелками, оказалось, что нижеприведенные факты часто становились неожиданностью: Траектория типовой пули. 308

Из книги автора

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Для вашего первого пристрелочного выстрела Определите свою стратегию на матч Определите свои первоначальные поправки прицела для первого выстрела:Шаг 1: Наблюдайте за кондициями.Шаг 2: Переведите кондиции в установки прицела.Шаг 3: Проверьте ветер и

Из книги автора

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Каждая стрельба на тренировке или в матче развивает ваши тактические навыки. Если кондиции требуют использования способа, который уже есть в вашем комплекте инструментов, достаньте его и практикуйтесь использовать его грамотно. Если кондиции требуют

Из книги автора

Заключение Заключение К этой книге вполне применимы слова «умножающий знания умножает скорбь». Она показывает и доказывает, что природа человека буквально взывает к тому, чтобы людьми манипулировали. Интеллектуальная лень, непреодолимое стремление к эмоциональному

Из книги автора

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Материал, представленный читателю, не является художественным произведением. До отправки в издательство большая его часть была показана, обсуждена и согласована с бывшими и действующими сотрудниками спецпод-разделений СССР, России и Украины. По совету

Из книги автора

Заключение “Внутреннее размещение броненосца весьма удобно, высокие борта дают ему безукоризненные морские качества. Скорость хода 18 узлов, которую, конечно, броненосец разовьёт, поставят его в один ряд с лучшими эскадренными броненосцами Франции и Англии, уже готовыми


Предназначен для патрулирования морских акваторий, разведки и уничтожения надводных кораблей и подводных лодок.

Самолет «Нимрод» MR разработан на основе пассажирского авиалайнера «Комета» 4С, который использовался в ВВС Великобритании с 1955 г. в качестве военного транспортного самолета. Работа по модернизации самолета «Комета» 4С началась в 1964 г., а первый полет опытного самолета состоялся 23 мая 1967 г.

Конструктивно «Нимрод» MR Mk.1 отличался от базовой модели укороченным на 1,98 м фюзеляжем с негерметичной подфюзеляжной корзиной для размещения поискового оборудования и наличием отсека для вооружения длиной 14,78 м. Крыло, хвостовое оперение и шасси остались практически без изменения, кроме отдельных узлов шасси, которые были усилены для работы с большими полетными весами. Внешние отличия включали большой надфюзеляжный киль, контейнер с электронным оборудованием, смонтированный сверху киля, выступающую в хвостовой части фюзеляжа балку для магнитного обнаружителя, прикрепленный на передней стенке топливного бака прожектор и подкрыльевые пилоны для ракет «воздух-поверхность».

На самолете установлены 4 турбовентиляторных двигателя, мощность которых позволяет даже при одном работающем лететь на крейсерской скорости и набирать высоту.

Бортовое прицельно-поисковое оборудование аналогично оборудованию Р-ЗС и включает инерциаль- ную платформу Эллиот ЕЗ, доплеровскую РЛС Декка 67М, дублированный гиромагнитный компас Сперри СМ7, РЛС обнаружения надводных целей EMI ASV- 21D, детектор магнитной аномалии ASQ-10A, систему РЭБ и поисковый прожектор (мощностью 70 млн свечей), но в отличие от Р-ЗС не имеет обзорной ИК-станции.

Вооружение самолета составляют торпеды, глубинные бомбы и мины, которые размещаются в отсеке вооружения. Кроме того, каждая консоль крыла имеет по одному узлу для подвески УР класса «воздух-поверхность», НУР, а также контейнеров с пушками и минами. В хвостовой части герметичного отсека фюзеляжа размещены акустические буи, морские маркеры и другие опознавательные средства.

Самолет «Нимрод» может быть использован и как транспортный – в нем могут разместиться 45 военнослужащих.

С 1975 г. началась модернизация самолета «Нимрод» MR Mk.1 в «Нимрод» MR Mk.2 с более совершенным БРЭО. Кроме того, последний модернизирован для использования новых видов вооружения (фугасные бомбы по 450 кг, кассетные бомбы BL 755, торпеды «Стингрей» и противолодочные УР «Гарпун»). В 1982 г.




16 самолетов были оснащены заправочными штангами На нескольких самолетах «Нимрод» MR Mk 2 были установлены УР «Саидуин- дер» класса «воздух-воздух» (по две на каждом под- крыльевом пилоне)

Самолет способен осуществлять патрулирование в ближней зоне до 12 часов, а на удалении 1850 км от точки вылета – до 6 часов. Дальность полета может быть увеличена за счет размещения в отсеке вооружения дополнительных топливных баков.

В 1973 г началась проработка варианта самолета ДРЛО на базе «Комета» 4С для замены патрульных самолетов «Авро Шеклтон», а в марте 1977 г. британское правительство стало финансировать проект отказавшись от приобретения самолетов Е-ЗА. Первый полет опытного самолета только с передним обтекателем состоялся 28 июня 1977 г., а второго, уже полностью модифицированного, -16 июля 1980 г. Было заказано 11 самолетов, но неполадки, связанные с функционированием систем, привели к сокращению программы выпуска самолетов и впоследствии заказ переориентировали на закупку самолетов Е 3D системы АВАКС

Основное предназначение «Нимрод» AEW.3 – обнаружение распознавание и классификация самолетов кораблей и ракет, управление действиями истребителей и ударных самолетов руководство поисково- спасательными операциями.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook