Рим храм николая чудотворца. Самые интересные церкви и соборы рима

Почетный настоятель Никольского храма в Риме
протоиерей Михаил Осоргин с прихожанами
2005 год

История русской православной общины в Риме

Русская церковь Святителя и Чудотворца Николая в Риме – самая старинная из русских церквей в Италии. По представлению Коллегии Министерства иностранных дел 6 октября 1803 года Император Александр I подписал указ об учреждении «греко-российской церкви» при римской посольской миссии. Первоначально ее предполагалось освятить во имя святых Апостолов Петра и Павла – вероятно, в знак уважения к Риму, городу, где покоятся мощи первоверховных Апостолов.
Война с Наполеоном отвлекла Россию от церковного проекта: храм при миссии был устроен лишь спустя двадцать лет после подписания Высочайшего указа, в 1823 году. Однопрестольный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая разместили в посольском доме на via del Corso, 518. Впоследствии в течение целого столетия церковь кочевала вместе с русским посольством из одного дома в другой. Как и все другие заграничные церкви, римская была включена в состав Санкт-Петербургской епархии, но во многом, прежде всего материально, зависела от Министерства иностранных дел и именовалась посольской.
В течение XIX столетия в церкви сменилось несколько настоятелей; некоторые из них скончались здесь и были похоронены в Риме. Почин строительства русского храма принадлежал архимандриту Клименту (Верниковскому), который был настоятелем в 1897–1902 годах. Идея сооружения церкви в римско-католическом «престольном граде» к тому времени уже давно обсуждалась.
Архимандрит Климент (впоследствии епископ Винницкий, † 1909) с самого начала своего настоятельства заявил о «потребности иметь православный храм, отвечающий достоинству Православия и величию Отечества». Уже в 1898 году начался сбор средств, который в 1900 году был официально разрешен Императором Николаем II, внесшим царскую «лепту» в размере 10 тысяч рублей. Для сбора средств архимандрит Климент выезжал даже в Москву, где ему удалось получить деньги от Великих князей Сергея Александровича и Михаила Николаевича, московских фабрикантов и сибирских золотопромышленников. Всего было собрано 265 тысяч итальянских лир.
В 1912–1914 годах здесь служил архимандрит Дионисий (Валединский), который издал «Спутник русского православного богомольца в Риме» (1912) – замечательную книгу, где подробно описывается местонахождение всех общехристианских святынь, хранящихся в «вечном городе». (В 2002 году эта книга была вновь переиздана Никольским приходом.) При нем сбор средств на строительство храма в Риме продолжился. Осенью 1913 года Император Николай II разрешил сбор пожертвований по всей России. Летом 1914 года Госбанк открыл особый счет в Петербурге.
С 1914 по 1916 год настоятелем церкви был архимандрит Филипп (Гумилевский), убиенный в России в 1936 году. В 1915 году он сформировал новый состав строительного комитета, возглавленный князем С. С. Абамелек-Лазаревым. Князь навязал комитету другого архитектора – Винченцо Моральди. Проект итальянца был подвергнут экспертизе и серьезной критике со стороны архитектора В. А. Субботина, надзиравшего тогда за церковным строительством в городе Бари.
С 1916 года в течение почти полувека (точнее – сорок семь лет) на посту настоятеля единственного православного прихода в Риме подвизался архимандрит Симеон (Нарбеков, † 1969). Он так же, как и предыдущие настоятели русского храма, похоронен на римском некатолическом кладбище для иностранцев Тестаччо.
Благодаря неутомимым и самоотверженным трудам отца Симеона православная русская церковь была обустроена в доме светлейшей княжны Марии Александровны Чернышевой (1847– 1919), которая еще в 1897 году завещала свой римский дом на via Palestro, 71 («палаццо Чернышев») русскому православному приходу. Здесь и начала действовать церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая.
«День 25-го апреля 1932 года был самым знаменательным, радостным и светлым днем в жизни русского православного прихода в Риме и всех проживающих здесь верующих православных людей. Ваши неустанные труды, увенчавшиеся полным успехом, привели к созданию этого нашего православного храма, и в этот день он был торжественно освящен и под этими сводами была впервые отслужена Вами Божественная литургия.
Создание каждого православного храма – большого или малого – всегда является радостным, светлым событием в церковной жизни, но создание нашего храма было особенно значительным и радостным событием ввиду того, что он был создан в одном из главнейших центров христианства, в Риме, неразрывно связанном с воспоминаниями о первых веках христианства, с мыслью о первоапостолах Петре и Павле и стольких святых мучениках за Христа, распространивших свет Христова учения по всему миру.
Уже давно каждый православный чувствовал необходимость иметь в Риме свой православный храм. Еще царское правительство озаботилось с этой целью покупкой земли, но разразившаяся над нашей родиной сокрушительная буря беспощадной революции помешала исполнению этого намерения.
Но вот, в годы великих страданий России, в годы нашего рассеяния было все же суждено осуществиться этому нашему законному стремлению», – говорилось в адресе, направленном прихожанами архимандриту Симеону.
«Когда в 1931 году митрополит Евлогий (Георгиевский, † 1946) возглавил временный Русский Экзархат в Западной Европе, находившийся под юрисдикцией Константинопольского Патриархата, все приходы, зависевшие от него, остались ему верными. Однако римский приход с его клиром уже с 1927 года выбрал юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей», – пишет современный исследователь А. Нивьер.
С именем архимандрита Симеона связано и другое значительное событие в жизни русской православной общины в Риме.
1/14 ноября 1929 года итальянским монархом был подписан указ об учреждении «энте морале» при русской православной церкви, что означало для русского прихода получение прав юридического лица и позволяло вступить в законное владение домом княжны М. А. Чернышевой.
В адресе прихожан Никольского храма справедливо было отмечено «благосклонное отношение итальянского монарха и его правительства» к созданию этой русской православной церкви.
Архимандрит Симеон оставил о себе светлую память в сердцах прихожан римского Никольского храма. В 1943 году здесь были изданы некоторые проповеди этого «златоуста Русской Зарубежной Церкви», как назвал его позднейший публикатор неизданных проповедей в мюнхенском альманахе «Вече» (2000. № 65).
Его преемником с середины 1950-х годов стал архимандрит Каллист (Подзолов). Родился он 20 сентября 1895 года. С 1935 по 1945 год был настоятелем прихода в Сан-Ремо. С 1945 по 1961 год нес послушание помощника настоятеля Свято-Никольского прихода Рима, сослужил архимандриту Симеону (Нарбекову). В сан игумена был возведен в 1946 году, в сан архимандрита – в 1949 году. Когда в конце 1940-х годов архимандрит Симеон ушел на покой, архимандрит Каллист фактически исполнял обязанности настоятеля прихода в Риме. С 1946 по 1961 год он – благочинный русских приходов Русской Православной Церкви Заграницей и вице-председатель римского комитета Красного Креста.
Игумен Каллист регулярно совершал богослужения в лагерях «перемещенных лиц» («ди-пи»), в Триесте, Латино, Неаполе и под Турином (вилла Оланда) и распределял среди интернированных соотечественников пособия и пожертвования. Умер 21 октября 1963 года и похоронен согласно его завещанию в общей русской могиле на некатолическом кладбище Тестаччо в Риме.
В 1960-х годах община состояла в подчинении архиепископу Женевскому Антонию (Бартошевичу, † 1993). В 1966 году на Свято-Никольский приход был назначен протоиерей Виктор Ильенко. Отец Виктор происходил из простой крестьянской семьи, родился в Приморье и получил первоначальное духовное образование в Иркутской семинарии, затем поступил в Московскую Духовную академию. В годы гражданской войны воевал в рядах Добровольческой армии. После поражения Белого движения в 1920 году покинул Россию.
В 1921 году в течение трех месяцев нес послушание псаломщика и регента при русской церкви Святителя Николая в Риме. Затем переехал на юг Франции. В 1929 году был рукоположен в сан священника и настоятельствовал на приходах в Тарасконе, Брюсселе и Голландии. Будучи в Брюсселе, издал семьдесят девять номеров «Приходского листка». С 1953 по 1966 год был настоятелем Преображенской церкви в Лос-Анджелесе (США).
В течение почти двадцати лет, до 1984 года включительно, отец Виктор был настоятелем Никольского прихода в Риме. В 1984 году вышел за штат по старости и вернулся в США. Скончался в Лос-Анджелесе в 1989 году. Протоиерей Виктор Ильенко был видным духовным писателем и замечательным проповедником.
В 1984 году на приход был назначен настоятелем иерей Михаил Маклаков. Отец Михаил с самого начала занял жесткую антиэкуменическую позицию, в том числе по отношению к католическому окружению. В силу этого, а также из-за некоторых других причин он вошел в конфликт с приходом и вынужден был покинуть Рим. В 1985 году Никольский приход перешел под омофор Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе.
В феврале 1987 года настоятелем стал протоиерей Михаил Осоргин. Отец Михаил происходит из старинного дворянского рода Осоргиных, к которому принадлежала святая праведная Иулиания Лазаревская. Рожденный в 1929 году в Москве, он в 1931 году вместе со своей матерью, урожденной княжной Голицыной, эмигрировал в Париж.

Его отец Георгий Михайлович Осоргин, императорский кавалергард, в 1929 году был расстрелян на Соловках. Воспитанный в среде русской эмиграции, отец Михаил воспринял лучшие духовные традиции Парижской архиепископии. На его формирование в детские годы большое влияние оказал его дедушка, также протоиерей Михаил Осоргин, бывший императорский губернатор в Калуге и Гродно.
Затем были годы учебы в Свято-Сергиевском Богословском институте, где судьба свела его с лучшими представителями парижской богословской школы. Его однокурсниками были будущий Патриарх Антиохийский Игнатий, протопресвитер Александр Шмеман, протопресвитер Иоанн Мейендорф.
С именем отца Михаила связана новая эпоха в жизни русского прихода в Риме. Если к началу 1980-х годов русская община в Риме в основном состояла из старой эмиграции, то к середине 1980-х численность прихожан стала быстро возрастать.
Но особенно значительно приход стал увеличиваться с середины 1990-х годов, когда Италия стала одним из центров новой эмиграции.
Судьбоносное для жизни Никольского прихода и, в широком смысле, для всей Русской Православной Церкви в рассеянии решение был принято 26 октября 2000 года на собрании членов «энте морале». Никольский приход вернулся в лоно Матери-Церкви, что во многом произошло благодаря убеждению отца Михаила Осоргина в том, что будущее Православия в Западной Европе зависит от объединения всех его ветвей под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
В сентябре 2004 года настоятелем Свято-Никольского храма был назначен епископ Егорьевский Марк. Благодаря ему была открыта новая страница в жизни русской православной общины Рима. Выпускник Московских Духовных школ, преподаватель МДАиС, кандидат богословия, постриженик Троице-Сергиевой Лавры, затем помощник начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и, наконец, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата – весь свой богатый духовный и пастырский опыт он смог обратить на пользу римскому приходу.
На Свято-Никольском приходе начались масштабные реставрационные работы. В частности, была проведена внешняя реставрация церковного дома, было отреставрировано внутреннее помещение церкви, полностью перекрыт бетонный настил церковного двора, сделан второй вход в помещения церковного подвала, благодаря чему приход смог обустроить церковную школу для детей прихожан.
Разработана широкомасштабная паломническая программа, включающая посещение в течение года всех святых мест Рима, а также организованы паломничества к общехристианским святыням Земли Италийской (город Бари, город Амальфи) и в Святую Землю.
В новом веке духовенство Никольского храма в Риме продолжает окормлять всех стремящихся к православной вере, подавая им надежду и помогая сохранять душевную стойкость в непростых условиях жизни в чужой стране.

Рим. Церковь священномученика Климента, папы Римского

Ита́лия (итал. Italia , официальное название - Италья́нская Респу́блика (итал. Repubblica Italiana)) - государство в Южной Европе, в центре Средиземноморья. Входит в Евросоюз и НАТО с момента их создания, является третьей по величине экономикой еврозоны.

Граничит с Францией на северо-западе (протяжённость границы - 488 км), со Швейцарией (740 км) и Австрией (430 км) - на севере и со Словенией - на северо-востоке (232 км). Также имеет внутренние границы с Ватиканом (3,2 км) и Сан-Марино (39 км).

Занимает Апеннинский полуостров, Балканский полуостров (небольшую часть), Паданскую равнину, южные склоны Альп, острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких островов.

Населённые пункты Италии

  • Милан

Православие в Италии

Православие в Италии - вторая по величине религиозная конфессия современной республике Италия. Общее число православных в стране составляет, по оценке на 2012 год 1,4 млн человек (свыше 2,3 % населения страны), за последние годы оно возрасло в десятки раз. По данным архиепископа Егорьевского Марка (Головкова) православие является второй религией в Италии (после католицизма) по числу верующих. Православие в Италии исповедует в основном недавние экономические мигранты из Восточной Европы, в первую очередь из Румынии, России, Украины и других стран СНГ, хотя православная традиция на юге страны, который до конца ХI века контролировала Византийская империя, имеет давнюю историю.

После первого падения Константинополя в 1204 году от ударов крестоносцев и венецианцев, православные традиции в Южной Италии временно утрачивают моральный ориентир. С православием начинает интенсивно конкурировать и католичество. Но второе падение Константинополя в 1453 году и постепенное завоевание турками Балкан в ХV-ХVI веках привели к мощному потоку балканской иммиграции в Италию. Среди прибывших выделялись православные албанцы (арбереши) и греки, небольшие поселения которых на юге страны сохраняются до наших дней. Они долгое время поддерживали давние православные традиции на юге страны, хотя со временем, учитывая давление со стороны католичества и общий конфликтный религиозный фон той эпохи, большинство их потомков постепенно перешло в католичество.

Русская Православная Церковь в Италии

Первые государственные решения об открытии на Апеннинах православных храмов были приняты в 1797 году в Турине, в 1799 году в Неаполе и в 1803 году в Папском государстве, но не одно из них не было исполнено на практике, в результате бурных политических событий той эпохи.

Первыми русскими храмами вообще, действовавшими на территории Апеннинского полуострова, стали домовые церкви русских аристократов княгини Е. Голицыной (1817), графа Д. П. Бутурлина (1818) и Н. Н. Демидова (1823). Первым «дипломатическим» стал храм при миссии в Тоскане (1823).

Решением Священного Синода от 27 декабря 2007 года приходы в Италии выделены из состава Корсунской епархии и подчинены каноническому ведению епископа с титулом «Богородский». До назначения епископа Богородского архипастырское окормление приходов в Италии сохранено за архиепископом Корсунским Иннокентием.

16 июля 2013 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, проходившем в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, члены Синода, выразив благодарность епископу Корсунскому Нестору за труды, понесенные по управлению Италийскими приходами Русской Православной Церкви, освободили его от этой должности. Временно управляющим приходами Московского Патриархата в Италии назначен архиепископ Егорьевский Марк, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.

На 2013 год в Италии насчитывалось более 50 приходов Русской православной церкви, но большей частью богослужения совершают в церквях, которые предоставляют католики. Приходы Московского Патриархата в Италии - официальный сайт администрации приходов

История

Раннее христианство пришло на территорию современной Италии в римскую эпоху. Процесс постепенного размежевания христианский течений на восточные (православные) и западные (католические) после раздела империи на Восточную и Западную части в 395 году не затронул Южную Италию, которую Восточная Римская империя вернула под свой контроль уже во время завоеваний Юстиниана в начале VI века. Восточный обряд в целом был преобладающей формой христианства в Южной Италии и Сицилии в VI-ХV веках, чему способствовало наличие там крупных районов концентрации собственно греческого населения с раннеантичных времён. Несмотря на утрату Сицилии в IХ веке и её постепенную исламизацию в рамках Сицилийского эмирата, православные традиции продолжали поддерживаться на северо-западе острова в многочисленной грекоязычной среде, и даже, по-видимому сохраняли небольшой численный перевес на острове в целом. Отдельные материковые регионы Южной Италии (например, Бари) продолжали контролироваться Византией до 1071, то есть их официальный православный статус был закреплён после раскола церквей 1054 года. Однако, он продлился недолго: в 1060 г. в руки католиков-норманов попал Реджо, в 1063 - Таранто, в 1070 - Бриндизи, в 1071 - Бари. Таким образом, 17-летняя история православной государственности в Италии подошла к концу.

Идея построить православную церковь в центре Рима поначалу казалась абсолютно нереальной.

В наемной квартире

Русский православный приход появился в Вечном городе еще в начале ХIX века – для нужд российской дипломатической миссии. Со временем в Рим приезжают и остаются здесь жить все больше людей из России. К концу века становится ясно, что маленький домовый храм посольства уже не в состоянии вмещать всех желающих.

«Престол Божий поставлен в наемной квартире» – такими словами начинался манифест строительного комитета, обращенный к будущим ктиторам храма, и в 1913 году по всей России объявляется сбор денег на возведение русской церкви в Риме.

Строительный комитет возглавил один из самых богатых людей своего времени – князь Абамелек-Лазарев. Но когда все подготовительные этапы остаются позади и начинается само строительство, князь скоропостижно умирает. Это было осенью 1916 года. Вскоре в России вспыхивает революция, и становится не до строительства храма. Более того, и домовый храм при посольстве теперь уже Советской России прекращает свое существование.

Приход становится частью Русской Православной Церкви Заграницей. Богослужения теперь совершаются у верующих дома – то на одной квартире, то на другой. Наконец, в 1931 году община получает во владение палаццо Чернышев – дом князей Чернышевых, расположенный на улице Виа Палестро в районе Кастро Преторио.

Первый этаж дома перестраивают под храм и освящают во имя Святителя Николая. Правда, о том, что внутри здания находится церковь, говорит лишь надпись на фасаде.

Лучший из двух путей

В 2000 году православная община в Риме, которая с тридцатых годов прошлого века относилась к зарубежной церкви, а затем к Константинопольскому Патриархату, возвращается под крыло Московского Патриархата. К этому времени храм Святителя Николая становится слишком тесным для верующих. В воскресные дни в него невозможно было зайти – настолько он был переполнен. Рим, как и всю Италию, наводнили тогда мигранты из бывших советских республик: России, Украины, Молдавии, Казахстана…

Спустя век перед Русской Православной Церковью встала та же проблема: нужен более просторный храм, который бы позволил вместить всех желающих.

– Было два пути решения этого вопроса, – рассказывает настоятель храма святой великомученицы Екатерины епископ Богородский Антоний (Севрюк). – Первый казался наиболее реалистичным – взять храм в пользование у католической церкви, администрации города или частных владельцев.

Второй путь – строительство собственного храма. Поначалу он казался абсолютно нереальным. Город Рим целиком признан памятником архитектуры, и каждый клочок земли на строжайшем учете. Но затем происходит нечто такое, что люди неверующие назвали бы просто случайностью. Но мы-то знаем, что случайностей у Господа не бывает.

Подарок из архива

Князь Семен Абамелек-Лазарев, который возглавлял Строительный комитет веком ранее, владел в Риме, недалеко от Ватикана, виллой – участком земли и несколькими домами. Позже эта вилла перешла итальянскому правительству, которое в свою очередь передало ее СССР под нужды посольства.

Князь Семен Давыдович Абамелек-Лазаев страстно увлекался археологией. В 1882 году во время поездки в Сирию на раскопках Пальмиры князь нашел мраморную плиту с надписью на греческом и арамейском языках. Эта находка сыграла большую роль в изучении арамейского языка, на котором говорил Иисус Христос.

Сегодня вилла Абамелек служит резиденцией российского посла. Здесь живут сотрудники посольства со своими семьями, находится школа. И вот при работе с архивными документами вдруг обнаруживается, что территория виллы гораздо больше, чем принято считать. Она выходит за пределы ограды и охватывает пустырь, на котором сихийно возник огород, – местные жители разбили здесь овощные грядки. Идеальное место, чтобы построить храм.

И закипела юридическая работа. Прежде всего необходимо было получить разрешение местных властей на возведение (пусть и на территории посольства, то есть другого государства) культового сооружения. Власти, к счастью, идут навстречу. Парламент столичной области Лацио принимает необходимые законы.

Кусочек родины

В 2001 году на территории российского посольства происходит закладка первого камня в основание храма святой великомученицы Екатерины. Через пять лет будущий Патриарх Кирилл (тогда митрополит Смоленский и Калининградский) совершает малое освящение. С этого времени богослужения в храме становятся регулярными. А в 2009 году состоялось уже великое освящение храма, которое провел митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин.

Прихожане очень рады, что их новый храм получился такой нарядный и во всех отношениях русский – привычная глазу шатровая архитектура, традиционный декор в виде кокошников, золотые луковки-купола… Вдали от родины они воспринимают этот храм как кусочек России.

Необычное для Рима строение привлекает и случайных людей. Из любопытства сюда часто заходят и жители Рима, и вездесущие туристы. Владыка Антоний принимает всех одинаково радушно, отвечает на вопросы и показывает главные святыни храма.

Недавно здесь появилась новая икона «Собор римских святых», которая была написана в Московской Духовной Академии. Примечательно, что не все изображенные на ней святые имеют подписи. Иконописцы таким приемом хотят сказать: в первые годы христианства в Риме было столько подвижников веры, что мы даже не знаем их точное число, не говоря об именах.

Однако внутренние работы в храме пока не окончены. Летом еще не был расписан шатер. Эту работу планируется завершить здесь к дню памяти святой Екатерины – 7 декабря.

У самых значимых святынь

Уникальность Рима ощущаешь повсюду. Ты словно оказываешься внутри учебника истории, текста деяний апостолов или жития святых. Это особенный город для любого христианина, и он предъявляет особые требования к межконфессиональному общению.

Владыка Антоний называет отношения, которые сложились у нашего духовенства с представителями Римско-католической Церкви, очень добрыми.

– Нам как православному приходу разрешают совершать богослужения у самых значимых святынь. Скажем, в день памяти Кирилла и Мефодия мы служим в базилике святого Климента, где почивают мощи святого равноапостольного Кирилла. Служим в римских катакомбах, в соборе святого Павла и даже в соборе святого Петра в Ватикане по особым дням совершаем Литургию.

Не разделяя на чужих и своих

Сегодня в Риме действуют две православные церкви – Святителя Николая в жилом доме на Виа Палестро и святой Екатерины на вилле Абамелек. Но по сути храмов три – есть еще нижняя церковь на цокольном этаже храма Екатерины, освященная в честь святых равноапостольных Константина и Елены. Каждую неделю здесь совершается Литургия на молдавском языке.

Владыка Антоний не разделяет эти приходы, считая, что община Русской Православной Церкви в Риме одна. Просто прихожане могут сегодня прийти в один храм, а через неделю – в другой. К слову, некоторые богослужения совершаются в храме с участием обоих приходов, вместе ездят и в паломнические поездки по Италии.

В трех храмах Рима на Литургию собираются около 500 человек. Это в обычные дни. А в дни поста только в нижний храм на молдавскую службу приходят свыше 300 человек. Много прихожан из Украины и Сербии – единственная сербская церковь в Италии находится на самом севере страны. В русском храме сербская община отмечает свои праздники, а по особым дням совершает богослужения со своим священником и хором.

Остров спасения

Среди римских прихожан почти не осталось потомков белой эмиграции, которых до сих пор можно встретить в православных храмах Франции и Германии. Ядро общины – это люди, приехавшие в Италию из бывших республик СССР в 1990-е годы в надежде найти здесь достойную работу, чтобы поддержать свои семьи, оставшиеся на родине. Но эти надежды сбываются далеко не всегда. Работу найти здесь трудно. Чаще всего предлагают уход за пожилыми или тяжелобольными людьми, а это нелегко как морально, так и физически. И когда эти люди приходят в храм в свой выходной день, они ищут здесь понимания и поддержки. Нередко это единственное место, где они могут поговорить на родном языке, встретить единомышленников.

– Требуется особая пастырская чуткость по отношению к этим людям, чтобы найти нужное слово, ободрить, попросту уделить внимание, которого порой им так не хватает, – говорит владыка Антоний. – Поскольку состав наших прихожан постоянен, мы можем говорить о настоящей сплоченной христианской общине. Мы хорошо знаем, какие трудности в той или иной семье, думаем, как помочь друг другу. Это и есть настоящая пастырская работа, о которой мечтает каждый священник.

В прошлом году в Екатерининском храме крестили почти 200 человек. Четверть из них – люди взрослые. Однажды они пришли в храм узнать, где можно найти работу или получить помощь. Теперь все они – ревностные прихожане.

Высокая планка

Крепкая община храма – заслуга самого настоятеля. Трудно остаться равнодушным, услышав проповеди владыки Антония.

Есть два способа исправить человека. Первый – говорить человеку, какой он плохой (грешный). Второй – напоминать ему, каких высот он может достичь, приложив некоторые усилия. Сам епископ Антоний идет по второму пути, объясняя прихожанам, на какое высокое служение они поставлены, будучи христианами. И как важно этому призванию соответствовать.

Только в прошлом году в Екатерининском храме крестились около двухсот человек

Слова и деяния апостолов, всех святых, говорит на проповедях настоятель, обращены ко всем нам, стоящим сейчас в храме. Слова Христа «Идите и будьте Мне свидетелями» – это о настоящем призвании каждого христианина. Как мы будем свидетельствовать о Христе окружающим нас людям? Прежде всего – своими делами.

…В шумном и хаотичном Риме новый русский храм святой Екатерины становится тем местом, где попрежнему воспринимают Вечный город как город апостолов.

История строительства в Риме русского православного храма датируется еще XIX веком, когда настоятель русской посольской церкви архимандрит Климент сумел убедить высшее церковное руководство в необходимости данной кампании. Сбор средств был поддержан уже при императоре Николае II.

Революционные события остудили пыл, казалось, что строительство храма не суждено осуществить. Но Святейший Патриарх всея Руси Алексий II вновь обратился к властям. Уже в 2001 году на Рождество, в праздник Светлой Пасхи и в день памяти Св. великомученицы Екатерины на месте будущего храма проводились службы. Вскоре был торжественно освящен первый камень, а потом наступил черед и куполов. С октября 2006 года в храме совершаются регулярные богослужения.

Храм Сатурна

Древние римляне вообще очень часто воздвигали всевозможные сооружения в честь богов, которые в знак признательности защищали город от войн и прочих бедствий. Поэтому неудивительно, что после такой важной победы городские власти решили отдать дань уважения Сатурну, дабы он и впредь хранил Рим от катаклизмов.

От храма, построенного в форме псевдопериптера, отходили два подиума, отделенные друг от друга лестницей, при этом их украшали впечатляющих габаритов колонны в ионическом стиле. Внутри Храма некогда хранилась городская казна вместе с сопутствующими бумагами о прибылях и убытках. Также здесь находилась статуя бога земледелия и садоводства Сатурна, которую во время праздничных процессий торжественно проносили по улицам Рима. Например, 17 декабря возле Храма устраивали масштабный праздник Сатурналий. К сожалению, за время своего существования Tempio di Saturno пережил несколько пожаров, и даже не смотря на реставрационные работы, до нашего времени сохранился лишь подиум с колоннадой.

Пантеон (Храм всех богов)

Пантеон, он же "Храм Всех Богов" - одно из главных достопримечательностей Рима и всей античной культуры. Надпись на фронтоне гласит: “М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT”, что в переводе звучит как: “Марк Агриппа, избранный консулом в третий раз, воздвиг это”. Главным достоинством Пантеона является его огромный купол, выполненный из монолитного бетона. В центре купола находится круглое, обрамлённое бронзой, отверстие. Через него в период полдня в храм проникает наибольшее количество света, который не рассекается, а остаётся в форме гигантского солнечного луча. Создаётся впечатление, что свет осязаем, и что сами Боги снисходят с Олимпа, дабы осветить это величественное здание.

С 609 года Пантеон был превращен в христианский храм Санта Мария ад Мартирес - от части именно поэтому храм так хорошо сохранился до наших дней.

Храм Весты

Храм Весты в Риме издревле был одним из наиболее важных и почитаемых сооружений города. Храм был построен в честь богини Весты - покровительницы домашнего очага. Внутри храма постоянно горел огонь, олицетворявший бессмертие Рима и считавшийся священным для каждого жителя города.

Поддерживали священное пламя шесть жриц-весталок, происходивших из очень знатных семей. Юные жрицы жили в отдельном доме рядом с храмом и вели аскетический образ жизни, сохраняя обет безбрачия в течение тридцати лет. После окончания срока служения Храму весталки становились одними из богатейших жительниц Рима и могли обзаводиться семьей. Ежегодно римляне приходили к Храму 9 июля, чтобы попросить благословения и защиты для Рима и своих домашних очагов у богини Весты.

Округлое здание Храма Весты выполнено в форме толоса. Его окружает двадцать колонн, верхняя часть которых успела потемнеть от пламени священного огня. В 394 году император Феодосий повелел закрыть Храм, после чего он изрядно обветшал, однако все же сохранился и до наших дней.

Приход Святителя Николая

Русская церковь в Риме - самая старинная из русских церквей в Италии. По представлению Коллегии Иностранных Дел 6 октября 180З г. Император Александр Первый подписал указ 06 учреждении "греко-российской церкви" при Римской миссии. Святому Синоду было поручено к весне 1804 г. "приготовить церковь со всею к оною потребностию". Первоначально предполагалось ее освятить во имя Св. первоверховных Апостолов Петра и Павла - вероятно, в знак признания Рима как владетеля мощей Апостолов и как кафедры Св. Петра.

Борьба с Наполеоном отвлекла Россию от церковного "проекта": храм при миссии был устроен лишь спустя 20 лет после подписания Высочайшего указа - в 1823г. Однопрестольный храм во имя Святителя Николая Чудотворца разместили в посольском доме, на Корсо 518. Впоследствии церковь кочевала из одного дома в другой: с 1828г. она была в палаццо Одескальки на пл. Святейших Апостолов, с 1836г. по 1845г. - в палаццо Дориа Памфили на пьяцца Навона, с 1845г. - в палаццо Джустиниани близ Пантеона, с 1901г. - в палаццо Менотти на пьяцца Кавур и с 1932г. - в современном помещении.

Римский храм относился к Санкт-Петербургской епархии, одновременно находился в ведении Министерства иностранных дел и являлся посольской церковью.

Крупным успехом стало утверждение за приходом статуса юридического лица, Е nte Мога le , по королевскому указу от 14 ноября 1929 г. Следующим важным событием было вступление прихода во владение особняком М.А. Чернышевой ("Палаццо Чернышев"). Княжна Чернышева (сконч. 1919г.) завещала русской церкви свой дом на виа Палестро еще в 1897 г., но из-за юридических осложнений приход официально получил наследство лишь в 1931 г. 10 апреля 1932 г. в ним была освящена вновь устроенная церковь - убранство перенесли из палаццо Менотти на piazza Cavour .

Проект церкви был составлен архитектором кн. В.А. Волконским и инженером Ф. Поджи. Была принята идея сооружения крестообразной в плане церкви, но, к сожалению, близость соседнего участка не позволила устроить левую "ветвь" креста. Со стороны двора была сделана особая пристройка с полукруглой апсидой для передней части церкви (начиная с солеи). Были убраны внутренние перегородки и сооружены арки, придавшие залу уютный вид. Алтарь и предалтарные арки были выложены золотой мозаикой и зеленым мрамором, придающим храму - особенно при дополнительном освящении - нарядный, праздничный вид. Устройству нового храма материально помогли княгиня С.Н. Барятинская (в память покойного мужа В.В. Барятинского), княжна С.В. Гагарина (в память покойных родителей), а также королева Италии Елена Савойская (Черногорская).

Если к началу 1980-х гг. русская община в Риме, в основном, состояла из старой эмиграции, то уже с середины 1980-х гг., когда Рим стал одним из транзитных пунктов "новоэмигрантов" (бывших советских граждан, искавших новые возможности на Западе) численность прихожан стала быстро возрастать. Многие вновь приезжие приняли в Риме Святое Крещение, венчались, крестили своих детей, некоторые осели в Италии, другие сохранили связь с церковью в иных местах жительства.

Хотя церковь часто переезжала с одного места на другое и подвергалась ограблениям, большая часть старинного и ценного убранства все-таки сохранилась. Подлинным украшением храма стал иконостас, сооруженный в 1830-х гг. в основном, на средства посла при Папском Дворе, кн. Г.И. Гагарина. Композиция деревянного, выкрашенного под белый мрамор и местами вызолоченного иконостаса принадлежит арх. К.А. Тону. Однорядный высокий иконостас в классическом стиле напоминает работу этого мастера для Казанского собора в Петербурге. На фризе иконостаса - надпись: "Благословен Грядый во Имя Господне".

Среди святынь храма:

  • Иверская икона Божией Матери, написанная в 1901 году афонскими монахами в память императора Александра III (расположена у клироса),
  • четыре иконы (мастерской художника М. Е. Малышева), написанные в Сергиевом Посаде в 1893 году: святителя Николая Чудотворца и святого Александра Невского (в правом отделении, в киотах) и два больших образа Спасителя и Божией Матери (у левой стены);
  • изображение святителя Иоасафа Белгородского, написанное до его прославления;
  • крест-мощевик, подаренный греческим королевичем Христофором Георгиевичем (находится в алтаре);
  • малая икона святой княгини Ольги, написанная для храма греческой королевной Марией;
  • образ Божией Матери «Вратарницы» («Портаитиссы»), написанная афонским монахом Виктором (Каравогеоргасом);
  • 18 малых икон киевских святых, написанные в мастерской Л. К. Плахова;


На парадной лестнице, при входе в церковь, помещены памятные доски с именами устроителей храма: архимандрита Симеона (Нарбекова), княжны М. А. Чернышёвой и княгини С. Н. Барятинской.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook