Рождество – Богородицкая церковь Брянск. История острогожска Кафедральный собор Уфы в наши дни

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. 1950 г.


Здание бывшей церкви Рождества Богородицы находится ныне на территории стадиона «Динамо». Храм построен в 1827-1831 годах по заказу местного купца А.А. Бабаева в память пребывания в Брянске императоров Петра I (1709 г.) и Александра I (1823 г.). Затем по проекту архитектора Богданова в 1840 была произведена перестройка, а в середине двадцатого столетия ряд проемов заложен, частично фасады приобрели новый декор. На куполе по проекту архитектора А.Е. Певцова вместо главы поставлен бельведер.

Год постройки: Между 1827 и 1831 гг.
Адрес: г.Брянск, улица Советская.

Храм расположен на территории бывшего городского кладбища, которое занимало часть бывшей Ярмарочной площади (ныне территория парка им. А.К. Толстого и стадиона "Динамо").
Построен в 1827-31 гг., по заказу местного купца Афанасия Алексеевича Бабаева в память пребывания в Брянске императоров Петра I (1709 г.) и Александра I (1823 г.). Их гипсовые,крытые черным лаком бюсты "по высочайшему соизволению" располагались в нишах при входе в церковь (не сохранились). На Ярмарочной площади Петр I в октябре 1709 года учинил смотр войскам Брянского гарнизона и идущим к фронту войскам. Тогда же здесь биваком стоял Преображенский полк, для которого тут построили часовню. 29 ноября 1791 года Синод вынес указ, в котором запрещал хоронить умерших прихожан у церквей. После выхода указа часть площади была отведена под кладбище, а на месте часовни возвели деревянную кладбищенскую церковь. В 1798 году ее перекрыли и отремонтировали. После пребывания в Брянске императора Александра I брянский купец Афанасий Бабаев, в доме которого самодержец и остановился, на свои средства начал сооружать каменную церковь на месте деревянного храма. После 1840 года по проекту архитектора Богданова западный притвор перестроен в двухэтажную трапезную, соединившую храм с прежде отдельно стоявшей колокольней (не сохранилась). Постановлением президиума Брянского губисполкома № 39 от 28.04.1927 г. храм был закрыт с целью использовать его под морг. Последний священник Симеон Васильевич Комягинский был арестован и 3 января 1930 года приговорен к пяти годам ссылки. В 1933-34 гг. было снесено кладбище и на его месте началось строительство городского парка и стадиона. Здание храма использовалось под спортзал. В 1947 году ряд оконных проемов был заложен, а фасады частично приобрели новый декор (церковь в это время была приспособлена под спортивный зал "Динамо"); в 1955 году архитектором А.Е. Певцовым на куполе вместо главы поставлен бельведер, обрамленный пятиконечными звездами. С начала 1990-х гг. верующие добивались возвращения храма. 19 сентября 2005 года храм был возвращен Брянской Епархии администрацией области. 21 сентября 2005 года Епископ Брянский и Севский Феофилакт в день престольного праздника Рождества Пресвятой Богородицы совершил в храме первую Божественную Литургию, положившую начало возрождения еще одного городского прихода.
Архитектура памятника является чистым и выразительным примером стиля ампир в городе. Куб церкви в три стороны выступает ризалитами (более сильно алтарным) с мощными арками-нишами под двухскатными щипцами завершений. Внутри арок помещены в два яруса большие окна (в наше время верхние полукруглые окна заделаны). Купол куба раньше был завершен крестом на крупном яблоке. Мощь архитектуры усилена горизонтальными рустами пилонов-ризалитов. Колокольня была стройной и изящно делилась по высоте на три яруса, верхний увенчивался высоким шпилем на куполке. Нижний ярус окружали двенадцать трехчетвертных дорических колонн (колокольня не сохранилась). На хорах пристроенной трапезной был размещен престол во имя святого князя Александра Невского. В 1955 году по проекту архитектора А.Е. Певцова на куполе была возведена бельведерная надстройка, соответствующая стилю памятника, который и ныне украшает этот зеленый уголок города.

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы расположен на бывш. Ярмарочной пл. (ныне территория стадиона "Динамо"), у парка им. А.К. Толстого, замыкает перспективу ул. Ромашина. Построен в 1827-31 гг. по заказу местного купца А.А. Бабаева в память пребывания в Брянске императоров Петра I (1709) и Александра I (1823)

Рождество-Богородицкий храм – действующий кафедральный собор Уфы. Церковь по праву считается одним из самых крупных во всей республике, одновременно в нём на службе может пребывать около трёх тысяч прихожан.

Храм - настоящий архитектурный шедевр, небесно-голубого цвета и с золотыми куполами. В высоту храм достигает 21 метра, а если считать с колокольней, то и все 47 метров. К сожалению, до нас не дошёл первоначальный облик храма, поскольку его реконструировали 4 раза. В отделке использовался мрамор, привезенный из Греции, Италии и Пакистана. Декоративная мозаика собрана из гранита и серпентинита. Также присутствует множество фресок на библейскую тему.

История Рождество-Богородицкого храма

Первый камень в строительство церкви заложили в 1889 году. Стройка затянулась на долгие годы, но затем финансовую помощь предложил Никифор Миронович Патокин, местный купец.

Спустя 20 лет от начала стройки, в 1909 году храм был открыт для прихожан. Изначально собор был построен из кирпича, имел колокольню и купол из дерева, который был обит покрашенным в красный железом. Купола были украшены массивными крестами покрытыми бронзой. Первоначальные размеры церкви – длина – 206,5 саженей (с учетом колокольни), ширина – 10,5.

По окончанию революции в церкви разбили небольшую больницу, но это не мешало проводить службы.

В 1938 же году здесь были разбиты авиационные мастерские.

21 июня 1955 года городской совет поручил организовать кинотеатр, получивший имя «Йондоз». Во время перестройки строение лишилось большинства опорных балок и куполов. Кинотеатр был закрыт в начале 1991.

21 августа этого же года РПЦ (Русская православная церковь) вернули во владения здание церкви.

Кафедральный собор Уфы в наши дни

Храм начал свое возрождение с удивительного события. В Уфе начали мироточить несколько икон.

После возвращения здания в лоно РПЦ, настоятелем стал Борис Развеев. Он и начал постепенную реконструкцию. В процессе перестройки здания оно увеличилось в размерах, обзавелось колокольней, а крыша была отреставрирована и обита железом. Восстановление храма затянулось на 15 лет. Архитектором кафедрального собора выступала Елена Фаворская.

Внутреннее убранство также пришлось восстанавливать: стены отделали мрамором, пол выполнен из розового камня, в качестве декора выступает настенная мозаика из гранита и серпентинита, а также множество фресок. Свод расписан вручную. Храм считается одной из достопримечательностей Уфы.

Каждый день здесь проводятся службы, на которые приходят не только местные жители, но и туристы. Кафедральный собор стал настоящим центром духовной жизни христиан, исторической достопримечательностью и местом, в котором ведётся просветительная деятельность. Местный настоятель в 2003 году открыл воскресную школу для подростков и детей. Основная цель – воспитать из ребенка полноценную личность. Кроме этого при храме работает несколько кружков, где можно освоить искусство пения, декламации и т.п.

Адрес: Уфа, улица Кирова, 102

Рождества-Богородицкая церковь.

Зикеево (Рожествено, Рождествено).

Зикеево (Рожествено, Рождествено). Село располагалось на Одоевском тракте от уездного г. Лихвина в 7 верстах на речках Речица и Черепеть. В 1859 г. в 60 дворах проживало 251 мужского и 248 женского населения.

В 1782 г. принадлежало Настасии Ивановой, Петру Тимофееву, Сергею Егоровичу Леонтьеву (Ханыкову). Земля находилась на большой Одоевской дороге. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Три деревянных господских дома на реке Терепеша. Имелась мельница о двух поставах.

Рождества-Богородицкая церковь построена в 1795 г. секунд-майором Яковым Николаевичем Ханыковым. Дата построения подтверждается сведениями офицеров Генерального штаба. Церковное здание и колокольня каменные, покрыты железом. Вокруг церкви простиралась ограда.

Престолов два. В настоящей холодной престол освящен во имя Рождества Пресвятой Богородицы , память 8/21 сентября. В холодном приделе во имя святителя Николая Чудотворца , память 9/22 мая и 6/19 декабря.

Земли под храмом и кладбищем 165 кв. саженей, усадебной 1,5 десятины, пашенной и сенокосной 15 десятин. Из них 5 десятин под бечевником и р. Окою. Близь села Зикеево было еще 43 десятины земли.

Расстояние от духовной консистории 45 верст, от местного благочинного 10. Ближайшие церкви: на северо-востоке Георгиевская в селе Георгиевское в 3 верстах, на востоке Николаевская в селе Березово в 7 верстах, на западе городские церкви.

Приход в 1862 г. состоял:

В селе Рождествено действительной статской советницы Елизаветы Иосифовны Ханыковой дворовых людей (1-6-10), крестьян (55-155-193), солдат (0-2-0), солдаток (0-0-14). Полковника Алексея Ивановича фон-Вернер дворовых людей (1-8-10), крестьян (18-65-73) при церкви.

В д. Кусково госпожи Е.И. Ханыковой крестьян (14-55-65) в 4 верстах.

В сельце Дорофино проживала помещица Наталия Ивановна Ханыкова, её дворовых людей (1-4-8), крестьян (15-56-60) в 4 верстах.

В д. Новая Алешня вольноотпущенных крестьян (5-19-20) в 3 верстах. Итого за 1862 г. в 110 дворах проживало 373 мужского и 453 женского населения.

В 1890 г. прихожане получили архипастырское благословение за приобретение нового колокола стоимостью 1050 руб.

В селе находилось земское училище. В 1893 г. в нем занималось 63 мальчика и 5 девочек.

Приход в 1893 г. состоял:

В селе Рожествено (Зикеево) крестьян (121-407-438) при церкви.

В сельце Дорофино крестьян (12-25-30).

В сельце Краинское крестьян (37-131-150).

В д. Кусково крестьян (40-123-135).

В д. Новая Алешня крестьян (8-21-20), дворян (1-5-2), мещан (4-10-8), военных (0-30-25).

Итого за 1893 г. в 223 дворах проживало 752 мужского и 808 женского населения.

При обследовании местности в августе 2007 г. пришлось побеседовать с Алексеем Ивановичем Харитоновым, 1926 г. рождения. Он рассказал, что церковь разрушили в 1938 г. по указанию тогдашнего председателя сельского совета Фёдора Ивановича Селезнёва. Исполнителями стали трое местных жителей Василий Васильевич Селезнёв, Сергей Васильевич Селезнёв и Иван Сергеевич Чуков. Они выбрали кирпич несущей стены по углам, обложили подножие поленьями дров и подожгли. Церковное здание рухнуло в одночасье.

Кирпичом не пришлось воспользоваться, так как известковый раствор был крепче цементного, и всё превратилось в щебёнку. Интересна судьба председателя сельсовета Фёдора Селезнёва. В наказание за упущения по работе его перевели на должность составителя поездов. На железнодорожной станции Сбродово он попал под сцепку и погиб. Трагична судьба непосредственных исполнителей разрушения церковного здания.

Один из них был ранен в ногу, и он умер от начавшейся гангрены. На месте разрушенного храма сейчас находится монумент воинам, сельчанам, которые защищали нашу Родину от фашистских захватчиков и не вернулись домой. Священник Крылов расстрелян на Тисницком полигоне НКВД. Вот на такой печальной ноте приходится заканчивать повествование о Богородицкой церкви крупного населённого места.

Вокзальная Никольская церковь упоминается в письменных документах в конце ХIХ века. Сохранившаяся в изданном в 1899 году очерке "Уфимская епархия" запись гласит о том, что Никольская церковь при Уфимском железнодорожном вокзале была построена в 1897 году по инициативе служащих Самаро-Златоустовской железной дороги. Строительство церкви было приурочено к помолвке Императорской Четы. Первоначально храм был деревянным, но вскоре его перестроили из кирпича.

В 1923 году Никольская церковь оказалась в числе первых в списке подлежащих закрытию храмов. То здание, которое предстает взорам жителей и гостей города в наши дни, расположено на месте кирпичной церкви, однако само оно было построено в 1951 году. Сейчас церковь занимает помещения, прежде принадлежавшие клубу, в которых располагался кинозал. К сожалению, до наших дней не сохранилось ничего из церковной утвари XIX - начала XX веков.

Симеоно-Верхотурский храм

Храм Симеона Верхотурского Чудотворца, освященный в честь одного из известнейших уральских святых, имеет не слишком длинную, но весьма богатую историю. Его появление в конце XIX века связано с развитием нового городского района, прилегающего к только что построенной железной дороге. С началом движения поездов по Самаро-Златоустовской железной дороге началось активное заселение Северной слободы, и Никольская вокзальная церковь перестала справляться с возросшим числом прихожан.

Для того, чтобы обеспечить нужды расширившегося прихода, в 1902 году было начато строительство Симеоновского храма. Крестово-купольный бревенчатый храм на каменном фундаменте был построен в короткие сроки - за год с небольшим. Главный престол нового храма был освящен во имя Святого Симеона Верхотурского, а два боковых были посвящены Святому Алексию человеку Божию и Святому благоверному князю Михаилу Тверскому.

В сентябре 1931 года была предпринята попытка закрыть храм, но прихожане выступили с решительным протестом и сумели убедить городские власти. Однако на следующий год после репрессий церковь все-таки была закрыта и передана расположенному по соседству техникуму под учебные мастерские. Тогда же началось разрушение храма - снесли колокольню, а после войны – центральный барабан.

Весной 1990 года Симеоно-Верхотурский храм был возвращен епархии. Начался сложный процесс восстановления. Изношенные стены пришлось разобрать, чтобы начать строительство нового храма. И в 1991-1994 годах на старом фундаменте была возведена новая Симеоновская церковь. Средства на строительство собирали всем миром, немалую сумму внесла Алла Пугачева.

Богородско-Уфимский храм

Основание Богородско-Уфимского храма связано с чудом, случившимся в начале XVII века неподалеку от места расположения будущей церкви. Одному из жителей деревни явилась икона Казанской Божией Матери, которая помогла спасти село от беды. Вскоре после ее обретения, на месте явления иконы забил целебный источник, а самому образу стали приписывать многочисленные чудеса. Согласно преданию, не раз чудотворный образ Богородицы спасал село и город от страшных бед и эпидемий.

Чудеса, творимые иконой, продолжались на протяжении всего XVII столетия, и однажды церковное руководство решило перенести образ в Уфу, а в селе оставить точную копию иконы. Постепенно все смешалось в сознании людей и они перестали различать, которая из икон является оригиналом, а которая - копией. Каждый год к месту обретения иконы и целебному источнику совершались многотысячные крестные ходы, а икону стали почитать настолько, что буквально обвешали ее дарами и драгоценными камнями. Но в 1930-е годы случилась беда - обе иконы исчезли бесследно, сохранившись только в память народа.

Первый Богородско-Уфимский храм был построен в 1725-1727 годах - это была деревянная церковь, простоявшая чуть более ста лет и сгоревшая в пожаре 1873 года. Однако довольно скоро был построен и освящен новый кирпичный храм. В 1933 году церковь была закрыта и перестроена - разобраны боковые главы и колокольня, а здание передано школе для умственно-отсталых детей. Церковь получила храм в свое ведение только в 1990 году.

Рождество-Богородицкий храм

Рождество-Богородицкий храм является одним из красивейших архитектурных памятников Уфы и ее главным православным храмом. Строительство собора началось в 1889 году, однако вскоре работы приостановилось по причине нехватки средств. Неизвестно сколько лет тянулся бы этот процесс, если бы на помощь епархии не пришел известный уфимский купец и Н.М. Патокин. Он выделил необходимую сумму и храм был возведен.

Церковь была построена из кирпича, как и трехъярусная колокольня. Купола были обиты железом и увенчаны железными крестами, покрытыми бронзой. В августе 1909 года на колокольню были подняты восемь колоколов, вес самого большого из которых составлял более 50 пудов, а самого маленького - 10 фунтов. Общая высота церкви, включая колокольню, составила 21 сажень, или около 45 метров. В том же году состоялось освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы.

После революции храм не был закрыт и функционировал на протяжении 20-х - начала 30-х годов. Однако в 1934 году власти города закрывают церковь, а все церковное имущество к тому времени уже было разграблено. Старожилы вспоминают, что в разное время в здании размещалась тюрьма, небольшой завод, а затем кинотеатр. Только в 1991 году храм был возвращен Русской православной церкви и после продолжительной реконструкции открыл свои двери для верующих.

Спасский храм

Спасский храм когда-то являлся одним из наиболее выразительных памятников архитектуры в Уфе. Он был построен между 1824 и 1845 годами по аналогии со знаменитым Казанским собором в Петербурге - с колоннадой и двумя колокольнями. Он появился на месте старой деревянной Благовещенской церкви. Иконы для иконостаса были написаны московскими мастерами и выполнены в древневизантийском стиле.

В годы становления советской власти Спасский храм пережил жестокое и кощунственное отношение. Как и множество российских храмов и монастырей, он не был сохранен ни как культовый объект, ни как памятник архитектуры. В 1929 году церковь была закрыта, а в здании храма устроили общежитие техникума. В последующие годы в здании базировалось Управление кинофикации Башкирии, а также столярные мастерские республиканского реставрационного управления.

В годы советской власти были полностью разрушены обе колокольни и колоннада, алтарь и центральный барабан. Здание пришло в аварийное состояние, почти полностью были уничтоже­ны уникальные фрески - и это далеко не полный список разрушений. В наши дни судьба Спасского храма остается неясной, несмотря на то, что он возвращен верующим и богослужения возобновились.


Достопримечательности Уфы

Кафедральный соборный храм Рождества Богородицы построили в конце XIX - начале XX века на средства известного уфимского мецената Никифора Патокина. Собор возвели на одной линии с двумя другими церквями этого района - Сергиевской и Покровской.

В сентябре 1909 года преосвященный епископ Нафанаил освятил приделы храма Рождества Пресвятой Богородицы: южный придел - в честь Архистратига Михаила, северный - в честь Николая Чудотворца.

После революции в здании собора разместился госпиталь для больных и раненых, однако храм оставался действующим. Здесь служили священники-новомученики - Алексей Кулясов и Василий Лезенков.

В апреле 1934 года церковь закрыли, в храме разместили склады и самолетные мастерские. В 50-е годы храм перестроили - сняли главный купол и деревянный барабан (завершение колокольни). До 90-х годов здесь находился кинотеатр «Йондоз».

После возвращения собора Русской православной церкви начались работы по восстановлению храма: здание расширили, колокольню возвратили на прежнее место. Позднее в храме установили новые колокола и поставили мозаичные иконы, рядом с основным зданием появилась церковная лавка и часовня в честь святых мучеников.

Архитектура и интерьер храма

Изначально храм построили в «кирпичном стиле» - узорный темно-красный кирпич церковных стен стал символом возвращения к традициям зодчества допетровской Руси. Соборный храм представлял собой пятиглавое здание с трехъярусной колокольней. Одноглавую церковь венчал деревянный купол, обитый железом. Колокольня включала восемь колоколов разной величины - самый большой из них весил более 800 килограммов.

Современный вид храма отличается от первозданного. Сегодня в Уфе располагается большое здание небесно-голубого цвета с золотыми куполами. Высота собора достигает 21 метра, вместе с колокольней - 47 метров. В отделке стен и пола использовали итальянский розовый камень, а также белый и желтый мрамор из Греции и Пакистана. Мозаика насыщенного изумрудного оттенка - минералы из Италии, а образцы серо-голубых тонов - южноафриканский гранит. Все стены и потолки покрывает затейливая роспись.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook