Житомирский свято-анастасиевский монастырь. Свято-анастасиевский ставропигиальный женский монастырь Молитва преподобномученице Анастасии Римской

Знакомясь с монастырями и историей создания каждого из них, нередко ловлю себя на мысли, что в том, что они существуют – имеется определенный «промысел Божий»: просто так они не появлялись (воссоздавались), а которые образовывались случайно – также незаметно и исчезали; череда исторических событий, в которые они были вовлечены, в какой-то мере была им предопределена заранее...

Как правило, своему «долголетию» такие обители во многом обязаны тем ярким и сильным (или как модно нынче говорить – харизматичным) личностям, которые стояли у истоков их создания, и способности сохранить в себе через годы (десятилетия – столетия) преемственность заложенного и «выкристаллизованного» (за это время) истинного «монастырского духа», притягивающего к себе страждущих найти свое душевное спокойствие. При всём при том, имея зачастую общую схожесть своего устройства (архитектурного, организационного, ландшафтного и т.п.), двух совершенно одинаковых среди них я не встречал… Очевидно, эта их несхожесть и привлекает к ним не только паломников, но и самых простых (даже атеистически воспитанных) людей…

Монастырь, о котором я хотел бы сегодня рассказать, не относится к разряду известных и узнаваемых – он самый, что ни на есть обыкновенный (если не считать его молодости) , которых не один десяток в Русской Православной Церкви. Однако, несмотря на свой юный возраст, он сумел сформировать своё, несхожее с другими обителями, «лицо», во многом, благодаря Людям, положившим на его Алтарь – кто долгие годы своей жизни, а кто и саму Жизнь…

Посвящение монастыря преподобномученице Анастасии связано с принесением в Житомир в 1860-х годах святыни – главы святой Анастасии Римляныни , о жизни которой стоит вкратце рассказать.

Прп. Анастасия Римляныня родилась и жила в Риме в III веке н.э. В младенчестве она лишилась родителей, и ее взяла под свое покровительство настоятельница женского монастыря, София. Игумения воспитала Анастасию в горячей вере, в страхе Божием и послушании. Как раз в то время императором Декием (Децием Траян) (249-251) началось гонение на христиан и градоначальник Пров, по велению императора, приказал привести к себе святую Анастасию. Благословленная на страдальческий подвиг за Имя Господне своей старицей-наставницей, юная мученица Анастасия смиренно вышла навстречу вооруженным воинам. Пров, увидев ее молодость и красоту, пытался сначала лестью соблазнить ее и заставить отречься от веры Христовой: «Зачем ты губишь свои годы, лишаясь наслаждений? Что за прибыль отдавать себя на мучение и смерть за Распятого? Поклонись нашим богам, будешь иметь благородного мужа, жить в славе и почете» . Святая твердо ответила: «Мой муж, мое богатство, жизнь и мое веселие – Господь мой Иисус Христос, и страхом мучений ты не отлучишь меня от Господа!» Начались жестокие пытки. Святая страдалица мужественно переносила их, славя и воспевая Господа. В ярости палачи отрезали ей язык. Народ, видя бесчеловечные издевательства над святой, вознегодовал, и правители города вынуждены были прекратить пытки, обезглавив мученицу. Тело святой Анастасии было брошено за городом на съедение диким зверям, но Всевышний не допустил глумления над святыми останками. Игумения София, извещенная Господом, нашла истерзанное тело преподобномученицы и с двумя помощниками-христианами предала его земле…

Святые мощи Анастасии Римляныни, доставленные в Житомир, находились в нижнем храме Преображенского кафедрального собора , однако в богоборческие времена они дважды исчезали: первый раз – когда церковь закрыли и осквернили в 1930-е годы (появились только, когда в 1941 году служба в соборе была возобновлена); второй раз, бесследно – когда закрыли храм, после Великой Отечественной войны. Но верующие все же не теряют надежды, что со временем, благодаря неустанной молитве, мощи святой вновь будут обретены.

Другой личностью, во многом определившей рождение данной обители и приложившей к её становлению титанические усилия стала, как я уже говорил, схимонахиня Рафаила . 50 лет она несла в себе невообразимо тяжелый и по человеческим меркам немысленный крест болезней, которые сделали её физически немощной. Однако юная Нина Чернецкая, ставшая инокиней Серафимой, а потом и схимницей Рафаилой, сумела не просто выжить, но жительствовать – активно и полноценно.

Ведя скромный, аскетичный образ жизни, матушка Рафаила своей мудростью, кротостью, любовью и милосердием распространяла духовное покровительство сначала на людей преимущественно своего региона – Житомирской и Киевской областей. Но в последние годы своей жизни, благодаря народной молве, она получила более широкую известность, и к ней уже приезжали страждущие из России, Беларуси, Молдовы и даже стран дальнего зарубежья. По воспоминаниям очевидцев, встречавшийся с ней хотя бы раз, они испытывали непреодолимое желание видеть и слышать её снова. Её советы, помощь и молитвы помогли многим из этих людей сохранить или восстановить спокойствие в душе, вернуться к полноценной жизни, да и сейчас, когда ё уже нет, продолжают помогать...

В настоящее время в монастыре проживают более 40 насельниц (от 14 до 84 лет) – скромных и приветливых (как мне они увиделись), монашеский наряд которых не в силах скрыть их женского обаяния.

Жизнь здесь мало чем отличается от жизни других монастырей, разве что проведением каждодневной заупокойной литии (перед вечерним богослужением) на могиле первой его настоятельницы.

В обители возобновлены традиционные монашеские формы жития и хозяйствования, ведутся самые разные послушания: в церкви, в трапезной, в саду, на огороде. Есть коровницы, златошвейки, певчие.

Монастырский хор подобран из лучших голосов насельниц, которые усердно изучают теорию музыки и сольфеджио, столь необходимые в церковном певческом искусстве. В ближайшем будущем, планируется, что будет здесь открыта регентская школа, а также мастерская церковного шитья.

Ежедневные богослужения в обители проводятся, начиная с 5 часов утра, и как мне показалось – с особым трепетом в душе.

Кроме того, здесь оказывается и благотворительная помощь, предоставляется бесплатное питание неимущим, а также возможность им подзаработать (благо, что работ по обустройству монастыря – более чем достаточно).

Учитывая подвижническую роль обители и заслуги её первой настоятельницы решением Священного Синода УПЦ (МП) от 10 февраля 2011 года (журнал № 7 ) монастырю был предоставлен статус ставропигии .

Теперь несколько слов и больше фотографий об архитектурно-ландшафтом ансамбле Анастасиевской обители.

Монастырь занимает территория примерно в два гектара (а в перспективе, как говорят старожилы, планируется её расширить еще на четыре гектара) . С одной стороны её граница проходит по сосновому бору впритык с грунтовой дорогой, ведущей в ближайшее селение, а северо-восточной стороны – по периметру главного жилого корпуса монастыря.

Обитель встречает всех паломников и посетителей торжественной молчаливостью хвойных деревьев, лёгким птичьим щебетом, а также негромкими голосами нищих, расположенных у Святых врат, и немногочисленных богомольцев.

А взору сразу предстает вознёсшийся к небу строящийся пятиглавый собор.

Архитектурный ансамбль обители в настоящее время еще не полностью сформировался и включает в себя:

собор Анастасии Римляныни , покровительницы Житомира, который является, пожалуй, одним из наибольших по масштабам из нововозводящихся на Украине храмов. Этот храм стал венцом созидательной деятельности и земного пути первой настоятельницы монастыря – схимонахини Рафаилы.

За образец проекта данного собора взят известный храм во имя великомученицы Екатерины в г. Санкт-Петербурге.

Ступени храма и цокольную часть украшают композиции из лезниковского красного гранита (из него же сооружен мавзолей на Красной площади в Москве) . Одних только гранитных балясин под перила лестниц, ведущих к храму, – более 240 штук.

Литые соборные врата с изображениями святой Анастасии и прп. Серафима Саровского (автор – народный художник России Сергей Пресекин , соавтор росписей московского храма Христа Спасителя; скульпторы – члены-корреспонденты Российской академии художеств Алексей Ветшев и Дмитрий Тугаринов) , по заключению экспертной комиссии Фонда содействия скульпторам России «Скульптор», признаны уникальным произведением искусства и занесены в каталог «Искусство России» («Rassion art guide-2009»).

Верхний храм во имя св. Анастасии Рымляныни – имеет позолоченный 11-метровый четырехъярусный иконостас, украшенный резными херувимами.

Нижний храм собора во имя прп. Серафима Саровского , освященный в январе 2010 г. Блаженнейшим Митрополитом Владимиром (Сабоданом) , увенчан резным белокаменным иконостасом.

церковь Сергия Радонежского , оборудованную по типу домовой церкви: несколько палат объединили в одно пространство, арками выделили солею, под «золото» покрыли иконостас, и получилась дивная, тепло расписанная церковь.

Она расположена между келейным корпусом и монастырской трапезной.

Келейный корпус с трапезной и церковью Сергия Радонежского были созданы на базе бывших лечебных корпусов санатория.

Звонницу , которая представляет собой небольшой колокол, размещенный в чугунном каркасе, сделанном в виде часовенки. Данное сооружение, конечно необходимый атрибут монастырской жизни (извещающий послушниц о предстоящих событиях текущего дня) , но сооружение это временное, поскольку, как мне известно, уже имеются эскизы будущей часовни, которые будут реализовываться в жизнь после завершения работ над собором.

Церковную лавку . Это здание, стилизованное под монастырскую ограду с башенками, расположено при входе у Святых врат. В период моего посещения обители, работы по его отделке не были завершены, но при солнечном свете оно привлекало к себе внимание играющими на свету внутри помещений витражными стеклами с выложенными в них образами Иисуса и святых отцов. Пока здание не введено в эксплуатацию действующая церковная лавка (довольно-таки неплохая) разместилась в храме Серафима Саровского;

По периметру территории обитель ограждена надежной монастырской стеной (846 метров) , которая скрывает повседневную жизнь монастыря от любопытствующих и часто праздных взоров случайных прохожих.

С противоположной стороны от Святых врат, в монастырской стене имеется тыльный (запасной) вход , закрытый для посетителей обители.

На каждом из углов монастырской стены расположены декоративные башенки-часовни , что само по себе уже является необычным архитектурным решением. Единственное, что мне не удалось – это узнать, в честь кого они были освящены, а также зайти внутрь этих сооружений, поскольку они были закрыты…

К сожалению, мне нигде не удалось найти официальных схем архитектурного ансамбля монастыря, поэтому изучал его устройство предварительно – из опубликованных источников, а также в ходе посещения обители. Исходя из этого, предназначение ряда монастырских сооружений я определял или со слов сторожил, насельниц, или собственных умозаключений (поскольку соваться с частыми расспросами к «местному населению», возможно, было бы не правильно ими растолковано) .

Еще одно сооружение, расположенное за строящимся собором Анастасии Рымляныни, судя по имеющему статусу монастыря (ставропигия) и внешнему виду, является Митрополичьими покоями (или домом настоятельницы ), поскольку для остановки, работы и отдыха в обители Блаженного Митрополита и Патриарха должно иметься отдельное сооружение. Работы в нём в настоящее время также ещё полностью не завершены;

Жизнь, как говорится, берёт свое: кто-то приходит в неё, кто-то уходит… Поэтому на территории обители со временем появилось и своё небольшое (всего шесть могил) монастырское кладбище , на котором нашли свой земной покой

том числе первая настоятельница монастыря схимонахиня Рафаила и духовник Житомирской епархии игумен Лазарь (Чернецкий).

А рядом с могилами расположена поминальная беседка , где можно поставить свечку об усопших и поразмыслить о Вечном… Тем более, что надпись, на могиле первой настоятельницы (написанная ею и завещанная быть помещенной здесь) к тому располагает: «Здесь тлеет сердце, которое часто билось от неописуемой радости, часто страдало от скорби безмерной: его радость была о Господе, а печаль – о грехах и немощах своих. Прохожий, здесь учись жить и умирать!»

В перспективе, после расширения территории монастыря, погост обители планируется перенести дальше за ограду.

Значительную часть территории нынешнего монастыря занимает хозяйственная зона с различными хозяйственными постройками (складами, коровником, котельной, колодцем и другими сооружениями) , а также фруктовым садом и огородом .

Особое бросается в глаза ландшафтное обустройство обители и это неудивительно, поскольку и композиция из зеленых насаждений вокруг монастырского собора и цветники, спланированы здесь главным флористом-биологом известной усадьбы-заповедника графов Потоцких

В углу будущей парковой зоны, недалеко от башенки-часовни у монастырской стены уже сейчас установлен поминальный крест , как напоминание обо всех невинных жертвах, сложивших свою голову на многострадальной украинской земле;

Особый уют монастыря придают его дорожки , часть из которых не асфальтирована, а просто отсыпана гравием и по ходу оплетена изгородью из прутьев.

Об этом монастыре, честно говоря, я узнал случайно. Зная, что буду проездом в этих местах, решил в рамках «культурной программы» посмотреть наиболее интересные и значимые достопримечательности Житомира и его окрестностей. Найдя и прочитав информацию об этом монастыре, она мне показалась интересной, как и судьба мудрой и мужественной женщины, стоявшей у истоков его создания. Позже, я нисколько не пожалел о потраченных километрах пути и времени на эту поездку. Посетив обитель, я не только соприкоснулся к процессу ее становления, но и открыл для себя ещё одно замечательное место на Земле, где хотя бы на время невольно забываешь обо всей мирской суете и повседневных заботах, где созерцая окружающую тебя гармонию природы и человеческого труда есть возможность лишний раз подумать о самом важной в нашей жизни…

Житомирский женский монастырь Святой Анастасии Римлянки Московского патриархата
Этот монастырь был создан не так давно, в конце ХХ века, силами схимонахини Рафаилы.
Монастырь был открыт Священным Синодом УПЦ 30 марта 1999 г. и расположен на окраине Житомира, на руинах бывшей графской усадьбы, где в советские времена действовал противотуберкулезный санаторий.
На данный момент это единственный монастырь в городе Житомир. Территория монастыря примерно в два гектара. Сейчас в обители трудится около 30 сестер. В одном из старых корпусов обустроен храм прп. Сергия Радонежского, на территории построена колокольня.
Монастырский храм обустроен по принципу домовой церкви: несколько помещений объединили в одно пространство, арками выделили солею (внешнюю сторону алтаря), под золото покрыли иконостас. Привлекает верующих икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Есть в храме также и деревянный ковчежец с мощами святых.
Все богослужения совершаются в храме преподобного Серафима Саровского. Настоятель - архиепископ Житомирский и Новоград-Волынский Гурий (Кузьменко).
В августе 2002 года заложен собор св. прмц. Анастасии Римляныни, покровительницы Житомира, с нижним приделом преподобного Серафима Саровского.
О монастыре: http://www.zhytomyr-monastyr.org/o-monastyre , http://www.pravoslavie.ua/monasteries/region-gitomerskaya/Zhitomir/311

ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ

Неподалеку от Житомира, на развалинах бывшей графской усадьбы, где в советские годы располагался противотуберкулезный санаторий, сегодня развивается женский монастырь святой преподобномученицы Анастасии Римляныни. Трудами и молитвами кротких инокинь здесь появились аккуратные келии, небольшой храм и красивейший собор. Район этот носит поэтическое название Малеванка.

Огонек живой веры зажегся здесь еще весной 1999 года. С тех пор сестры монастыря постоянно чувствуют незримое присутствие своей небесной покровительницы – Анастасии Римляныни, которая является и покровительницей Житомира.

Святая Анастасия жила во дни царя Декия и его соправителя Валериана. После смерти родителей ее воспитывали в женском монастыре, находящемся неподалеку от Рима, в уединенном месте. Едва достигнув совершеннолетия, девушка стала настолько красивой, что многие знатные римляне страстно желали взять ее в жены. Но подвижница, отвергнув мирские блага, ушла в монахини. Возмущенные язычники попытались оклеветать ее перед военачальником Провом. «Эта девица, – говорили они, – не только не хочет иметь мужа, но и над образом жизни нашей надругается, насмехается над богами нашими и верует в Распятого».

Услышав о красоте юной монахини, военачальник приказал своим слугам немедленно привести ее. Ворвавшись в монастырь, они наложили на шею девушки железные цепи и потащили ее в город.
Желая пощадить Анастасию, военачальник Пров посоветовал ей поклониться языческим «богам» и выйти замуж «за мужа высокородного, близкого к царскому престолу» (возможно, он имел в виду себя). Когда же святая отказалась от всех прелестей мирской жизни, ее растянули и привязали к четырем столбам головой вниз, били палками и жгли огнем. Но вместо стона она молилась. Тогда палачи привязали ее к колесу и, вращая, переломали все кости. Анастасия снова обратилась ко Господу, и – колесо вдруг остановилось, а она, отвязанная невидимой силой, встала совершенно здоровой и невредимой. Увидев такое чудо, военачальник не образумился, но, наоборот, усилил мучения: Анастасии строгали ребра, вырвали язык и в конце концов отрубили голову. Святое тело выбросили на съедение зверям, но оно сохранилось неприкосновенным: верующие собрали отсеченные части и спрятали в укромном месте…

В 60-х годах XIX века честная глава святой Анастасии прибыла в Житомир: как дар от Антиохийского Патриарха Иерофея ее привез Архиепископ Волынский и Житомирский Модест (Стрельницкий). До революции святыня находилась в нижнем храме Свято-Преображенского собора. По молитвенным обращениям к святой Анастасии Римляныне происходило множество чудес и исцелений. К чудотворным мощам приезжали паломники не только с Волыни, но и из Казани, Санкт-Петербурга, Варшавы… Здесь благословляли депутатов от Волынского края в Государственную Думу, встречали новый год ученики церковно-приходских школ, молились новобранцы перед отправкой на фронты Первой мировой.

В годы большевистских гонений Свято-Анастасиевскую церковь осквернили и закрыли. Честная глава таинственно исчезла и появилась только в 1941 году, когда Богослужения в обители возобновились.
Вторично она скрылась в то время, когда вновь стали закрывать храмы. Верующие житомиряне надеются, что со временем мощи святой Анастасии снова будут обретены. Возможно, искренняя молитва насельниц недавно открывшегося Свято-Анастасиевского женского монастыря поможет осуществиться этой надежде и Господь снова явит честную главу преподобномученицы Анастасии.

Монастырская территория составляет примерно два гектара. Монастырский храм оборудован по типу домовой церкви: несколько палат объединили в одно пространство, арками выделили солею (внешняя сторона алтаря), под золото покрыли иконостас – и получилась дивная, великолепно расписанная церковь. Своей красотой также поражает икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Есть в храме и небольшой деревянный ковчежец с мощами святых.

Сейчас в монастыре идет строительство собора. Сестры этой обители иногда приезжают в Киево-Печерскую Лавру и смиренно просят подаяние на строительство храма. Многие опускают в деревянный ящичек свою скромную лепту. Из таких вот пятачков да гривенников и растут величественные стены собора.

О том, как строился собор, рассказывать надо отдельно. Среди духовных чад основательницы монастыря матушки Рафаилы были люди и весьма состоятельные, и занимающие высокие посты на Украине и в России. Так, когда матушка по настоянию врачей проходила лечение в Ялте, мэр города, узнав о ее приезде и познакомившись с ней, готов был оставить все свои административные дела и находиться при схимнице неотлучно.
Чтил матушку и известный в России барон и меценат Эдуард фон Фальц-Фейн, который при поддержке посла РФ на Украине Виктора Черномырдина содействовал в изготовлении и доставке художественной работы литых соборных врат с изображениями святой Анастасии и преподобного Серафима Саровского (автор – народный художник России Сергей Пресекин, соавтор росписей московского храма Христа Спасителя; скульпторы – члены-корреспонденты Российской академии художеств Алексей Ветшев и Дмитрий Тугаринов). Двери, по заключению экспертной комиссии Фонда содействия скульпторам России «Скульптор», признаны уникальным произведением искусства и занесены в каталог «Искусство России» ("Rassion art guide-2009").

Нижний храм собора – во имя преподобного Серафима Саровского – увенчан резным иконостасом, а верхний позолоченный 11-метровый четырехъярусный иконостас будет украшен резными херувимами. За образец проекта монастырского собора взят известный храм во имя великомученицы Екатерины в Санкт-Петербурге архитектора Константина Тона. Ступени храма и цокольную часть украшают композиции из лезниковского красного гранита (из него сооружен мавзолей на Красной площади в Москве); одних гранитных балясин под перила лестниц, ведущих к храму, будет более 240. Композиции из зеленых насаждений вокруг собора планировал главный флорист-биолог известной усадьбы-заповедника графов Потоцких «Софиевка» в Умани. Этот чудо-собор есть своеобразное отражение духовного величия основательницы монастыря матушки Рафаилы. По слову царя Давида, «свят храм Твой, дивен в правде» (Пс. 64: 5-6).

«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите (1 Фес. 5, 18)» – таков принцип жизни насельниц этого удивительного монастыря. Здесь говорят негромко, но всегда отчетливо. Между собой все очень близки, но обращаются друг к другу на «вы». Они знают, для чего пришли в этот неотмирный мир. Сюда, к островам чудесной силы, стекается людской поток.

Адрес монастыря: 10000, г. Житомир, ул. Сосновая, 13а. Тел.: 24-56-56

официальный веб-сайт: www.zhytomyr-monastyr.org

Подготовлено по материалам православной газеты "Благовест" и информационного ресурса pravoslavie.ua.

Фото: пресс-служба Житомирской епархиии.

Свято-Анастасиевский монастырь в Житомире за свое сравнительно недолгое существование уже успел стать одним из самых посещаемых монастырей среди паломников. Играет он не последнюю роль и в жизни местных жителей.

История Анастасиевского монастыря

Свято-Анастасиевский монастырь был построен в 1999 году. Разместился он на окраине Житомира на месте старого санатория. На строительство храма выделялись средства из городской казны. Большую часть жертвовали прихожане. В одном из старых корпусов был обустроен храм Сергия Радонежского. А в 2002 году на монастырской территории появился еще и собор Анастасии Римлянины с нижним приделом преподобного Серафима Саровского. Все здания были объединены в одно пространство арочными переходами и соединениями.

Свято-Анастасиевский монастырь – женский монастырь. Здесь хранятся мощи некоторых пресвятых великомучениц. Большая часть святынь была перенесена сюда из разных уголков Житомира. Посетители храмовой части монастыря смогут увидеть не только остатки мощей, но и несколько уникальных икон, побывать в кельях монахинь. Также поражает воображение внутренне убранство храмов. Центром является позолоченный иконостас.

  • Свято-Анастасиевский монастырь – первый женский монастырь в Житомирской области;
  • Анастасия Римлянина, в честь которой посвящен храм, также является покровительницей Житомира;
  • с некоторыми реликвиями монастыря связано несколько загадочных историй.

Как добраться к монастырю

С центрального автовокзала отходят маршрутки в направлении Малеванки (район

Понравилось? Лайкни нас на Facebook