Военно морские силы азербайджанаг. Военно-морские силы азербайджана

ВМС Азербайджана получат новые подлодки
В ближайшие три года ВМС Азербайджана усилятся подводными лодками.
Как передает Vesti.Az со ссылкой на AzeriDefence.com, по заказу Азербайджана в одной из зарубежных стран изготовляются подводные лодки, приспособленные к условиям Каспия.
Отметим, что эти подлодки современнее и превосходят по ряду показателей иранские Kilo.
В настоящее время на вооружении ВМС Азербайджана имеют подводные лодки Triton-2M.

В настоящее время ВМС Азербайджана включают бригаду надводных кораблей, состоящую из дивизиона охраны водного района, дивизиона десантных кораблей, дивизиона тральщиков, дивизиона поисково-спасательных судов, дивизиона учебных судов. Есть также отдельные отряды вспомогательных судов (по другим данным, дивизион охраны водного района в настоящее время преобразован в бригаду, а в бригаду надводных кораблей введен дивизион «сторожевых кораблей»).
Практически все корабли и суда базируются в Баку. В состав ВМС входят батальон морской пехоты и морской диверсионно-разведывательный центр специального назначения – войсковая часть 641 (отряд боевых пловцов) в районе Зых на окраине Баку. На вооружении в/ч 641 состоят оставленные Азербайджану сверхмалые подводные лодки (групповые носители боевых пловцов) типа «Тритон-1М» и «Тритон-2», а также индивидуальные подводные средства движения водолазов-разведчиков.
Из доставшихся Азербайджану боевых кораблей Краснознаменной Каспийской флотилии наиболее крупным был сторожевик «Бакинец» проекта 159А. Однако освоить эксплуатацию этого дизель-газотурбинного противолодочного СКР ВМС Азербайджана не удалось. Об этом наглядно свидетельствует жалкий вид корабля (бортовой номер 404), пришвартованного – во всяком случае, до недавнего времени – к стенке военного судоремонтного завода (бывший СРЗ № 23 ВМФ СССР) в Баку. Впрочем, с помощью западных и восточных друзей СКР прошёл полный капремонт с заменой двигательной установки. Так же в ходе ремонта были сняты 400-мм торпедные аппараты и РБУ-6000, а за рубкой установлены два 30-мм автомата АК-230. По азербайджанской национальной классификации, прежний сторожевик отнесен к классу фрегатов (по-азербайджански «фрекат»), хотя это скорее корвет.

флагманский корабль ВМС Азербайджана СКР "G-121 Гусары", бывший СКР проекта 159А "СКР-16 Бакинец"

С ракетного катера проекта 205У (бывший Р-173) азербайджанцы сняли контейнерные пусковые установки противокорабельных ракет П-15У, и теперь он составляет одну группу сторожевых катеров с довольно слабым артиллерийским вооружением – по паре 30-мм спаренных зенитных автоматов АК-230 на каждом – вместе с двумя катерами проекта 205П (бывшие АК-234 и АК-374). Еще два или три катера проекта 205П входят в состав береговой охраны морских частей пограничных войск Азербайджана. Видимо, ввиду отсутствия противолодочных торпед и специалистов по их применению и обслуживанию с катеров проекта 205П, по сведениям автора, сняты 400-мм торпедные аппараты.

патрульный корабль "Р-212"
бывший корабль радиационно-химической разведки проекта 1388Р (КРХ-1)

Чтобы пополнить состав корабельных сил, азербайджанцы переоборудовали в сторожевые катера бывший корабль радиационно-химической разведки проекта 1388Р (КРХ-1), установив на нем две 14,5-мм спаренные зенитно-пулеметные установки 2М7 (он получил бортовой номер Р212) и бывший спасательный катер проекта 368У (бортовой номер Р219). Последний вооружили по мобилизационному варианту, предусмотренному для данного проекта. В результате получился эдакий «малый охотник» со спаренными 25-мм зенитным автоматом 2М3М и зенитно-пулеметной установкой 2М7, а также двумя реактивными бомбометными установками РБУ-1200. Есть еще в азербайджанском флоте и патрульный катер (бортовой номер 137) хорошо известного «пограничного» проекта 1400М с 12,7-мм спаренной пулеметной установкой «Утес-М» – бывший АК-55.

патрульный корабль "Р-214"
патрульный корабль "Р-215"
патрульный корабль "Р-216"
бывшие учебные корабли проекта "УК-3" (польской постройки)

Минно-тральные силы ВМС Азербайджана представлены более или менее отвечающими современным требованиям кораблями – тремя базовыми тральщиками проекта 12650 (бывшие БТ-16, БТ-103, БТ-155) и двумя рейдовыми проекта 1258 (бывшие РТ-136 и РТ-473). Возможно, по одному тральщику обоих проектов уже выведены из боевого состава флота, и у него остались только два корабля проекта 12650 (бортовые номера М325 и М326) и один проекта 1258 (борт М237).

тральщик "М-325"; тральщик "М-326"
тральщики проекта 1265 "Яхонт" во время службы в КВФ были "БТ-16" и "БТ-21" соответственно

Некоторые же источники утверждают, что у азербайджанцев имеются не два-три, а четыре тральщика проекта 12650, а также один базовый тральщик проекта 1252 (бывший БТ-177), принадлежащий к малой экспериментальной серии искателей мин – первых в мире стеклопластиковых кораблей противоминной обороны.

тральщик "М-327"; тральщик "М-328"
тральщики проекта 1258 "Корунд" во время службы в КВФ были "РТ-473" и "РТ-136" соответственно


патрульный корабль "Р-217"; патрульный корабль "Р-218"
корабли проекта 722, польской постройки

В группу амфибийных сил флота входят малые десантные корабли – три польской постройки (бывший МДК-107 проекта 771А – D-431, борт 309, бывшие МДК-37 и МДК-687 проектов 770Т и 770МА – D-432 и D-433, борта 291 и 380) и два проектов 106 и 106К, известные среди моряков под непочтительным прозвищем «мыльницы». Дурная слава «мыльниц» на Каспии обязана имевшему место в начале 1960-х гг. случае, когда в ходе учений недалеко от Баку внезапно налетевший шквал утопил несколько таких плоскодонных корабликов с мотострелками и танками на борту. В целом имеющийся в наличии наряд десантных кораблей ВМС Азербайджана может принять на борт 22 танка типа Т-55 или до 800 морских пехотинцев, т.е. их с лихвой хватает на всю азербайджанскую морскую пехоту. Есть также десантный катер проекта 1785 (бывший Д-603), вместимость которого – один танк Т-72 или 20 морпехов.

СДК "D-431"; СДК "D-432"; СДК "D-433"; СДК "D-434"
бывшие СДК КВФ ВМФ СССР пр.770 и 771 ("D-433"), проекты очень схожи между собой. Во время службы в ВМФ СССР корабли носили номера - "СДК-37, СДК-36, СДК-107, СДК-68 соответственно


МДК "D-435"; МДК "D-436"
бывшие МДК пр.106К КВФ ВМФ СССР.

Для обеспечения морской практики курсантов Военно-морской академии Азербайджана используется учебный корабль Т-710 проекта 888, построенный для ВМФ СССР в Польше (бывший «Ока»). Т-710 применяется также в качестве корабля управления. Для учебных целей служат и три учебно-разъездных катера проекта УК-3, также польского происхождения.
Вспомогательный флот ВМС Азербайджана представлен более чем двумя десятками разных судов, из которых можно отметить мелкосидящий танкер проекта 10470, аналогичного типу «Олег Кошевой» (бывший бункеровщик Каспнефтефлота «Свияга»), принятый уже после распада СССР от гражданского флота с присвоением бортового номера А671, малый базовый танкер проекта 1844 (бортовой номер, возможно, Т752), два малых гидрографических судна проектов 871 и 872 (тоже «поляки»), два противопожарных судна (бывшие ПЖС-551 и ПЖС-552) проекта 1893 – еще одно такое судно «Генерал Гамидов» с советских времен имелось в составе морского пожарного отряда МВД Азербайджана, два противопожарных катера проекта 364 (бывшие ПЖК-12 и ПЖК-179), малое кабельное судно (бывшее «Эмба») проекта 1172, построенное в Финляндии (бортовой номер T750) и санитарно-госпитальный катер (с лазаретом на 12 мест) польского проекта СК-620 (бортовой номер 385).

Действующим резервом ВМС Азербайджана является береговая охрана морских пограничных частей страны, организационно включающая бригаду патрульных кораблей. Помимо двух или трех сторожевых катеров проекта 205П, доставшихся от бывшей Бакинской отдельной бригады пограничных сторожевых кораблей КГБ СССР, в ее состав входит списанный Береговой охраной США патрульный катер S-201 постройки 1969 года (бывший «Point Brower» типа «Пойнт» серии «D»). Возможно, американцы подарили Азербайджану еще один «Пойнт». Кроме того, от США получены два-три патрульных катера типа «Силвер Шип 48-футовый» и более мелкие плавсредства.

корабль БОХР "S-004"; корабль БОХР "S-005"; корабль БОХР "S-006"; корабль БОХР "S-007";
бывшие корабли Бакинской пограничной бригады ПСКР МЧПВ КГБ СССР. Корабли проекта 205 были частично разоружены (сняты ТКА) и после передачи продолжили пограничную службу но уже в составе БОХР Азербайджана.


корабль БОХР "S-008"
бывший РКА "Р-173" КВФ ВМФ СССР пр.205. С корабля демонтировали контейнеры ПКР и включили в состав БОХР.


катер БОХР "S-11"; катер БОХР "S-12"
Два небольших катера были переданы в состав БОХР Азербайджана правительством США


корабль БОХР "S-14"
Корабль класса "Поинт" был передан правительством США из состава своего БОХРа, в состав БОХРа Азербайджана.

Недостаток современных пограничных кораблей заставил командование морской пограничной службы Азербайджана принять в состав береговой охраны крупные морские буксиры-снабженцы (водоизмещением порядка 3000 тонн), ранее принадлежавшие Каспнефтефлоту– в какой-то мере это аналоги российских пограничных сторожевых кораблей проекта 745П вдвое меньшего водоизмещения. Речь идет о двух судах польской постройки типа «Вихрь» и «Нефтегаз» (проекты В-92 и В-99) – «S-002» и «S-703». Особенностью этих судов является возможность применения их в качестве вспомогательных десантных транспортов, поскольку они могут использоваться для перевозки войск и боевой техники. Так, на палубе судна типа «Нефтегаз» можно разместить 13 плавающих бронетранспортеров БТР-60/70/80, при этом не исключено десантирование подобной бронетехники сходом в воду с кормы. Во всяком случае, этот прием отрабатывался на учениях во времена существования СССР.

корабль БОХР "S-701"; корабль БОХР "S-002" ; корабль БОХР "S-003" ;
Бывшие буксиры-снабженцы переданные из Каспнефтефлота в состав БОХР Азербайджана.


корабль БОХР "S-703"
Бывший буксир-снабженец переданный из Каспнефтефлота в состав БОХР Азербайджана.

Мобрезервом ВМС следует считать самый крупный на Каспии коммерческий флот Азербайджана. Это более полусотни судов водоизмещением от 1000 брт и более, в том числе роллеры «Бестекар Кара Караев» и «Бестекар Фикрет Амиров», могущие перевозить войска и военную технику. Достаточно отметить, что вместимость каждого роллера составляет 84 грузовика типа «КамАЗ». Есть также 14 сухогрузов и 40 танкеров. Сюда следует также прибавить суда азербайджанского рыболовного и технического гражданского флота – потенциальные вспомогательные тральщики, патрульно-дозорные корабли, спасатели.

В ВМС Азербайджана текущий этап.

25 июня 2015 года Президент Азербайджана Ильхам Алиев принял участие в открытии новой базы Военно-Морских Сил в поселке Пута Гарадагского района Баку состоялось открытие новой базы и Н-ской воинской части Военно-морских сил.

Текущий вид базы, видно, что строительство ее еще не закончено.


Другой вид базы

Строительство административных, служебных зданий, сооружений новой базы Военно-морских сил, являющейся самым крупным и современным военным объектом в Каспийском бассейне, и Н-ской воинской части началось в октябре 2010 года.


Схема базы.

Личный состав ВМС на плацу.

Командный пункт базы осуществляет управление Военно-морскими силами, создает все возможности для осуществления контроля за надводной обстановкой в принадлежащем Азербайджанской Республике секторе Каспийского моря. Оперативные данные о надводной обстановке принимаются в пункте посредством радиолокационных станций, установленных на принадлежащих Военно-морским силам береговых и островных радиотехнических постах. Все обнаруженные цели отражаются на мониторах в режиме реального времени. Данные, полученные от береговой охраны Государственной пограничной службы и Государственной морской администрации в связи с надводной обстановкой в принадлежащем Азербайджану секторе Каспийского моря, также собираются на командном пункте Военно-морских сил, анализируются и принимается соответствующее решение. Установка здесь оборудования, основанного на самых современных технологических новшествах, позволяет построить работу пункта на высоком уровне.


На отведенном в поселке Пута Гарадагского района земельном участке площадью 254,5 гектара созданы штабные здания, 2 служебных жилых здания, 10 прибрежных матросских общежитий, солдатские столовые, контрольно-пропускные пункты, котельная и банно-прачечный комплекс, причалы для кораблей, автостоянки ангарного типа для Военно-морских сил и воинской части.

Также имеется хорошо оборудованная поликлиника. В которой можно проводить как лечение, так и обследование солдат и офицеров. В поликлинике созданы 11 функциональных отделений и 4 функциональных кабинета. Функционирующие здесь кабинеты офтальмологии, физиотерапии, неврологии, ЛОР, стоматологии, хирургии, терапии, ультразвукового исследования, дерматологии и рентген-кабинет оснащены современным медицинским техническим оборудованием. В поликлинике также созданы лаборатория, где будут проводиться биохимические, химические и серологические обследования, процедурные, аптека, столовая. В этом медицинском учреждении есть также 7 палат на 32 койки. Созданные в палатах условия позволяют проводить лечение военнослужащих на высоком уровне.

На территории базы построены два пятиэтажных здания для личного состава Военно-морских Сил страны. В каждом из пятиблочных зданий имеется 50 трехкомнатных квартир. Общая площадь каждой квартиры, оснащенной всем необходимым инвентарем, превышает 110 квадратных метров. Оба здания снабжены централизованной системой вентиляции. На прилегающей территории проделана широкомасштабная работа по благоустройству, проведено озеленение, созданы уголки отдыха.

На втором этапе строительства воинской части планируется создание участков технического обслуживания и ремонта кораблей и автомобилей, дополнительных причалов, складов, дома офицеров, детского сада и школы, клуба и спортивного городка.

Корабли ВМС

СКР G121 - бывший сторожевой корабль СКР-16 «Бакинец»
Штабной корабль Т710 - бывший учебный корабль «Ока»


Еще вид на корабли.

İlham Əliyev Qaradağ rayonunda Hərbi Dəniz Qüvvələrinin yeni bazasının və “N” saylı hərbi hissənin açılışında iştirak edib. Ilham Aliyev attended the opening of a naval base.

В поселке Пута Гарадагского района Баку состоялось открытие новой базы и Н-ской воинской части Военно-морских сил Азербайджана. В открытии принял участие Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами Азербайджанской Республики Президент Ильхам Алиев.


Министр обороны, генерал-полковник Закир Гасанов отдал рапорт Верховному главнокомандующему Ильхаму Алиеву.


Глава государства возложил цветы к памятнику общенациональному лидеру Гейдару Алиеву.


Министр обороны Закир Гасанов проинформировал Верховного главнокомандующего, Президента Ильхама Алиева о проделанной работе. Было отмечено, что строительство административных, служебных зданий, сооружений новой базы Военно-морских сил, являющейся самым крупным и современным военным объектом в Каспийском бассейне, и Н-ской воинской части началось в октябре 2010 года. Здесь проделана широкомасштабная работа для достойного исполнения личным составом служебных обязанностей и улучшения социально-бытовых условий членов их семей.


Президент Азербайджана разрезал ленту в знак открытия.


В здании штаба Военно-морских сил Азербайджана созданы комнаты дежурного, для занятий, приема граждан, гостевая, конференц-зал, отделы комплектации, морского наблюдения и пр., а также станция фельдъегерской почтовой связи, буфет.


Президент Ильхам Алиев был проинформирован о командном пункте Военно-морских сил. Этот пункт осуществляет управление Военно-морскими силами, создает все возможности для осуществления контроля за надводной обстановкой в принадлежащем Азербайджанской Республике секторе Каспийского моря.


Оперативные данные о надводной обстановке принимаются в пункте посредством радиолокационных станций, установленных на принадлежащих Военно-морским силам береговых и островных радиотехнических постах. Все обнаруженные цели отражаются на мониторах в режиме реального времени.


Данные, полученные от береговой охраны Государственной пограничной службы и Государственной морской администрации в связи с надводной обстановкой в принадлежащем Азербайджану секторе Каспийского моря, также собираются на командном пункте Военно-морских сил, анализируются и принимается соответствующее решение.


Затем глава государства встретился с военнослужащими. Начальник штаба Военно-морских сил Шахин Мамедов отдал рапорт главе государства. Президент Ильхам Алиев поприветствовал солдат.


Прозвучал государственный гимн Азербайджанской Республики. Президент, Верховный главнокомандующий Ильхам Алиев выступил на церемонии с речью.


Затем была сделала фотография на память.


После этого глава государства побывал в солдатском общежитии воинской части.


Для личного состава воинской части построены общежития. В трехэтажных зданиях созданы все необходимые условия для проживания солдат и офицеров, их отдыха, эффективной организации досуга.


В солдатских общежитиях также есть классные комнаты, оснащенные необходимыми военно-техническими средствами. Созданные здесь условия еще раз подтверждают, что с наращиванием экономической мощи Азербайджанского государства реализуются важные проекты, направленные на дальнейшую модернизацию военной сферы, улучшение условий службы солдат и офицеров.


Верховный главнокомандующий был проинформирован о бронетранспортере «Леопард-2». Эта бронемашина, оснащенная автоматической коробкой передач, гидравлическим рулевым механизмом, произведена в Азербайджане. Бронетранспортер, легко преодолевает во время боя естественные и искусственные препятствия.


Глава государства ознакомился с условиями, созданными в поликлинике Военно-морских сил. В фойе здания поликлиники представлены фото, отражающие встречи Гейдара Алиева и Ильхама Алиева с солдатами и офицерами. Здесь можно проводить как лечение, так и обследование солдат и офицеров.


В поликлинике созданы 11 функциональных отделений и 4 функциональных кабинета. Функционирующие здесь кабинеты офтальмологии, физиотерапии, неврологии, ЛОР, стоматологии, хирургии, терапии, ультразвукового исследования, дерматологии и рентген-кабинет оснащены современным медицинским техническим оборудованием.


В поликлинике также созданы лаборатория, где будут проводиться биохимические, химические и серологические обследования, процедурные, аптека, столовая. В этом медицинском учреждении есть также 7 палат на 32 койки. Созданные в палатах условия позволяют проводить лечение военнослужащих на высоком уровне.


На отведенном в поселке Пута Гарадагского района земельном участке площадью 254,5 гектара созданы штабные здания, 2 служебных жилых здания, 10 прибрежных матросских общежитий, солдатские столовые, контрольно-пропускные пункты, котельная и банно-прачечный комплекс, причалы для кораблей, автостоянки ангарного типа для Военно-морских сил и воинской части.


Побывав на причале, Президент Ильхам Алиев ознакомился с кораблем управления Военно-морских сил ARG T710 (проект 888 польской постройки, бывший "Ока"). На корабле созданы необходимые условия для проживания, отдыха личного состава и несения службы. Имеющиеся на корабле устройства позволяют добиться высоких результатов при выполнении поставленных перед личным составом боевых и оперативных заданий.


Глава государства был проинформирован о главном командном пункте на корабле.


Было отмечено, что главный командный пункт обеспечивает управление кораблем, его безопасность в условиях навигации и ограниченной видимости в море. Отсюда осуществляется также управление всем оружием и техническими средствами, выполнением боевых и огневых заданий.


Здесь установлено новейшее технологическое оборудование для управления главными двигателями и штурвалом в целях приведения корабля в действие и регулирования его направления. Показатели, обозначенные всеми приборами, отражаются на электронной карте.


На втором этапе строительства воинской части планируется создание участков технического обслуживания и ремонта кораблей и автомобилей, дополнительных причалов, складов, дома офицеров, детского сада и школы, клуба и спортивного городка.


Затем Верховный главнокомандующий ознакомился с условиями, созданными в штабе и матросском общежитии воинской части Военно-морских сил. Это здание предусмотрено для деятельности штаба воинской части и проживания матросов. Здесь 4 комнаты на 8 человек каждая.

В комнатах созданы все условия для проживания, отдыха военнослужащих и эффективного проведения ими досуга. В распоряжение солдат будут переданы комнаты бытового обслуживания и классы, компьютерный зал.


Президент Ильхам Алиев также был проинформирован о жилых зданиях, построенных для личного состава Военно-морских сил. На территории построены два пятиэтажных здания. В каждом из пятиблочных зданий имеется 50 трехкомнатных квартир.

Общая площадь каждой квартиры, оснащенной всем необходимым инвентарем, превышает 110 квадратных метров. Оба здания снабжены централизованной системой вентиляции. На прилегающей территории проделана широкомасштабная работа по благоустройству, проведено озеленение, созданы уголки отдыха.

Затем глава государства ознакомился с условиями, созданными в котельной и банно-прачечном комплексе. Этот комплекс также создан на современном уровне.


В ходе ознакомления со столовой воинской части Верховный главнокомандующий был проинформирован о кухне для приготовления пищи в полевых условиях, специальной посуде для кипячения воды, приготовления пищи и хлеба в полевых условиях, холодильниках для транспортировки готовой еды, а также добавках, включаемых в последнее время в рацион питания военнослужащих. Было отмечено, что в столовой одновременно могут питаться три тысячи человек.


Президент Ильхам Алиев также посмотрел хлебопекарный цех. Было отмечено, что данный цех позволяет полностью удовлетворять потребности личного состава воинской части в хлебе.





Подробней -

Военно-морским силам Азербайджана исполнилось 15 лет.

Катер проекта 10410. Фото из энциклопедии «Оружие и технологии России»Об авторе: Константин Чуприн - журналист.


Из обретших независимость союзных республик распавшегося СССР – соседей России по Каспию только Азербайджан имел некоторое право на свою долю в кораблях и имуществе Каспийской флотилии советского ВМФ. Это объясняется не только тем, что ее главной базой был Баку, но и определенными историческими предпосылками.

ДВА РОЖДЕНИЯ

В 1918 году практически вся Каспийская флотилия рухнувшей Российской империи перешла под юрисдикцию мусаватистской Азербайджанской республики. В состав ее военно-морских сил вошли мореходные канонерские лодки «Карс» и «Ардаган», посыльные суда «Астрабад» и «Геок-Тепе», гидрографическое судно «Аракс» и портовый буксир «Баилов». Затем англичане передали Азербайджану часть своих боевых кораблей и вспомогательных плавсредств – некогда русских коммерческих судов, вооруженных и соответствующим образом переоборудованных.

Однако офицеры-азербайджанцы – в недавнем прошлом моряки торгового флота – явно тяготились службой. Не лучше относились к ней и оставшиеся на кораблях немногочисленные русские офицеры, а уж о нижних чинах и говорить было нечего. С такими экипажами корабли и вспомогательные суда под флагом с полумесяцем и восьмиконечной звездой практически потеряли боеспособность.

Весной 1920 года азербайджанские ВМС поддержали местных большевиков, при прямой поддержке советской России поднявших восстание против мусаватистов, и были переименованы в Красный флот Советского Азербайджана, который возглавил коммунист инженер Чингиз Ильдрым. Летом 1920-го этот флот вошел в состав Морских сил Каспийского моря (с 1931 года – Каспийская флотилия).

Раздел Краснознаменной Каспийской флотилии бывшего ВМФ СССР между Баку и Москвой состоялся в июле 1992 года, и с этого времени началась новая история национальных военно-морских сил Азербайджана. Нынешняя численность их личного состава – порядка 2500 человек. Показатель, конечно, скромный, если учесть, что вооруженные силы страны насчитывают свыше 70 тыс. военнослужащих (а с военизированными формированиями значительно больше). Но, например, в ВМС Бельгии служит практически столько же моряков.

Система воинских званий азербайджанских военных моряков советско-российская: дянизчи – матрос, баш дянизчи – старший матрос, учюнчжи, икинчжи, биринчжи – соответственно старшины 3-й, 2-й и 1-й статьи, кичик (младший) мичман, мичман, баш (старший) мичман, кичик (младший) лейтенант, лейтенант, баш (старший) лейтенант, капитан-лейтенант, учюнчжи дярячжяли капитан (капитан 3 ранга), икинчжи дярячжяли – капитан 2 ранга, биринчжи дярячжяли – капитан 1 ранга, контр-адмирал, вице-адмирал и адмирал.

В настоящее время ВМС Азербайджана (командующий – вице-адмирал Шахин Султанов) включают бригаду надводных кораблей, состоящую из дивизиона охраны водного района, дивизиона десантных кораблей, дивизиона тральщиков, дивизиона поисково-спасательных судов, дивизиона учебных судов. Есть также отдельные отряды вспомогательных судов (по другим данным, дивизион охраны водного района в настоящее время преобразован в бригаду, а в бригаду надводных кораблей введен дивизион «сторожевых кораблей»).

Практически все корабли и суда базируются в Баку (исторический военно-морской район Баилов). В состав ВМС входят батальон морской пехоты и морской диверсионно-разведывательный центр специального назначения – войсковая часть 641 (отряд боевых пловцов) в районе Зых на окраине Баку. Уместно подчеркнуть, что в становление отряда азербайджанских боевых пловцов, созданного на материально-технической базе морского разведывательного пункта Каспийской флотилии, где также готовился иностранный спецконтингент, внесли большой личный вклад его бывший командир (1969–1983 гг.) капитан 1 ранга в отставке Виталий Пашиц и некоторые другие русские офицеры ВМФ СССР. На вооружении в/ч 641 состоят оставленные Азербайджану сверхмалые подводные лодки (групповые носители боевых пловцов) типа «Тритон-1М» и «Тритон-2», а также индивидуальные подводные средства движения водолазов-разведчиков.

ДОСТАВШИЕСЯ ПО НАСЛЕДСТВУ И ПОДАРЕННЫЕ

Из доставшихся Азербайджану боевых кораблей Краснознаменной Каспийской флотилии наиболее крупным был 1040-тонный сторожевик «Бакинец» проекта 159А. Однако освоить эксплуатацию этого дизель-газотурбинного противолодочного СКР ВМС Азербайджана не удалось. Об этом наглядно свидетельствует жалкий вид корабля (бортовой номер 404), пришвартованного – во всяком случае, до недавнего времени – к стенке военного судоремонтного завода (бывший СРЗ № 23 ВМФ СССР) в Баку. Впрочем, есть сведения о том, СКР поставлен на капитальный ремонт, в ходе которого с него сняты 400-мм торпедные аппараты и РБУ-6000, а за рубкой установлены два 30-мм автомата АК-230. По азербайджанской национальной классификации (а-ля НАТО), прежний сторожевик отнесен к классу фрегатов (по-азербайджански «фрекат»), хотя это скорее корвет.

Как наиболее современный и боеспособный корабль ВМС Азербайджана, если верить, например, российскому справочнику «Военные флоты мира» (издан в 2005 году), оценивается бывший советский пограничный артиллерийско-противолодочный катер проекта 10410 – впрочем, другие источники никак не подтверждают наличия его у этой страны.

Сомнительную боевую ценность имеет противолодочный катер «Араз» – бывший турецкий АB-34 типа «Тюрк» 1969 года постройки (такие же катера ввиду ненадобности для нужд своих ВМС щедрые турки подарили Казахстану и Грузии).

С ракетного катера проекта 205У (бывший Р-173) азербайджанцы сняли контейнерные пусковые установки противокорабельных ракет П-15У, и теперь он составляет одну группу сторожевых катеров с довольно слабым артиллерийским вооружением – по паре 30-мм спаренных зенитных автоматов АК-230 на каждом – вместе с двумя катерами проекта 205П (бывшие АК-234 и АК-374). Еще два или три катера проекта 205П входят в состав береговой охраны морских частей пограничных войск Азербайджана. Видимо, ввиду отсутствия противолодочных торпед и специалистов по их применению и обслуживанию с катеров проекта 205П, по сведениям автора, сняты 400-мм торпедные аппараты, хотя азербайджанцы первоначально отнесли данные боевые единицы к классу «торпедо катерляри».

Чтобы пополнить состав корабельных сил, азербайджанцы переоборудовали в сторожевые катера бывший корабль радиационно-химической разведки проекта 1388Р (КРХ-1), установив на нем две 14,5-мм спаренные зенитно-пулеметные установки 2М7 (он получил бортовой номер Р212) и бывший спасательный катер проекта 368У (бортовой номер Р219). Последний вооружили по мобилизационному варианту, предусмотренному для данного проекта. В результате получился эдакий «малый охотник» со спаренными 25-мм зенитным автоматом 2М3М и зенитно-пулеметной установкой 2М7, а также двумя реактивными бомбометными установками РБУ-1200 – уровень середины 50-х годов прошлого века. Но, как говорится, на безрыбье и рак рыба. Есть еще в азербайджанском флоте и патрульный катер (бортовой номер 137) хорошо известного «пограничного» проекта 1400М с 12,7-мм спаренной пулеметной установкой «Утес-М» – бывший АК-55.

Минно-тральные силы ВМС Азербайджана представлены более или менее отвечающими современным требованиям кораблями – тремя базовыми тральщиками проекта 12650 (бывшие БТ-16, БТ-103, БТ-155) и двумя рейдовыми проекта 1258 (бывшие РТ-136 и РТ-473). По-азербайджански тральщики называются «минатуфан гямиси».

Возможно, по одному тральщику обоих проектов уже выведены из боевого состава флота, и у него остались только два корабля проекта 12650 (бортовые номера М325 и М326) и один проекта 1258 (борт М237). Некоторые же источники утверждают, что у азербайджанцев имеются не два-три, а четыре тральщика проекта 12650, а также один базовый тральщик проекта 1252 (бывший БТ-177), принадлежащий к малой экспериментальной серии искателей мин – первых в мире стеклопластиковых кораблей противоминной обороны.

В группу амфибийных сил флота входят малые десантные корабли («десант гямиси») – три польской постройки (бывший МДК-107 проекта 771А – D-431, борт 309, бывшие МДК-37 и МДК-687 проектов 770Т и 770МА – D-432 и D-433, борта 291 и 380) и два проектов 106 и 106К, известные среди моряков под непочтительным прозвищем «мыльницы». Дурная слава «мыльниц» на Каспии обязана имевшему место в начале 1960-х гг. случае, когда в ходе учений недалеко от Баку внезапно налетевший шквал утопил несколько таких плоскодонных корабликов с мотострелками и танками на борту.

В целом имеющийся в наличии наряд десантных кораблей ВМС Азербайджана может принять на борт 22 танка типа Т-55 или до 800 морских пехотинцев, т.е. их с лихвой хватает на всю азербайджанскую морскую пехоту. Есть также десантный катер проекта 1785 (бывший Д-603), вместимость которого – один танк Т-72 или 20 морпехов.

Для обеспечения морской практики курсантов Военно-морской академии Азербайджана используется учебный корабль («идаряэдичи гямиси») Т-710 проекта 888, построенный для ВМФ СССР в Польше (бывший «Ока»). Т-710 применяется также в качестве корабля управления. Для учебных целей служат и три учебно-разъездных катера проекта УК-3, также польского происхождения.

Вспомогательный флот ВМС Азербайджана представлен более чем двумя десятками разных судов, из которых можно отметить мелкосидящий танкер проекта 10470, аналогичного типу «Олег Кошевой» (бывший бункеровщик Каспнефтефлота «Свияга»), принятый уже после распада СССР от гражданского флота с присвоением бортового номера А671, малый базовый танкер проекта 1844 (бортовой номер, возможно, Т752), два малых гидрографических судна проектов 871 и 872 (тоже «поляки»), два противопожарных судна (бывшие ПЖС-551 и ПЖС-552) проекта 1893 – еще одно такое судно «Генерал Гамидов» с советских времен имелось в составе морского пожарного отряда МВД Азербайджана, два противопожарных катера проекта 364 (бывшие ПЖК-12 и ПЖК-179), малое кабельное судно (бывшее «Эмба») проекта 1172, построенное в Финляндии (бортовой номер T750) и санитарно-госпитальный катер (с лазаретом на 12 мест) польского проекта СК-620 (бортовой номер 385).

РЕЗЕРВ ПЛЮС «НОВЫЕ ДРУЗЬЯ»

Действующим резервом ВМС Азербайджана является береговая охрана морских пограничных частей страны, организационно включающая бригаду патрульных кораблей. Помимо двух или трех сторожевых катеров («сярхяд катерляри») проекта 205П, доставшихся от бывшей Бакинской отдельной бригады пограничных сторожевых кораблей КГБ СССР, в ее состав входит списанный Береговой охраной США патрульный катер S-201 постройки 1969 года (бывший «Point Brower» типа «Пойнт» серии «D»). Возможно, американцы подарили Азербайджану еще один «Пойнт» (такой же – «Мерджен» – есть и у Туркменистана). Кроме того, от США получены два-три патрульных катера типа «Силвер Шип 48-футовый» и более мелкие плавсредства.

Недостаток современных пограничных кораблей заставил командование морской пограничной службы Азербайджана принять в состав береговой охраны крупные морские буксиры-снабженцы (водоизмещением порядка 3000 тонн), ранее принадлежавшие Каспнефтефлоту– в какой-то мере это аналоги российских пограничных сторожевых кораблей проекта 745П вдвое меньшего водоизмещения. Речь идет о двух судах польской постройки типа «Вихрь» и «Нефтегаз» (проекты В-92 и В-99) – «S-0» и «S-703». Особенностью этих судов является возможность применения их в качестве вспомогательных десантных транспортов, поскольку они могут использоваться для перевозки войск и боевой техники. Так, на палубе судна типа «Нефтегаз» можно разместить 13 плавающих бронетранспортеров БТР-60/70/80, при этом не исключено десантирование подобной бронетехники сходом в воду с кормы. Во всяком случае, этот прием отрабатывался на учениях во времена существования СССР.

Мобрезервом ВМС следует считать самый крупный на Каспии коммерческий флот Азербайджана. Это более полусотни судов водоизмещением от 1000 брт и более, в том числе ролкеры «Бестекар Кара Караев» и «Бестекар Фикрет Амиров», могущие перевозить войска и военную технику– достаточно отметить, что вместимость каждого ролкера составляет 84 грузовика типа «КамАЗ». Есть также 14 сухогрузов и 40 танкеров. Сюда следует также прибавить суда азербайджанского рыболовного и технического гражданского флота – потенциальные вспомогательные тральщики, патрульно-дозорные корабли, спасатели и т.д.

Очевидным недостатком ВМС Азербайджана является отсутствие у них собственной специализированной авиации – доставшиеся в свое время Баку несколько вертолетов Ка-27ПС (применявшиеся в поисково-спасательном обеспечении действий азербайджанской авиации во время войны в Карабахе) и гидросамолет-амфибия Бе-12 уже исчерпали свой ресурс. Впрочем, для поддержки и воздушного прикрытия флота Азербайджан может задействовать боевые самолеты и вертолеты ВВС (например, штурмовики Су-25, L-39, истребители МиГ-25 и недавно приобретенные МиГ-29, вертолеты Ми-8 и Ми-24), однако их возможности следует рассматривать как ограниченные, особенно на фоне мощи военной авиации Ирана. Мобилизационным резервом морской авиации являются вертолеты Ми-8, Сикорский S-76, Еврокоптер «Супер Пума» и «Дофэн» гражданской авиакомпании «Азалгеликоптер», которая активно использует их для снабжения каспийских нефтяных платформ. Некоторые пилоты «Азалгеликоптера» имеют опыт боевых действий в Карабахе.

В целом военный флот Азербайджана пока не смог стать серьезным силовым фактором на Каспии, хотя номинально он и превосходит по боевому составу ВМС Казахстана и Туркмении вместе взятые.

Элементом ВМС Азербайджана, достойным особого внимания, является диверсионно-разведывательный центр боевых пловцов (в/ч 641) – особенно с учетом того, что ныне эстафету в подготовке азербайджанского морского спецназа у бывших советских офицеров приняли инструкторы из стран НАТО, в частности, военнослужащие-спецназовцы ВМС США. Так что изрядно напоминающий (издали) флаг ВМФ СССР азербайджанский военно-морской флаг – красный полумесяц с восьмиконечной звездой и голубой якорь на белом фоне над голубой волной по нижней кромке – не должен вводить в заблуждение тех, кто вдруг вообразит, что в Баку ностальгируют по советскому прошлому.

Курс своего флота в Баку выбрали, и лежит он в фарватере США и НАТО. Инициативы России по совместной «военно-морской эксплуатации» Каспия под предлогом противостояния «международному терроризму» Азербайджаном вежливо, но твердо отвергаются. Наоборот, благодаря его сотрудничеству с Западом на Каспии под тем же предлогом уже появились американские военные. Недаром SEAL – американские «морские котики» – уже проводили совместные с ВМС Азербайджана учения на Каспийском море. Тем более что от советского морского спецназа «новым друзьям» достался полигон на острове Вульф в Бакинской бухте?

На прошлой неделе Военно-морские силы (ВМС) Азербайджана провели в национальном секторе Каспийского моря командно-штабные учения. По мнению экспертов, учения стали самыми масштабными за последние годы и продемонстрировали заметное усиление военно-морских сил республики.

Основной целью учений было названо планирование совместных действий по защите энергетической инфраструктуры в оперативной зоне моря. Как уточнил сайт Минобороны, в маневрах были задействованы около 3000 военных моряков, более 30-ти боевых кораблей, катеров, до 20-ти боевых самолетов, вертолетов и более 20-ти ракетно-артиллерийских установок.

На первом этапе учений, проводимых также с привлечением ВВС, ракетных войск, артиллерии, а также спецназа, группы кораблей, частей и подразделений вышли в заданные районы сосредоточения. Также успешно были выполнены задачи по укомплектованию и боевому слаживанию.

В ходе второго этапа учений боевые самолеты и вертолеты ВВС, силы Ракетных войск и артиллерии, размещенные вдоль берега, а также спецназ во взаимосвязи друг с другом выполнили учебно-боевые задачи по освобождению нефтяной платформы и торгового судна, захваченного по легенде террористическо-диверсионной группой, а также уничтожению кораблей, незаконно проникших в оперативную зону. В итоге цели были уничтожены, поставленные задачи - выполнены.

Подводя итоги учений, министр обороны Азербайджана Закир Гасанов высоко оценил профессионализм, уровень практической и морально-психологической подготовки личного состава, а также боеготовность привлеченных к учениям подразделений.

Напомним, что новая база ВМС на мысе Пута Гарадагского района Баку была открыта в июне прошлого года. База оснащена самым современным оборудованием. Оперативные данные о надводной обстановке в азербайджанском секторе Каспия принимаются здесь посредством радиолокационных станций, установленных на береговых и островных радиотехнических постах

За учениями в Каспийском море следили и российские военные эксперты. «Военный флот Азербайджана предназначен для решения задач защиты интересов Азербайджана в Каспийском море, в первую очередь его экономической зоны. Состоит он преимущественно из легких сил: это катера, сторожевые корабли и пограничные сторожевые корабли, обеспечивающие задачу прикрытия указанных районов. Решению этих задач флот вполне своим составом соответствует», - заявил порталу «Москва - Баку» первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук, капитан первого ранга запаса Константин Сивков.

«Решать задачи борьбы с различными террористическими организациями, бандитизмом, браконьерством, военно-морской флот Азербайджана и его пограничные корабли способны вполне. При необходимости флот может взаимодействовать и с российской Каспийской флотилией, с учетом того, что рядом находится дружественный России иранский флот. К счастью, там серьезных противников у него нет. Есть договоренности по распределению сфер влияния - и там без согласия стран Каспийского региона появление военных кораблей иных государств маловероятно», - подытожил господин Сивков.

Руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде считает, что маневры 22-25 августа оказались самыми масштабными за последнее время и «доказали рост военной силы Азербайджана» на Каспии.

«Было отработано комплексное взаимодействие между военно-морским и военно-воздушными флотами. Ставилась задача по выявлению групп террористов и предотвращению возможных диверсий на магистральных трубопроводах или нападений на нефтегазовые месторождения», - заявил эксперт порталу «Москва – Баку» господин Велизаде.

Как известно, после распада Советского Союза летом 1992 года Каспийская флотилия была разделена, в результате чего Азербайджану перешло 30 % плавучей и 100 % береговой базы Каспийской флотилии. «Основной костяк ВМС по-прежнему составляет техника, оставшаяся с советского времени. Но она в значительной степени ВМС модернизируются – не в последнюю очередь, благодаря содействию российской стороны. Например, корабли оснащаются системами дальнего оповещения и противокорабельными ракетами «Уран-Э», которые начали поступать из России с 2014 года. Флот приводится в соответствие с решением нынешних задач, - в частности, обезопасить от нападения мобильных террористических групп, которые могут воспользоваться катерами. На маневрах ВМС доказали, что могут эффективно справляться не только с крупными военными объектами, но с мелкими и малозаметными», - подчеркнул господин Велизаде.

«Судя по масштабу и целям учений, можно сказать, что ВМС также выступают в качестве важного ресурса, который мог бы при необходимости оказать поддержку и сухопутным силам, и боевой авиации и в предполагаемых наступательных операциях в глубине территории республики - в Нагорном Карабахе», - добавил эксперт.

По словам военного эксперта капитана третьего ранга запаса Дмитрия Литовкина, важным компонентом военно-морской мощи Азербайджана остается береговая охрана Государственной пограничной службы.

«Серьезно должны усилить береговую охрану Азербайджана быстроходные (развивают скорость в 32 узла, то есть 60 км в час) сторожевые корабли береговой охраны, которые строятся сейчас в Израиле, фирмой Israel Shipyards. Насколько известно из открытых источников, закуплено будет шесть таких кораблей. В обозримом будущем не исключена постройка для береговой охраны Азербайджана и корветов израильского производства. Введение в строй израильских кораблей и катеров прочно обеспечит Азербайджану статус третьей силы на Каспийском море», - сказал господин Литовкин порталу «Москва – Баку».

Понравилось? Лайкни нас на Facebook